Календарно – тематическое планирование «Математические представления» (3 класс)
Календарно – тематическое планирование
«Математические представления».
3 класс специальной (коррекционной) школы. ( 2 вариант )
Цель программы:
Формирование элементарных математических представлений и умений и применение их в повседневной жизни.
Задачи программы:
-формировать элементарные математические представления на комплексной основе с использованием разных видов деятельности: игровой, элементарно трудовой, конструктивной, изобразительной
- развивать интерес к учебным занятиям;
- воспитывать у учащихся целеустремленность, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, аккуратность;
- оказывать помощь в адаптации в социуме.
Коррекционные задачи:
- уточнение уровня сформированности элементарных математических представлений у учащихся;
- определение потенциальных возможностей развития элементарных математических представлений у учащихся;
- формирование у детей положительного эмоционального отношения к урокам по развитию элементарных математических представлений;
- развитие интереса и положительного отношения к играм и игрушкам;
- формирование умения адекватно использовать простые игрушки в соответствии с их функциональным назначением (совместно с взрослым, по подражанию действиям взрослого);
- развитие интереса и потребности к эмоциональному общению с педагогом и с детьми по ходу занятия (с использованием вербальных и невербальных средств);
- формирование и закрепление у детей социально – бытовых навыков, связанных с использованием элементарных математических представлений.
Общая характеристика предмета:
Учебный предмет «Математические представления» включен в образовательную область «Математика».
Курс направлен на социализацию обучающегося, на коррекцию и развитие математических способностей, на формирование эмоционального отношения к учебной и игровой деятельности. Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине, удаленности. Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве, на плоскости. Умение различать, сравнивать и преобразовывать множества. Обучающийся с большим трудом овладевает элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание практических ситуаций, в которых она непроизвольно будет осваивать доступные для неё элементы математики, является важным приемом в обучении. Ребенок учится использовать математические представления для решения жизненных задач.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения программы по предмету «Математические представления» в 3 классе( II вариант) включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося.
Возможные личностные результаты:
-Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я»
-Социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности
-Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей
-Формирование уважительного отношения к окружающим
-Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире
-Освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына/дочери, пассажира, покупателя и т.д.) развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения
-Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах
-Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств
-Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей
-Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций
-Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям
Предметные результаты освоения программы включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
Предметные результаты
Учащаяся должна знать:
• Количественные, порядковые числительные, цифры в пределах 10;
• Образование и запись чисел от 1 до 10 из двух слагаемых;
• Названия и знаки арифметических действий сложения, вычитания, равенства (- , + , =);
• Названия частей суток: утро, день, вечер, ночь;
• Геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник;
• Название чертежного инструмента – линейка.
Учащаяся должна уметь:
• Сравнивать предметы по величине, размеру;
• Оценивать и сравнивать количество предметов в совокупностях « на глаз»;
• Увеличивать и уменьшать количество предметов в совокупности;
• Устанавливать и называть порядок следования предметов;
• Узнавать, называть, классифицировать геометрические фигуры;
• Писать цифры от 1 до 10;
• Соотносить количество предметов с соответствующей цифрой;
• Пересчитывать, отсчитывать предметы, узнавать количество из двух-трех предметов без пересчитывания;
• Производить и записывать действия сложения и вычитания чисел в пределах 10 (по образцу);
• Проводить линию по линейке;
• Пользоваться трафаретом с геометрическими фигурами;
• Решать простые задачи (в одно действие) на нахождение суммы, остатка (с помощью учителя);
Учебно-тематический план
№ | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Представление о величине | 7 |
2 | Количественные представления | 6 |
3 | Пространственные представления | 9 |
4 | Временные представления | 3 |
5 | Количественные представления | 43 |
| Всего | 68 |
Календарно-тематический план
№ п/п | № урока в теме | Тема урока | Дата проведения | Примеча- ние | ||
по плану | по факту | | ||||
| | Представление о величине | | | | |
1 | 1 | Повторение пройденного материала | | | | |
2 | 2 | Повторение пройденного материала | | | | |
3 | 3 | Понятия: шире, уже, одинаковые. Число и цифра 1. | | | | |
