Календарно-тематическое планирование по физкультуре в 3 классе по УМК «Школа России»
                                Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Лямбирская средняя общеобразовательная школа №1»
Лямбирского муниципального района
Республики Мордовия
Согласовано и рассмотрено УТВЕРЖДАЮ Районным методическим объединением Директор школы
учителей физической культуры и ОБЖ _______Ю.Б.Мензуллин
________________С.В.Конова «___» ___________ 2018 г.
Рабочая программа
по предмету «Физическая культура» 3 класса
на 2018 – 2019 учебный год
Составитель:
Хлебунова Т.А.
учитель физической культуры
с.Лямбирь
2018
Пояснительная записка.
Рабочая программа по физической культуре для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторской программы В. И. Лях «Физическая культура», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования и примерной учебной программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» (В. И. Лях, А. А. Зданевич. –М.: Просвещение, 2009)
Целью программы по физической культуре является формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности.
Предметом обучения физической культуре в начальной школе является двигательная деятельность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определённые двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.
Учитывая особенности, данная программа ориентируется на решение следующих образовательных задач:
совершенствование жизненно важных навыков и умений в ходьбе, прыжках, лазаньи, метании;
обучение физическим упражнениям из таких видов спорта, как гимнастика, легкая атлетика и лыжные гонки, а также подвижным играм и техническим действиям спортивных игр, входящих в школьную программу;
развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, координации движений, гибкости;
формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, утренней гимнастикой, физминутками и подвижными играми;
обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельным показателям физического развития и физической подготовленности.
Предлагаемая программа характеризуется направленностью:
на реализацию принципа вариативности, обосновывающего планирование учебного материала в соответствии с возрастно-половыми особенностями учащихся, материально-технической оснащенностью процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, стадион), регионально климатическими условиями и видом учебного учреждения (городские, малокомплектные и сельские школы);
на реализацию принципа достаточности и сообразности, связанного с распределением учебного материала, обеспечивающего развитие познавательной и предметной активности учащихся;
на соблюдение дидактических правил «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному», ориентирующих выбор и планирование учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;
на достижение межпредметных связей, нацеливающих планирование учебного материала на целостное формирование мировоззрения учащихся в области физической культуры, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;
Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с Федеральным базисным учебным планом курс «Физическая культура» изучается в 3 классе по три часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 102 часа. Основное время (68 ч) отводится на раздел «Физическое совершенствование». В каждом классе выделяется время для совместной работы учеников с родителями (проекты, соревнования, конкурсы).
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе - это бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физического, психического и социально-нравственного здоровья.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности  любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков образа жизни, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
 
 
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета
Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по физической культуре являются:
— умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
— умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
— умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
— проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
— проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
— оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
— характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
— находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
— общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
— обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
— организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
— планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
— анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
— видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
— оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
— управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
— технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
— планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
— излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать её роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
— представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
— измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;
— оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
— организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
— бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
— организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;
— характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать её напряжённость во время занятий по развитию физических качеств;
— взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
— в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
— подавать строевые команды, вести подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;
— находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
— выполнять акробатические и гимнастические комбинации на необходимом техничном уровне, характеризовать признаки техничного исполнения;
— выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
— применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Уровень физической подготовленности
3 класс
 
| 
			 Контрольные упражнения  | 
			
			 Уровень  | 
			|||||
| 
			 высокий  | 
			
			 средний  | 
			
			 низкий  | 
			
			 высокий  | 
			
			 средний  | 
			
			 низкий  | 
		|
| 
			 Мальчики  | 
			
			 Девочки  | 
			|||||
| 
			 Подтягивание в висе, кол-во раз  | 
			
			 5  | 
			
			 4  | 
			
			 3  | 
			|||
| 
			 Подтягивание в висе лежа, согнувшись, кол-во раз  | 
			
			 12  | 
			
			 8  | 
			
			 5  | 
		|||
| 
			 Прыжок в длину с места, см  | 
			
			 150 – 160  | 
			
			 131 – 149  | 
			
			 120 – 130  | 
			
			 143 – 152  | 
			
			 126 – 142  | 
			
			 115 – 125  | 
		
| 
			 Бег 30 м с высокого старта, с  | 
			
			 5,8 – 5,6  | 
			
			 6,3 – 5,9  | 
			
			 6,6 – 6,4  | 
			
			 6,3 – 6,0  | 
			
			 6,5 – 5,9  | 
			
			 6,8 – 6,6  | 
		
| 
			 Бег 1000 м, мин. с  | 
			
			 5.00  | 
			
			 5.30  | 
			
			 6.00  | 
			
			 6.00  | 
			
			 6.30  | 
			
			 7.00  | 
		
| 
			 Ходьба на лыжах 1 км, мин. с  | 
			
			 8.00  | 
			
			 8.30  | 
			
			 9.00  | 
			
			 8.30  | 
			
			 9.00  | 
			
			 9.30  | 
		
При оценивании успеваемости учитываются индивидуальные возможности, уровень физического развития и двигательные возможности, последствия заболеваний учащихся.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Мелкими ошибками считаются такие, которые не влияют на качество и результат выполнения. К мелким ошибкам в основном относятся неточность отталкивания, нарушение ритма, неправильное исходное положение, «заступ» при приземлении.
Значительные ошибки – это такие, которые не вызывают особого искажения структуры движений, но влияют на качество выполнения, хотя количественный показатель ниже предполагаемого ненамного. К значительным ошибкам относятся:
старт не из требуемого положения;
отталкивание далеко от планки при выполнении прыжков в длину, высоту;
бросок мяча в кольцо, метание в цель с наличием дополнительных движений;
несинхронность выполнения упражнения.
Грубые ошибки – это такие, которые искажают технику движения, влияют на качество и результат выполнения упражнения.
 
