Календарно-тематическое планирование в подготовительной группе«Речевое развитие»
Календарно - тематическое планирование
Образовательная область «Речевое развитие» (развитие речи)
Подготовительная группа
Месяц |
Тема недели |
Тема НОД |
Программное содержание |
Источник |
1-я неделя сентября |
«Здравствуй школа» |
«Пересказ русской народной сказки «Лиса и козел». |
Учить использовать при пересказе выразительные средства языка, интонационно верно передавать диалоги персонажей. Формировать у детей умение подбирать определения к именам существительным. Учить детей отчетливо и внятно произносить скороговорку |
О. С. Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», зан. № 1, стр. 130 |
2-я неделя сентября |
«Моя страна» |
«Составление рассказа по картинке «В школу». |
Учить составлять сюжетный рассказ по картине, используя структуру построения сюжета: завязка, кульминация, развязка. Активизировать слова, относящиеся к темам школа, осень. Упражнять в дифференцировании звуков «с» и «ш». |
О. С. Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», зан. № 2, стр. 132 |
3-я неделя сентября |
«Урожай» |
«Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания». |
Учить передавать литературный текс точно, без пропусков и повторений. Учить разным способам образования степеней сравнения прилагательных и наречий. Упражнять в подборе синонимов и антонимов к прилагательным и глаголам. |
О. С. Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», зан. № 3, стр. 134 |
4-я неделя сентября |
«Краски осени» |
Составление текста-рассуждения |
Учить употреблению сложноподчиненных предложений; учить подбирать определения к заданным словам; учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе; учить подбирать однокоренные слова. |
О. С. Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», зан. № 4, стр. 136 |
1-я неделя октября |
«Животный мир» |
«Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат». |
Развивать умение передавать текст точно, последовательно, выразительно. Упражнять в подборе синонимов, антонимов к прилагательным и глаголам. Уточнить правильное произношение звуков «з», «ж». |
О. С. Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», зан. № 5, стр. 138 |
2-я неделя октября |
«Я - человек» |
Составление рассказа по картинам из серии «Домашние животные» |
Учить составлять рассказ по одной из картин, придумывать предшествовавшие и последующие события; учить употреблять существительные в родительном падеже множественного числа, подбирать определения. |
О. С. Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», зан. № 6, стр. 140 |
3-я неделя октября |
«Народная культура и традиции» |
«Составление рассказа из серии сюжетных картин». |
Развивать у детей умение составлять рассказ по картинкам, придумывать события. Упражнять детей в употреблении имен существительных в родительном падеже множественного числа; учить подбирать к существительным определения. |
О. С. Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», зан. № 7, стр. 142 |
4-неделя октября |
«Наш быт» |
«Составление рассказа: «Первый день Тани в детском саду». |
Упражнять в составлении рассказа по плану, предложенному воспитателем. Упражнять в образовании родительного падежа множественного числа имен существительных. Упражнять в дифференциации звуков «ч» и «ц». |
«Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», зан. № 8, стр. 144 |
1-неделя ноября |
«Дружба» |
Составление текста-поздравления |
Учить составлять текст-поздравление; закрепить правильное произношение звуков «с» и «ш», научить дифференцировать эти звуки на слух и в произношении; отчетливо и внятно с различной громкостью и скоростью произносить слова и фразы с этими звуками. |
«Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», зан. № 9, стр. 147 |
2-неделя ноября |
«Транспорт» |
«Сочинение сказки на тему: «Как ежик зайца выручил». |
Учить детей сочинять сказку на заданную тему с использованием описаний внешнего вида персонажей, их действий, персонажей. Совершенствовать умение детей подбирать однокоренные слова. Учить детей подбирать синонимы и антонимы. |
«Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», зан. № 10, стр. 150 |
3-неделя ноября |
«Здоровей-ка» |
«Сочинение сказки на тему: «День рождения зайца» |
Учить самостоятельно сочинять сказку на заданную тему, использовать описание, диалог. Упражнять в образовании винительного падежа множественного числа существительных. Упражнять в отчетливом произнесении скороговорок в различном темпе и с разной силой голоса. |
«Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», зан. № 11, стр. 152 |
4 -неделя ноября |
«Кто как готовиться к зиме» |
Составление рассказа с использованием антонимов |
Учить составлять рассказ, используя антонимы; учить выделять существенные признаки предметов; подбирать синонимы к прилагательным; оценивать предложения по смыслу и вносить исправления. |
«Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», зан. № 12, стр. 154 |
5- неделя ноября |
«Кто как готовиться к зиме» |
Составление рассказа по картине «Лиса с лисятами» |
Учить детей составлять сюжетный рассказ по картинке; упражнять в правильном назывании детенышей животных в родительном падеже единственного и множественного числа; |
«Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», зан. № 13, стр. 156 |
1- я неделя декабря |
«Здравствуй, зимушка-зима!» |
«Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка» |
Учить детей пересказывать литературный текст с использованием выразительных средств автора. Упражнять детей в подборе синонимов. |
«Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», зан. № 14, стр. 158 |
2- я неделя декабря |
«Город мастеров» |
«Составление рассказа по картине «Вот так покатался!» |
Учить детей составлять рассказ по картине, придумывать самостоятельный сюжет; упражнять в подборе синонимов к различным частям речи; упражнять в правильном произнесении звуков «с», «з». |
«Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», зан. № 15, стр. 160 |
3- я неделя декабря |
«Новогодний калейдоскоп» |
«Составление рассказа на тему «Моя любимая игрушка» |
Учить отбирать соответственно теме факты из личного опыта; рассказывать связно, полно и выразительно, четко выстраивая композицию рассказа; закреплять правильное произношение звуков «в» и «ф», научить дифференцировать эти звуки на слух и в произношении; отчетливо и внятно с различной громкостью и скоростью произносить слова и фразы с этими звуками |
«Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», зан. № 16, стр. 162 |
4- я неделя декабря |
«Новогодний калейдоскоп» |
«Пересказ сказки «У страха глаза велики». |
Учить пересказывать текст сказки без пропусков и повторений, выразительно передавать речь персонажей. |
«Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», зан. № 17, стр. 165 |
1 я неделя января |
Рождественские каникулы |
|||
1 я неделя января |
Рождественские каникулы |
|||
3-я неделя января |
«В гостях у сказки» |
«Составление рассказа на тему «Четвероногий друг» |
Учить развивать предложенный сюжет; активизировать в речи союзы и союзные слова; учить дифференцированию звуков «ш» и «ж»; использованию вопросительной и повествовательной интонации. |
«Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», зан. № 18, стр. 168 |
4-неделя января |
«Этикет» |
«Сочинение сказки на предложенный сюжет» |
Формировать у детей умение сочинять сказку на предложенную тему; упражнять в подборе синонимов и антонимов, определений и сравнений; учить передавать интонацией различные чувства. |
«Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», зан. № 19, стр. 170 |
1-я неделя февраля |
«Моя семья» |
«Составление рассказа на тему «Как мы играем зимой на участке» |
Развивать умение отбирать для рассказа самое интересное, учить включать в рассказ описание природы; активизировать употребление в речи однокоренных слов (снег, снежок, снеговик…). |
«Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», зан. № 20, стр. 172 |
2-я неделя февраля |
«Азбука безопасности» |
«Составление рассказа «Шишка» из серии сюжетных картин». |
