Календарно-тематическое планирование по окружающему миру (1–4 классы)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
МБОУ «СОШ № 2 с.Серноводское»
Сунженского муниципального района
РАССМОТРЕНО на заседании МО нач.кл. ________С.М.Бахарчиева Протокол № 1 от ___.08.2019 г | СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР _____________ К.Г.Умаханова ___.08.2019 г | УТВЕРЖДАЮ И.о. директора __________К.Г.Умаханова Приказ № ______ от ___.09.2019 г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Класс: 1-4
УМК:«Школа России»
Авторы учебников | |
1 класс | Плешаков А.А.Просвещение 2018 год |
2 класс | Плешаков А.А.Просвещение 2018 год |
3 класс | Плешаков А.А, Назаров З.Д. Просвещение 2018 год |
4 класс | Плешаков А.А, Крючкова Е.А. Просвещение 2018 год |
Разработчик Бахарчиева Седа Мусаевна
2019 – 2020 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу "Окружающий мир" для 1-4 классов составлена на основе Примерной программы начального общего образования и следующих
нормативных документов:
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 279-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт http://минобрнауки.рф/documents/336;
Приказ Минобрнауки РФ от 31.12.2015 г «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г № 1897» № 1577;
Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/115);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
Учебный план образовательного учреждения на 2019/2020 учебный год.
Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования по учебному предмету «Окружающий мир» является усвоение содержания предмета и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и основной образовательной программы начального общего образования.
Задачи учебного предмета:
- развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
- формирование личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве;
- воспитание экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств;
- формирование потребности участвовать в созидательной деятельности по умелому преобразованию природы и общественной жизни;
- формирование ориентаций и установок на активную заботу о природе родного края и места жительства, с учетом реальных возможностей и приобретенных знаний.
Вид и форма контроля: Фронтальный опрос. Индивидуальные задания. Коллективная работа. Индивидуальный опрос. Творческие задания. Проверочная работа.
Программа предмета «Окружающий мир» рассчитана на 4 года. Общее количество часов на уровень составляет 270 часов со следующим распределением по классам: 1 класс – 66 часов (33 учебные недели-по 2 часа в неделю), 2-4 класс - 68 часов (34 учебные недели-по 2 часа в неделю)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
1.ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
2.МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
3.ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
1 класс
Учащиеся научатся :
называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
объяснять, как люди помогают друг другу жить;
называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;
называть основные особенности каждого времени года.
оценивать правильность поведения людей в природе;
оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).
Учащиеся получат возможность научиться:
Ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы.
Наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества, страны.
Проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы, пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены.
Осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами.
2 класс
Учащиеся научатся:
связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли;
наблюдать за погодой и описывать её;
уметь определять стороны света по солнцу и по компасу;
пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части света, материки и океаны;
различать изученные группы растений и животных;
приводить примеры достопримечательностей родного края, Москвы, Санкт-Петербурга.
оценивать правильность поведения людей в природе;
уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле.
называть нашу планету, родную страну и ее столицу, регион, где живут учащиеся; родной город;
различать государственную символику России;
называть государственные праздники;
называть основные свойства воздуха. воды;
выделять общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
называть правила сохранения и укрепления своего здоровья;
соблюдать основные правила поведения в окружающей среде;
Ученик получит возможность научиться:
определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);
различные объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;
различать части растения, отображать их на рисунке (схеме);
приводить примеры представителей разных групп растений и животных, раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;
показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1-2 города);
описывать отдельные изученные события из истории Отечества;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
решать практические задачи с помощью наблюдений, сравнений, измерений;
ориентироваться на местности с помощью компаса;
уметь определять температуру воздуха. воды и тела человека с помощью термометра;
устанавливать связь между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
осуществлять уход за растениями и животными;
выполнять изученные правила охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
оценивать воздействие человека на природу, участвовать в ее охране;
удовлетворять познавательные интересы, осуществлять поиск дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.
3 класс
Учащиеся научатся:
приводить примеры тел и веществ, твёрдых тел, жидкостей и газов;
приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;
объяснять значение круговорота веществ в природе и жизни человека;
приводить примеры живых организмов
перечислять особенности хвойных и цветковых растений;
животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов.
называть основные свойства воздуха как газа, воды как жидкости и полезных ископаемых как твёрдых тел;
доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.
оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;
объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека;
применять знания о своём организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения и т.д.);
бъяснять, как человек использует свойства воздуха, воды, важнейших полезных ископаемых;
объяснять, в чём главное отличие человека от животных;
находить противоречия между природой и хозяйством человека, предлагать способы их устранения.
