Эссе «Как привить любовь к литературе в начальной школе»

5
0
Материал опубликован 16 January 2022

Творческая деятельность учителя на уроках литературы в младших классах будет успешной только тогда, когда школьники будут интересоваться литературой, чтение станет их любимым занятием. В этом случае учитель сможет не только рассказать об изучаемом произведении, проанализировать его, а сможет организовать интересную, искреннюю дискуссию, которая не оставит равнодушным ни одного ученика.

Каждое произведение, которое изучается в школе должно задевать струны души ребёнка, открывать для него что-то новое.

В первом классе достичь этого особенно сложно, так как программа предусматривает уделение главного внимания технике чтения, понимание его элементарного смысла. Программа очень усреднённая, хотя в первом классе обычно находятся очень разные дети. Некоторые из них уже довольно бегло читают, другие только запоминают буквы. Сейчас в школы Подмосковья приходит много детей приезжих из Средней Азии, которые едва знают русский язык. Перед учителем стоит чрезвычайно сложная задача, так организовать процесс обучения, чтобы на уроке литературы всем детям было интересно, чтобы каждый ученик получал что-то полезное для своего индивидуального развития.

         

Литература, как предмет

Литература является важным предметом в начальной школе. Дело в том, что дети такого возраста мыслят ещё по большей части образами, а не обобщениями. При знакомстве с литературными худдожественными произведениями ученики осмысливают их образно. Это помогает детям представить героев и сюжет произведения. Однако такие понятия, как красота стиля конкретного автора, средства выразительности требуют определённых усилий со стороны педагога. Учитель должен обратить внимание школьников на сетафоры и сравнения, на особый словарь каждого из изучаемых на уроках авторов.

В этом может помочь составление словарей метафор и эпитетов, которые дети погтом погут использовать в сочинениях. Когда ребёнок в своём самостоятельном творчестве опирается на великих поэтов и писателей прошлого, его стиль становится более красивым, выразительным, эмоциональным.

Привычка обращать внимание на язык конкретного автора, привитая ученикам в начальных классах сослужит им хорошую службу в будущем, когда они перейдут в среднюю школу. Влияние хорошей литературы, вовремя сформированная потребность регулярно читать книги поможет в духовном становлении школьников.

 

Сложности для учителя при изучении литературы в начальнгой школе

Если раньшевся инвормация находилась на печатных носителях, то современные поколения получают знания, в основном, через Интернет и телевидение. В семьях, где подрастают дети, родители не читают. Между тем, они часто ожидают от учителя, что он автоматически вызовет у их детей потребность в чтении. Но откуда может взяться такая потребность, если дети не видят дома перед собой положительного примера?

Просьбы учителя читать детям книги перед сном часто родителями игнорируются. Семейное чтение заменяется просмотром мультфильмов. Ребёнок понимает, что мультики – это просто и весело, а чтение книг – это сложно.

Очень часто в семье не создаётся положительная мотивация. Родители говорят ребёнку, что тот, кто не любит читать, не сможет получить хорошую профессию. Между тем, ребёнок младшего школьного возраста нуждается в более близкой мотивации. Родители должны сформировать у ребёнка понимание того, что чтение – это очень интересное и увлекательное занятие.

Чрезмерная строгость и требовательность родителей при обучении чтению молжет вызвать у ребёнка даже стойкое отвращение к книгам.


Как пристрастить ребёнка к литературе?

В моей профессиональной практике я часто сталкивалась с жалобами современных родителей: «Никак не могу заставить его читать»

Заставлять ребёнка читать – очень вредно и бесперспективно. Это занятие не должно проходить из-под палки. Негативная мотивация сразу окрашивает чтение в мрачные тона, ребёнок заранее настраивается на то, что ему во время чтения будет скучно, сложно, плохо.

Если же ребёнок будет ждать совместного чтения с родителями интересной детской книги, у него будет совсем другое настроение. Чтение (поначалу обязательно с мамой или папой) должно быть наградой, а не наказанием или докучливой обязанностью.

Для учителя поначалу главной задачей является знакомство ребёнка с техникой чтения. Учитель должен контролировать понимание текста, скорость чтения, осознанность, выразителшьность.

Но нельзя сказать, что задача приобщения к литературе в начале обучения не стоит. С самых первых уроков учитель должен воспитывать в детях уважение и почитание книги. Он должен сформировать у младших школьников понимание, что книга – не только источник знаний, но и верный друг, средство получения удовольствия.

Главная цель педагога на уроках литературы в начальной школе – воспитатие из каждого ребёнка грамотного читателя, то есть такого, который может воспринимать литературу с её эстетической стороны.

Ученик, прочитав, или прослушав литературное произведение должен уметь не только рассказать, о чём оно, но и ответить на вопрос, как это произведение написано. Ребёнок должен сопереживать героям и автору, воспринимать автора, как близкого собеседника.

Огромное значение имеет посещение учителем вместе с учениками детской библиотеки. Пользование библиотекой помогает сформировать навыки грамотного читателя. Ребёнок учится не только вдумчиво читать книги, но и выбирать их для себя по своим интересам. Посещению библиотеки учениками учитель должен уделять достаточное внимание. Если этот момент будет упущен, то дети, даже получив необходимые знания на уроках литературы, не научатся выбирать литературные произведения для себя и регулярно читать книги не будут. Для этого учитель может давать задания по другим предметам, которые требуют посещения библиотеки и подббор литературы по нужной теме. Дети поймут, что чтение – это не всегда развлечение и получение удовольствия, это полезное для учёбы занятие.