Учить передавать сюжет, заложенный в серии картин, определять основную идею сказки; учить подбирать определения, синонимы и антонимы к заданным словам, а также называть действия персонажей, составлять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения с придаточным причины, цели; подбирать слова и фразы, схожие по звучанию. |
«Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», зан. № 21, стр. 174 |
3-я неделя февраля |
«Маленькие исследователи» |
«Составление рассказа «Как Ежок попал в беду» из серии сюжетных картин». |
Упражнять в умении самостоятельно придумывать сказку по серии сюжетных картин. учить подбирать синонимы и антонимы к заданным словам; совершенствовать умение самостоятельно придумывать сказку, на заданную тему, передавая сюжет, заложенный в серии картин; определять основную идею сказки. развивать умение использовать разные способы связи между частями текста, соблюдая логическую и временную последовательность; включать в повествование элементы описания и рассуждения; расширить словарный запас: грубый, дрожащий, отзывчивые, находчивые, сообразительные, сочные, нерешительный. продолжать воспитывать у детей навыки сотрудничества. |
«Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», зан. № 22, стр. 178 |
4-я неделя февраля |
«Наши защитники» |
«Составление рассказа «Как зверята пошли гулять» из серии сюжетных картин». |
Закреплять умение детей составлять самостоятельно, целенаправленно, последовательно рассказ по серии картинок. Придумывать начало рассказа, середину и концовку, озаглавливать рассказ и анализировать рассказы сверстников. Совершенствовать умение активизировать словарный запас детей. |
«Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», зан. № 23, стр. 180 |
1-я неделя марта |
«Миром правит доброта» |
«Составление рассказа «Мишуткин день рождения» из серии сюжетных картин». |
Развивать умение следить за сюжетом, не упуская важных деталей; подбирать определения, сравнения, синонимы и антонимы к заданным словам; |
«Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», зан. № 24, стр. 183 |
2-я неделя марта |
«Женский день» |
Составление рассказа о животных по сюжетным картинкам |
Учить составлять сюжетный рассказ по картинкам; развивать способность самостоятельно придумывать события, предшествовавшие изображенному и последующие; учить определять начало, основную часть, заключение рассказа, восстанавливать их последовательность; развивать умение употреблять названия детенышей животных в родительном падеже единственного и множественного числа; давать задания на подбор сравнений и определений к заданному слову, а также синонимов и антонимов; закреплять правильное произношение звуков [р] и [л] в словах и фразовой речи, учить различать эти звуки на слух; учить регулировать громкость голоса, темп речи; голоса. Воспитывать умение выслушивать друг друга, не перебивать во время выполнения задания |
«Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», зан. № 25, стр. 185 |
3-я неделя марта |
«Быть здоровыми хотим» |
«Пересказ рассказа М. Пришвина «Еж». Составление рассказа на тему из личного опыта |
Развивать у детей умение выразительно пересказывать текст точно, последовательно. Совершенствовать умение у детей придумывать самостоятельный рассказ по аналогии с литературными произведениями; продолжать развивать умение пересказывать текст, написанный от лица автора, и переводить его при этом в косвенную речь. Познакомить детей с многозначным словом игла. Формировать умение различать и самостоятельно подбирать короткие и длинные слова. |
«Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», зан. № 26, стр. 189 |
4-я неделя марта |
«Весна шагает по планете» |
«Пересказ сказки Л. Толстого «Белка и волк» |
Учить пересказывать литературный текст в ситуации письменной речи (ребенок диктует- взрослый записывает); активизировать в речи сложные предложения; обратить внимание на наличие в авторском тексте краткой формы прилагательных, вести их в активный словарь; образовывать однокоренные слова; активизировать в речи антонимы. |
«Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», зан. № 27, стр. 190 |
5-я неделя марта |
«Цирк» |
Сочинение сказки на заданную тему». |
