Статья на тему «Как учить физике без зубрёжки?»
Борцова Елена Владимировна, учитель физики МБОУ «Средняя школа №30» города Дзержинска Нижегородской области
Как учить физике без зубрежки?
Скучные уроки годны лишь на то,
чтобы внушить ненависть
и к тем, кто их преподает,
и ко всему преподаваемому.
Жан-Жак Руссо.
Всеми возможными способами нужно
воспламенять в детях горячее стремление
к знанию и умению
Я.А.Каменский
Урок не имеет точку. Он заполнен:
восклицанием, удивлением, восхищением, вопросом, мыслью-
и заканчивается многоточием.
Ш. Амонашвили.
О мотивации сказано и написано много. Много умов бились и бьются над этим вопросом. Можно остановиться на трудах Л.И. Божович (отечественный психолог, женщина, изучала школьные мотивы), К.Левина (представитель гештальтской школы психологии, создал экспериментальный метод исследования мотивации, Д. К. Маккеланда, Г. Олпорта, Э. Даффи, Д. Берлайн , И. Аткинсона и К. Берча, самая известная- теория мотивации А. Маслоу- мотивы определяются потребностями, а потребности идут от внешних к внутренним). И все связать с психологическими особенностями подросткового возраста. Мне не хотелось бы говорить о причинах успешности или неуспешности формирования мотивации обучения. Мне бы хотелось предложить пути решения этой проблемы, т.е. способы формирования и развития мотивации на современном уроке.
Понятно, что в связи с переходом к ФГОС второго поколения, меняется концепция урока. Если в традиционном уроке ученик- объект обучения, воздействия учителя, то в современном уроке, уроке активном, учитель- организатор, а ученик- добытчик знаний, открыватель, главный работник на уроке. И урок направлен на развитие ребенка, является практико- ориентированным для ребенка, информация урока- важна, нужна и полезна для него. Но все удастся, если на уроке традиционном или современном, будет создана ситуация успеха. Создать ее можно, если ученик будет смотивирован на успех.
Мне бы хотелось рассказать о тех путях формирования мотивации обучения, которые использую я на современном уроке физики. В основе моего подхода лежит методика Монро (в 30-х гг. 20 века был профессором Университета Пердью, США, штат Индиана, выпускниками которого были 23 астронавта, в т.ч. и Нил Армстронг, впервые вступивший на Луну, и Юджин Сернан, последний из ходивших по Луне).
Методика Монро основана на применении последовательности определенных побудительных мотивов и состоит из пяти шагов:
Привлечь внимание, т.е. создать у аудитории яркое первое впечатление, что заставит слушателей услышать и запомнить основную идею.
Актуальность проблемы. Убедить слушателей в важности того, о чем говорит выступающий.
Предложить решение проблемы, останавливаясь на промежуточных выводах. Этот этап- основная часть выступления, где высказывается точка зрения выступающего и сущность предложенного решения. После каждого пункта выступающим подводятся итоги для создания целостной картины у аудитории, продумываются возможные возражения и ответные контрмеры.
Визуализировать результат. Описывается с максимальной долей реализма, что будет, если действий по решению проблемы не будет, и что будет, если действия будут. Цель этапа- заставить аудиторию согласиться с точкой зрения выступающего, принять его взгляд и убеждения, линию поведения. Акцентировать внимание на положительных моментах действия и отрицательных моментах бездействия.
Действовать или активизироваться. Побудить аудиторию осуществить некие действия (необходимость предпринять некие немедленные действия каждому участнику для решения проблемы).
Что же можно использовать для решения проблемы мотивации учащихся на каждом этапе урока физики с учетом класса, года обучения.
Итак, первый шаг. Для привлечения внимания учащихся можно использовать:
Проблемную ситуацию (т.е. использовать гипотезу без очевидного решения проблемы). Например, в 7 классе в начале урока по теме «Давление» можно поинтересоваться: кому легче идти на лыжах по рыхлому снегу- мальчику массой 40 кг на лыжах длиной 1,2 м или папе массой 90 кг на лыжах длиной 1,7 м. Очевидного ответа на вопрос нет. Класс делится на две группы: одна- на стороне мальчика, другая – на стороне папы. Путем рассуждений приходим в выводу, что однозначно можно ответить на вопрос, если будем знать , какая масса (или вес) приходится на единицу площади поверхности лыж.
