Календарно-тематическое планирование по курсу «Социально-бытовая ориентировка» (9 класс)
Календарно-тематическое планирование по курсу «Социально-бытовая ориентировка» 9 класс
№ | Тема урока | Кол-во часов | Требования к уровню подготовки обучающихся, воспитанников | Словарь | Элементы содержания | Дата |
1 четверть – 15 часов | ||||||
Одежда и обувь – 7 часов | ||||||
1. | Мода, вкус. | 1 | Учащийся должен знать: - размеры своей одежды и обуви; - гарантийные сроки носки; - правила возврата; - способы обновления - средства выведения пятен в домашних условиях; - общие правила выведения чернильных, жирных и фруктовых пятен, пятен от молока, мороженого, шоколада, кофе, крови, масляных красок, следов горячего утюга и др.; - санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при работе со средствами выведения пятен; - правила стирки изделий из тюля, трикотажа. Учащийся должен уметь: - пользоваться журналом мод; -подбирать одежду и обувь в соответствии с индивидуальными особенностями. - рационально выбирать товары, учитывая их назначение и собственные возможности; - выводить пятна на одежде разными средствами; - стирать изделия из тюля и трикотажа. | Словарные слова: гарантийный срок, детали одежды, мода, обновление одежды, пятновыво-дитель, рассрочка, стиль одежды, товарный чек, ярлык. | -о стиле одежды и моде; о средствах выражения индивидуальности -определение собственных размеров одежды и обуви; - экскурсия в специализированные магазины: нахождение нужного отдела с размерами, соответствующими ученику; - выведение пятен в домашних условиях, со строжайшим соблюдением безопасности. | 05.09. |
2. | Стили одежды. | 1 | 09.09. | |||
3. | Выбор одежды и обуви в соответствии с назначением. | 1 | 12.09. | |||
16.09. | ||||||
4. | Определение размера одежды. | 1 | ||||
5. | Определение размера обуви. | 1 | 19.09. | |||
6. | Уход за одеждой. Выведение пятен с одежды. | 1 | 23.09. | |||
7. | Техника безопасности при выведении пятен. | 1 | 26.09. | |||
Питание –15 часов | ||||||
8. | Диетическое питание. | 1 | Учащийся должен знать: значение диетического питания; особенности и важности правильного питания детей ясельного возраста; названия и рецепты 1-2 национальных блюд. Учащийся должен уметь: составить меню диетического питания на день; приготовить 1-2 диетическое блюдо; составить меню на день для ребенка ясельного возраста и приготовить соответственно его блюда; приготовить одно национальное блюдо, составить меню праздничного стола; выполнить сервировку праздничного стола. | Словарные слова: авитаминоз, аппетит, диета, диетическое питание, микроорга-низмы, националь-ные блюда, рациональное питание, сервировка. | - запись рецепта наиболее характерного национального блюда; составление меню на день, неделю для ребенка ясельного возраста; составление меню праздничного стола и сервировка его; подбор рецептов диетического питания. | 30.09. |
9. | Диеты. | 1 | 03.10. | |||
10. | Подбор рецептов диетического питания. | 1 | 07.10. | |||
11. | Составление меню диетического питания на неделю, на месяц. | 1 | 10.10. | |||
12. | Питание детей ясельного возраста. | | 14.10. | |||
13. | Составление меню на день для ребенка ясельного возраста. | | 17.10. | |||
14. | Составление меню на неделю для ребенка ясельного возраста. | | 21.10. | |||
15. | Национальные блюда. | | 24.10. | |||
2четверть – 23 часа | ||||||
16. | Традиционные русские блюда. | 1 |
| | | 06.11. |
17. | Сервировка обеденного стола. | 1 | 07.11. | |||
18. | Составление меню праздничного стола. | 1 | 11.11. | |||
19. | Консервирование. Подготовка плодов и овощей. | 1 | 13.11. | |||
20. | Способы консервирования со стерилизацией. | 1 | 14.11. | |||
21. | Способы заготовки огурцов и помидоров. | 1 | 18.11. | |||
