№ п\п | Содержание (разделы, темы урока) | Кол- во часов | Материально-техническое оснащение | УУД. Характеристика основных универсальных учебных видов деятельности ученика. | Дата проведения | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Плани-руемая | фактическая | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Введение. Экология животных: раздел науки и учебный предмет. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Введение. Что изучает экология животных. | 1 | Интерактивная панель наглядная экология. презентация. | Определяют понятие «экология животных». Характеризуют биосферную роль животных на планете Земля. Приводят примеры влияния животных на окружающую среду. Описывают особенности взаимодействия животных с окружающей средой. Участвуют в обсуждении проблемных вопросов. Готовят краткие сообщения | | | |||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел 1. Условия существования животных (1 ч) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | Среда обитания животных и условия существования. Экскурсия «Условия обитания животных». |
1 | Интерактивная панель Ведение в экологию (наглядные пособия),презентация. | Уметь приводить примеры многообразия условий обитания. Характеризовать среды жизни. Описывать взаимосвязи организма и среды обитания. Определять предельные условия существования животных..Определять понятия «автотрофы», «гетеротрофы», «пассивное питание», «активное питание» | | | |||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел 2. Среды обитания животных (6 ч) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | Наземно-воздушная среда жизни: тундра, леса умеренной зоны, степи, саванны и прерии. | 1 | Интерактивная панель Ведение в экологию (наглядные пособия),презентация. | Уметь характеризуют наземно-воздушную среду обитания. Описывать приспособления у животных к жизни в наземно-воздушной среде. Описывать животный мир суши. Характеризуют особенности условий обитания и разнообразие животных тундры, лесов умеренной зоны, степей, саванн и прерий. Приводить примеры видов животных обитателей тундры, лесов умеренной зоны, степей, саванн и прерий. При- водят примеры адаптаций у животных к высоким температурам и недостатку воды. | | | |||||||||||||||||||||||||||||||
| | | | | | ||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | Наземно-воздушная среда жизни: пусты- ни, тропические леса и горные области. | 1 | Интерактивная панель Ведение в экологию (наглядные пособия), презентация | Уметь характеризовать особенности условий обитания и разнообразие , пустынь, тропических лесов, горных областей. Приводить примеры видов животных обитателей пу- стынь, тропических лесов, горных областей. При- водят примеры адаптаций у животных к высоким температурам и недостатку воды. | | | |||||||||||||||||||||||||||||||
5 | Водная среда жизни. | 1 | Интерактивная панель Ведение в экологию (наглядные пособия), презентация | Уметь характеризовать водную среду обитания. Описывать условия обитания животных в воде. Объяснять, чем отличаются условия существования животных в воде от условий существования на суше. Приводить примеры приспособлений животных к жизни в воде. | | | |||||||||||||||||||||||||||||||
6 | Водная среда жизни. | 1 | Интерактивная панель Ведение в экологию (наглядные пособия), презентация | Уметь объяснять особенности жизни животных в морях и океанах, в пресных водоемах. Приводить примеры видов животных — обитателей морей океанов, пресных вод. Приводить примеры планктонных, нектонных и бентосных животных. Приводить примеры приспособлений у рыб к недостатку кислорода и пересыханию пресных водоемов | | | |||||||||||||||||||||||||||||||
7 |
Животный мир почвы. | 1 | Интерактивная панель Ведение в экологию (наглядные пособия), презентация | Уметь характеризовать почву как среду обитания животных. Объяснять, чем условия существования почвенных животных отличаются от условий существования в других средах. Описывать животный мир почвы. Приводить примеры приспособлений животных к жизни в почве. Объяснять их взаимосвязь. | | | |||||||||||||||||||||||||||||||
8 | Живой организм как среда обитания. | 1 | Интерактивная панель Ведение в экологию (наглядные пособия), презентация | Уметь характеризовать живой организм как среду обитания животных. Приводить примеры приспособления у животных к жизни в живых организмах. Называть особенности организменной среды жизни. Приводить примеры животных — внешних и внутренних паразитов. Приводить примеры приспособлений у животных-хозяев, которые позволяют им защищаться от паразитов. | | | |||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел 3. Биотические отношения в жизни животных (10 ч) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9 | Пища и ее роль в жизни животных. | 1 |
Интерактивная панель Ведение в экологию (наглядные пособия), презентация | Уметь характеризовать тип питания животных. Сравнивать автотрофный и гетеротрофный типы питания. Составлять схему --классификацию животных по типу пищи. Приводить примеры растительноядных и пло- тоядных, насекомоядных и всеядных животных; животных-фильтраторов,животных-сапрофагов. | | | |||||||||||||||||||||||||||||||
10 | Убежища, укрытия и жилища животных. | 1 1 | Интерактивная панель Ведение в экологию (наглядные пособия), Презентация. | Уметь характеризовать жилище как среду обитания и одно из важнейших условий существования животных. Описывать разнообразие жилищ. Определять понятия «жилище животного»,«дупло», «нора», «логово», «лежбище», «лежка»,гнездо. | | | |||||||||||||||||||||||||||||||
