Календарно-тематическое планирование к программе «Истоки ( Природа.Человек. Культура)» (Для детей 6-7 лет)
Учебный план занятий с детьми 6-7 летнего возраста
по программе «Истоки»
№ п /п | Срок проведения | Тема | Количество часов | В том числе | |
Теоретических | Практических | ||||
сентябрь 1-ая неделя | Комплектование групп Знакомство. Инструктаж по ТБ. | 2 | 1 | 1 | |
сентябрь 2-ая неделя | Комплектование групп Знакомство. Инструктаж по ТБ. | 2 | 1 | 1 | |
сентябрь 3-я неделя | Времена года. Осень-вечер года. | 2 | 1 | 1 | |
сентябрь 4-ая неделя | Деревья нашего города Палитра осени. Листопад. | 2 | 1 | 1 | |
октябрь 1-ая неделя | С какой ветки эта детка? Созревание плодов и семян. | 2 | 1 | 1 | |
октябрь 2-ая неделя | Знакомство с растениями участка. Клен. | 2 | 1 | 1 | |
октябрь 3-я неделя | Кому в путь собираться? Перелетные птицы. Наблюдения. | 2 | 1 | 1 | |
октябрь 4-ая неделя | Животные осенью. Приспособления животных к сезонным изменениям. | 2 | 1 | 1 | |
ноябрь 1-ая неделя | Лесные кладовые. | 2 | 1 | 1 | |
ноябрь 2-ая неделя | Синичкин день. Развешивание кормушек. | 2 | 1 | 1 | |
ноябрь 3-я неделя | Растения готовятся к зиме. Куда спрятались листочки? Белые шубки. | 2 | 1 | 1 | |
ноябрь 4-ая неделя | Путешествие в Мещерский лес. | 2 | 1 | 1 | |
декабрь 1-ая неделя | Зимние деревья. Как узнать деревья зимой. Наблюдения. | 2 | 1 | 1 | |
декабрь 2-ая неделя | Вода. Свойства воды. Что такое снег. Снежинки. Снежное одеяло. Роль снега в природе. | 2 | 1 | 1 | |
декабрь 3-я неделя | Белотроп. Следы на снегу. Наблюдения в природе. | 2 | 1 | 1 | |
декабрь 4-ая неделя | Суд над декабрем. Подкормка зимующих птиц, наблюдения в природе. | 2 | 1 | 1 | |
январь 2-ая неделя | Дерево января - ель. Что такое хвоинки. Подкормка зимующих птиц, | 2 | 1 | 1 | |
январь 3-я неделя | Друзья и враги ели. Ель и все вокруг нее. Взаимосвязи. | 2 | 1 | 1 | |
январь 4-ая неделя | Зимующие птицы города. Разнообразие видов зимующих птиц. Наблюдения. | 2 | | | |
февраль 1-ая неделя | Сосна – Дерево февраля. Отличие ели и сосны. Почему ели и сосне мороз не страшен. | 2 | 1 | 1 | |
февраль 2-ая неделя | Кто сосну вылечил. Зимующие птицы леса. | 2 | 1 | 1 | |
февраль 3-я неделя | Животные дикие и домашние. | 2 | 1 | 1 | |
февраль 4-ая неделя | В гости к белому медведю. | 2 | 1 | 1 | |
март 1-ая неделя | Домашние животные. Кошки дикие и домашние. | 2 | 1 | 1 | |
март 2-ая неделя | Вода в природе. Какие водоемы бывают. «Загляните в водоем». | 2 | 1 | 1 | |
март 3-я неделя | «День Воды». Как можно экономить воду? Где прячется вода? | 2 | 1 | 1 | |
март 4-ая неделя | Птицы в народных праздниках. | 2 | 1 | 1 | |
март 5-ая неделя | Весеннее равноденствие. Приметы весны. | 2 | 1 | 1 | |
апрель 1-ая неделя | День птиц. «Крылатая радуга» Творческая работа: «Птицы». | 2 | 1 | 1 | |
апрель 2-ая неделя | Раннецветущие растения. Творческая работа: «Подснежники»» | 2 | 1 | 1 | |
апрель 3-я неделя | Жужжащие, ползающие, летающие. Творческая работа «Бабочка» | 2 | 1 | 1 | |
апрель 4-ая неделя | «Весна идет». Акция союза охраны птиц России. Аттестация учащихся. Фенологические наблюдения. | 2 | 1 | 1 | |
май 1-ая неделя | Дерево мая – береза. «Дерево чудес» Взаимосвязи. | 2 | 1 | 1 | |
май 2-ая неделя | «Цветение природы» Фенологические наблюдения. | 2 | 1 | 1 | |
май 3-я неделя | Будь природе другом! | 2 | 1 | 1 | |
май 4-ая неделя | Музыка весенней природы. Наблюдения. | 2 | 1 | 1 | |
| Итого: | Итого | 72 | 36 | 36 |
| В течение года, сентябрь – май 1 час в неделю. | Экологические прогулки, игры, наблюдения в природе ближайшего окружения | 36 | | 36 |
| Итого: | | 108 | 36 | 72 |
Содержание учебного плана
1.Комплектование групп Знакомство. Инструктаж по ТБ.
