Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 9 класса по УМК Е.Быстровой
Л.Н.Зубко
МБОУ Митрофановская СОШ
Воронежская область
Календарно-тематическое планирование
Русский язык
(учебный комплекс под ред. Е.Быстровой)
9 класс
№ п/п |
Раздел, тема урока |
Виды деятельности обучающихся |
Дата |
I четверть |
|||
Русский язык как развивающееся явление ( 5 ч) |
|||
1* |
Урок-лекция Русский язык как развивающееся явление |
Иметь представление об особенностях национального языка, о его назначении, появлении и развитии. |
|
2* |
Урок-конференция Русский язык как развивающееся явление |
Иметь представление орусском языке как развивающемся явлении. |
|
3* |
Урок-беседа Формы функционирования современного русского языка |
Вдумчиво читать и анализировать лингвистические тексты и создавать собственные высказывания на лингвистические темы |
|
4 |
Входная диагностика Контрольная работа |
Определить уровень усвоения темы; проанализировать ошибки |
|
5* |
Урок-практикум Проверяем себя |
Подготовка высказывая на тему «Русский язык как развивающееся явление» |
|
Речь (28 ч.): речь (18ч.), уроки развития речи (подготовка, написание, анализ различных видов изложений и сочинений) в течение учебного года (10ч) Речь (18ч), развитие речи (2ч) |
|||
6* |
Урок-высказывание. Текст.Способы и средства связи предложений в тексте. |
Определять тему, основную мысль текста, ключевые слова, виды связи предложений в тексте; смысловые, лексические и грамматические средства связи предложений текста и частей текста; |
|
7 |
Типы речи. |
Анализ текстов с точки зрения типов и стилей речи. Анализ речевой ситуации Составление схем речевой ситуации |
|
8 |
Парцелляция.Синтаксический параллелизм. |
Анализировать и характеризовать текст с точки зрения единства темы. Делить текст на смысловые части. |
|
9 |
Метонимия. Перифраза. |
Уметь находить в тексте примеры использования художественно-выразительных средств. Метонимия. Перифраза. |
|
10. |
(Рр-1) Контрольное сжатое изложение |
Сокращать текст на основе стилистического и типологического анализа, превращая изобразительную речь в информативную |
|
11 |
Анализ контрольного сжатого изложения.Стили речи. Функциональные стили: научный , публицистический, официально-деловой, язык художественной литературы |
Устанавливать принадлежность текста к определенной функциональной разновидности языка |
|
12* |
Урок-проблемный диалог. Стили речи.Функциональные разновидности языка: разговорный язык. Исследовательский проект «Диалекты и их отношение к литературному языку |
Анализ текстов с точки зрения типов и стилей речи Анализ речевой ситуации Составление схем речевой ситуации Работа с инструкцией |
|
13 |
Стили речи.Функциональные стили: научный , публицистический, официально-деловой. Практикум |
Устанавливать принадлежность текста к определенной функциональной разновидности языка. |
|
14* |
Урок-практикум Стили речи.Функциональные стили: язык художественной литературы. |
Иметь представление о функции языковых вкраплений различных стилей речи в художественном произведении. Проводить языковой анализ текста. Выразительно читать и устно пересказывать соответствующие тексты |
|
15 |
Стили речи. |
Различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы. |
|
16 |
Информационная переработка текста.План.Тезисы |
Делить текст на смысловые части, осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), схемы, таблицы и т.д. |
|
17 |
Конспект |
Создавать и редактировать собственные тексты различного типа речи, стиля, жанра с учетом требований к построению связного текста |
|
18* |
Урок-защита Реферат |
Исправлять речевые недостатки, редактировать текст. Выступать перед аудиторией с рефератом. |
|
19 |
Основные жанры публицистического стиля. Их особенности.Статья |
Знакомство с особенностями публицистического стиля. |
|
20 |
Основные жанры публицистического стиля. Эссе |
Устанавливать принадлежность текста к определенной функциональной разновидности языка |
|
21* |
Урок-презентация Основные жанры публицистического стиля. Их особенности .Эссе |
Презентация самостоятельно подготовленных эссе |
|
22 |
(Рр-2)Сочинение в жанре эссе |
