12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Шапцева Людмила Михайловна1681
Окончила Волгу в 2004 году. Работаю в школе 15 лет.
Россия, Волгоградская обл., Волгоград

Автор: Л.М. Шапцева,

учитель истории и обществознания

МОУ СШ №134 «Дарование»

 Красноармейского района Волгограда

Всероссийский педагогический конкурс на лучшую методическую разработку «Урок истории или обществознания по ФГОС»

Технологическая карта урока по обществознанию в 7 классе

Тема

Как устроены государства

Тип урока

Урок «открытия» нового знания

Планируемые результаты

Предметные:

  • формирование целостного представления об обществе и человеке; о сферах общественной жизни (о политической сфере, в частности – в её рамках данный урок),
  • формирование умения находить необходимую информацию в разных источниках;
  • формирование адекватного воспри­ятия учебной информации, применяя основные обществоведческие термины и понятия (связанные с темами «Форма правления», «Политические режимы», «Форма государственного устройства»), преобразовывать информацию (анализировать, обобщать, систематизировать, конкрети­зировать имеющиеся данные),
  • давать оценку процессам, относящимся к политической жизни общества.

Метапредметные:

Познавательные:

  • совершенствование навыков работы с текстами, таблицей, синквейном, картой,
  • умение делать выводы на каждом этапе урока,
  • приводить примеры, опираясь на тексты с исторической тематикой.

Метапередметные:

Коммуникативные:

  • взаимодействовать с одноклассниками при выполнении задания на уроке,
  • организовывать деятельность в паре и координировать с действиями другого участника,
  • объяснять свою позицию,
  • презентовать свою работу.

Метапредметные:

Регулятивные:

  • аргументированно отстаивать свою точку зрения,
  • выбирать необходимую информацию при работе с текстами,
  • определять проблему урока и обозначать пути её решения,
  • осуществлять рефлексию.

Метапредметные:

Личностные:

  • развивать способность оценивать собственные действия и поступки людей,
  • сформировать основы критического мышления,
  • способствовать установлению взаимосвязи между общественными и политическими событиями.

Межпредметные связи

Обществознание, история

Формы обучения

Фронтальная, парная, индивидуальная

Основные понятия

Государство, форма правления, политический режим, форма государственного устройства

Оборудование

компьютер с выходом в интернет; мультимедийный проектор; программные средства Microsoft Power Point, Microsoft Word


Конспект урока в 7 классе по обществознанию «Как устроены государства».

Дидактическая структура урока

Обучающие и развивающие компоненты

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Промежуточный контроль

Организационная часть

Приветствие

Мотивация

5 мин.


Выдвижение версий, работа с понятиями, определение темы урока

Перед вами карта мира. Какую информацию мы можем извлечь из неё?

Слайд №2.






Мы разбираем с сами темы из курса политологии, науки, изучающей политику, власть, политическую сферу общества, все процессы, происходящие в ней, как вы считаете, с какой темой нам предстоит познакомиться сегодня?


Выдвигают предположения.


Названия государств, некоторые государства возглавляют монархи, другие - президенты. Разные названия у глав государств, возможно, не случайны, т.к. они подсказывают нам, что и устроены государства по-разному.




Рассуждают. Формулируют тему и записывают в тетрадь.






Коммуникативные, познавательные

 

Обсуждение версий и формулирование темы урока.

Актуализация знаний и фиксация затруднений

3-5 мин.


Беседа на основе ранее изученного

Что нам известно, что необходимо выяснить?

Вспомним, что такое государство, выделим его признаки. Приведите примеры.







Итак, у нас появляется новое понятие – форма государственного 

устройства (слайд №3) — способ территориальной 

организации государства или 

государств, образующих союз. Определяет внутреннее строение государства, деление его на составные части (территории) и принципы их взаимоотношения между собой. Выделяют три формы: унитарную, федеративную и конфедеративную. На примере Франции, России и Евросоюза (слайд №4, 5, 6) рассмотрим перечисленные формы.

