Конспект урока литературного чтения «С.Я. Маршак "Гроза днём", "В лесу над росистой поляной"» (3 класс)
Литературное чтение, 3 класс
Урок № 102
Дата: 16.03.2021г.
Тема. С.Я. Маршак "Гроза днем", "В лесу над росистой поляной"
Цель. Актуализировать знания учащихся о жизни и творчестве С. Я. Маршака, ознакомить с идейно-художественным содержанием произведений писателя; работать над техникой выразительного чтения, учить детей наблюдать, выделять главное, обобщать, сравнивать; обучать правильному построению ответов на поставленные вопросы; развивать воображение, речь, фантазию школьников, логическое мышление; воспитывать уважение и любовь к природе, к родному краю.
Тип урока: комбинированный.
Форма: урок – путешествие.
Оборудование: учебник "Литературное чтение", книги Маршака С.Я., презентация к уроку, фонотека звуков леса, карточки с инд. заданиями, таблица, карточки с речевой разминкой, скороговорками, картинка машины времени.
Ход урока
I. Организационный момент
Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
Давайте вспомним некоторые правила вежливости на уроке.
1. На уроке будь старательным,
Будь спокойным и … внимательным.
2. Всё пиши, не отставая,
Слушай, … не перебивая.
3. Говорите чётко, внятно,
Чтобы было всё … понятно.
4. Если хочешь отвечать –
Надо … руку поднимать.
II. Актуализация знаний умений и навыков
Опрос «Микрофон»
О каких писателях мы говорили на прошлом уроке (писатели, которые писали стихотворения для детей)
Назовите известных вам детских писателей. (Самуил Маршак, Агния Барто, Сергей Михалков)
2. Сегодня мы познакомимся с известным русским писателем, имя и фамилия которого зашифрована на доске.
Уамсил армшак (Самуил Маршак)
Молодцы!
- Какие же мы поставим перед собой задачи на нашем уроке?
III. Мотивация учебной деятельности.
«Закончи предложения»
- На уроке мы познакомимся….( с известным детским писателе С.Я. Маршаком, познакомимся с его творчеством)
- На уроке мы будет учиться…( работать ос стихотворениями, будем учиться сравнивать, высказывать свои мысли)
IV. Изложение нового материала.
Биография С. Я. Маршака.
Родился Маршак Самуил Яковлевич в 1887 году в городе Воронеже. Его семья была небогатой. Отец был простым рабочим на заводе. Он всегда рассказывал детям что-то интересное, познавательное. Будущий писатель всегда вспоминал его с огромной любовью. Послушным мальчиком маленький Маршак никогда не был. Скорее - наоборот. Он был сплошной ураган.
Писать небольшие тексты он начал в 4 года. А уже в 12 лет он написал настоящие большие произведения. Парень увлекался иностранными языками. Особенно хорошо знал английский
В 1923 году писатель стал одним из сотрудников театра для юных зрителей в городе Петрограде. Тут же он выпускает первые сказки для детей в стихах «Пожар», «Сказка о глупом мышонке», «Усатый полосатый», «Детки в клетке» и многие другие.
Также он преподавал в кружке детских писателей. Самуил Яковлевич очень любил детей. Многие его работы написаны для них. Главными героями его произведений очень часто выступают сами дети. Писатель поэтому и работал там, где был в окружении детей. Он передавал им свой опыт.
- Чтобы перейти к творчеству С. Я. Маршака, нам нужно с вами вспомнить об удивительном времени года.
Загадка о лете
Отгадайте время года:
Жаркая стоит погода,
Рано солнышко встает,
Днем и греет, и печет,
Речка манит нас прохладой,
В лес за ягодами надо,
Землянику поспевай,
Не ленись, да собирай.
В поле рожь шумит, как море,
Соловьи поют на зорях,
травы сочные стоят,
Косари в луга спешат.
(Лето)
Ассоциативный куст
- Да, правильно. А с чем у вас ассоциируется лето? Возьмите фломастер и листочек и напишите, какие чувства, воспоминания у вас возникают со словом лето? (дети записывают на листочках и прикрепляют к доске)
- Молодцы! Давайте мы воспользуемся нашей машиной времени и отправимся в один из летних деньков! Но для того чтобы наша машина времени отправилась в путь, мы должны выполнить задания и получить проездной билет.
Работа со скороговоркой
-Возьмите карточку под №1 (Дети работают с карточкой № 1)
Трое трубачей трубили в трубы.