Создавать собственные высказывания в жанре эссе |
|
23 |
Анализ сочинения в жанре эссе. Основные жанры публицистического стиля. Их особенности.Интервью |
Исправлять речевые недостатки, редактировать текст. Умение брать интервью. |
|
24* |
Урок-выступление Основные жанры публицистического стиля. Их особенности. |
Исправлять речевые недостатки, редактировать текст. |
|
25* |
Урок-практикум Проверяем себя |
Выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом. |
|
Повторение изученного в 5 - 6 классах (6 ч) |
|||
26 |
Фонетика. Орфография |
Закрепить навыки фонетического и орфоэпического разбора, навыки работы с орфоэпическим словариком учебника и словарём. Осознаватьроль письма в истории развития России. Различать звуки и буквы. Знатьрусский алфавит, правильно произносить названия букв (а не буквы!).Иметь представление о литературной норме и её разновидностях |
|
27 |
Морфемика.Словообразование. Лексика и фразеология |
Обобщить сведения из области лексики и фразеологии, морфемики и словообразования. Закрепить навыки лексического, морфемно-словообразовательного разбора; навыки работы с толковым словариком учебника и словарём |
|
IIчетверть |
|||
28 |
Морфология.Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное. |
Закрепить знания о частях речи: о критериях распределения слов по частям речи; о специфических (постоянных) признаках частей речи; обособенностях изменения самостоятельных частей речи (изменяемых) |
|
29* |
Урок КВН Морфология.Глагол. Местоимение.Наречие |
Закрепить знания о частях речи: о критериях распределения слов по частям речи; о специфических (постоянных) признаках частей речи; об особенностях изменения самостоятельных частей речи (изменяемых) |
|
30 |
Синтаксис и пунктуация |
Различать отделяющие и выделяющие знаки препинания и приводить примеры. |
|
31* |
Урок-практикум Проверяем себя |
Проверить уровень владения материалом для повторения в начале 9класса |
|
Синтаксис и пунктуация (56 ч): Синтаксис и пунктуация (46 ч), развитие речи (8 ч) |
|||
Сложное предложение (2ч) |
|||
32 |
Сложное предложение и его виды.Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения Сложное предложение и его виды.Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения. Основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения: интонация, союзы, самостоятельные части речи |
Иметь представление о сложном предложении. Разграничивать и сопоставлять простые и сложные предложения. Опознавать и правильно интонировать сложные предложения с разными смысловымиотношениями между их частями |
|
33 |
Бессоюзные и союзные предложения. Знаки препинания в сложном предложении. Правила пунктуации, связанные с постановкой знаков препинания в сложном предложении |
Типы сложных предложений. Интонация, союзы, самостоятельные части речи (союзные слова) как основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения |
|
Сложносочинённое предложение(7 ч.) развитие речи (1 ч) |
|||
34 |
Средства связи частей сложносочинённого предложения |
Знать, какие знаки препинания употребляются в составе сложносочинённого предложения, и владеть навыкамирасстановки этих знаков при письме |
|
35 |
Смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения |
Иметь представление о сложносочинённом предложении как таком единстве предикативных частей, которое образуется на основе сочинительной связи. |
|
36 |
Виды сложносочинённых предложений |
Оценивать правильность построения сложносочинённых предложений, исправлять соответствующие синтаксические ошибки. Наблюдать за особенностями использования сложносочинённых предложений в текстах разных стилей, в том числе художественном. |
|
37 |
(Рр-3)Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему о природе родного края |
Создание собственного текста на морально-этическую тему |
|
38* |
Урок-анализ сочинения. Интонационные особенности сложносочинённых предложений с разными типами смысловых отношений между частями |
понимать основные значения сложносочинённых предложений: соединительные (с оттенками последовательности и одновременности протекающих событий, с оттенком причинно-следственных отношений), противительные, разделительные (со значением чередования событий или их взаимоисключения). Моделировать такие предложения по заданным схемам. |
