Как сформировать у младшего школьника желание учиться? Создание ситуации успеха на уроках в начальной школе в рамках ФГОС НОО (из опыта работы)
Статья на тему:
«Как сформировать у младшего школьника желание учиться?
Создание ситуации успеха на уроках в начальной школе
в рамках ФГОС НОО (из опыта работы)».
Подготовила:
учитель начальных классов ВКК
МБОУ гимназии №4 г.о.Озеры МО
Дубровская Е.В.
июнь 2019 г.
В рамках ФГОС, новых нормативных документов по модернизации образования в России акцент делается на индивидуализацию обучения, на создание комфортных условий для каждого ученика. Ребенок, идя в образовательное учреждение, надеется добиться признания и рассчитывает заслужить любовь и уважение со стороны учителей и одноклассников. Учителя начальных классов, как никто знают, что в начальной школе очень важно заинтересовать ребенка на новый для них вид учебной деятельности. Малышей можно научить только тогда, когда им интересно. Василий Александрович Сухомлинский утверждал, что «методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости. Радости познания, радости творчества, радости общения. Это определяет главный смысл деятельности учителя: создать каждому ученику ситуацию успеха».
Работая с младшими школьниками, я поняла, что одной из важных целей обучения является развитие личности каждого ребенка, и это возможно, если обучение и воспитание построено таким образом, что доставляет ребенку радость познания. Именно через успех у ребенка развиваются универсальные учебные действия.
Что такое успех? УСПЕХ – это:
- Импульс к активной работе.
- Эмоциональное благополучие.
- Становление личности.
- Залог положительного отношения к учебе, к труду.
- Развитие положительной мотивации.
Что ведёт к успеху?
1. Нетрадиционные формы урока: урок – соревнование, уроки с групповыми формами работы, уроки – творчества, уроки – конкурсы, уроки – игры и другие.
2. Нетрадиционные формы обучения: комбинированные и интегрированные занятия, проектная и исследовательская деятельность.
Что такое ситуация успеха?
С педагогической точки зрения ситуация успеха – это целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создаётся возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. Задача учителя в том и состоит, чтобы дать каждому из своих учеников пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. В переживании ситуации успеха особенно нуждаются учащиеся, испытывающие затруднения в учении. В связи с этим необходимо подбирать такие задания, с которыми учащиеся этой категории могли бы справиться без особых затруднений, и лишь потом переходить к более сложным упражнениям. С этой целью я использую, так называемые, сдвоенные задания, где первое подготавливает к выполнению более сложного задания. В своей работе я активно применяю метод дифференцированного обучения. Класс, в котором работаю, состоит из учеников с неодинаковым развитием и степенью подготовленности, поэтому добиваюсь, чтобы каждый ученик работал в полную меру своих сил, чувствовал уверенность в себе, ощущал радость учебного труда. На уроках часто использую дифференциацию учебных заданий. Варианты заданий обычно отличаются уровнем трудности, уровнем творчества, объёмом.
Надежным путем создания ситуаций успеха является коллективная форма обучения. В данном случае действует принцип “Одна голова хорошо, а две лучше”. Часть обучающихся, к сожалению, чувствуют неуверенность в собственных силах, работая самостоятельно, поэтому выполняя работу в паре постоянного или сменного состава, в группе, дети получают возможность справиться с заданием успешно. Кроме того, введение в урок коллективных форм обучения позволяет мне оживить занятие, реализуются коммуникативные потребности учеников.
Созданию ситуации успеха способствует использование в учебно-воспитательном процессе метода проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, это самостоятельная творческая работа обучающихся под руководством учителя. Проекты могут выполняться детьми как индивидуально, так и группами.
Большое значение в создании ситуаций успеха имеет общая морально-психологическая атмосфера в классе, поскольку это в значительной мере снимает чувство неуверенности, боязни приступить к внешне сложным заданиям. Если взрослые, обладающие большим авторитетом у детей, мало поощряют их за успехи и больше наказывают за неудачи, то в итоге формируется и закрепляется мотив избегания неудачи, который не является стимулом к достижению успехов. Если, напротив, внимание со стороны взрослого и большая часть стимулов ребенка приходится на успехи, то складывается мотив достижения успехов. Поэтому педагогически оправдано создание для школьника ситуации успеха. Технологически эта помощь обеспечивается рядом операций, которые создаются вербальными (речевыми) и не вербальными (мимико-пластическими) средствами. Подбадривающие слова и мягкие интонации, мелодичность речи и корректность обращений, так же как открытая поза и доброжелательная мимика, создают в сочетании благоприятный психологический фон, помогающий ребенку справиться с поставленной перед ними задачей. Снятие страха – помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих «Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться», «Эта работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили». В течение всего урока я часто произношу слова: «хорошо», «отлично», «молодец», «умница». В конце концов, ребенок поверит учителю и станет принимать его реплики как само собой разумеющуюся оценку. Я заслужил эти слова, и все время буду доказывать, что я «молодец»!
В течение занятия я обязательно использую устную похвалу:
●Ты очень постарался!
●Благодарю за работу!
●Ребята, я горжусь вами!
●Ты меня порадовал!
●Уже намного лучше!
●Продолжай также хорошо работать.
Каждую письменную работу ученика рецензирую и комментирую, отмечаю малейший успех, подчеркивая, что ученик «раньше этого не умел, а теперь научился». Использую письменную похвалу в тетрадях: «Старался!», «Молодец!», «Стал лучше писать!» и т.д. Так как в 1-ом классе безотметочное обучение, а лучшие работы надо как-то выделить, поэтому на лучшие работы я надеваю обложку с надписью:
«Молодец сегодня ты, ставлю тебе «5».