На основании информации из презентации и соответствующего параграфа в учебнике ученики отмечают новые понятия: унитарное государство, федерация и конфедерация (слайд №7).


Примерные ответы (фронтальный опрос):


дети выделяют такие признаки государства 

как наличие определенной территории, суверенитет, право на применение силы, право сбора налогов, публичный характер власти, законы, наличие государственной символики.

Необходимо выяснить, как устроены государства, кто имеет реальную власть, а чьи функции ограничены.














Формулируют определения и записывают в тетрадь.

 

Регулятивные, Коммуникативные

Ответы на вопросы.


Поиск взаимосвязей прошлых тем и изучаемой.


Работа с понятиями.









Постановка учебной задачи

5 мин.


Выделение основного вопроса темы

Из курса истории мы знаем, какой долгий путь прошли современные государства, чтобы обрести существующие границы, установить порядки, сохранить традиции, установить законы и многое другое.


Вспомним исторические периоды некоторых государств: Древнюю Грецию (откуда родом «демократия»), Древний Рим и его «республика», время Земских соборов в Московском государстве, борьбу короля и парламента в Англии, неограниченную власть французских королей до Великой Французской революции.


Выделяют понятия «абсолютная монархия», «конституционная монархия», «республика», «демократия» и записывают в тетрадь.



Подходят к основной проблеме урока: какие отличия существуют в формах государственного устройства современных стран? (слайд №8)


Регулятивные

Определяют учебную задачу на урок.




Открытие нового знания

15 мин.


Парная работа

На примерах современных стран проследим их государственное устройство.

По ходу обсуждения заполняется схема «Как устроены современные государства». Работая с текстом, ученики выбирают необходимую для усвоения новой темы информацию: определить форму правления, её особенность, иллюстрируя примером из текста, форму территориального устройства, политический режим.

Парная работа.

Список государств предоставляет сам учитель либо ученики самостоятельно выбирают и распределяют их. Слайд №9.


Коммуникативные, регулятивные, познавательные.

Парная работа.

Учащиеся изучают текстовый материал и выбирают необходимую информацию; переносят её в таблицу.

Материалы:

- презентация,

- Приложения (таблица).


Заполнение таблицы, подготовка выступлений.

Итак, слушаем выступления и выводы, готовим вопросы.


Учитель помогает сделать выводы:

Как же устроены современные государства? Сейчас больше республик или монархий? Почему так мало абсолютных монархий?

Представление и защита своих работ, представленная в форме таблицы со своими комментариями.




Коммуникативные

Учащиеся оценивают выступление других пар, задают вопросы, возникшие в ходе защиты.






Приводят примеры. Рассуждают.

Домашнее задание

2 мин.

Предлагаю вам выполнить дома задание, используя памятку (алгоритм действия, план):

  1. Название государства.
  2. Форма правления.
  3. Имя правителя и его полномочия.
  4. Указать форму государственного устройства и название органов государственной власти.
  5. Указать политический режим.


Ученики сами выбирают государство, которое будут описывать. Учитель записывает и корректирует, чтобы не было повторений. Слайд №12.

Познавательные, регулятивные

Работа основана на выборе объекта для выполнения д/з и самостоятельном поиске информации.

Включение нового знания в систему знаний (повторение).

5-7 мин.

Анализ текстов. Составление синквейна




Проанализируем с вами тексты о функциях правителей современных государств и форме правления, естественно (слайд №13-15):

  1. Слайд № 13 в презентации, текст в Приложении (тексты). О какой форме правления идёт речь?

(Япония – ограниченная монархия).

  1. Слайд № 14 в презентации текст в Приложении (включение). О какой форме правления идёт речь?

(Дания – ограниченная монархия)

  1. Слайд № 15 в презентации, текст в Приложении (тексты). О какой форме правления идёт речь?

(Ватикан – абсолютная монархия).

Какой сферой жизни общества объединены эти тексты?