 
Характеристика цифровой оценки (отметки)
Оценка «5» выставляется за качественное выполнение упражнений, допускается наличие мелких ошибок.
Оценка «4» выставляется, если допущено не более одной значительной ошибки и несколько мелких.
Оценка «3» выставляется, если допущены две значительные ошибки и несколько грубых. Но ученик при повторных выполнениях может улучшить результат.
Оценка «2» выставляется, если упражнение просто не выполнено. Причиной невыполнения является наличие грубых ошибок.
На материале раздела «Лыжные гонки»: «Проехать через ворота», «Слалом на санках», «Спуск с поворотом», «Подними предмет» (на санках), «Кто быстрее взойдет на горку», «Кто дальше скатится с горки» (на лыжах).
На материале раздела «Спортивные игры»:
Футбол: остановка катящегося мяча; ведение мяча внутренней и внешней частью подъема по прямой, по дуге, с остановками по сигналу, между стойками, с обводкой стоек; остановка катящегося мяча внутренней частью стопы; подвижные игры: «Гонка мячей», «Метко в цель», «Слалом с мячом», «Футбольный бильярд», «Бросок ногой».
Баскетбол: специальные передвижения без мяча в стойке баскетболиста, приставными шагами правым и левым боком; бег спиной вперед; остановка в шаге и прыжком; ведение мяча на месте, по прямой, по дуге, с остановками по сигналу; подвижные игры: «Мяч среднему», «Мяч соседу», «Бросок мяча в колонне».
Волейбол: подводящие упражнения для обучения прямой нижней и боковой подаче; специальные движения — подбрасывание мяча на заданную высоту и расстояние от туловища; подвижные игры: «Волна», «Неудобный бросок».
Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств.
Промежуточная аттестация проводится 2 раза в год
декабрь, апрель (сдача нормативов).
Календарно –тематическое планирование 3 класс
| 
			 №  | 
			
			 Разделы и темы  | 
			
			 Количество часов (уроков)  | 
		
| 
			 Класс  | 
		||
| 
			 2  | 
		||
| 
			 Базовая часть  | 
			
			 68  | 
		|
| 
			 1  | 
			
			 Знания о физической культуре  | 
			
			 3  | 
		
| 
			 2  | 
			
			 Способы физкультурной деятельности  | 
			
			 3  | 
		
| 
			 3  | 
			
			 Физическое совершенствование: гимнастика с основами акробатики легкая атлетика лыжная подготовка подвижные и спортивные игры общеразвивающие упражнения (в содержании соответствующих разделов программы)  | 
			
			 16 16 16 14  | 
		
| 
			 Вариативная часть (время на освоение отдельных видов программного материала пропорционально увеличивается)  | 
			
			 34  | 
		
Содержание учебного предмета.
Программа состоит из трех разделов: «Знания о физической культуре» (информационный компонент), «Способы физкультурной деятельности» (операционный компонент) и «Физическое совершенствование» (мотивационный компонент).
Содержание первого раздела «Знания о физической культуре» соответствует основным направлениям развития познавательной активности человека: знания о природе (медико-биологические основы деятельности), знания о человеке (психолого-педагогические основы деятельности), знания об обществе (историко-социологические основы деятельности).
Раздел «Способы физкультурной деятельности» соотносится с представлениями о самостоятельных занятиях физическими упражнениями, способах организации исполнения и контроля за физическим развитием и физической подготовленностью учащихся.
Содержание раздела «Физическое совершенствование» ориентировано на гармоничное физическое развитие, всестороннюю физическую подготовку и укрепление здоровья школьников. Данный раздел включает в себя освоение жизненно важных навыков и умений, подвижных игр и двигательных действий из программных видов спорта, а аткже общеразвивающих упражнений с различной функциональной направленностью.
Знания о физической культуре
Физическая культура у народов Древней Руси. Связь физических упражнений с трудовой деятельностью. Виды физических упражнений (подводящие, общеразвивающие, соревновательные). Спортивные игры: футбол, волейбол, баскетбол. Физическая нагрузка и ее влияние на частоту сердечных сокращений (ЧСС). Закаливание организма (обливание, душ).
Способы физкультурной деятельности
Освоение комплексов общеразвивающих физических упражнений для развития основных физических качеств. Освоение подводящих упражнений для закрепления и совершенствования двигательных действий игры в футбол, волейбол, баскетбол. Развитие выносливости во время лыжных прогулок. Измерение частоты сердечных сокращений во время и после выполнения физических упражнений. Проведение элементарных соревнований.
Физическое совершенствование
Гимнастика с основами акробатики
Акробатические упражнения: кувырок назад до упора на коленях и до упора присев; мост из положения лежа на спине; прыжки со скакалкой с изменяющимся темпом ее вращения.
Гимнастические упражнения прикладного характера: лазанье по канату (3 м) в два и три приема; передвижения и повороты на гимнастическом бревне.
Легкая атлетика
Прыжки в длину и высоту с прямого разбега, согнув ноги.
Лыжные гонки
Передвижения на лыжах: одновременный двухшажный ход, чередование одновременного двухшажного с попеременным двухшажным.
Поворот переступанием.
Подвижные игры
На материале раздела «Гимнастика с основами акробатики»: «Парашютисты», «Догонялки на марше», «Увертывайся от мяча».
На материале раздела «Легкая атлетика»: «Защита укрепления», «Стрелки», «Кто дальше бросит», «Ловишка, поймай ленту», «Метатели».
На материале раздела «Лыжная подготовка»: «Быстрый лыжник», «За мной».
На материале спортивных игр:
Футбол: удар ногой с разбега по неподвижному и катящемуся мячу в горизонтальную (полоса шириной 1,5 м, длиной до 7 – 8 м) и вертикальную (полоса шириной 2 м, длиной 7 – 8 м) мишень; ведение мяча между предметами и с обводкой предметов; подвижные игры: «Передал — садись», «Передай мяч головой».
Баскетбол: специальные передвижения, остановка прыжком с двух шагов, ведение мяча в движении вокруг стоек («змейкой»), ловля и передача мяча двумя руками от груди; бросок мяча с места; подвижные игры: «Попади в кольцо», «Гонка баскетбольных мячей».
Волейбол: прием мяча снизу двумя руками; передача мяча сверху двумя руками вперед-вверх; нижняя прямая подача; подвижные игры: «Не давай мяча водящему», «Круговая лапта».
Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств
Тематическое планирование уроков физической культуры в 3 классе
| 
			 № урок  | 
			
