Календарно-тематическое планирование к рабочей программе внеурочной деятельности по английскому языку для 5 класса «Я — исследователь»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 31»
Календарно - тематическое планирование к рабочей программе внеурочной деятельности по английскому языку для 5 класса
«Я - исследователь»
Составитель:
учитель английского языка
МБОУ СОШ № 31
Сухоняк Светлана Витальевна
Программа внеурочной деятельности «Я -исследователь» организуется по общеинтеллектуальному направлению развития личности и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности учеников 5 класса. Рабочая программа внеурочной деятельности по английскому языку для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России и примерной образовательной программы основного (среднего) общего образования, с учетом методического пособия «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В.Григорьев, П.В.Степанов.-М.: Просвещение, 2011.- 223с. (стандарты второго поколения) и направлена на реализацию следующих целей:
Цель : развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.
Задачи:
1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
— способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
— формирование социально адекватных способов поведения.
3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
— воспитание целеустремленности и настойчивости;
— формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
— формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
— формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
4. Формирование умения решать творческие задачи.
5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
Приоритетной целью образования в современной школе становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.
2. Общая характеристика курса
Данная рабочая программа внеурочной деятельности по английскому языку «Я - исследователь» разработана в рамках федерального государственного образовательного стандарта, на основе ООП ООО МБОУ «СОШ №31» с учетом Примерной ООП ООО. Создание единой системы урочной и внеурочной работы по предмету – основная задача учебно-воспитательного процесса школы.
Курс призван поддерживать у учащихся устойчивый интерес к предмету и расширять их знания. Программа ориентирована на личность ребёнка: расширяет лингвистический кругозор детей, ребёнок получает сведения о другой стране и её жителях, учится наблюдать и сравнивать речевые явления родного и иностранного языка, помогает ему понять, что одна и та же мысль в разных языках выражается разными способами, углубление языковых и культуроведческих знаний по английскому языку.
Одной из основных задач образования по стандартам второго поколения, наряду со специальными предметными, является развитие способностей ребенка, качеств его личности и формирование универсальных учебных действий, таких как умение сравнивать и анализировать, добывать информацию из различных источников, включая интернет-ресурсы. В связи с этим программой предусмотрены формы работы, позволяющие развивать интеллект ребенка, навыки самостоятельной деятельности, работы в группе или команде.
Актуальность разработки и создания курса обусловлена тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы и потребностями учащихся в дополнительном языковом материале и применении полученных знаний на практике; условиями работы в классно–урочной системе преподавания иностранного языка и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал. Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения –развитие способностей ребёнка и формирование универсальных учебных действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.
3. Место учебного курса в учебном плане
Иностранный язык как учебный предмет наряду с родным языком и литературой входит в образовательную область «Филология», закладывая основы филологического образования и формируя коммуникативную культуру школьника.
Базисный учебный план образовательного учреждения Российской Федерации является нормативным документом, основанным на Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования (ФГОС). В нём определяется предельный объём учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов и направлений внеурочной деятельности, распределяется учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам, учебным предметам. Традиционно Базисный учебный план образовательного учреждения состоит из двух частей: инвариантной и вариативной. Вариативная часть плана включает в себя внеурочную деятельность, осуществляемую после уроков.
Реализация курса рассчитана на 1 год, объёмом в 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю, во второй половине дня. Место проведения занятий – учебный кабинет. Возраст детей, участвующих в реализации программы, 11-12 лет.
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты
ФГОС второго поколения предъявляют особые требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ. Данные результаты структурируются в соответствие с основными задачами общего образования, учитывающими индивидуальные, общественные и государственные потребности. Типологически образовательные результаты представлены следующим образом:
предметные;
метапредметные;
личностные.
В концепции ФГОС второго поколения под предметными результатами понимается «усвоение обучаемым конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, — знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности». Метапредметные результаты понимаются как «освоенные обучающимся на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях». Личностные результаты должны отразиться в сформированности системы ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам в образовательном процессе.
Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения значительное внимание уделяют метапредметным и личностным образовательным результатам. Внеурочная деятельность ориентирована на работу с интересами учащихся, развитием их личностных компетенций.
Данный курс обеспечивает сочетание результатов: предметных, метапредметных и личностных освоения программы.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности:
Первый уровень результатов – приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимоотношения, освоение способов поведения в различных ситуациях.
Второй уровень результатов – получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, родина, природа, мир, знания, труд, культура).
