Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 4 класса по УМК «Перспектива»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
гимназия № 20 имени Героя Советского Союза Н.Д. Дугина
муниципального образования городской округ Люберцы
Московской области
|
|
|
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОУ гимназии № 20
________ И.И. Иванова
01.09.2022г.
М.П.
Рабочая программа по русскому языку
4 класс «А»
(в соответствии с ФГОС НОО)
Составитель: Солодова Анна Александровна,
учитель начальных классов высшей категории
2022 год
Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 4 класса составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с изменениями и дополнениями;
примерной образовательной программы начального общего образования, (Москва, «Просвещение», 2015 г.);
авторской программы «Русский язык», автор Л.Ф.Климановой и др., УМК «Перспектива»;
учебного плана МОУ гимназии №20 на 2022-2023 учебный год.
Рабочая программа рассчитана на 119 ч в год (3,5 учебных часа в неделю).
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающихся 4 классов на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в Примерной программе воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "РУССКИЙ ЯЗЫК"
Русский язык является основой всего процесса обучения в начальной школе, успехи в его изучении во многом определяют результаты обучающихся по другим предметам. Русский язык как средство познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей младших школьников, формирует умения извлекать и анализировать информацию из различных текстов, навыки самостоятельной учебной деятельности. Предмет «Русский язык» обладает значительным потенциалом в развитии функциональной грамотности младших школьников, особенно таких её компонентов, как языковая, коммуникативная, читательская, общекультурная и социальная грамотность. Первичное знакомство с системой русского языка, богатством его выразительных возможностей, развитие умения правильно и эффективно использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения способствуют успешной социализации младшего школьника. Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие, участвует в формировании самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского народа и других народов России. Свободное владение языком, умение выбирать нужные языковые средства во многом определяют возможность адекватного самовыражения взглядов, мыслей, чувств, проявления себя в различных жизненно важных для человека областях. Изучение русского языка обладает огромным потенциалом присвоения традиционных социокультурных и духовнонравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения, в том числе речевого, что способствует формированию внутренней позиции личности. Личностные достижения младшего школьника непосредственно связаны с осознанием языка как явления национальной культуры, пониманием связи языка и мировоззрения народа. Значимыми личностными результатами являются развитие устойчивого познавательного интереса к изучению русского языка, формирование ответственности за сохранение чистоты русского языка. Достижение этих личностных результатов — длительный процесс, разворачивающийся на протяжении изучения содержания предмета.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения является признание равной значимости работы по изучению системы языка и работы по совершенствованию речи младших школьников. Языковой материал призван сформировать первоначальные представления о структуре русского языка, способствовать усвоению норм русского литературного языка, орфографических и пунктуационных правил. Развитие устной и письменной речи младших школьников направлено на решение практической задачи развития всех видов речевой деятельности, отработку навыков использования усвоенных норм русского литературного языка, речевых норм и правил речевого этикета в процессе устного и письменного общения. Ряд задач по совершенствованию речевой деятельности решаются совместно с учебным предметом «Литературное чтение».
Общее число часов, отведённых на изучение «Русского языка», в 4 классе — 119 ч.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "РУССКИЙ ЯЗЫК"
В начальной школе изучение русского языка имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретённые им знания, опыт выполнения предметных и универсальных действий на материале русского языка станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни.
Изучение русского языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
приобретение младшими школьниками первоначальных представлений о многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных духовнонравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации; понимание роли русского языка как языка межнационального общения; осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека;
овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка: аудированием, говорением, чтением, письмом;
овладение первоначальными научными представлениями о системе русского языка: фонетике, графике, лексике, морфемике, морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи; использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;
развитие функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Сведения о русском языке
Русский язык как язык межнационального общения. Различные методы познания языка: наблюдение, анализ, лингвистический эксперимент, мини-исследование, проект.