			 Тип урока  | 
			
			 Тема урока  | 
			
			 Теоретические сведения  | 
			
			 Контрольные нормативы  | 
			
			 инвентарь  | 
			
			 Домашнее задание  | 
			
			 Дата проведения  | 
		|||||||||
| 
			 По плану  | 
			
			 Фактич.  | 
		|||||||||||||||
| 
			 1  | 
			
			 изучение  | 
			
			 СУ, ОРУ, бег на 30 м с высокого старта. подвижные игры.  | 
			
			 Правила безопасного поведения на уроке  | 
			
			 Свисток, секундомер  | 
			
			 Выполнять Упражнения Для осанки  | 
			|||||||||||
| 
			 2  | 
			
			 закрепл  | 
			
			 Навыки ходьбы и бега. упражнения для сохранения правильной осанки.  | 
			
			 Безопасное поведение на спорт. площадке  | 
			
			 Свисток  | 
			
			 Выполнять Координац. Упражнения  | 
			|||||||||||
| 
			 3  | 
			
			 закрепл  | 
			
			 Бег в медленном темпе, с ускорением. Игры для развития координации.  | 
			
			 Свисток  | 
			
			 Выполнять Прыжки Ч.скакалку  | 
			||||||||||||
| 
			 4  | 
			
			 совершен  | 
			
			 Бег в медленном темпе, с ускорением. Игры для развития координации.  | 
			
			 Требования к одежде При занятиях на спортплощадке.  | 
			
			 Бег на 30 м  | 
			
			 Секундомер свисток  | 
			
			 Выполнять Прыжки Ч.скакалку  | 
			||||||||||
| 
			 5  | 
			
			 Повторен  | 
			
			 Строевые команды. Техника прыжка с места толчком двух ног.  | 
			
			 Правила дыхания при выполнении ОРУ  | 
			
			 Свисток  | 
			
			 Выполнить прыжковые упражнения  | 
			|||||||||||
| 
			 6  | 
			
			 совершен  | 
			
			 Строевые команды. Техника прыжка с места толчком двух ног.  | 
			
			 Свисток,рулетка  | 
			
			 Играть подвижные игры  | 
			||||||||||||
| 
			 7  | 
			
			 повторение  | 
			
			 Техника «челночного» бега. Бег в медленном темпе до 3 минут.  | 
			
			 Предмет «Физкультура»  | 
			
			 Прыжок в длину с\м  | 
			
			 рулетка, Кубики  | 
			
			 Выполнить Челночный бег  | 
			||||||||||
| 
			 8  | 
			
			 совершен  | 
			
			 Навыки ходьбы и бега.»челночный» бег. Игры подвижные с прыжками.  | 
			
			 Основные двигат.способности человека  | 
			
			 Бег 6 минут.  | 
			
			 Секундомер кубики  | 
			
			 Выполнить Отжимание В упоре лежа  | 
			||||||||||
| 
			 9  | 
			
			 Навыки ходьбы и бега.»челночный» бег.Игры подвижные с прыжками.  | 
			
			 Секундомер кубики  | 
			
			 Выполнить Подниман.туловищ  | 
			|||||||||||||
| 
			 10  | 
			
			 совершен  | 
			
			 Строевые команды, комплекс УГГ. Игры с прыжками, бегом.  | 
			
			 Правила безопасного поведения на улице.  | 
			
			 «челночный» бег  | 
			
			 Секундомер Кубики  | 
			
			 Играть подвижные игры  | 
			||||||||||
| 
			 11  | 
			
			 Совершен  | 
			
			 Навыки прыжков через предмет. Бег на 1000 м без учета времени.  | 
			
			 Перекладина Секундомер  | 
			
			 Выполнить Прыжки Через предмет  | 
			||||||||||||
| 
			 12  | 
			
			 совершен  | 
			
			 Комплекс УГГ. Развитие быстроты движений ногами.игры: «Прыгающие воробушки»,»Пятнашки»  | 
			