Третий уровень результатов – получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия (умение представить зрителям собственные проекты, спектакли, постановки), в том числе и в открытой общественной среде.
Предметные результаты |
Метапредметные результаты |
Личностные результаты |
-осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет; -использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов; -высказываться в устной и письменной формах; -ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач; -владеть основами смыслового чтения текста; -анализировать объекты, выделять главное; -осуществлять синтез (целое из частей); -проводить сравнение, классификацию по разным критериям; -устанавливать причинно-следственные связи; -строить рассуждения об объекте; -обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку); -оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.; -видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п. |
-целеполагание на основе развития познавательных мотивов и интересов; -умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; -умение осуществлять провести рефлексивный анализ качества усвоения изученного материала; владение основами волевой саморегуляции в учебной и познавательной деятельности; -осознанное владение логическими действиями обобщения, установления аналогий и классификации на основе самостоятельного выбора; -умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).
|
-положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности; -интерес к новому содержанию и новым способам познания; - ориентация на понимание причин успеха в проектно-исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей; -способность к самооценке на основе критериев успешности проектно-исследовательской деятельности. Обучающийся получит возможность для формирования: -внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости проектно-исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности; - выраженной познавательной мотивации; -устойчивого интереса к новым способам познания; -адекватного понимания причин успешности проектно-исследовательской деятельности; -морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям. |
5.Содержание курса.
Программа является вариативной: педагог может вносить изменения в содержание тем (выбрать ту или иную форму работы, заменить и дополнять практические занятия новыми приемами и т.д.).
Предметное содержание речи, предлагаемое в программе, полностью включает темы предусмотренные федеральным компонентом государственного стандарта по иностранным языкам. Ряд тем рассматривается более подробно.
Курс «Я - исследователь» 5 класс состоит:
№ п/п |
Название раздела, темы |
Количество часов раздела |
Формы занятий |
|
Проект? Проект! Какими могут быть проекты? Научные исследования и наша жизнь. |
2 |
Работа с электронными источниками информации, словарями, энциклопедиями. |
|
Цель проекта. Задачи. Выбор помощников для работы над проектом. Сбор информации |
3 |
Работа со словарями, энциклопедиями, Сбор информации |
|
Кто такие британцы? Этапы работы над проектом |
3 |
Создание проекта и презентации. |
|
Где живут британцы? Подбор материала для проекта |
3 |
Создание проекта и презентации. |
|
Создание мини-постера |
3 |
Просмотр видео и презентнации. Видео и фотосъемка |
|
Традиции английского чаепития. Работа с фотографиями |
3 |
Создание постера |
|
Традиционные блюда жителей Великобритании. Создание мини-постера |
2 |
Создание проекта и презентации |
|
Традиционные праздники Великобритании. Составление презентации по заданному тексту. |
4 |
Работа с электронными источниками информации. Создание постера |
|
Какие виды спорта предпочитают британцы. Создание мини-постера |
3 |
Работа с электронными источниками информации, словарями, энциклопедиями. Создание постера |
|
Погода Великобритании. Составление презентации по заданному тексту. Оформление работы. |
3 |
Создание проекта и презентации |
|
Школы Великобритании. Создание проекта |
3 |
Работа с электронными источниками информации, словарями, энциклопедиями. Создание проекта |
|
Защита проекта « Что? Где? Когда?» |
2 |
Создание проекта и презентации |
Итого |
34 |
6. Тематическое планирование
Тема раздела |
Содержание |
Основные виды деятельности |
Проект? Проект! Какими могут быть проекты? Научные исследования и наша жизнь. |
Знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, использование различных способов поиска, сбора, анализа и интерпретации информации |
Переносить умения работать с русскоязычным текстом на задания с текстом на английском языке, опыт использования вспомогательной и справочной литературы. Восполнять недостающую информацию по тексту. Вести диалог-расспрос по картинке. Работать в парах и малых группах. |
Цель проекта. Задачи. Выбор помощников для работы над проектом. Сбор информации |
Назначение проекта. Работа в материальной и информационной среде, овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи проекта. |
