Статья на тему «Как повысить успеваемость школьника: личный опыт»
СТАТЬЯ
«КАК ПОВЫСИТЬ УСПЕВАЕМОСТЬ ШКОЛЬНИКА:
ЛИЧНЫЙ ОПЫТ»
Декопова Надежда Станиславна,
учитель математики
«Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян»
Дмитрий Иванович Менделеев
Аннотация. В статье рассматриваются методы повышения успеваемости школьников при изучении математики в основной и старшей школе с учётом личного опыта.
Ключевые слова: успеваемость, мотивация, функциональная грамотность, базовый уровень, повышенный уровень, метапредметность.
Повышение качества школьного образования является общегосударственной задачей. Как повысить успеваемость конкретного ученика, класса? Этот вопрос всегда волновал известных педагогов, волнует многих учителей, и сейчас проблема повышения успеваемости школьников является темой для дальнейших исследований.
Статья посвящена личному опыту, поэтому я буду ссылаться на свои наблюдения и выводы, приводить примеры основных понравившихся мне методических пособий и электронных инструментов, которые способствуют более эффективному обучению школьников.
При обучении школьников математике как наиболее сложного предмета требуются особые подходы. Какие же пути повышения успеваемости учеников?
1) повышение мотивации как ученика;
2) наглядность изучаемого материала;
3) чёткая структурированность учебного материала, опорные сигналы, схемы;
4) тщательный отбор изучаемого материала;
5) подбор разноуровневого учебного материала;
6) использование разных педагогических технологий;
7) использование мультимедийных средств;
8) индивидуальный подход к обучающимся;
9) систематический контроль знаний;
10) внеурочная деятельность;
11) включение в занятия элементов межпредметных связей;
12) использование в работе информационно-коммуникационных технологий.
В настоящее время учитель должен постоянно искать новые формы работы на уроке, то есть сам должен быть постоянно мотивированным в профессиональном росте, в обогащении новыми идеями в педагогической деятельности. Необходимо знакомиться с новыми методическими материалами и электронными сервисами, чтобы владеть разнообразными подходами в проведении уроков.
Отвечая на вопрос статьи, как повысить успеваемость школьника, следует уделить внимание мотивации школьника. По мнению психологов результаты деятельности человека на 10-20% зависят от интеллекта и на 70-80% от мотивов.
Первоначально я стараюсь установить хороший личный контакт с классом, с отдельно взятыми учениками. Справедливость, чёткость изложения материала, юмор и вместе с тем строгость ценятся детьми. Хорошее, доброжелательное отношение учителя к ученикам, ситуация успеха для них имеет положительное значение в учебном процессе. И вот видишь добрые улыбки, с которыми дети идут на урок. Понимаешь, что на уроке будут работать. В связи с тем, что у всех разные способности, то одних можно похвалить за тройку, других – за более высокую оценку.
Но положительная мотивация не всегда является постоянным качеством ребёнка, её приходится в большинстве случаев развивать, поддерживать многими способами.
«Учитель должен быть артист, художник, горячо влюблённый в своё дело»
(Антон Павлович Чехов).
Нужно заинтересовать предметом. Например, можно предложить отгадать тему урока с помощью ребуса, используя генератор ребусов: и другие (рис.1).
Достаточно вставить в соответствующее поле ключевое слово по теме урока, и нужный ребус появится на экране, причём можно посмотреть несколько его вариантов и затем выбрать наиболее интересный, исходя из личных предпочтений. Исторические справки, кроссворды, ребусы, необычное задание, юмор (книга С.Н. Федина «Математики тоже шутят» и другие) – всё может способствовать возникновению интереса к предмету. Пример шутки из книги С.Н. Федина: «Легко убедиться, что эта функция бесконечно дифференцируема. Сейчас мы ее продифференцируем один раз, а дома вы закончите…». На уроке алгебры по теме «Вычисление производных» в 10 классе такая шутка уместно оживит учеников, создаст хорошее настроение.
Имеется много необычной, интересной информации, которая могла бы привлечь внимание учеников, в книгах по занимательной математике, в пособиях по организации кружковой работы. Кроме этого, ребята активнее вовлекаются в изучаемую тему, если видят связь изучаемого материала с другими предметами. Они любят задавать вопрос: «А где это может пригодиться?» Речь идёт о необходимости поиска на уроке в изучаемом материале метапредметных связей.
Рис.1
Большое значение для повышения мотивации учащихся и повышения успеваемости имеет наглядность подачи изучаемого материала.
