Календарно-тематическое планирование программы «Эко-дети» (1–3 класс)
Программа экскурсий
экологической направленности
ЭКО-дети»
«Наблюдаем чудеса-
Несмотря на время года.
Это чудная краса,
Это матушка – природа!»
Пояснительная записка
В составлении программы экскурсий экологической направленности, я основываюсь на программу по экологии«Наша окружающая среда» по дополнительному образованию кружка экологии и краеведения разработанную на основе программы С. М. Юшковой (в соавторстве с Н. А. Рыжовой, С. Н. Николаевым, Т. Н. Цветковой), которая одобрена федеральным экспертным советом по общему образованию Министерства образования РФ и утверждена решением ученого совета института повышения квалификации педагогических кадров. Программа дополнена курсом по краеведению «Природа Ханты – Мансийского автономного округа – Югры» (материалы интегрированного курса краеведения «Мы – дети природы» Т.К. Орловой, Л.Г. Демус и др., рекомендованного решением Учёного совета ГОУ ХМАО «ИПК и РРО»). Данная программа является интегрированной, так как объединяет следующие образовательные области: экология, природоведение, история, биология, краеведение, изобразительное искусство. Основой данного единства следует считать экологическую направленность - являющуюся комплексной наукой. В процессе изучения курса «Наша окружающая среда» систематизируются и расширяются представления детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни, развивается интерес к их познанию, происходит обогащение нравственного опыта учащихся. Мы совместно сотрудничаем с региональным общественным движением (РОД) «Дай лапу», городской станцией юных натуралистов (СЮН), Ольгой Корниенко («Этнографические фильмы о Югре»), историко-культурным центром (ИКЦ) «Старый Сургут».
.
Актуальность программы «ЭКО-дети» объясняется двумя основными причинами: необходимостью рассматривать экологическое воспитание, как непрерывный и систематический процесс в течение всего периода школьного обучения и формирования элементарной экологической культуры в наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребенка с природой.
Цель программы:
Создание условий для формирования у обучающихся основ нового экологического мышления, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умению жить в относительной гармонии с природой. Экскурсия – как форма экологической культуры.
Задачи:
1. Формирование у школьников знания основ экологии;
2. Научить использовать полученные знания об экологии на экскурсиях;
3. Обучить работать индивидуально и в группе; отстаивать свою точку зрения;
4. Сформировать умение контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде;
5. Воспитать чувство бережного отношения к природе.
Ценностными ориентирами содержания данной программы в начальной школе являются:
развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;
формирование представлений о природе как универсальной ценности;
изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе; развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;
развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;
развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);
формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
вовлечение учащихся в реальную деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.
Организация внеурочной деятельности по данной программе создаст условия для достижения следующих личностных и предметных результатов.
Возраст детей от 6 до 11 лет.
Планируемые результаты освоения, учащимися программы деятельности.
Предметные результаты:
– различать и приводить примеры объектов живой и неживой природы;
– называть характерные признаки времен года;
– различать, называть и приводить примеры культурных и дикорастущих растений, диких и домашних животных;
– называть некоторые отличительные признаки основных групп животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери);
– ухаживать и размножать комнатные растения;
– интерес к познанию мира природы;
– потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
– осознание места и роли человека в биосфере;
– преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Личностные результаты:
– понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к окружающей среде;
– ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в природе;
– принятие учениками правил здорового образа жизни;
– развитие морально-этического сознания.
Предметные результаты:
Регулятивные:
– понимать своё продвижение в овладении содержанием курса;
– замечать и исправлять свои ошибки во время изучения данной программы.
Познавательные:
– овладение начальными формами исследовательской деятельности;
– понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
– называть и различать окружающие предметы и их признаки; осуществлять поиск информации при выполнении заданий,
– сравнивать объекты, выделяя сходство и различия;
– устанавливать правильную последовательность событий;
– группировать различные предметы по заданному признаку.
Коммуникативные:
– участвовать в диалоге при выполнении заданий;
– осуществлять взаимопроверку при работе в парах;
– формирование коммуникативных навыков.
Содержание программы реализуется через создание на экскурсиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Практическая направленность курса осуществляется через творческие задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу.
Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества в ходе проведения экскурсий.
Формы и методы обучения
В программу внесены разнообразные формы занятий: наблюдения, практические работы, участие в экологических акциях, конкурсах и экскурсиях.
Для реализации поставленных целей и задач программы используются такие формы и методы обучения, которые обеспечат воспитание экологически ответственного поведения и отношения ребёнка, а также развития творческих качеств личности.
Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: исследовательские, практические, объяснительно-иллюстративные, репродуктивные связаны с усвоением готовых знаний, которые сообщаются учителем и затем воспроизводятся учащимися. Им соответствуют такие приемы, как рассказ учителя, экскурсия, демонстрация видеофильмов, презентаций.
Структура занятий может включать в себя несколько взаимосвязанных по темам, но различных по типу деятельности частей, например, рассказ учителя, игру, разбор иллюстраций, литературных произведений, беседу. Большое внимание уделяется экскурсиям в природу.
Ожидаемые результаты
В результате реализации программы обучающиеся должны:
Приобрести знания о принятых нормах отношения к природе;
Овладеть основными экологическими терминами;
Вести наблюдения в природе во время экскурсий и в классе под руководством руководителя;
Научиться делать заключение на основе наблюдений (экскурсий);
Уметь работать индивидуально и в группе;
Быть способными отстаивать свою точку зрения;
Выполнять правила поведения в природе;
Осознавать связь между состоянием природы и здоровьем человека;
Программа «Эко-дети»
№ |
Класс |
Сроки проведения |
Раздел программы кружка «Экология» |
Название экскурсии |
1 четверть |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
1-е классы |
сентябрь- октябрь |
«Я и природа» |
Экскурсия в парк. |
2 |
2-е классы |
сентябрь |
«Быт народов Севера» |
Экскурсия в дом коренных народов Севера (ИКЦ «Старый Сургут») |
3 |
3-и классы |
октябрь |
«Учимся искать закономерности» |
Экскурсия в дом природы (ИКЦ «Старый Сургут») |
4 |
4-е классы |
ноябрь |
«Радость путешествий и открытий» |
Экскурсия в СЮН |
2 четверть |
||||
1 |
1-е классы |
ноябрь |
«Животные» |
Экскурсия – выставка «Домашние питомцы» ( РОД «Дай лапу») |
2 |
2-е классы |
ноябрь-декабрь |
«Животный мир Югры» |
Экскурсия «Птичья мастерская» (кабинет «Экологии») |
3 |
3-и классы |
декабрь |
«Шум и звуки» |
Экскурсия в СЮН |
4 |
4-е классы |
ноябрь |
«Правила строгие и добрые» |
Экскурсия на школьный двор «Эко-град» |
3 четверть |
||||
1 |
1-е классы |
январь- февраль |
«Растения» |
Экскурсия «Занимательная этнография с О. Корниенко (актовый зал) |
2 |
2-е классы |
март |
«Любовь к Отчизне окрыляет сердце» |
Экскурсия в СЮН |
3 |
3-и классы |
февраль |
«Вода» |
Экскурсия «Кормушка» (кабинет «Экологии») |
4 |
4-е классы |
январь |
«Радость путешествий и открытий» |
Экскурсия «Гейзеры и вулканы» (кабинет «Экологии») |
4 четверть |
||||
1 |
1-е классы |
май |
«Вода» |
Экскурсия в СЮН |
2 |
2-е классы |
апрель |
«Народный календарь» |
Экскурсия в центр ремёсел (ИКД «Старый Сургут») |
3 |
3-и классы |
апрель |
«Учимся искать закономерности и изобретать» |
Выставка декоративно-прикладного творчества «Вторая жизнь ненужным вещам» (кабинет «Экологии») |
4 |
4-е классы |
май |
«Правила строгие и добрые» |
Экскурсия в дом краеведа (ИКЦ «Старый Сургут») |
Вогина В.В. В гостях у природы. – М.: 1997 г.
Все обо всем” – М.1998 г.
Дмитриев Ю.А. “Путешествием в природу” – М. 1998 г.
Дмитриева Н.Я., И.П.Товпинец "Естествознание” М.:Просвещение, 2002.
Корабейников В.А. “Краски природы” – М.1990 г.
Никифорова Н.А. Романова О.Е. “Проведение экскурсий”– М.“Планета”, 2011г.
Петров В.В. Растительный мир нашей Родины. – М.: 1991 г.
Рыжова Н.А "Наш дом – природа”.
Рыжова Н.А "Не просто сказки” (экологические рассказы, сказки, праздники).
Сорокина А.И. “Дидактические игры” 1982 г.
Я познаю мир” – М. 1995 г.
Большая энциклопедия животного мира. М. 2007г.
Бондаренко Т.М «Экологическое воспитание в школе» – С.-П.2003г.
Видревич М.Б. «Животный и растительный мир Югры»
Виноградова Н.Ф. “Окружающий мир” 1-2 класс М. “Вентана-Граф” 2011 г.