			 Скамейки гимнастические  | 
			
			 Выполнить Отжимание В упоре лежа  | 
			||||||||||||
| 
			 13  | 
			
			 Комплекс применен  | 
			
			 Игры и эстафеты бегом ,прыжками. Развивать силовые и скоростные качества  | 
			
			 Подтягивание в висе  | 
			
			 Кегли,скамейки  | 
			
			 Выполнить Упражнения Для осанки  | 
			|||||||||||
| 
			 14  | 
			
			 Совершен  | 
			
			 Комплекс УГГ. Развитие быстроты движений ногами.  | 
			
			 Влияние нарушения режима дня.  | 
			
			 Наклон туловища вперед  | 
			
			 линейка  | 
			
			 Выполнить Координац Упражнения  | 
			||||||||||
| 
			 15  | 
			
			 Комплекс применен  | 
			
			 Игры и эстафеты бегом ,прыжками. Развивать силовые и скоростные качеств  | 
			
			 Прыжки Через скакал.  | 
			
			 Скакалки свисток  | 
			
			 Выполнить Прыжки Через скакалку  | 
			|||||||||||
| 
			 16  | 
			
			 совершенст  | 
			
			 Упражнения с малым мячом Игры с метанием, бегом.  | 
			
			 Правила выполнения УГГ  | 
			
			 Малые мячи  | 
			
			 Выполнить упражнения для стоп  | 
			|||||||||||
| 
			 17  | 
			
			 повторение  | 
			
			 Техника метания в вертикальную цель. Развитие силы рук.  | 
			
			 Положительное влияние ЗОЖ  | 
			
			 Малые мячи  | 
			
			 играть подвижные игры  | 
			|||||||||||
| 
			 18  | 
			
			 изучение  | 
			
			 Техника метания малого мяча в даль с места. Игры с метанием и прыжками.  | 
			
			 Закаливание организма.  | 
			
			 Малые мячи  | 
			
			 Выполнять Упражнения Для осанки  | 
			|||||||||||
| 
			 19  | 
			
			 Комплексн применен  | 
			
			 Эстафеты и игры бегом, прыжком и метанием. Развитие гибкости  | 
			
			 Правила поведения На дороге домой.  | 
			
			 Малые мячи,обручи  | 
			
			 Выполнять Координац. Упражнения  | 
			|||||||||||
| 
			 20  | 
			
			 совершенст  | 
			
			 Упражнения с малым мячом Игры с метанием, бегом.  | 
			
			 Правила выполнения тестов физподготовленности  | 
			
			 Малые мячи  | 
			
			 Выполнять Прыжки Ч.скакалку  | 
			|||||||||||
| 
			 21  | 
			
			 совершен  | 
			
			 Навыки прыжков и метания мяча в даль. Развитие координации движений  | 
			
			 Значение занятий ФУ для здоровья.  | 
			
			 Скакалки,мячи  | 
			
			 Выполнить подтягив. ввисе  | 
			|||||||||||
| 
			 22  | 
			
			 совершенств  | 
			
			 Навыки прыжков; развитие скоростно-силовых способностей: игры»Зайцы в огороде», «Сковородка».  | 
			
			 скакалки  | 
			
			 Выполнить прыжковые упражнения  | 
			||||||||||||
| 
			 23  | 
			
			 контроль  | 
			
			 Метание в цель. Развитие силы рук и координации движений в пространстве.  | 
			
			 Меры безопасности На улице и дома.  | 
			
			 Метание м\м с 5 м.  | 
			
			 Малые мячи  | 
			
			 Играть подвижные игры  | 
			||||||||||
| 
			 24  | 
			
			 Комплексн применен  | 
			
			 Эстафеты и игры бегом, прыжками метанием. Развитие гибкости  | 
			
			 Правила поведения На дороге домой.  | 
			
			 Малые мячи,обручи  | 
			
			 Выполнить Челночный бег  | 
			|||||||||||
| 
			 25  | 
			
			 закреплен  | 
			
			 Элементарные умения в ловле, передаче, бросках мяча в парах  | 
			
			 Меры безопасности На улице и дома.  | 
			
			 Мячи волейбольные  | 
			
			 Выполнять Отжимание В упоре лежа  | 
			|||||||||||
| 
			 26  | 
			
			 совершен  | 
			
			 Двигательные умения и навыки (ходьба,бег,прыжки, метание) Развитие ловкости и гибкости.  | 
			
			 Мячи,оручи Скакалки  | 
			
			 Выполнять Подниман. Туловища  | 
			||||||||||||
| 
			 27  | 
			
			 итоговый  | 
			
			 Игры подвижные на развитие координации, быстроты движений. Итоги 1 четверти.  | 
			
			 Правила поведения Учащихся во время каникул.  | 
			
			 Мячи,обручи,скакалки  | 
			
			 Выполнять Упражнения Для осанки  | 
			|||||||||||
| 
			 28  | 
			
			 повторение  | 
			
			 Акробатические упражнения. Развитие гибкости, укрепление мышеч. корсета.  | 
			
			 Правила поведения в гимнастическом зале.  | 
			
			 Гимнастич.снаряды, Маты.  | 
			
			 Выполнять Отжимание в упоре лежа  | 
			|||||||||||
| 
			 29  | 
			
			 повторение  | 
			
			 Упражнения в лазании и перелезании. Развитие гибкости, укрепление мышеч. корсета.  | 
			
			 Гимнастич.снаряды, Маты.  | 
			
			 Выполнять Упражнение «складка»  | 
			||||||||||||
| 
			 30  | 
			
			 повторение  | 
			
			 Комплекс ритмич.гимнастики. Укрепление мышеч.корсета.  | 
			
			 Дыхание при выполнениии ФУ  | 
			
			 Гимнастич.маты  | 
			
			 Выполнять Перекаты в группировке  | 
			|||||||||||
| 
			 31  | 
			
			 закреплен  | 
			
			 Упражнения в лазании и перелезании. Развитие гибкости, укрепление мышеч. корсета.  | 
			