|
39 |
Синтаксический разбор сложносочиненного предложения |
Тренироваться в синтаксическом разборе сложносочинённых предложений; употреблении в речи этих предложений |
|
40 |
Знаки препинания в ССП |
Знать разряды сочинительных союзов и соответствующие им виды сложносочинённых предложений; уметь расставлять знаки препинания |
|
41 |
Контрольная работа №1 по теме «Сложносочиненное предложение» |
Определить уровень усвоения темы; проанализировать ошибки |
|
Сложноподчиненное предложение (24 ч),развитие речи (4 ч.) |
|||
42 |
Сложноподчинённое предложение |
Повторить сведения о видах сложного предложения. Понимать, чем различаются вертикальные и горизонтальные синтаксические схемы; уметь их составлять |
|
43 |
Сложноподчинённое предложение, его строение. |
Иметь представление о классификации сложноподчинённых предложений. Овладевать навыками синтаксического разбора сложноподчинённого предложения |
|
44 |
Главная и придаточная части предложения |
Моделировать сложноподчинённые предложения по заданным схемам. |
|
45 |
(Рр-4 ) Сочинение –рассуждение на лингвистическую тему |
Создание собственного текста на лингвистическую тему |
|
46 |
Средства связи частей сложноподчинённого предложения: интонация, подчинительные союзы, союзные слова, указательные слова. |
Знать, чем различаются подчинительные союзы и союзные слова; уметь различать их в процессе про ведения синтаксического анализа сложноподчинённого предложения. |
|
47 |
Различия подчинительных союзов и союзных слов. |
Знать, чем различаются подчинительные союзы и союзные слова; уметь различать их в процессе про ведения синтаксического анализа сложноподчинённого предложения. |
|
48 |
Виды сложноподчинённых предложений по характеру смысловых отношений между главной и придаточной частями, по структуре, синтаксическим средствам связи. Вопрос о классификации сложноподчинённых предложений. |
Определять вид придаточного на основе структурно-семантического анализа сложноподчинённого предложения: выделение главной и придаточной части; постановка вопроса; определение союза или союзного слова, а также указательных слов. |
|
IIIчетверть |
|||
49 |
СПП с придаточным определительным |
Сложноподчинённое предложение с придаточным определительным. |
|
50 |
СПП с придаточным определительным и указательным словом в главной части |
Синтаксические синонимы: сложноподчинённое предложение с придаточным определительным — простое предложение с обособленным определением |
|
51 |
Рр-5 Контрольное сочинение на морально-этическую тему о выборе профессии |
Создание собственного текста на морально-этическую тему |
|
52 |
Анализ сочинения. СПП с придаточным изъяснительным. |
Моделировать сложноподчинённые предложения по заданным схемам. Синтаксические синонимы: сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным —предложение с прямой речью, бессоюзное предложение и т.п. |
|
53* |
Урок-практикум СПП с придаточным изъяснительным. |
Моделировать сложноподчинённые предложения по заданным схемам, определять схему, выделять придаточное |
|
54 |
СПП с придаточным обстоятельственным. СПП с придаточным времени |
Иметь представление об особенностях сложноподчинённого предложения с придаточным времени. Находить сложноподчинённые предложения с придаточным времени в художественных текстах; |
|
55* |
Проект «Особенности употребления подчинительных союзов в говорах нашего края, их влияние на культуру речи учащихся» |
Моделировать по заданным схемам и употреблять в речи сложноподчинённые предложения с придаточным времени.уместно использоватьв своей речи подобные синтаксические конструкции |
|
56 |
Рр-6 Контрольное сжатое изложение |
Уметь делить текст на абзацы; находить предложения, в которых раскрывается основная мысль , уметь сокращать предложенный текст вдвое, лаконично раскрывая основную мысль; писать сжатое изложение |
|
57 |
Анализ изложения. СПП с придаточным места |
