Календарно-тематическое планирование по географии 5 класс
(35 часов)
№ | Раздел, тема урока | Дата | Виды деятельности учащихся | Планируемые результаты | Форма организации образовательного процесса | Материальное обеспечение образовательного процесса | ||
предметные | метапредметные | Личностные | ||||||
Географическое изучение Земли (9 часов) | ||||||||
1.1 | География – наука о Земле. | 1 неделя | Беседа с использованием различных источников информации. Знакомство с учебником, атласом. | Научиться называть черты науки географии, показывать ее роль в освоении планеты человеком, понимать уникальность планеты Земля. | Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи. | Развитие личностной рефлексии, толерантности. | Урок усвоения новых знаний. | Учебник, атлас "География. 5 класс". |
2.2 | Географические науки. | 2 неделя | Проведение наблюдений за погодой своей местности. Составление дневника погоды. | Формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира. | Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение. | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. | Урок усвоения новых знаний. | Учебник, презентация, проектор |
3.3 | География в древнее время. | 3 неделя | Работа с текстом учебника. Заполнение таблицы "Открытия древнего время" | Формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны. | Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. | Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. | Урок усвоения новых знаний. | Учебник «География», 5 класс. |
4.4 | География в эпоху Средневековья. | 4 неделя | Освоение работы с географическим картами, чтение географических карт с помощью учителя. | Формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения. | Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. | Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками. | Урок усвоения новых знаний. | Географические карты путешествий, учебник «География» 5 класс. |
5.5 | География в Средние века (Азия) | 5 неделя | Создание модели компаса. | Формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения. | Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. | Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. | Урок усвоения новых знаний. | Географические карты путешествий, учебник «География» 5 класс. |
6.6 | Великие географические открытия. | 6 неделя | Ознакомление с Великими географическими открытиями. Отработка умений работы в контурных картах. | Формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах. | Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований. | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. | Урок усвоения новых знаний. | Географическая карта «Великие географические открытия». Учебник «География», 5 класс. |
7.7 | Географические открытия и исследования в XVI-XIX вв. | 7 неделя | Подготовка первой научной экспедиции. Оформление первой научной экспедиции. | Формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах. | Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований. | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. | Урок актуализации знаний и умений. | Атлас, учебник «География» 5 класс. |
8.8 | Современные географические исследования. | 8 неделя | Просмотр видеоролика о современных географических исследованиях. | Формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах. | Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований. | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. | Урок актуализации знаний и умений. | Проектор, видеоролик. |
9.9 | Взгляд на Землю из космоса. | 9 неделя | Работа с текстом учебника. | Формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования. | Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. | Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками. | Урок усвоения новых знаний. | Учебник «География» 5 класс. Атлас. |
Изображение земной поверхности (13 часов) | ||||||||
1.10 | Виды изображения поверхности Земли. | 10 неделя | Учебно-исследовательская работа по определению наглядности и информативности изображений поверхности Земли. | Формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов. | Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. | Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. | Урок усвоения новых знаний. | Презентация, проектор, компьютер. Учебник «география» 5 класс. |
2.11 | Ориентирование на местности. | 11 неделя | Групповая работа с компасом (ориентирование в пространстве). | Овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды. | Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. | Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. | Урок комплексного применения знаний и умений. | Компас, учебник «География» 5 класс. Атлас. |
3.12 | Топографический план и топографическая карта. | 12 неделя | Создание игры "Топографическое домино" | Овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения. | Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы. | Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. | Урок комплексного применения знаний и умений. | Топографическая рта, атлас, учебник «География» 5 класс. |
4.13 | Как составляют топографические планы и карты. | 13 неделя | Работа с текстом учебника, топографическим картами и топографическими планами. | Овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения. | Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. | Урок комплексного применения знаний и умений. | Учебник «География» 5 класс. |
5.14 | Составление простейших планов местности. | 14 неделя | Практическая отработка умений при составлении плана местности. | Овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения. | Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. | Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. | Урок комплексного применения знаний и умений. | План местности, учебник «География» 5 класс. |
6.15 | Изображение рельефа на топографических планах и картах. | 15 неделя | Создание макетов рельефа местности. | Формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования. | Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. | Урок усвоения новых знаний. | Учебник «География» 5 класс. Атлас. |
7.16 | Виды планов и их использование. | 16 неделя | Работа в парах для решения учебной задачи через текст учебника, дополнительной литературы и источников информации. | Формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём. | Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. | Урок комплексного применения знаний и умений. | Проектор, компьютер. Учебник «География» 5 класс. |
8.17 | Глобус – модель Земли. | 17 неделя | Изучение глобуса, отработка умений находить нужную информацию на глобусе. | Овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения. | Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. | Урок усвоения новых знаний. | Глобус. Учебник «География» 5 класс. |