Второй пример. Снег лежит на крыше. На него действует сила притяжения к Земле. Да, действует. Почему же он тогда не падает на Землю?. Люстра повешена к потолку. На нее действует сила тяжести. Почему же люстра не падает на Землю? Причину находим в том, что. видимо, крыша или шнур крепления люстры мешают действию силы тяжести, действуя с неизвестной нам силой. Приходим к необходимости знакомства с силой упругости.
Камбала, палтус- плоские рыбы. Почему? Это вопрос задается при изучении темы «Давление в жидкости и газе». Вспоминаем их среду обитания и ищем причину их «плоскости».
Или проблемная ситуация , заданная с помощью эксперимента. Тема «Плавание тел». Берем картофелину. Помещаем ее в пресную воду, затем в насыщенный соляной раствор. Картофелина ведет себя по- разному: в воде она тонет, в соленом растворе- тонет. Почему?
При изучении «Звука» (9 класс) учащихся можно спросить : «Почему во время грозы мы сначала видим молнию, а потом слышим гром?»
Использование статистических данных.
При рассмотрении темы «Работа и мощность электрического тока» (8 класс)
С 2014 года в России введут новые социальные нормы на потребление электричества. Об этом заявил вице-премьер Дмитрий Козак.
До назначенного срока проект, как пилотный, запустят в семи регионах страны. Предполагается, что в этот список войдет и Нижегородская область.
Социальный норматив на потребление электроэнергии у нас действовал и раньше - 50 кВт.ч на человека. Теперь размер соцнормы планируется увеличить до 75-100 кВт.ч, но изменится и тариф. Для тех, кто уложится в норму, он будет ниже по сравнению с действующим тарифом, а тем, кто нет, наоборот, придется раскошелиться - тарифы для неэкономных заметно вырастут.
По мнению Козака, в социальную норму должны уложиться примерно 70% населения России. Эксперты, в свою очередь, полагают, что переплачивать за свет будут те, кто пользуется дома кондиционером, обогревателем, часто включает стиральную машину.
«Если «пробные» регионы сработают эффективно и мы будем иметь положительный эффект, то со следующего года распространим новые социальные нормы потребления электроэнергии по всей стране. Такой же эксперимент, только уже с водой, начнется в 2014 году, а с 2015 года норматив потребления воды будет внедрен в России повсеместно», - сообщил Дмитрий Козак.
Вице-премьер подчеркнул, что устанавливать социальные нормы потребления коммунальных ресурсов будет руководство регионов.
(Информационно- политический еженедельник «Дзержинское время» http://www.dzer.ru/main/jhk/4757-pereplatim-za-svet.html)
Можно ли уложиться в социальные нормы любой дзержинской семье?
Пример 2. Тема «Использование электромагнитных волн (11 класс).
С средины 90-х гг. прошлого столетия пропагандируется норма допустимого облучения человек, выраженная в мощности электромагнитной волны (ВТ), приходящейся на 1 кг живого веса-Specific Absorption Rate (SAR). Сегодня эта норма вводится даже для обязательного указания в паспорте сотового телефона. По данным компании Damode, которая опубликовала результаты тестирования более сотни типов сотовых телефонов различных компаний, значение SAR в основном лежит в переделах от 0,28 до 1,5 Вт/кг. Чем меньше SAR, тем безопаснее телефон.
Шокирующие примеры
При изучении темы «Электромагнитные колебания» в 11 классе дается информация о великом ученом- электротехнике Николе Тесла
Легенда о резонаторе ТеслаСуть легенды сводится к тому, что во время своих экспериментов в Нью-Йоркской лаборатории, Тесла вызывал резонанс в металлической балке. Небольшая балка быстро теряла энергию, и Тесла решил прикрепить прибор на балку здания собственной лаборатории. Первоначально никакой реакции не происходило, но вскоре колебания вошли в резонанс с собственной частотой здания. Колебания стали нарастать так быстро, что здание начало разрушаться. Тесле не оставалось ничего, кроме как разрушить осциллятор.
Отметим, что в 1908 году в Нью-Йорке действительно было зафиксировано землетрясение, но природа его считается естественной.
http://ntesla.at.ua/publ/5-1-0-229 -сайт о Никола Тесла
9 класс урок по теме «Резонанс» можно начать с видеофрагмента «Разрушение моста в Оклахоме (США), показать «пляшущий» мост с Волгограде.
https://www.youtube.com/watch?v=z9y-BrCtBkQ- Такомский мост
https://www.youtube.com/watch?v=CgdBnhkkUMM- танцующий мост в Волгограде
Интересные истории (байки, анекдоты, сведения из истории науки).
