Календарно-тематическое планирование по курсу «Социально-бытовая ориентировка» (9 класс)

0
0
Материал опубликован 20 April 2020

Календарно-тематическое планирование по курсу «Социально-бытовая ориентировка» 9 класс

Тема урока

Кол-во часов

Требования к уровню подготовки обучающихся, воспитанников

Словарь

Элементы содержания


Дата

1 четверть – 15 часов

Одежда и обувь – 7 часов

1.

Мода, вкус.

1


Учащийся должен знать:

- размеры своей одеж­ды и обуви;

- гарантийные сроки носки;

- правила возврата;

- способы обновления
одежды с помощью
мелких деталей;

- средства выведения пятен в домашних ус­ловиях;

- общие правила выве­дения чернильных, жирных и фруктовых пятен, пятен от молока, мороженого, шоколада, кофе, крови, масляных красок, следов горячего утюга и др.;

- санитарно-гигиени­ческие требования и пра­вила техники безопасно­сти при работе со сред­ствами выведения пятен;

- правила стирки изде­лий из тюля, трикотажа.

Учащийся должен уметь:

- пользоваться журналом мод;

-подбирать одежду и обувь в соответствии с индивидуальными особенностями.

- рационально выбирать товары, учитывая их назначение и собственные возможности;

- выводить пятна на одежде разными средствами;

- стирать изделия из тюля и трикотажа.







Словарные слова: гарантийный срок, детали одежды, мода, обновление одежды, пятновыво-дитель, рассрочка, стиль одежды, товарный чек, ярлык.


-о стиле одежды и моде; о средствах выражения индивидуальности

-определение собственных размеров одежды и обуви;

- экскурсия в специализированные магазины: нахождение нужного отдела с размерами, соответствующими ученику;

- выведение пятен в домашних условиях, со строжайшим соблюдением безопасности.

05.09.

2.

Стили одежды.

1

09.09.

3.

Выбор одежды и обуви в соответствии с назначением.

1

12.09.

16.09.

4.

Определение размера одежды.

1

5.

Определение размера обуви.

1

19.09.

6.

Уход за одеждой. Выведение пятен с одежды.

1

23.09.

7.

Техника безопасности при выведении пятен.


1

26.09.

Питание –15 часов

8.

Диетическое питание.


1



Учащийся должен знать:

значение диетического питания;

особенности и важности правильного питания детей ясельного возраста;

названия и рецепты 1-2 национальных блюд.

Учащийся должен уметь:

составить меню диетического питания на день; приготовить 1-2 диетическое блюдо;

составить меню на день для ребенка ясельного возраста и приготовить соответственно его блюда;

приготовить одно национальное блюдо, составить меню праздничного стола;

выполнить сервировку праздничного стола.



Словарные слова: авитаминоз, аппетит, диета, диетическое питание, микроорга-низмы, националь-ные блюда, рациональное питание, сервировка.



- запись рецепта наиболее характерного национального блюда; составление меню на день, неделю для ребенка ясельного возраста;

составление меню праздничного стола и сервировка его; подбор рецептов диетического питания.



30.09.

9.

Диеты.


1

03.10.

10.

Подбор рецептов диетического питания.

1

07.10.

11.

Составление меню диетического питания на неделю, на месяц.


1

10.10.

12.

Питание детей ясельного возраста.


14.10.

13.

Составление меню на день для ребенка ясельного возраста.


17.10.

14.

Составление меню на неделю для ребенка ясельного возраста.


21.10.

15.

Национальные блюда.


24.10.

2четверть – 23 часа

16.

Традиционные русские блюда.

1



06.11.

17.

Сервировка обеденного стола.

1

07.11.

18.

Составление меню праздничного стола.

1

11.11.


19.

Консервирование. Подготовка плодов и овощей.

1

13.11.

20.

Способы консервирования со стерилизацией.

1

14.11.

21.

Способы заготовки огурцов и помидоров.