- Читаем четко проговаривая каждое слово.
- Читаем хором медленно жужжащим чтением.
- Читаем с вопросительной интонацией.
- Читаем шепотом.
Речевая разминка.
- Возьмите карточку под №2
- Дополните каждую строку созвучным и подходящим по смыслу словом.
(Сначала учитель, дети дополняют, подбирают слово, 2-й раз читают полностью строку хором)
РА-ра-ра – начинается игра;
Ры-ры-ры – у мальчиков шары;
Ро-ро-ро – у нас новое ведро.
Ру-ру-ру – продолжаем мы игру;
Ре-ре-ре – стоит домик во дворе;
Ри-ри-ри – на ветках снегири
- Хорошо, у всех есть билеты, теперь мы готовы отправиться в путешествие. Закройте глаза. Солнце поднимается высоко и заливает землю горячими лучами. Аромат цветов слышен повсюду. Птицы поют свои звонкие трели. Бабочки, мотыльки, пчелы собирают нектар.
(звуки лета, пение птиц сменяются на грозу)
- Что это ребята?
Дети: дождь, гроза!
- Вам, конечно, приходилось наблюдать такую картину в природе: вдруг все затихает, все молчит, а потом слышатся громкие раскаты грома. И вновь тишина… А затем быстро-быстро начинает барабанить дождик. Такую картину изобразил С. Я. Маршак в стихотворении “Гроза днем”.
Работа с учебником
- Откройте учебник на стр.110 . Послушайте, как Самуил Маршак описал увиденное явление.
Проблемный вопрос
- Я сейчас вам прочитаю стихотворение, а вы внимательно послушайте и подумайте, какое настроение хотел передать автор. (Чтение стихотворения учителем)
" Гроза днем"
По небу голубому
Проехал грохот грома
И снова все молчит.
А миг спустя мы слышим,
Как весело и быстро
По всем зеленым листьям,
По всем железным крышам,
По цветникам, скамейкам,
По ведрам и по лейкам
Стеклянный дождь стучит.
- С помощью наших эмоциональных табличек покажите, какое настроение вызвало у вас стихотворение?
Анализ стихотворения.
- Какое было небо, перед тем как пошел дождь?
- Когда пошел дождь? (сразу после грохота грома)
- Какой был дождь? (Веселый и быстрый)
Словарная работа
(Первый раз читает учитель, второй раз – хором с детьми. Учитель поясняет значение непонятных слов, словосочетаний)
Проехал грохот грома – был слышен повсюду
Стеклянный дождь - Почему дождь стеклянный? (Звон капели, перезвон, когда капли ударяют по железу.)
Железным крышам
По лейкам
Чтение «в наушниках»
- Прочитайте «в наушниках» в полголоса стихотворение «Гроза днем».
(Дети читают самостоятельно.)
- В этом стихотворении поэт использует художественный прием, который называется звукопись, то есть он рисует картину звуками. Вслушайтесь в первые строки и обратите внимание на звуки. Какие звуки здесь повторяются? (Дети читают 3 строки стихотворения)
По небу голубому
Проехал грохот грома,
И снова все молчит.
- Какие же звуки здесь повторяются? (Здесь повторяются звуки [г] и [р] в сочетании с гласным [о] – «голубому», «проехал», «грохот», «грома». Даже сами слова «грохот» и «гром» похожи, в них ударение идет на гласную О, а начинаются они с сочетание «гр». Благодаря этому нам слышится, как будто гром грохочет в небе.)
- Попробуем прочитать эти строки и выделить при чтении эти «грохочущие» звуки! (Дети пробуют прочитать хором).
- Получилось услышать гром?
Чтение «цепочкой»
- Следующие строчки стихотворения читаем цепочкой по 1 строке.
А миг спустя мы слышим,
Как весело и быстро
По всем зеленым листьям,
По всем железным крышам,
По цветникам, скамейкам,
По ведрам и по лейкам
Стеклянный дождь стучит.
- Какие звуки особенно выделяются? (Я услышала много согласных звуков [с], [тс] и [к] («весело», «быстро», «листьям», «цветникам», «скамейкам», «лейкам»), с их помощью легко представить, как отскакивают от различных предметов бойкие капли дождя).
- Когда вы будете готовить выразительное чтение стихотворения, делайте ударение на этих звуках – ведь они играют очень важную смысловую роль в создании образов природы.
Музыкальная физкультминутка.