			 Гимнастич.снаряды, Маты.  | 
			
			 Выполнять Кувырок вперед  | 
			||||||||||||
| 
			 32  | 
			
			 совершенст  | 
			
			 Комплекс РГ. Лазание и перелезание Игра «альпинисты».  | 
			
			 Одежда на уроках Гимнастики  | 
			
			 Гимнастич.снаряды,маты  | 
			
			 Выполнять Упражнение «ласточка»  | 
			|||||||||||
| 
			 33  | 
			
			 изучение  | 
			
			 2-3 кувырка вперед слитно. Упражнения в равновесии.  | 
			
			 Гимнаст.маты  | 
			
			 Выполнять Упражнения на гибкость  | 
			||||||||||||
| 
			 34  | 
			
			 изучение  | 
			
			 Мост из положения лежа на спине  | 
			
			 Гимнастич.снаряды, Маты.  | 
			
			 Выполнять кувырок вперед  | 
			||||||||||||
| 
			 35  | 
			
			 закреплен  | 
			
			 Кувырки вперед в группировке,мост лежа.Упражнения в равновесии.  | 
			
			 ЗОЖ.  | 
			
			 Гимнастич.маты  | 
			
			 выолнятьСт.на лопатках  | 
			|||||||||||
| 
			 36  | 
			
			 совершен  | 
			
			 Кувырки вперед, мост лежа,ст.на лопатках. Упражнения на гибкость  | 
			
			 Кувырки вперед слитно  | 
			
			 Гимнаст.маты  | 
			
			 Выполнять Кувырок В сторону.  | 
			|||||||||||
| 
			 37  | 
			
			 Комплексн. применен  | 
			
			 Комбинация из освоенных акробатических элементов.  | 
			
			 Гимнаст.маты  | 
			
			 Выполнять упраж. На равновесие  | 
			||||||||||||
| 
			 38  | 
			
			 изучение  | 
			
			 Стойка на лопатках прогнувшись. укрепление мышечного корсета  | 
			
			 Правила поведения Во время акроб.упр.  | 
			
			 Гимнаст.маты  | 
			
			 Выполнять упр.для мыш.корсета  | 
			|||||||||||
| 
			 39  | 
			
			 закреплен  | 
			
			 Стойка на лопатках.упражнения в равновесии,развитие гибкости.  | 
			
			 Гимнаст.маты  | 
			
			 Выполнять Отжимание В упоре лежа  | 
			||||||||||||
| 
			 40  | 
			
			 совершенств  | 
			
			 Стойка на лопатках.упражнения в равновесии,развитие гибкости.  | 
			
			 Стойка на лопатках  | 
			
			 Гимнаст.маты  | 
			
			 Выполнять Отжимание в упоре лежа  | 
			|||||||||||
| 
			 41  | 
			
			 изучение  | 
			
			 Висы и упоры на низк.перекладине. Развитие силы рук.  | 
			
			 Влияние занятий ФУ на умственные способности.  | 
			
			 Гимнастич.снаряды, Маты.  | 
			
			 Выполнять Упражнение «складка»  | 
			|||||||||||
| 
			 42  | 
			
			 закреплен  | 
			
			 Висы и упоры. упражнения на гибкость  | 
			
			 Гимнастич.снаряды, Маты.  | 
			
			 Выполнять Перекаты в группировке  | 
			||||||||||||
| 
			 43  | 
			
			 совершен  | 
			
			 Висы и упоры. Игры с элемент.акробатики.  | 
			
			 Отжимание в упоре от скам.  | 
			
			 Гимнастич.снаряды, Маты.  | 
			
			 Выполнять Кувырок вперед  | 
			|||||||||||
| 
			 44  | 
			
			 повторение  | 
			
			 Навыки опорного прыжка: перелезание через гимнаст.козла.  | 
			
			 Правила поведения на скольз.дороге.  | 
			
			 Гимнастич.снаряды, Маты.  | 
			
			 Выполнять Упражнение «ласточка»  | 
			|||||||||||
| 
			 45  | 
			
			 закреплен  | 
			
			 Залезание на гимнастич. Козел,спрыгивание с него.  | 
			
			 Оказание доврачебной помощи При ушибах  | 
			
			 Гимнастич.снаряды, Маты.  | 
			
			 Выполнять Упражнения на гибкость  | 
			|||||||||||
| 
			 46  | 
			
			 Комплексн применен  | 
			
			 Игры иэстафеты сэлементами строя, акробатики.  | 
			
			 Гимнаст.маты  | 
			
			 Выполнять кувырок вперед  | 
			||||||||||||
| 
			 47  | 
			
			 Комплексн применен  | 
			
			 Игры на развитие координационных способностей  | 
			
			 Подтягивание в висе.  | 
			
			 Гимнастич.снаряды, Маты.  | 
			