Хорошо помогает для развития интереса к чтению обмен книгами – дети приносят из дома книги, которые они уже прочли и обмениваются ими со своими одноклассниками. Перед обменом каждый ребёнок коротко рассказывает товарищу о книги, не передавая её сюжет полностью. Этот приём помогает заинтересовать детей, развить навык обобщённого рассказа, развить читательские интересы учеников.

Чтение на уроках – это только вершина айсберга. Из внимания учителя не должно выпадать и самостоятельное домашнее чтение учеников. Посетив семью, проведя беседу с родителями, учитель поймёт создана ли у ребёнка дома атмосфера, благоприятствующая вдумчивому самостоятельному чтению. Интересуются ли взрослые в семье, читает ли их ребёнок и что читает.

Иногда родителям нужно рассказать о возрастных особенностях младших школьников и посоветовать книги, соответствующие их возрасту.

Процесс знакомства с книгой на уроке выглядит следующим образом:

1.       Общее знакомство с книгой под руководством учителя – чтение названия, разглядывание рисунка на обложке, сравнение его с названием;

2.       Поочерёдные догадки о содержании книги, руководствуясь её названием и иллюстрациями;

3.       Проговоривание имени и фамилии автора книги, попытки их запомнить;

4.       Если книга представляет собой сборник коротких рассказов или стихов, что часто бывает в начальных классах, дети ищут на названиям произведения, которые вызывают у них особенный интерес;

5.       Самостоятельное чтение выбранных произведений;

6.       Общий обмен впечатлениями о прочитанном.

В классе я всегда организую для детей читательский уголок, куда дети приносят для прочтения своими товарищами любимые книги. Там же находится доска почёта, на которой вывешиваются фотографии самых активных читателей и список рекомендованной для домашнего чтения литературы.

Один раз в неделю на уроках чтения в классе полезно проводить инсценировки прочитанных произведений или игру в «Театр у микрофона» Во время этой игры дети читают по ролям знакомые произведения. Игра чпособствует развитию навыка выразительного чтения и артистических способностей учащихся.

Привить любовь к поэзии помогает игра «Стихи по кругу», во время которой дети по очереди читают любимые стихи. Стихи можно читать как по книге, так и по памяти. Интересно заметить, что, если вначале учебного года большинство ребят пользуются хрестоматиями, то в концу четвёртой четверти подавляющее число учеников читают любимые стихи по кругу наизусть.

Младшие школьники очень любят литературные праздники, посвященные творчеству одного поэта или писателя или литературным произведениям, посвящённым конкретному времени года или значимому событию. Произведения для таких мероприятий подбираются, соответствующие интересам детей, их эстетическим потребностям.

 

Условия, которые необходимы для развития интерса к литературе в младшей школе

Для того, чтобы ребёнок полюбил литературу, необходимо соблюдать определённые условия:

1.       В книге, которую предлагается прочесть ребёнку должен быть достаточно крупный шрифт и цветные иллюстрации; 

2.       Взрослые должны участвовать в процессе детского чтения, нежелательно оставлять ребёнка с книгой один на один, для активизации интереса взрослый может начать сам чтение, описать главных героев или особенно интересные повороты сюжета;

3.       Взрослые не должны критиковать ребёнка, даже если поначалу он читает не достаточно хорошо. За любой заметный успех ребёнка надо хвалить;

4.       Читать с детьми надо ежедневно, проявляя позитивный настрой и заинтересованность;

5.       Нежелательно занимать ребёнка чтением, если он расстроен, сильно устал или   настроен на беготню и подвижные игры. Переключить ребёнка на восприятие литературы поможет предварительная беседа, интересный рассказ;

6.       Для первокласников особенно подойдут книжки маленького размера «игрушечные» со знакомыми ребёнку народными сказками. Можно предложить ребёнку почитать «игрушечную» книгу для своих игрушек;

7.       В то время, как ребёнок читает, родителям не стоит отвлекаться, заниматься домашними делами, сидеть за компьютером или переписываться по телефону со знакомыми. Ребёнок должен видеть, что взрослому интересно то, что он читает; 

8.       Для ребёнка постарше (второй-третий класс) наоборот подойдёт приём «маме некогда». Взрослый приносит ребёнку книгу, которая ему очень нравилась в детстве, но он якобы забыл, чем она заканчивается, а сейчас перечитывать нет времени. Взрослый просит ребёнка прочитать книгу и рассказать подробно её сюжет; 

9.       После того, как ребёнок дочитал книгу, обязательно надо обсудить с ним прочитанное, чтобы убедиться, что ребёнок всё понимает правильно, спросить, что наиболее понравилось, что бы сделал ребёнок на месте героев книги.

Нельзя заставить маленького человека полюбить литературу. Можно только его ею увлечь.Это важная цель всех взрослых, которые окружают ребёнка – учителей, родителей, других родственников и тех, кто создаёт детскую книгу. От того, насколько мы все преуспеем в достижении этой цели, зависит насколько культурными людьми выразтут наши дети, насколько успешным будет будущее нашей страны.

Комментарии
Комментариев пока нет.