22. | Повторение. | 1 | 20.11. | |||
Семья –6 часов | ||||||
23. | Российская семья. | 1 | Учащийся должен знать: основные виды семейных отношений, семейные традиции; обязанности, связанные с заботой о детях Учащийся должен уметь: анализировать различные семейные ситуации и давать им правильную оценку, выполнять морально этические нормы взаимоотношения в семье (отношение к родителям, дедушкам, бабушкам); оказать внимание, поддержку, посильную помощь нуждающемуся члену семьи; активно включаться в организацию досуга и отдыха в семье; поддерживать и укреплять семейные традиции; выполнять обязанности, связанные с заботой о детях. | Словарные слова: взаимопонимание, взаимопомощь, благополучная семья, родители, любовь, микроклимат, семейный праздник, семейная традиция, сопереживание сострадание, уважение | о порядке и условиях заключения и расторжения брака; об основах семейных отношений, семейных традиций; о морально-этических нормах взаимоотношений в семье; о распределении хозяйственно-бытовых обязанностей между членами семьи; о вскармливании ребенка первого года жизни, об уходе за детскими бутылочками; | 21.11. |
24. | Условия создания семьи. Основные семейные отношения. | 1 | 25.11. | |||
25. | Распределение обязанностей по ведению хозяйства, бюджета. | 1 | 27.11. | |||
26. | Вскармливание ребенка первого года жизни. | 1 | 28.11. | |||
27. | Уход за детскими бутылочками. Первая каша. | 1 | 02.12. | |||
28. | Семейные традиции. | 1 | 04.12. | |||
Культура поведения –4 часа | ||||||
29. | Адекватность поведения в обществе. | 1 | Учащийся должен знать: Требования культуры поведения, нормы морали и этики в современном обществе; правила поведения с соседями по коммунальной квартире и площадке; правила приема гостей (правила хозяев при встрече, расставании, во время визита). Учащийся должен уметь: встречать гостей, вежливо вести себя во время приема их; анализировать поступки людей и давать им правильную оценку. | Словарные слова: культура поведения, культура общения, этикет | Анализировать различные ситуации в поведении и давать им правильную оценку; Выполнять морально-этические нормы взаимоотношений с близкими людьми, малознакомыми и незнакомыми; оказать внимание, поддержку, посильную помощь нуждающемуся. | 05.12. |
30. | Анализ и оценка поступков людей. | 1 | 09.12. | |||
31. | Правила приема гостей. | 1 | 11.12. | |||
32. | Правила хорошего тона в обращении с друзьями, знакомыми. | 1 | 12.12. | |||
Жилище –6 часов | ||||||
33. | Мебель в доме, рациональная расстановка. | 1 | Учащийся должен знать: правила расстановки мебели в квартире (с учетом размера, особенностей площади, на значения комнат, наличия мебели); требования к подбору занавесей, светильников и других деталей интерьера; правила сохранения жилищного фонда. Учащийся должен уметь: расставлять мебель в квартире (на макете); подбирать детали интерьера; подсчитывать расходы на косметический ремонт; | Словарные слова: бра, жилищный фонд, интерьер, занавески, косметический ремонт, обои, рациональная расстановка, уют, шторы, косметический ремонт. | Упражнение в рациональной расстановке мебели, подборе деталей интерьера, в расчете расходов на косметический ремонт. | 16.12. |
34. | Интерьер в доме. | 1 | 18.12. | |||
35. | Сохранение жилищного фонда. | 1 | 19.12. | |||
36. | Косметический ремонт. | 1 | 23.12. | |||
37. | Подсчет расходов на косметический ремонт. | 1 | 25.12. | |||
38. | Повторение. | 1 | 26.12. | |||
3четверть – 19 часов | ||||||
Транспорт –3 часа | ||||||
