Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 4 класса по УМК «Школа России»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Старостаничная средняя общеобразовательная школа
Каменского района Ростовской области
«Утверждаю»
Директор МБОУ Старостаничной СОШ
Приказ от _____________ № ______
___________________ М.А.Буслаева
М.П.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по _______________________русскому языку_________________________
(учебный предмет, курс)
Уровень общего образования (класс)
___________начальное общее образование, 4 «А» класс .
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Количество часов _____165______
Учитель __________Ключникова Ольга Ивановна______________
(Ф.И.О.)
Программа разработана на основе
программы «Русский язык. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1- 4 классы / Канакина В. П., Горецкий В. Г., Бойкина М. В. и др.– Москва: Просвещение, 2014__________________________________________
(указать примерную программу/ программы, издательство, год издания при наличии)
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
В результате изучения предмета русского языка по данной программе у обучающихся будут сформированы предметные (лингвистические) знания и умения, предусмотренные программой, а также личностные и метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Личностные результаты:
У обучающихся будут сформированы:
представление о русском языке как языке его страны; осознание языка как средства общения; элементы коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка, представление о богатых его возможностях, осознание себя носителем этого языка; понимание того, что ясная, правильная речь – показатель культуры человека; желание умело пользоваться русским языком и элементы сознательного отношения к своей речи, контроля за ней.
Обучающиеся получат возможность для формирования:
понимания значимости хорошего владения русским языком, развития коммуникативного и учебно-познавательного мотивов его освоения; выраженного познавательного интереса к русскому языку, сознательного отношения к качеству своей речи.
Метапредметные результаты.
-
Регулятивные универсальные учебные действия.
Обучающиеся научатся:
принимать и сохранять учебную задачу;
планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно, в том числе во внутренней речи) свои действия для решения задачи;
действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (речь учителя, учебник и т. д.);
выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий;
контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы;
оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления; адекватно воспринимать оценку учителя.
Обучающиеся получат возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи и осуществлять действия для реализации замысла;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
адекватно оценивать свои достижения, осознавать трудности, понимать их причины, планировать и выполнять действия для преодоления затруднений.
-
Познавательные универсальные учебные действия.
Обучающиеся научатся:
осознавать познавательную задачу, целенаправленно слушать (учителя, одноклассников), решая её;
находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию, представленную в явном виде;
самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в обязательной учебной литературе, использовать её для решения учебно-познавательных задач;
находить в указанных источниках языковые примеры для иллюстрации определённых понятий, правил, закономерностей;
пользоваться знакомыми лингвистическими словарями, справочниками; – применять разные способы фиксации информации (словесный, схематический и др.), использовать эти способы в процессе решения учебных задач;
понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичес-кой, табличной форме; переводить её в словесную форму;
владеть общими способами решения конкретных лингвистических задач;
ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами;
осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию, группировку языкового материала по заданным критериям, понимать проводимые аналогии;
строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их;
подводить факты языка и речи под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков.
Обучающиеся получат возможность научиться:
осуществлять поиск необходимой информации в дополнительных доступных источниках (справочниках, учебно-познавательных книгах и др.);
находить языковые примеры для иллюстрации понятий, правил, закономерностей в самостоятельно выбранных источниках;
делать небольшие выписки из прочитанного для практического использования;
осуществлять выбор способа решения конкретной языковой или речевой задачи;
анализировать и характеризовать языковой материал по самостоятельно определённым параметрам;
проводить сравнение и классификацию языкового материала, самостоятельно выбирая основания для этих логических операций.
-
Коммуникативные универсальные учебные действия.
Обучающиеся научатся:
участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т. д.);
задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
понимать зависимость характера речи (отбора содержания и его организации, выбора языковых средств) от задач и ситуации общения (сообщить, объяснить что-то или словами нарисовать увиденное, показать действия или признаки; поздравить кого-то или научить чему-то в устной или письменной форме; адресат – взрослый или сверстник и т. д.);
выражать свои мысли, чувства в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка, заботясь о ясности, точности выражения мысли;
осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; стараться проявлять терпимость по отношению к высказываемым другим точкам зрения;
вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, распределять роли (договариваться), оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;
воспроизводить информацию, доносить её до других;
создавать небольшие монологические высказывания с ориентацией на партнёра, с учётом ситуации общения и конкретных речевых задач, выбирая для них соответствующие языковые средства.
Выпускник получит возможность научиться:
начинать диалог, беседу, завершать их, соблюдая правила вежливости;
оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;
инициировать совместную деятельность, распределять роли, договариваться с партнёрами о способах решения возникающих проблем;
создавать высказывания разных видов (в устной и письменной форме) для решения различных коммуникативных задач, адекватно строить их и использовать в них разнообразные средства языка;
применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.
Предметные результаты освоения программы.
