12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Кравец Вера Владимировна1274
учитель физики
Россия, Краснодарский край, Сочи

СОГЛАСОВАНО

Зам.директора по УВР

____________________

«25» августа 2016г.

Краснодарский край

город Сочи

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 25

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

кружок «Архимеды»

(общеинтеллектуальное направление)

Класс: 5

Учитель: Кравец Вера Владимировна

Количество часов: всего –34 часов; в неделю – 1 час.

Планирование составлено на основе рабочей программы учителя МОУ СОШ № 25 Кравец В.В.

Рабочая программа утверждена решением педагогического совета от 25 августа 2015г., протокол № 1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

КТП первого года обучения внеурочной деятельности - кружка «Архимеды» - составлена на основе рабочей программы учителя МОУ СОШ № 25 Кравец В.В. Программа рассчитана на младших подростков (11-12 лет), обучающихся 5-6 классов. Состав группы постоянный, количество учащихся 12-15 человек. Занятия в кружке проводятся один раз в неделю по 1 часу, во время занятия обязательно проводятся физкультурные минутки, гимнастика для глаз. Срок реализации программы - 2 года, объем курса ­­– 68 часов (в 5 классе - 34 часа, в 6 классе – 34 часа).


 

Цель программы 

формирование информационной грамотности учащихся на основе научного знания и  самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира.


 

Задачи  программы:

формирование интеллектуальных, общеучебных и специальных знаний, умений и  навыков учащихся (наблюдать и описывать явления окружающего мира в их взаимосвязи с другими явлениями, выявлять главное, обнаруживать закономерности в протекании явлений и качественно объяснять наиболее распространенные и значимые для человека явления природы);

развитие познавательных, аналитических и творческих способностей младшего школьника;

формирование осознанного отличия научных данных от непроверенной информации, понимания ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека

Методы и формы решения поставленных задач: самостоятельная работа, олимпиады, поисковые и научные исследования, постановка и решение проблемных вопросов, игровые моменты, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдение, демонстрационные эксперименты, лабораторные работы и опыты, проекты, решение количественных и качественных задач, интеллектуальные турниры и научно-исследовательские конференции.

Содержание курса разработано в соответствии с поставленными задачами, в нем раскрыты основные понятия и некоторые основополагающие законы физики. Курс содержит занимательный фактологический материал, углубляет и расширяет знания школьников об объектах природы и явлениях, происходящих в ней.

 

Формы и виды контроля

Текущий контроль в форме опроса, кратковременные лабораторные работы, интеллектуальные конкурсы; итоговый контроль в форме конференции (защита индивидуальных исследовательских проектов).

Методические рекомендации

Программа реализуется в форме мини-лаборатории, занятия проводятся  в школьном кабинете физики (с использованием оборудования кабинетов физики, биологии, химии) и на пришкольном участке. Познавательная деятельность  включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий и интеллектуальных конкурсов. Исследовательская деятельность предусматривает работу в рамках учебного эксперимента, поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. В целях оптимизации экспериментальной деятельности, контроля за соблюдением техники безопасности и помощи учителю в проведении динамических пауз к работе могут быть привлечены ученики 10-го профильного (естественнонаучного или технического) класса (наставники - коучи).

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

  1. Список литературы, рекомендуемой для детей

1

Гуревич, А.Е. Введение в естественно - научные предметы. Естествознание. Физика. Химия. 5-6 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Е. Гуревич, Д.А. Исаев, Л.С. Понтак. _ М. : Дрофа, 2012.

 

2

Гальперштейн, Л. Забавная физика : научно-популярная книга. – переизд, доп. и переизд. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://yadi.sk/d/04BW5a9wSikyD

 

3

Донат, Б. Физика в играх / Б. Донат., Пер. с нем. – М.: Центрполиграф, 2012.

 
  1. Список литературы, рекомендуемой для педагога

1

Горев Л.А. Занимательные опыты по физике. М.: Просвещение, 1985.

 

2

Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2010.

 

3

Мартемьянова Т.Ю. PRO-физика.Учебно – методическое пособие для учителей, детей и родителей. СПб.: СМИО пресс, 2016.

 

4

Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2010.

 

5

Тит Т. Научные забавы и занимательные опыты. М.: Аст- Астрель, 2011.