39. | Транспорт. Виды транспорта. | 1 | Учащийся должен знать: основные маршруты ориентироваться в расписании; определять маршрут и выбирать транспортные средства; выполнять правила безопасности во время полета и правила поведения в аэропорту. | Словарные слова: авиатранспорт аэровокзал, аэропорт, бизнес-класс, бронь, заказ, маршрут, трап, рейс, салон, стюардесса, эконом-класс | О назначении авиатранспорта. Выбрать пункт назначения. Определить номер рейса самолета, стоимость билета. Рассчитать средства с учетом дополнительных затрат от аэропорта до города. | 09.01 |
40. | Авиатранспорт, его назначение. Аэровокзал, основные службы, маршруты, порядок приобретения билетов, стоимость. | 1 | 13.01. | |||
41. | Практическая работа: выбор пункта назначения, определение номера рейса самолета, стоимость билета. | 1 | 16.01. | |||
Торговля –4 часа | ||||||
42. | Значение ярмарок. Типы ярмарок:международные, межрегиональные, междугородние, межрайонные, сельские. | 1 | Учащийся должен знать: отделы рынка; цены на отдельные товары; виды ярмарок; отличия ярмарки от рынка, магазина; время и место проведения ярмарок; цены ярмарочных товаров их отличие от рыночных и магазинных. Учащийся должен уметь: выбирать покупки в соответствии со своими потребностями и возможностями; вежливо обращаться к продавцу; подсчитывать стоимость покупок. | Словарные слова: регион, фирма, частный предприниматель, ярмарка, ярмарка-выставка, ярмарка образцов, ярмарка-привоз. | -о назначении ярмарки, рынка, их отличия от магазина комиссионной торговли, скупки, уцененной торговли. Участие в школьной ярмарке; посещение отделов магазина - распродажи товаров по сниженным ценам. | 20.01. |
43. | Практическая работа, просмотр фрагмента кинофильма "Сорочинская ярмарка". | 1 | 23.01. | |||
44. | Рынок. Виды рынков. | 1 | 27.01. | |||
45. | Магазины уцененной торговли, комиссионные магазины. Скупка. | 1 | 30.01. | |||
Средства связи -3 часа | ||||||
46. | Средства связи. Виды денежных переводов. Порядок отправления , стоимость. | 1 | Учащийся должен знать: современные виды связи (сотовая, компьютерная, факс, скайп, ватсап, автоответчик, интернет), их значимость, необходимость; виды денежных переводов, их стоимость; стоимость услуг по каждому виду связи. Учащийся должен уметь: заполнить почтовый и телеграфный перевод; подсчитать стоимость денежных отправлений; оформить квитанции по оплате телефонных услуг. | Словарные слова: автоматический определитель номера, телефон с АОН, автоответчик, денежный перевод, компьютерная связь, скайп, васап, сотовая связь, факс | -современные виды связи; -виды денежных переводов, их стоимость; -заполнение бланков на отправление денежного перевода, почтового и телеграфного. | 03.02. |
47. | Особенности каждого вида связи, их значимость. стоимость услуг. | 1 | 06.02. | |||
48. | Практическая работа: выбор вида связи в зависимости от необходимости и финансовых возможностей. | 1 | 10.02. | |||
Медицинская помощь -8 часов | ||||||
49. | Инфекционные заболевания и меры по их предупреждению. | 1 | Учащийся должен знать: способы распространения инфекционных заболеваний, в том числе и кишечных; меры по предупреждению инфекционных заболеваний; правила и приемы ухода за больным; условие освобождения от работы: по болезни или для ухода за больным. Учащийся должен уметь: строго соблюдать личную гигиену, предупреждать инфекционные заболевания; строго выполнять правила ухода за больным: измерять температуру, умывать, переодевать, кормить больного (взрослого, ребенка); | Словарные слова: амбулаторное лечение, воздушно-капельный путь передачи инфекции, дезинфекция, изолятор, контактный путь передачи инфекции, лист нетрудоспособности | Сюжетная игра- больной в доме. Уход за ним: измерение температуры и запись, чтение инструкции показаний и применения лекарства, составление графика приема; организация столика у постели больного. | 13.02. |
50. | Профилактические меры по предупреждению инфекционных заболеваний. | 1 | 17.02. | |||
