12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Туктарова Регина Ильшатовна35 |
Календарно-тематический план по гимнастике 1 год обучения
Рассмотрено Руководитель МО _________/ Е.А.Валиева / Протокол № 1 от «31» августа 2017 г. | Согласовано Заместитель директора по ВР МБОУ «СОШ № 27» НМР РТ _________/ С.М.Бардина / от «31» августа 2017 г. | Утверждаю Директор МБОУ «СОШ № 27» НМР РТ ___________________/Л.В.Ярцева / Приказ № 323 от «31» августа 2017 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Гимнастика»
по кружку «Акварель» в 1 классе
Туктаровой Регины Ильшатовны,
педагога дополнительного образования
МБОУ «СОШ № 27» НМР РТ
г. Нижнекамск, 2017 г
Пояснительная записка
Разностороннее и гармоничное развитие невозможно без полноценного художественного развития личности. Художниками, писателями, композиторами и артистами балета становятся немногие, но уметь воспринимать искусство, разбираться в нем, любить его может каждый человек. Занятия гимнастики, способствуют формированию и развитию у учащихся необходимых качеств.
Эта учебная программа предназначена для обучения детей сознательному управлению своими мышцами, помочь им развить гибкость, которая необходима для придания окраски и нюансов движению.
В ходе реализации программы используются разнообразные формы и методы, носящие преимущественно интерактивный характер, обеспечивающий непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующий их интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои творческие способности.
Цель программы - совершенствование творческой активности учащихся посредством комплексного подхода в обучении школьников предметам эстетического цикла с осуществлением межпредметных связей в рамках начальной школы.
Важнейшими задачами предмета являются:
• Развить у них эластичность и растянутость ног;
• Сформировать мотивацию детей к активному, здоровому образу жизни, способности адаптации в современном обществе;
• Созданий условий для воспитания личностного роста ребенка, развития потребности к самосовершенствованию, формирования нравственных качеств личности.
Изучение дополнительных учебных предметов по выбору обучающихся должно обеспечить:
удовлетворение индивидуальных запросов обучающихся;
общеобразовательную, общекультурную составляющую данной ступени общего образования;
совершенствование имеющегося и приобретение нового опыта познавательной деятельности, профессионального самоопределения обучающихся.
Виды деятельности обучающихся на предмете «Гимнастика»: партерный экзерсис, экзерсис на середине зала, музыкальные игры. Занятия включают чередование различных видов деятельности: музыкально-ритмические упражнения и игры, тренировочные упражнения, танцевальные элементы и движения, творческие задания.
Программа реализуется в рамках дополнительного образования.
Программа предусматривает использование следующих технологий:
Групповая. В течение всего периода обучения дети делятся на подгруппы для решения и выполнения конкретных задач, выполнения определенной работы, успех которой зависит от вклада каждого члена группы. Состав группы меняется в зависимости от цели деятельности.
Игровая. Позволяет активно включить детей в деятельность, решить задачу воссоздания и усвоения общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Личностно-ориентированная технология. Содержание, методы и приемы её направлены на то, чтобы использовать субъективный опыт каждого ученика, помочь становлению его личности.
Программа рассчитана на 70 ч в год, 2 часа в неделю.
Формы проведения занятий:
- учебное занятие
- беседа
- игра
- концерт
- конкурс
Методы:
Словесный метод используется при беседе, рассказе.
Наглядный метод используется при показе фотографий, видеоматериалов.
Практический – это упражнения, тренинг, репетиции.
Данная программа способствует развитию у учащихся:
- возрастных предпосылок, которыми располагают дети (эмоциональность, восприимчивость к окружающему миру, расположенность к творческим играм);
- внимания к авторской позиции, выраженной в произведении искусства;
- понимание художественных средств, как языка для выражения особого художественного содержания;
- собственного творчества и художественного восприятия как неразрывных сторон эстетического развития.
Содержание программы
1. Упражнения на напряжение и расслабление мышц тела
• Упражнение 1
Вытягивание ног и пальцев, напряжение мышц тела, затем расслабление.
