Конспект урока литературного чтения «С.Я. Маршак "Гроза днём", "В лесу над росистой поляной"» (3 класс)

5
0
Материал опубликован 22 April в группе

Литературное чтение, 3 класс

Урок № 102

Дата: 16.03.2021г.

Тема. С.Я. Маршак "Гроза днем", "В лесу над росистой поляной"

Цель. Актуализировать знания учащихся о жизни и творчестве С. Я. Маршака, ознакомить с идейно-художественным содержанием произведений писателя; работать над техникой выразительного чтения, учить детей наблюдать, выделять главное, обобщать, сравнивать; обучать правильному построению ответов на поставленные вопросы; развивать воображение, речь, фантазию школьников, логическое мышление; воспитывать уважение и любовь к природе, к родному краю.

Тип урока: комбинированный.

Форма: урок – путешествие.

Оборудование: учебник "Литературное чтение", книги Маршака С.Я., презентация к уроку, фонотека звуков леса, карточки с инд. заданиями, таблица, карточки с речевой разминкой, скороговорками, картинка машины времени.

Ход урока

 

I. Организационный момент

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

Давайте вспомним некоторые правила вежливости на уроке.

1. На уроке будь старательным,

Будь спокойным и … внимательным.

2. Всё пиши, не отставая,

Слушай, … не перебивая.

3. Говорите чётко, внятно,

Чтобы было всё … понятно.

4. Если хочешь отвечать –

Надо … руку поднимать.

II. Актуализация знаний умений и навыков

Опрос «Микрофон»

О каких писателях мы говорили на прошлом уроке (писатели, которые писали стихотворения для детей)

Назовите известных вам детских писателей. (Самуил Маршак, Агния Барто, Сергей Михалков)

2. Сегодня мы познакомимся с известным русским писателем, имя и фамилия которого зашифрована на доске.

Уамсил армшак (Самуил Маршак)

Молодцы!

- Какие же мы поставим перед собой задачи на нашем уроке?

III. Мотивация учебной деятельности.

«Закончи предложения»

- На уроке мы познакомимся….( с известным детским писателе С.Я. Маршаком, познакомимся с его творчеством)

- На уроке мы будет учиться…( работать ос стихотворениями, будем учиться сравнивать, высказывать свои мысли)

IV. Изложение нового материала.

Биография С. Я. Маршака.

Родился Маршак Самуил Яковлевич в 1887 году в городе Воронеже. Его семья была небогатой. Отец был простым рабочим на заводе. Он всегда рассказывал детям что-то интересное, познавательное. Будущий писатель всегда вспоминал его с огромной любовью. Послушным мальчиком маленький Маршак никогда не был. Скорее - наоборот. Он был сплошной ураган.

Писать небольшие тексты он начал в 4 года. А уже в 12 лет он написал настоящие большие произведения. Парень увлекался иностранными языками. Особенно хорошо знал английский

В 1923 году писатель стал одним из сотрудников театра для юных зрителей в городе Петрограде. Тут же он выпускает первые сказки для детей в стихах «Пожар», «Сказка о глупом мышонке», «Усатый полосатый», «Детки в клетке» и многие другие.

Также он преподавал в кружке детских писателей. Самуил Яковлевич очень любил детей. Многие его работы написаны для них. Главными героями его произведений очень часто выступают сами дети. Писатель поэтому и работал там, где был в окружении детей. Он передавал им свой опыт.

- Чтобы перейти к творчеству С. Я. Маршака, нам нужно с вами вспомнить об удивительном времени года.

Загадка о лете

Отгадайте время года:
Жаркая стоит погода,
Рано солнышко встает,
Днем и греет, и печет,
Речка манит нас прохладой,
В лес за ягодами надо,
Землянику поспевай,
Не ленись, да собирай.
В поле рожь шумит, как море,
Соловьи поют на зорях,
травы сочные стоят,
Косари в луга спешат.

(Лето)

Ассоциативный куст

- Да, правильно. А с чем у вас ассоциируется лето? Возьмите фломастер и листочек и напишите, какие чувства, воспоминания у вас возникают со словом лето? (дети записывают на листочках и прикрепляют к доске)

- Молодцы! Давайте мы воспользуемся нашей машиной времени и отправимся в один из летних деньков! Но для того чтобы наша машина времени отправилась в путь, мы должны выполнить задания и получить проездной билет.

Работа со скороговоркой

-Возьмите карточку под №1 (Дети работают с карточкой № 1)

Трое трубачей трубили в трубы.