Иметь представление об особенностях сложноподчинённого предложения с придаточным места. Моделировать по заданным схемам и употреблять в речи сложноподчинённые предложения с придаточным места.Находить сложноподчинённые предложения с придаточным места в художественных текстах; |
|
58 |
СПП с придаточным образа действия, меры и степени |
Иметь представление об особенностях сложноподчинённых предложений с придаточными образа действия и степени. Моделировать сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия и степени. |
|
59* |
Урок-открытие СПП с придаточным сравнения. Различные формы выражения значения сравнения в русском языке |
Иметь представление о структурно-семантических особенностях сложноподчинённого предложения с придаточным сравнительным |
|
60 |
СПП с придаточным цели |
Иметь представление о структурно-семантических особенностях сложноподчинённого предложения с придаточным цели, уместно употреблять в своей речи подобные синтаксические конструкции |
|
61 |
СПП с придаточным причины и следствия. |
Иметь представление о структурно-семантических особенностях сложноподчинённых предложений с придаточными причины и следствия. |
|
62 |
СПП с придаточным условия |
Иметь представление об особенностях сложноподчинённого предложения с придаточным условия. |
|
63 |
СПП с придаточным уступки |
Иметь представление о структурно-семантических особенностях сложноподчинённого предложения с придаточным уступительным. |
|
64 |
Контрольная работа №2 по теме «Сложноподчиненное предложение» |
Определить уровень усвоения темы; проанализировать ошибки |
|
65 |
Анализ контрольной работы. СП с несколькими придаточными. Однородное и последовательное подчинение придаточных частей. |
Иметь представление о разных видах подчинительной связи: однородное и неоднородное соподчинение и последовательное подчинение; опознавать эти виды связи в сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными. Составлять схемы сложных предложений и моделировать предложения по заданным схемам; |
|
66 |
Последовательное подчинение в СПП. |
Оценивать правильность построения сложноподчинённых предложений разных видов, исправлять нарушения построения сложноподчинённых предложений |
|
67 |
Способы подчинения придаточных в СПП |
Повторить и обобщить сведения о сложноподчинённых предложениях разных видов. |
|
68 |
РР-7 Контрольное сочинение (15.1, 15.2, 15.3) |
Создание собственного текста |
|
69* |
Урок-зачет. Анализ сочинения. Синтаксический разбор предложения с несколькими придаточными |
Повторить и обобщить сведения о сложноподчинённых предложениях разных видов. |
|
Бессоюзное сложное предложение (7 ч.) , развитие речи (1ч) |
|||
70 |
Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, интонационное и пунктуационное выражение этих отношений. |
Иметь представление о бессоюзном сложном предложении как таком единстве предикативных частей, которое образуется только на интонационно-смысловой основе без участия союзов. Понимать особенности бессоюзного предложения (по сравнению с предложениями с союзной связью) |
|
71 |
Знаки препинания в БСП. Запятая, точка с запятой. |
Иметь представление о важнейших значениях, присущих бессоюзным предложениям: а)перечисления; б)причины, пояснения, дополнения; в)противопоставления, времени или условия, следствия. |
|
72 |
Знаки препинания в СП. Двоеточие.Тире |
Правильно употреблять знаки препинания в зависимости от этих значений и соответствующей интонации. |
|
73 |
Контрольная работа №3 по теме «Бессоюзные предложения и знаки препинания в них |
Определить уровень усвоения темы; проанализировать ошибки |
|
74* |
Проект «Использование в разговорной речи сложных предложений»» |
Правильно и уместно, устно и письменно употреблять в собственной речи сложные синтаксические конструкции, безошибочно производить синтаксический разбор данных предложений |
|
75 |
Рр-8 Контрольное изложение с элементами сочинения |
Уметь делить текст на абзацы; находить предложения, в которых раскрывается основная мысль , уметь сокращать предложенный текст вдвое, лаконично раскрывая основную мысль; писать сжатое изложение |
|
76* |
Урок развивающего контроля. |
Правильно и уместно, устно и письменно употреблять в собственной речи сложные синтаксические конструкции |
