Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 9 класса по УМК С.Г. Бархударова
Утверждено методическим советом
Тамбовского областного государственного бюджетного
общеобразовательного учреждения кадетской школы
«Многопрофильный кадетский корпус имени Героя Советского Союза
летчика-космонавта СССР Л.С. Дёмина»
Протокол от «31 » августа 2022 года №1
Календарно-тематическое планирование
учебного материала на 2022-2023 учебный год
Предмет: русский язык
Классы: 9 А, Б, В, Г, Д
Учитель: Гутарина С.В.
Количество часов в неделю: 3
Учебный комплект для обучающегося
1.Русский язык. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы: С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков и др. М.,«Просвещение», 2020.
2.Тесты по русскому языку. К учебнику русского языка. Автор-составитель Е.М.Сергеева.
3.Контрольные проверочные работы к учебнику 9 класса. Автор-составитель Л.А.Аксёнова.
Методическая литература
1 Н.В.Егорова. Поурочные разработки по русскому языку .Универсальное издание.9 класс. Книга для учителя. ФГОС. М., «ВАКО», 2020;
2. ФГОС. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык.9 класс./Составитель Н.В.Егорова. – .4-е изд.- М.:ВАКО, 2021;
3. Комплексный анализ текста. 9 класс. Е.Н.Груздева. «Экзамен», Москва, 2020.
Распределение по четвертям
Четверти | Всего часов |
1 | 27 |
2 | 24 |
3 | 30 |
4 | 24 |
Год | 105 |
№ п/п | Раздел Тема урока | Дата проведения | Виды деятельности на уроке | Планируемые результаты | Формы контроля |
I четверть | |||||
1 | Введение. Международное значение русского языка. | 1 неделя сентября | Анализ содержания параграфа. Анализ предложенных текстов. Самостоятельная работа. | Личностные УУД: осознание эстетической и национально –культурной ценности русского языка и его международного значения Регулятивные УУД: определение цели деятельности, последовательности действий. Познавательные УУД: представление о функциях русского языка, владение всеми типами речи.. Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать речь других, формулирование и аргументация своего мнения и позиции. | |
2 | Фонетика | 1 неделя сентября | Фонетический разбор слов. Пунктуационный разбор предложений. Работа в парах (сильный-слабый). Индивидуальная и фронтальная работа | Познавательные УУД: повторение понятий звук и буква, фонетический разбор, понятий синтаксис, пунктуация, значения знаков препинания в диалоге. Регулятивные УУД: выделение и разбор слов, расстановка знаков препинания в простых и сложных предложениях, выполнение синтаксический разбор предложений Коммуникативные УУД: речевое общение с одноклассниками, учителем, соблюдение норм общения. Составление монолога и диалога. | Самостоятельная работа |
3 | Лексика и фразеология | 1 неделя сентября | Лексический разбор. Работа по карточкам с дальнейшей самопроверкой. Пунктуационный разбор сложного предложения. | ||
4 | Морфемика и словообразование | 2 неделя сентября | Повторение материала. Работа с презентацией. Взаимопроверка Работа с текстами разных стилей и типов | Познавательные УУД: усвоение понятия морфемика, Повторение способов образования слов. Стилистические особенности текстов. Регулятивные УУД: определение последовательности действий. Коммуникативные УУД: умение совместно выполнять порученное задание –анализ текста | |
5 | Морфология | 2 неделя сентября | Повторение материала. Работа с презентацией. Взаимопроверка Работа с текстами разных стилей и типов | Познавательные УУД: усвоение понятия морфология, Стилистические особенности текстов. Регулятивные УУД: определение последовательности действий. Коммуникативные УУД: умение совместно выполнять порученное задание –анализ текста | |
6 | Рр Контрольное сжатое изложение по прослушанному тексту | 2 неделя сентября | Повторение особенностей сжатого изложения, способов сжатия текста | Познавательные УУД: понятия микротемы, способы сжатия, алгоритм действий Регулятивные УУД: различия между подробным и сжатым изложениями. Уметь: писать сжатое изложение | Сжатое изложение |
7 | Словосочетание. Простое предложение и его грамматическая основа. | 2 неделя сентября | Формирование умений синтаксического и пунктуационного разбора предложения | Уметь: разбирать предложение по членам, выделять главные члены | Самостоятельная работа |
8 | Повторение. Предложения с обособленными членами. | 3 неделя сентября | Формирование умений синтаксического и пунктуационного разбора предложения | Уметь: разбирать предложение по членам, выделять главные члены | |
9 | Входная контрольная работа. | 3 неделя сентября | | Регулятивные УУД: различия между вводными и вставными конструкциями | |
10 | Повторение. Обращения, вводные и вставные конструкции. | 3 неделя сентября | | Уметь: решать тестовые задания по материалу, изученному в 8 классе | Контрольная работа (тест) |
11 | Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | 4 неделя сентября | Формирование умений анализировать собственные ошибки и недочёты | Коммуникативные УУД: умение совместно выполнять порученное задание –анализ выполненных тестов | |
12 | Сложное предложение. Основные виды сложных предложений. | 4 неделя сентября | Коллективное и самостоятельное составление предложений по заданным схемам | Познавательные УУД: что такое сложное предложение Регулятивные УУД: анализ предложений Коммуникативные УУД: Работать в парах и в коллективе | |