Теоретическая часть: Знакомство педагога и обучающихся. Правила поведения в группе и режим работы. Техника безопасности.
Практическая часть: Игры «Калейдоскоп имен», «Свое имя назови», «Свиток на память», «Символ». Входной контроль.
2.Комплектование групп Знакомство. Инструктаж по ТБ.
Теоретическая часть: Знакомство педагога и обучающихся. Правила поведения в группе и режим работы. Техника безопасности.
Практическая часть: Игры «Калейдоскоп имен», «Свое имя назови», «Свиток на память», «Символ». Входной контроль.
3.Времена года. Осень-вечер года.
Теоретическая часть: Что нас окружает. Природа живая и неживая. Причина смены времен года. Сезонные изменения в природе. Фенология. Осень – вечер года. Осеннее равноденствие.
Практическая часть: дидактические игры, игра «Угадай на ощупь», работа с тетрадью.
4.Деревья нашего города Палитра осени. Листопад.
Теоретическая часть: Видовые различия деревьев и кустарников. Листья деревьев и кустарников. Форма листа. Осенние деревья.
Практическая часть: Дидактические игры. Игра «Найди свое дерево».
5.С какой ветки эта детка? Созревание плодов и семян.
Теоретическая часть: Семена и плоды деревьев и кустарников.
Практическая часть: игра «Составь пару», композиция «Осенняя мозаика».
6.Знакомство с растениями участка. Клен.
Теоретическая часть: Русский лесной календарь. Крылатки. Семена-путешественники.
Практическая часть: работа с гербарием, открытка «Осенний букет».
7.Кому в путь собираться? Перелетные птицы. Наблюдения.
Теоретическая часть: Классификация птиц по признаку «перелетные» - «зимующие», отличительные особенности этих птиц. Зависимость поведения птиц от сезонов. Причины сезонных перелетов: отсутствие пищи, холода.
Практическая часть: игра «Узнай по контуру», аппликация «Птицы».
8.Животные осенью. Приспособления животных к сезонным изменениям.
Теоретическая часть: Жизнь диких животных поздней осенью. Изменения в поведении, образе жизни и внешнем облике животных в зависимости от смены сезона. Как зимуют насекомые.
Практическая часть: Поделка «Стрекоза» (Семена, крылатки)
9.Лесные кладовые.
Теоретическая часть: Как дикие животные готовятся к зиме. Сюжетные игры «Расскажу вам о себе».
Практическая часть: игра «Узнай по контуру», поделка «Ежик» (природный материал)
10.Синичкин день. Развешивание кормушек.
Теоретическая часть: «Синичкин день». Виды кормушек. Птичье меню.
Практическая часть: Изготовление кормушек. Работа с тетрадью. Наш дневник наблюдений за птицами на кормушках.
11. Растения готовятся к зиме. Где зимуют листочки? Белые шубки.
Теоретическая часть: Изменения в жизни травянистых растений и деревьев . в осенний период. Почему осенью листопад. Деревья лиственные и хвойные. Нужно ли сжигать листву.
Практическая часть: Аппликация «Верба»
12.Путешествие в Мещерский лес.
Теоретическая часть: Лес – многоэтажный дом. Многообразие живых организмов леса, связи между ними. Зайцы беляк и русак. Места обитания. Друзья и враги зайцев. Правила поведения в лесу. Деятельность человека по сохранению и восстановлению лесов.
Практическая часть: Аппликация «Сова» (Пластилинография, крылатки, листовая крошка).
13.Зимние деревья. Как узнать деревья зимой. Наблюдения.
Теоретическая часть: Уточнение понятий: лиственные, хвойные деревья. Хвойные деревья, которые сбрасывают листья на зиму (лиственница).
Практическая часть: Определение деревьев по силуэту, коре, почкам, семенам, дидактические игры.
14.Вода. Свойства воды. Что такое снег. Снежинки. Снежное одеяло. Роль снега в природе.
Теоретическая часть: Вода – вещество. Свойства воды – текучесть, прозрачность, бесцветность. Вода – растворитель. Различные состояния воды.
Практическая часть: Опыты с водой.
15.Белотроп. Следы на снегу. Наблюдения в природе.
Теоретическая часть: Кто как передвигается. Следы на снегу. Практическая часть: дидактическая игра, аппликация «Снежинка».