Самым известным примером при изучении третьего закона Ньютона является легенда о том, что Исааку Ньютону, отдыхавшему в саду, упало на голову яблоко. Однако никаких документальных подтверждений этого не существует.
При введении понятия равнодействующей силы вспоминаем басню И.А. Крылова «Лебедь, Щука и Рак»:
… Однажды лебедь, Рак да Щука
Вести с поклажей воз взялись.
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да лебедь рвется в облака.
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду…
При рассмотрении понятия «Равновесие» в разделе механики «Статика» (10 класс) можно попросить учащихся проделать следующий опыт : сесть на стул, держа тело отвесно и не пододвигая ног под стул. Затем попробовать встать, не меняя положения ног и не нагибая корпуса вперед. Это не удается, если не податься корпусом вперед или пододвинуть ноги под сиденье. Почему?
История открытия явления радиоактивности А. Беккерелем (11 класс).
Беккерелю повезло. По счастливой случайности в качестве флюоресцирующего вещества он взял одну из солей урана - двойную сернокислую соль урана и калия. Это обстоятельство предопределило успех опыта. Сам опыт был крайне прост и состоял в следующем.
Фотографическая пластинка тщательно заворачивалась в чёрную бумагу, не прозрачную для видимых лучей. Поверх бумаги на пластинку помещалась двойная сернокислая соль урана-калия. После этого пластинка выставлялась на яркий солнечный свет. По истечении нескольких часов пластинка проявлялась с соблюдением всех необходимых предосторожностей. При этом на пластинке было обнаружено тёмное пятно, напоминающее по своей форме контуры флюоресцирующего вещества. Серией контрольных опытов Беккерель показал, что это потемнение появилось в результате действия на фотографическую пластинку лучей, исходящих из двойной сернокислой соли урана-калия и проходящих через непроницаемую для солнечного света чёрную бумагу.
Сначала Беккерель не сомневался в том, что это и есть рентгеновские лучи. Однако очень скоро он понял, что ошибся. Случилось однажды так, что день, в который он производил свои опыты, был пасмурным, и соль урана почти не флюоресцировала. Полагая, что опыт будет неудачен, он убрал пластинку вместе с двойной сернокислой солью урана-калия в шкаф, где она и пролежала несколько дней. Перед новым опытом, не будучи уверенным в пригодности этой пластинки, он её проявил. К своему удивлению, он обнаружил на; пластинке потемнение, представляющее отпечаток соли, причём интенсивность отпечатка была необыкновенно сильной. Между тем в тёмном шкафу соль не флюоресцировала. Следовательно, дело было вовсе не в флюоресценции: что-то действовало на пластинку и без неё.
Было очевидно, что Беккерель столкнулся с какими-то новыми лучами. Очень скоро удалось установить, что эти лучи обязаны своим возникновением урану. Только те из флюоресцирующих веществ, в состав которых входил уран, действовали на фотографическую пластинку. На фотопластинку действовали любые соли урана. Однако сильнее всего действовал сам уран.
А Резерфорд получил такие же лучи? Или его Х-лучи отличались от лучей А. Беккереля?
Говорят, что после опубликования известия об открытии рентгеновских лучей Рентгену пришло письмо от одного богатого человека, который предлагал Рентгену выслать ему эти лучи. В ответ на это Рентген предложил прислать ему свою грудную клетку.
Перед изучением конденсаторов (10 класс) сообщается легенда о лейденской банке. 180 королевских мушкетеров провели перед королем подобный опыт в Версале. Даже гвардейская дисциплина оказалась бессильной перед ударом этого прибора: «Первый держал в свободной руке банку, а последний извлекал искру; удар почувствовался всеми в один момент. Было очень курьезно видеть разнообразие жестов и слышать мгновенный вскрик, исторгаемый неожиданностью у большей части получающих удар».
Провел этот эксперимент придворный «электрик» короля, специально ведавший различными электрическими увеселениями, аббат Нолле.
Несмотря на неприятное ощущение, тысячи и тысячи людей хотели подвергнуться эксперименту.
Изготавливались новые банки, все более мощные. Лейденская банка стала непременным атрибутом электрических исследований. С ее помощью получали крупные электрические искры – иной раз до нескольких сантиметров. Электрические опыты приобрели необыкновенную популярность. Они стали одним из изысканнейших развлечений. Целые представления, занимательные, чуть не театральные зрелища разыгрывались перед восторженными зрителями.