Сопоставлять предложения, объединять два предложения по смыслу. Вести диалог-расспрос по прочитанному/прослушанному тексту . Читают и обсуждают текст проекта, выясняют недостающую информацию. |
Кто такие британцы? Этапы работы над проектом |
Дома, быт и характер англичанина. Королевская семья. Модели-схемы проекта, выделение существенного и главного |
Освоение понятия этапов работы над проектом. Переносить умения работы с русскоязычным текстом на задания с текстом на английском языке, опыт использования вспомогательной и справочной литературы. |
Где живут британцы? Подбор материала для проекта |
Просмотр видеоролика. Дома, быт и характер англичанина. Королевская семья. |
Извлекать из текста необходимую информацию, соотносить её с иллюстрациями. . Читать и понимать прочитанное, выделять главное из текста,уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде, уметь работать со словарём и составлять план пересказа |
Создание мини-постера |
Создание продукта проекта «Кто такие британцы». |
Догадываться из контекста о значении новых слов, в том числе интернациональных. Составлять рассказ, используя изученную лексику и грамматические конструкции, употребляя пройденные времена. Работать в парах и малых группах. Составлять собственный текст по аналогии. Вести диалог-расспрос британцах. |
Традиции английского чаепития. Работа с фотографиями |
Традиции британцев. Традиции английского чаепития. Работа с фотографиями «Кулинарное шоу» |
Составлять рассказ о кухне и традициях, используя изученную лексику и грамматические конструкции, употребляя пройденные времена, задавать вопросы и отвечать на них на основе прослушанной информации, догадываться о значении новых слов из контекста. Работать в парах и малых группах |
Традиционные блюда жителей Великобритании. Создание мини-постера |
Просмотр презентации. Беседа за столом. Постер «Меню английского завтрака» |
Составлять связное сообщение на основе изученных текстов о кухне, аргументировать свое понимание значения выражений. Работать в парах и малых группах. Составлять рассказ о кухне, используя изученную лексику и грамматические конструкции, употребляя пройденные времена. |
Традиционные праздники Великобритании. Составление презентации по заданному тексту. |
Как проводят свой досуг жители Великобритании Традиционные праздники и фестивали в Великобритании |
Понимать и пересказывать по-английски общее содержание прочитанного/ прослушанного текста, догадываться из контекста о значении новых слов по теме «Праздник», в том числе интернациональных. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера |
Какие виды спорта предпочитают британцы. Создание мини-постера |
Спорт, отдых, увлечения, хобби британцев. Популярные виды спорта в Великобритании Викторина по теме "Спорт". Создание мини-постера |
Развитие умения читать и понимать специфическую информацию. Развитие самостоятельности, развитие мотивов учебной деятельности, развитие навыков сотрудничества. |
Погода Великобритании. Составление презентации по заданному тексту. Оформление работы. |
Погода в Великобритании. Любимые высказывания англичан о погоде. |
Осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера Развитие мотивов учебной деятельности, развитие навыков сотрудничества. |
Школы Великобритании. Создание проекта |
Школьные предметы и виды школ. Составление режима дня по вопросам. |
Догадываться из контекста о значении новых слов по теме «Школа», в том числе интернациональных. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера |
Защита проекта «Что? Где? Когда?» |
Соревнование на тему: «Великобритания». Защита проекта «Что? Где? Когда?» |
Формирование умения презентовать свои увлечения, достижения. Формирование умений создания собственных творческих замыслов и доведение их до воплощения в творческий продукт |
Итого |
34 |
Календарно-тематическое планирование
№ п\п |
Тема занятия |
Количество часов |
Оборудование |
Дата |
1 |
Какими могут быть проекты? Знаково-символические средства представления информации. |
1 |
Таблица, презентация |
|
2 |
Использование различных способов поиска, сбора, анализа и интерпретации информации |
1 |
Презентация |
|
3 |
Цель проекта. Задачи |
1 |
Презентация |
|
4 |
Назначение проекта. Работа в материальной и информационной среде, |
1 |
Раздаточный материал |
|
5 |
Чтение и обсуждение текста проекта. |
1 |
Раздаточный материал |
|
6 |
Кто такие британцы? Характер англичанина. |
1 |
Раздаточный материал |
|
7 |
Королевская семья. |
1 |
Раздаточный материал, презентация |
|
8 |
Модели-схемы проекта, выделение существенного и главного. |
1 |
Презентация |
|
9 |
Где живут британцы? |
1 |
Интернет, раздаточный материал |
|
10 |
Дома, быт англичанина. Работа со словарём, поиск информации по справочнику. |
1 |
Аудио запись Раздаточный материал |
|
11 |
Просмотр видео и презентации по теме «Создание мини-постера» |
1 |
Презентации |
|
12 |
Создание мини-постера. |
1 |
Презентации |
|
13 |
Презентация постера. |