Выполним творческое задание и напишем стихотворение без рифмы. Вы догадались о чём речь? Конечно, мы составляем синквейн по новой теме. (Задания можно разделить по рядам или вариантам: сделать синквейн по темам «государство», «режим», «монархия», «республика»).

Напомню правила:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, которые описывают действия внутри темы.

4 строка – фраза, заключающая в себе определенный смысл.

5 строка – окончание в форме существительного (ассоциация с первым словом).


Анализируют тексты (продолжение знакомства с фактическим материалом, возможно, обратить внимание учеников на отличие фактов от мнения), определяют формы правления, режимы и государственное устройство.

Отмечают, что все тексты относятся к политической сфере жизни общества.



















Политическая сфера жизни общества.


Составляют синквейн.

Например,

1 – государство,

2 – унитарное, демократическое,

3 – устанавливает, помогает, наказывает,

4 – в современном мире насчитывается около 250 государств,

5 – страна (власть, политика, территория или др.)








Личностные

Анализ текстов в Приложении (тексты).




























Индивидуальная работа учащихся. Ребятам необходимо записать синквейн в тетрадь, и помочь тем, кто не справился с заданием.



Рефлексия деятельности.


3-5 мин.


Вопросы по пройденной теме, обобщение.

- Какая форма правления наиболее распространена в современном мире? Почему?

- Почему сейчас так мало государств с абсолютной монархией?

- Насколько важно для человека жить в демократическом обществе?


Отвечают на вопросы.

Рассуждают: что узнал нового на уроке, какой информации оказалось недостаточно и требуется найти дополнительно.

Познавательные, регулятивные, личностные

Выводы по теме.


Приложение (таблица)

Абсолютная монархия — форма правления государством, при котором вся исполнительная, законодательная, судебная и военная власть сосредоточены в руках монарха. При этом возможно присутствие парламента, а также проведение выборов в парламент жителями страны, но он является лишь консультационным органом при монархе и не может никак идти против него.

В мире в строгом понимании существует только шесть стран с абсолютной монархией. Если рассматривать более раскрыто, то дуалистическую монархию также можно приравнять к абсолютной, а это еще шесть стран. Таким образом в мире существует двенадцать стран в которых власть так или иначе сосредоточена в одних руках.

Что удивительно, в Европе (так любящей защищать права человека и с раздражением относящаяся к любым диктаторам) расположено аж две такие страны! Но в тоже время нужно отличать абсолютную и конституционную монархию, так как в Европе очень много королевств и княжеств, но большинство их — это конституционная монархия, в которой глава государства — председатель парламента.

И так, вот эти двенадцать стран с абсолютной монархией:

1. Королевство Бахрейн. Маленькое государство на Ближнем Востоке на берегу Персидского залива. Дуалистическая монархия, король Хамад ибн Иса Аль Халифа с 2002 года.

2. Государство Бруней-Даруссалам (или коротко Бруней). Государство в Юго-Восточной Азии на острове Калимантан. Абсолютная монархия, султан Хассанал Болкиах (Hassanal Bolkiah) с 1967 года.

3. Ватикан. Город-государство целиком расположенное в Риме. Теократическая монархия, страной управляет папа Римский Франциск (Franciscus) с 2013 года.

4. Иордания (полное название: Иорданское Хашимитское Королевство). Расположено на Ближнем Востоке. Дуалистическая монархия, страной управляет король Абдалла II ибн Хусейн аль-Хашими с 1999 года.

5. Катар, государство на Ближнем Востоке, абсолютная монархия, страной управляет эмир Шейх Тамим бин Хамад бин Халифа Аль Тани с 2013 года.

6. Кувейт. Государство на Ближнем Востоке. Дуалистическая монархия, страной управляет эмир Сабах аль-Ахмед аль-Джабер ас-Сабах с 2006 года.

