Календарно-тематический план по изобразительному искусству в 5 классе
Календарно – тематическое планирование по изобразительному искусству 5 класс
При составлении тематического планирования были учтены современные тенденции в области художественного образования школьников, изменения в культурной жизни страны за последнее время. Предлагаемые формы, методы и технологии обучения учитывают современный социокультурный уровень развития общества, историю развития национальных культур, региональный подход к обучению и воспитанию. В программе учтены предметные и метапредметные требования, изложенные в федеральном государственном стандарте, предметной области «Изобразительное искусство».
Тематическое построение программы даёт возможность учителю свободно маневрировать в рамках программы, не выходя за пределы основных тем и, распределяя учебный материал и время для его изучения по своему усмотрению.
В учебное планирование включены темы регионального компонента (смотри раздел «Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений»), где изучается тема декоративного убранства русской избы на примере русской усадьбы «Семёнково» Вологодской области. На примере костюма Вологодской губернии, происходит знакомство с истоками народных традиций в вышивке и одежде. Знакомясь с Шекснинской золочёнкой дети определять специфику и особенность образного языка данного промысла наряду с традиционными видами росписей.
Календарно – тематическое планирование по изобразительному искусству для 5 класса составлено на основании требований следующих нормативно-правовых документов:
1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897) (с последующими изменениями)
2.Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15)
3. Неменский Б.М, Неменская, Горяева Н.А.: Изобразительное искусство. 5-8 классы. Программы к линии учебников под ред. Б. М. Неменского. - М.: Просвещение, 2013.
4. Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по отдельным учебным предметам, дисциплинам, курсам МОУ «Школа № 1 им. адмирала А.М. Калинина».
Изобразительное искусство в основной школе изучается с 5 по 8 класс. Общее число учебных часов за 4 года обучения – 136 часов, из них по 34 часа(1 час в неделю) в каждом классе.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»
Личностные результаты
отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:
-формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
-формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
-развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
-развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты
характеризуют уровень сформированности универсальных способностей обучающихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
-умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
-умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
ИКТ – компетентность
Создание письменных сообщений
создание текста на русском языке с использованием клавиатурного письма;
осуществление редактирование и структурирование текста в соответствии с его смыслом средствами текстового редактора;
Создание графических объектов
создание различные геометрические объекты с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов;
создание мультипликационного фильма;
создание виртуальной модели.
Создание, восприятие и использование гипермедиосообщений
• составление вопросов к сообщению, краткого описания сообщения; цитирование фрагмента сообщения;
• избирательное отношение к информации в окружающем информационном пространстве, отказываться от потребления ненужной информации;
• понятие сообщения с использование и восприятием внутренних и внешних ссылок.
Поиск и организация хранения информации
• использование различных приёмов поиска информации в Интернете, построение запросов для поиска информации и анализирование результатов поиска;
• использование различных библиотечных, в том числе электронных книг и каталогов для поиска информации.
Предметные результаты
Выпускник научится:
характеризовать особенности уникального народного искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, птица, солярные знаки); создавать декоративные изображения на основе русских образов;
раскрывать смысл народных праздников и обрядов и их отражение в народном искусстве и в современной жизни;
создавать эскизы декоративного убранства русской избы (на примере русской усадьбы «Семёнково»);
создавать цветовую композицию внутреннего убранства избы;
определять специфику образного языка декоративно-прикладного искусства на примере костюма Вологодской губернии, Шекснинской золочёнки;
создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народные традиции;
создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов в цветовом решении;
умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов; осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов;
характеризовать основы народного орнамента; создавать орнаменты на основе народных традиций;
различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства;
различать национальные особенности русского орнамента и орнаментов других народов России;
находить общие черты в единстве материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных и современных промыслов;
различать и характеризовать несколько народных художественных промыслов России;
Выпускник получит возможность научиться:
активно использовать язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, окружающего мира, технологии и др.);
владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства;
различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства;
выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения изобразительного искусства;
осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы;
применять творческий опыт разработки художественного проекта – создания композиции на определенную тему;
работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);
2. Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство» . 5 класс
Общая тема программы 5 класса – «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека».
