Календарно-тематическое планирование уроков литературы (6 класс, УМК В.Я. Коровиной)

2
0
Материал опубликован 27 August 2021 в группе

Пояснительная записка к календарно-тематическому

планированию уроков литературы. 6 класс.


Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 6 классе составлено на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, «Программы по литературе для общеобразовательных учреждений», 5 -9 классы./ Автор В.Я. Коровина; М.: Просвещение, 2014 г. к учебнику для 6 класса общеобразовательной школы автора-составителя В.Я. Коровиной, М.: Просвещение, 2018, а также с учётом специфики ОУ для детей с задержкой психического развития (Журнал «Дефектология». 1993г., №2), годового календарного графика ОГКОУ «Школа-интернат №16» на 2019-2020учебный год.

Календарно-тематическое планирование уроков отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы, которая конкретезирует содержание тем образовательного стандарта и даёт примерное распределение учебных часов по разделам курса.

Цели обучения:

- воспитание духовно-развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

-овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулирвать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет, и др.)

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности учащихся по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

- выразительное чтение художественного текста;

- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием)

- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

- анализ и интерпретация произведения;

- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

- целенаправленный поиск информации на основе знания её источников и умения работать с ними.


Цель изучения литературы – приобщение учащихся к искусству слова, к богатству русской классической и зарубежной литературы. Перед специальной школой-интернатом стоят те же задачи, которые заложены в программах по литературе для 5-9 классов массовых школ. Основа урока литературы – работа с текстом художественного произведения, постижение авторского понимания окружающего мира, человеческих отношений. Программа 5-9 классов является продолжение курса чтения в начальных классах. Задачей является развитие у детей с ЗПР интереса к чтению, любви к литературе, совершенствование навыков чтения, привитие первоначального умения анализировать произведения с целью углубления их эстетического восприятия. Произведения художественной литературы звучат на уроке в чтении учителя и учащихся. Анализ произведений основывается на постоянном обращении к тексту. Работа над произведениями требует дополнительного, по сравнению с массовой школой, времени, что обусловлено трудностями, испытываемыми детьми с ОВЗ при овладении навыками чтения, а так же недостаточным пониманием и эстетическим восприятием прочитанного.

В процессе преподавания учитель практически знакомит детей с основными теоретико-литературными сведениями, не прибегая к сложным литературоведческим определениям. В целях расширения кругозора, углубления литературного образования школьников проводятся уроки внеклассного чтения.

В 6 классе данной программой предусмотрено проведение 105 учебных часов. По учебному плану ОГКОУ СКОШИ в 6 классе на уроки литературы отводится 102 часа (3 часа в неделю) Программа скорректирована с учетом рекомендаций журнала «Дефектология» (№3 1993 год) В связи с этим отводится больше времени на изучение некоторых тем программы, на развитие техники чтения, развитие коммуникативных навыков, развитие памяти, внимания, словесно-логического мышления, кругозора, социализацию личности учащихся на примерах литературных героев.

Характеристика основных видов деятельности обучающихся (на уровне учебных действий).

Метапредметные (УУД) – совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Личностные: оценивает ситуацию на уроке с точки зрения важности образования; положительно относится к учению, к познавательной деятельности, желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Регулятивные: учится обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: осознает познавательную задачу; самостоятельно предполагает, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов; читает и слушает, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.

Коммуникативные: задает вопросы, слушает вопросы других и отвечает на них; формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения, при необходимости отстаивает свою точку зрения, аргументируя ее; учится подтверждать аргументы фактами.


Требования к уровню подготовки учащихся к концу 6 класса.

Цель изучения литературы – приобщение учащихся к искусству слова, к богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Важно уделять больше времени чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.


Оценка уровня литературной подготовки учащихся:

Знать:

Авторов и содержание изученных художественных произведений; основные теоретические понятия, предусмотренные программой.

Уметь:

Характеризовать героев изученных произведений; владеть приёмами анализа образа, используя при этом портрет персонажа и его имя, поступки и взгляды, речевую характеристику; использовать различные формы пересказа; отличать стихотворение от прозы; привлекать сведения по теории литературы в процессе обсуждения художественных произведений; работать со справочными материалами.


Используемый учебно-методический комплекс. Учебник «Литература. 6 класс». Авторы-составители: В.Я. Коровина, В.П. Полухина и др.

М.: Просвещение, 2018год. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской федерации


Распределение учебных часов по разделам программы.


п/п

Наименование раздела, темы

Количество уроков

1.

Художественное произведение, автор, герои.

1

2.

Устное народное творчество

4

3.

Из древнерусской литературы

1

4.

Из литературы 18 века

5

5.

Из литературы 19 века

46

6.

Из русской литературы 20 века

26

7.

Из литературы народов России

2

8

Из зарубежной литературы

17


Итого:

102



Таблица распределения учебных часов по четвертям.



