12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Софья372
Сокольникова Софья Борисовна
Россия, Новосибирская обл., Новосибирск

 Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающей деятельности в средней логопедической группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи на I полугодие______уч.г.

Пояснительная записка

Настоящий план составлен в соответствии с примерной адаптированной основной образовательной программой для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Под редакцией профессора Л. В. Лопатиной, 2014г. Фронтальные занятия проводятся с учетом методических рекомендаций О.Н. Лиманской «Конспекты логопедических занятий в средней группе ».

Коррекционную работу, рассчитанную на 33 недели в учебном году, условно можно разделить на 2 периода:

Первое полугодие: сентябрь – декабрь, второе полугодие: январь – май.

Фронтальные (не менее 3-х), подгрупповые и индивидуальные занятия проводятся 5 раз в неделю.

Содержание коррекционно-развивающего обучения включает в себя:

Формирование целостного, обобщённого образа предметов и явлений:

- развитие зрительного гнозиса (цвет, форма, размер, симультанного восприятия);

- развитие тактильного гнозиса (ощущение различных фактур и свойств предметов);

- развитие обонятельного и вкусового гнозиса;

- развитие оптико-пространственного гнозиса (ощущение собственного тела и субъектов в пространстве, конструктивная деятельность).

Развитие слухового гнозиса:

- развитие неречевого слухового восприятия;

- развитие импрессивной речи (распознавания и понимания звуков и слов; развитие понимания устной речи: умение вслушиваться в обращенную речь, выделять названия предметов, действий, признаков, понимание обобщающего значения слов).

Формирование ритмико-интонационной базы речи (темп, интонация, ритм).

Формирование и развитие экспрессивной речи (собственной спонтанной артикуляции от звукоподражаний к словам и фразе; подготовка к овладению диалогической формой общения).

 

Месяц, недели, тема

Зрительный гнозис

Тактильный гнозис

Обонятельный/вкусовой гнозис

Оптико-пространственная координация

Слуховой гнозис

Ритмико-интонационная база речи

Спонтанная артикуляция

Сентябрь

I; II; III

Обследование детей

Сентябрь 1V неделя. Овощи

Работа с настоящими овощами. Изучение цвета, формы, размера. Где растут Игра «Чего не стало», «Что изменилось», «Четвёртый лишний»

Тактильное изучение. Игра «Волшебный мешочек», «Четвёртый лишний»

Изучение на вкус и запах кусочков овощей. Игра вариант «Волшебный мешочек», «Четвёртый лишний»

Пальчиковая, артикуляционная, мимическая гимнастика. Лепка из пластилина, солёного теста овощей.

Узнавание контрастного звучания двух игрушек (бубен, барабан). Выполнение по инструкции действий с овощами.

Обобщающее слово «Овощи» (категориальный признак)

Логоритмический этюд «Репка» (с использованием шапочек овощей)

Вызывание междометия «УХ» (тянем репку) и слова «ИДИ» (зовём героя сказки). «АХ» нюхаем овощи.

Октябрь

I неделя. Фрукты

Работа с настоящими фруктами. Изучение цвета, формы, размера. Где растут. Игра «Чего не стало», «Что изменилось», «Четвёртый лишний»

Тактильное изучение. Игра «Волшебный мешочек», «Четвёртый лишний»

Изучение на вкус и запах кусочков фруктов. Приготовление фруктового и овощного салатов.

Пальчиковая, артикуляционная, мимическая гимнастика. Выкладывание канатов в форме овощей и фруктов.

Узнавание контрастного звучания трёх игрушек (бубен, барабан, погремушка). Выполнение по инструкции действий с фруктами.

Обобщающее слово «Фрукты» (категориальный признак)

Логоритмическое упражнение «Во саду ли, во огороде»

Автоматизация междометия «УХ» (танцуем) и слова «ИДИ» (зовём танцевать), «АХ» нюхаем фрукты.

Октябрь

II неделя. Деревья, осень

Работа на прогулке. В группе изучаем листья, хвою деревьев (цвет! Форма, размер) Игра «Четвёртый лишний» (лиственные, хвойные), «Чего не стало», «Что изменилось».