Лекторы, а может быть, вовсе не лекторы, а послы новой эпохи, искусители душ, воспламенители сердец глашатаями новых открытий разъезжали по свету, оставляя повсюду яркие воспоминания о необычных опытах и, как модно теперь говорить, «ощущение интеллектуального дискомфорта».
Зрители уходили с представлений взволнованные.
Итак, в чем же была опасность лейденских банок для человека?
На уроке по теме «Звуковые волны» предлагаю послушать пение птиц, звучание музыкальных инструментов, пение Д. Хворостовского и А. Нетребко, колокольный звон или смотрим отрывок из кинофильма «Иван Васильевич меняет профессию».
Парадокс- это неожиданное суждение, которое резко расходится с общепринятым убеждением или даже со здравым смыслом. Оно приводит к взаимоисключающим, но в равной мере доказуемым результатам. Оно логически правильно и, кажется, что из него невозможно найти выход.
Скорость движения (9 класс) Можно позабавиться классическим парадоксом тысячелетней давности «Ахиллес и черепаха», возникшим в связи с понятием бесконечности. Считается, что автором этого парадокса о движении и бесконечности был древнегреческий философ Зенон Элейский, живший в 5 веке до н.э.
Допустим, Ахиллес бежит в десять раз быстрее, чем черепаха, и находится позади неё на расстоянии в тысячу шагов. За то время, за которое Ахиллес пробежит это расстояние, черепаха в ту же сторону проползёт сто шагов. Когда Ахиллес пробежит сто шагов, черепаха проползёт ещё десять шагов, и так далее. Процесс будет продолжаться до бесконечности.
Как Вы думаете, сможет ли все-таки Ахиллес догнать черепаху? ( быстроногий Ахиллес никогда не догонит неторопливую черепаху, если в начале движения черепаха находится впереди Ахиллеса, так как пока он переместится в точку, где была черепаха, она успеет продвинуться хоть немного вперёд)
Тема «Нагревание и охлаждение тел» (8 класс). Когда центрального отопления и водогрейных колонок еще не было, воду для ванн нагревали на кухонной плите. В те времена однажды кухарка нагревала на плите воду в большой кастрюле, чтобы долить ее в ванну, где уже было некоторое количество воды комнатной температуры. Заметив это, дворецкий сказал ей: «Ты что, не понимаешь, что, чем дольше ты греешь воду на плите, тем холоднее окажется вода в ванне, когда ты вольешь туда нагретую воду?» Он был прав. Почему? (Служанка держит на плите воду, которая уже давно кипит, таким образом, вода испаряется и уменьшается в количестве. А та вода, что в ванной, остается комнатной температуры. Чем больше кипятка в нее влить, тем теплее она будет).
Парадокс Архимеда к теме «Условия плавания тел» (7 класс). Парадокс Архимеда утверждает, что тело может плавать в объёме воды меньшем, чем объём самого тела, если его средняя плотность меньше, чем плотность воды. Таким образом, массивное тело (например, корабль) может плавать в объёме воды намного меньшем, чем объём самого тела. (Назван в честь известного Архимеда из Сиракуз, открывшего знаменитый закон Архимеда. Согласно этому закону сила, действующая на тело, погружённое в жидкость, равна весу вытесняемого им объёма жидкости. В случае судна сила Архимеда равна весу воды в объёме той части судна, которая погружена в воду. Если эта сила больше, чем вес судна, то оно будет плавать.)
Парадокс близнецов (СТО 11 класс). Рассматривается история двух братьев-близнецов. Один из них (далее путешественник) отправляется в космический полёт, второй (далее домосед) — остаётся на Земле. С точки зрения домоседа часы движущегося путешественника имеют замедленный ход времени, поэтому при возвращении они должны отстать от часов домоседа. С другой стороны, относительно путешественника двигалась Земля, поэтому отстать должны часы домоседа. На самом деле братья равноправны, следовательно, после возвращения их часы должны показывать одно время.
Тем не менее, согласно СТО, отставшими окажутся часы путешественника. В таком нарушении видимой симметричности братьев и усматривается противоречие. (Рассуждения, проводимые в истории с близнецами, приводят только к кажущемуся логическому противоречию. При любой формулировке «парадокса» полной симметричности между братьями нет. Кроме этого, важную роль для понимания того, почему время замедляется именно у путешественника, менявшего свою систему отсчёта, играет относительность одновременности событий.