4 | 4 | Понятия: выше, ниже, равные ростом. Письмо цифры 1. | | | | |
5 | 5 | Понятия: глубже, мельче. Число и цифра 2. | | | | |
6 | 6 | Понятия: толще, тоньше, одинаковы Письмо цифры 2. | | | | |
7 | 7 | Сравнение предметов по массе (тяжелей, легче, такой же) | | | | |
| | Количественные представления | | | | |
8 | 1 | Понятие много, один. Сравнение чисел 1-2. | | | | |
9 | 2 | Сравнение групп предметов (много, немного, мало) Число и цифра 3. | | | | |
10 | 3 | Упражнения на выделение количества (много, мало, пусто, один) Письмо цифры 3. | | | | |
11 | 4 | Изменение количества предметов. | | | | |
12 | 5 | Составление картинки из нескольких частей. Сравнение чисел в пределах 3. | | | | |
13 | 6 | Различение круглых геометрических тел. Рисование геометрической фигуры - круг. Соотнесение круга с шаром | | | | |
| | Пространственные представления | | | | |
14 | 1 | Положение предметов в пространстве (далеко, близко), вверху, внизу. Число и цифра 4. | | | | |
15 | 2 | Понятия справа слева. Письмо цифры 4 | | | | |
16 | 3 | Пространственные понятия: рядом, около, там, здесь. Число и цифра 5 | | | | |
17 | 4 | Положение предметов в пространстве (на, в, внутри).Сравнение чисел в пределах 5. | | | | |
18 | 5 | Положение предметов в пространстве (за, перед, над под). Сравнение чисел в пределах 5. | | | | |
19 | 6 | Положение предметов в пространстве (напротив, между, в центре, дальше, ближе, рядом). Сравнение чисел в пределах 5. | | | | |
20 | 7 | Отношение порядка следования (крайний, первый, последний). Решение примеров в пределах 5. | | | | |
21 | 8 | Порядок следования: перед, после, за, следом, следующий. Решение примеров в пределах 5. | | | | |
22 | 9 | Знакомство с геометрической фигурой – квадрат. Рисование квадрата по трафарету, по клетке. Решение примеров в пределах 5. | | | | |
| | Временные представления | | | | |
23 | 1 | Утро, день, вечер, ночь. Решение задач на нахождение суммы. | | | | |
24 | 2 | Сегодня, завтра, вчера, на следующий день. Решение задач на нахождение суммы | | | | |
25 | 3 | Геометрическая фигура – четырехугольник. Рисование треугольника. Решение задач на нахождение суммы | | | | |
| | Количественные представления | | | | |
26 | 1 | Число и цифра 6. | | | | |
27 | 2 | Монеты: 5копейка, 1рубль | | | | |
28 | 3 | Число и цифра 7. Образование числа 7 | | | | |
29 | 4 | Монеты: 2 рубля, 5 рублей | | | | |
30 | 5 | Выкладывание цифр 6,7 из палочек, лепка из пластилина, зарисовка на доске, на бумаге | | | | |
31 | 6 | Письмо цифр 6 по трафарету и по точкам | | | | |
32 | 7 | Простые арифметические задачи на сложение. Письмо цифры 7 | | | | |
33 | 8 | Простые арифметические задачи на вычитание. | | | | |
34 | 9 | Решение задач на сложение и вычитание. | | | | |
35 | 10 | Точка. Прямая. | | | | |
36 | 11 | Сложение и вычитание в пределах 7. Закрепление. | | | | |
37 | 12 | Рисование круга, Рисование квадрата, треугольника с помощью учителя. | | | | |
38 | 13 | Образование числа 8. | | | | |
39 | 14 | Числовой ряд 1-8. Сравнение чисел | | | | |
40 | 15 | Состав числа 8. | | | | |
41 | 16 | Решение примеров на сложение и вычитание в пределе 8 | | | | |
42 | 17 | Решение задач на нахождение суммы | | | | |
43 | 18 | Упражнения в самостоятельном письме цифр на доске, в тетради | | | | |
44 | 19 | Знаки действий. Запись примеров на сложение и вычитание. | | | | |
45 | 20 | Задачи на нахождение суммы. | | | | |
46 | 21 | Число, цифра 9. | | | | |
47 | 22 | Образование числа 9. | | | | |
48 | 23 | Счёт до 9 и обратно. | | | | |
49 | 24 | Сравнение, запись и решение примеров в пределе 9. | | | | |
50 | 25 | Состав числа 9. | | | | |
51 | 26 | Прямоугольник. Состав числа 9. | | | | |
52 | 27 | Сравнение чисел в пределах 9. | | | | |
53 | 28 | Счёт до 9 и обратно. | | | | |
54 | 29 | Числовой ряд 1-9. Сравнение чисел. | | | | |
55 | 30 | Квадрат. | | | | |
56 | 31 | Состав числа 9. Решение примеров | | | | |
57 | 32 | Решение примеров и задач впределах9. | | | | |
58 | 33 | Отрезок. | | | | |
59 | 34 | Число и цифра10. | | | | |
60 | 35 | Счёт до 10 и обратно. | | | | |
61 | 36 | Сравнение, запись и решение примеров в пределе 10 | | | | |
62 | 37 | Состав числа 10 | | | | |
63 | 38 | Решение примеров и задач впределах 10. | | | | |
64 | 39 | Число и цифра 0. Действия с 0 | | | | |
65 | 40 | Решение простых задач на нахождение суммы | | | | |
66 | 41 | Решение простых задач на нахождение остатка. | | | | |
67 | 42 | Решение примеров и задач | | | | |
68 | 43 | Решение примеров и задач | | | |
Перечень учебно – методического обеспечения
Математические представления
(предмет, курс)
_____3 класс_____
(класс)
Учебно-методическое обеспечение | Название, автор, издательство, год издания |
Программы | Программы обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Под ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой. - Санкт-Петербург, 2011. |
Учебная литература | Алышева Т.В. Математика 2 класс: учебник. – М.: Просвещение, 2017. |
Дополнительная литература | Бгажнокова И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития. М.: Владос, 2007 Особенности интеграции детей с тяжелыми нарушениями развития / Т.М.Головкина. - Переяславль, 2007. |
Оборудование | Таблицы, плакаты, ТСО, мультимедийное оборудование, предметные и сюжетные картинки, пазлы, мозаики, карточки с изображениями цифр, денежных знаков, монет, макеты циферблата часов, весы |