• Упражнение 2
Лежа вытягивание пальцев ног, напряжение мышц, затем поднимание носков вверх. И возвращение в исходное положение.
• Упражнение 3
Стоя втянув руки вверх, поочередно расслаблять: кисти рук, локти, плечи, мышцы талии, бедра, ноги.
2. Упражнения для развития выворотности ног и танцевального шага
• Упражнение 4
При свободно лежащем корпусе медленно, вытягивая пальцы ног, напрячь только мышцы ног. Затем напрягая и сокращая ягодичные мышцы, повернуть бедра, голени и стопы внутренней стороны наружу так, чтобы пятки подошвенной стороны коснулись друг друга.
• Упражнение 5
Вытянув ноги, развернуть их внутренней стороной наружу, а пятками прикоснуться друг к другу, затем сократить подъем ног так, чтобы получилась I позиция.
• Упражнение 6
«Книжечка» - разворот сокращенных стоп из невыворотного в выворотное положение и обратно.
• Упражнение 7
«Лебеди» - полушпагат. Подготовка к растяжкам на шпагат.
• Упражнение 8
«Лягушка» - лежа на спине, согнуть ноги в коленях, таз должен прилегать к полу.
3. Упражнения на исправление осанки
• Упражнение 9
Поднять вытянутые ноги над полом, прогнуться, руки назад. Удерживать это положение некоторое время.
• Упражнение 10
Лежа на животе выполнить прогиб назад, удерживая ноги и живот на полу.
• Упражнение 11
Согнуть ноги, прижать колени руками к груди. Затем вернуться в исходное положение, потянуться руками вверх, вытянуть подъем, прижать поясницу к полу.
• Упражнение 12
Встать в упор на коленях. Мах правой ногой назад, левая рука поднимается вверх. Затем левой ногой назад, правая рука поднимается вверх. Руку стараться поднимать выше.
• Упражнение 13
Встать в упор на коленях. Спину прогнуть, голову поднять до предела вверх и опустить назад, одну ногу выдвинуть вперед.
• Упражнение 14
Сидя, колени согнуть. Поворот туловища вправо, руки за голову, лопатки свести.
4. Упражнения для улучшения эластичности мышц плеча и предплечья
• Упражнение 15
Стоя на коленях, наклониться вперед, предплечья на полу.
• Упражнение 16
Стоя на коленях, правая рука вперед, левая под головой. Отклонить таз вправо, затем вернуться в исходное положение.
• Упражнение 17
Лечь на спину, руки вверх. Увести руки вправо, затем вернуться в исходное положение.
5. Упражнения на укрепление мышц брюшного пресса
• Упражнение 18
Лежа на спине поднимать то одну, то другую или обе ноги вверх.
• Упражнение 19
Лежа на спине согнуть ноги в коленях, подтянуть их к груди, прижать голову к коленям и зафиксировать это положение. Затем вернуться в исходное положение.
• Упражнение 20
Сесть на пол, вытянутые ноги циркулем развести в стороны, руки поднять и раскрыть горизонтально на уровне предплечий. Развернуться стороной опущенного плеча к противоположной ноге и наклониться вниз, стараясь достать рукой пальцы вытянутой ноги. Зафиксировать это положение.
• Упражнение 21
Сесть на пол, вытянутые ноги циркулем развести в стороны. Наклонить корпус вниз, стараясь животом и грудью достать пол, руки вытянуть вперед. Зафиксировать это положение.
6. Упражнения на улучшение гибкости позвоночника
• Упражнение 22
Лежа на спине, ноги слегка врозь, руки вдоль тела. Отвести туловище вправо, не отрывая спины от пола. То же в другую сторону.
• Упражнение 23
Сидя, ноги согнуты, грудь прижата к бедрам, руками взяться за пятки. Попытаться выпрямить ноги, не отрывая туловища от ног. Затем вернуться в исходное положение.
• Упражнение 24
Лечь на пол на живот, разведенные ноги согнуть, руками взяться за стопы. Попытаться выпрямить ноги, приподнимая верхнюю часть туловища. Затем вернуться в исходное положение.