5 класс, или первый год основной школы посвящён изучению группы декоративных искусств, в которых сохраняется наглядный для детей их практический смысл, связь с фольклором, с национальными и народными корнями искусств. Здесь в наибольшей степени раскрывается присущий детству наивно-декоративный язык изображения и непосредственная образность, игровая атмосфера, присущие как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. Осуществление программы этого года обучения предполагает акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы.
Для формирования мировоззрения подростков особенно важно знакомство с народным, крестьянским декоративным искусством, которое наиболее полно хранит и передаёт новым поколениям национальные традиции, выработанные народом формы эстетического отношения к миру.
Образный язык декоративного искусства имеет свои особенности. Цвет и форма в декоративном искусстве часто имеют символичное значение. Чувство гармонии и чувство материала особенно успешно можно развить у школьников в процессе изучения цветовых и линейных ритмов, композиционная стройность постепенно осваивается учащимися от урока к уроку.
1-я тема «Древние корни народного искусства» 9часов
1.Древние образы в народном искусстве. Традиционные образы народного прикладного искусства как выражение мифопоэтических представлений человека о мире, как память народа. Декоративное изображение как обозначение жизненно важных для человека смыслов, их условно-символический характер, понимание условно-символического характера народного декоративного искусства.
2. Убранство русской избы. Орнамент как основа декоративного украшения. Урок формирования новых знаний, умений, навыков. Работа над украшением элементов избы (фронтон, наличники, причелина, лобовая доска) солярными знаками, растительными и зооморфными мотивами, геометрическими элементами, выстраивание их в орнаментальную композицию.
3. Внутренний мир русской избы. Единство пользы и красоты в предметах быта и труда крестьян. Понимать взаимосвязь пользы и красоты в предметах быта и труда крестьян, значение орнамента как носителя эстетического и символического значения.
4. Конструкция и декор предметов народного быта. Органическое единство пользы и красоты, конструкции и декора предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов. Уметь выстраивать декоративную композицию, используя выразительные средства прикладного искусства: плоскостность, обобщенность и лаконичность изображения, неотрывность связи ритмического повтора элементов декора с формой предмета, цветовые ритмы.
5. Русская народная вышивка. Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки. Образы и мотивы в орнаментах народной вышивки Вологодской области. Крестьянская вышивка является сокровищницей древних образов и мотивов. Условность языка орнамента, его символическое значение. Уметь использовать в практической работе графические материалы и образную символику (цвета и изображения) народного искусства, условность языка орнамента.
6. Народный праздничный костюм. Обобщение знаний о крестьянском быте и символике русского искусства. Выполнение творческих заданий через интерактивную доску.
7.Народный праздничный костюм. Костюм Вологодской губернии. Народный праздничный костюм - целостный художественный образ. Особенности костюма Вологодской губернии. Уметь работать с выбранным материалом, используя выразительные возможности языка ДПИ: символика цвета и орнаментальных мотивов, целостность художественного образа.
8. Народные праздничные обряды. Народные праздничные обряды, праздники Вологодчины. Роль декоративно- прикладного искусства в укладе жизни русского народа. Изготовление куклы Масленицы.
9. Обобщение темы «Древние корни народного искусства». Обобщение знаний с использованием творческих заданий через интерактивную доску.
2-я тема «Связь времен в народном искусстве» 7 часов
1. Древние образы в современных народных игрушках. Роль глиняной игрушки в глубокой древности.традиционные древние образы. Особенности пластической формы, цветового строя и элементов росписи глиняных игрушек. Уметь ритмически выстраивать декоративные элементы росписи по форме предмета.
2. Искусство Гжели. История развития промысла, его слияние с художественной промышленностью. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора. Особенности гжельской росписи. Уметь передавать единство формы и декора, взаимосвязь художественно-выразительных средств с функциональностью предмета.