С этой целью в урок включаю презентации, которые готовлю сама или демонстрирую готовые из сети Интернет, использую материалы сайта «Российская электронная школа» (https://resh.edu.ru/), медиаресурсы сайта «Видеоуроки» (https://videouroki.net/), с которым я работаю уже продолжительное время и использую все его возможности, имею банк видеоуроков, презентаций, онлайн тетрадей, тестов. Видеоуроки, презентации помогают более эффективно использовать время при объяснении темы, фиксировать внимание на готовых рисунках, текстах для ведения записей в тетрадях. При изучении новой темы использую опорные конспекты, готовые схемы, таблицы в электронном виде. Новые возможности для создания красочных, интерактивных заданий, тестов представляет приложение LearningApps.org (https://learningapps.org/). С его помощью можно обеспечить наглядность на уроке на основе существующих в сервисе заданий, но и создать новые, свои упражнения, используя имеющиеся в приложении шаблоны заданий. Мультимедийное приложение LearningApps.org (рис.2, рис.3) позволяет мне применять на уроках следующие эффективные методы обучения, развивающие логическое мышление:
1) найди лишний объект;
2) «Лови ошибку»;
3) раздели на группы;
4) установи соответствие.
Рис.2
Рис.3
Во время уроков стремлюсь к тому, чтобы каждый ученик чаще выходил к доске. Если некоторые ученики боятся получить плохую оценку, некомфортно себя чувствовать себя у доски, то стараюсь создать для них благоприятную, рабочую атмосферу, не критиковать, а помогать разобраться с заданиями. В итоге слабых учеников можно будет увидеть у доски гораздо чаще по собственному желанию. У доски должны быть все равны: и сильные, и слабые ученики. Некоторые дети могут лучше сконцентироваться и гораздо быстрее понять новую тему не за партой, а в непосредственном сотрудничестве с учителем. Обычно после объяснения новой темы к доске ребята выходят по желанию или вызываю их «змейкой». Допущенные в ходе урока ошибки разбираем вместе. «Какая имеется ошибка?», - задаю этот вопрос классу, чтобы включить всех в работу. Рассматриваются разные версии ответов, аргументированно выбирается верный ответ. Каждый следующий к доске чувствует себя более уверенно. Каждый уверен, что плохую оценку в случае неудачного ответа по новой теме не получит, но сможет лучше понять новый материал, отсутствует психологическая неуверенность у школьной доски.
Как показывает практика, ученикам интересен метод с запланированными ошибками. После того, как найдены ошибки, можно предложить составить задачи по представленному материалу. На рисунке 4 приведён пример задания на метод с запланированными ошибками.
Найди на рисунках ошибку:
Рис.4
При погружении в новую тему оценки ставлю по желанию учеников. В результате при изучении новой темы ученики ведут себя активно, находится достаточное количество желающих попробовать свои силы, научиться.
Изучение тем обеспечиваю мелкими шагами с соответствующим поэтапным контролем от простого к сложному, наращивая связи с ранее изученными темами. При этом для лучшей натренированности учащихся осуществляю отбор учебного материала из разных источников. Быстрее усвоить теоретический материал помогают опорные схемы. Удачными, на мой взгляд, являются опорные конспекты в пособиях по математике, по алгебре и геометрии автора А.А. Мещеряковой, которые выглядят в виде таблиц и поэтому их можно для наглядности выводить во время урока на экран. Современные информационные технологии позволяют более эффективно использовать время на уроке и наглядно преподносить изучаемый материал с помощью опорных сигналов, таблиц, что запоминается гораздо лучше слов. С этой же целью можно использовать некоторые наглядные справочники с примерами, рисунками, например под редакцией Л.Э. Генденштейна, Ершовой А.П. Отсканированные опорные правила, схемы, выведенные на экран, имеют хороший обучающий эффект.
Фронтальную работу, письменную и устную, можно проводить с использованием экрана, на котором задания представлены в pdf-формате (рис.5):
Рис.5
После объяснения темы задания выполняются индивидуально, парами с самопроверкой или взаимопроверкой. Во время опроса иногда ввожу временной мониторинг. Для такого мониторинга можно использовать разные электронные, музыкальные таймеры по ссылкам из Интернет, например: https://youtu.be/qwFjEYbD35w/. (рис.6). Включение электронного таймера на уроке является одним их игровых элементов, что вносит оживление, повышает активность.
Рис.6
Иногда устраиваем у доски соревнования в парах. Учитываются и правильность, и скорость выполнения заданий. Такие упражнения детям очень нравятся. Чем больше дети заняты на уроке, тем меньше устают.
После первичного усвоения темы следует контроль знаний - у доски или с помощью самостоятельной работы.
Контроль теоретических знаний по теме полезно проводить в форме диктантов. Приведу пример теоретического диктанта:
1 вариант:
1. Любой прямоугольник является:
а) ромбом;
б) квадратом;
в) параллелограммом;
г) нет правильного ответа.
