Календарно-тематическое планирование кружка «Мой край» (5–9 классы)
Программа кружка
"Мой край" на базе школьной краеведческой мастерской
Цель: Изучить и сохранить историю родного края, народа, традиций, обычаев своих предков, людей прошлых поколений
Задачи: 1. Развитие творческой самостоятельности и общественной активности учащихся в процессе сбора, исследования, обработки и оформления и пропаганда материалов – источников по истории родного края, имеющих воспитательную и научно – познавательную ценность.
2. Воспитание чувства патриотизма и любви к Родине.
3. Развитие интереса у учащихся к истории школы, села, района.
Разделы экспозиций:
· Труд и быт крестьян
· Стенды "Умельцы нашего села"; "Из истории родного края"
· Старинные фотографии
· Герои -земляки
. Наши учителя в годы ВОВ.
. Анкеты тружеников тыла и участников ВОВ.
. Поисковая работа и т.д.
Экскурсионно-массовая работа
Краеведческую мастерскую посещают ученики и выпускники школы, их родители, гости школы и района. Учителя проводят уроки на базе краеведческой мастерской.
«Развитие одаренных детей средствами краеведения»
Пояснительная записка
Работа с одаренными детьми имеет свои особенности. Это инициативные дети и могут не только предлагать свои идеи, но и их реализовать. Для этих детей, как правило, очень важен фактор признания значимости их работы, важен общественный характер деятельности.
Программа кружка «Мой край» представляет одаренным детям возможность проявления инициативы. И дает возможность предъявить результат своего труда большому количеству людей, что, несомненно, делает ее общественнозначимой, способствует дальнейшему развитию краеведческих исследований в контексте отечественной истории, их популяризации и введению в научный оборот. Приоритет в формировании программы кружка отдаётся материалам, посвящённым истории родного села, школы, людям, оставившим свой след в истории села и Аркадакского района.
Изучение истории села, кроме краеведческого значения, дает возможность на узколокальном материале проследить в развитии важные исторические процессы. Такой подход, от частного к общему, позволяет на конкретных исторических фактах проследить славный и поучительный путь своей малой родины.
Целью курса является:
1. Развитие творческого и познавательного потенциала одаренного ребенка, его коммуникативных способностей.
2. Воспитание чувства патриотизма, гражданственности, формирование национального самосознания, уважения к историческому и культурному наследию.
3. Актуализация знаний по различным предметам, расширение кругозора.
Задачи курса.
1. Познакомить с методами научного исследования, работа с историческими источниками, отбор материала, оформление работы.
2. Поиск способов взаимодействия в группе, выстраивание коммуникаций.
3. Обучение навыкам организации экскурсии.
4. Демонстрация новых способов действия, новых видов деятельности.
5. Научить навыкам самоанализа.
Занятия предполагают различные виды деятельности учащихся и формы проведения: работа с архивными документами, работа и историческими источниками (публикации, экспозиции выставок), просмотр видеофильмов, экскурсии по селу, району, музеям и т.п.
Предлагаемые результаты.
1. Подготовка, организация и проведение экскурсии для учащихся школы.
2. Научно-исследовательские работы и рефераты с последующей защитой.
Работа учащихся будет построена на конкретной теме экскурсии в малых группах.
Возможно создание видеофильма на материале экскурсий и собственных видео сюжетов.
Календарно-тематическое планирование
№ П\П |
Наименование |
Дата предполагаемая/фактическая |
I. |
Юбилей школы. |
|
II. |
Летопись школы. Презентация. |
|
III. |
Успехи школы разных лет. |
|
IV. |
Ветераны педагогического труда |
|
V. |
Из истории села |
|
VI. |
Легенды села |
|
VII. |
Народные умельцы |
|
VIII. |
Культура и быт в 19 веке. |
|
IX. |
Наш край на переломе эпох (конец 19 начало 20 века). |
|
Х. |
Наш край в годы революции и гражданской войны. |
|
XI. |
Наши земляки в годы Великой Отечественной войны. |
|
XII. |
Знаменитые земляки. |
|
XIII. |
Народы, населяющие наш край. |
|
XIV |
Наш край в 20 веке |
|
XV |
Культура и быт в 20 веке. |
|
XVI |
Наш край на рубеже тысячелетий (итоги и перспективы развития). |
|
XVII |
Защита проектов. Подведение итогов. |
Литература
-Саратовский край. Учеб. Пособие по истории родного края для учащихся 8-9 кл./ Е.К. Максимов, В.П. Тотфалушин, М.В. Булычев.- Саратов: приволж. Кн. Изд-во, 1991.-112.;
- История Саратовского края 1590-1917. Хрест./ В.А. Осипова и др.- Саратов: изд-во Саратовского университета, 183.;
- Из истории Аркадакского Прихопёрья./В.М. Захаров, Т.А. Захарова.-Балпашов. 2002.;
- Край родной навек любимый./ В.М. Кравцов.- Саратов: изд-во «Аквариус», 2003.;
- районная газета «Сельская Новь»;
- воспоминания жителей и старожилов села