1 четверть

2 четверть

3четверть

4 четверть

год

Основные уроки

21

18

24

20

86

Контроль знаний

1

1

1

1

4

Развитие речи


5

2

2

9

Внеклассное чтение

2


3

1

6

Итого

24

24

30

24

102





Разделы. Тема урока

Кол.

час

Дата

Основные вопросы, проблемы

Виды практической

деятельности

Формы отчётности

Коррекция на уроке

Примеч

Д/З

Введение (1ч)

1.

Введение.

Художественное произведение, автор, герои.

1


Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герои. Прототип. Выражение авторской позиции. Книга в жизни человека. Выявление уровня литературного развития учащихся.

Работа с учебником. Характеристика форм выражения авторской позиции в произведениях различных родов литературы: лирике, эпосе, драме.

Пересказ статьи учебника Выполнение тестовых заданий.

Умение рассуждать, мыслить, общаться.

Подготовка устного сообщения «Как я подбираю книги для чтения».


Устное народное творчество(4ч)


2.

Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни.

1


Знакомство с образцами обрядового фольклора. Художественная особенность календарно-обрядовых песен.

Словарная работа.

Выразительное чтение.

Ответы на вопросы.

Развитие речи, словарно-логического мышления на основе анализа песен.

Ответ на вопрос «Чем обрядовая поэзия привлекала русских писателей?»

3.

Пословицы и поговорки.


1


Пословицы и поговорки как малый жанр фольклора, их народная мудрость.

Красота и ценность русских пословиц, поговорок, загадок.

Рассказ учителя, работа со словарём, чтение, беседа по пословицам.

Объяснение смысла пословиц, задания в учебнике.

Развитие абстрактного мышления при анализе пословиц и поговорок

Создать рассказ по пословице.



4.

Загадки. (внеклассное чтение)

1


Загадка как малый жанр фольклора. Разнообразие загадок. Метафоричность и иносказательный смысл. Афористичность загадок.


Выразительное чтение и истолкование загадок. Объяснение их прямого и переносного смысла. Сочинение загадки.


Поиск в словаре В.И.Даля «Пословицы русского народа» (раздел «Загадки») загадок на разные темы и составление таблицы «Темы русских загадок». Сочинение загадок на разные темы.

Развитие мышления при составлении и разборе загадок

Сочинить загадку.


5

РР Урок- посиделки «Русский фольклор».

1


Подготовка к письменному ответу на проблемный вопрос.


Составление плана ответа на проблемные вопросы:

1)В чем красота и мудрость русских обрядов?

2)Почему послови –цы и поговорки называют зернами народн. мудрости?

3)Какие образы загадок являются основой для их иносказательного смысла?

Устный монологический ответ по плану.



Развитие мышления и монологической речи.

Домашняя контрольная работа.

Подготовка письменного ответа на один из проблемных вопросов.












Из древнерусской литературы (1ч)





6

Древнерусская литература. Сказание о Белогородском киселе

1


Знакомство с историей – осознание себя звеном в цепи поколений.

Исторические события и вымысел.

Народные идеалы и летописи.

Рассказ учителя, беседа по вопросам, составление плана

Пересказ, ответы на вопросы, устное рисование

Развитие памяти и мышления при анализе басни.

Выразительное чтение басни.


Произведения русских писателей 18 века. (5ч)

7

Русская басня.

И.И.Дмитриев «Муха»

1


Слово о баснописце. «Муха»

Осуждение безделия, лени, хвастовства.

Аллегория и мораль басни.

Особенности языка 18 столетия.

Рассказ учителя.

Беседа по басне.

Выразительное чтение. Выразительное чтение басни, ответы на вопросы

Развитие мышления при анализе басни.

Выразительное чтение басни.

8.

И.А.Крылов «Осел и соловей»

1


Слово о баснописце «Осёл и соловей – комическое изображение «знатока».

Развитие памяти об аллегории.

Рассказ учителя.

Чтение и анализ басни.

Выучить басню наизусть.

Развитие речи, памяти при изучении басни.

Выучить басню наизусть.

9.

10

И.А.Крылов «Листы и корни»,

«Ларчик»


2


Роль власти и народа в достижении общественного блага.

«Ларчик» - критика мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна.


Рассказ учителя.

Чтение и анализ басен.

Ответы на вопросы.

Выразительное чтение.

Развитие словесно-логического мышления при анализе басен.

Выучить басню наизусть.

11.

РР. Русские басни.

1


Конкурс инсценированной басни.



Чтение басен по ролям.

Чтение басен.

Развитие речи при чтении басен.

Контрольная работа «Какие человеческие пороки осуждает И.А.Крылов в баснях»

Произведения русских писателей 19 века

12.

А.С.Пушкин.

Лицейские годы.

«И.И.Пущину»

1


Слово о поэте. Лицейские годы. Тема дружбы в стихотворении «И.И.Пущину»

Рассказ учителя.

Беседа. Чтение, ответы на вопросы.

Пересказ статьи учебника.

Стихотворение наизусть.

Развитие речи, памяти при пересказе текста при заучивании стихотворения.

Выучить стихотвор

наизусть.

13.


А.С. Пушкин «Узник».