Формировать у детей умение сочинять сказку на предложенную тему; упражнять в подборе синонимов и антонимов, определений и сравнений; учить передавать интонацией различные чувства |
«Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», зан. № 28, стр. 193 |
1-я неделя апреля |
«Встречаем птиц» |
«Пересказ сказки «Как аукнется, так и откликнется» |
Учить детей выразительно пересказывать сказку с использованием слов и выражений из текста; активизировать употребление в речи глаголов; учить понимать смысл пословиц; упражнять в правильном произношении звуков «ш», «ж», «р». |
«Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», зан. № 29, стр. 196 |
2я неделя апреля |
«Космос» |
Описание пейзажной картины |
Формировать умение правильно определять настроение, отраженное художником в пейзаже и передавать его в своих высказываниях; упражнять детей в подборе определений и сравнений, синонимов и антонимов. |
«Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», зан. № 30, стр. 197 |
3-я неделя апреля |
«Волшебница вода» |
Составление рассказа по картине «Если бы мы были художниками» |
Учить детей составлять рассказ с использованием глаголов сослагательного наклонения, активизировать употребление в речи глаголов. Упражнять детей в употреблении форм единственного и множественного числа глагола хотеть. |
«Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», зан. № 31, стр. 199 |
4-я неделя апреля |
«Волшебница вода» |
«Пересказ рассказа М. Пришвина «Золотой луг». |
Дать детям представление о рассказе, как о литературном жанре, учить пересказывать от третьего лица; совершенствовать умение регулировать темп речи и силу голоса. |
«Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», зан. № 32, стр. 203 |
1-я неделя мая |
«Праздник весны и труда» |
«Составление рассказа по картинам «Лиса с лисятами», «Ежи», «Белки». |
Развивать связную речь детей, умения последовательно передавать содержание рассказа с опорой на мнемотаблицу, картины; учить составлять связный рассказ по картине; давать задания на подбор определений, сравнений и названий действий; учить придумывать загадки о животных на основе выделения существенных признаков, активизировать в речи форму повелительного наклонения глаголов. |
«Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», зан. № 33, стр. 205 |
2-я неделя мая |
«День Победы» |
«Составление рассказа на тему «Веселое настроение» |
Закреплять умение составлять рассказ на тему, предложенную воспитателем. Активизировать использование в речи прилагательных. Упражнять в подборе слов, близких и противоположных по смыслу заданному. Раскрыть значение многозначных слов. Упражнять в умении находить слово по его значению; называть предметы по выделенным признакам. |
«Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», зан. № 34, стр. 207 |
3-я неделя мая |
«Мир природы» |
«Составление рассказа на самостоятельно выбранную тему». |
Учить детей самостоятельно выбирать тему для рассказа, составлять связный рассказ; развивать умение подбирать синонимы и антонимы, называть детенышей животных. |
«Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», зан. № 35, стр. 211 |
4-я неделя мая |
«Вот, мы какие стали большие» |
«Составление рассказов из коллективного опыта «Чем мне запомнится детский сад». |
Побуждать детей рассказывать об интересных событиях, произошедших с ними за время посещения детского сада. Воспитывать чувство благодарности к его сотрудникам. |
Календарно - тематическое планирование
Образовательная область: «Речевое развитие» (ознакомление с художественной литературой)
Подготовительная группа
Тема недели |
Тема НОД |
Программное содержание |
Источник |
|
1 неделя сентября |
«День знаний» |
Рассказывание сказки «Василиса Прекрасная» |
Учить детей воспринимать образное содержание произведение, закрепить знания о жанровых, композиционных, языковых особенностях сказки, продолжать развивать поэтический слух: учить слышать и выделять в тексте выразительные средства. Воспитывать интерес к сказкам, внимание. Словарная работа: сказка, жанр сказки. |
Хрестоматия для дошкольников. |
2 неделя сентября |
«Моя страна», «Мой город» |
Знакомство с произведениями Л.Хаминой. |