 

2. Печатные пособия

1

Плакат «Покорение воздуха» (ИГ «Элементы»)

1

3. Технические средства обучения

1

Интерактивная доска

1

2

Проектор

1

3

Компьютер

1

4

Колонки

2

4. Экранно-звуковые пособия

1

Электронное учебное пособие «Виртуальные лабораторные работы по физике». CD-ROM/ Новый Диск / Просвещение-МЕДИА

 

5. Оборудование класса

 
 

5.1.Общее оборудование

 

1

Ученические столы с комплектом стульев

15/15

2

Стол и стул учителя

1/1

3

Демонстрационный стол

1

4

Доска интерактивная

1

5

Компьютер

1

6

Аптечка

 

7

Огнетушитель

 
 

5.2. Приборы и материалы

 

1

Барометр-анероид

1

2

Брусок

15

3

Воронка

1

4

Гвозди/ скрепки

15/15

5

Желоб металлический

15

6

Источник света (лампа на подставке)

15

7

Камертон

1

8

Компас

15

9

Круглый предмет (шарик для настольного тенниса)

15

10

ЛабДиск (комплексный датчик)

1

11

Линейка ученическая

15

12

Манометр (жидкостный)

1

13

Медицинский шприц 5см3-10см3

15

14

Мензурки (мерный цилиндр)

15

15

Метроном

1

16

Набор «Плавание»

5

17

Плитка электрическая

1

18

Рулетка

1

19

Рычажные весы

15

20

Сантиметровая лента

5

21

Свечи

15

22

Секундомер

15

23

Стакан

15

24

Стальной шарик

15

25

Стеклянная колба

15

26

Стеклянная палочка

1

27

Стеклянные трубочки (капилляры)

15

28

Тела разной формы и объема

15

29

Термометры

15

30

Термоскоп

1

31

Шарики малого диаметра

15

32

Штатив с муфтой, лапкой и кольцом

15

Календарно – тематическое планирование

п/п

Тема занятия

Содержание урока

Тип урока / форма урока

Кол-во час

Дата урока

Планируемые умения и навыки

Материально – техническое обеспечение

План

Факт

Введение

1

       

 

Вводное занятие.

Инструктаж по

технике

безопасности.

Знакомство с

кабинетом физики.

Урок открытия нового знания (УОНЗ)/ лекция

1

   

Знать правила техники безопасности, соблюдать требования безопасности труда и пожарной безопасности

Презентация «Правила ТБ в кабинете физики»

Исследование и исследователи

2

       

 

Исследование и исследователи.

Что такое исследование? Кто такие исследователи? Кто такой Архимед?

УОНЗ/ беседа

1

   

Давать определение понятиям, проводить информационно - смысловой анализ информации

Фрагмент мультфильма «Оля, Коля и Архимед» («Союзмультфильм», 1972г)

 

Наблюдение и опыт.

Мир науки – мир изобретений.

Изготовление бумажной вертушки «рыбка» и наблюдение её полёта.

Урок общемето-дологичес-кой направленности (УОН)/ практикум

1

   

Давать определение понятиям, различать способы познания природы

Бумага, ножницы, образец бумажной вертушки «рыбка»

Вещества и их свойства

3

       

 

Виды и строение веществ.

Молекулы. Вода, воздух, огонь и земля. Растворимость веществ. Проверка растворимости веществ в воде (поваренная соль, песок, земля, жидкое мыло, сахар, масло растительное).

УОНЗ/ комбини-рованный урок

1

   

Давать определение понятиям; устанавливать причинно-следственные связи;

использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов

Свеча, стаканчики с водой, пустые стаканы, модель молекулы воды, пластилин двух цветов (для изготовления моделей атомов); жидкое мыло, соль поваренная, сахар, масло растительное, песок, земля (в пластиковых стаканчиках для лабораторного эксперимента)

 

Исследование жидкостей.

Жидкое состояние вещества. Испаряемость жидкостей. Сравнение испаряемости воды, растительного масла и одеколона. Плавучесть веществ. Проверка плавучести веществ (дерево, пластмасса, алюминий).

УОНЗ/ комбини-рованный урок

1

   

Осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений.

Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя.

Стаканчики с водой, брусочки из дерева, пластмассы, алюминия. Стекла покровные, пипетки, масло растительное, одеколон (спирт).

 

Газообразное состояние вещества.

Воздух. Свойства газов. Плазма. Наблюдение пламени свечи. Сравнение массы надутого и не надутого воздушных шаров.

УОНЗ/ комбини-рованный урок

1

   

Устанавливать аналогии и причинно-

следственные связи, строить рассуждения, отнесения к известным понятиям.

Свеча на подставке для наблюдения пламени. Шары воздушные.

Явления природы

3

       

 

Явления, наблюдения, опыты.

Явления природы. Физические и химические явления. Научное наблюдение и опыт. «Фараонова змея», движение шарика в перевёрнутой мензурке с водой.