• Упражнение 25
Лечь на спину, руки втянуть вдоль тела. Прогнуться опираясь на локти и не отрывая таз и голову от пола. Затем вернуться в исходное положение.
7. Упражнение для улучшения эластичности мышц бедра
• Упражнение 26
Броски ногами поочередно, то правой , то левой. Вперед и в стороны.
• Упражнение 27
Лечь на спину. Согнуть правую ногу, взявшись руками за голень. Выпрямить ногу с помощью рук. То же другой ногой.
• Упражнение 28
Сесть на пол, ноги врозь, ладони перед собой на полу. Наклониться вперед, стараясь положить локти на пол. Вернуться в исходное положение. То же в другую сторону.
8. Упражнения для улучшения коленных суставов
• Упражнение 29
«Велосипед» - сидя на полу сгибать ноги, как при езде на велосипеде.
• Упражнение 30
Лежа на спине, ноги согнуть вверх. Сделать круг голенями вправо. То же влево.
• Упражнение 31
Стоя на коленях, руки на поясе. Сесть вправо, затем вернуться в исходное положение. То же влево.
9. Упражнение для увеличения подвижности голеностопного сустава
• Упражнение 32
Сесть на пол, с опорой на руки сзади. Носки потянуть на себя, затем втянуть вперед. Повторить 16 раз.
• Упражнение 33
Сидя на полу, ногу согнуть и выворот положить на другую. Одной рукой взять снизу пятку, другой взять голеностоп сверху и начинать давить на него.
• Упражнение 34
Сесть на пятки носки вытянуть. Опираясь левой рукой о пол, захватить правой левое колено и постараться приподнять его. Затем вернуться в исходное положение. То же другой ногой.
10. Прыжки
-Прыжки на двух ногах (Из VI позиции в V)
-По 4 и 8 прыжков с поджатыми ногами
Календарно – тематическое планирование
I год обучения
№ | Раздел, тема | Количество часов теория | Дата проведения по плану | Дата проведения по факту |
1 | Инструктаж по ТБ. Введение в предмет. | 1 | ||
2 | Восстановление физической активности организма. | 1 | ||
3 | Упражнения на напряжение и расслабление мышц тела. Вытягивание ног и пальцев, напряжение мышц тела, затем расслабление. | 1 | ||
4 | Упражнения на напряжение и расслабление мышц тела лежа. | 1 | ||
5 | Упражнения на напряжение и расслабление мышц тела стоя. | 1 | ||
6 | Упражнения для развития выворотности ног и танцевального шага. Лежа. | 1 | ||
7 | Упражнения для развития выворотности ног и танцевального шага. Стоя. | 1 | ||
8 | Упражнения для развития выворотности ног и танцевального шага. Сидя. | 1 | ||
9 | Упражнения для развития выворотности ног и танцевального шага. Шпагаты . | 1 | ||
10 | Упражнения на исправление осанки. Лежа на спине. | 1 | ||
11 | Упражнения на исправление осанки. Лежа на животе. | 1 | ||
12 | Упражнения на исправление осанки. Сидя. | 1 | ||
13 | Упражнения на исправление осанки. Стоя. | 1 | ||
14 | Упражнения на исправление осанки. Стоя на коленях. | 1 | ||
15 | Упражнения на исправление осанки. Стоя на коленях. | 1 | ||
16 | Закрепление пройденного материала. | 1 | ||
17 | Восстановление физической активности организма. | 1 | ||
18 | Повторение пройденного материала. | 1 | ||
19 | Упражнения для улучшения эластичности мышц плеча и предплечья. Стоя на коленях. | 1 | ||
20 | Упражнения для улучшения эластичности мышц плеча и предплечья. Лежа на спине. | 1 | ||
21 | Упражнения для улучшения эластичности мышц плеча и предплечья. Стоя на коленях. | 1 | ||
22 | Упражнения на укрепление мышц брюшного пресса. Лежа на спине. | 1 | ||
23 | Упражнения на укрепление мышц брюшного пресса. Лежа на спине. | 1 | ||
24 | Упражнения на укрепление мышц брюшного пресса. Сидя на полу. | 1 | ||