11 | Отношения животных с представителями других царств живой природы. Растения в жизни животных. | 1 | Интерактивная панель. Прибор для получения газов. Ведение в экологию (наглядные пособия), Презентация. | Уметь характеризовать воду как необходимое условие жизни растений. Объяснять значение воды для питания, охлаждения, расселения, для прорастания семян, роста и развития растений. Описывать , как расходуется вода растениями. Объяснять значение испарения воды растениями. Определять количество дождливых и засушливых дней в году в своей местности .Вести дневник наблюдений. | | | |||||||||||||||||||||||||||||||
12 | Животные в жизни растений. | 1 |
Интерактивная панель Ведение в экологию (наглядные пособия), Презентация. | Уметь характеризовать значение животных в жизни растений. Описывать биологические особенности животных-листоедов и животных-паразитов. Приводить примеры животных-листоедов и паразитов. Объяснять биологическое значение опыления для растений и животных. Описывать биологические особенности насекомоядных растений. Приводят примеры животных — опылителей растений. Приводить примеры насекомоядных растений. | | | |||||||||||||||||||||||||||||||
13 | Пищевые отношения между животными различных видов. | 1 | Интерактивная панель Ведение в экологию (наглядные пособия), презентация |
Уметь характеризовать отношения между животными различных видов. Приводить примеры различных форм взаимодействия между животными. Определять пищевые связи. Строить пищевые цепи. Различать хищников и жертвы. | | | |||||||||||||||||||||||||||||||
14 | Пищевые отношения между животными различных видов. | 1 | Интерактивная панель Ведение в экологию (наглядные пособия), презентация | Уметь характеризовать биологические особенности хищников и жертв. Приводить примеры разнообразных способов защиты от хищников. Характеризовать отношения «паразит — хозяин», приводить примеры. Описывать гнездовой паразитизм. | | | |||||||||||||||||||||||||||||||
15 | Непищевые отношения между животными различных видов. | 1 | Интерактивная панель Ведение в экологию (наглядные пособия), презентация | Характеризуют нахлебничество и квартиранство как формы комменсализма. Приводят примеры животных-нахлебников и животных-квартирантов. | | | |||||||||||||||||||||||||||||||
16 | Непищевые отношения между животными различных видов. | 1 | Интерактивная панель Ведение в экологию (наглядные пособия), презентация | Описывают конкурентные и взаимовыгодные отношения между животными различных видов как приспособления к совместному обитанию. Приводят примеры взаимовыгодных и конкурентных отношений между животными. | | . | | ||||||||||||||||||||||||||||||
17 | Отношения между животными одного вида: образование пар, размножение. | 1 | Интерактивная панель. Ведение в экологию (наглядные пособия), презентация | Характеризуют отношения между животными одного вида. Описывают внутривидовые взаимоотношения, связанные с образованием пар и размножени- ем. Описывают особенности поиска и выбора брачных партнеров у различных видов животных. Приводят примеры запаховых, звуковых и зрительных сигналов у животных. Приводят примеры уха- живания у различных видов животных. | | | |||||||||||||||||||||||||||||||
18 | Отношения между животными одного вида: семья, родственники, соседи. | 1 | Интерактивная панель. Ведение в экологию (наглядные пособия), презентация | Характеризуют отношения между животными одного вида. Описывают взаимоотношения между родителями и потомством. Характеризуют особенности и объясняют значение группового образа жизни у животных. Приводят примеры и описывают поведение животных, ведущих групповой образ жизни. Приводят примеры заботы о потомстве у животных. Характеризуют особенности и объясняют значение терри- ториального поведения животных. | | | |||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел 4. Неживая природа в жизни животных (5 ч) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
19 | Свет в жизни животных. | 1 | Комплект мультимедийных средств обучения. Ведение в экологию (наглядные пособия), презентация | Описывают отношение животных к свету. Характеризуют свет как экологический фактор. Приводят примеры дневных, ночных и сумеречных животных. Объясняют особенности распространения животных в зависимости от светового режима. Определяют понятия «органы зрения», «органы свечения», «дневные животные», «ночные животные», «световой режим». | | | |||||||||||||||||||||||||||||||
20 | Вода в жизни животных. | 1 1 | Комплект мультимедийных средств обучения. Ведение в экологию (наглядные пособия), презентация | Описывают значение воды в жизни животных. Характеризуют воду как необходимое условие жизни животных. Характеризуют влажность как экологический фактор. Составляют схему «Экологические группы животных по отношению к воде. Приводят примеры приспособлений животных к различным условиям влажности.Наблюдают за поведением дождевых червей в садках- террариумах в условиях недостатка и нормального количества влаги в почве. Ставят цель наблюдения. | | | |||||||||||||||||||||||||||||||
21 | Лабораторная работа «Реакция дождевых червей на различную влажность почвы». | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