			 выолнятьСт.на лопатках  | 
			|||||||||||
| 
			 48  | 
			
			 Комплексн применен  | 
			
			 Подвижная игра «Альпинисты». Развитие координации движений. Итоги 2 четверти  | 
			
			 Правила водных процедур.  | 
			
			 Элементы строя.  | 
			
			 Гимнастич.снаряды, Маты.  | 
			
			 Выполнять Кувырок В сторону.  | 
			||||||||||
| 
			 49  | 
			
			 повторение  | 
			
			 Переноска и одевание лыж. Передвижения скользящим шагом в колонне.  | 
			
			 Правила поведения на уроках лыжной подготовки.  | 
			
			 Лыжи с мягким креплением  | 
			
			 Играть Игры на снегу.  | 
			|||||||||||
| 
			 50  | 
			
			 закреплен  | 
			
			 Переноска и одевание лыж. Передвижения скользящим шагом в колонне.  | 
			
			 Лыжи с мягким креплением  | 
			
			 Выполнить комплекс ОРУ  | 
			||||||||||||
| 
			 51  | 
			
			 повторение  | 
			
			 Скользящий шаг, повороты переступанием на месте.  | 
			
			 Одежда на урокаж Лыжн.подготовки  | 
			
			 Лыжи с мягким креплением  | 
			
			 Кататься на санках  | 
			|||||||||||
| 
			 52  | 
			
			 закреплен  | 
			
			 Техника скользящего шага без палок. Развитие выносливости.  | 
			
			 Лыжи с мягким креплением  | 
			
			 Лыжная прогулка  | 
			||||||||||||
| 
			 53  | 
			
			 совершенс  | 
			
			 Скользящий шаг без палок на дистанции до 1000 м.  | 
			
			 Лыжи с мягким креплением  | 
			
			 Выполнить Упражнения на силу рук  | 
			||||||||||||
| 
			 54  | 
			
			 повторение  | 
			
			 Техника скольжения с палками за .середину Развитие выносливости (1500м)  | 
			
			 Дыхание при ходьбе на лыжах  | 
			
			 Лыжи с мягким креплением  | 
			
			 Выполнить Упражнения для осанки  | 
			|||||||||||
| 
			 55  | 
			
			 закреплен  | 
			
			 Техника скольжения с палками за .середину Развитие выносливости (1500м)  | 
			
			 Лыжи с мягким креплением палки  | 
			
			 Выполнить упражн. Для ног  | 
			||||||||||||
| 
			 56  | 
			
			 совершенств  | 
			
			 Техника скольжения с палками за .середину Развитие выносливости (1500м)  | 
			
			 Лыжи с мягким креп.,палки  | 
			
			 Выполнить Упражнения на равновесие  | 
			||||||||||||
| 
			 57  | 
			
			 изучение  | 
			
			 Техника передвижения попеременным двушажным ходом без палок Игры и эстафеты.  | 
			
			 Правила поведения во время игр зимой.  | 
			
			 Лыжи с мягким креплением палки  | 
			
			 Кататься на санках  | 
			|||||||||||
| 
			 58  | 
			
			 закрепление  | 
			
			 Техника передвижения попеременным двушажным ходом без палок Игры и эстафеты.  | 
			
			 Лыжи с мягким креп.  | 
			
			 Лыжная прогулка  | 
			||||||||||||
| 
			 59  | 
			
			 изучение  | 
			
			 Подьем на склон «лесенкой» ,спуск в высокой стойке без палок. Прохождение дистанции 1500 м  | 
			
			 Лыжи с мягким креп.  | 
			
			 Выполнить Упражнения на силу рук  | 
			||||||||||||
| 
			 60  | 
			
			 закреплен  | 
			
			 Подьем на склон «лесенкой» ,спуск в высокой стойке без палок. Прохождение дистанции 1500 м  | 
			
			 Беседа :»умей падать – умей вставать».  | 
			
			 Лыжи с мягким креплением  | 
			
			 Выполнить Упражнения для осанки  | 
			|||||||||||
| 
			 61  | 
			
			 закрепление  | 
			
			 Техника передвижения попеременным двушажным ходом без палок Игры и эстафеты.  | 
			
			 Лыжи с мягким креп.  | 
			
			 Выполнить упражн. Для ног  | 
			||||||||||||
| 
			 62  | 
			
			 совершен  | 
			
			 Построение, перестроение, повороты на лыжах. Прохождение дистанции по пересеченной местности до 1000 м.  | 
			
