Календарно-тематический план внеурочной деятельности по окружающему миру для начальных классов «К истокам Руси»
Календарно-тематический план внеурочной деятельности по окружающему миру для начальных классов «К истокам Руси»
Подготовила: Першина Валерия Сергеевна
Пенза, 2017
Программа внеурочной деятельности учащихся по общекультурному направлению
«К истокам Руси»
Пояснительная записка
Программа «К истокам Руси» способствует формированию исторической и ценностной ориентации ребёнка, способствует развитию любви к своей стране, к её истории. Программа позволяет углубить знания ребёнка об истории жизни на Руси, её ремёслах, обычаях, искусстве и др. Позволяет расширить круг общения со сверстниками и взрослыми во внеурочное время, раскрыть творческий потенциал ребёнка.
Актуальность программы заключается в том, что через изучение особенностей жизни на Руси, обычаев и праздников, ремёсел, ребёнок приобщается к истории своей страны, всесторонне развивается, получает возможность сформировать у себя новые навыки.
Программа предназначена для учащихся 9 – 11 лет, что соответствует 3 – 4 классам и рассчитана на 15ч внеурочной деятельности.
Данная программа направлена на реализацию следующей цели: мотивировать познавательный интерес учащихся к истокам истории своей страны, её обычаев, ремёсел, искусства, культурным ценностям.
Задачи программы:
- научить детей ориентироваться во временных рамках истории Руси, образе жизни людей данного периода, особенностях внешнего вида и традициях, моделировать различные поделки из природных материалов
- формировать ценностное отношение к истокам истории нашей страны
- воспитывать интерес ребёнка к творческой деятельности, к познанию окружающего мира
Основные модули программы
№ п./п |
Название модуля |
Общее кол – во часов |
Кол – во часов в классе |
Кол – во часов вне класса |
1. |
Спортивно – оздоровительная деятельность |
2 |
2 |
|
2. |
Художественно – эстетическая деятельность |
3 |
3 |
|
3. |
Научно – познавательная деятельность |
5 |
5 |
|
4. |
Военно-патриотическая деятельность |
1 |
1 |
|
5. |
Общественно – полезная деятельность |
2 |
1 |
1 |
6. |
Проектная деятельность |
2 |
2 |
|
Всего: |
15 |
11 |
4 |
Основные разделы программы
№ п./п. |
Название модуля |
Общее кол – во часов |
Кол – во часов в классе |
Кол – во часов вне класса |
1. |
Спортивно – оздоровительная деятельность |
|||
1.1.7 |
Масленичные забавы |
1 |
1 |
|
1.2.4 |
Во что играли на Руси? |
1 |
1 |
|
2. |
Художественно – эстетическая деятельность |
|||
2.1.6 |
Волшебные лапти |
1 |
1 |
|
2.2.10 |
Соломенное чудо |
1 |
1 |
|
2.3.11 |
Мастерим из глины |
1 |
1 |
|
3. |
Научно – познавательная деятельность |
|||
3.1.5 |
Как одевались наши предки на Руси? |
1 |
1 |
|
3.2.3 |
Обычаи, праздники и забавы на Руси |
1 |
1 |
|
3.3.8 |
История русского ремесла. Народное творчество |
1 |
1 |
|
3.4.1 |
По страницам летописи |
1 |
1 |
|
3.4.2 |
По страницам летописи |
1 |
1 |
|
4. |
Военно-патриотическая деятельность |
|||
4.1.9 |
Подарки нашим героям |
1 |
1 |
|
5. |
Общественно – полезная деятельность |
|||
5.1.12 |
Ярмарочное чудо |
1 |
1 |
|
5.2.15 |
Сказка «Царевна – лягушка» |
1 |
1 |
|
6. |
Проектная деятельность |
|||
6.1.13 |
Музей ремесленных искусств |
1 |
1 |
|
6.2.14 |
Наш сборник сказок |
1 |
1 |
Примерное содержание занятий
№ п./п. |
Тема занятия |
Примерное содержание занятия |
Кол – во часов, дата |
Формы уроков |
1 |
3.4 По страницам летописи |
Учащиеся знакомятся с разнообразием племён и народов, живших на древнерусской земле, с историей и особенностями их жизни, торговли, внешнего вида. Урок организуется как «урок экскурсии в прошлое», детям предлагается поделиться на группы и представить себя в качестве представителей Руси (крестьянина, боярина, царя и т.д.). Им выдаются персональные блокноты, в которых они ведут свои записи, по мере того, как в ходе урока-путешествия они узнают о своём персонаже. В конце урока подводятся итоги – представители групп представляют классу своего героя. |
1, Сентябрь |
Урок-экскурсия в прошлое |
2 |
3.4 По страницам летописи |
Учащиеся продолжают знакомиться с разнообразием древнерусских племён и народов, с историей и особенностями их жизни, торговли, внешнего вида. Подробнее знакомятся с «Повестью временных лет», изучают по карте место жизни и обитания русских племён. В ходе урока организуется обсуждение вопроса «Почему древние народы начали объединяться в племена?» посредством деления на группы и организации круглого стола в каждой из них. После организуется аргументированный спор групп. |
1, Сентябрь |
Урок-дискуссия или диспут |
3 |
3.2 Обычаи, праздники и забавы на Руси |