УОНЗ/ лекция

1

   

Наблюдать природные явления;

выдвигать гипотезу;

описывать и обобщать результаты наблюдений,

объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования

Таблетки глюконат кальция, сухое горючее, фарфоровая чаша для проведения опыта «фараонова змея»; мензурка м водой, шарик для настольного тенниса.

 

Способы описания явлений.

Рассказ, рисунок, фотография, видеосъёмка.

Наблюдение кипения воды.

УОНЗ/ экскурсия

1

   

Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя.

Образцы различных описаний явлений (презентация).

Колба с водой, электроплитка лабораторная.

 

Интеллектуальный

турнир

«Я познаю мир».

Викторина

Урок развиваю-щего контроля (УРК)/ викторина

1

   

Высказывать свою точку зрения, взаимодействовать в игровой ситуации, участвовать в самооценке и взаимооценке,

работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации

Викторина в формате мультимедийной презентации

Лабораторное оборудование

3

       

 

Лабораторное оборудование.

Штатив. Калориметр. Колба. Мензурка. Ливер. Пробирка. Пипетка. Капиллярная трубка.

Моделирование устройств на основе штатива (подставка для книг, держатель для лампы, фонтанчик).

УОНЗ/ комбини-рованный урок

1

   

Использовать простые измерительные приборы;

проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя

Штативы с принадлежностями, пустые пластиковые бутылочки (0,25- 0,5 л), лампа на подставке, калориметр, колбы, мензурки, пробирки, капиллярные трубки, ливер.

 

Измерительные приборы.

Секундомер. Измерительная лента. Весы. Жидкостный термометр. Измерение температуры воды с помощью термометра.

 

УОНЗ/ комбини-рованный урок

1

   

Использовать простые измерительные приборы; проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя

Термометры спиртовые лабораторные, стаканчики с теплой водой (30-40 0С).

 

Датчики.

ЛабДиск ГЛОМИР. Электронный датчик температур.

УОНЗ/ комбини-рованный урок

1

   

Использовать простые измерительные приборы; проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя

ЛабДиск ГЛОМИР. Электронный датчик температур (из комплекта оборудования L -micro).

Измерения

4

       

 

Взвешивание тел.

Виды весов. Правила взвешивания.

Взвешивание малых тел (массой до 200 г) с помощью весов разных видов.

УОН/ практикум

1

   

Использовать простые измерительные приборы;

проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя

Весы лабораторные рычажные, весы лабораторные электронные, набор разновесов и гирь.

 

Измерение времени.

Измерение времени с помощью секундомера, метронома, часов с секундной стрелкой.

Измерение времени с помощью секундомера.

УОН/ практикум

1

   

Секундомеры лабораторные, секундомеры в мобильных телефонах учеников,

метроном, часы с секундной стрелкой

 

Солнечные часы.

Моделирование солнечных часов.

http://kartonkino.ru/igrushki-dlya-detey-svoimi-rukami/solnechnyie-chasyi-svoimi-rukami-master-klass/ примерная инструкция

УОН/ практикум

1

   

Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале

Картон, бумага, скотч, ножницы, клей, деревянные палочки (зубочистки, шпажки), фломастеры, пластилин. Презентация с образцами солнечных часов.

 

Измерение температуры.

Измерение температуры с помощью ЛабДиска и датчика температур.

УОН/ практикум

1

   

Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации

ЛабДиск ГЛОМИР. Электронный датчик температур (из комплекта оборудования L -micro).

Элементы гидростатики и аэростатики

5

       

 

Атмосферное давление.

«Картезианский водолаз».

УОНЗ/ лекция

1

   

Проводить наблюдения, измерения;

представлять результаты наблюдений и измерений с помощью схем и рисунков;

устанавливать причинно-следственные связи.

Пипетки, бутылки пластиковые с водой, пластилин.

 

Давление жидкости.

Капиллярные эффекты. Сообщающиеся сосуды.

УОНЗ/ комбини-рованный урок

1

   

Использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение гипотезы.

Набор капиллярных трубок разного сечения, вода подкрашенная, прибор демонстрационный «сообщающиеся сосуды».

 

Плавание судов.

Осадка судна. Ватерлиния. Моделирование корабликов из бумаги, определение их осадки.

УОНЗ/ практикум

1

   

Использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как эксперимент, установление границ применимости модели/теории.

Бумага, ножницы, цветные карандаши, ёмкости с водой, маленькие стеклянные шарики из набора лабораторного «Плавание тел».