что такое тела, вещества, частицы;
компоненты неживой природы: воздух, вода, полезные ископаемые,
компоненты живой природы: человек, растения, животные, грибы, микробы
группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые, органы растений; растениеводство
группы животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери, некоторые их отличительные признаки; животноводство как составная часть сельского хозяйства;
основные виды ядовитых грибов и растений, произрастающих в нашей стране
некоторые взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри неживой природы, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);
взаимосвязи между природой и человеком: значение природы для человека, отрицательное влияние людей на природу, охрана природы; правила поведения в природе;
строение тела человека, его важнейшие органы и их функции; основы личной гигиены;
основные полезные ископаемые, добываемые в России, в т.ч. в Самарской области , и их назначение;
элементарные экономические понятия;
названия государств, граничащих с Россией и их главные достопримечательности
основных представителей флоры и фауны, занесенных в Красную книгу;
основные дорожные знаки и их назначение;
номера телефонов экстренных служб;
основные инфекционные заболевания: менингит, дизентерия, грипп, гепатит, туберкулез и др.
Ученик получит возможность научиться:
различать наиболее распространенные в Самарской области растения, животных;
устно описывать объекты природы;
объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
подготовить рассказ научного содержания на основе материалов учебника, а также отдельных дополнительных источников;
проводить самостоятельные наблюдения в природе; выполнять простейшие опыты;
оперировать с моделями, указанными в программе;
изготавливать кормушки двух-трех конструкций для птиц, развешивать кормушки, подкармливать птиц; выполнять другую посильную работу по охране природы;
выполнять правила поведения в природе, обосновывать их необходимость;
в простейшей форме пропагандировать знания об охране природы;
выполнять правила личной гигиены; оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи;
соблюдать правила пожарной безопасности;
соблюдать правила дорожного движения;
соблюдать правила безопасного поведения дома, во дворе, в лесу, на льду;
определить полезные ископаемые (в пределах программы) и устанавливать некоторые их свойства;
составлять простой рассказ о географическом положении, климатических условиях, флоре и фауне, отраслях экономики (по плану или опорным словам);
«читать карту»: находить и показывать объекты, предусмотренные программой;
участвовать в мероприятиях по охране природы на территории своего села;
использовать приобретенные знания и умения для обогащения жизненного опыта.
4 класс
Учащиеся научатся:
знать государственную символику и государственные праздники современной России; что такое Конституция; основные права ребенка
распознавать способы изображения Земли, ее поверхности: глобус, географическая карта;.
отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой;
объяснять, что такое общество, государство, история, демократия;
по году определять век, место события в прошлом;
отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР, современной России. Узнавать современные герб, флаг, гимн России, показывать на карте границы и столицу.
объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны.
по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции (переживания), какие у них черты характера;
отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества;
Ученик получит возможность научиться:
объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов.
объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;
замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.
распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать важнейшие полезные ископаемые своего края;
проводить наблюдения природных тел и явлений;
самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведческого и обществоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа;
применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации;
владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карты.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (270 часов)
ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА
Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена,, времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.
Вещество — это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.
Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.
Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).
Водные богатства, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водные богатства родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений). Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.
Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.
Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).
Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.
Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Грибы, их разнообразие, значение в природе и жизни людей; съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (на примере насекомых, рыб, птиц, зверей). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений).
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (природные условия, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).
Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Экологические проблемы и способы их решения. Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.
Всемирное наследие. Международная Красная книга. Международные экологические организации (2—3 примера). Международные экологические дни, их значение, участие детей в их проведении.
Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.
ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО
Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества.
Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого её члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.
Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.
Экономика, её составные части: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля. Товары и услуги. Роль денег в экономике. Государственный и семейный бюджет. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Простейшие экологические прогнозы. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества.
Природные богатства и труд людей — основа экономики. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.
Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта.
Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.
Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.
Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.
Россия на карте, государственная граница России.
Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.
Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России.
Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.
Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.
История Отечества. Счёт лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственных и культурных традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.
Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с несколькими странами: название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека.
ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОЙ ЖИЗНИ
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.
Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т. д.). Правила безопасности при контактах с незнакомыми людьми.
Правила безопасного поведения в природе. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование.
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.
1 КЛАСС (66 Ч)
Введение 1 ч.
Мир вокруг нас, его многообразие. Учимся задавать вопросы об окружающем мире. Наша школа. Дорога от школы до дома.