1

18.11.

22.

Повторение.


1

20.11.

Семья –6 часов

23.

Российская семья.

1

Учащийся должен знать:

основные виды семейных отношений,

семейные традиции;

обязанности, связанные с заботой о детях

Учащийся должен уметь:

анализировать различные семейные ситуации и давать им правильную оценку,

выполнять морально этические нормы

взаимоотношения в семье (отношение к родителям, дедушкам, бабушкам);

оказать внимание,

поддержку, посильную

помощь нуждающемуся члену семьи;

активно включаться в организацию досуга и отдыха в семье;

поддерживать и укреплять семейные традиции;

выполнять обязанности, связанные с заботой о детях.


Словарные слова: взаимопонимание, взаимопомощь, благополучная семья, родители, любовь, микроклимат, семейный праздник, семейная традиция, сопереживание сострадание, уважение

о порядке и условиях заключения и расторжения брака; об основах семейных отношений, семейных традиций; о морально-этических нормах взаимоотношений в семье; о распределении хозяйственно-бытовых обязанностей между членами семьи;

о вскармливании ребенка первого года жизни, об уходе за детскими бутылочками;

21.11.

24.

Условия создания семьи. Основные семейные отношения.

1

25.11.

25.

Распределение обязанностей по ведению хозяйства, бюджета.

1

27.11.

26.

Вскармливание ребенка первого года жизни.

1

28.11.

27.

Уход за детскими бутылочками. Первая каша.

1

02.12.

28.

Семейные традиции.

1

04.12.

Культура поведения –4 часа

29.

Адекватность поведения в обществе.

1


Учащийся должен знать:

Требования культуры поведения, нормы морали и этики в современном обществе; правила поведения с соседями по коммунальной квартире и площадке;

правила приема гостей (правила хозяев при встрече, рас­ставании, во время ви­зита).

Учащийся должен уметь:

встречать гостей, вежливо вести себя во время приема их; анализировать по­ступки людей и давать им правильную оценку.







Словарные слова: культура поведения, культура общения, этикет



Анализировать различные ситуации в поведении и давать им правильную оценку;

Выполнять морально-этические нормы взаимоотношений с близкими людьми, малознакомыми и незнакомыми; оказать внимание, поддержку, посильную помощь нуждающемуся.






05.12.

30.

Анализ и оценка поступков людей.

1

09.12.

31.

Правила приема гостей.

1

11.12.

32.

Правила хорошего тона в обращении с друзьями, знакомыми.




1

12.12.

Жилище –6 часов

33.

Мебель в доме, рациональная расстановка.

1

Учащийся должен знать:

правила расстановки мебели в квартире (с учетом размера, осо­бенностей площади, на­ значения комнат, нали­чия мебели);

требования к подбо­ру занавесей, светиль­ников и других деталей интерьера;

правила сохранения жилищного фонда.

Учащийся должен уметь:

расставлять мебель в квартире (на макете);

подбирать детали интерьера;

подсчитывать расходы на косметический ремонт;

Словарные слова: бра, жилищный фонд, интерьер, занавески, косметический ремонт, обои, рациональная расстановка, уют, шторы, косметический ремонт.

Упражнение в рацио­нальной расстановке мебели, подборе дета­лей интерьера, в расчете расходов на косметический ремонт.

16.12.

34.

Интерьер в доме.

1

18.12.

35.

Сохранение жилищного фонда.


1

19.12.

36.

Косметический ремонт.

1

23.12.

37.

Подсчет расходов на косметический ремонт.

1

25.12.

38.

Повторение.

1

26.12.

3четверть – 19 часов

Транспорт –3 часа

39.

Транспорт. Виды транспорта.

1

Учащийся должен знать:

основные маршруты
самолетов; службы аэровокзала; стоимость проезда; порядок приобретения и возврата билета; правила посадки в са­молет. Учащийся должен
уметь:

ориентироваться в расписании;

определять маршрут и выбирать транспортные средства;

выполнять правила безопасности во время полета и правила поведения в аэропорту.