			 Переохлаждения зимой.  | 
			
			 Лыжи с мягким креплением  | 
			
			 Выполнить Упражнения на равновесие  | 
			|||||||||||
| 
			 63  | 
			
			 совершенств  | 
			
			 Техника передвижения скользящим шагом по пересеченной мест-и с палками  | 
			
			 Подьем и спуск.  | 
			
			 Лыжи ,палки  | 
			
			 Кататься на санках  | 
			|||||||||||
| 
			 64  | 
			
			 комплексн  | 
			
			 Игры и эстафеты на лыжах. Развитие скорости  | 
			
			 Лыжи с мягким креп.  | 
			
			 Выполнить упражн. Для ног  | 
			||||||||||||
| 
			 65  | 
			
			 контроль  | 
			
			 Техника скольжения с палками. Развитие выносливости 1500 м.  | 
			
			 О пользе закаливания зимой  | 
			
			 Лыжи с мягким креплением  | 
			
			 Выполнить Упражнения на равновесие  | 
			|||||||||||
| 
			 66  | 
			
			 контроль  | 
			
			 Прохождение дистанции 800 м.  | 
			
			 800 м с учетом времени  | 
			
			 Лыжи с мягким креплением  | 
			
			 Кататься на санках  | 
			|||||||||||
| 
			 67  | 
			
			 комплексн  | 
			
			 Катание с горки на санках, эстафеты на лыжах.  | 
			
			 Лыжи с мягким креп.,санки  | 
			
			 Лыжная прогулка  | 
			||||||||||||
| 
			 68  | 
			
			 комплексн  | 
			
			 Подвижные игры на снегу. .катание на санках.  | 
			
			 Лыжи с мягким креплением,санки  | 
			
			 Выполнить Упражнения на силу рук  | 
			||||||||||||
| 
			 69  | 
			
			 комплексн  | 
			
			 Подвижные игры на снегу. .катание на санках.  | 
			
			 Правила подвижных игр на снегу.  | 
			
			 санки  | 
			
			 Координац Упражнения  | 
			|||||||||||
| 
			 70  | 
			
			 комплексн  | 
			
			 Подвижные игры на снегу. .катание на санках.  | 
			
			 санки  | 
			
			 Прыжки Ч.скакалку  | 
			||||||||||||
| 
			 71  | 
			
			 комплексн  | 
			
			 Подвижные игры на снегу. .катание на санках.  | 
			
			 Первая помощь при обморожении.  | 
			
			 Лыжи ,санки  | 
			
			 Игры подвижные  | 
			|||||||||||
| 
			 72  | 
			
			 повторение  | 
			
			 Навыки ловли и передачи мяча. Игры с мячом.  | 
			
			 Водные и воздушные процедуры.  | 
			
			 Большие мячи  | 
			
			 Выполнить Отжимание В упоре лежа  | 
			|||||||||||
| 
			 73  | 
			
			 изучение  | 
			
			 Техника ловли и передачи мяча от груди. Игры и эстафеты с мячом.  | 
			
			 Требования к одежде На уроке.  | 
			
			 Большие мячи  | 
			
			 Выполнить Упражнения Для осанки  | 
			|||||||||||
| 
			 74  | 
			
			 закреплен  | 
			
			 Техника ловли и передачи мяча от груди. Игры с мячом.  | 
			
			 мячи  | 
			
			 Выполнить Координац Упражнения  | 
			||||||||||||
| 
			 75  | 
			
			 совершен  | 
			
			 Техника ловли и передачи мяча от груди. Игры с мячом.  | 
			
			 Правила проведения УГГ  | 
			
			 Мячи  | 
			
			 Выполнить Прыжки Через скакалку  | 
			|||||||||||
| 
			 76  | 
			
			 повторение  | 
			
			 Техника ведения мяча на месте,в движении. Игры и эстафеты с мячом.  | 
			
			 мячи  | 
			
			 Выполнить упражнения для стоп  | 
			||||||||||||
| 
			 77  | 
			
			 закреплен  | 
			
			 Техника ведения мяча на месте,в движении. Игры и эстафеты с мячом.  | 
			
			 Мячи,скамейка  | 
			
			 играть подвижные игры  | 
			||||||||||||
| 
			 78  | 
			
			 совершен  | 
			
			 Навыки метания мяча в вертикальную цель. Подвижные игры.Итоги 3 четверти.  | 
			
			 Меры предупреждения опасности во время прогулки.  | 
			
			 мячи  | 
			||||||||||||
| 
			 79  | 
			
			 комплексн  | 
			
			 Подвижные игры с мячом: «не даймяч водящему», «вышибалы»,»Гонка мячей».  | 
			
			 мячи  | 
			
			 Выполнять Координац. Упражнения  | 
			||||||||||||
| 
			 80  | 
			
			 совершен  | 
			
			 Передачи и ведение мяча. Метание в цель малого мяча.  | 
			
			 Мячи малые и большие  | 
			
			 Выполнять Прыжки Ч.скакалку  | 
			||||||||||||
| 
			 81  | 
			
			 совершен  | 
			
			 Техника ведения мяча на месте,в движении. Игры и эстафеты с мячом.  | 
			
			 Вредные привычки  | 
			
			 Мячи малые и большие  | 
			
			 Выполнить подтягив. ввисе  | 
			|||||||||||
| 
			 82  | 
			
			 закреплен  | 
			
			 «Школа мяча».развитие координации движений.  | 
			
			 Мячи, обручи  | 
			
			 Выполнить Упражнения на силу рук  | 
			||||||||||||
| 
			 83  | 
			
			 комплексн  | 
			
			 Игры с метанием, прыжками и бегом.  | 
			
			 Мячи, скакалки  | 
			
			 Выполнить Упражнения для осанки  | 
			||||||||||||
| 
			 84  | 
			
			 контроль  | 
			
			 Техника метания в цель с места.  | 
			
			 Значение ФУ в режиме дня  | 
			
			 Метание с 5 м.  | 
			
			 Малые мячи  | 
			
			 Выполнить упражн. Для ног  | 
			||||||||||
| 
			 85  | 
			
			 повторен  | 
			
			 Прыжковая подготовка.. Развитие координации движений  | 
			
			 скакалки  | 
			
			 Выполнить Упражнения на равновесие  | 
			||||||||||||
| 
			 86  | 
			
			 закреплен  | 
			
			 Прыжковая подготовка.. Развитие координации движений  | 
			
			 Скакалки  | 
			
			 Прыгать на скакалке  | 
			||||||||||||
| 
			 87  | 
			
			 повторен  | 
			
			 «школа мяча». Развитие силы рук.  | 
			
			 Мячи,перекладина  | 
			
			 Выполнить упражн. Для ног  | 
			||||||||||||
| 
			 88  | 
			
			 повторение  | 
			
			 Техника высокого старта. бег на 30м Игры с прыжками.  | 
			
			 секундомер  | 
			