Обучающиеся начальной школы:
овладеют начальными представлениями о языке как средстве общения, о принятых правилах культуры речевого поведения, о разновидностях речи, о системе средств русского языка (фонетических, графических, лексических, словообразовательных, грамматических), об особенностях общения в устной и письменной форме, о нормах литературного языка и правилах письма;
освоят основные понятия и правила из области фонетики, графики, морфемики, грамматики, орфографии, культуры речи, теории текста; приобретут умение находить, сравнивать, классифицировать, характери-зовать различные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения) по указанным параметрам, конструировать из этих единиц единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты);
овладеют основными орфографическими и пунктуационными умениями;
приобретут опыт изучающего и поискового чтения, а также правильного речевого поведения, создания собственных высказываний различных видов с учётом задач и ситуации общения.
Содержание учебного предмета.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка начального общего образования в 4 классе в объёме 170 часов в год, 5 часов в неделю (из них 1 час как компонент образовательного учреждения для углубленного изучения разделов: «Повторение»,
«Предложение», «Слово в языке и речи», «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Местоимение», «Глагол», «Повторение».
В соответствии с календарным графиком образовательной деятельности МБОУ Старостаничной СОШ на 2017 - 2018 учебный год и расписанием уроков программа будет выполнена за 165 часов за счёт уплотнения тем «Повторение».
Повторение (11 часов)
Наша речь и наш язык. Язык и речь. Текст и его план. Типы текстов. Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и по интонации. Диалог. Обращение. Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Словосочетание.
Предложение. (9 часов)
Однородные члены предложения. Связь однородных членов предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложного.
Слово в языке и речи. (19 часов)
Слово и его лексическое значение. Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова. Синонимы, омонимы, антонимы. Фразеологизмы. Состав слова. Распознавание значимых частей слова. Правописание гласных и согласных в корнях слов. Правописание удвоенных согласных в словах. Правописание приставок и суффиксов. Разделительный твёрдый и мягкий знаки. Склонение имён существительных и имён прилагательных. Имя числительное. Глагол. Наречие как часть речи. Правописание наречий.
Имя существительное. (41 час)
Распознавание падежей имён существительных. Три склонения имени существительного. Упражнение в распознавании имён существительных 1-го склонения. 2-е склонение имён существительных. Упражнение в распознавании имён существительных 2-го склонения. 3-е склонение имён существительных. Упражнение в распознавании имён существительных 3-го склонения. Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного. Падежные окончания имён существительных 1,2и 3-го склонения единственного числа. Способы проверки безударных падежных окончаний имён существительных. Именительный и винительный падежи. Правописание окончаний имён существительных в родительном падеже. Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных. Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже. Упражнение в правописании безударных окончаний имён существительных в родительном и дательном падежах. Правописание окончаний имён существительных в творительном падеже. Правописание окончаний имён существительных в предложном падеже. Правописание окончаний имён существительных во всех падежах. Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имён существительных. Склонение имён существительных во множественном числе. Именительный падеж имён существительных множественного числа. Родительный падеж имён существительных множественного числа. Правописание окончаний имён существительных множественного числа в родительном падеже. Родительный и винительный падежи имён существительных множественного числа. Дательный, творительный предложный падежи имён существительных множественного числа.
Имя прилагательное. (31 час)
Имя прилагательное как часть речи. Род и число имён прилагательных. Склонение имён прилагательных. Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже. Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже. Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже. Именительный, винительный и родительный падежи. Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах. Упражнение в правописании окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода. Склонение имён прилагательных женского рода. Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода. Родительный, дательный, творительный падежи женского рода. Винительный и творительный падежи женского рода. Упражнения в правописании падежных окончаний имён прилагательных. Склонение имён прилагательных во множественном числе. Именительный и винительный падежи имён прилагательных множественного числа. Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа. Дательный и творительный падежи имён прилагательных множественного числа.
Местоимение. (9 часов)
Местоимение как часть речи. Личные местоимения. Изменение личных местоимений 1-го и 2-го лица по падежам. Изменение личных местоимений 3-го лица по падежам. Изменение личных местоимений по падежам.
Глагол. (32 часа)
Роль глаголов в языке. Изменение глаголов по временам. Неопределённая форма глагола. Изменение глаголов по времени. Спряжение глаголов. 2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе. I и II спряжение глаголов настоящего времени. I и II спряжение глаголов будущего времени. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. Возвратные глаголы. Правописание –тся, -ться в возвратных глаголах. Правописание глаголов в прошедшем времени. Правописание глаголов в прошедшем времени. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени.
Повторение. (13 часов)
Язык. Речь. Текст. Предложение и словосочетание. Лексическое значение слова. Состав слова. Части речи. Звуки и буквы.
Перечень контрольных работ.