Работа на прогулке. В группе изучаем листья, хвою, кусочки коры. Игра «Волшебный мешочек», «Четвёртый лишний»

Изучение запаха листьев разных деревьев (рябина, тополь, берёза и пр.) и хвои. Игра вариант «Волшебный мешочек», «Четвёртый лишний»

Пальчиковая, артикуляционная, мимическая гимнастика. Рисование губкой и пальчиковыми красками «Как падает лист» по направлениям сверху вниз, слева направо, справа налево.

Узнавание направленности звучания. Определение локализации звука в пространстве (2-3 игрушки). «Найди листик» (по инструкции подобрать листик к дереву)

Психодрама «Три медведя» (с шапочками). Изучение интонаций.

Отработка междометий «АУ», «АХ», «ОХ», «ОЙ», «УХ», «ЭХ» (по сказке)

Октябрь III неделя. Грибы, ягоды

Работа с настоящими грибами и ягодами (можно взять после заморозки). Изучение цвета, формы, размера. Где растут. Игра «Чего не стало», «Что изменилось», «Четвёртый лишний»

Тактильное изучение. Игра «Волшебный мешочек», «Четвёртый лишний»

На вкус изучаем ягоды. Изучение запаха разных грибов (не все съедобны!). Игра вариант «Волшебный мешочек», «Четвёртый лишний»

Пальчиковая, артикуляционная, мимическая гимнастика. Игра «Найди грибок (ягоду)»: с использованием муляжей деревьев, грибов ягод и предлогов «над», «под», «сбоку», «снизу» и т.п.

Изучение бытовых звуков (бумага, дерево, железо, стекло, едет машина, звонит телефон и пр.) Обобщающее слово «Грибы, ягоды» (категориальный признак)

Психодрама (сценка) «Маша и медведь»

Работа над звукоподражаниями. Медведь рычит «Ы-ы-ы», «Э-э-э», волк в лесу воет «У-у-у», ёжик фыркает «Ф-ф-ф», ветер дует влесу «В-в-в». Ягода вкусная «АМ», «М-м-м».

Октябрь IV неделя. Игрушки

Изучение цвета, формы, размера игрушек. Игра «Чего не стало», «Что изменилось», «Четвёртый лишний»

Тактильное изучение игрушек из разных материалов. Игра «Волшебный мешочек», «Четвёртый лишний»

Беседа о безопасности и аккуратности обращения с игрушками.

Пальчиковая, артикуляционная, мимическая гимнастика. Рисование, лепка и конструирование игрушек по образцу. Соотнесение игрушки с картинкой.

Изучение звуков различных игрушек (неваляшка, кукла, электронные игрушки, заводные). Ищем спрятанную игрушку по направлению звука.

Логоритмическое упражнение «Игрушки». Изображение настроения различных игрушек.

Подражание различным игрушкам: машина (грузовик) – «Р-р-р», самолётик – «В-в-в», «Л-л-л», кулу укачиваем «А-а-а», паровозик гудит «У-у-у».

Ноябрь

I неделя. Одежда

Изучение одежды в приёмной, на прогулке«4-й лишний»,

«Соберемся на прогулку», «Разложи пуговицы по коробочкам» (по форме, размеру, цвету).

Изучение различных фактур материалов, тканей на сенсорных карточках Игра «Найди пару», «Волшебный мешочек», «Четвёртый лишний»

Беседа о назначении одежды (не жевать!), аккуратности

Пальчиковая, артикуляционная, мимическая гимнастика. Собрать друга на прогулку (определение сторон тела, найти лишний элемент, недостающий). На картинке найти лишний или недостающий элемент одежды.

Определение неречевых бытовых шумов (с закрытыми глазами). Узнавание речевого звука. «Хлопни, когда услышишь «А»»

Логоритмика по теме недели

Звуковое упражнение «Лесенка»: поем гласные

звуки так, как будто голос поднимается и спускается по лесенке (повышение

и понижение тона):

- У-у-у!

- А-а-а!

- О-о-о!

- И-и-и!

Ноябрь

II неделя. Обувь

Изучение обуви в приёмной, на прогулке«4-й лишний», «Найди пару», «Соберемся на прогулку».