9.18 | Географическая широта. | 18 неделя | Отработка умений работы с географическими инструментами для решения познавательных задач. | Формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования. | Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. | Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде. | Урок комплексного применения знаний и умений. | Географические карты, атлас, учебник «География» 5 класс |
10.19 | Географическая долгота. | 19 неделя | Отработка умений работы с географическими инструментами для решения познавательных задач. | Формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования. | Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. | Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде. | Урок комплексного применения знаний и умений. | Географические карты, атлас, учебник «География» 5 класс |
11.20 | Определение расстояний и высот по глобусу. | 20 неделя | Работа с глобусом для решения практических задач. | Овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров. | Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. | Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде. | Урок комплексного применения знаний и умений. | Глобус. |
12.21 | Географическая карта. | 21 неделя | Изучение правил работы с географическим картами. | Овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения. | Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. | Урок усвоения новых знаний. | Географические карты, атлас, учебник «География» 5 класс |
13.22 | Географические карты и навигация в жизни человека. | 22 неделя | Создание игры "Картографическое домино" | Овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения. | Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. | Урок комплексного применения знаний и умений. | Географические карты, атлас, учебник «География» 5 класс |
Земля – планета Солнечной системы (3 часа) | ||||||||
1.23 | Земля среди других планет Солнечной системы. | 23 неделя | Измерять «земные окружности» (экватор, два противоположных меридиана) по глобусу, чтобы убедиться в | Формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах. | Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. | Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. | Урок комплексного применения знаний и умений. | Глобус. Компьютер, проектор. |
2.24 | Движение Земли. | 24 неделя | Составлять рассказ по плану о четырёх особых положениях Земли | Формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды. | Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы. | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. | Урок усвоения новых знаний. | Учебник «География» 5 класс. Атлас. |
3.25 | Пояса освещенности. | 25 неделя | Работа с текстом учебника, наглядными материалами. | Формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды. | Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. | Урок усвоения новых знаний. | Учебник «География» 5 класс. Атлас. |
Оболочки Земли (10 часов) | ||||||||
1.26 | Внутреннее строение Земли. | 26 неделя | Создавать модели литосферных плит. | Формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей. | Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. | Урок комплексного применения знаний и умений. | Компьютер, проектор. Атлас. Учебник «География» 5 класс. |
2.27 | Строение земной коры. | 27 неделя | Работать с конструктором литосферных плит | Формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём. | Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. | Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. | Урок усвоения новых знаний. | Компьютер, проектор. Атлас. Учебник «География» 5 класс. |
3.28 | Вулканы. Землетрясения. | 28 неделя | Обозначать на схеме действующие вулканы. | Формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования. | Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. | Урок комплексного применения знаний и умений. | Географическая карта «Строение земной коры», атлас, контурные карты. |
4.29 | Из чего состоит земная кора. | 29 неделя | Начать создавать коллекцию горных пород своей местности. | Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. | Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. | Урок усвоения новых знаний. | Компьютер, проектор. Атлас. Учебник «География» 5 класс. |
5.30 | Рельеф земной поверхности. | 30 неделя | Работать с топонимическим словарём. Определять происхождение названий географических объектов. | Формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования. | Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. | Урок усвоения новых знаний. | Физические карты, топонимический словарь. Атлас. Учебник «География» 5 класс. |
6.31 | Выветривание и перемещение горных пород. | 31 неделя | Работа с текстом учебника. Проведение опыта по выращиванию сталактита и сталагмита. | Формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах. | Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. | Формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях. | Урок усвоения новых знаний. | Учебник «География» 5 класс. Проектор, компьютер. |
7.32 | Горы суши. | 32 неделя | Работа с глобусом, физической картой и планом описания географического положения гор. Составление описания гор. | Формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования. | Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. | Урок комплексного применения знаний и умений. | Глобус, физическая карта мира. Учебник «География» 5 класс. |
8.33 | Равнины и плоскогорья суши. | 33 неделя | Работа с глобусом, физической картой и планом описания географического положения равнины. Составление описания равнины. | Формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования. | Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. | Урок комплексного применения знаний и умений. | Глобус, физическая карта мира. Учебник «География» 5 класс. |
9.34 | Рельеф дна Мирового океана. | 34 неделя | Просмотр видеофильма о рельефе дня Мирового океана. | Формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах. | Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. | Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстникам. | Урок усвоения новых знаний. | Компьютер, проектор. Учебник «География» 5 класс. Атлас. |
10.35 | Обобщающее повторение. | 35 неделя | Работа в парах, группах для решения учебных задач. | Формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде. | Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. | Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. | Урок обобщающего контроля. | Компьютер, проектор, глобус, географические карты, атлас. |