2. Если в четырёхугольнике диагонали перпендикулярны, то это четырёхугольник - …
а) ромб;
б) квадрат;
в) прямоугольник;
г) нет правильного ответа.
3. Ромб – это четырёхугольник, в котором …
а) диагонали точкой пересечения делятся пополам и равны;
б) диагонали взаимно перпендикулярны и точкой пересечения делятся пополам;
в) противолежащие углы равны, а противолежащие стороны параллельны;
г) нет правильного ответа.
2 вариант:
1. Любой ромб является…
а) квадратом;
б) прямоугольником;
в) параллелограммом;
г) нет правильного ответа.
2. Если в параллелограмме диагонали перпендикулярны, то этот четырёхугольник …
а) ромб;
б) квадрат;
в) прямоугольник;
г) нет правильного ответа.
3. Прямоугольник – это четырёхугольник, в котором …
а) противолежащие стороны параллельны, а диагонали равны;
б) два угла прямые и две стороны равны;
в) нет правильного ответа.
Теоретические диктанты несложно составить самостоятельно, можно воспользоваться учебными пособиями с готовыми диктантами по математике (комбинированными, терминологическими) разных авторов (Г.Г. Левитас, А.С. Конте и других). Такие опросы полезны тем, что заставляют логически размышлять, опираясь на выученные определения, теоремы без их механического заучивания.
Считаю, что самой эффективной формой контроля является проверка практических знаний по изученному материалу с помощью готовых заданий-карточек.
Рис.7
Карточки формирую в автоматическом режиме с использованием https://mat-ege.ru/. Сайт Mat-EGE.ru располагает очень удобным конструктором для формирования самых разных контрольных карточек по математике с 5 по 11 класс. Сайт Mat-EGE.ru отличается удобным автоматическим управлением для выбора заданий. Созданный большой банк разноуровневых заданий на бумажном носителе и в электронном виде позволяет мне эффективно пользоваться им для контроля успеваемости. Проверочный материал всегда под рукой для проведения практической работы или индивидуального исправления оценки. С помощью готовых ключей-ответов все варианты проверяются быстро.
Рис.8
Примеры составленных карточек с помощью конструктора сайта Mat-EGE.ru представлены на рисунках 7, 8. В таких карточках можно по желанию менять содержание заданий, их порядок и количество, создавать определённое количество вариантов. Нет проблем с их обновлением. На уроке каждый ученик получает свой индивидуальный вариант задания, задания сформированы в разных карточках вразброс. Количество равноценных вариантов на моих уроках, как правило, равно количеству учеников в классе. Ответы выписываются учениками в виде таблицы, решения обязательно прилагаются на этом же листе. Если нужно проверить правильность оформления решения, выполнить задания с развёрнутым ответом, то предлагаю карточки, в которых не более пяти заданий. Первые четыре задания являются базовыми, а пятое – повышенного уровня сложности. Базовые знания как фундамент для углубленного погружения в предмет очень важны, поэтому много базового материала на уроках не бывает. Его должен освоить каждый ученик.
Если для работы с сильными учениками можно готовить карточки с заданиями повышенной сложности, то для работы со слабыми нужны дополнительные карточки коррекции знаний. В работе со слабоуспевающими учениками можно использовать методические пособия для обучения выполнению заданий по образцу. В этих целях на дополнительных занятиях со слабоуспевающими полезными могут быть книги автора Г.Г. Левитас «Карточки для коррекции знаний», в которых по ключевым темам того или иного курса 5-11 класса в каждой карточке указаны правила, инструкции, образцы решения и задания по изучаемой теме, что для примера представлено на рисунках 9, 10:
Рис.9
Рис.10
Более сильные ученики получают дополнительные задания повышенного уровня сложности и с удовольствием их выполняют.
В учебных пособиях таких авторов как Балаян Э.Н. («Геометрия: задачи на готовых чертежах»), В.В. Казаков («Наглядная геометрия, 7 класс»), Г.И. Ковалёва («10-11 классы: задания на готовых чертежах по стереометрии»), Е.М. Рабинович («Задачи и упражнения на готовых чертежах. 7-9 классы», «Задачи и упражнения на готовых чертежах. 10-11 классы») для решения предлагаются разноуровневые задачи, что способствует хорошей практике решения задач и более глубокому освоению учебного материала. С помощью проектора задачи на готовых чертежах вывожу на экран, и ребята активно решают более простые задачи устно, более сложные – письменно. Так за урок решаем достаточное количество разнообразных и интересных задач дополнительно к заданиям учебника. На рисунке 11 приведён пример заданий на готовых чертежах из пособия В.В. Казакова «Наглядная геометрия,7 класс»:
Тема: параллельные прямые
Рис.11
Домашние задания также часто выдаю не только из основного учебника, но и из разных дидактических пособий. Благодаря большому количеству разнообразных заданий, в том числе на готовых чертежах, происходит эффективное, непроизвольное запоминание определений, свойств и признаков изучаемых фигур, усвоение и закрепление теоретического материала, развитие логического мышления.