3. Гордецкая роспись. Единство формы предмета и его декора, основные элементы декоративных композиций. Композиция орнаментальной и сюжетной росписи; изящество изображения, отточенность линейного рисунка. Приемы росписи. Уметь применять художественные материалы (гуашь) и язык декоративно-прикладного искусства (форма, пропорции, линия, ритм, цвет, масштаб) в творческой работе.
4. Хохлома.История развития промысла, его слияние с художественной промышленностью. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора. Особенности хохломской росписи. Уметь передавать единство формы и декора, взаимосвязь художественно-выразительных средств с функциональностью предмета.
5. Жостово. Роспись по металлу. Из истории промысла. Разнообразие форм подносов и вариантов построения цветочных композиций (рамочная и геральдическая). Художественные особенности жостовской росписи и приемы письма. Уметь использовать гуашь в творческой работе; выполнять орнаментальную композицию определенного типа, учитывая форму предмета.
6. Шекснинская золоченка. История развития промысла, его слияние с художественной промышленностью. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора. Особенности хохломской росписи. Уметь передавать единство формы и декора, взаимосвязь художественно-выразительных средств с функциональностью предмета.
7. Роль народных художественных промыслов в современной жизни. Обобщение знаний с использованием творческих заданий через интерактивную доску.
3-я тема «Декор – человек, общество, время» 9 часов
1. Зачем людям украшения. Формирования новых знаний, умений. Социальная роль декоративно-прикладного искусства в жизни разных времен и народов. Уметь видеть в произведениях декоративно-прикладного искусства различных эпох единство материала, формы и декора.
2. Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. Символы и образы Древнего Египта. Украшение как показатель социального статуса человека. Символика изображения и цвета в украшениях и их связь с мировоззрением. Орнаментальные мотивы древних украшений. Символика изображения и цвета в украшениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян. Орнаментальные мотивы египтян. Различение национальных особенностей русского орнамента и орнамента Египта. Понимать, что образный строй вещи (ритм, рисунок орнамента, сочетание цветов, композиция) определяются ролью ее хозяина.
3. Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. Греческая вазопись. Из истории развития искусства вазописи. Разнообразие видов, форм греческих ваз в зависимости от их использования. Символика изображения и цвета, орнаментальные мотивы египтян. Приемы росписи. Уметь применять художественные материалы (гуашь) и язык (форма, пропорции, линия, ритм, цвет, масштаб) в творческой работе.
4. Одежда «говорит» о человеке. Понимать что такое костюм, стиль эпохи Средневековья. Уметь творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов.
5. Декоративное искусство Западной Европы 17 века. Понимать, что образный строй вещи (ритм, рисунок орнамента, сочетание цветов, композиция) определяются ролью ее хозяина. Отличие декоративно-прикладного искусства Западной Европы (эпоха барокко) от древнеегипетского, древнекитайского своими формами, орнаментикой, цветовой гаммой, но суть декора одна - выявить социальный статус людей.
6. Выражение в одежде принадлежности к различным слоям общества. Различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, средневековой Европы, Западной Европы 17 в.);
7. О чем рассказывают нам гербы и эмблемы. Символы и эмблемы в современном обществе. Уметь работать в выбранном материале, используя язык ДПИ: условность, символичность, плоскостность изображения; ограниченность цветовой палитры, композиция.
8. О чем рассказывают нам гербы и эмблемы. Герб нашего поселка. Символы и эмблемы в современном обществе. Герб и флаг Шексны и Шекснинского района. Выполнение композиции герба и флага современного города Вологды и Вологодской области. Уметь создавать условное, символическое изображение, работать с выбранным материалом.
9. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. Обобщение темы. Обобщение знаний с использованием творческих заданий через интерактивную доску.