Расчёт величины замедления времени с позиции каждого брата может быть выполнен как в рамках элементарных вычислений в СТО, так и при помощи анализа неинерциальных систем отсчёта. Все эти вычисления согласуются друг с другом и показывают, что путешественник окажется моложе своего брата-домоседа.
Парадоксом близнецов ошибочно часто также называют сам вывод теории относительности о том, что один из близнецов состарится сильнее другого. Хотя такая ситуация и необычна, в ней нет внутреннего противоречия. Многочисленные эксперименты по удлинению времени жизни элементарных частиц и замедлению хода макроскопических часов при их движении подтверждают теорию относительности. Это даёт основание утверждать, что замедление времени, описанное в истории с близнецами, произойдёт и при реальном осуществлении этого мысленного эксперимента.)
Личность учителя.
Вывод: для привлечения внимания учащихся можно использовать проблемные ситуации, статистические данные, шокирующие примеры явлений, интересные случаи из истории физики, других наук, парадоксальные явления. Особую роль играет личность учителя.
Второй шаг. Как же раскрыть актуальность темы на уроке физики?
Прочная информация- та информация, которая интересна либо необходима для жизненной проблемы. Проблема: где дети могут использовать полученные знания в жизни. Как известно, самый сложный труд- бесполезный (сизифов труд). Труд как наказание. В начале изучения физики в 7 классе на первом уроке мы пытаемся ответить на этот вопрос «Зачем надо учить физику?» Ребята получают домашнее задание: написать сочинение «Зачем мне нужна физика?» В 7, 9 и 11 классах мною проводились опросы по данной теме. В нем участвовали в 2019 году 17 учащихся 7 классов, 20-9-х, 21-11 классов (35 человек), в 2020 году 18 учащихся 7 классов, 20-9-х и 14 учащихся 11 класса (49 человек). Причем выбор ответа не ограничивался одним.
Опрос: зачем мне надо изучать физику
необходима для дальнейшего обучения и приобретения профессии
необходима для общего развития
заставляют родители
этот предмет мне интересен
не нужна вообще
не знаю, зачем
вписать ответ самому
Год |
2019 |
2010 |
||||||||||||||
вопрос
класс |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
||
7 класс |
5 |
4 |
0 |
5 |
1 |
0 |
1 |
5 |
5 |
1 |
7 |
0 |
0 |
2 |
||
9 класс |
2 |
4 |
2 |
4 |
2 |
1 |
3 |
4 |
5 |
1 |
5 |
3 |
1 |
2 |
||
11 класс |
6 |
6 |
3 |
6 |
2 |
1 |
4 |
11 |
7 |
3 |
10 |
1 |
0 |
3 |
||
В среднем, % |
13, 37 |
14, 40 |
5, 14 |
15, 43 |
5, 14 |
2, 6 |
8, 23 |
20, 41 |
17, 35 |
5, 10 |
22, 45 |
4, 8 |
1, 2 |
7, 14 |
Данные опроса 2019 года
Данные опроса 2020 года
Результаты показывают, что большинство учащихся (от 35 до 41% ) понимают, что физика пригодится им в будущей профессии или поможет в общем развитии, стать культурным человеком. В 7 пункте были даже ответы «Поможет защитить диссертацию или стать инженером, познать окружающий мир». В среднем 44% говорят, что предмет им интересен. Однако есть те, кто не понимает , зачем ему вообще нужен этот предмет или те, кому он неинтересен. Всегда есть те, кого заставляют родители, а в седьмом пункте пишут изучать физику надо для того, чтобы знать. Возникают аналогии: идти для того, чтобы идти. Прослеживается некий экзистенциализм: жизнь лишена смысла. Нужен смысл для детей понятный. И мы приходим к целеполаганию. Познавательные (образовательные), развивающие, воспитательные цели. Мы их ставим на каждом уроке. Цель-это превосхищаемый результат. Поэтому целью может быть решение не только жизненных, но и учебных задач (например, подготовка к ЕГЭ, связь с другими предметами).