16.Суд над декабрем.
Теоретическая часть: Сезонные изменения в начале зимы. Солнцеворот.
Практическая часть; ролевая игра, аппликация «Солнце».
Подкормка зимующих птиц, наблюдения в природе.
17.Дерево января - ель. Подкормка зимующих птиц.
Теоретическая часть: Уточнение знаний о хвойных деревьях, их особенностях, отличиях от лиственных. Экопортрет ели. Что такое хвоинки.
Практическая часть: творческая работа «Елочка».
18.Друзья и враги ели.
Теоретическая часть: Ель и все вокруг нее. Взаимосвязи.
Практическая часть: работа с тетрадью, ролевые игры.
19.Зимующие птицы города. Разнообразие видов зимующих птиц.
Теоретическая часть: Особенности питания и поведения птиц. Беседа об акциях и конкурсах СОПР Интернет-конкурс кормушек, «Зимующие водоплавающие птицы Рязани. Общероссийский учет зимующих водоплавающих птиц. Всероссийская акция «Серая шейка».
Практическая часть: дидактическая игра: «Покормите птиц зимой»..
20.Сосна – дерево февраля.
Теоретическая часть: Отличия ели и сосны. Почему ели и сосне мороз не страшен.
Практическая часть: работа с гербарием, дидактическая игра.
21.Кто сосну вылечил. Зимующие птицы леса.
Теоретическая часть: Птицы в зимнем лесу: названия, особенности внешнего вида, голосов. Зависимость питания птицы от строения клюва. Презентация «Кто сосну вылечил».
Практическая часть: дидактическая игра «Что умеет делать клюв?», работа с тетрадью.
22.Животные дикие и домашние.
Теоретическая часть: Что значит быть диким?
Практическая часть: ролевая игра «Расскажу вам о себе», аппликация «Заяц»
23. В гости к белому медведю.
Теоретическая часть: Международный день полярного медведя. исчезающие виды диких животных.
Практическая часть: дидактическая игра «Перемешанные картинки», работа с тетрадью.
24.Домашние животные.
Кошки дикие и домашние. Международный день кошек.
Практическая часть: Работа с тетрадью. Аппликация «Кошки»
25. Вода в природе. Какие водоемы бывают.
Теоретическая часть: Естественные и искусственные, соленые и пресные водоемы. Болото – естественный водоем. Обитатели водоемов.
Практическая часть: творческая работа. «Загляните в водоем».
26.«День Воды».
Теоретическая часть: Значение воды в природе и жизни человека. Как можно экономить воду? Где прячется вода? Испол ьзование воды человеком в быту и на производстве.
Практическая часть: дидактическая игра «Путешествие капельки»
27. Птицы в народных праздниках.
Теоретическая часть: Традиции наших предков. Встречаем птиц. Сороки. Практическая часть: лепка «Жаворонки», дидактическая игра «Сорок птиц».
28.Весеннее равноденствие.
Теоретическая часть: Изменение продолжительности дня и ночи. Приметы весны.
Практическая часть: дидактическая игра «Когда это бывает?»
29.День птиц. «Крылатая радуга»
Теоретическая часть: Жизнь птиц весной: прилет, гнездование. Правила отношения к птичьим гнездовьям. Презентация, викторина.
Практическая часть: творческая работа: «Птицы».
30.Раннецветущие растения.
Виды раннецветущих растений, значение в природе, угрозы исчезновения, охрана.
Практическая часть: творческая работа: «Подснежники».
31. Жужжащие, ползающие, летающие.
Жизнь насекомых весной. Разнообразие насекомых, календарь появления насекомых после зимнего покоя.
Практическая часть: аппликация «Бабочки».
32.«Весна идет». Акция союза охраны птиц России. Аттестация учащихся.
Теоретическая часть: Презентация, видеоматериалы.
Практическая часть: фенологические наблюдения.
33.Дерево мая – береза.
Теоретическая часть: «Дерево чудес». Взаимосвязи. Использование березы человеком, бережное отношение к деревьям.
Практическая часть: аппликация из бересты.
34.«Цветение природы»
Теоретическая часть: изменения в природе в конце весны: состояние деревьев, цветение разных растений.
Практическая часть: работа с гербарием. Фенологические наблюдения.
35. Будь природе другом!
Теоретическая часть: Международный день биологического разнообразия. Природе нужны все. Природа – дом всех живых существ на Земле. Красная книга.
Практическая часть: коллективная работа «Будем беречь природу вместе!» (Коллаж, аппликация)
36. Музыка весенней природы.
Теоретическая часть: экологическая викторина.
Практическая часть: звуки земли. Дидактическая игра «Кто как голос подает?» Голоса птиц в природе.