Фонетика и графика
Характеристика, сравнение, классификация звуков вне слова и в слове по заданным параметрам. Звукобуквенный разбор слова.
Орфоэпия
Правильная интонация в процессе говорения и чтения. Нормы произношения звуков и сочетаний звуков; ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка (на ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике). Использование орфоэпических словарей русского языка при определении правильного произношения слов.
Лексика
Повторение и продолжение работы: наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов, устаревших слов (простые случаи). Наблюдение за использованием в речи фразеологизмов (простые случаи).
Состав слова (морфемика)
Состав изменяемых слов, выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (повторение изученного). Основа слова. Состав неизменяемых слов (ознакомление). Значение наиболее употребляемых суффиксов изученных частей речи (ознакомление).
Морфология
Части речи самостоятельные и служебные. Имя существительное. Склонение имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ие, -ия; на -ья типа гостья, на ье типа ожерелье во множественном числе); собственных имён существительных на -ов, -ин, -ий; имена существительные 1, 2, 3-го склонения (повторение изученного). Не склоняемые имена существительные (ознакомление). Имя прилагательное. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного (повторение). Склонение имён прилагательных во множественном числе. Местоимение. Личные местоимения (повторение). Личные местоимения 1-го и 3-го лица единственного и множественного числа; склонение личных местоимений. Глагол. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение) І и ІІ спряжение глаголов. Способы определения I и II спряжения глаголов. Наречие (общее представление). Значение, вопросы, употребление в речи. Предлог. Отличие предлогов от приставок (повторение). Союз; союзы и, а, но в простых и сложных предложениях. Частица не, её значение (повторение).
Синтаксис
Слово, сочетание слов (словосочетание) и предложение, осознание их сходства и различий; виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные и побудительные); виды предложений по эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные); связь между словами в словосочетании и предложении (при помощи смысловых вопросов); распространённые и нераспространённые предложения (повторение изученного). Предложения с однородными членами: без союзов, с союзами а, но, с одиночным союзом и. Интонация перечисления в предложениях с однородными членами. Простое и сложное предложение (ознакомление). Сложные предложения: сложносочинённые с союзами и, а, но; бессоюзные сложные предложения (без называния терминов).
Орфография и пунктуация
Повторение правил правописания, изученных в 1, 2, 3 классах. Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения орфографической ошибки; различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове; контроль при проверке собственных и предложенных текстов (повторение и применение на новом орфографическом материале). Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова.
Правила правописания и их применение:
безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ие, -ия, а также кроме собственных имён существительных на -ов, -ин, -ий);
безударные падежные окончания имён прилагательных;
мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа;
наличие или отсутствие мягкого знака в глаголах на -ться и -тся;
безударные личные окончания глаголов;
знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными союзами и, а, но и без союзов.
Знаки препинания в сложном предложении, состоящем из двух простых (наблюдение). Знаки препинания в предложении с прямой речью после слов автора (наблюдение).
Развитие речи
Повторение и продолжение работы, начатой в предыдущих классах: ситуации устного и письменного общения (письмо, поздравительная открытка, объявление и др.); диалог; монолог; отражение темы текста или основной мысли в заголовке. Корректирование текстов (заданных и собственных) с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи. Изложение (подробный устный и письменный пересказ текста; выборочный устный пересказ текста).
Сочинение как вид письменной работы. Изучающее, ознакомительное чтение. Поиск информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение русского языка в 4 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие личностные новообразования
гражданско-патриотического воспитания:
— становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны;
— осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России;
— сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с художественными произведениями;
— уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из художественных произведений;
— первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственноэтических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в художественных произведениях;
духовно-нравственного воспитания:
— признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
— проявление сопереживания, уважения и доброжелатель ности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;
— неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);
эстетического воспитания:
— уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
— стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
— соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной информации в процессе языкового образования;
— бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения;
трудового воспитания:
— осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из художественных произведений), ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из художественных произведений;
экологического воспитания:
— бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
— неприятие действий, приносящих ей вред;
ценности научного познания:
— первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира);
— познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия.