Познакомить детей с писательницей родного города и ее произведениями. |
Л.Н.Елисеева «Хрестоматия для маленьких». |
3 неделя сентября |
«Урожай» |
Чтение рассказа К.Паустовский «Теплый хлеб» |
Познакомить детей с новым произведением- рассказом. Учить понимать нравственный смысл рассказа, мотивированно оценивать поступки героев, отвечать на вопросы полным ответом. Воспитывать интерес к художественным произведениям. |
Хрестоматия для дошкольников. |
4 неделя сентября |
«Краски осени» |
«О чем печалишься осень» Чтение стихов об осени. М.Волошин «Осенью», А.С.Пушкин. |
Закрепить знания детей об изменениях в осенней природе, вызвать любование красками природы в процессе рассматривания иллюстраций и слушания стихов, желание выразить свои впечатления в образном слове, развивать поэтический слух, умение подбирать сравнения, эпитеты, метафоры для описания осенних пейзажей. Воспитывать интерес к художественным произведениям. |
Хрестоматия для дошкольников. |
1 неделя октября |
«Животный мир» |
Рассказывание сказки «Кот в сапогах». пер.Т.Таббе |
Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, подвести к пониманию идеи произведения, замечать и выделять изобразительно-выразительные средства, понимать их значение. Воспитывать интерес к художественным произведениям. |
Хрестоматия для дошкольников. |
2 неделя октября |
«Народная культура и традиции» |
Малые фольклорные формы «Песенки, прибаутки, потешки, загадки». |
Уточнить и закрепить представление детей о жанровых и языковых особенностях потешек, песенок, загадок. Воспитывать умение понимать переносное значение слов и словосочетаний. |
Хрестоматия для дошкольников. |
3 неделя октября |
«Я – человек» |
Рассказывание сказки Х.К.Андерсен «Дюймовочка» |
Развивать у детей способность к целостному восприятию сказки в единстве ее содержания и художественной формы. Закрепить знания об особенностях сказочного жанра. Воспитывать интерес к сказкам. |
Хрестоматия для дошкольников. |
4 неделя октября |
«Наш быт» |
Инсценирование в лицах «Федул, что губы надул?». «Ты пирог ел?» |
Учить детей рассказывать с выражением. Развивать эмоциональность исполнения, умение интонацией, мимикой, жестом передавать свое отношение к содержанию литературной фразы. Воспитывать интерес, желание участвовать в инсценировке. |
Хрестоматия для дошкольников. |
1 неделя ноября |
«Дружба» |
Заучивание стихотворения Э.Мошковского «Добежали до вечера» |
Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение- передавая интонационную выразительность, продолжать развивать поэтический слух детей, умение чувствовать, понимать образный язык стихотворения. Воспитывать интерес к поэзии. |
Хрестоматия для дошкольников. |
2 неделя ноября |
«Транспорт» |
Чтение рассказа Зощенко «Великие путешественники» |
Познакомить с новым произведением, помочь понять смысл произведения, формировать целостное восприятие художественного текста в единстве содержания и художественной формы. Закрепить знания детей об особенностях разных литературных жанров. Воспитывать интерес к художественным произведениям, желание слушать. |
Хрестоматия для дошкольников. |
3 неделя ноября |
«Здоровей-ка» |
«Время загадок, пословиц, поговорок». Беседа «Я - спортсмен» |
Знакомство детей с загадками, пословицами, поговорками о здоровье, о спорте, о человеке. Учить составлять рассказ о спорте, передавая полученные знания. Формировать представление об активном отдыхе. |
Хрестоматия для дошкольников |
4 неделя ноября |
«Кто как готовится к зиме» |
Чтение и пересказ рассказа Г.Снегирева «Как птицы и звери готовятся к зиме» |
Познакомить детей с рассказом Г.Снегирева, как звери и птицы готовятся к зиме, помочь запомнить ,понять и пересказать содержание. Развивать связную речь. Воспитывать любовь к произведению, способность чувствовать и понимать образный язык рассказа. |
Хрестоматия для дошкольников |
1 неделя декабря |
«Здравствуй, зимушка - зима» |
Чтение стихов о зиме. Заучивание стихотворения Сурикова «Зима» |
Учить детей интонационно выразительно передавать любование картиной зимней природы при чтении наизусть стихотворения, учить замечать изобразительно-выразительные средства. Воспитывать интерес и желание выучить стихотворение. |