- Читаем четко проговаривая каждое слово.

- Читаем хором медленно жужжащим чтением.

- Читаем с вопросительной интонацией.

- Читаем шепотом.

Речевая разминка.

- Возьмите карточку под №2

- Дополните каждую строку созвучным и подходящим по смыслу словом.

(Сначала учитель, дети дополняют, подбирают слово, 2-й раз читают полностью строку хором)

РА-ра-ра – начинается игра;

Ры-ры-ры – у мальчиков шары;

Ро-ро-ро – у нас новое ведро.

Ру-ру-ру – продолжаем мы игру;

Ре-ре-ре – стоит домик во дворе;

Ри-ри-ри – на ветках снегири

- Хорошо, у всех есть билеты, теперь мы готовы отправиться в путешествие. Закройте глаза. Солнце поднимается высоко и заливает землю горячими лучами. Аромат цветов слышен повсюду. Птицы поют свои звонкие трели. Бабочки, мотыльки, пчелы собирают нектар.

(звуки лета, пение птиц сменяются на грозу)

- Что это ребята?

Дети: дождь, гроза!

- Вам, конечно, приходилось наблюдать такую картину в природе: вдруг все затихает, все молчит, а потом слышатся громкие раскаты грома. И вновь тишина… А затем быстро-быстро начинает барабанить дождик. Такую картину изобразил С. Я. Маршак в стихотворении “Гроза днем”.

Работа с учебником

- Откройте учебник на стр.110 . Послушайте, как Самуил Маршак описал увиденное явление.

Проблемный вопрос

- Я сейчас вам прочитаю стихотворение, а вы внимательно послушайте и подумайте, какое настроение хотел передать автор. (Чтение стихотворения учителем)

" Гроза днем"

По небу голубому

Проехал грохот грома

И снова все молчит.

А миг спустя мы слышим,

Как весело и быстро

По всем зеленым листьям,

По всем железным крышам,

По цветникам, скамейкам,

По ведрам и по лейкам

Стеклянный дождь стучит.

- С помощью наших эмоциональных табличек покажите, какое настроение вызвало у вас стихотворение?

Анализ стихотворения.

- Какое было небо, перед тем как пошел дождь?

- Когда пошел дождь? (сразу после грохота грома)

- Какой был дождь? (Веселый и быстрый)

Словарная работа

(Первый раз читает учитель, второй раз – хором с детьми. Учитель поясняет значение непонятных слов, словосочетаний)

Проехал грохот грома – был слышен повсюду

Стеклянный дождь - Почему дождь стеклянный? (Звон капели, перезвон, когда капли ударяют по железу.)

Железным крышам

По лейкам

Чтение «в наушниках»

- Прочитайте «в наушниках» в полголоса стихотворение «Гроза днем».

(Дети читают самостоятельно.)

- В этом стихотворении поэт использует художественный прием, который называется звукопись, то есть он рисует картину звуками. Вслушайтесь в первые строки и обратите внимание на звуки. Какие звуки здесь повторяются? (Дети читают 3 строки стихотворения)

По небу голубому
Проехал грохот грома,
И снова все молчит.

- Какие же звуки здесь повторяются? (Здесь повторяются звуки [г] и [р] в сочетании с гласным [о] – «голубому», «проехал», «грохот», «грома». Даже сами слова «грохот» и «гром» похожи, в них ударение идет на гласную О, а начинаются они с сочетание «гр». Благодаря этому нам слышится, как будто гром грохочет в небе.)

- Попробуем прочитать эти строки и выделить при чтении эти «грохочущие» звуки! (Дети пробуют прочитать хором).

- Получилось услышать гром?

Чтение «цепочкой»

- Следующие строчки стихотворения читаем цепочкой по 1 строке.

А миг спустя мы слышим,
Как весело и быстро

По всем зеленым листьям,
По всем железным крышам,
По цветникам, скамейкам,
По ведрам и по лейкам
Стеклянный дождь стучит.

- Какие звуки особенно выделяются? (Я услышала много согласных звуков [с], [тс] и [к] («весело», «быстро», «листьям», «цветникам», «скамейкам», «лейкам»), с их помощью легко представить, как отскакивают от различных предметов бойкие капли дождя).

- Когда вы будете готовить выразительное чтение стихотворения, делайте ударение на этих звуках – ведь они играют очень важную смысловую роль в создании образов природы.

Музыкальная физкультминутка.