 

Интеллектуальный турнир «Плавание тел».

Викторина

УРК/ викторина

1

   

Высказывать свою точку зрения, взаимодействовать в игровой ситуации, участвовать в самооценке и взаимооценке,

работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации

Мультимедийная презентация в виде интерактивной викторины

 

Воздухоплавание.

Воздушные шары.

УОНЗ/ виртуальная экскурсия

1

   

Выдвигать гипотезу, формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Шары воздушные, наполненные гелием, наполненные воздухом.

Презентация – виртуальная экскурсия «Воздухоплавание»

Тепловые явления

3

       

 

Тепловые явления.

Признаки тепловых явлений. Примеры тепловых явлений. Нагревание монеты разными способами: в горячей воде, над электроплиткой, трением о дощечку.

УОНЗ/ деловая игра

1

   

Использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение гипотезы.

Стакан с горячей водой, электроплитка лабораторная, щипцы с теплоизолированными ручками, дощечки деревянные, монеты.

 

Тепло работает.

Демонстрации: «Несгораемая» бумага. Бумажная кастрюля. Вентилятор над электроплиткой. Шар Герона.

УОНЗ/ проблемный урок

1

   

Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя.

Модель шара Герона, электроплитка, спиртовка, бумажная «змейка», закреплённая над плиткой, коробочка из бумаги (или бумажный стаканчик), деревянный брусок, бумага, спички, кнопки.

 

Температурные рекорды в природе и технике.

Работа в группах: Поиск информации о самых высоких и самых низких температурах, зафиксированных на Земле и в космосе, представление информации в виде плаката.

УОНЗ/ игра

1

   

Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета

Компьютер с доступом в сеть Интернет ( в том числе персональные гаджеты учеников), энциклопедии по физике, технике, астрономии, ватман, маркеры, цветные мелки, доска.

Звуковые явления

9

       

 

Звуковые явления.

Способность слушать звук. Эхо.

УОНЗ/ лекция

1

   

Проводить наблюдения;

представлять результаты наблюдений и измерений с помощью рисунков и таблиц.

Собирать, обобщать и представлять данные, полученных в ходе самостоятельно проведённых исследований

Аудиозапись звуков от 20Гц до 20000Гц. Камертон.

 

Музыкальные звуки.

Особенности музыкальных звуков. Музыкальные инструменты. Запись звука.

УОНЗ/ комбини-рованный урок

1

   

Аудиозапись звучания различных музыкальных инструментов.

 

Характеристики звука.

Громкость. Измерение громкости с помощью ЛабДиска. Высота тона.

УОНЗ/ комбини-рованный урок

1

   

ЛабДиск ГЛОМИР.

Приложение «Шумомер» на Android.

 

Рупор.

Изготовление рупора.

схема http://www.meeting.lv/images/events/images/middle/F23A1b085.jpg?m=2010-02-28%2017:01:00

УОН/ практикум

1

   

Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации

Картон, скотч, клей, ножницы, линейки

 

Работа над исследовательским проектом.

Примеры исследовательских и проектных работ. План работы над проектом. Выбор темы.

Урок рефлексии / диалог

1

   

Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале

Презентация с примерами исследовательских и проектных работ

 

Сбор информации.

Работа с источниками информации (книги, журналы, сеть Интернет)

УОН/ проектная работа

1

   

Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета

Работа в школьном ресурсном центре (библиотечный фонд, сеть Интернет, мультимедиа-ресурсы)

 

Экспериментальная часть проекта.

Эксперимент, моделирование.

УОН/ проектная работа

1

   

Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации

Оборудование кабинета физики по запросу учащихся

 

Обработка результатов эксперимента.

Проверочный эксперимент, оформление выводов

УОН/ проектная работа

1

   

Уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им

Работа в кабинете информатики (ПК с доступом в сеть Интернет)

 

Оформление отчёта по проекту

Создание письменного отчёта, подготовка презентации

Урок рефлексии/ проектная работа

1

   

Выбирать и адекватно использовать технические средства ИКТ для фиксации текстовой информации, изображений и звуков в соответствии с поставленной целью

Работа в кабинете информатики (ПК с доступом в сеть Интернет)

Итоговая конференция

1

       

 

Итоговая конференция

Выступления по теме проектов, обсуждение, рефлексия

УРК/ защита индивидуальных исследовательских проектов

1

   

Выступать с аудиовидео-поддержкой.

Высказывать свою точку зрения, участвовать в дискуссии, в самооценке и взаимооценке.

Интерактивная доска, демонстрационный стол, магнитная доска для плакатов


 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.