Финны, например, отменили предметное обучение. Они назвали это мультипредметным или кросспредметным проектом (явлением). На что это сработает- на повышение мотивации или на укрепление связи с жизнью- покажет время. В Польше широко применяется методика активной оценки. Когда изменяется отношение к оценке, усиливается ее мотивирующая роль. Мы же пока для повышения эффективности обучения можем использовать некоторые элементы. Например, формулировать цели урока на языке своих учеников, указывая, что полезно для учащихся будет на уроке, как они будут изученное потом использовать, что будут знать и уметь, что будут потом помнить. Например,
Обычная формулировка цели урока |
Формулировка, понятная ребенку |
Ввести понятие инерции |
Понять, почему нельзя перебегать дорогу перед близко идущим транспортом |
Изучить природу электрических явлений, ввести понятие напряжения, силы тока, сопротивления для участка цепи |
Разобраться , почему нельзя прикасаться к оголенному проводу |
Изучить явление резонанса |
Выяснить, чем опасна громкая музыка |
Вывод: успешна та деятельность, что понятна и близка учащимся.
Раз уж мы говорим о понятности деятельности для учащихся, то перейдем сначала к четвертому этапу методики (визуализация результата). Поговорим о критериях оценки различных видов деятельности учащихся на уроке, критериях оценки домашних работ, контрольных работ. Часто почему- то критерии оценки данного вида работы учащиеся узнают, когда уже получают результаты, итоги работы. Бывает, учителя даже скрывают эти критерии, держа детей в напряжении, создавая ситуацию тревожности. У детей возникает вопрос справедливости выставленной оценки. Чтобы исключить эту ситуацию, отметить важность критерия оценки деятельности, поработать на успешность деятельности, перед началом работы сообщаю критерии оценки, рассказываю, на что буду обращать внимание при выставлении оценки. Таким образом, происходит конкретизация ожидаемых результатов.
В нормативных документах строгих критериев оценки не прописано. В методической литературе (Методический справочник учителя физики, М, Мнемозина, 2003, стр.135) можно найти рекомендуемые критерии выставления итоговых оценок за четверть, полугодие. Они выставляются как среднеарифметическая всех выставленных оценок (за устный ответ, другую форму контроля теоретического материала, за контрольную работу по решению задач, за лабораторные работы) при традиционной системе. При зачетной системе итоговая оценка выставляется как среднеарифметическая за все зачеты. Текущие же оценки используются только для повышения итоговой оценки. Кроме того в методических рекомендациях дается градация выставления оценок за устные ответы учащихся, за письменные контрольные работы, за практические работы, а также дан перечень ошибок, относящихся к грубым, негрубым и недочетам.
В сборниках заданий, используемых для проведения текущего или итогового контроля в виде теста можно найти универсальные критерии к оценке тестов («2»-менее 60% правильно выполненных заданий, «3»-от 60% до 79%, «4»- от 80% до 90% или 95% или 100% в зависимости от вида теста). Критерии оценки заданий ОГЭ или ЕГЭ по физике открыты на официальном сайте ГИА Минобрнауки РФ http://www.ege.edu.ru ).
Как пример, можно рассмотреть Графический диктант по теме «Электризация» 8 класс
Верно ли…
Верно ли, что электризация- это передача телу электрического заряда?
Верно ли, что одноименно заряженные тела отталкиваются?
Верно ли, что при трении о шелк стекло заряжается отрицательно?
Верно ли, что силовое взаимодействие между зарядами, передается через воздух?
Верно ли, что вблизи заряженных тел, действие электрического поля сильнее?
Верно ли, что электрон- делимая частица?
Верно ли, что в центре атома находится нейтрон?
Верно ли, что вокруг ядра атома движутся электроны?
Верно ли, что ядро состоит из протонов и нейтронов?
Верно ли, что протоны имеют положительный заряд, а нейтроны- отрицательный?
Верно ли, что атом , потерявший электрон, называется ионом?
Верно ли, что если атом гелия потерял один электрон, то он становится положительным ионом?
В ядре атома азота 14 частиц, 7 из них протоны. Верно ли, что атом в нейтральном состоянии имеет 7 электронов и 21 нейтрон?
Верно ли, что при электризации заряды не создаются, а разделяются?
Верно ли, что при заземлении заряженного тела весь его заряд переходит в землю?
Данная форма проверки знаний по физике на различных этапах урока дает возможность провести контроль знаний обучающихся как в виде взаимоконтроля, так и виде самоконтроля. Графический диктант содержит от 10 до 15 предложений- утверждений, несущих как правильную информацию, так и информацию с ошибками. Соглашаясь или не соглашаясь с информацией, обучающиеся отмечают своё мнение в виде значка (да-^, нет--). Таким образом, в итоге получается «змейка» из значков, указанных выше. Возможен вариант проведения такого диктанта как игру «Крестики- нолики».