7. Люксембург (полное название: Великое Герцогство Люксембург). Государство расположенное в центре Европы. Люксембург — это дуалистическая монархия, страной управляет великий герцог Его Королевское Высочество Анри (Генрих) с 2000 года.

8. Марокко (полное название: Королевство Марокко) — государство, расположенное в северо-западной части Африки. Дуалистическая монархия, страной управляет король Мухаммед VI бен аль Хасан с 1999 года.

9. Объединённые Арабские Эмираты. Государство на Ближнем Востоке, на берегу Персидского залива. Абсолютная монархия, страной управляет президент Халифа ибн Зайд Аль Нахайян с 2004 года.

10. Оман (полное название: Султанат Оман). Государство на Аравийском полуострове. Абсолютная монархия, страной управляет султан Кабус бен Саид Аль Саид с 1970 года.

11. Королевство Саудовская Аравия. Государство на Ближнем Востоке. Абсолютная теократическая монархия, страной управляет король Салман ибн Абдул-Азиз ибн Абдуррахман аль Сауд с 2015 года.

12. Королевство Свазиленд. Государство расположено на юге Африки. Дуалистическая монархия, страной управляет король Мсвати III ( Mswati III ) с 1986 года.



Политические режимы - авторитарный, демократический и тоталитарный

http://www.grandars.ru/college/sociologiya/politicheskie-rezhimy.html

Политические режимы



Политический режим — способ организации политической системы, который отражает отношения власти и общества, уровень политической свободы и характер политической жизни в стране.

Во многом эти характеристики обусловлены конкретными традициями, культурой, историческими условиями развития государства, поэтому можно говорить, что в каждой стране сложился свой уникальный политический режим. Однако у многих режимов в различных странах можно обнаружить сходные черты.

В научной литературе выделяют два вида политического режима:

  • демократический;
  • антидемократический.

Признаки демократического режима:

  • господство закона;
  • разделение властей;
  • наличие реальных политических и социальных прав и свобод граждан;
  • выборность органов государственной власти;
  • существование оппозиции и плюрализм.

Признаки антидемократического режима:

  • господство беззакония и террора;
  • отсутствие политического плюрализма;
  • отсутствие оппозиционных партий;

Антидемократический режим подразделяется на тоталитарный и авторитарный. Поэтому мы будем рассматривать характеристики трёх политических режимов: тоталитарного, авторитарного и демократического.

Демократический режим основан на принципах равенства и свободы; основным источником власти здесь считается народ. При авторитарном режиме политическая власть сосредоточивается в руках отдельного человека или группы людей, однако вне сферы политики сохраняется относительная свобода. При тоталитарном режиме власть жестко контролирует все сферы жизни общества.

Характеристика политических режимов

Демократический режим (от греч. demokratia — народовластие) основан на признании народа основным источником власти, на принципах равенства и свободы. Признаки демократии следующие:

  • выборность - происходит избрание граждан в органы государственной власти путем всеобщих равных и прямых выборов;
  • разделение властей - власть разделяется на законодательную, исполнительную и судебную ветви, независимые друг от друга;
  • гражданское общество - граждане могут воздействовать на власть при помощи развитой сети добровольческих общественных организаций;
  • равноправие - все имеют равные гражданские и политические
  • права и свободы, а также гарантии их зашиты;
  • плюрализм — господствует уважение к чужим мнениям и идеологиям, в том числе к оппозиционным, обеспечены полная гласность и свобода прессы от цензуры;
  • согласие - политические и другие социальные отношения направлены на поиск компромисса, а не на насильственное решение проблемы; все конфликты решаются правовым путем.

Демократия бывает прямой и представительной. При прямой демократии решения принимаются непосредственно всеми гражданами, имеющими право голоса. Прямая демократия была, например, в Афинах, в Новгородской республике, где люди, собираясь на площади, принимали общее решение по каждой проблеме. Сейчас прямая демократия реализуется, как правило, в виде референдума — всенародного голосования по проектам законов и важным вопросам государственного значения. Например, действующая Конституция Российской Федерации была принята на референдуме 12 декабря 1993 г.