4-я тема «Декоративное искусство» 9часов
1. Современное выставочное искусство. Многообразие материалов и техник современного ДПИ. Роль взаимосвязи материала, формы и содержания при создании произведения ДПИ. Изменение соотношения пользы и красоты. Виды ДПИ. Знать виды декоративно-прикладного искусства, особенности его языка. Понимать роль взаимосвязи материала, формы и содержания при создании произведений ДПИ.
2. Ты сам – мастер. Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства. Выразительное использование материала. Условность, обобщенность образа. Уметь использовать выразительные возможности материала, принципы декоративного обобщения в творческой работе.
3. Лоскутная аппликация, или коллаж. Разработка эскизов панно для украшения интерьера школы по мотивам народного искусства с творческой интерпретацией. Коллективное выполнение панно по наиболее удачному эскизу. Этапы работы над произведением ДПИ. Владеть навыками поэтапного воплощения творческого замысла в выбранном материале, используя язык декоративно-прикладного искусства, принципы декоративного обобщения.
4. Витраж в оформлении интерьера школы. Коллективное выполнение витража по наиболее удачному эскизу. Этапы работы над произведением ДПИ. Владеть навыками поэтапного воплощения творческого замысла в выбранном материале, используя язык декоративно-прикладного искусства, принципы декоративного обобщения.
5. Нарядные декоративные вазы. Разработка эскизов для создания современных декоративных ваз по мотивам народного искусства с творческой интерпретацией. Этапы работы над произведением ДПИ. Владеть навыками поэтапного воплощения творческого замысла в выбранном материале, используя язык декоративно-прикладного искусства, принципы декоративного обобщения.
6. Предметы ДПИ в технике папье-маше. Этапы работы над произведением ДПИ. Владеть навыками поэтапного воплощения творческого замысла в выбранном материале, используя язык декоративно-прикладного искусства, принцип декоративного обобщения.
7. Современное искусство – декупаж. Овладение техникой декупаж, правила и приемы работы в данной технике. Разработка и создание простых композиций.
8. Декоративные куклы. Разработка эскизов для создания декоративных кукол по мотивам народного искусства с творческой интерпретацией. Этапы работы над произведением ДПИ. Владеть навыками поэтапного воплощения творческого замысла в выбранном материале, используя язык декоративно-прикладного искусства, принципы декоративного обобщения.
9. Декоративное искусство в современном мире. Обобщение темы.
Часть программы, формируемая участниками
образовательных отношений. 5 класс
Тема |
Материалы, представляющие вариативную часть |
Кол-во часов |
Народный праздничный костюм |
Костюм Вологодской губернии |
1 |
Связь времен в народном искусстве |
Шекснинская золоченка |
1 |
О чем рассказывают нам гербы и эмблемы. |
Герб нашего поселка. |
1 |
3.Тематическое планирование
5 класс
№ п/п |
Раздел, тема |
Часы |
Кол-во уроков |
Кол-во уроков контроля |
Проекты |
1 |
Декоративно - прикладное искусство в жизни человека |
9 |
9 |
||
2 |
Связь времен в народном искусстве |
7 |
6 |
1 |
|
3 |
Декор – человек, общество, время |
9 |
9 |
||
4 |
Декоративное искусство |
9 |
8 |
1 |
|
Итого |
34 |
Оценочные материалы
Контрольная работа по ИЗО 5 класс
1.Соотнеси игрушки разных промыслов с формой и росписью:
Игрушка |
Форма и роспись |
|||
1. |
Филимоновская |
а |
монолитна, мягкая плавность, округлость; |
|
2. |
Каргополская |
б |
вытянутые, стройные, изящные; |
|
3. |
Дымковская |
в |
тяжеловатые, неуклюжие, приземистые; |
2.Распредели в два столбика элементы мужского и женского народного костюма: рубаха, душегрея, порты, сарафан, зипун, передник, кокошник, шапка.
3. Какие цвета используют для Гжельской росписи?
а) красный, чёрный, жёлтый, зелёный;
б) разные цвета;
в) белый, голубой.