1 |
Раздаточный материал |
|
14 |
Традиции английского чаепития. |
1 |
Раздаточный материал |
|
15 |
Грамматические конструкции, видо– временные формы глаголов |
1 |
Презентации |
|
16 |
Работа с фотографиями «Кулинарное шоу» |
1 |
Презентации |
|
17 |
Просмотр презентации «Традиционные блюда жителей Великобритании». Беседа за столом. |
1 |
Раздаточный материал |
|
18 |
Постер «Меню английского завтрака» |
1 |
Презентация |
|
19 |
Традиционные праздники Великобритании. Интернациональные слова. |
1 |
Презентация |
|
20 |
Фестивали в Великобритании. |
1 |
Раздаточный материал, презентации |
|
21 |
Создание проекта «Традиционные праздники Великобритании». |
1 |
Презентация |
|
22 |
Презентации «Традиционные праздники Великобритании». |
1 |
Интернет |
|
23 |
Спорт, отдых, увлечения, хобби британцев. |
1 |
Презентации |
|
24 |
Викторина по теме «Спорт». |
1 |
Презентация |
|
25 |
Популярные виды спорта в Великобритании. Презентация постера. |
1 |
Раздаточный материал, презентации |
|
26 |
Создание мини-постера по теме «Какие виды спорта предпочитают британцы». |
1 |
Интернет, презентации |
|
27 |
Погода Великобритании. |
1 |
Раздаточный материал |
|
28 |
Любимые высказывания англичан о погоде. |
1 |
Раздаточный материал |
|
29 |
Оформление работы. |
1 |
Презентация |
|
30 |
Школьные предметы и виды школ. Работа с электронными источниками информации |
1 |
Интернет |
|
31 |
Составление режима дня по вопросам. |
1 |
Раздаточный материал |
|
32 |
Создание проекта «Школы Великобритании» |
1 |
Презентация |
|
33 |
Соревнование на тему: «Великобритания». |
1 |
Раздаточный материал |
|
34 |
Защита проекта «Что? Где? Когда?» |
1 |
Презентация |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Список литературы.
Примерные программы основного общего образования по учебным предметам. Иностранный язык. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2011. – 144с.
Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. [Текст] / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с
УМК Английский язык “FORWARD” 5 класс, под ред. Вербицкой М.В., издательство «Вентана-Граф», 2013 год, программы по английскому языку 5-9 классы, автор Вербицкая М.В. , издательство «Вентана-Граф», 2013 год.
«Facts and Faces From the History of Britain». Составитель: Н.В. Мурашова. (Москва, издательство «Менеджер», 2006г)
Конструктор английских предложений. Часть 1. Конструктор английского сказуемого"
Плакаты - таблицы на английском языке, Издательство: Айрис-Пресс, 2013-2015 г.
«Схема времен английского глагола. The English Verb Tenses Chart», Наглядное пособие, Айрис-Пресс, 2015 г.
Глагол to be. The Verb to Be. Наглядное пособие", Айрис-Пресс, 2015 г.
Страноведение «Great Britain» Составитель: Ю.Б. Голицинский.( Санкт-Петербург, издательство «Каро», 2002г.)
Технические средства обучения и экранно-звуковые пособия
мультимедийный проектор.
компьютер
Видеофильмы, соответствующие тематике, данной в стандарте для основной ступени обучения.
Образовательные цифровые и интернет-ресурсы:
http://www.tea4er.ru/forum/25/37713----q-q-5-6-round-up-2
http://www.nvenglish.com/методическая-копилка/
http://eduenglishirina.ucoz.com/index/ehlektivy/07
http://festival.1september.ru/articles/598560/
http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskii-yazyk/library
8.Результаты освоения программы
Обучающийся научится:
-проявлять познавательную инициативу;
-самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
-преобразовывать практическую задачу в познавательную;
-самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи
-осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской и проектной задачами с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
-фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
-оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;
-использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.
-допускать существование различных точек зрения;
-учитывать разные мнения, стремиться к координации;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-договариваться, приходить к общему решению;
-соблюдать корректность в высказываниях;
-задавать вопросы по существу;
-использовать речь для регуляции своего действия;
-контролировать действия партнера;
-владеть монологической и диалогической формами речи.
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
-аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
-с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
-допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;
-осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в результате занятий:
толерантность, дружелюбное отношение к представителям других стран;
познавательная, творческая, общественная активность;
самостоятельность ( в т.ч. в принятии решений);
умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;
коммуникабельность;
уважение к себе и другим;
личная и взаимная ответственность;
готовность действия в нестандартных ситуациях;
13