25 | Упражнения на укрепление мышц брюшного пресса. Сидя на полу. | 1 | ||
26 | Упражнения на улучшение гибкости позвоночника. Лежа на спине. | 1 | ||
27 | Упражнения на улучшение гибкости позвоночника. Сидя. | 1 | ||
28 | Упражнения на улучшение гибкости позвоночника. Лежа на животе. | 1 | ||
29 | Упражнения на улучшение гибкости позвоночника. Лежа на спине. | 1 | ||
30 | Закрепление пройденного материала. | 1 | ||
31 | Восстановление физической активности организма. | 1 | ||
32 | Повторение пройденного материала. | 1 | ||
33 | Упражнение для улучшения эластичности мышц бедра. Стоя. | 1 | ||
34 | Упражнение для улучшения эластичности мышц бедра. Лежа на спине. | 1 | ||
35 | Упражнение для улучшения эластичности мышц бедра. Сидя. | 1 | ||
36 | Упражнения для улучшения коленных суставов. Сидя. | 1 | ||
37 | Упражнения для улучшения коленных суставов. Лежа на спине. | 1 | ||
38 | Упражнения для улучшения коленных суставов. Стоя на коленях. | 1 | ||
39 | Упражнение для увеличения подвижности голеностопного сустава. Сидя на полу. | 1 | ||
40 | Упражнение для увеличения подвижности голеностопного сустава. Сидя на полу. | 1 | ||
41 | Упражнение для увеличения подвижности голеностопного сустава. Сидя на полу. | 1 | ||
42 | Упражнение для увеличения подвижности голеностопного сустава. Сидя на пятках. | 1 | ||
43 | Упражнение для увеличения подвижности голеностопного сустава. Сидя на пятках. | 1 | ||
44 | Упражнение для увеличения подвижности голеностопного сустава. Сидя на пятках. | 1 | ||
45 | Прыжки. Прыжки на двух ногах (Из VI позиции в V) | 1 | ||
46 | Прыжки. По 4 и 8 прыжков с поджатыми ногами | 1 | ||
47 | Подскоки по первой прямой позиции с вытягиванием стоп: на месте, с продвижением вперед, назад и из стороны в сторону. | 1 | ||
48 | Перескоки с ноги на ногу на месте и в продвижении с положением стопы на щиколотке, затем у колена. | 1 | ||
49 | Медленное поднимание рук вперед — вверх, в сторону — вверх с одновременным отведением ноги на носок назад и в сторону. | 1 | ||
50 | Упражнения для развития танцевального шага. | 1 | ||
51 | Музыкально-ритмические игры. | 1 | ||
52 | Закрепление материала. | 1 | ||
53 | Восстановление физической активности организма. | 1 | ||
54 | Повторение материала. | 1 | ||
55 | Развитие выносливости и силы ног за счет изменения характера движения. | 1 | ||
56 | Развитие выносливости и силы ног за счет изменения характера движения. | 1 | ||
57 | Музыкально-ритмический этюд. | 1 | ||
58 | Музыкально-ритмический этюд. | 1 | ||
59 | Выбрасывание вытянутых ног вперед и назад на 45° на месте. | 1 | ||
60 | Выбрасывание вытянутых ног вперед и назад на 45° с продвижением вперед и назад. | 1 | ||
61 | Мелкий бег на полупальцах. | 1 | ||
62 | «Мостик» с помощником. | 1 | ||
63 | Прыжки по первой прямой позиции на месте и с продвижением вперед — назад и вправо — влево. | 1 | ||
64 | Прыжки с хлопками. | 1 | ||
65 | Короткие комбинации на подскоки по линиям и по кругу. | 1 | ||
66 | Вращения. | 1 | ||
67 | Вращения. | 1 | ||
68 | Повторение и закрепление пройденного материала. | 1 | ||
69 | Конт рольный урок. | 1 | ||
70 | Работа над ошибками. | 1 |
Планируемые результаты
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Обучение специальным навыкам хореографии ведется долго, кропотливо. Препятствием нередко бывают недостатки физического развития ребенка. Это, в основном, чрезмерная сопротивляемость связок, особое состояние некоторых мышц и т.п.