4. К какой росписи относятся перечисленные элементы росписи: купавка, розан, лепестки-дужки, оживка?
а) Жостово;
б) Городец;
в) Хохлома;
5. Выбери принципы, которыми руководствовался народный мастер при изготовлении предметов быта и подчеркни: польза, прочность, практичность, дешевизна, красота, удобство.
6.Всавьте в тексте пропущенные слова, определяющие значение знаков-символов Древнего Египта(Скарабей был символом бога…….Часто на украшениях встречаются изображения священной змеи-символа….., ладьи………, глаза-уаджет(левый-символ……, правый-символ……)).
7. Подпиши части герба.
8.Выбери верное утверждение:
1. Символами императора в Древнем Китае были:
а) белый журавль на синем небе;
б) цвет золота - жёлтый и дракон;
в) барс, тигр, лев.
2. В Западной Европе XVII века роскошь и огромная стоимость королевского костюма говорили:
а) о процветании государства;
б) чтобы поднимать престиж среди других стран;
в) все варианты ответов верны.
3. Что значит УКРАСИТЬ предмет. Какое определение лишнее:
а) наполнить вещь смыслом;
б) определить положение хозяина в обществе;
в) расписать вещь для красоты.
4. Что такое костюм?
а) одежда, которую носит человек;
б) стиль и цвет, аксессуары;
в) знак-символ, указывающий на принадлежность человека к определённому сословию.
Календарно – тематическое планирование.
5 класс
№ |
Тема урока |
Дата |
Тип урока |
Основные виды деятельности |
Древние корни народного искусства (9часов) |
||||
1 |
Древние образы в народном искусстве |
Формирование новых знаний, умений и навыков |
Уметь объяснять глубинные смыслы знаков-символов традиционного крестьянского прикладного искусства, отмечать их лаконично-выразительную красоту. Сравнивать, сопоставлять, анализировать декоративные решения традиционных образов в орнаментах народной вышивки, резьбе и росписи по дереву; Осваивать навыки декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы. ИКТ-компетентности –уметь работать с информацией из Интернета |
|
2 |
Убранство русской избы. |
Комбинированный |
Понимать и объяснять целостность образного строя традиционного крестьянского жилища, выраженной в его трехчастной структуре и декоре. Раскрывать символическое значение, содержательный смысл знаков-образов в декоративном убранстве избы. Определять и характеризовать отдельные детали декоративного убранства избы как проявление конструктивной, декоративной и изобразительной деятельности. ИКТ-компетентности –уметь работать и отбирать материал в цифровых образовательных ресурсах. |
|
3 |
Внутренний мир русской избы |
Комбинированный |
Сравнивать и называть конструктивные и декоративные элементы устройства жилой среды крестьянского дома. Осознавть и объяснять мудрость устройств традиционной жилой среды. Сравнивать, сопоставлять интерьеры крестьянских жилищ у рзных народов, находить в них черты национального своеобразия. Создавать цветовую композицию внутреннего пространства избы. ИКТ-компетентности –уметь работать с информацией |
|
4 |
Конструкция и декор предметов народного быта |
комбинированный |
Сравнивать и находить общее и особенное в конструкции, декоре традиционных предметов крестьянского быта и труда. Понимать, что декор не только украшение, но и носитель жизненно важных смыслов. Изображать выразительную форму предметов крестьянского быта. ИКТ-компетентности –уметь работать и отбирать материал в Интернете |
|
5 6 |
Русская народная вышивка Народный праздничный костюм |
комбинированный комбинированный |
Анализировать и понимать особенности образного языка народной вышивки, разнообразие трактовок традиционных образов. Создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народную традицию. Выделять величиной, выразительным контуром рисунка, цветом, декором главный мотив (мать-земля, древо жизни, птица света и др) дополняя его орнаментальными поясами. ИКТ-компетентности –уметь находить и отбирать материал в Интернете Понимать и анализировать образный строй народного праздничного костюма, давать ему эстетическую оценку. Объяснять общее и особенное в образах народной праздничной одежды разных регионов России. Создавать эскизы народного праздничного костюма и его отдельных элементов, выражать в форме, в цветовом решении, орнаментике костюма черты национального своеобразия. ИКТ-компетентности –уметь работать и отбирать материал в цифровых образовательных ресурсах |
|
7 |
Народный праздничный костюм Костюм Вологодской губернии |
комбинированный |
