12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Пушкина Елена Альбертовна2048 Россия, Архангельская обл., село Строевское Материал размещён в группе «ФГОС ООО История Обществознание» |
Какие роли мы играем
Конспект урока обществознания в 7 классе
Фамилия Имя Отчество учителя: Пушкина Елена Альбертовна
Место работы: МБОУ «Строевская СОШ»
УМК: О.Б.Соболева, Р.П.Корсун Обществознание
№ урока в разделе – 2.
Тема урока: «Какие роли мы играем»
Цель урока: Сформировать представление о социальной роли
Вид учебного занятия: Урок введения нового материала.
Необходимое оборудование: учебник, рабочие тетради на печатной основе
Этап урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. Мотивация учебной деятельности (2 мин) | Создание благоприятного настроя на работу на уроке | Приветствует учащихся, спрашивает о готовности к сотрудничеству | Сообщают о готовности к уроку, | – самоопределение (Л); -планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К) |
2. Актуализация знаний, создание проблемной ситуации и выход из нее (4-5 мин) | Актуализация опорных знаний | Предлагает составить предложение из слов («Статус это положение человека или группы в обществе»-каждое слово напечатано на отдельном листе, слова перемешаны) Полученный результат –предложение-определение понятия прикрепляют к доске А теперь распределите предложенные (на отдельных листах бумаги: юноша, россиянин, внук, принц, депутат, ученик, студент, профессор) статусы по группам статусов ( на доске название групп статусов - врождённый (предписанный) и достигаемый (приобретаемый), дети прикрепляют слова ниже) Каков ваш статус на уроке? Учитель предлагает открыть в учебнике § 10, прочитать название § Можем ли сразу назвать роли, которые играем? Почему? Статус и роль имеют один смысл? | Работают одной группой, поясняют полученный результат
Распределяют и прикрепляют слова ниже по группам самостоятельно исправляют, если имеются ошибки
Называют свой статус
Читают название параграфа, отвечают на вопросы учителя | – осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); – учет разных мнений (К), |
3. Постановка цели урока (4-5 мин) | Обеспечение принятия цели урока, задач урока | Вместе с учениками определяет цель –что такое социальная роль, разобраться, какие роли мы играем А теперь прочтите вопросы перед текстом § - можете ли вы прямо сейчас ответить на эти вопросы? Какие дополнительные вопросы вы можете задать? | Определяют цель урока, читают вопросы перед текстом § пытаются ответить, выясняют, что не владеют достаточной информацией
Задают дополнительные вопросы, которые фиксируются на доске | – целеполагание (П); смыслообразование (Л); |
4. Первичное усвоение новых знаний (5-6 мин) | Обеспечение восприятие, осмысление и первичное запоминание информации | Предлагает чтение (смысловое чтение) раздела «Что такое социальная роль?» Можно ли сделать какой-либо вывод? Найдите подходящее к выводу задание в рабочей тетради и выполните его. | Учащиеся вслух читают по цепочке текст, делают выводы.
Отвечают
Записывают новое понятие в тетрадь (задание № 1) | – извлечение из текстов необходимой информации (П); – познавательная инициатива (Р); – выдвижение гипотез и их обоснование (П); |
5.Физкультминутка (2 мин) | Сменить вид деятельности | Встают, подходят к отдельному столу с листами, на которых текст понятия «социальная роль –образец поведения человека, ожидаемого обществом», из отдельных слов составляют определение, закрепляя на доске слова | Отдыхают, развивают память и внимание | |
6.Первичное усвоение новых знаний (10-11 мин) | Обеспечение восприятие, осмысление и первичное запоминание информации | Предлагает ответить на вопрос на стр. 59 Предлагает самостоятельное чтение раздела «Формальные и неформальные роли» Сделайте вывод об особенностях формальных и неформальных ролей | Отвечают на вопрос.
Самостоятельно читают раздел «Формальные и неформальные роли» Делают вывод об особенностях формальных и неформальных ролей | – извлечение из текстов необходимой информации (П); – познавательная инициатива (Р); – выдвижение гипотез и их обоснование (П); |
6. Первичное закрепление знаний с самопроверкой по эталону (7-9 мин) | Выявить качество и уровень усвоения знаний | Задаёт вопросы: «Какую роль вы сейчас играете?» «Какое поведение соответствует ученику?»-запишите ваши выводы в задании № 2 в рабочей тетради | Отвечают на вопросы
Записывают выводы в задании № 2 в рабочей тетради | Анализ, сравнение, аналогия, -классификация (П) – построение логической цепи рассуждений (П); – следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л). |
7. Первичное усвоение новых знаний (5-7 мин) | Обеспечение восприятие, осмысление и первичное запоминание информации | Задаёт вопрос: «Общество ожидает от человека определённого поведения, получается, что играя разные роли, человек несвободен?» Предлагает разобраться, как соотносится свобода и социальная роль, выполнив задание № 5 во время чтения цепочкой раздела «Социальные роли и свобода человека». Задаёт вопрос на основе выполненного задания: «Что такое ролевой конфликт?» | Затрудняются ответить
Читают текст по цепочке, параллельно выполняют задание №5 Отвечают на вопрос, используя текст учебника стр.62. | – извлечение из текстов необходимой информации (П); – познавательная инициатива (Р); |
7. Включение нового знания в систему знаний и повторение (5-7 мин) | Предлагает выполнить задание 9 на стр. 29 в рабочей тетради на печатной основе, а затем провести самопроверку и оценить самим себя, сделать вывод, что ещё нужно сделать Комментирует, направляет деятельность учащихся | Выполняют задание 9 на стр. 29 в рабочей тетради на печатной основе, осуществляют самопроверку с совместным проговариванием правильных ответов, осуществляют самооценку путём отметки, делают выводы о том, что нужно( прочитать текст ещё раз, или об отдельном путешественнике, и т.д) | – использование знаково-символических средств (П); – самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П); – выполнение действий по алгоритму (П); – построение логической цепи рассуждений (П); – контроль, коррекция, оценка (Р); | |
8. Подведение итогов урока, рефлексия (3-4 мин) | -инициировать рефлексию детей по поводу их деятельности по достижении поставленной цели | Просит вернуться к вопросу, который поставили в начале урока (зафиксирован в кластере на доске) и ответить на него. «Статус и роль имеют один смысл?» Предлагает выбрать домашнее задание. | Отвечают на поставленный вопрос
выбирают ДЗ, | -выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); – формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений (К); |