13 | Рр Тезисы. Конспект. | 4 неделя сентября | Коллективное и самостоятельное составление предложений по заданным схемам | Уметь: характеризовать предложения, определять способ связи | |
14 | Рр Способы сжатого изложения содержания текста. | 1 неделя октября | Повторение . Разбор простого предложения | Познавательные УУД: особенности разбора сложного предложения. | Самостоятельная работа |
15-16 | Рр Контрольное сочинение-рассуждение по прочитанному тексту | 1 неделя октября | Аналитическая работа с текстом | Регулятивные УУД: -.вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом). Познавательные УУД: 1. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника, библиотек, Интернета 2. Понимать, структуировать, информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. 3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. 4. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям. Коммуникативные УУД: 2. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). 4.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. Личностные УУД: применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в диалогах. | Сочинение-рассуждение |
17 | Интонация сложного предложения. | 2 неделя октября | Интонационный анализ сложных предложений. | | |
18 | Понятие о сложносочиненном предложении. | 2неделя октября | Наблюдение, отбор информации, анализ, составление схем предложений | | |
19 | Смысловые отношения в сложносочинённых предложениях. | 2 неделя октября | Аналитическая деятельность. Работа в парах | | |
20 | Рр Контрольное сжатое изложение по прослушанному тексту. | 3 неделя октября | Работа с текстом. Определение микротем, исключение второстепенной информации | Контрольное изложение | |
21 | Знаки препинания в сложносочиненном предложении. | 3 неделя октября | Работа с текстом. Определение микротем, исключение второстепенной информации | | |
22 | Сложносочинённые предложения с соединительными союзами. | 3 неделя октября | Составление конспекта по содержанию параграфа. Аналитическая работа по разграничению союзов | | |
23 | Сложносочинённые предложения с разделительными союзами. | 4 неделя октября | Анализ предложений . Определение группы союзов | Самоконтроль | |
24 | Сложносочинённые предложения с противительными союзами. | 4 неделя октября | Составление таблицы «Сочинительные союзы» Пунктуационный анализ текста. | | |
25 | Повторение по теме: «ССП». Рецензия. | 4 неделя октября | | | |
26 | Контрольный диктант по теме «ССП». | 5неделя октября | Решение тестовых заданий | Контрольная работа (тест) | |
27 | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. | 5 неделя октября | Работа над трудными понятиями в тестах. Аналитическая работа | | |
II четверть | |||||
28 | Сложноподчинённое предложение. Строение СПП. | 2 неделя ноября | Закрепление умений пунктуационного и синтаксического разбора сложного предложения | ||
29 | Подчинительные союзы и союзные слова. | 2неделя ноября | Анализ СПП | | |
30 | Подчинительные союзы и союзные слова. | 2неделя ноября | Работа с презентацией на данную тему. Самостоятельная работа по составлению СПП | Тест | |
31-32 | Контрольное сочинение-рассуждение по отрывку из художественного текста | 3 неделя ноября | Анализ прочитанного текста. Работа над понятием нравственность | Регулятивные УУД: -.Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу Познавательные УУД: 1Применение правил написания сложных предложений 2. Понимать, структуировать информацию, представленную в виде текста 3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. 4. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям. Коммуникативные УУД: 2. Вступать в диалог (использовать в устной и письменной речи простые предложения). 4.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. Личностные УУД: - оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения. | Сочинение-рассуждение |
33 | Место придаточного предложения по отношению к главному. | 3неделя ноября | Работа с СПП, с их схемами | | |
34-35 | Основные группы сложноподчинённых предложений. Придаточные определительные. | 3неделя ноября | Работа с разными типами предложений | | |
36-37 | Роль указательных слов в сложноподчинённом предложении | 4 неделя ноября | Применение полученных знаний на практике | | |
38-39 | Рр Сочинение по картине. | 4 неделя ноября | Сбор материала к сочинению (наблюдение, составление плана, лексическая работа) | Сочинение по картине | |
40 | Придаточные изъяснительные. | 1 неделя декабря | Составление СПП и их схем. Анализ знаков препинания в текстах | Самоконтроль | |
41-42 | Контрольное сжатое изложение по прослушанному тексту | 1 неделя декабря | Фронтальная беседа по содержанию текста. Составление плана . Самостоятельное написание изложения | Познавательные УУД: 1. Осуществлять поиск односоставных предложений . 2. Понимать, структуировать, информацию, представленную в виде текста. Коммуникативные УУД: 2. Вступать в диалог (использовать в речи односоставные предложения). 3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре. Личностные УУД: - Внимательно относиться к языковым явлениям, оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, Регулятивные УУД: 1. Осуществлять контроль в форме сравнения своей работы с заданным эталоном. 2.Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом). 3. Выполнять синтаксический разбор предложений по заданному плану, следуя определённому алгоритму. | |