Работа со стихотворением «В лесу над росистой поляной»

- Продолжаем наше путешествие. Послушайте второе стихотворение Самуила Яковлевича Маршака на стр. 111 и подумайте, какими воспоминаниями делится с нами автор?

Проблемный вопрос

- Как бы вы его озаглавили.

В лесу над росистой поляной

Кукушка встречает рассвет.

В тиши ее голос стеклянный

Звучит, как вопрос и ответ.

И память о летнем рассвете

Я в город с собой унесу:

Пускай мне зимою о лете

Напомнит кукушка в лесу.

Припомню я лагерь, палатки

На самой опушке лесной

И птицу, игравшую в прятки,

В рассветном тумане со мной.

Анализ стихотворения

От чьего имени написано стихотворение? (От имени мальчика)

Какие воспоминания о лете хочет увезти в город мальчик? (Как кукушка встречает рассвет. Припомню я лагерь, палатки/На самой опушке лесной /И птицу, игравшую в прятки/ В рассветном тумане со мной.)

Какие эпитеты использует автор в стихотворении? (Поляна – росистая. Голос кукушки – стеклянный, тумане рассветном)

- Почему голос кукушки назван стеклянным и «звучит, как вопрос и ответ»? (ранним утром, на рассвете, голос кукушки кажется отрывистым, как острый удар по какой-то твердой поверхности. Поэтому поэт описывает этот звук эпитетом стеклянный – ему кажется, что кукушка словно бы стучит по стеклу.)

- Что вы представляете, когда читаете две последние строчки?

Словарная работа

(Первый раз читает учитель, второй раз – хором с детьми. Учитель поясняет значение непонятных слов, словосочетаний)

 

Над росистой поляной - поляна в росе

На опушке - Край леса 

Рассвет

рассветном

Чтение стихотворения «буксиром за учителем».

Самостоятельное чтение в наушниках, в полголоса.

- Сейчас я вам называю слова, а вы должны подобрать в стихотворении рифму. (Поляной – стеклянный, рассвет – ответ, унесу – в лесу, о рассвете – о лете, палатки – прятки, лесной – со мной).

- Молодцы!

V. Закрепление знаний умений и навыков.

- Сейчас я предлагаю вам сравнить эти два стихотворения и данные внести в таблицу желтого цвета.

1. Заполнение таблицы (коллективно)

Параметры сравнения

«Гроза днем»

«В лесу над росистой  поляной»

Время суток

день

утро рассвет

Место действия

дача

лес

Явления природы

гроза

Росистая поляна,

Описания животных

нет

кукушка

Наличие героя

нет героя

есть герой (слова «я», «мне»)

Литературные приемы

звукопись

эпитеты

Работа с ребусом

Посмотрите на ребус, разгадав его вы узнаете, какая главная тема этих стихотворений.

t1713818900aa.jpg

(Природа)

- Да, Маршак очень любил наблюдать за природой, и эти стихотворения были написаны по воспоминаниям о ярких летних картинах.

Вот наше путешествие и подходит к концу. Давайте и мы с вами творчески поработаем и сочиним о нашей природе синквейн.

Работа над синквейном.

Природа

Разная, красивая

Радует, огорчает, удивляет,

Без природы жизнь невозможна

Жизнь

 

4. Самостоятельная работа.

- Если вы в нашем путешествии были внимательными, то вы с легкостью выполните мое задания. Возьмите листочки с заданиями.

Подпишите.

Ответьте на вопросы (ответы пишем на карточках). Напоминаем о правилах осанки во время письма.

Ф.И.________________________________

1.Автор стихотворений, с которыми сегодня работали_________________
 

2.О какой птице говорится во втором стихотворении?_________________
 

3.Подбери эпитет к голосу кукушки   _______________________
 

4. В каком стихотворении есть строчка "Проехал грохот грома" ____________________________

VІ. Подведение итогов.

- Рефлексия

«Микрофон»

- Назовите писателя, с которым мы познакомились на уроке?

- С какими произведениями автора вы познакомились?

- Что на уроке вам больше всего понравилось.

- Скажите, цели, которые мы с вами поставили перед собой в начале урока, были вами достигнуты? (показывают карточки)(все удалось, не все удалось не удалось)

- Оценивание 

Сегодня моими помощниками были…

Оценки за карточки

VІІ. Домашнее задание.

1.Одно стихотворение наизусть, стр.110-111.

2.По желанию: иллюстрация к стихотворению.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.