22 | Температура в жизни животных. Лабораторная работа «Движение амебы при разных температурах» | 1 | Комплект мультимедийных средств обучения. Ведение в экологию (наглядные пособия), презентация | Объясняют значение тепла для жизнедеятельности животных. Характеризуют температуру как экологический фактор. Составляют схему «Экологические группы животных по отношению к теплу». Приводят примеры холоднокровных и теплокровных животных. Описывают реакции животных н изменения температуры. Указывают способы регуляции теплоотдачи у животных. | | | |||||||||||||||||||||||||||||||
23 | Кислород в жизни животных. | 1 | Комплект мультимедийных средств обучения. Ведение в экологию (наглядные пособия), Презентация. | Объясняют значение воздуха в жизни животных. Характеризуют газовый состав и движение масс воздуха как экологические факторы в жизни животных. Сравнивают количество и доступность кисло рода в разных средах жизни. | | | |||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел 5. Сезонные изменения в жизни животных (3 ч) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
24 | Сезонные изменения в жизни животных. Лабораторная работа «Сезонные изменения в жизни насекомых». | 1 | Ведение в экологию (наглядные пособия), Презентация. | Характеризуют сезонные изменения в жизни животных как приспособление к меняющимся условиям существования. Приводят примеры приспособ- лений морфологических, физиологических и поведенческих. | | | |||||||||||||||||||||||||||||||
25 |
Спячка и оцепенение. | 1 | Ведение в экологию (наглядные пособия), Презентация. | Определяют понятия «оцепенение», «спячка», «длина светового дня»,«миграции». Из любого отмирающего фрагмента дерева (сектора пня, опавшей ветви), который удастся обнаружить на пришкольном участке, послойно выбирают насекомых. С помощью учителя определяют их систематическую принадлежность, стадию развития и количество. | | | |||||||||||||||||||||||||||||||
26 | Миграции и кочевки. Домашняя практическая работа «Фенологические наблюдения за животными зимой и весной» | 1 | Комплект мультимедийных средств обучения. Интерактивная панель Ведение в экологию (наглядные пособия), презентация | Описывают миграции и кочевки как приспособления к сезонным изменениям условий обитания. Изучают особенности видового состава и поведения животных, связанные с сезонными изменениями в природе. | | | |||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел 6. Численность животных (2 ч) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
27 | Популяции животных | 1 | Комплект мультимедийных средств обучения Интерактивная панель. Ведение в экологию (наглядные пособия), презентация | Характеризуют популяцию как форму существования вида. Приводят примеры связей между популяциями. Характеризуют плотность и численность популяции как важнейшие количественные характеристики популяций. Определяют понятия «популяция», «область распространения, или ареал, вида», «численность популяции», «плотность популяции» | | | |||||||||||||||||||||||||||||||
28 | Как и почему меняется численность животных. Лабораторная работа «Определение численности и плотности популяций животных | 1 | Комплект мультимедийных средств обучения Интерактивная панель. Ведение в экологию (наглядные пособия), презентация | Характеризуют рождаемость и смертность как главные процессы, от которых зависят численность и плотность популяции. Называют факторы, ограничивающие рост численности популяций. Описывают колебания численности. Приводят примеры динамики численности популяций различных животных. Определяют численность и рассчитывают плот- ность популяций животных. | | | |||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел 7. Изменения в животном мире Земли (6ч) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
29 | Изменения в животном мире Земли. Исчезнувшие и исчезающие виды животных. | 1 | Комплект мультимедийных средств обучения. Интерактивная панель Ведение в экологию (наглядные пособия),презентация | Называют причины сокращения численности видов. Описывают естественное и искусственное изменение условий обитания. | | | |||||||||||||||||||||||||||||||
30 | Редкие и охраняемые животные. | 1 | Интерактивная панель Ведение в экологию (наглядные пособия), презентация | Уметь характеризовать меры по охране животного мира. Уметь характеризовать этапы развития взаимоотношений человека и животных. | | | |||||||||||||||||||||||||||||||
| | | | | | | |||||||||||||||||||||||||||||||
31 | Экскурсия. «Охраняемые природные территории». Виртуальная экскурсия. | 1 | Комплект мультимедийных средств обучения Интерактивная панель. Ведение в экологию (наглядные пособия), презентация | Уметь приводить примеры редких и охраняемых видов животных. Объяснять значение Красных книг для сохранения видового разнообразия. Называть охраняемые территории России и ряда зарубежных стран. Называть региональные охраняемые территории. Определять понятия «Красная книга», «исчезающие виды», «охрана животных», «заказник». | | | |||||||||||||||||||||||||||||||
| | | | | | | |||||||||||||||||||||||||||||||
32 | Животные и человек. Домашние животные. | 1 | Комплект мультимедийных средств обучения Интерактивная панель. Ведение в экологию (наглядные пособия), презентация | Уметь приводить примеры животных, одомашненных человеком. | | | |||||||||||||||||||||||||||||||
| | | | Уметь приводить примеры животных, обитающих в насе- ленных пунктах, и животных, использующих жилье человека как среду обитания. | | | |||||||||||||||||||||||||||||||
33 | Животные населенных пунктов. Жилье человека как среда обитания животных. | 1 | презентация | | | | | ||||||||||||||||||||||||||||||
34 | Обобщение материала по теме. «Изменения в животном мире Земли». | 1 | презентация | | Уметь обобщать знания по изученному материалу. | | |