43 | Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными. | 2 неделя декабря | . Сравнительный анализ СПП | | |
44 | Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными. | 2 неделя декабря | Составление плана параграфа. Работа с презентацией | | |
45 | Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия и степени. | 2 неделя декабря | Пунктуационный разбор СПП | Тест | |
46 | Сложноподчинённые предложения с придаточными места и времени. | 3 неделя декабря | Работа по составлению СПП и их схем | | |
47 | Сложноподчинённые предложения с придаточными цели, причины, условия, уступки, следствия. | 3 неделя декабря | Коллективная и индивидуальная работа. Анализ СПП с несколькими придаточными | Самостоятельная работа | |
48 | Сложноподчинённые предложения с придаточными сравнительными, уступительными, присоединительными. | 3 неделя декабря | Составление плана к Работа по алгоритму Систематизация знаний.. | | |
49 | Контрольный диктант по теме «Сложноподчиненные предложения». | 4 неделя декабря | .Применение полученных знаний на практике | Диктант | |
50 | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. | 4 неделя декабря | Работа с тестами | ||
51 | Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными. | 4 неделя декабря | Закрепление навыка разбора сложного предложения | | |
III четверть | |||||
52 | Пунктуационный и синтаксический разбор сложноподчинённого предложения. | 2 неделя января | Пунктуационный и синтаксический разбор СПП. Коллективная и индивидуальная деятельность | | |
53 | Повторение раздела «Сложноподчинённое предложение». | 2 неделя января | Применение полученных знаний на практике | | Тест |
54 | Контрольное тестирование по теме «Сложноподчинённые предложения». | 2 неделя января | Работа с текстами разных стилей речи, нахождение в них сложноподчинённых предложений (коллективная работа) | Личностные УУД: овладение на уровне общего образования системой знаний и умений в разделе «Особенности сложноподчинённого предложения» Регулятивные УУД: проговаривание последовательности действий на уроке, анализ предложений по схеме, осуществление самоконтроля, соотношение цели и результатов деятельности, выработка критериев определения сложноподчинённого предложения Познавательные УУД: моделирование, построение логической цепи рассуждений на тему «Сложные бессоюзные предложения», анализ, синтез, подведение под понятие, выведение следствий, умение структурировать знания, освоение способа проверки, представление информации в разных формах. Коммуникативные УУД: умение слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, умение устно и письменно выражать свои мысли, используя предложения с однородными членами | Взаимопроверка |
55 | Рр Деловые бумаги | 3 неделя января | | | |
56-57 | Сочинение-рассуждение о природе родного края | 3 неделя января | Составление плана сочинения. Орфографическая работа. | Сочинение-рассуждение | |
58-59 | Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в бессоюзных сложных предложениях. | 4 неделя января | Аналитическая работа: сопоставление материала 2-х параграфов. Выполнение заданий по алгоритму | | |
60-61 | Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях. | 4 неделя января | Повторение предыдущего материала, пунктуационный разбор БСП. Работа с интерактивным словарём. | | |
62 | Работа с текстом. Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. | 1 неделя февраля | Составление схем БСП. Работа с презентацией на данную тему. | Самостоятельная работа | |
63-64 | Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему «Роль запятых в предложении». | 1 неделя февраля | Составление плана сочинения. Словарная работа | Сочинение-рассуждение | |
65-66 | Двоеточие в бессоюзных сложных предложениях. | 2 неделя февраля | Самостоятельная работа по составлению БСП с электронным тренажёром на данную тему. | | |
67-68 | Тире в бессоюзных сложных предложениях. | 2 неделя февраля | Формирование умений выполнять анализ БСП | | |
69 | Рр Рассказ по личным впечатлениям. | 3 неделя февраля | Повторение структуры рассказа. Формирование умения делиться собственными впечатлениями | Рассказ | |
70 | Рр Реферат | 3 неделя февраля | Научить правильно составлять и оформлять реферат | | |
71 | Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения. Повторение раздела « Бессоюзные сложные предложения». | 3 неделя февраля | Анализ предложений | Познавательные УУД: знание особенностей бессоюзных сложных предложений. Регулятивные УУД: определение цели деятельности. Коммуникативные УУД: Взаимодействие с одноклассниками и учителем в процессе общения на уроке. Личностные УУД: проявление уважения к мнению оппонента, умение вести дискуссию, рассуждать на заданную тему. | |
72 | Контрольный диктант по теме «Бессоюзные сложные предложения». | 4 неделя февраля | Работа с презентацией «Бессоюзные сложные предложения». Коллективная работа | Диктант | |