Базовые логические действия:
— сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливать основания для сравнения языковых единиц (частеречная принадлежность, грамматический признак, лексическое значение и др.); устанавливать аналогии языковых единиц;
— объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку;
— определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков, частей речи, предложений, текстов); классифицировать языковые единицы;
— находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц;
— выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию;
— устанавливать причинноследственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.
Базовые исследовательские действия:
— с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;
— сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
— проводить по предложенному плану несложное лингвистическое мини-исследование, выполнять по предложенному плану проектное задание;
— формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала;
— прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
Работа с информацией:
— выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения;
— согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках;
— распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);
— соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);
— анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
— понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
— проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии;
— признавать возможность существования разных точек зрения;
— корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
— строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
— создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией;
— готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного задания;
— подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия.
Самоорганизация:
— планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
— выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
— устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
— корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок;
— соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц;
— находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить орфографическую и пунктуационную ошибку;
— сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям.
Совместная деятельность:
— формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
— принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
— проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты;
— ответственно выполнять свою часть работы;
— оценивать свой вклад в общий результат;
— выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в четвёртом классе обучающийся научится:
осознавать многообразие языков и культур на территории Российской Федерации, осознавать язык как одну из главных духовнонравственных ценностей народа;
объяснять роль языка как основного средства общения; объяснять роль русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
осознавать правильную устную и письменную речь как показатель общей культуры человека;
проводить звукобуквенный разбор слов (в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом);
подбирать к предложенным словам синонимы; подбирать к предложенным словам антонимы;
выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения, определять значение слова по контексту;
проводить разбор по составу слов с однозначно выделяемыми морфемами; составлять схему состава слова; соотносить состав слова с представленной схемой;
устанавливать принадлежность слова к определённой части речи (в объёме изученного) по комплексу освоенных грамматических признаков;
определять грамматические признаки имён существительных: склонение, род, число, падеж; проводить разбор имени существительного как части речи;
определять грамматические признаки имён прилагательных: род (в единственном числе), число, падеж; проводить разбор имени прилагательного как части речи;
устанавливать (находить) неопределённую форму глагола; определять грамматические признаки глаголов: спряжение, время, лицо (в настоящем и будущем времени), число, род (в прошедшем времени в единственном числе); изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать); проводить разбор глагола как части речи;
определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов в тексте;
различать предложение, словосочетание и слово;
классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске;
различать распространённые и нераспространённые предложения;
распознавать предложения с однородными членами; составлять предложения с однородными членами; использовать предложения с однородными членами в речи;
разграничивать простые распространённые и сложные предложения, состоящие из двух простых (сложносочинённые с союзами и, а, но и бессоюзные сложные предложения без называния терминов); составлять простые распространённые и сложные предложения, состоящие из двух простых (сложносочинённые с союзами и, а, но и бессоюзные сложные предложения без называния терминов);
производить синтаксический разбор простого предложения;
находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила;
применять изученные правила правописания, в том числе: непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника); безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ие, -ия, а также кроме собственных имён существительных на -ов, -ин, -ий); безударные падежные окончания имён прилагательных; мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа; наличие или отсутствие мягкого знака в глаголах на -ться и -тся; безударные личные окончания глаголов; знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными союзами и, а, но и без союзов;
правильно списывать тексты объёмом не более 85 слов;
писать под диктовку тексты объёмом не более 80 слов с учётом изученных правил правописания;
находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки на изученные правила, описки;
осознавать ситуацию общения (с какой целью, с кем, где происходит общение); выбирать адекватные языковые средства в ситуации общения;
строить устное диалогическое и монологическое высказывание (4—6 предложений), соблюдая орфоэпические нормы, правильную интонацию, нормы речевого взаимодействия;
создавать небольшие устные и письменные тексты (3— 5 предложений) для конкретной ситуации письменного общения (письма, поздравительные открытки, объявления и др.);
определять тему и основную мысль текста; самостоятельно озаглавливать текст с опорой на тему или основную мысль;
корректировать порядок предложений и частей текста;
составлять план к заданным текстам;
осуществлять подробный пересказ текста (устно и письменно);
осуществлять выборочный пересказ текста (устно);
писать (после предварительной подготовки) сочинения по заданным темам;
осуществлять ознакомительное, изучающее чтение, поиск информации; формулировать устно и письменно простые выводы на основе прочитанной (услышанной) информации; интерпретировать и обобщать содержащуюся в тексте информацию;
объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать изученные понятия;
уточнять значение слова с помощью толкового словаря (на бумажном и электронном носителе), в Интернете в условиях контролируемого входа.