51. | Уход за больным. | 1 | 20.03. | |||
52. | Практическая работа: Сюжетная игра-больной в доме. | 1 | 27.03. | |||
53. | Уход за больным. Применение лекарств. | 1 | 02.03. | |||
54. | Практическая работа: чтение инструкции к показанию и применению лекарства, составление графика приема. | 1 | 05.03. | |||
55. | Документы, подтверждающие нетрудоспособность. | 1 | 12.03. | |||
56. | Условие освобождения от работы: по болезни, для ухода за больным. | 1 | | | | 16.03. |
Учреждения, организации и предприятия -4 часа | ||||||
57. | Предприятия бытового обслуживания. | 1 | | | | 19.03. |
4 четверть – 15 часов | ||||||
58. | Виды оказываемых услуг. Профессии работников предприятия. | 1 | Учащийся должен знать: местонахождения предприятия бытового обслуживания населения; какие виды услуг оно оказывает; правила пользования услугами; стоимость обслуживания; профессии работников этого предприятия. Учащийся должен уметь: обращаться с вопросами и просьбами к работникам предприятий бытового обслуживания. | Словарные слова: бытовое обслуживание, остекление, прокат, ремонт, услуги | Экскурсия на ближайшее предприятие бытового обслуживания населения для ознакомления с их деятельностью. | |
| ||||||
59, 60 | Экскурсия на предприятие бытового обслуживания. Тест. | 2 | | |||
Экономика домашнего хозяйства – 4 часа | ||||||
61. | Экономия в домашнем хозяйстве. | 1 | Учащийся должен знать: -правила экономии (учёт реальных возможностей, контроль расходов, перелицовка и реставрация вещей, экономия электроэнергии и т.д.); -виды и цели сбережений; -порядок помещения денег в банк; -виды кредита, порядок его оформления; -виды страхования. Учащийся должен уметь: -планировать и подсчитывать расходы на культурные и текущие потребности; -соблюдать правила экономии; | Словарь: банк, вклад, экономия, расход, доход. | упражнения в подсчёте расходов на удовлетворение культурных потребностей и некоторые текущие расходы (билеты в кино, театры, проезд, предметы личной гигиены, ремонт обуви и одежды); -упражнения в расчетах рационального ведения домашнего хозяйства. | |
62. | Сбережения. Назначение сбережений. Хранение денег в банке. Виды вкладов. | 1 | | |||
63. | Кредит. Государственное страхование. | 1 | | |||
64. | Упражнения в расчетах рационального ведения домашнего хозяйства. | 1 | | |||
Трудоустройство – 4 часа | ||||||
65. | Выбор профессии. Профессионально-жизненная перспектива. | 1 | Учащийся должен знать: учреждения и отделы по трудоустройству; местонахождения и названия предприятий, где требуются рабочие по специальностям, изучаемым в школе; виды документов, необходимых для поступления на работу; правила перехода с одной работы на другую; перечень основных деловых бумаг и требования к их написанию. Учащийся должен уметь: обращаться в отделы кадров учреждений для устройства на работу; написать заявление о принятии на работу, о переходе, с одной работы на другую, о предоставлении очередного отпуска и другого содержания, автобиографию; заполнить анкету; составить заявки на материалы, инструменты; написать расписку, докладную записку. | Словарные слова: автобиография, анкета, военный билет, деловые бумаги, докладная записка, заявка, заявление, паспорт, расписка, трудовая книжка | -отвечают ли личностные данные требованиям выбранной профессии; -учреждения и отделы по трудоустройству; -составление деловых бумаг: заявления, автобиографии, заполнение анкеты, заявки на материалы, инструменты, расписки, докладной записки. | |
66. | Составление деловых бумаг: автобиография, заявка, расписка, докладной записки. | 1 | | |||
67. | Определение качеств личности необходимых для выбранной профессии. | 1 | | |||
68. | Итоговый урок. Тест. | 1 | | |||
Резервные часы - 2 | ||||||
Итого – 70 часов. |