73 | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. | 4 неделя февраля | | | |
74 | Сложные предложения с различными видами связи | 4 неделя февраля | Повторение ранее изученного материала о сложных предложениях. Применение полученных знаний на практике. Работа в парах. | | |
75 | Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи. Авторские знаки препинания. | 1 неделя марта | Работа с понятием «виды связи», интерактивным словарём. Повторение изученного материала | Коммуникативные УУД: определять цели и функции участников, способы взаимодействия, планировать общие способы работы, обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. Регулятивные УУД: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. Познавательные УУД: представление об обособлении, научились объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования союзов Личностные УУД: формирование устойчивой мотивации к творческой деятельности по алгоритму | Самостоятельная работа |
76 | Контрольное тестирование. | 1 неделя марта | Работа с тестами | Контрольный тест | |
77-78 | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с различными видами связи | 1-2 неделя марта | Синтаксический и пунктуационный разбор (закрепление изученного на практике) | | |
79-80 | Сжатое изложение по прослушанному тексту | 2 неделя марта | Закрепление навыка написания сжатого изложения | Изложение | |
81 | Рр Публичная речь | 3 неделя марта | Различение понятий «публичный» и «публицистический». Особенности публичных выступлений | Самоконтроль | |
IV четверть | |||||
82-83 | Повторение раздела «Сложные предложения с различными видами связи» | 2 неделя апреля | Аналитическая работа с текстами . Работа с электронным учебником и презентацией на данную тему | Предметные УУД: осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы. Познавательные УУД: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования предложений с обращениями Метапредметные УУД: владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога). | |
84-85 | Урок-зачёт по теме «Сложные предложения с различными видами связи» | 2 -3 неделя апреля | Работа в парах: Составление сложных предложений с различными видами связи. Анализ составленных предложений. | Зачёт | |
86 | Рр Сочинение – рассуждение | 3 неделя апреля | Работа с текстами разных стилей речи. | Сочинение | |
87-88 | Роль языка в жизни общества. Общие сведения о языке. | 3-4 неделя апреля | Анализ текстов. Работа с презентацией на данную тему (Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык среди славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Значение письменности; русская письменность). | | |
89-90 | Публичное выступление (защита проектов) | 4 неделя апреля | Результаты индивидуальной деятельности. | ||
91 | Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах. Текст | 1 неделя мая | Ответы на контрольные вопросы (по учебнику) | | Самоконтроль |
92 | Итоговый контрольный диктант за курс 9 класса. | 1 неделя мая | Умение применять полученные знания на практике | | Контрольный диктант |
93 | Анализ диктанта. Работа над ошибками | 1неделя мая | Работа над ошибками. Орфографическая и пунктуационная работа | | |
94 | Фонетика. Графика. Орфография | 2 неделя мая | Работа по составлению плана и тезисов статьи учебника | | |
95 | Лексика и фразеология. | 2 неделя мая | Коллективная работа по составлению конспекта «Выразительные средства языка» | Коммуникативные УУД: слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные УУД: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования предложений с обращениями Личностные УУД: формирование навыков уважительного обращения к собеседникам и слушателям. | |
96 | Морфемика. Словообразование. Орфография. | 2 неделя мая | Повторение правил, нашедших отражение в тестах ОГЭ | Взаимоконтроль | |
97 | Синтаксис и пунктуация | 3 неделя мая | Повторение правил, нашедших отражение в тестах ОГЭ | Самоконтроль | |
98-99 | Употребление запятых в простых и сложных предложениях | 3 неделя мая | Повторение правил, нашедших отражение в тестах ОГЭ | Коммуникативные УУД: выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные УУД: формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Познавательные УУД: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования предложений с обращениями Личностные УУД: формирование навыков уважительного обращения к собеседникам и слушателям, умение отстаивать свою позицию. | |
100-101 | Особенности написания сочинения-рассуждения (на лингвистическую тему и на тему, связанную с содержанием прочитанного текста) | 3 неделя мая | Повторение изученного материала. . | Самостоятельная работа | |
102 | Особенности написания сжатого изложения | 4 неделя мая | Повторение изученного материала | Самоконтроль | |
103 | Подготовка к ОГЭ (тестовая часть) | 4 неделя мая | Повторение изученного материала | Самоконтроль | |
104 | Подготовка к ОГЭ (тестовая часть) | 4 неделя мая | Повторение изученного материала | Самоконтроль | |
105 | Особенности написания сочинения-рассуждения на свободную тему. | 4 неделя мая | Повторение изученного материала | Самоконтроль |