Учащиеся знакомятся с разнообразием обычаев и обрядов, существовавших на Руси. Узнают более подробно про каждый из них, выясняют, с чем был связан каждый обычай. Узнают про праздники, их особенности, про игры и забавы. Проводят в классе игру «Колечко». Урок основан на проблемном диалоге учащихся с учителем. На уроке целесообразно демонстрировать детям видео и аудио материалы, связанные с темой урока. |
1, Октябрь |
Урок-диалог |
4 |
1.2 Во что играли на Руси? |
Занятие проводится в спортивном зале. Учащиеся знакомятся с особенностью проведения таких игр как «Филин и пташки», «Горелки», «Заря». По итогам знакомства детей с этими играми проводится эстафета по командам. |
1, Октябрь |
Урок-эстафета |
5 |
3.1 Как одевались наши предки на Руси? |
Учащиеся узнают о том, какие особенности и правила существовали на Руси в одежде и украшениях. Рассматривают изображения разнообразных костюмов. Делятся на группы, каждой группе выдаётся задание-проект, которое им необходимо создать. Группе предлагается создать костюм одного из представителей Руси. По итогам проводится конкурс на лучший костюм. |
1, Декабрь |
Урок изобретательства, конкурс |
6 |
2.1 Волшебные лапти |
Учащиеся узнают о традиционной обуви на Руси, о традиции самой известной обуви – лапти, об особенностях этого вида обуви, правилах их изготовления и использования. Знакомятся с техникой плетения лаптей. Изготавливают персональные лапти из соломы под руководством учителя. |
1, Декабрь-январь |
Урок-практикум |
7 |
1.1 Масленичные забавы |
Занятие проводится на масленичной неделе. Занятие проходит на пришкольной площадке (могут быть приглашены другие учителя, школьники и родители). Учащиеся знакомятся с правилами проведения такой игры как «Лапта», организуется турнир между учащимися и их родителями, другими школьниками. Водят хороводы и исполняют русские народные песни. |
1, Январь- февраль |
Урок-соревнование |
8 |
3.3 История русского ремесла. Народное творчество |
Учащиеся знакомятся с историей развития русского ремесла, его разнообразием и особенностями. Смотрят кинофильм «Великое искусство», иллюстрирующий искусство ткацкого мастерства. |
1, Февраль |
Урок-диалог |
9 |
4.1 Подарки нашим героям |
Учащиеся вместе с родителями изготавливают поделки на праздник в честь Дня защитника отечества в духе Руси. Устраивают выставку поделок к празднику в классе. |
1, февраль |
Творческий урок, выставка |
10 |
2.2 Соломенное чудо |
Учащиеся получают возможность научиться работать с материалом соломой. Просматривают фотографии с различных выставок с поделками из соломы. Изготавливают свои поделки. |
1, март |
|
11 |
2.3 Мастерим из глины |
Учащиеся получают возможность научиться работать с глиной. На урок приглашается преподаватель художественной школы с мастер-классом по работе с глиной. Учащиеся в ходе диалога с гостем узнают об истории, правилах, видах, интересных фактах о работе с глиной на Руси, под руководством гостя изготавливают поделки из глины. |
1, Март |
Урок-консультация |
12 |
5.1 Ярмарочное чудо |
Занятие проводится в актовом зале школы. На занятие приглашаются остальные школьники, учителя и родители учеников. Занятие представляет собой ярмарку, на которой выставляются работы учеников. Проводится общее чаепитие в русском народном стиле. |
1, Апрель |
Урок-выставка |
13 |
6.1 Музей ремесленных искусств |
Учащиеся под руководством учителя оформляют в классе уголок – музей. Музей оформляется в русском народном стиле. В музейном уголке выставляются все работы учеников. |
1, Апрель |
Урок-проект |
14 |
6.2 Наш сборник сказок |
Учащиеся вместе с учителем и родителями осуществляют сбор самых известных и интересных сказок, былин, басен, стихов и др. видов литературного творчества Руси. Все собранные материалы объединяются в сборник и выставляются в музее класса. |
1, Май |
|
15 |
5.2 Сказка «Царевна – лягушка» |
Учащиеся подготавливают мини-спектакль на сказку «Царевна – лягушка». На урок приглашаются учителя, родители и другие школьники. |
1, Май |
Урок-сказка (урок-спектакль) |
Предполагаемые результаты реализации программы по уровням
Первый уровень результатов (знания):
получат представления:
- о разнообразии племён и народов, живших на древнерусской земле, месте их жизни
- об истории и особенностях их жизни, торговли
- о народных костюмах, обуви, украшениях
- о народном творчестве, ремёслах, играх и традициях
узнают:
- старые игры
- о правилах изготовления различных предметов искусства из природных материалов
- о правилах сбора и составления коллекции в музее
- о выдающихся сказках, былина и баснях Руси
Второй уровень результатов (умения):
- играть в древнерусские игры
- собирать и составлять коллекцию мини-музея
- работать с историческим документом
- собирать информацию из разных источников
- изготавливать из различных материалов предметы древнерусского искусства
Третий уровень результатов (навыки):
- участвовать в организации подвижных игр
- составлять и собирать выставки
- организовывать ярмарки и мини-спектакли