Календарно-тематическое планирование (119ч)
№ |
Тема урока |
Дата |
Скорректированные сроки прохождения материала |
|
Культура речи (15ч) |
|
|
1 |
Знакомство с учебником «Русский язык». Речевое общение. |
|
|
2 |
Речь устная и письменная. |
|
|
3 |
Цель речевого общения. |
|
|
4 |
Правила общения. |
|
|
5 |
Речевая культура. Обращение. |
|
|
6 |
Деловая речь. Научная речь и художественная речь. Словарный диктант №1. |
|
|
7 |
Метафора и сравнение. |
|
|
8 |
Входной контрольный диктант. |
|
|
9 |
Анализ ошибок, допущенных в диктанте. Текст. Признаки текста. |
|
|
10 |
План текста простой и развернутый. Типы текстов. |
|
|
11 |
Обучающее изложение по тексту К.Паустовского «Кот-ворюга». |
|
|
12 |
Анализ ошибок, допущенных в изложении. Текст-рассуждение, текст-описание, текст-повествование. |
|
|
13 |
Составление текстов разных типов. Словарный диктант №2. |
|
|
14 |
Составление собственного текста. Проверь себя. |
|
|
15 |
Контрольное списывание по теме «Текст». |
|
|
|
Язык как средство общения. Средства общения (6ч) |
|
|
16(1) |
Средства общения. Роль языка в общении. Способы передачи сообщения. |
|
|
17(2) |
Повторение. Звуки и буквы русского языка. |
|
|
18(3) |
Основные правила орфографии. |
|
|
19(4) |
Основные правила орфографии. |
|
|
20(5) |
Повторение изученных орфограмм. Ударение. Словарный диктант №3. |
|
|
21(6) |
Контрольный диктант по теме «Средства общения». |
|
|
|
Предложение (3ч) |
|
|
22(1) |
Анализ ошибок, допущенных в диктанте. Различие предложений и словосочетаний. |
|
|
23(2) |
Виды предложений по цели высказывания и по интонации. Знаки препинания. |
|
|
24(3) |
Развитие речи. Составление текста-рассуждения на заданную тему. |
|
|
|
Главные и второстепенные члены предложения (5ч) |
|
|
25(1) |
Главные члены предложения. |
|
|
26(2) |
Подлежащее и сказуемое как грамматическая основа предложения. |
|
|
27(3) |
Способы выражения подлежащего и сказуемого. Словарный диктант №4. |
|
|
28(4) |
Второстепенные члены предложения. |
|
|
29(5) |
Связь слов в предложении. |
|
|
|
Предложения с однородными членами (3ч) |
|
|
30(1) |
Предложения с однородными членами. |
|
|
31(2) |
Связь однородных членов предложения с помощью союзов и интонации перечисления. |
|
|
32(3) |
Знаки препинания при однородных членах предложения. |
|
|
|
Простые и сложные предложения (2ч) |
|
|
33(1) |
Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях с союзами и, а, но. |
|
|
34(2) |
Обучающее изложение по Л.Воронковой «Первый снег» |
|
|
|
Словосочетание (3ч) |
|
|
35(1) |
Анализ ошибок, допущенных в изложении. Словосочетание. Различие между словосочетанием, словом и предложением. Словарный диктант №5. |
|
|
36(2) |
Контрольный диктант по теме «Предложение». |
|
|
37(3) |
Анализ ошибок, допущенных в диктанте. Обобщение знаний о предложении и словосочетании. |
|
|
|
Слово и его значение (6ч) |
|
|
38(1) |
Обобщение знаний о значении слова. |
|
|
39(2) |
Различные виды лингвистических словарей. |
|
|
40(3) |