Раздел «Что и кто?» (20 ч)
Наша Родина — Россия. Природа, города, народы России (на примерах по выбору учителя). Знакомство с государственными символами России: флагом, гербом, гимном. Наш город (село) — часть большой страны.
Планета Земля, ее форма. Глобус — модель Земли. Суша и вода на Земле. Изображение нашей страны на глобусе.
Что можно увидеть на небе днем и ночью. Солнце, его форма. Облака, их состав. Красота и причудливость облаков. Луна и звезды. Созвездие Большая Медведица.
Что можно увидеть под ногами. Камни, их разнообразие (форма, размер, цвет) и красота. Гранит, кремень, известняк. Что растет на подоконнике и клумбе. Знакомство с отдельными представителями комнатных растений и растений цветника (по выбору учителя).
Что это за дерево. Распознавание деревьев своей местности по листьям. Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различение по общему виду, хвоинкам, шишкам.
Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян.
Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери. Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением.
Что окружает нас дома. Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода. Компьютер, его части и назначение. Обучение безопасному обращению с вещами, компьютером, домашними животными. Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы.
Раздел «Как, откуда и куда?» (12 ч)
Река и море. Куда текут реки. Пресная и соленая вода. Путь воды в наш дом. Канализация и очистные сооружения.
Роль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит электричество. Правила безопасного обращения с электроприборами.
Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лед.
Как живут растения и животные. Знакомство с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни организмов. Простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой. Птицы, прилетающие к кормушке. Забота о птицах зимой.
Как путешествует письмо. Откуда берутся хорошо известные детям продукты питания, например шоколад, изюм, мед и др. (по усмотрению учителя).
Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду. Как сделать Землю чище.
Раздел «Где и когда?» (11 ч)
Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года.
Холодные и жаркие районы Земли.
Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узнали об этом.
Представление о далеком прошлом Земли. Динозавры — удивительные животные прошлого. Как ученые изучают динозавров.
Одежда людей в прошлом и теперь.
История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного обращения с велосипедом.
Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать. Каким может быть окружающий мир в будущем. Зависит ли это от тебя.
Раздел «Почему и зачем?» (22 ч)
Солнце — ближайшая к Земле звезда. Форма и размеры звезд. Созвездие Льва. Луна — естественный спутник Земли. Почему на Луне не живут люди.
Почему идет дождь и дует ветер. Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека.
Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо. Как беречь уши.
Цвета радуги. Почему радуга разноцветная.
Объяснение названий растений и животных, например медуница, недотрога, жук-носорог и др. (по усмотрению учителя). Что эти названия рассказывают о своих хозяевах.
Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек.
Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть. Почему нужно чистить зубы и мыть руки.
Зачем мы спим ночью. Правила подготовки ко сну.
Зачем нужны автомобили. Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и теперь. Какими могут быть автомобили будущего.
Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего следования.
Назначение самолетов. Устройство самолета. Самолеты в прошлом и теперь.
Назначение судов. Устройство судна. Спасательные средства на корабле.
Зачем летают в космос. Искусственные спутники Земли, их назначение. Космические станции.
Экология — наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к своей планете. 22 апреля — День Земли.
Заключение (1ч)
Как мы находили ответы на свои вопросы. Роль наблюдений, опытов, книг и других источников информации в познании окружающего мира.
2 КЛАСС (68 Ч)
Раздел «Где мы живем» (4 ч)
Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета — Земля, страна — Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России.
Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные — все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома — это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.
Раздел «Природа» (20 ч)
Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце — источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.
Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.
Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.
Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды от загрязнения.
Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.
Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.
Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические связи между растениями и животными: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя).
Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.
Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.
Раздел «Жизнь города и села» (10 ч)
Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории.
Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.
Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля — составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотрению учителя).
Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).
Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.
Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).
Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя).
Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).
Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.
Раздел «Здоровье и безопасность» (9 ч)
Строение тела человека. Здоровье человека — его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.
Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.
Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.
Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.
Раздел «Общение» (7 ч)
Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.
Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.
Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).
Раздел «Путешествия» (16 ч)
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.
Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.
Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.
Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва — столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы.
Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя).
Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.
Раздел «Повторение» (2 ч)
3 КЛАСС (68 Ч)
Раздел «Как устроен мир» (7 ч)
Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии — царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.
Человек — часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение — ступеньки познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство — части общества. Человек — часть общества. Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология — наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.
Раздел «Эта удивительная природа» (19 ч)
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.
Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.
Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.
Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.
Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери
и др.).
Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.
Раздел «Мы и наше здоровье» (10 ч)
Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение
и гигиена.
Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.
Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.
Раздел «Наша безопасность» (8 ч)
Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.
Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.
Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме — источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза — опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.
Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
Раздел «Чему учит экономика» (12 ч)
Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.
Природные богатства — основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.
Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство — отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества в XXI веке.
Раздел «Путешествие по городам и странам» (12 ч)
Города Золотого кольца России — слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией,— наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.
Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).
Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека.
4 КЛАСС (68 Ч)
Раздел «Земля и человечество» (9 ч)
Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля — планета Солнечной системы. Луна — естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо — великая «книга» природы.
Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.
Миг глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.
Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды — задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.
Раздел « Природа России» (10 ч)
Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).
Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.
Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.
Раздел «Родной край — часть большой страны» (15 ч)
Наш край на карте Родины. Карта родного края.
Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края. •
Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.
Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.
Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.
Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.
Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.
Раздел «Страницы всемирной истории» (5 ч)
Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения — свидетельства прошлого. Средние века; о чем
рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.
Раздел «Страницы истории России» (20 ч)
Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.
Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь — страна городов. Киев — столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.
Наше Отечество в XIII—XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья — собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.
Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII—XV вв.
Наше Отечество в XVI — XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI—XVII вв.
Россия в XVIII в. Петр Первый — царь-преобразователь. Новая столица России — Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.
Россия в XIX — начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX - начале XX в.
Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй — последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20—30-е гг. Великая Отечественная война 1941 — 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы — всенародный праздник.
Наша страна в 1945 — 1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».
Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.
Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.
Раздел « Современная Россия» (9 ч)
Мы — граждане России. Конституция России — наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.
Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.
Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.
Многонациональный состав населения России.
Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.
Тематическое – планирование по окружающему миру в 1 классе
на 2019-2020 учебный год
№ | Название раздела | Количество часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Что и Кто? | 20 |
3 | Как, откуда и куда? | 12 |
4 | Где и когда? | 11 |
5 | Почему и зачем? | 22 |
Итого | 66 |
Тематическое – планирование по окружающему миру во 2 классе
на 2019-2020 учебный год
№ | Название раздела | Количество часов |
1 | «Где мы живём?» | 4 |
2 | «Природа» | 20 |
3 | «Жизнь города и села» | 10 |