Изучение различных фактур материалов, тканей на реальных предметах, сенсорных карточках. Игра «Найди пару», «Волшебный мешочек», «Четвёртый лишний»

Беседа о назначении обуви, аккуратности

Пальчиковая, артикуляционная, мимическая гимнастика. Собрать друга на прогулку (по погоде, подобрать обувь, найти пару). Определение левой и правой сторон на себе и на фото.

Звуковая игра «Потопаем – похлопаем». Узнавание речевого звука. Локализация звука в пространстве. «Где сказали А?»

Логоритмика по теме недели

Звукоподражания. Шагают большие и маленькие ножки «ТООП-ТООП», «топ-топ-топ». Дождь капает «Кап-кап». Стряхиваем воду: ПА – ПА – ПА - стряхивание «капелек» вниз.

ПО – ПО – ПО – стряхивание «капелек» вверх.

ПУ – ПУ – ПУ – стряхивание «капелек» вытянутыми руками.

Ноябрь

III неделя. Мебель

Изучение мебели в различных помещениях детского сада. Игры с кукольной мебелью. Игра «Чего не стало», «Что изменилось», «Четвёртый лишний»

Изучение различных фактур материалов, тканей на реальных предметах (дерево, пластмасса, ткань, поролон, металл и т.п.), сенсорных карточках. Игра «Найди пару (к реальному предмету)», «Волшебный мешочек», «Четвёртый лишний»

Можно понюхать различные материалы - свежее дерево, пластмассу, поролон и т.п. Беседа о назначении мебели (не грызут!), аккуратности и безопасности.

Пальчиковая, артикуляционная, мимическая гимнастика. Игра «Разложи по полкам» (головные уборы, одежда, обувь). На картинке найти лишний или недостающий элемент мебели.

Узнать по какому предмету мебели стукнули, узнать звук работающих бытовых приборов (стиральная машина, холодильник, телевизор, радио и др.) Игра «Найди игрушку» - на полке (в шкафу) по инструкции.

Узнавание звука У. «Хлопни когда услышишь» (с визуальной подсказкой и без).

Психодрама «Теремок» (с атрибутами роли, куклами бибабо). Постукивание по столу в различном ритме и темпе.

Звукоподражания с интонацией. Муха - «З-з-з», лягушка – «КВА», зайчик скачет – «ОП», лиса – «ФЫР», волк – «У-у-у», медведь – «Ы-ы-ы». «УХ», «ОХ», «АХ», «ОЙ-ой».

Ноябрь

IV неделя. Посуда

Изучение цвета, формы, размера посуды. Игры с кукольной посудой. Игра «Чего не стало», «Что изменилось», «Четвёртый лишний»

Изучение различных материалов реальных предметов посуды (стекло, глина, пластмасса, бумага, металл). Игра «Найди пару (к реальному предмету)», «Волшебный мешочек», «Четвёртый лишний»

Беседа о назначении посуды (не грызут!), аккуратности и безопасности

Пальчиковая, артикуляционная, мимическая гимнастика. Игра «Разложи по полкам посуду» (стаканы, тарелки, ложки и т.п.). На игрушечной посуде, затем на картинке найти лишний или недостающий элемент.

Узнать по какому предмету (каким предметом) посуды стукнули. Постукивание по металлофону или по столу в различном ритме и темпе. Дифференциация звуков. На звук А – «хлопни», на звук У – «топни»

Психодрама «Федорино горе» (с атрибутами роли)

Отработать звукоподражания. Мячик упал в воду:

- Ах! Ах! Ах!

2. У девочки (мальчика, игрушки) болит зуб:

- Ох! Ох! Ох!

3. Дети качаются на качелях: - Ух! Ух! Ух!

4. Папа рубит дрова:

- Эх! Эх! Эх!

 

Декабрь

I неделя. Продукты питания

Работа с настоящими продуктами питания. Изучение цвета, формы, размера. Игра «Чего не стало», «Что изменилось», «Четвёртый лишний» (по происхождению или назначению)

Тактильное изучение. Игра «Волшебный мешочек», «Четвёртый лишний»

Изучение на вкус и запах кусочков продуктов. Приготовление бутербродов.