Звуко-буквенная форма слова и его лексическое значение. |
|
|
41(4) |
Синонимы, антонимы, омонимы. |
|
|
41(5) |
Многозначные слова. Словарный диктант №6. |
|
|
43(6) |
Прямое и переносное значение слова. Проверь себя. |
|
|
|
Состав слова. Однокоренные слова (14ч) |
|
|
44(1) |
Состав слова. Разбор слова по составу. |
|
|
45(2) |
Образование новых слов с помощью приставок. |
|
|
46(3) |
Разделительный твёрдый и мягкий знак. |
|
|
47(4) |
Образование новых слов с помощью суффиксов. Правописание суффиксов –ик-, -ек-. |
|
|
48(5) |
Контрольный диктант по теме «Состав слова». |
|
|
49(6) |
Анализ ошибок, допущенных в диктанте. Однокоренные слова. Словарный диктант №7. |
|
|
50(7) |
Правописание гласных и согласных в корне слова. |
|
|
51(8) |
Удвоенные согласные в корне слова. |
|
|
52(9) |
Обучающее изложение на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану по В.Осеевой «Горькая вода». |
|
|
53(10) |
Анализ ошибок, допущенных в изложении. Правописание слов с орфограммами корня. |
|
|
54(11) |
Правописание соединительных гласных в сложных словах. |
|
|
55(12) |
Развитие речи. Обучающее сочинение на тему «Первый снег». |
|
|
56(13) |
Анализ ошибок, допущенных в сочинении. Повторение изученных орфограмм. Словарный диктант №8. |
|
|
57(14) |
Контрольный диктант по теме «Состав слова. Однокоренные слова». |
|
|
|
Части речи. Слово как часть речи (4ч) |
|
|
58(1) |
Анализ ошибок, допущенных в диктанте. Различие и общность частей речи. |
|
|
59(2) |
Грамматические значения частей речи. |
|
|
60(3) |
Распределение слов по частям речи. Роль частей речи в предложении. |
|
|
61(4) |
Систематизация знаний о частях речи. |
|
|
|
Имя существительное (20ч) |
|
|
62(1) |
Повторяем, что знаем. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Число и род имён существительных. |
|
|
63(2) |
Алгоритм определения падежа имён существительных. Словарный диктант №9. |
|
|
64(3) |
Упражнение в распознавании падежа имён существительных. |
|
|
65(4) |
Определение падежа имён существительных. Несклоняемые имена существительные. |
|
|
66(5) |
Три склонения имён существительных (общее представление). |
|
|
67(6) |
Обучающее изложение по тексту « Своими руками». (текст в раб.тетр.№2, зад.13) |
|
|
68(7) |
Анализ ошибок, допущенных в изложении. Падежные окончания имён существительных 1-го склонения. |
|
|
69(8) |
Падежные окончания имён существительных 1-го склонения. |
|
|
70(9) |
Падежные окончания имён существительных 1-го склонения. Словарный диктант №10. |
|
|
71(10) |
Падежные окончания имён существительных 2-го склонения. |
|
|
72(11) |
Падежные окончания имён существительных 2-го склонения. |
|
|
73(12) |
Падежные окончания имён существительных 2-го склонения. |
|
|
74(13) |
Падежные окончания имён существительных 3-го склонения. |
|
|
75(14) |
Падежные окончания имён существительных 3-го склонения. |
|
|
76(15) |
Падежные окончания имён существительных в единственном числе. |
|
|
77(16) |