Хрестоматия для дошкольников |
2 неделя декабря |
«Город мастеров» |
Ознакомление с малыми фольклорными формами. |
Уточнить представления детей о жанровых особенностях, назначении скороговорок, пословиц, поговорок. Учить понимать обобщенное значение пословиц и поговорок, уметь составлять по ним небольшие рассказы, соотнося содержание с названием текста. Воспитывать интерес к малым фольклорным формам. |
Хрестоматия для дошкольников |
3 неделя декабря |
«Новогодний калейдоскоп» |
Ознакомление с новым жанром – басней. Чтение басни И. А. Крылова «Стрекоза и муравей». |
Познакомить детей с басней, с ее жанровыми особенностями; подвести к пониманию аллегории басни, идеи; воспитывать чувство к образному строю языка басни, понимать значение пословиц о труде, связывать значение пословицы с определенной ситуацией. |
Ушакова стр. 170 |
4неделя декабря |
«Новогодний калейдоскоп» |
Заучивание стихотворение С.Есенина «Береза». Творческое рассказывание. |
Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно передавая нежность, любование картиной зимней природы. Развивать поэтический слух. Воспитывать способность чувствовать и понимать образный язык стихотворения. |
Хрестоматия для дошкольников |
1неделя января |
РОЖДЕСТВЕНСКИЕ КАНИКУЛЫ |
|||
2 неделя января |
РОЖДЕСТВЕНСКИЕ КАНИКУЛЫ |
|||
3 неделя января |
«В гостях у сказки» |
Рассказывание сказки А.Ремизов «Гуси-лебеди» |
Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, осмысливать характеры персонажей. Закрепить знания о жанровых особенностях сказки. Формировать образность речи, чуткость к образному строю языка сказки. Умение воспроизводить и осознавать образные выражения. Воспитывать интерес к сказкам. |
Хрестоматия для дошкольников |
4 неделя января |
«Этикет» |
Заучивание стихотворение Н.Гертет, Д.Хапмс «Очень вкусный пирог» |
Познакомить детей с новым стихотворением, помочь понять его смысл, образные выражения. Учить выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонационную выразительность. Воспитывать интерес, желание выучить новое стихотворение. |
Хрестоматия для дошкольников |
1 неделя февраля |
«Моя семья» |
Творчество А.С.Пушкина Рассказывание сказки «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» |
Углубить и расширить знания детей о творчестве А.С.Пушкина. Воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, замечать и выделять изобразительно-выразительные средства, понимать их значение. Воспитывать интерес к сказкам. |
Хрестоматия для дошкольников |
2 неделя февраля |
«Азбука безопасности» |
Чтение в лицах С.Маршак «Кошкин дом» Беседа о ОБЖ. |
Закрепить представление о основах безопасности собственной жизнедеятельности. Продолжать учить читать стихотворение, интонацией, жестом, мимикой показывать свое отношение к произведению. Учить анализировать содержание стихотворения. Воспитывать интерес к художественному произведению. |
Хрестоматия для дошкольников |
3 неделя февраля |
«Маленькие исследователи» |
Чтение С. Алексеев «Первый ночной таран» |
Познакомить детей с новым произведением, подвести к пониманию нравственного смысла рассказа, к мотивированной оценке поступков и характера героев рассказа. Закрепить знания о жанровых особенностях рассказа. Воспитывать патриотические чувства к Родине. |
Хрестоматия для старшего дошкольного возраста. |
4 неделя февраля |
«Наши защитники» |
Рассказывание сказки В.Даль «Старик годовик» |
Подвести детей к пониманию нравственного смысла сказки, к мотивированной оценке поступков и характера главных героев. Закрепить знания детей о жанровых особенностях сказки. Воспитывать интерес и желание слушать сказки. |
Хрестоматия для дошкольников. |
1 неделя марта |
«Миром правит доброта» |
Заучивание стихотворения П.Соловьева «Подснежник». Беседа о весне. |
Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно передавая нежность, любование картиной природы. Развивать поэтический слух. Воспитывать способность чувствовать и понимать образный язык стихотворения. Закрепить знания о весне, определять время года при чтении отрывков. |
Хрестоматия для дошкольников |