Словарные слова: авиатранспорт аэровокзал, аэропорт, бизнес-класс, бронь, заказ, маршрут, трап, рейс, салон, стюардесса, эконом-класс

О назначении авиатранспорта. Выбрать пункт назначе­ния. Определить номер рейса самолета, сто­имость билета. Рас­считать средства с учетом дополнительных затрат от аэропорта до города.

09.01

40.

Авиатранспорт, его назначение. Аэровокзал, основные службы, маршруты, порядок приобретения билетов, стоимость.



1

13.01.

41.

Практическая работа: выбор пункта назначения, определение номера рейса самолета, стоимость билета.







1

16.01.

Торговля –4 часа

42.

Значение ярмарок. Типы ярмарок:международные, межрегиональные, междугородние, межрайонные, сельские.


1


Учащийся должен знать:

отделы рынка; цены на отдельные товары; виды ярмарок; отличия ярмарки от рынка, магазина; время и место проведения ярмарок; цены ярмарочных товаров их отличие от рыночных и магазинных.

Учащийся должен уметь:

выбирать покупки в соответствии со своими потребностями и возможностями; вежливо обращаться к продавцу; подсчитывать стоимость покупок.

Словарные слова: регион, фирма, частный предприниматель, ярмарка, ярмарка-выставка, ярмарка образцов, ярмарка-привоз.


-о назначении ярмарки, рынка, их отличия от магазина комиссионной торговли, скупки, уцененной торговли. Участие в школьной ярмарке;

посещение отделов ма­газина - распродажи то­варов по сниженным ценам.

20.01.

43.

Практическая работа, просмотр фрагмента кинофильма "Сорочинская ярмарка".


1

23.01.


44.

Рынок. Виды рынков.

1

27.01.

45.

Магазины уцененной торговли, комиссионные магазины. Скупка.

1

30.01.

Средства связи -3 часа

46.

Средства связи. Виды денежных переводов. Порядок отправления , стоимость.

1

Учащийся должен знать:

современные виды связи (сотовая, компьютерная, факс, скайп, ватсап, автоответчик, интернет), их значимость, необходимость;

виды денежных переводов, их стоимость;

стоимость услуг по каждому виду связи.

Учащийся должен уметь:

заполнить почтовый и телеграфный перевод;

подсчитать стоимость денежных от­правлений; оформить квитанции по оплате те­лефонных услуг.



Словарные слова: автоматический определитель номера, телефон с АОН, автоответчик, денежный перевод, компьютерная связь, скайп, васап, сотовая связь, факс

-современные виды связи;

-виды денежных переводов, их стоимость;

-заполнение бланков на отправление денежного перевода, почтового и телеграфного.

03.02.

47.

Особенности каждого вида связи, их значимость. стоимость услуг.

1

06.02.

48.

Практическая работа: выбор вида связи в зависимости от необходимости и финансовых возможностей.








1

10.02.

Медицинская помощь -8 часов

49.

Инфекционные заболевания и меры по их предупреждению.

1


Учащийся должен знать:

способы распространения инфекци­онных заболеваний, в том числе и ки­шечных;

меры по предупреждению инфекци­онных заболеваний; правила и приемы ухода за больным;

условие освобождения от работы: по болезни или для ухода за больным.

Учащийся должен уметь:

строго соблюдать личную гигиену, предупреждать инфекционные заболевания;

строго выполнять правила ухода за больным: измерять температуру, умы­вать, переодевать, кормить больного (взрослого, ребенка);






Словарные слова: амбулаторное лечение, воздушно-капельный путь передачи инфекции, дезинфекция, изолятор, контактный путь передачи инфекции, лист нетрудоспособности


Сюжетная игра- больной в доме. Уход за ним: измерение температуры и запись, чтение инструкции показа­ний и применения лекарства, составле­ние графика приема; организация столи­ка у постели больного.