Также даются критерии оценки результатов:
«5»- 15 правильно выполненных заданий,
«4»- от12 до 14 правильных ответов;
«3»-от 9 до 11 правильно выполненных заданий;
«2»- до 8 правильно выполненных заданий.
Помимо этого важно сообщать об уровне сложности предложенных заданий, уровне усвоения материала. Это важный момент в активной оценке текущего, промежуточного и итогового контроля. Часто для контрольных работ использую дифференцированные контрольные работы, где задания различаются по уровню сложности и подразумевают, что максимальная оценка за уровень А-это «3», за уровень В- «4», уровень С- «5».Уровень усвоения различных тем, согласно стандарту, не одинаков (не всегда репродуктивный), т.е. «где-то это уровень представлений, где-то это знание фактов, а где-то знание теории и умение применить знания при решении задач и т.д.». Поэтому проверка обученности должна идти с ориентацией на уровень усвоения, заданный в требованиях, например, когда описание идет на репродуктивном уровне, а качественная характеристика – полнота.
При этом полнота может проявляться на разных уровнях усвоения по-разному:
На репродуктивном – как развернутое описание изученного явления или краткая, но емкая его характеристика;
На конструктивном – как умение довести до конца решаемую по образцу задачу;
На творческом – как достаточность знаний и умений для использования на практике при решении нестандартных (практико-ориентированных) задач, формирование устойчивых навыков работы.
Контрольная работа по теме «ИЗМЕНЕНИЕ АГРЕГАТНЫХ СОСТОЯНИЙ ВЕЩЕСТВА». Вариант 1.
Задания на «3» - №1, №2, №3 , на «4» - №4, №5, №6, №7 , на- «5» - №6, №7, №8, №9
I |
1. Какое количество теплоты потребуется для плавления алюминия массой 25 кг, взятого при температуре плавления? 2. Сколько энергии выделится при конденсации паров эфира массой 100 г, взятого при температуре 35 °С? 3. Какова масса каменного угля, если при полном его сгорании выделилось 6 * 104 МДж теплоты? |
II |
4. Рассчитайте количество теплоты, которое потребуется для нагревания и плавления меди массой 28 кг, начальная температура которой равна 25 °С. 5. Какое количество теплоты выделится при полном сгорании топлива, состоящего из смеси бензина массой 2 кг и керосина массой 3 кг? 6. Для получения раннего урожая грунт утепляют паром. Сколько потребуется стоградусного пара, выделяющего теплоту равную 36,6 МДж, при конденсации и охлаждении его до температуры 30 °С? Построить график тепловых процессов 7. Плотность водяного пара при 250С равна 12,8 г/см3. Какова относительная влажность воздуха, если плотность насыщенного пара при этой температуре 23 г/см3? Выпадет ли роса при понижении температуры до 150С, если плотность насыщенного пара при этой температуре 12,8 г/см3? |
III |
8. В бочку с водой опустили лед массой 2 кг при температуре 0 °С. Сколько воды было в бочке, если после таяния льда температура воды уменьшилась от температуры 20 °С до 9. Какое количество теплоты потребуется для нагревания и плавления в железной коробке олова массой 100 г, если их начальная температура была равна 32 °С? Масса коробки равна 30 г. |
Контрольная работа по теме «ИЗМЕНЕНИЕ АГРЕГАТНЫХ СОСТОЯНИЙ ВЕЩЕСТВА». Вариант 2.
Задания на«3» - №1, №2, №3, на «4» - №4, №5, №6, №7, на «5» - №6, №7, №8, №9
I |
1. Какое количество теплоты потребуется, чтобы расплавить олово массой 240 г, взятого при температуре плавления? 2. Сколько надо сжечь керосина, чтобы при этом выделилась теплота, равная 10 МДж? 3. Сколько теплоты необходимо для обращения в пар эфира массой 250 г при температуре 35 °С? |
II |
4. К зиме заготовили сухие сосновые дрова объемом 2 м3 и каменный уголь массой 1,5 т. Сколько теплоты выделится в печи при полном сгорании этого топлива? 5. Какое количество энергии потребуется для нагревания и плавления свинца массой 0,4 кг, имеющего начальную температуру 17 °С? 6. Рассчитайте количество теплоты, которое потребуется для обращения в пар спирта массой 200 г, находящегося при температуре 28 °С. Построить график тепловых процессов. 7. Плотность водяного пара при 200С равна 8 г/см3. Какова относительная влажность воздуха, если плотность насыщенного пара при этой температуре 17,3 г/см3? Выпадет ли роса при понижении температуры до 140С, если плотность насыщенного пара при этой температуре 12,1 г/см3? |
III |
8. Какая установится окончательная температура, если лед массой 500 г при температуре 0 °С погрузить в воду объемом 4 л при температуре 30 °С? 9. Сколько сосновых дров нужно израсходовать, чтобы снег массой 1500 кг, взятый при температуре -10 °С, обратить в воду с температурой 5 °С? Тепловыми потерями можно пренебречь. |
Кстати, детям этот вариант работ очень нравится. Такие работы позволяют проводить учащимся объективную самооценку своих достижений.