Понимать и анализировать образный строй народного праздничного костюма, давать ему эстетическую оценку. Объяснять общее и особенное в образах народной праздничной одежды разных регионов России и своей области. Создавать эскизы народного праздничного костюма и его отдельных элементов, выражать в форме, в цветовом решении, орнаментике костюма черты национального своеобразия. ИКТ-компетентности –уметь работать и отбирать материал в цифровых образовательных ресурсах |
|
8 |
Народные праздничные обряды |
комбинированный |
Характеризовать праздник как важное событие. Разыгрывать народные песни, игровые сюжеты, участвовать в обрядовых действах. ИКТ-компетентности –уметь работать и отбирать материал в цифровых образовательных ресурсах |
|
9 |
Обобщение темы «Древние корни народного искусства" |
обобщение |
Проявлять себя в роли знатоков искусства, народных мастеров, экскурсоводов. Находить общие черты в разных произведениях народного прикладного искусства. Понимать и объяснять ценность крестьянского искусства как живой традиции. ИКТ-компетентности – уметь работать и отбирать материал в цифровых образовательных ресурсах |
|
Связь времен в народном искусстве (7 часов) |
||||
10 |
Древние образы в современных народных игрушках |
комбинированный |
Размышлять, рассуждать об истоках возникновения современной народной игрушки. Сравнивать, оценивать форму, декор игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Распознавать и называть игрушки ведущих художественных народных промыслов. Осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов. ИКТ-компетентности –уметь работать с информацией из Интернета |
|
11 |
Искусство Гжели |
комбинированный |
Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать эстетическую оценку произведениям гжельской керамики. Сравнивать благозвучное сочетание синего и белого в природе и произведениях гжели. Осознавать нерасторжимую связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора в изделиях гжельских мастеров. Осваивать приемы гжельского кистевого мазка – «мазка с тенями». Создавать композицию росписи в процессе практической творческой работы. ИКТ-компетентности –уметь работать в Интернете. |
|
12 |
Городецкая роспись |
комбинированный |
Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать эстетическую оценку произведениям городецкой росписи. Сравнивать благозвучное сочетание цветов в природе и произведениях городца. Осознавать нерасторжимую связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора в изделиях городецких мастеров. Осваивать приемы городецкого кистевого мазка – «мазка с тенями». Создавать композицию росписи в процессе практической творческой работы. ИКТ-компетентности –уметь выбирать иатериал из Интернета |
|
13 |
Хохлома |
комбинированный |
Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать эстетическую оценку произведениям хохломы. Сравнивать благозвучное сочетание цветов в природе и произведениях хохломы. Осознавать нерасторжимую связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора в изделиях хохломских мастеров. Осваивать приемы хохломского кистевого мазка – «мазка с тенями». Создавать композицию росписи в процессе практической творческой работы. ИКТ-компетентности –уметь работать с информацией |
|
14 |
Жостово. Роспись по металлу. |
комбинированный |
Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать эстетическую оценку произведениям жостова. Сравнивать благозвучное сочетание цветов природе и произведениях жостова. Осознавать нерасторжимую связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора в изделиях жостовских мастеров. Осваивать приемы жостовского кистевого мазка – «мазка с тенями». Создавать композицию росписи в процессе практической творческой работы. ИКТ-компетентности –уметь работать с информацией |
|
15 |
Шекснинская золоченка |
комбинированный |
Выявлять общее и особенное в произведениях традиционных художественных промыслов. Различать и называть произведения ведущих центров народных художественных промыслов своего края. Участвовать в презентации выставочных работ. ИКТ-компетентности –уметь работать с информацией |
|
16 |
Роль народных художественных промыслов в современной жизни. Проект «Народные художественные промыслы» |
обобщение |
Выявлять общее и особенное в произведениях традиционных художественных промыслов. Различать и называть произведения ведущих центров народных художественных промыслов. Участвовать в презентации выставочных работ. ИКТ-компетентности –уметь работать с инфориацией |