4 | «Здоровье и безопасность» | 9 |
5 | Общение | 7 |
6 | «Путешествия» | 16 |
7 | Повторение | 2 |
Итого | 68 |
Тематическое – планирование по окружающему миру в 3 классе
на 2019-2020 учебный год
№ | Название раздела | Количество часов |
1 | Как устроен мир | 7 |
2 | Эта удивительная природа | 19 |
3 | Мы и наше здоровье | 10 |
4 | Наша безопасность | 8 |
5 | Чему учит экономика | 12 |
6 | Путешествия по городам и странам | 12 |
Итого | 68 |
Тематическое – планирование по окружающему миру в 4 классе
на 2019-2020 учебный год
№ | Название раздела | Количество часов |
1 | Земля и человечество | 9 |
2 | Природа России | 10 |
3 | Родной край- часть большой страны | 15 |
4 | Страницы всемирной истории | 5 |
5 | Страницы истории России | 20 |
6 | Современная Россия | 9 |
Итого | 68 |
Календарно – тематическое планирование по окружающему миру (1 класс)
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Примечание | Дата проведения | |
Дата план | Дата факт | ||||
Введение (1 час) | |||||
1 | Задавайте вопросы! | 1 | | | |
Что и Кто? (20 часов) | |||||
2 | Что такое Родина? | 1 | | | |
3 | Что мы знаем о народах России? | 1 | | | |
4 | Что мы знаем о Москве? | 1 | | | |
5 | Проект «Моя малая Родина». | 1 | | | |
6 | Что у нас над головой? | 1 | | | |
7 | Что у нас под ногами? Экскурсия. | 1 | | | |
8 | Что общего у разных растений? | 1 | | | |
9 | Что растёт на подоконнике? | 1 | | | |
10 | Что растёт на клумбе? Экскурсия. | 1 | | | |
11 | Что это за листья? Экскурсия. | 1 | | | |
12 | Что такое хвоинки? Экскурсия. | 1 | | | |
13 | Кто такие насекомые? | 1 | | | |
14 | Кто такие рыбы? | 1 | | | |
15 | Кто такие птицы? | 1 | | | |
16 | Кто такие звери? | 1 | | | |
17 | Что окружает нас дома? | 1 | | | |
18 | Что умеет компьютер? | 1 | | | |
19 | Что вокруг нас может быть опасным? | 1 | | | |
20 | На что похожа наша планета? | 1 | | | |
21 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?» | 1 | | | |
Как, откуда и куда? (12часов) | |||||
22 | Как живёт семья? Проект «Моя семья». | 1 | | | |
23 | Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? | 1 | | | |
24 | Откуда в наш дом приходит электричество? | 1 | | | |
25 | Как путешествует письмо? | 1 | | | |
26 | Куда текут реки? | 1 | | | |
27 | Откуда берутся снег и лёд? | 1 | | | |
28 | Как живут растения? | 1 | | | |
29 | Как живут животные? | 1 | | | |
30 | Как зимой помочь птицам? | 1 | | | |
31 | Откуда берётся и куда девается мусор? | 1 | | | |
32 | Откуда в снежках грязь? | 1 | | | |
33 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» Презентация проекта «Моя семья». | 1 | | | |
Где и когда? (11часов) | |||||
34 | Когда учиться интересно? | 1 | | | |
35 | Проект «Мой класс и моя школа». | 1 | | | |
36 | Когда придёт суббота? | 1 | | | |
37 | Когда наступит лето? | 1 | | | |
38 | Где живут белые медведи? | 1 | | | |
39 | Где живут слоны? | 1 | | | |
40 | Где зимуют птицы? | 1 | | | |
41 | Когда появилась одежда? | 1 | | | |
42 | Когда изобрели велосипед? | 1 | | | |
43 | Когда мы станем взрослыми? | 1 | | | |
44 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа» | 1 | | | |
Почему и зачем? (22часа) | |||||
45 | Почему Солнце светит днём, а звезды ночью? | 1 | | | |
46 | Почему Луна бывает разной? Моделирование формы Луны. | 1 | | | |
47 | Почему идет дождь и дует ветер? | 1 | | | |
48 | Почему звенит звонок? | 1 | | | |
49 | Почему радуга разноцветная? | 1 | | | |
50 | Почему мы любим кошек и собак? | 1 | | | |
51 | Проект «Мои домашние питомцы» | 1 | | | |
52 | Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? | 1 | | | |
53 | Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? | 1 | | | |
54 | Зачем мы спим ночью? | 1 | | | |
55 | Почему нужно есть много овощей и фруктов? | 1 | | | |
56 | Почему нужно чистить зубы и мыть руки? | 1 | | | |
57 | Зачем нам телефон и телевизор? Моделирование ситуации вызова экстренной помощи по телефону. | 1 | | | |
58 | Зачем нужны автомобили? | 1 | | | |
59 | Зачем нужны поезда? | 1 | | | |