Падежные окончания имён существительных в единственном числе. Словарный диктант №11. |
|
|
78(17) |
Склонение имён существительных во множественном числе. |
|
|
79(18) |
Склонение имён существительных во множественном числе. |
|
|
80(19) |
Контрольный диктант по теме «Имя существительное». |
|
|
81(20) |
Анализ ошибок, допущенных в диктанте. Обобщение знаний об имени существительном. |
|
|
|
Имя прилагательное (8ч) |
|
|
82(1) |
Повторяем, что знаем. |
|
|
83(2) |
Безударные окончания имён прилагательных. |
|
|
84(3) |
Безударные окончания имён прилагательных. Словарный диктант №12. |
|
|
85(4) |
Склонение имён прилагательных. |
|
|
86(5) |
Склонение имён прилагательных. |
|
|
87(6) |
Разбор имени прилагательного как части речи. |
|
|
88(7) |
Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное». |
|
|
89(8) |
Анализ ошибок, допущенных в диктанте. Обобщение знаний об имени прилагательном. |
|
|
|
Местоимение (4ч) |
|
|
90(1) |
Местоимение как часть речи. |
|
|
91(2) |
Склонение личных местоимений 1-го и 2-го лица. Словарный диктант №13. |
|
|
92(3) |
Склонение личных местоимений 3-го лица. |
|
|
93(4) |
Изменение личных местоимений по падежам. Проверь себя. |
|
|
|
Глагол (14ч) |
|
|
94(1) |
Повторяем, что знаем. Роль глагола в языке. |
|
|
95(2) |
Неопределённая форма глагола. |
|
|
96(3) |
Спряжение глаголов в настоящем и будущем времени. |
|
|
97(4) |
2-е лицо единственного числа глаголов настоящего и будущего времени. |
|
|
98(5) |
I и II спряжение глаголов. Словарный диктант №14. |
|
|
99(6) |
Способы определения спряжения глаголов. |
|
|
100(7) |
Способы определения спряжения глаголов. |
|
|
101(8) |
Личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени. |
|
|
102(9) |
Личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени. |
|
|
103(10) |
Правописание глаголов на –тся и –ться. |
|
|
104(11) |
Глаголы-исключения. |
|
|
105(12) |
Написание безударных окончаний глаголов. Разбор глагола как части речи. Словарный диктант №15. |
|
|
106(13) |
Контрольный диктант по теме «Глагол». |
|
|
107(14) |
Анализ ошибок, допущенных в диктанте. Обобщение знаний о глаголе. |
|
|
|
Имя числительное (2ч) |
|
|
108(1) |
Имя числительное как часть речи. |
|
|
109(2) |
Имя числительное. |
|
|
|
Наречие (3ч) |
|
|
110(1) |
Наречие. |
|
|
111(2) |
Наречие. |
|
|
112(3) |
Контрольное списывание. |
|
|
|
Повторение (7ч) |
|
|
113(1) |
Повторение. Слово. Части речи. Словарный диктант №16. |
|
|
114(2) |
Контрольное изложение. |
|
|
115(3) |
Анализ ошибок, допущенных в изложении. Части речи. |
|
|
116(4) |
Итоговый контрольный диктант. |
|
|
117(5) |
Анализ ошибок, допущенных в диктанте. Правила правописания. |
|
|
118(6) |
Повторение. Правила правописания. |
|
|
119(7) |
Обобщающий урок. Игра «По галактике Частей речи». |
|
|
Согласовано. Протокол заседания НМК учителей начальных классов от 30.08.2022г № 1 Солодова А.А. _____________________
|
Согласовано. Зам. директора по УВР Васильева Ю.И. _____________________ Дата 31.08.2022г
|