12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Першина Валерия Сергеевна35
Россия, Пензенская обл., Пенза

Календарно-тематический план внеурочной деятельности по окружающему миру для начальных классов «К истокам Руси»

Подготовила: Першина Валерия Сергеевна

 

Пенза, 2017

Программа внеурочной деятельности учащихся по общекультурному направлению

«К истокам Руси»

Пояснительная записка

Программа «К истокам Руси» способствует формированию исторической и ценностной ориентации ребёнка, способствует развитию любви к своей стране, к её истории. Программа позволяет углубить знания ребёнка об истории жизни на Руси, её ремёслах, обычаях, искусстве и др. Позволяет расширить круг общения со сверстниками и взрослыми во внеурочное время, раскрыть творческий потенциал ребёнка.

Актуальность программы заключается в том, что через изучение особенностей жизни на Руси, обычаев и праздников, ремёсел, ребёнок приобщается к истории своей страны, всесторонне развивается, получает возможность сформировать у себя новые навыки.

Программа предназначена для учащихся 9 – 11 лет, что соответствует 3 – 4 классам и рассчитана на 15ч внеурочной деятельности.

Данная программа направлена на реализацию следующей цели: мотивировать познавательный интерес учащихся к истокам истории своей страны, её обычаев, ремёсел, искусства, культурным ценностям.

Задачи программы:

  • научить детей ориентироваться во временных рамках истории Руси, образе жизни людей данного периода, особенностях внешнего вида и традициях, моделировать различные поделки из природных материалов
  • формировать ценностное отношение к истокам истории нашей страны
  • воспитывать интерес ребёнка к творческой деятельности, к познанию окружающего мира

Основные модули программы

№ п./п

Название модуля

Общее кол – во часов

Кол – во часов в классе

Кол – во часов вне класса

1.

Спортивно – оздоровительная деятельность

2

 

2

2.

Художественно – эстетическая деятельность

3

3

 

3.

Научно – познавательная деятельность

5

5

 

4.

Военно-патриотическая деятельность

1

 

1

5.

Общественно – полезная деятельность

2

1

1

6.

Проектная деятельность

2

2

 
 

Всего:

15

11

4

Основные разделы программы

№ п./п.

Название модуля

Общее кол – во часов

Кол – во часов в классе

Кол – во часов вне класса

1.

Спортивно – оздоровительная деятельность

     

1.1.7

Масленичные забавы

1

 

1

1.2.4

Во что играли на Руси?

1

 

1

2.

Художественно – эстетическая деятельность

     

2.1.6

Волшебные лапти

1

1

 

2.2.10

Соломенное чудо

1

1

 

2.3.11

Мастерим из глины

1

1

 

3.

Научно – познавательная деятельность

     

3.1.5

Как одевались наши предки на Руси?

1

1

 

3.2.3

Обычаи, праздники и забавы на Руси

1

1

 

3.3.8

История русского ремесла. Народное творчество

1

1

 

3.4.1

По страницам летописи

1

1

 

3.4.2

По страницам летописи

1

1

 

4.

Военно-патриотическая деятельность

     

4.1.9

Подарки нашим героям

1

 

1

5.

Общественно – полезная деятельность

     

5.1.12

Ярмарочное чудо

1

 

1

5.2.15

Сказка «Царевна – лягушка»

1

1

 

6.

Проектная деятельность

     

6.1.13

Музей ремесленных искусств

1

1

 

6.2.14

Наш сборник сказок

1

1

 

Примерное содержание занятий

№ п./п.

Тема занятия

Примерное содержание занятия

Кол – во часов, дата

Формы уроков

1

3.4 По страницам летописи

Учащиеся знакомятся с разнообразием племён и народов, живших на древнерусской земле, с историей и особенностями их жизни, торговли, внешнего вида.

Урок организуется как «урок экскурсии в прошлое», детям предлагается поделиться на группы и представить себя в качестве представителей Руси (крестьянина, боярина, царя и т.д.). Им выдаются персональные блокноты, в которых они ведут свои записи, по мере того, как в ходе урока-путешествия они узнают о своём персонаже. В конце урока подводятся итоги – представители групп представляют классу своего героя.

1,

Сентябрь

Урок-экскурсия в прошлое

2

3.4 По страницам летописи

Учащиеся продолжают знакомиться с разнообразием древнерусских племён и народов, с историей и особенностями их жизни, торговли, внешнего вида. Подробнее знакомятся с «Повестью временных лет», изучают по карте место жизни и обитания русских племён.

В ходе урока организуется обсуждение вопроса «Почему древние народы начали объединяться в племена?» посредством деления на группы и организации круглого стола в каждой из них. После организуется аргументированный спор групп.

1,

Сентябрь

Урок-дискуссия или диспут

3

3.2 Обычаи, праздники и забавы на Руси

Учащиеся знакомятся с разнообразием обычаев и обрядов, существовавших на Руси. Узнают более подробно про каждый из них, выясняют, с чем был связан каждый обычай. Узнают про праздники, их особенности, про игры и забавы. Проводят в классе игру «Колечко».