В условиях большой территории прямую демократию слишком сложно реализовать. Поэтому государственные решения принимаются специальными выборными учреждениями. Такая демократия называется представительной, поскольку выборный орган (например, Государственная Дума) представляет избравший его народ.

Авторитарный режим (от греч. autocritas — власть) возникает, когда власть сосредоточивается в руках отдельного человека или группы людей. Обычно авторитаризм сочетается с диктатурой. Политическая оппозиция при авторитаризме невозможна, однако в неполитических сферах, например в экономике, культуре или частной жизни, сохраняются автономия личности и относительная свобода.

Тоталитарный режим (от лат. totalis — весь, целый) возникает, когда все сферы жизни общества контролируются властью. Власть при тоталитарном режиме монополизирована (партией, вождем, диктатором), единая идеология обязательна для всех граждан. Отсутствие всякого инакомыслия обеспечивается мощным аппаратом надзора и контроля, полицейскими репрессиями, актами устрашения. Тоталитарный режим формирует безынициативную личность, склонную к подчинению.

Тоталитарный политический режим

Тоталитарный политический режим — это режим «всепоглощающего властвования», который беспредельно вмешивается в жизнь граждан, включая всю их деятельность в объеме своего управления и принудительного регулирования.

Признаки тоталитарного политического режима:

1. Наличие единственной массовой партии во главе с харизматическим лидером, а также фактическое слияние партийных и государственных структур. Это своего рода «партия-государство», где на первом месте во властной иерархии стоит центральный партийный аппарат, а государство выступает в качестве средства реализации партийной программы;

2. Монополизация и централизация власти, когда такие политические ценности, как подчинение и лояльность по отношению к «партии-государству», являются первичными по сравнению с ценностями материальными, религиозными, эстетическими в мотивации и оценке человеческих поступков. В рамках этого режима исчезает грань между политическими и неполитическими сферами жизни («страна как единый лагерь»). Вся жизнедеятельность, включая уровень частной, личной жизни, строго регламентируется. Формирование органов власти на всех уровнях осуществляется через закрытые каналы, бюрократическим путем;

3. «Единовластие» официальной идеологии, которая посредством массированной и целенаправленной индоктринации (СМИ, обучение, пропаганда) навязывается обществу как единственно верный, истинный способ мышления. При этом упор делается не на индивидуальные, а на «соборные» ценности (государство, раса, нация, класс, клан). Духовная атмосфера общества отличается фанатичной нетерпимостью к инакомыслию и «инакодействию» по принципу «кто не с нами — тот против нас»;

4. Система физического и психологического террора, режим полицейского государства, где в качестве базового «правового» принципа господствует принцип: «Разрешено только то, что приказано властью, все остальное запрещено».

К тоталитарным режимам традиционно относятся коммунистические и фашистские.

Авторитарный политический режим

Авторитарный режим — это недемократический государственный строй, характеризующийся режимом личной власти, «самочинными» диктаторскими методами правления.

Основные признаки авторитарного режима:

1. Власть носит неограниченный, неподконтрольный гражданам характер и концентрируется в руках одного человека или группы лиц. Это может быть тиран, военная хунта, монарх и т.д.;

2. Опора (потенциальная или реальная) на силу. Авторитарный режим может и не прибегать к массовым репрессиям и даже пользоваться популярностью среди широких слоев населения. Однако, в принципе, он может позволить себе любые действия по отношению к гражданам с тем, чтобы принудить их к повиновению;

3. Монополизация власти и политики, недопущение политической оппозиции, независимой легальной политической деятельности. Данное обстоятельство не исключает существования ограниченного числа партий, профсоюзов и некоторых других организаций, но их деятельность строго регламентируется и контролируется властями;

4. Пополнение руководящих кадров осуществляется путем кооптации, а не предвыборной конкурентной борьбы; отсутствуют конституционные механизмы преемственности и передачи власти. Смена власти нередко происходит через перевороты с использованием вооруженных сил и насилия;

5. Отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство или ограниченное вмешательство во внеполитические сферы, и, прежде всего, в экономику. Власть занимается, в первую очередь, вопросами обеспечения собственной безопасности, общественного порядка, обороны и внешней политики, хотя она может влиять и на стратегию экономического развития, проводить активную социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного саморегулирования.