60 | Зачем нужны корабли? | 1 | | | |
61 | Зачем строят самолеты? | 1 | | | |
62 | Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? | 1 | | | |
63 | Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безоп.? | 1 | | | |
64 | Зачем люди осваивают космос? | 1 | | | |
65 | Почему мы часто слышим слово «экология»? | 1 | | | |
66 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» Презентация проекта «Мои домашние питомцы». | 1 | | | |
Итого 66 часов |
Календарно – тематическое планирование по окружающему миру (2 класс)
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Примечание | Дата проведения | |
Дата план | Дата факт | ||||
«Где мы живём?» (4 часа) | |||||
1 | Родная страна. | 1 | | | |
2 | Город и село. Родное село. Проект №1 | 1 | | | |
3 | Природа и рукотворный мир. Где мы живём. | 1 | | | |
4 | Проверочная работа: «Где мы живём?» | 1 | | | |
«Природа» (20 часов) | |||||
5 | Неживая и живая природа. | 1 | | | |
6 | Явления природы | 1 | | | |
7 | Что такое погода? | 1 | | | |
8 | В гости к осени. | 1 | | | |
9 | Звёздное небо. | 1 | | | |
10 | Заглянем в кладовые Земли. | 1 | | | |
11 | Про воздух…) | 1 | | | |
12 | И про воду. | 1 | | | |
13 | Какие бывают животные | 1 | | | |
14 | Контрольная работа за 1 четверть | 1 | | | |
15 | Невидимые нити. Природа. | 1 | | | |
16 | Дикорастущие и культурные растения. | 1 | | | |
17 | Дикие и домашние животные. | 1 | | | |
18 | Комнатные растения | 1 | | | |
19 | Животные живого уголка. | 1 | | | |
20 | Про кошек и собак. | 1 | | | |
21 | Будь природе другом! Красная книга. | 1 | | | |
22 | Красная книга. Проект № 2 | 1 | | | |
23 | Природа. | 1 | | | |
24 | Проверочная работа: «Природа» | 1 | | | |
«Жизнь города и села» (10 часов) | |||||
25 | Что такое экономика. | 1 | | | |
26 | Из чего что сделано. | 1 | | | |
27 | Контрольная работа за 2 четверть. Как построить дом. | 1 | | | |
28 | Какой бывает транспорт | 1 | | | |
29 | Культура и образование | 1 | | | |
30 | Жизнь города и села. | 1 | | | |
31 | В гости к зиме. Жизнь города и села. | 1 | | | |
32 | Все профессии важны. Профессии. Проект № 3 | 1 | | | |
33 | Родное село. Красная книга. Профессии. | 1 | | | |
34 | Проверочная работа: «Жизнь города и села» | 1 | | | |
«Здоровье и безопасность» (9 часов) | |||||
35 | Строение тела человека. | 1 | | | |
36 | Если хочешь быть здоров. | 1 | | | |
37 | Берегись автомобиля! | 1 | | | |
38 | Школа пешехода. | 1 | | | |
39 | Домашние опасности. | 1 | | | |
40 | Пожар | 1 | | | |
41 | На воде и в лесу. Контрольная работа за 3 четверть | 1 | | | |
42 | Опасные незнакомцы. | 1 | | | |
43 | Проверочная работа: «Здоровье и безопасность» | 1 | | | |
Общение (7 часов) | |||||
44 | Наша дружная семья. | 1 | | | |
45 | Моя родословная. Проект №4 | 1 | | | |
46 | Общение в школе. | 1 | | | |
47 | Правила вежливости. Ты и твои друзья. | 1 | | | |
48 | Мы – зрители и пассажиры. | 1 | | | |
49 | Общение. | 1 | | | |
50 | Проверочная работа «Общение» | 1 | | | |
«Путешествия» (16 часов) | |||||
51 | Посмотри вокруг. | 1 | | | |
52 | Ориентирование на местности | 1 | | | |
53 | Ориентирование на местности. | 1 | | | |
54 | Формы земной поверхности. | 1 | | | |
55 | Водные богатства. | 1 | | | |
56 | В гости к весне. Экскурсия № 3 | 1 | | | |
57 | В гости к весне | 1 | | | |
58 | Россия на карте. | 1 | | | |
59 | Города России. Проект № 5 | 1 | | | |
60 | Путешествие по Москве. | 1 | | | |
61 | Московский Кремль. | 1 | | | |
62 | Город на Неве. | 1 | | | |
63 | Путешествие по планете, по материкам. | 1 | | | |
64 | Контрольная работа за 4 четверть Путешествие. | 1 | | | |
65 | Страны мира | 1 | | | |
66 | Проверочная работа «Путешествия» | 1 | | | |
Повторение – (2 часа) | |||||
67 | Родословная. Города России. Страны мира. | 1 | | | |
68 | Впереди лето. | 1 | | | |
Итого 68 часов |
Календарно – тематическое планирование по окружающему миру (3 класс)
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Примечание | Дата проведения | |
Дата план | Дата факт | ||||
Как устроен мир (7 часов) | |||||