2 неделя марта |
«Женский день» |
Рассказывание сказки «Айога» (нанайская сказка) обр. Нагишкина |
Познакомить с нанайской сказкой, помочь осмыслить идею сказки, оценить характеры персонажей, подвести к пониманию художественного образа сказки. Воспитывать интерес и желание слушать сказки. |
Хрестоматия для дошкольников |
3 неделя марта |
«Быть здоровыми хотим» |
Чтение Е.Носов «Как ворона на крыше заблудилась» |
Познакомить с новым произведением, помочь понять и осмыслить содержание рассказа, поступки героев. Закрепить знания об особенностях разных литературных жанров. Воспитывать интерес к художественным произведениям. |
Хрестоматия для дошкольников |
4 неделя марта |
«Весна шагает по планете» |
Заучивание Ф. Тютчев «Зима недаром злиться» |
Учить детей интонационно выразительно передавать любование пробуждающей картины природы при чтении наизусть стихотворения, развивать поэтический слух, способность воспринимать и чувствовать поэтические образы. |
Хрестоматия для дошкольников |
1 неделя апреля |
«День смеха» «Цирк» |
Чтение А.Раскин «Как папа укрощал собачку» |
Познакомить детей с рассказом, помочь понять и осмыслить содержание рассказа, поступки героев. Закрепить знания об особенностях разных литературных жанров. Воспитывать интерес к художественным произведениям. |
Хрестоматия для дошкольников |
2 неделя апреля |
«Встречаем птиц» |
Заучивание В.Орлов «Ты лети к нам скворушка». Беседа о птицах. |
Закрепить знания детей о перелетных птицах. Учить интонационно, выразительно читать наизусть стихотворение. Развивать поэтический слух. Воспитывать интерес к поэзии. |
Хрестоматия для дошкольников |
3 неделя апреля |
«Космос» |
Знакомство с первым космонавтом Ю.А.Гагариным, Чтение Н.Носов «Незнайка на луне» |
Познакомить детей с рассказом, помочь понять и осмыслить содержание рассказа, поступки героев. Закрепить знания об особенностях разных литературных жанров. Закрепить знания детей о космосе, о первом космонавте Ю.А.Гагарине. Воспитывать интерес к художественным произведениям. Словарная работа: планета, метеорит, космодром, солнечная система, луноход… |
Хрестоматия для дошкольников |
4 неделя апреля |
«Волшебница вода» |
Заучивание стихотворения Я.Аким «Апрель» |
Учить интонационно, выразительно читать наизусть стихотворение. Развивать поэтический слух. Воспитывать интерес к поэзии. Закрепить знания о весенних месяцах. |
Хрестоматия |
5 неделя апреля |
«Волшебница вода» |
Чтение рассказа В. Бианки « Май» |
Учить детей воспринимать книжные иллюстрации как самоценность и источник информации. С помощью рассказа В. Бианки познакомить детей с приметами мая – последнего месяца весны. |
Хрестоматия для дошкольников |
1 неделя мая |
«Праздник мира и труда» |
Заучивание стихотворения П.Воронько «Лучше нет родного края» |
Помочь детям запомнить стихотворение, учить выразительно читать наизусть, передавая интонационную выразительность, продолжать развивать поэтический слух детей, умение чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения. Воспитывать внимание, желание выучить новое стихотворение. |
Л.Н.Елисеева «Хрестоматия для маленьких». |
2 неделя мая |
«День Победы» |
Чтение рассказа Е.Воробьев «Обрывок провода» |
Познакомить детей с новым произведением, подвести к пониманию нравственного смысла рассказа, к мотивированной оценке поступков и характера героев рассказа. Закрепить знания о жанровых особенностях рассказа. Воспитывать патриотические чувства. |
Хрестоматия для дошкольников |
3 неделя мая |
«Мир природы» |
Чтение К.Коровин «Белка». Беседа о природе родного края. |
Закрепить знания детей о природе родного края. Познакомить детей с новым рассказом. Продолжать развивать интерес к художественным произведениям. |
Хрестоматия для дошкольников |
4 неделя мая |
«До свидания, детский сад. Здравствуй, школа» |
Итоговая литературная викторина |
Закрепить систематизировать знания детей о литературных произведениях, прочитанных за год, об особенностях разных жанров художественных произведений. Закрепить знания о малых фольклорных формах. Воспитывать интерес к художественным произведениям. |
Хрестоматия для дошкольников |