12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Сигина Ирина Ивановна49

Программа экскурсий

экологической направленности

ЭКО-дети»

«Наблюдаем чудеса-

Несмотря на время года.

Это чудная краса,

Это матушка – природа!»

Пояснительная записка

 

В составлении программы экскурсий экологической направленности, я основываюсь на программу по экологии«Наша окружающая среда» по дополнительному образованию кружка экологии и краеведения разработанную на основе программы С. М. Юшковой (в соавторстве с Н. А. Рыжовой, С. Н. Николаевым, Т. Н. Цветковой), которая одобрена федеральным экспертным советом по общему образованию Министерства образования РФ и утверждена решением ученого совета института повышения квалификации педагогических кадров. Программа дополнена курсом по краеведению «Природа Ханты – Мансийского автономного округа – Югры» (материалы интегрированного курса краеведения «Мы – дети природы» Т.К. Орловой, Л.Г. Демус и др., рекомендованного решением Учёного совета ГОУ ХМАО «ИПК и РРО»). Данная программа является интегрированной, так как объединяет следующие образовательные области: экология, природоведение, история, биология, краеведение, изобразительное искусство. Основой данного единства следует считать экологическую направленность - являющуюся комплексной наукой. В процессе изучения курса «Наша окружающая среда» систематизируются и расширяются представления детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни, развивается интерес к их познанию, происходит обогащение нравственного опыта учащихся. Мы совместно сотрудничаем с региональным общественным движением (РОД) «Дай лапу», городской станцией юных натуралистов (СЮН), Ольгой Корниенко («Этнографические фильмы о Югре»), историко-культурным центром (ИКЦ) «Старый Сургут».

.

Актуальность программы «ЭКО-дети» объясняется двумя основными причинами: необходимостью рассматривать экологическое воспитание, как непрерывный и систематический процесс в течение всего периода школьного обучения и формирования элементарной экологической культуры в наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребенка с природой.

Цель программы:

Создание условий для формирования у обучающихся основ нового экологического мышления, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умению жить в относительной гармонии с природой. Экскурсия – как форма экологической культуры.

 

Задачи:

1. Формирование у школьников знания основ экологии;

2. Научить использовать полученные знания об экологии на экскурсиях;

3. Обучить работать индивидуально и в группе; отстаивать свою точку зрения;

4. Сформировать умение контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде;

5. Воспитать чувство бережного отношения к природе.

Ценностными ориентирами содержания данной программы в начальной школе являются:

развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;

формирование представлений о природе как универсальной ценности;

изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе; развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;

развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;

развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);

формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;

вовлечение учащихся в реальную деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.

Организация внеурочной деятельности по данной программе создаст условия для достижения следующих личностных и предметных результатов.

Возраст детей от 6 до 11 лет.

Планируемые результаты освоения, учащимися программы  деятельности.

Предметные результаты:

– различать и приводить примеры объектов живой и неживой природы;
– называть характерные признаки времен года;
– различать, называть и приводить примеры культурных и дикорастущих растений, диких и домашних животных;
– называть некоторые отличительные признаки основных групп животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери);
– ухаживать и размножать комнатные растения;
– интерес к познанию мира природы;
– потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
– осознание места и роли человека в биосфере;
– преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Личностные результаты:

– понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к окружающей среде;
– ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в природе;
– принятие учениками правил здорового образа жизни;
– развитие морально-этического сознания.

Предметные результаты:

Регулятивные:

– понимать своё продвижение в овладении содержанием курса;
– замечать и исправлять свои ошибки во время изучения данной программы.

Познавательные:

– овладение начальными формами исследовательской деятельности;
– понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
– называть и различать окружающие предметы и их признаки; осуществлять поиск информации при выполнении заданий,
– сравнивать объекты, выделяя сходство и различия;
– устанавливать правильную последовательность событий;
– группировать различные предметы по заданному признаку.

Коммуникативные:

– участвовать в диалоге при выполнении заданий;
– осуществлять взаимопроверку при работе в парах;
– формирование коммуникативных навыков.

Содержание программы реализуется через создание на экскурсиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.

Практическая направленность курса осуществляется через творческие задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу.

Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества в ходе проведения экскурсий.

Формы и методы обучения

В программу внесены разнообразные формы занятий: наблюдения, практические работы, участие в экологических акциях, конкурсах и экскурсиях.

Для реализации поставленных целей и задач программы используются такие формы и методы обучения, которые обеспечат воспитание экологически ответственного поведения и отношения ребёнка, а также развития творческих качеств личности.

Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: исследовательские, практические, объяснительно-иллюстративные, репродуктивные связаны с усвоением готовых знаний, которые сообщаются учителем и затем воспроизводятся учащимися. Им соответствуют такие приемы, как рассказ учителя, экскурсия, демонстрация видеофильмов, презентаций.

Структура занятий может включать в себя несколько взаимосвязанных по темам, но различных по типу деятельности частей, например, рассказ учителя, игру, разбор иллюстраций, литературных произведений, беседу. Большое внимание уделяется экскурсиям в природу.

Ожидаемые результаты

В результате реализации программы обучающиеся должны:

Приобрести знания о принятых нормах отношения к природе;

Овладеть основными экологическими терминами;

Вести наблюдения в природе во время экскурсий и в классе под руководством руководителя;

Научиться делать заключение на основе наблюдений (экскурсий);

Уметь работать индивидуально и в группе;

Быть способными отстаивать свою точку зрения;

Выполнять правила поведения в природе;

Осознавать связь между состоянием природы и здоровьем человека;


 

Программа «Эко-дети»

Класс

Сроки

проведения

Раздел программы кружка «Экология»

Название

экскурсии

1 четверть

1

2

3

4

5

1

1-е

классы

сентябрь-

октябрь

«Я и природа»

Экскурсия в парк.

2

2-е

классы

сентябрь

«Быт народов Севера»

Экскурсия в дом коренных народов Севера (ИКЦ «Старый Сургут»)

3

3-и

классы

октябрь

«Учимся искать закономерности»

Экскурсия в дом природы (ИКЦ «Старый Сургут»)

4

4-е

классы

ноябрь

«Радость путешествий и открытий»

Экскурсия в СЮН

2 четверть

1

1-е

классы

ноябрь

«Животные»

Экскурсия – выставка «Домашние питомцы» ( РОД «Дай лапу»)

2

2-е

классы

ноябрь-декабрь

«Животный мир Югры»

Экскурсия

«Птичья мастерская» (кабинет «Экологии»)

3

3-и

классы

декабрь

«Шум и звуки»

Экскурсия в СЮН

4

4-е

классы

ноябрь

«Правила строгие и добрые»

Экскурсия на школьный двор «Эко-град»

3 четверть

1

1-е

классы

январь-

февраль

«Растения»

Экскурсия

«Занимательная этнография с О. Корниенко (актовый зал)

2

2-е

классы

март

«Любовь к Отчизне окрыляет сердце»

Экскурсия в СЮН

3

3-и

классы

февраль

«Вода»

Экскурсия «Кормушка» (кабинет «Экологии»)

4

4-е

классы

январь

«Радость путешествий и открытий»

Экскурсия «Гейзеры и вулканы» (кабинет «Экологии»)

4 четверть

1

1-е

классы

май

«Вода»

Экскурсия в СЮН

2

2-е

классы

апрель

«Народный календарь»

Экскурсия в центр ремёсел (ИКД «Старый Сургут»)

3

3-и

классы

апрель

«Учимся искать закономерности и изобретать»

Выставка декоративно-прикладного творчества «Вторая

жизнь ненужным вещам» (кабинет «Экологии»)

4

4-е

классы

май

«Правила строгие и добрые»

Экскурсия в дом краеведа (ИКЦ «Старый Сургут»)

Вогина В.В. В гостях у природы. – М.: 1997 г.

Все обо всем” – М.1998 г.

Дмитриев Ю.А. “Путешествием в природу” – М. 1998 г.

Дмитриева Н.Я., И.П.Товпинец "Естествознание” М.:Просвещение, 2002.

Корабейников В.А. “Краски природы” – М.1990 г.

Никифорова Н.А. Романова О.Е. “Проведение экскурсий”– М.“Планета”, 2011г.

Петров В.В. Растительный мир нашей Родины. – М.: 1991 г.

Рыжова Н.А "Наш дом – природа”.

Рыжова Н.А "Не просто сказки” (экологические рассказы, сказки, праздники).

Сорокина А.И. “Дидактические игры” 1982 г.

Я познаю мир” – М. 1995 г.

Большая энциклопедия животного мира. М. 2007г.

Бондаренко Т.М «Экологическое воспитание в школе» – С.-П.2003г.

Видревич М.Б. «Животный и растительный мир Югры»

Виноградова Н.Ф. “Окружающий мир” 1-2 класс М. “Вентана-Граф” 2011 г.


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.