Работа со стихотворением «В лесу над росистой поляной»
- Продолжаем наше путешествие. Послушайте второе стихотворение Самуила Яковлевича Маршака на стр. 111 и подумайте, какими воспоминаниями делится с нами автор?
Проблемный вопрос
- Как бы вы его озаглавили.
В лесу над росистой поляной
Кукушка встречает рассвет.
В тиши ее голос стеклянный
Звучит, как вопрос и ответ.
И память о летнем рассвете
Я в город с собой унесу:
Пускай мне зимою о лете
Напомнит кукушка в лесу.
Припомню я лагерь, палатки
На самой опушке лесной
И птицу, игравшую в прятки,
В рассветном тумане со мной.
Анализ стихотворения
— От чьего имени написано стихотворение? (От имени мальчика)
— Какие воспоминания о лете хочет увезти в город мальчик? (Как кукушка встречает рассвет. Припомню я лагерь, палатки/На самой опушке лесной /И птицу, игравшую в прятки/ В рассветном тумане со мной.)
— Какие эпитеты использует автор в стихотворении? (Поляна – росистая. Голос кукушки – стеклянный, тумане рассветном)
- Почему голос кукушки назван стеклянным и «звучит, как вопрос и ответ»? (ранним утром, на рассвете, голос кукушки кажется отрывистым, как острый удар по какой-то твердой поверхности. Поэтому поэт описывает этот звук эпитетом стеклянный – ему кажется, что кукушка словно бы стучит по стеклу.)
- Что вы представляете, когда читаете две последние строчки?
Словарная работа
(Первый раз читает учитель, второй раз – хором с детьми. Учитель поясняет значение непонятных слов, словосочетаний)
Над росистой поляной - поляна в росе
На опушке - Край леса
Рассвет
рассветном
Чтение стихотворения «буксиром за учителем».
Самостоятельное чтение в наушниках, в полголоса.
- Сейчас я вам называю слова, а вы должны подобрать в стихотворении рифму. (Поляной – стеклянный, рассвет – ответ, унесу – в лесу, о рассвете – о лете, палатки – прятки, лесной – со мной).
- Молодцы!
V. Закрепление знаний умений и навыков.
- Сейчас я предлагаю вам сравнить эти два стихотворения и данные внести в таблицу желтого цвета.
1. Заполнение таблицы (коллективно)
Параметры сравнения |
«Гроза днем» |
«В лесу над росистой поляной» |
Время суток |
день |
утро рассвет |
Место действия |
дача |
лес |
Явления природы |
гроза |
Росистая поляна, |
Описания животных |
нет |
кукушка |
Наличие героя |
нет героя |
есть герой (слова «я», «мне») |
Литературные приемы |
звукопись |
эпитеты |
Работа с ребусом
Посмотрите на ребус, разгадав его вы узнаете, какая главная тема этих стихотворений.
(Природа)
- Да, Маршак очень любил наблюдать за природой, и эти стихотворения были написаны по воспоминаниям о ярких летних картинах.
Вот наше путешествие и подходит к концу. Давайте и мы с вами творчески поработаем и сочиним о нашей природе синквейн.
Работа над синквейном.
Природа
Разная, красивая
Радует, огорчает, удивляет,
Без природы жизнь невозможна
Жизнь
4. Самостоятельная работа.
- Если вы в нашем путешествии были внимательными, то вы с легкостью выполните мое задания. Возьмите листочки с заданиями.
Подпишите.
Ответьте на вопросы (ответы пишем на карточках). Напоминаем о правилах осанки во время письма.
Ф.И.________________________________ 1.Автор стихотворений, с которыми сегодня работали_________________ 2.О какой птице говорится во втором стихотворении?_________________ 3.Подбери эпитет к голосу кукушки _______________________ 4. В каком стихотворении есть строчка "Проехал грохот грома" ____________________________ |
VІ. Подведение итогов.
- Рефлексия
«Микрофон»
- Назовите писателя, с которым мы познакомились на уроке?
- С какими произведениями автора вы познакомились?
- Что на уроке вам больше всего понравилось.
- Скажите, цели, которые мы с вами поставили перед собой в начале урока, были вами достигнуты? (показывают карточки)(все удалось, не все удалось не удалось)
- Оценивание
Сегодня моими помощниками были…
Оценки за карточки
VІІ. Домашнее задание.
1.Одно стихотворение наизусть, стр.110-111.
2.По желанию: иллюстрация к стихотворению.