Вывод: важным условием эффективности (мотивированности) деятельности является сообщение критериев оценки результатов.
Т ретий этап. Организация деятельности- это мощнейшая мотивация. Организация деятельности напрямую связана с градацией интереса по возрасту. Интерес подростка- сложная проблема, объективная вещь. Как интерес в начале урока превратить во что-то значимое. Выбор способов организации деятельности- это тоже способ мотивации. По пирамиде запоминания у учеников информации 10% запоминают то, что читает, 20%- того, что слышит, 30%- того, что видит, 50%- того, что видит и слышит, 80%- того, что говорит и 90%- того, что делает. Это значит, что наилучший результат дадут активные методы обучения, т.е. самостоятельная деятельность учащихся по получению знаний и, соответственно, становится важнейшей компетенцией выпускника. Надо постоянно учиться, чтобы быть успешным через самообразование, работу с информацией. Спорный момент- работа в малых группах. При правильной организации она развивает коммуникативные навыки, делает работу напряженной со с стороны ученика (поскольку товарищам оказывается помощь). Но может позволить спрятаться за группу. Если сослаться на вторую ступень этой пирамиды и применить методику «Мозаика» (на выявление эмоциональной вовлечённости в деятельность сверстника и реакции на его поощрении и порицание взрослым). Она позволяет, с одной стороны, выявить степень интереса к сверстнику и эмоционального соучастия в его действиях, а с другой – характер реакции на оценку партнера , то результат можно получить хороший. Класс делится на небольшие группы по количеству блоков учебного материала. Группа знакомится с учебным материалом. Члены группы, рассказывают материал друг другу, расходятся по другим группам, объясняя им материал своей группы. Задача на этом этапе- перетасовать группы, чтобы каждый попробовал себя в роли учителя из другой группы. Далее «учителя» возвращаются на свои места и обсуждают, что они услышали, делятся полученной информацией.На работу каждой группы отводится около 10 минут. В качестве источника знаний может выступать не только учебник, но и интернет, презентации обучающихся, приготовленные к данному уроку как опережающее задание. По данной методике я провожу урок по теме «Методы обнаружения и регистрации элементарных частиц» (11 класс). Рефлексия проводится и индивидуально и по группе, например, в виде графика. Командир объяеняет свое решение.
1 2 3 4 5
1-газоразрядный счетчик Гейгера
2-камера Вильсона
3-пузырьковая камера
4-метод толстослойных фотоэмульсий
5- спинтарископ
На 3 ступени (50% - вижу, слышу) важно включение всех каналов информации (мультипрезентации готовые, собственные, созданные учениками, видеоуроки, видеофрагменты, электронные учебники, где представлен целый ряд изображений, схемы, видео, словесное объяснение, выполнено выделение ключевых моментов и т.д.)
Итак, основные выводы:
В уроке играют мотивирующую роль многие факторы На каждом этапе урока для того, чтобы повысить уровень мотивации надо
Чтобы начали слушать, надо привлечь к себе внимание,
Для того, чтобы деятельность стала успешной, смысл ее должен быть понятен (т.е. знания надо использовать, а не только знать),
Мотивировать учащихся может знание критериев оценки результатов деятельности (не будем таинственными гуру, которые знают, каким должен быть отличный ответ),
Мотивирует учебную деятельность способ ее организации. Передача знаний учителем- не основной способ, но один из путей.
Использованная литература:
Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М., 2010.
Скаткин М.Н. Совершенствование процессов обучения.- М.. 1981
Виноградова М.Д. Коллективная познавательная деятельность.- М.., 1987
Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация педагогического процесса.- Волгоград., 2007
Физика.7-9 классы: технологическая карта и сценарии уроков, авт-сост. Т.И. Долгая и др., Волгоград, Учитель, 2015
https://ru.wikipedia.org/wiki/Методика_Монро
15