1 | П Природа. Её ценность для людей | 1 | | 05.09 | |
2 | Человек | 1 | | 07.09 | |
3 | Наши проекты | 1 | | 12.09 | |
4 | Общество | 1 | | 14.09 | |
5 | Что такое экология | 1 | | 19.09 | |
6 | Охрана природы | 1 | | 21.09 | |
7 | Проверочная работа «Как устроен мир» | 1 | | 26.09 | |
Эта удивительная природа (19 часов) | |||||
8 | Тела, вещества, частицы | 1 | | 28.09 | |
9 | Разнообразие веществ | 1 | | 03.10 | |
10 | Воздух и его охрана | 1 | | 05.10 | |
11 | Вода | 1 | | 10.10 | |
12 | Превращения и круговорот воды | 1 | | 12.10 | |
13 | Контрольная работа за 1 четверть. Берегите воду! | 1 | | 17.10 | |
14 | Что такое почва | 1 | | 19.10 | |
15 | Разнообразие растений | 1 | | 24.10 | |
16 | Солнце, растения и мы с вами | 1 | | 07.11 | |
17 | Размножение и развитие растений | 1 | | 09.11 | |
18 | Охрана растений | 1 | | 14.11 | |
19 | Разнообразие животных | 1 | | 16.11 | |
20 | Кто, что ест | 1 | | 21.11 | |
21 | Наши проекты: «Разнообразие природы родного края» | 1 | | 23.11 | |
22 | Размножение и развитие животных | 1 | | 28.11 | |
23 | Охрана животных | 1 | | 30.11 | |
24 | В царстве грибов | 1 | | 05.12 | |
25 | Великий круговорот жизни | 1 | | 07.12 | |
26 | Проверочная работа «Эта удивительная природа» | 1 | | 12.12 | |
Мы и наше здоровье (10 часов) | |||||
27 | Контрольная работа за 2 четверть. Организм человека | 1 | | 14.12 | |
28 | Органы чувств | 1 | | 19.12 | |
29 | Надежная защита организма | 1 | | 21.12 | |
30 | Опора тела и движение | 1 | | 09.01 | |
31 | Наше питание | 1 | | 11.01 | |
32 | Наши проекты: «Школа кулинаров» | 1 | | 16.01 | |
33 | Дыхание и кровообращение | 1 | | 18.01 | |
34 | Умей предупреждать болезни | 1 | | 23.01 | |
35 | Здоровый образ жизни | 1 | | 25.01 | |
36 | Проверочная работа «Мы и наше здоровье» | 1 | | 30.01 | |
Наша безопасность (8 часов) | |||||
37 | Огонь, вода и газ | 1 | | 01.02 | |
38 | Чтобы путь был счастливым | 1 | | 06.02 | |
39 | Дорожные знаки | 1 | | 08.02 | |
40 | Наши проекты: «Кто нас защищает» | 1 | | 13.02 | |
41 | Опасные места | 1 | | 15.02 | |
42 | Природа и наша безопасность | 1 | | 20.02 | |
43 | Экологическая безопасность | 1 | | 22.02 | |
44 | Проверочная работа «Наша безопасность» | 1 | | 27.02 | |
Чему учит экономика (12 часов) | |||||
45 | Для чего нужна экономика | 1 | | 29.02 | |
46 | Природные богатства и труд людей – основа экономики | 1 | | 05.03 | |
47 | Полезные ископаемые | 1 | | 07.03 | |
48 | Контрольная работа за 3 четверть. Растениеводство | 1 | | 12.03 | |
49 | Животноводство | 1 | | 14.03 | |
50 | Какая бывает промышленность | 1 | | 19.03 | |
51 | Наши проекты: «Экономика родного края» | 1 | | 21.03 | |
52 | Что такое деньги | 1 | | 02.04 | |
53 | Государственный бюджет | 1 | | 04.04 | |
54 | Семейный бюджет | 1 | | 09.04 | |
55 | Экономика и экология | 1 | | 11.04 | |
56 | Проверочная работа «Чему учит экономика» | 1 | | 16.04 | |
Путешествия по городам и странам (12 часов) | |||||
57 | Золотое кольцо России | 1 | | 18.04 | |
58 | Золотое кольцо России | 1 | | 23.04 | |
59 | Золотое кольцо России | 1 | | 25.04 | |
60 | Наши проекты: «Музей путешествий» | 1 | | 30.04 | |
61 | Наши ближайшие соседи | 1 | | 02.05 | |
62 | На севере Европы | 1 | | 07.05 | |
63 | Что такое Бенилюкс | 1 | | 14.05 | |
64 | Контрольная работа за 4 четверть. В центре Европы | 1 | | 16.05 | |
65 | По Франции и Великобритании | 1 | | 21.05 | |
66 | На юге Европы | 1 | | 23.05 | |
67 | По знаменитым местам мира | 1 | | 28.05 | |
68 | Обобщение: «Путешествие по городам и странам» | 1 | | | |
Итого 68 часов |
Календарно – тематическое планирование по окружающему миру (4 класс)
№ п/п | Тема урока | Кол-во | Примечание | Дата проведения | |
Дата план | Дата факт | ||||
Земля и человечество (9 часов) | |||||
1 | Мир глазами астронома | 1 | | 05.09 | |
2 | Планеты Солнечной системы. | 1 | | 07.09 | |
3 | Звёздное небо- великая книга Природы | 1 | | 12.09 | |
4 | Мир глазами географа. | 1 | | 14.09 | |
5 | Мир глазами историка | 1 | | 19.09 | |