|
77 |
Контрольная работа №4 по теме «Знаки препинания в БСП» |
Определить уровень усвоения темы; проанализировать ошибки |
|
Сложное предложение с разными видами связи (6ч.), развитие речи (1 ч) |
|||
78 |
Анализ контрольной работы. Типы сложных предложений с разными видами связи: сочинением и подчинением; сочинением и бессоюзием; сочинением, подчинением и бессоюзием; подчинением и бессоюзием |
Иметь представление о разных видах сочетаний союзной и бессоюзной связи в сложных предложениях. Опознавать сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи. Составлять схемы таких сложных предложений и моделировать предложения по заданным схемам. |
|
IV четверть |
|||
79 |
Синтаксический разбор сложного предложения с разными видами связи |
Проводить синтаксический анализ сложных предложений с различными видами союзной и бессоюзной связи. Находить сложное предложение с различными видами союзной и бессоюзной связи в художественных текстах; уместно использовать в своей речи подобные синтаксические конструкции. |
|
80* |
Урок-открытие Период |
Иметь представление о периоде как особой синтаксической конструкции; опознавать это синтаксическое явление в художественной речи |
|
81* |
Урок-лингвистическое наблюдение |
Корректировать интонацию в соответствии с коммуникативной целью высказывания |
|
82 |
Рр-9 Сочинение-рассуждение .Подготовка к ОГЭ |
Создание собственного текста с элементами рассуждения |
|
83 |
Анализ сочинения. Проверяем себя |
Моделировать сложные предложения по заданным схемам, определять схему. |
|
84 |
Контрольная работа №5 по теме «Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи» |
Определить уровень усвоения темы; проанализировать ошибки |
|
Чужая речь и способы ее передачи(10 ч.), развитие речи (1ч.) |
|||
85* |
Урок-общение Синтаксические конструкции с чужой речью |
Опознавать основные способы передачи чужой речи |
|
86 |
Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь |
Моделировать предложения с прямой и косвенной речью и использовать их в высказываниях |
|
87* |
Урок-настроение. Синонимия предложений с прямой и косвенной речью |
Заменять прямую речь косвенной, использовать различные способы цитирования в речевой практике. |
|
88* |
Урок-пересказ Предложения с косвенной речью |
Правильно интонировать предложения с прямой и косвенной речью. Моделировать предложения с прямой и косвенной речью и использовать их в высказываниях |
|
89* |
Урок-практикум Предложения с косвенной речью. |
Анализировать и характеризовать синтаксические конструкции с прямой и косвенной речью. |
|
90 |
Диалог |
Умение строить диалог. Анализировать и характеризовать диалогическую речь. |
|
91 |
(Рр-10) Контрольное сочинение-рассуждение по типу 15.1,15.2,15.3 |
Создание собственного текста |
|
92* |
Урок-анализ сочинения. Цитирование |
Овладение способами цитирования. |
|
93 |
Способы включения цитат в высказывание |
Моделировать предложения с прямой и косвенной речью и использовать их в высказываниях; |
|
94* |
Урок-практикум Проверяем себя |
Определить уровень усвоения темы; проанализировать ошибки |
|
95 |
Итоговая контрольная работа №6 по теме «Повторение изученного в 9 классе» |
Определить уровень усвоения темы; проанализировать ошибки |
|
Повторение изученного (7 ч) |
|||
96 |
Анализ контрольной работы. Основные правила орфографии |
Определить уровень усвоения темы; проанализировать ошибки |
|
97 |
Основные правила пунктуации |
Повторение основных правил пунктуации |
|
98* |
Урок-монолог Синтаксис и культура речи. |
Оценивать чужие и собственные речевые высказывания с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям, языковой принадлежности. |
|
99* |
Урок-зачет Комплексный анализ текста. |
Анализ текстов с точки зрения тематики, проблематики и средств связи |
|
100 |
Комплексный анализ текста. Подготовка к ОГЭ. Тестовая часть |
Анализ текстов с точки зрения тематики, проблематики и средствсвязи |
|
101 |
Комплексный анализ текста. Подготовка к ОГЭ. Задания 15.1,15.2,15.3 |
Анализ текстов с точки зрения тематики, проблематики и средств связи |
|
102 |
Итоговый урок |