Урок основан на проблемном диалоге учащихся с учителем. На уроке целесообразно демонстрировать детям видео и аудио материалы, связанные с темой урока.

1,

Октябрь

Урок-диалог

4

1.2 Во что играли на Руси?

Занятие проводится в спортивном зале. Учащиеся знакомятся с особенностью проведения таких игр как «Филин и пташки», «Горелки», «Заря». По итогам знакомства детей с этими играми проводится эстафета по командам.

1,

Октябрь

Урок-эстафета

5

3.1 Как одевались наши предки на Руси?

Учащиеся узнают о том, какие особенности и правила существовали на Руси в одежде и украшениях. Рассматривают изображения разнообразных костюмов. Делятся на группы, каждой группе выдаётся задание-проект, которое им необходимо создать. Группе предлагается создать костюм одного из представителей Руси. По итогам проводится конкурс на лучший костюм.

1,

Декабрь

Урок изобретательства, конкурс

6

2.1 Волшебные лапти

Учащиеся узнают о традиционной обуви на Руси, о традиции самой известной обуви – лапти, об особенностях этого вида обуви, правилах их изготовления и использования. Знакомятся с техникой плетения лаптей. Изготавливают персональные лапти из соломы под руководством учителя.

1,

Декабрь-январь

Урок-практикум

7

1.1 Масленичные забавы

Занятие проводится на масленичной неделе. Занятие проходит на пришкольной площадке (могут быть приглашены другие учителя, школьники и родители). Учащиеся знакомятся с правилами проведения такой игры как «Лапта», организуется турнир между учащимися и их родителями, другими школьниками. Водят хороводы и исполняют русские народные песни.

1,

Январь-

февраль

Урок-соревнование

8

3.3 История русского ремесла. Народное творчество

Учащиеся знакомятся с историей развития русского ремесла, его разнообразием и особенностями. Смотрят кинофильм «Великое искусство», иллюстрирующий искусство ткацкого мастерства.

1,

Февраль

Урок-диалог

9

4.1 Подарки нашим героям

Учащиеся вместе с родителями изготавливают поделки на праздник в честь Дня защитника отечества в духе Руси. Устраивают выставку поделок к празднику в классе.

1, февраль

Творческий урок, выставка

10

2.2 Соломенное чудо

Учащиеся получают возможность научиться работать с материалом соломой. Просматривают фотографии с различных выставок с поделками из соломы. Изготавливают свои поделки.

1,

март

 

11

2.3 Мастерим из глины

Учащиеся получают возможность научиться работать с глиной. На урок приглашается преподаватель художественной школы с мастер-классом по работе с глиной. Учащиеся в ходе диалога с гостем узнают об истории, правилах, видах, интересных фактах о работе с глиной на Руси, под руководством гостя изготавливают поделки из глины.

1,

Март

Урок-консультация

12

5.1 Ярмарочное чудо

Занятие проводится в актовом зале школы. На занятие приглашаются остальные школьники, учителя и родители учеников. Занятие представляет собой ярмарку, на которой выставляются работы учеников.

Проводится общее чаепитие в русском народном стиле.

1,

Апрель

Урок-выставка

13

6.1 Музей ремесленных искусств

Учащиеся под руководством учителя оформляют в классе уголок – музей. Музей оформляется в русском народном стиле. В музейном уголке выставляются все работы учеников.

1,

Апрель

Урок-проект

14

6.2 Наш сборник сказок

Учащиеся вместе с учителем и родителями осуществляют сбор самых известных и интересных сказок, былин, басен, стихов и др. видов литературного творчества Руси. Все собранные материалы объединяются в сборник и выставляются в музее класса.

1,

Май

 

15

5.2 Сказка «Царевна – лягушка»

Учащиеся подготавливают мини-спектакль на сказку «Царевна – лягушка». На урок приглашаются учителя, родители и другие школьники.

1,

Май

Урок-сказка (урок-спектакль)

Предполагаемые результаты реализации программы по уровням

Первый уровень результатов (знания):

получат представления:

  • о разнообразии племён и народов, живших на древнерусской земле, месте их жизни
  • об истории и особенностях их жизни, торговли
  • о народных костюмах, обуви, украшениях
  • о народном творчестве, ремёслах, играх и традициях

узнают:

  • старые игры
  • о правилах изготовления различных предметов искусства из природных материалов
  • о правилах сбора и составления коллекции в музее
  • о выдающихся сказках, былина и баснях Руси

Второй уровень результатов (умения):

  • играть в древнерусские игры
  • собирать и составлять коллекцию мини-музея
  • работать с историческим документом
  • собирать информацию из разных источников
  • изготавливать из различных материалов предметы древнерусского искусства

Третий уровень результатов (навыки):

  • участвовать в организации подвижных игр
  • составлять и собирать выставки
  • организовывать ярмарки и мини-спектакли
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.