Как приятно было мне тетрадку проверять!»
И дети перед уроком с нетерпением ждут, чья тетрадь сегодня будет с подарком.
Во 2-м классе я ставлю отметку в конце каждого месяца за ведение тетради. И теперь ученик, если даже и пишет с ошибками, то у него может появиться в тетради 5 – это за ведение тетради.
На занятиях я использую и коллективную похвалу – учащиеся хлопают ученику, который дал правильный ответ на трудный вопрос, или получил хорошую отметку. Ребята радуются и малейшим достижениям своих одноклассников. Общая радость состоит в том, что бы ученик достиг нужной для себя реакции коллектива. Она может быть подготовленной учителем или спонтанной, заметной или незаметной.
Общей радостью считают только те реакции коллектива, которые дают возможность ребенку почувствовать себя удовлетворенным, стимулируют его усилия. Общая радость – это прежде всего эмоциональный отклик окружающих на успех члена своего коллектива.
Педагогу очень важно знать, какой эмоциональный фон преобладает в классном коллективе в течение учебного дня, и насколько успешно оценивают свои учебные достижения обучающиеся. Этому способствует рефлексия, к которой я подвожу учащихся в конце урока, на уроках использую самооценку и взаимооценку.
Как создать «ситуацию успеха» на уроке? Приемов много. Я расскажу о наиболее интересных, нестандартных приемах, которые я использую в своей практике.
1. Прием «Анонсирование». Учитель заранее предупреждает школьника о предстоящей проверке знаний. Смысл анонсирования в предварительном обсуждении того, что должен будет ребенок сделать: посмотреть план сочинения, повторить правила, перечитать определенную тему, подобрать литературу и т.п. Чем – то это напоминает репетицию, которая создает психологическую установку на успех. Дает уверенность в силах, т.к. устраняет синдром «внезапного нападения».
2. Прием «Поделись успехом». После выставления отметок за проверку знаний, учитель спрашивает хорошо успевающих ребят:
- Как ты готовился к диктанту? Что помогло тебе написать его хорошо?
Подобные рассказы помогают делиться успешными ситуациями. Дети учат себя сами.
3. Прием «Даю шанс». При самостоятельной работе каждый ребенок может использовать «свой шанс». Это значит - он может обратиться за помощью к однокласснику и при этом снижения отметки за работу не будет.
4. Прием «Умышленная ошибка» («ловушка»). Этот прием хорош тем, что во – первых, разрушается миф о всезнайстве учителя; во – вторых, весь класс стимулируется к работе.
5. Прием «Внесение мотива». Учитель подходит к ученику и говорит: «Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…” Этот прием показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность.
6. Прием «Персональная исключительность».
- Сегодня на уроке мы с вами говорили о дружбе людей и животных. Дома напишите сочинение о любимом животном.
- Маша, ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой. Найди к следующему уроку в интернете фотографии о дружбе людей и животных. Хорошо?
- Света, только ты сможешь написать небольшое стихотворение о животном. Напиши, пожалуйста, к следующему уроку.
Это прием «Персональная исключительность». Он обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности. Используя этот прием, я разрабатываю разноуровневые задания на одного ребенка.
7. Прием «Высокая оценка детали». При выполнении самостоятельных заданий, учитель подходит к ребенку и говорит: «Тебе правильно удалось задание…», «Похвалы заслуживает вторая часть твоей работы». Этот прием помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали.
8. Прием «Скрытое инструктирование». Помогает ребенку избежать поражения. Достигается путем намека, пожелания «Возможно, лучше всего начать с …» «Выполняя работу, не забудьте о …».
9. Прием «Педагогическое внушение». Побуждает к выполнению конкретных действий «Нам уже не терпится начать работу…» «Так хочется поскорее увидеть…».
10. Прием «Заражение». «Заразить» коллектив интеллектуальной радостью можно в том случае, если успех отдельного школьника станет стимулом для успеха других, перерастет в успех многих, а осознание этого успеха вызовет радость всех.
Ситуацию успеха я создаю не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. Это обязательное ведение индивидуального портфолио, где отражаются достижения ученика. В классном уголке размещаем коллективные грамоты, а на доске вывешиваем грамоты отдельных учащихся, которые они получили в школе и вне школы. Ребята очень хотят, чтобы их фамилии, фотографии, дипломы, грамоты были на видном месте.
В своей деятельности применяю элементы соревнования, веду рейтинг в классе.
В конце четверти определяем учеников, получивших за четверть большее количество «4» и «5». Результаты вывешиваются в классном уголке. Не забываем отметить успехи всех учащихся в динамике.
Положительные стороны ситуации успеха:
- повышает мотивацию учения и развивает познавательные интересы;
- стимулирует к высокой результативности труда;
- корректирует личностные особенности, такие как тревожность, неуверенность, самооценку;
- поддерживает в классе благоприятный психологический климат;
- развивает инициативность, креативность, активность.
Негативные стороны создания ситуации успеха состоят в том, что ученик может переоценить свои возможности и поставить перед собой такие задачи, которые будут ему непосильны, невыполнимы.
В заключении хочется отметить, ребенок приходит в школу преисполненный желания учиться. Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей. На основе этого, можно сделать вывод: успех в учебе – завтрашний успех в жизни!
Используемая литература:
Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать? М.:"Просвещение", 1991.
Воробьев Г.Г. Школа будущего начинается сегодня. М.:"Просвещение",1991.
Глассер У. Школы без неудачников. М.: "Просвещение", 1991.
Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.: "Владос", 1995.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: "Народное образование", 1998.
Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. Киев, 1972.
Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - К.: Рад. шк., 1988.
Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. М.: "Педагогика",1974.