6 | Когда и где? История – путешествие в глубь времен | 1 | | 21.09 | |
7 | Прошлое и настоящее глазами эколога | 1 | | 26.09 | |
8 | Сокровища Земли под охраной человечества. Между народная Красная книга. | 1 | | 28.09 | |
9 | Обобщение по теме «Земля и человечество». Проверочная работа. | 1 | | 03.10 | |
Природа России (10 часов) | |||||
10 | Равнины и горы России | 1 | | 05.10 | |
11 | Моря, озера и реки России. | 1 | | 10.10 | |
12 | Природные зоны России | 1 | | 12.10 | |
13 | Контрольная работа за 1 четверть. Зона арктических пустынь. | 1 | | 17.10 | |
14 | Тундра. | 1 | | 19.10 | |
15 | Леса России | 1 | | 24.10 | |
16 | Лес и человек. | 1 | | 07.11 | |
17 | Зона степей | 1 | | 09.11 | |
18 | Пустыни | 1 | | 14.11 | |
19 | У Черного моря. Обобщение по разделу «Природа России.» | 1 | | 16.11 | |
Родной край- часть большой страны (15 часов) | |||||
20 | Наш край | 1 | | 21.11 | |
21 | Поверхность нашего края | 1 | | 23.11 | |
22 | Водные богатства нашего края | 1 | | 28.11 | |
23 | Наши подземные богатства | 1 | | 30.11 | |
24 | Земля-кормилица | 1 | | 05.12 | |
25 | Жизнь леса | 1 | | 07.12 | |
26 | Экскурсия в лес | 1 | | 12.12 | |
27 | Контрольная работа за 2 четверть. Жизнь луга. | 1 | | 14.12 | |
28 | Экскурсия на луг | 1 | | 19.12 | |
29 | Жизнь в пресных водах | 1 | | 21.12 | |
30 | Растениеводство в нашем крае. | 1 | | 09.01 | |
31 | Животноводство в нашем крае. | 1 | | 11.01 | |
32 | Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие | 1 | | 16.01 | |
33 | Презентация проектов ( по выбору) Обобщение по разделу »Родной край- часть большой страны» | 1 | | 18.01 | |
Страницы всемирной истории (5 часов) | |||||
34 | Начало истории человечества | 1 | | 23.01 | |
35 | Мир древности: далекий и близкий | 1 | | 25.01 | |
36 | Средние века: время рыцарей и замков | 1 | | 30.01 | |
37 | Новое время:: встреча | 1 | | 01.02 | |
38 | Новейшее время: история продолжается сегодня Обобщение по разделу «Страницы всемирной истории». Проверочная работа. | 1 | | 06.02 | |
Страницы истории России (20 часов) | |||||
39 | Жизнь древних славян | 1 | | 08.02 | |
40 | Во времена Древней Руси | 1 | | 13.02 | |
41 | Страна городов | 1 | | 15.02 | |
42 | Из книжной сокровищницы Древней Руси | 1 | | 20.02 | |
43 | Трудные времена на Русской земле | 1 | | 22.02 | |
44 | Русь расправляет крылья | 1 | | 27.02 | |
45 | Куликовская битва | 1 | | 29.02 | |
46 | Иван Третий | 1 | | 05.03 | |
47 | Мастера печатных дел | 1 | | 07.03 | |
48 | Патриоты России | 1 | | 12.03 | |
49 | Контрольная работа за 3 четверть. Петр Великий | 1 | | 14.03 | |
50 | Михаил Васильевич Ломоносов | 1 | | 19.03 | |
51 | Екатерина Великая | 1 | | 21.03 | |
52 | Отечественная война 1812 года | 1 | | 02.04 | |
53 | Страницы истории | 1 | | 04.04 | |
54 | Россия вступает в XX век | 1 | | 09.04 | |
55 | Страницы истории 1920–1930-х годов | 1 | | 11.04 | |
56 | Великая война и Великая Победа | 1 | | 16.04 | |
57 | Великая война и Великая Победа | 1 | | 18.04 | |
58 | Страна, открывшая путь в космос Обобщение по разделу «Страницы истории России. Проверочная работа. | 1 | | 23.04 | |
59 | Страна, открывшая путь в космос Обобщение по разделу «Страницы истории России. Проверочная работа. | 1 | | 25.04 | |
Современная Россия (9 часов) | |||||
60 | Основной закон России и права человека | 1 | | 30.04 | |
61 | Мы – граждане России | 1 | | 02.05 | |
62 | Славные символы России. | 1 | | 07.05 | |
63 | Такие разные праздники | 1 | | 14.05 | |
64 | Контрольная работа за 4 четверть | 1 | | 16.05 | |
65 | Путешествие по России (по Дальнему Востоку, на просторах Сибири) | 1 | | 21.05 | |
66 | Путешествие по России (по Уралу, по северу европейской России) Путешествие по России (по Волге, по югу России) | 1 | | 23.05 | |
67 | Путешествие по России (по Уралу, по северу европейской России) Путешествие по России (по Волге, по югу России) | 1 | | 28.05 | |
68 | Проверим себя и оценим свои достижения за 2 полугодие. | 1 | | | |
Итого 68 часов |
Исмаилова Медна Руслановна