|
Декор – человек, общество, время(9 часов) |
||||
17 |
Зачем людям украшения |
Формирование новых знаний, умений и навыков |
Характеризовать смысл декора не только как украшения, но и как социального знака, определяющего роль хозяина вещи. Участвовать в диалоге о том, зачем людям украшения, что значит украсить вещь. ИКТ-компетентности –уметь работать с информацией |
|
18 |
Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. Символы и образы Древнего Египта. |
Формирование новых знаний, умений и навыков |
Эмоционально воспринимать, различать по характерным признакам произведения декоративно-прикладного искусства Древних обществ, давать им эстетическую оценку. Выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства Древних обществ связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора. Вести поисковую работу по декоративно-прикладному искусству Древних обществ. Создавать эскизы украшений по мотивам декоративно-прикладного искусства Древних обществ. Овладевать навыками декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы. ИКТ-компетентности –уметь работать с информацией |
|
19 |
Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. Греческая вазопись. |
комбинированный |
Выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства Древних обществ связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора. Вести поисковую работу по декоративно-прикладному искусству Древних обществ. Создавать эскизы украшений по мотивам декоративно-прикладного искусства Древних обществ. Овладевать навыками декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы. ИКТ-компетентности –уметь работать с информацией из Интернета |
|
20 |
Одежда «говорит» о человеке |
комбинированный |
Высказываться о многообразии форм и декора в одежде народов разных стран и у людей разных сословий. Участвовать в поисковой деятельности, в подборе зрительного и познавательного материала по теме «Костюм разных социальных групп в разных странах» Соотносить образный строй одежды с положением ее владельца в обществе. Участвовать в индивидуальной, групповой, коллективной формах деятельности, связанной с созданием творческой работы. Передавать в творческой работе цветом, формой, пластикой линий стилевое единство декоративного решения интерьера, предметов быта и одежды людей. ИКТ-компетентности –уметь работать с информацией из Интернета |
|
21 |
Декоративное искусство Западной Европы 17 века |
комбинированный |
Высказываться о многообразии форм и декора в одежде народов разных стран и у людей разных сословий. Участвовать в поисковой деятельности, в подборе зрительного и познавательного материала по теме «Костюм Западной Европы 17в» Соотносить образный строй одежды с положением ее владельца в обществе. Участвовать в индивидуальной, групповой, коллективной формах деятельности, связанной с созданием творческой работы. Передавать в творческой работе цветом, формой, пластикой линий стилевое единство декоративного решения интерьера, предметов быта и одежды людей. ИКТ-компетентности –уметь работать с информацией из Интернета |
|
22 |
Выражение в одежде принадлежности к различным слоям общества. |
комбинированный |
Высказываться о многообразии форм и декора в одежде народов разных стран и у людей разных сословий. Участвовать в поисковой деятельности, в подборе зрительного и познавательного материала по теме «Костюм разных социальных групп в разных странах» Соотносить образный строй одежды с положением ее владельца в обществе. Участвовать в индивидуальной, групповой, коллективной формах деятельности, связанной с созданием творческой работы. Передавать в творческой работе цветом, формой, пластикой линий стилевое единство декоративного решения интерьера, предметов быта и одежды людей. ИКТ-компетентности –уметь работать с информацией Интернета |
|
23 |
О чем рассказывают нам гербы и эмблемы. |
комбинированный |
Понимать смысловое значение изобразительно-декоративных элементов в гербе родного города, в гербах различных русских городов. Определять, называть символические элементы герба и использовать их при создании собственного герба. Находить в рассматриваемых гербах связь конструктивного, декоративного и изобразительного элементов. Создавать декоративную композицию герба или эмблемы, добиваясь лаконичности и обобщенности изображения и цветового решения. ИКТ-компетентности –уметь работать с информацией Интернета |
|
24 |
О чем рассказывают нам гербы и эмблемы. Герб нашего поселка. |