Пальчиковая, артикуляционная, мимическая гимнастика. Сортировка круп, макаронных изделий, игра «Золушка», пересыпание в ёмкость, собирание бус. Изготовление из солёного теста игрушечных продуктов питания.

Различение шумовых коробочек. Действия по инструкции: ТА – ТА – ТА – хлопки перед собой.

ТО – ТО – ТО – хлопки над головой.

ТУ – ТУ – ТУ - хлопки по коленям.

Психодрама «Мойдодыр» (с атрибутами роли)

Игра «Покорми зверушку, куклу» (отработка слова «ДАЙ» и «НА»)

Декабрь

II неделя. Зима

Работа на прогулке. В группе изучаем свойства воды, льда и снега. Игра «Чего не стало», «Что изменилось».

Изучаем свойства воды, льда и снега. Игра «Чего не стало», «Что изменилось»

Обсуждение безопасности (нельзя есть снег!)

Пальчиковая, артикуляционная, мимическая гимнастика. Лепка снежков, фигур из формочек, «следы» на снегу, рисование гуашью на снегу. Изготовление снежинок из крупы, макаронных изделий. Лепка комочков снега («комкать»). Бросать в обручи.

Дифференциация шумовых коробочек («Найди пару»). Узнавание звука О («Хлопни, когда услышишь»)

Логоритмика «Снег-снежок»

Отработка звукоподражаний: «КОП» - копает лопатка, «УХ», «ЭХ» - едем с горки, «ВЖ» - катимся на лыжах, «БУХ», «БАМ» - упал снежок, «КАП» - капает сосулька,.

Декабрь

III неделя. Птицы

Работа на прогулке. В группе просмотр видео. Изучаем на муляжах и игрушках (картинках) цвет, строение птиц, отличие домашних птиц от лесных, птенцов. Игра «Чего не стало», «Что изменилось», «Четвёртый лишний»

Тактильное изучение на игрушках, сенсорных карточках. Игра «Волшебный мешочек», «Четвёртый лишний»

Изучение запаха перьев на сенсорных карточках.

Пальчиковая, артикуляционная, мимическая гимнастика. Игра: «Где сидит птичка » (картинка)

Покажи птичку, которая сидит на дереве, под деревом, на крыше, не кормушке. Аналогично, «Посади птичку на кормушку». Рисование корма «тычками», пальчиковыми красками, рвать бумажки (комочки).

Дифференциация птичьих голосов по записи.

Определение птички по звукоподражанию (показ на картинке).

- Кар-кар-кар - ворона

- Чик-чирик, чик-чирик – воробей.

- Синь-синь – синичка (и т.п.).

Узнавание звука И («Хлопни, когда услышишь»)

Психодрама «Курочка Ряба» (с атрибутами роли, куклами бибабо). Имитация «Птичка» - движений: прыжки , взмахи руками, наклоны.

Звукоподражания по сказке. Звукоподражания голосам птиц: «КО», «КАР», «ЧИРИК», «Д-Д-Д», «ТУК», «СИНЬ», «КРЯ», «ГА», «КУ-КА-РЕ-КУ» и др.

Декабрь

IV неделя. Домашние животные

Работа дома. В группе просмотр видео. Изучаем на муляжах и игрушках (картинках) цвет, строение животных, их детёнышей отличие домашних животных от диких. Игра «Чего не стало», «Что изменилось», «Четвёртый лишний»

Тактильное изучение на игрушках, сенсорных карточках. Игра «Волшебный мешочек», «Четвёртый лишний»

Задание погладить дома

Пальчиковая, артикуляционная, мимическая гимнастика. Игры с прищепками (прицепить части тела). Нахождение животных, которые изображены на картине. Опознание наложенных картинок животных, опознание по контуру

Дифференциация голосов животных по записи.

Определение животного по звукоподражанию (показ на картинке).

Узнавание звука Ы («Хлопни, когда услышишь»)

Психодрама «Колобок» (с атрибутами роли, куклами бибабо). Игра «У лисички День рождения» (имитация животных).

Звукоподражания по сказке. Звукоподражания голосам животных. Игра «Иди, лети, плыви…» (ведущий говорит, что нужно изобразить другому ребёнку в роли птицы, животного).

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.