Известных успехов можно добиться путем специальных корригирующих упражнений.
Уже давно педагоги – хореографы ищут приемы, облегчающие их воспитанникам освоение элементов хореографического искусства.
В практику преподавания классического танца стали вводить разминку в виде гимнастических упражнений. В Московском хореографическом училище педагоги С. Головкин, Е. Сергиевская, Л. Рафаилова, Е. Лапчинская применяли упражнение на улучшение выворотности ног, гибкости, легкости прыжка.
Эти опыты показали, что если включить в занятия с детьми корригирующие упражнения, то есть сбалансировать мышцы тела, удлинив уколоченные и укрепив растянутые.
Эта учебная программа предназначена для обучения детей сознательному управлению своими мышцами, помочь им развить гибкость, которая необходима для придания окраски и нюансов движению.
Данная программа сориентирована на работу с детьми, независимо от наличия у них специальных физических данных, на воспитание хореографической культуры и привитие начальных навыков в искусстве танца.
Программа предполагает освоение азов ритмики, азбуки классического танца, изучение танцевальных элементов и воспитание способности к танцевально-музыкальной импровизации.
В программу гимнастики включены упражнения и движения классического, народного танцев, доступные детям 8-10 летнего возраста, обеспечивающие формирование осанки учащихся, правильную постановку корпуса, ног, рук, головы, развивающие физические данные, координацию движений, тренирующие дыхание, воспитывающие эмоции, вырабатывающие навык ориентации в пространстве.
Методическое обеспечение
Методическая тема объединения: Развитие внимания у учащихся посредством изучения хореографических дисциплин.
Темы разработок, открытых занятий:
1. Круглый стол «Мелодия музыки»
2. Игровые занятия «Запомни и повтори»
3. Лекция «История хореографического искусства»
Темы самообразования: «Роль хореографии в творческом развитии детей».
Образовательно-воспитательная работа.
Каникулы | Блок деятельности с учащимися | Блок деятельности с родителями |
Осенние | «Осенний бал» «Что такое танец?» беседа-игра | Родительское собрание |
Зимние | «Новогодние приключения» Выступления «Зимний лес» | Экскурсия |
Весенние | «Я – художник по костюмам» Игра | Участие в конкурсе |
Летние | «Богатство русской хореографии» Рассказ - беседа | Родительское собрание |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса в соответствии с действующим ГОСТом
Технические средства обучения
№ | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Кол-во |
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||
1. 2. | Методические разработки, литература по хореографическому искусству. Литература по педагогике и психологии. | 15 15 |
2. Технические средства обучения | ||
1. 2. 3. 4. | Магнитофон Телевизор DVD-проигрыватель Музыкальный центр | 1 1 1 1 |
3.Экранно-звуковые пособия | ||
1. 2. | Методические видеоматериалы различных направлений хореографии. Видеозаписи балетных спектаклей и выступлений профессиональных коллективов народного танца и современной хореографии. | 3 3 |
4.Оборудование кабинета | ||
1. 2. | Зеркала. Станок. |
Список литературы для педагога дополнительного образования
Грациозо Чеккетти «Полный учебник классического танца», АСТ: Астрель, М.-2007г.
Колодницкий Г.А. «Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей», изд. «Тандем», М.-1998г.
Боголюбская М. Музыкально-хореографическое искусство в системе эстетического и нравственного воспитания.- М., 1986.
Конен В. Рождение джаза.- М., 1984.
Список литературы для учащихся
Барышникова Т. «Азбука хореографии», изд. «Айрис-пресс», М.-1999г.
Слуцкая С.Л. «Танцевальная мозайка», Линка-пресс, М.-2006г.
Пасютинкая В. Волшебный мир танца.- М.: Просвещение, 1986.