			 Выполнить Упражнения на равновесие  | 
			||||||||||||
| 
			 89  | 
			
			 закрепление  | 
			
			 Техника высокого старта. бег на 30м Игры с прыжками.  | 
			
			 секундомер  | 
			
			 Играть игры с мячом  | 
			||||||||||||
| 
			 90  | 
			
			 совершен  | 
			
			 Техника высокого старта. бег на 30м Игры с прыжками.  | 
			
			 Меры предупреждения опасности на водах.  | 
			
			 Тест на силу.  | 
			
			 Перекладина  | 
			
			 Выполнить Упражнения Для осанки  | 
			||||||||||
| 
			 91  | 
			
			 повторен  | 
			
			 Развитие выносливости.упражнения на гибкость и равновесие  | 
			
			 секундомер  | 
			
			 Выполнить Упражнения на силу рук  | 
			||||||||||||
| 
			 92  | 
			
			 повторен  | 
			
			 Бег на короткие дистанции. Стартовый разбег.  | 
			
			 Тест на скорость  | 
			
			 Свисток, кегли, мячи  | 
			
			 Координац Упражнения  | 
			|||||||||||
| 
			 93  | 
			
			 повторен  | 
			
			 Развитие координации движений. Игры с мячом.  | 
			
			 «Челночный» бег  | 
			
			 Мячи,кубики,секундомер  | 
			
			 Выполнить Прыжки Ч.скакалку  | 
			|||||||||||
| 
			 94  | 
			
			 изучение  | 
			
			 Техника прыжка в длину с разбега. Бег в медленном темпе.  | 
			
			 рулетка  | 
			
			 Играть игры с мячом  | 
			||||||||||||
| 
			 95  | 
			
			 закреплени  | 
			
			 Техника прыжка в длину с разбега.  | 
			
			 Влияние ЗОЖ на учебу  | 
			
			 Шестиминутный бег  | 
			
			 Секундомер рулетка  | 
			
			 Выполнить Отжимание В упоре лежа  | 
			||||||||||
| 
			 96  | 
			
			 Комплексн.  | 
			
			 Минифутбол.развитие координации движений.  | 
			
			 Прыжок в длину с места  | 
			
			 Мячи,свисток,рулетка  | 
			
			 Выполнить Упражнения Для осанки  | 
			|||||||||||
| 
			 97  | 
			
			 Комплексн.  | 
			
			 Минифутбол.развитие скоростных способностей  | 
			
			 Мячи,свисток  | 
			
			 Выполнить Упражнения на силу рук  | 
			||||||||||||
| 
			 98  | 
			
			 Комплексн.  | 
			
			 Минифутбол.развитие выносливости.  | 
			
			 Правила проведения солнечных и воздушных ван.  | 
			
			 Тест на гибкость  | 
			
			 Мячи,свисток,линейка  | 
			
			 Выполнить Упражнения для осанки  | 
			||||||||||
| 
			 99  | 
			
			 Совершен.  | 
			
			 Медленный бег. Игры с мячом.  | 
			
			 Мячи,свисток  | 
			
			 Выполнить упражн. Для ног  | 
			||||||||||||
| 
			 100  | 
			
			 контроль  | 
			
			 Культура здорового образа жизни  | 
			
			 тестирование  | 
			
			 Тетради, ручки  | 
			
			 Выполнить Упражнения на равновесие  | 
			|||||||||||
| 
			 101  | 
			
			 совершен  | 
			
			 Навыки ходьбы и бега. Игры с бегом и прыжками.  | 
			
			 Свисток, футбольн.мяч  | 
			
			 Играть игры с мячом  | 
			||||||||||||
| 
			 102  | 
			
			 Комплексн.  | 
			
			 Подвижные игры с мячом. Развитие координации движений.Подведение итогов 4 четверти.  | 
			
			 Свисток,мячи.  | 
			
			 Выполнить упражн. Для ног  | 
			||||||||||||
| 
			 Итого :102ч  | 
		||||||||||||||||
 
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса, осуществляемого по курсу «Физическая культура»
Начальное образование существенно отличается от всех последующих этапов образования, в ходе которого изучаются систематические курсы. В связи с этим и оснащение учебного процесса на этой образовательной ступени имеет свои особенности, определяемые как спец- ификой обучения и воспитания младших школьников в целом, так и спецификой курса «Физическая культура» в частности.
К физкультурному оборудованию предъявляются педагогические, эстетические и гигиенические требования.
Подбор оборудования определяется программными задачами физического воспитания детей. Размеры и масса инвентаря должны соответствовать возрастным особенностям младших школьников; его количество определяется из расчёта активного участия всех детей в процессе занятий.
Важнейшее требование – безопасность физкультурного оборудования. Для выполнения его необходимо обеспечить прочную установку снарядов, правильную обработку деревянных предметов (палки, рейки гимнастической стенки и др.). Во избежание травм они должны быть хорошо отполированы. Металлические снаряды делаются с закруглёнными углами. Качество снарядов, устойчивость, прочность проверяется учителем перед уроком.
Наличие дополнительных помещений для уроков по физической культуре позволит расширить возможность реализации вариативной части программы.
Для реализации целей и задач обучения по данной программе используется УМК по физической культуре издательства «Просвещение».
Перечень учебно-методического обеспечения«Комплексная программа физического воспитания 1-11 классы», В.И.Лях, А.А.Зданевич; Москва:«Просвещение»,2010
«Справочник учителя физической культуры», П.А.Киселев, С.Б.Киселева; - Волгоград: «Учитель»,2008.
«Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья 1-5 классы», Н.И.Дереклеева; Москва: «ВАКО»,2007.
«Подвижные игры 1-4 классы», А.Ю.Патрикеев; Москва: «ВАКО»,2007.
«Зимние подвижные игры 1-4 классы», А.Ю.Патрикеев; Москва: «ВАКО»,2009.
«Дружить со спортом и игрой», Г.П.Попова; Волгоград: «Учитель»,2008.
«Физкультура в начальной школе», Г.П.Болонов; Москва: «ТЦ Сфера»,2005.
Лях В.И. Твой друг – физкультура. 1-4 кл. Просвещение. 2005г.
Ж. «Начальная школа»
Ж. «Начальная школа плюс до и после…»