13.02.

50.

Профилактические меры по предупреждению инфекционных заболеваний.

1

17.02.

51.

Уход за больным.

1

20.03.

52.

Практическая работа: Сюжетная игра-больной в доме.

1

27.03.

53.

Уход за больным. Применение лекарств.

1

02.03.

54.

Практическая работа: чтение инструкции к показанию и применению лекарства, составление графика приема.

1

05.03.

55.

Документы, подтверждающие нетрудоспособность.

1

12.03.

56.

Условие освобождения от работы: по болезни, для ухода за больным.

1








16.03.

Учреждения, организации и предприятия -4 часа

57.

Предприятия бытового обслуживания.

1




19.03.

4 четверть – 15 часов

58.

Виды оказываемых услуг. Профессии работников предприятия.

1

Учащийся должен знать:

местонахождения предприятия бы­тового обслуживания населения;

какие виды услуг оно оказывает;

правила пользования услугами;

стоимость обслуживания;

профессии работников этого пред­приятия.

Учащийся должен уметь:

обращаться с вопросами и просьба­ми к работникам предприятий бытово­го обслуживания.

Словарные слова: бытовое обслуживание, остекление, прокат, ремонт, услуги


Экскурсия на ближайшее предприя­тие бытового обслуживания населения для ознакомления с их деятельностью.








59, 60

Экскурсия на предприятие бытового обслуживания. Тест.


2


Экономика домашнего хозяйства – 4 часа

61.

Экономия в домашнем хозяйстве.

1


Учащийся должен знать:

-правила экономии (учёт реальных возможностей, контроль расходов, перелицовка и реставрация вещей, экономия электроэнергии и т.д.);

-виды и цели сбережений;

-порядок помещения денег в банк;

-виды кредита, порядок его оформления;

-виды страхования.

Учащийся должен уметь:

-планировать и подсчитывать расходы на культурные и текущие потребности;

-соблюдать правила экономии;








Словарь: банк, вклад, экономия, расход, доход.




упражнения в подсчёте расходов

на удовлетворение культурных потребностей и некоторые текущие расходы (билеты в кино, театры, проезд, предметы личной гигиены, ремонт обуви и одежды);

-упражнения в расчетах рационального ведения домашнего хозяйства.




62.

Сбережения. Назначение сбережений. Хранение денег в банке. Виды вкладов.


1


63.

Кредит. Государственное страхование.


1


64.

Упражнения в расчетах рационального ведения домашнего хозяйства.



1


Трудоустройство – 4 часа

65.

Выбор профессии. Профессионально-жизненная перспектива.


1


Учащийся должен знать:

учреждения и отделы по трудоустройству;

местонахождения и названия предприятий, где требуются рабочие по специ­альностям, изучаемым в школе; виды документов, необходимых для поступления на работу;

правила перехода с одной работы на другую;

перечень основных деловых бумаг и требования к их написанию.

Учащийся должен уметь:

обращаться в отделы кадров учреждений для устройства на работу; написать заявление о принятии на работу, о переходе, с одной работы на дру­гую, о предоставлении очередного отпуска и другого содержания, автобиографию; заполнить анкету; составить заявки на материалы, инструменты;

написать расписку, докладную записку.


Словарные слова: автобиография, анкета, военный билет, деловые бумаги, докладная записка, заявка, заявление, паспорт, расписка, трудовая книжка



-отвечают ли личностные данные требованиям выбранной профессии;

-учреждения и отделы по трудоустройству;

-составление деловых бумаг: заявления, автобиографии, заполнение анкеты, заявки на материалы, инструмен­ты, расписки, докладной записки.


66.

Составление деловых бумаг: автобиография, заявка, расписка, докладной записки.


1


67.

Определение качеств личности необходимых для выбранной профессии.


1


68.

Итоговый урок. Тест.



1


Резервные часы - 2

Итого – 70 часов.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.