В число авторитарных режимов включают:

  • абсолютные и дуалистические монархии;
  • военные диктатуры, или режимы с военным правлением;
  • теократию;
  • персональные тирании.

Приложение (тексты)

Дания — форма правления

https://denmarklife.ru/daniya-forma-pravleniya/

Информация для учителя:

Королевство Дания является конституционной монархией, включающей собственно материковую Данию, Фарерские острова и Гренландию. Исландия, которая была частью датского королевства до 1918 года (когда она стала отдельным королевством при датском монархе), объявила себя республикой и стала полностью независимой в 1944 году. Поскольку датская монархия является конституционной, роль монарха определяется и ограничивается конституцией страны, согласно которой окончательная исполнительная власть над правительством Дании по-прежнему находится в сфере королевских полномочий. На практике эти полномочия используются только в соответствии с законами, принятыми в парламенте.

Информация для учеников:

Монарх в Дании ограничен представительскими функциями, такими как вручение наград и назначение премьер-министра. Сам монарх и его ближайшие родственники исполняют различные официальные, церемониальные, дипломатические и представительские обязанности. Согласно датской конституции монарх, как де-факто глава государства, является держателем исполнительной и, совместно с Фолькетингом (датским парламентом), законодательной власти. Монарх имеет возможность запретить избирать и увольнять премьер-министра или любого министра правительства по какой-либо причине, либо без нее. Однако ни один монарх не воспользовался этими полномочиями с тех пор, как король Христиан уволил правительство в марте 1920 года, вызвав так называемый «пасхальный кризис». Сегодня правящая королева Маргрете III предоставляет многие королевские полномочия министрам правительства, играя скорее церемониальную роль, в рамках, очерченных датской конституцией. . Королева принимает официальные визиты иностранных глав государств, совершает государственные визиты за границу, получает верительные грамоты от иностранных послов и подписывает назначения датских послов.

 С 2009 года в королевстве действует принцип абсолютного первородства, то есть престол наследует старший ребенок в семье, независимо от пола. Датский акт о правопреемстве, принятый 27 марта 1953 года, ограничивает трон наследниками, ведущими род от короля Христиана Х и его жены Александрии, через одобренные браки. Претенденты теряют право на престол, если вступают в брак без разрешения монарха, данного в Государственном совете.

2) Японская монархия считается старейшей непрерывной правящей династией. Ее основателем является император Дзимму, вошедший на трон в 660 году до н. э. Для сравнения: в Британии монархия воцарилась в 1066 году, а в Дании – с 935-го года. Нынешний правитель страны Акихито – 125-й по счету. Такая стабильность объясняется тем, что реальная политическая власть находилась не у императора, а сосредотачивалась в руках политиков, которые управляли страной от лица монарха. 
Источник: 
https://kulturologia.ru/blogs/020217/33295/

3) Все страны, где существует монархия Жизнь по-королевски

https://newsroyal.ru/vse-strany-gde-sushchestvuet-monarkhiya/  

Мы знаем, о чем вы думаете: это Папа Римский, он религиозный деятель и глава Римско-католической церкви. И вы будете правы. Но папа Франциск также считается монархом Ватикана, который является европейским городом-государством.

Государство Ватикан является абсолютной монархией, и папа — его глава (царь, технически). Он обладает полной законодательной, исполнительной и судебной властью. Когда папа умирает, а другой не назван, страной управляет коллегия кардиналов, которая в конечном итоге называет следующего папу/короля/правителя в единственном лице.


 


Презентация
PPTX / 4.67 Мб



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (5)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.