Что касается разных онлайн тестов, то в целях объективного оценивания знаний предпочитаю использовать их для организации фронтальной или индивидуальной работы на уроке под личным контролем. Тест может быть выведен в классе для всех на экран. Можно для самопроверки сразу на экране увидеть правильные ответы (например, по цвету ответа), процент верных ответов и пройти тест снова. Или, например, для получения оценок тест решается учениками в присутствии учителя на компьютерах. Другие варианты работы с онлайн тестами, как считаю, полезны ученикам, но могут ими выполняться в личных, тренировочных целях.
Среди существующих сайтов, которые можно рекомендовать ученикам для самостоятельных занятий, такие как:
1) интерактивная тетрадь Skysmart;
5) https://4ege.ru/matematika/:
6) https://math100.ru/ ;
7) Я-класс;
8) https://training.foxford.ru/;
В числе указанных ресурсов имеются сайты с видеоразборами типовых заданий, что может быть полезно ученикам для самостоятельного повторения материала по пройденным темам.
Достаточное внимание в работе учителя математики приходится уделять вычислительным навыкам учащихся. Именно отсутствие по разным причинам таких навыков, наличие пробелов при выполнении действий с самыми разными числами часто являются корнем неуспеваемости. Как замечено, хорошо учится по математике тот, кто хорошо считает. В этом направлении нужна постоянная практика на уроках. С этой целью полезны разнообразные математические тренажёры: книги В.И. Жохова «Математический тренажёр» (для 5, 6 классов), серия книг О.В. Узоровой, Е.А. Нефёдовой «30 000 примеров по математике» и другие. Можно посоветовать пособие авторов Н.Н. Хлевнюк, М.В. Ивановой и других под названиями «Формирование вычислительных навыков на уроках математики 5-9 классы», «Математика. 10-11 классы. Формирование вычислительных навыков». Они предлагают большое количество разноуровневых карточек для тренировки вычислительных навыков с разными числами, степенями корнями, логарифмами … Все пособия предназначены для выработки и совершенствования прочных вычислительных навыков учащихся, развития у них внимания и оперативной памяти, которые являются необходимыми компонентами успешного овладения школьным курсом математики. Перечисленные пособия являются хорошим дидактическим материалом, которые я применяю на уроках наравне с другими.
Внеурочная деятельность, межпредметные недели имеют несомненную пользу для повышения интереса учеников к обучению в целом. В ходе проведения межпредметной недели хорошо обыграть одно межпредметное понятие в разрезе разных предметов. Интеграции всех изучаемых в школе предметов имеет большое значение в процессе обучения, так как школьникам необходимо умение применять знания в повседневной жизни. Так, например, в ходе последней межпредметной недели, проводимой в школе, на станции «Арифметическая» мной было подобрано для участвующих команд параллели 8-ых классов задание по функциональной грамотности: нужно было, внимательно ознакомившись с рисунком, текстом, таблицей, выяснить, какой коэффициент сцепления автомобиля с дорогой является наиболее оптимальным в разных погодных условиях; как меняется тормозной путь автомобиля в разных погодных условиях; какой длины должен быть тормозной путь, если впереди имеется опасность. Результатом выполнения задания был ответ на вопрос: является ли новое дорожное покрытие лучшим по сравнению со стандартным. Межпредметные связи были установлены между математикой и физикой. Кроме этого, ребята узнали новые понятия из области физики.
Информацию по межпредметным связям можно почерпнуть из разных современных источников. Я ознакомилась с интересной книгой «Межпредметные интегративные погружения», авторы - В.Ю. Пузыревский, М.М. Эпштейн. В результате узнала дополнительно много полезного по вопросу организации межпредметности.
Межпредметные понятия хорошо осваиваются обучающимися также в ходе проектной и исследовательской работы с получением конечного продукта. Такие работы усиливают познавательную мотивацию учеников и в дальнейшем оказывают влияние на повышение их успеваемости.
Лишь активная деятельность на уроке позволяет хорошо усваивать учебный материал, повышать успеваемость. Любовь к детям, любовь к своему предмету, умение заинтересовать предметом, эффективное руководство учениками на уроке – важные составляющие хорошей успеваемости школьников по школьному предмету.
21