Как повысить успеваемость: личный опыт
Как поднять успеваемость: личный опыт
В данной статье я бы хотела поделиться своими мыслями и небольшим опытом в плане вопроса улучшения успеваемости и повышения мотивации в изучении иностранных языков. Насколько же оправданы были применённые мною методы и способы – судить Вам: уважаемым коллегам и читателям.
Свою трудовую деятельность мне привелось начинать не в школе, а в профессиональном училище, где обучающиеся осваивали такие профессии, как автомеханик, повар-универсал, пчеловод, водитель.
Я же, новоиспечённая выпускница факультета иностранных языков, обязана была вести у студентов уроки немецкого языка. Не могу сказать, что было легко. И на это было несколько причин.
Первая причина заключалась, естественно, в моей неопытности, поскольку до этого мне приходилось вести уроки лишь во время педагогической практики (во время практики занятия вела в начальных классах).
Вторая причина, на мой взгляд, состояла в том, что контингент обучающихся был довольно сложным, поскольку большинство студентов были из трудных семей, из интернатов. Практически у большинства ребят школьный аттестат пестрил «тройками», многие дети состояли на учёте и так далее – не стану углубляться в подробности.
Следующая причина, пожалуй, тоже немаловажная, заключалась в том, что практически многие обучающиеся, поступая в профессиональное училище, уже заранее ставили перед собой задачу: главное как-нибудь отучиться, получить диплом, а потом уж как получится.
С учётом всего вышеперечисленного, изучение иностранного языка вообще не входило в планы студентов, поскольку, как они полагали, он им не пригодится в принципе.
Я пыталась донести до ребят важность владения иностранными языками объясняя это тем, что их изучение способствует расширению кругозора, обогащению багажа знаний. И одним из главных достоинств изучения иностранного языка я объясняла тем, что он может пригодиться им в будущем.
Но, к сожалению, всё мои попытки оказались тщетны…
В дальнейшем, спустя два года, я уже устроилась преподавателем в общеобразовательную школу, где мне представилась возможность вести уроки английского языка, а спустя пару лет ещё и немецкого языка.
Преподавать английский язык в школе мне нравилось, хотя, стоит отметить, что приходилось тоже не всегда легко и просто (уроки я вела в 6-10 классах. Классы мне, молодому специалисту, в основном, доставались слабые).
Исходя из собственного опыта, могу сказать, что чем старше становятся дети, тем сложнее их заинтересовывать изучением иностранных языков.
Я не спорю, есть дети, которые одинаково с огромным рвением и интересом изучают языки как в младших классах, так и в старших. Но таковых ребят единицы.
У остальных же обучающихся интерес к изучению иностранных языков с каждым годом только гаснет. Этому, конечно же, способствует множество причин: это и проблемы в семье, и отсутствие мотивации, и педагогическая запущенность. Следует не забывать и о наследственных особенностях, черте характера, способностях, особенностях подросткового возраста, а также немаловажным фактором является и пренебрежение развитием учеников со стороны самого учителя, ориентация на работу с наиболее способными детьми, неумение выдвигать и формулировать цели обучения и прочее.
С целью повышения мотивации у обучающихся я пыталась прибегнуть ко многим методикам: использовала на уроках «парные» и «групповые» формы работы, применяла игры, развивающие задания, творческие работы, прибегала к помощи интегрированных уроков, различного рода информационных технологий, использовала уроки-фантазии, видео-уроки, уроки-тесты, уроки-драматизации.
В результате применённых мной методов, наиболее эффективными оказались следующие: составление презентаций, просмотр видеороликов с последующим их обсуждением, использование дифференцированного подхода и разноуровневых заданий.
В период моей работы в школе были и моменты, когда я вела уроки и в начальных классах. Благодаря малышам я поняла, что ещё бывают и такие классы, в которых все обучающиеся с огромным интересом и желанием изучают иностранные языки. И дело, пожалуй, не только в том, что в младших классах преподносимый материал легче, а скорее в том, что значимую роль в данном случае играет и сам возраст: в этот возрастной период детям ещё всё интересно, они стремятся узнать больше информации, научиться новым навыкам и, самое главное, младшие школьники верят в сказки и чудеса, воспринимают окружающий мир совершенно иначе.
Работая в младших классах мне не приходилось ломать голову, как заинтересовать ребят, мотивировать их, чтобы обучающиеся стремились изучать иностранные языки и получать не только высокие оценки, но и положительные эмоции.
Исходя из своего небольшого опыта работы, соглашусь с мнением, что мотивы изучения иностранных языков с возрастом действительно меняются. Если обучающихся младших классов можно заинтересовать применением игр на уроках, мотивировать их тем, что в будущем они смогут поехать в страну изучаемого языка, общаться с иностранцами, то уже в более старших классах ребятам важнее изучать именно тем предметы, которые будут нужны им для дальнейшей учёбы и работы.
Что ж, буду продолжать искать новые пути решения!
Благодарю Вас за внимание!