комбинированный |
Понимать смысловое значение изобразительно-декоративных элементов в гербе родного города, в гербах различных русских городов. Определять, называть символические элементы герба и использовать их при создании собственного герба. Находить в рассматриваемых гербах связь конструктивного, декоративного и изобразительного элементов. Создавать декоративную композицию герба или эмблемы родного поселка, добиваясь лаконичности и обобщенности изображения и цветового решения. ИКТ-компетентности –уметь работать с инф. Интернета |
|
28 |
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. Обобщение темы |
обобщение |
Участвовать в итоговой игре-викторине с активным привлечением зрительного материала по декоративно- прикладному искусству. Размышлять и вести диалог об особенностях художественного языка и его отличии от искусства народного. Использовать в речи новые художественные термины. ИКТ-компетентности –уметь работать с информацией Интернета |
|
Декоративное искусство в современном мире(9часов) |
||||
26 |
Современное выставочное искусство |
Формирование новых знаний, умений и навыков |
Выявлять и называть характерные особенности современного декоративно-прикладного искусства. Использовать в речи новые термины, связанные декоративно-прикладным искусством. Объяснять отличия современного декоративно-прикладного искусства от традиционного народного искусства. ИКТ-компетентности –уметь работать с информацией Интернета |
|
27 |
Ты сам мастер |
комбинированный |
Разрабатывать, создавать эскизы коллективного панно, витражей, коллажей, декоративных украшений. Пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы. ИКТ-компетентности – уметь работать с информацией Интернета |
|
28 |
Лоскутная аппликация, или коллаж |
комбинированный |
Разрабатывать, создавать эскизы коллективного панно, витражей, коллажей, декоративных украшений Пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы. Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т.е. вести работу по принципу «от простого -к сложному». Участвовать в подготовке итоговой выставки творческих работ. ИКТ-компетентности – уметь работать с информацией Интернета |
|
29 |
Витраж в оформлении интерьера школы |
комбинированный |
Разрабатывать, создавать эскизы коллективного панно, витражей, коллажей, декоративных украшений Пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы. Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т.е. вести работу по принципу «от простого -к сложному». Участвовать в подготовке итоговой выставки творческих работ. ИКТ-компетентности – уметь работать с информацией Интернета |
|
30 |
Нарядные декоративные вазы |
комбинированный |
Пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы. Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т.е. вести работу по принципу «от простого -к сложному». Участвовать в подготовке итоговой выставки творческих работ. ИКТ-компетентности – уметь работать с информацией . Интернета |
|
31 |
Предметы ДПИ в технике папье-маше. |
комбинированный |
Пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы. Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т.е. вести работу по принципу «от простого -к сложному». Участвовать в подготовке итоговой выставки творческих работ. ИКТ-компетентности – уметь работать с информацией . Интернета |
|
32 |
Современное искусство-декупаж. |
комбинированный |
Пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы. Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т.е. вести работу по принципу «от простого -к сложному». Участвовать в подготовке итоговой выставки творческих работ. ИКТ-компетентности – уметь работать с информацией . Интернета |
|
33 |
Декоративные куклы |
комбинированный |
Пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы. Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т.е. вести работу по принципу «от простого -к сложному». Участвовать в подготовке итоговой выставки творческих работ. ИКТ-компетентности – уметь работать с информацией из Интернета |
|
34 |
Обобщение темы «Декоративное искусство в современном мире» Проект «Декоративное искусство в современном мире» |
обобщение |
Пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы. Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т.е. вести работу по принципу «от простого - к сложному». Участвовать в подготовке итоговой выставки творческих работ. ИКТ-компетентность – уметь работать с информацией из Интернета |