№ |
Тема |
Кол-во часов |
Вид контроля |
1 |
Повторение. |
11 |
Контрольная работа № 1. Контрольный диктант по теме «Повторение». |
2 |
Предложение. |
9 |
Контрольная работа № 2. Контрольный диктант по теме «Предложение». |
3 |
Слово в языке и речи. |
19 |
Контрольная работа № 3. Контрольное списывание. Контрольная работа № 4. Контрольный диктант по теме «Части речи». |
4 |
Имя существительное. |
41 |
Контрольная работа № 5. Контрольный диктант по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе». Контрольная работа № 6. Контрольный диктант за первое полугодие. |
5 |
Имя прилагательное. |
31 |
Контрольная работа № 7. Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» |
6 |
Местоимение. |
9 |
Контрольная работа № 8. Контрольный диктант по теме «Местоимение». |
7 |
Глагол. |
32 |
Контрольная работа №9. Контрольный диктант по теме «Глагол». Контрольная работа № 10. Контрольное списывание. |
8 |
Повторение. |
13 |
Контрольная работа № 11. Контрольный диктант по теме «Повторение». |
Тематическое планирование
№ |
Тема раздела |
Кол-во часов |
Сроки |
Формируемые универсальные учебные действия. |
|||
Личностные |
Регулятивные |
Познавательные |
Коммуникативные |
||||
1 |
Повторение. |
11 |
Проявлять уважительное отношение к иному мнению, принимать и осваивать социальную роль обучающегося, иметь мотивы учебной деятельности, осознавать личностный смысл учения. |
Самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных задания в учебном процессе и жизненных ситуациях. Определять цель учебной деятельности с помощью самостоятельно. |
Иметь первоначальные представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России; понимать, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознавать значение русского языка как государственного язы-ка Российской Федерации, языка межнационального общения. |
Слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий. |
|
2 |
Предложение. |
9 |
Проявлять уважительное отношение к иному мнению, иметь мотивы учебной деятельности, установку к работе на результат; осознавать личностный смысл учения |
. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, определять средства ее осуществления, планировать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. |
Владеть первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных), безошибочным письмом; применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи предложенных текстов. |
Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. |
|
3 |
Слово в языке и речи. |
19 |
Проявлять уважительное отношение к иному мнению, осознавать личностный смысл учения; иметь мотивы учебной деятельности, установку к работе на результат |
Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе; принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, осуществлять средства ее достижения. |
Использовать речевые средства для решения познавательных задач, различные способы поиска информации; владеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с поставленными задачами; владеть логическими действиями анализа, синтеза. |
Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное. |
|
4 |
Имя существительное. |
41 |
Осознавать личностный смысл учения; иметь мотивы учебной деятельности, установку к работе на результат; иметь установку к работе на результат. |
Самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных задания в учебном процессе и жизненных ситуациях. Определять цель учебной деятельности с помощью самостоятельно. |
Ориентироваться на разнообразие способов решения задач; воспроизводить информацию, полученную ранее; владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей. |
Уметь формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. |
|
5 |
Имя прилагательное. |
31 |
Проявлять познавательный интерес к изучению предмета, осознавать личностный смысл учения; иметь мотивы учебной деятельности, установку к работе на результат; проявлять уважительное отношение к иному мнению |
Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя; определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов. |
Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, иллюстрация и др.) |
Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета. Критично относиться к своему мнению |
|
6 |
Местоимение. |
9 |
Иметь мотивы учебной деятельности, установку к работе на результат; владеть навыками конструктивного сотрудничества со взрослыми и сверстниками, проявляют познавательный интерес к изучению предметного курса |
Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, осуществлять средства ее достижения; владеть навыками планирования, контроля, оценки учебных действий в соответствии с поставленной задачей. |
Строить несложные рассуждения, делать выводы, формулировать их, использовать ознакомительное и поисковое чтение, осознавать цель чтения; анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков. |
Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета. Критично относиться к своему мнению. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. |
|
7 |
Глагол. |
32 |
Ориентироваться на развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности; проявлять интерес к изучению русского языка; вырабатывать внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка. |
Владеть навыками планирования, контроля, оценки учебных действий в соответствии с поставленной задачей; определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов. |
Находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий, осознавать цель чтения; составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи. |
Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета. |
|
Повторение. |
13 |
Вырабатывать элементы коммуникативного, социального и учебно-познавательного моментов изучения русского языка |
Самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных задания в учебном процессе и жизненных ситуациях; корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе. |
Понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме, переводить ее в словесную форму; осознавать познавательную задачу, решать ее, строить несложные рассуждения, делать выводы. |
Строить монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи, ориентироваться на позицию партнера |
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УР
методического объединения
начальных классов _______________ Г.Ю.Волохова
от 24 августа 2017 года № 1 (подпись)
___________ Н.Н. Шаповалова __________________
(подпись) (дата)
«Рекомендовать рабочую программу к утверждению»
Протокол заседания педагогического совета
от 25 августа 2017 года № 1