1


Стихотворение «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта. Антитезы в стихе.


Выразительное чтение и анализ стихотворений. Словарная работа. Определение размеров стихотворений.

Стихотворение «Узник» наизусть. Выразительное чтение.

Развитие долговременной памяти, умение анализировать, сравнивать, выделять главное.

Чтение стихотворения наизусть.


14.

А.С. Пушкин «Зимнее утро».

1


Мотив единства человека, природы и жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции. Интонация как средство выражения поэтической идеи.

Выразительное чтение стихотворения.



Устные ответы на вопросы с использованием цитирования.


Развитие мышления на основе отбора главного.



Чтение стихотворения наизусть.


15.

Вн.чт. А.С.Пушкин. «Зимняя дорога» и другие стихотворения. Тема дороги в лирике Пушкина.


1


Приметы зимнего пейзажа, навевающие грусть в стих-и «Зимняя дорога». Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути в стих. О дороге. Развитие представлений об эпитете, метафоре, композиции как средствах создания художественных образов

Выразительное чтение; поиск и объяснение устаревших слов; работа со словарем.



Чтение наизусть и анализ стих-я.

Развитие памяти при заучивании наизусть.


Письмен ответ на вопрос «Какие размышления Пушкина о жизненном пути отразились в его стихе о дороге?».


16.

РР А.С. Пушкин. Двусложные размеры стиха.

1


Двусложные размеры стиха. Подготовка к письменному ответу на проблемный вопрос.


Чтение и обсуждение статьи учебника «Двусложные размеры стиха». Работа со словарем.

Определение стихотворных размеров. Создание письменного ответа на проблемный вопрос.

Развитие логического мышления при разборе стих-й.

Определит стихотворный размер.

17.

А.С. Пушкин. «Дубровский»: Дубровский -старший и Троекуров.



1


История создания романа. Картины жизни русского барства. Троекуров и его крепостные. Конфликт Андрея Дубровского и Кирилы Троекурова. Характеры помещиков.



Чтение статьи о романе. Выразительное чтение фрагментов романа. Составление плана сравнитель-ной хар-ки.

Пересказ эпизода, ответы на вопросы. Письменная сравнительная хар-ка.


Развитие словарно-логического мышления на основе анализа текста и сравнения.


Сравни-тельная характерис

тика.


18.

«Дубровский»: бунт крестьян.


1


Причины и следствия бунта крестьян. Анализ эпизода «Пожар в Кистеневке». Роль эпизода в романе.

Выразительное чтение фрагментов романа. Чтение по ролям.

Подготовка сообщений об усадьбах, описанных в романе.

Развитие абстрактного мышления на основе подготовки сообщения.

Сообще-ние.

19.

«Дубровский»: история любви.


1


Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой. Авторское отношение к героям.


Выразительное чтение фрагментов романа. Различные виды пересказов.


Составление плана сравнительной хар-ки героев: В.Дубровского и

М. Троекуровой.


Развитие мышления на основе сравнения.



Сравнительная хар-ка.


20.

«Дубровский»: протест Владимира Дубровского.

1


Образ Владимира Дубровского. Его протест против Беззакония и несправедливости.

Выразительное чтение; различные виды пересказа.

Ответ на вопрос «каково отношение автора к героям?».


Развитие мышления на основе анализа текста.

Иллюстрация к эпизодам.

21.

«Дубровский»: композиция романа.

1


Развитие понятия о композиции литературного произведения. Роль композиционных элементов в понимании произведения, в выражении авторской позиции.

Чтение и обсуждение статьи учебника «Композиция». Выделение этапов развития сюжета.

Ответ на вопрос «Какова роль композиции в романе?».

Развитие абстрактного мышления при изучении темы.

Выучить термины.

22

23.

РР Сочинение по теме: «Дубровский»: мое понимание романа Пушкина.

2


Подготовка к письменному ответу на один из проблем-ных вопросов:

1)В чем сходство и различие характеров К.Троекурова и Андрея Дубровского?

2)Почему роман «Дубров-ский» можно назвать произведение о защите человеческой личности?

3) Почему Маша Троекуро-ва не приняла освобождение от рук Дубровского?

4)Какими способами в романе выражается авторск отношение к героям?

Составление плана и подбор материала. Подбор цитат из текста романа.

Сочинение.

Развитие логического и абстрактного мышления при отборе материала и написании сочинения.

Написать сочинение.

24.

А.С.Пушкин. «Повести Белкина». «Барышня – крестьянка»: сюжет и герои.

1


Понятие о книге повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.

Особенности сюжета и система героев повести.

Чтение и обсужд статьи учебника. Выразительное чтение фрагмент повести. Различ-ные виды пересказов.

Чтение и пересказ повестей из цикла. Цитаты.

Развитие логического мышления при отборе цитат из текста.

Пересказ повести.

25.








«Барышня – крестьянка»: особенности композиции.







1









Прием антитезы в сюжетно-композиционной организации повести. Пародирование романтичес тем и мотивов. «Лицо» и «маска» героев. Роль случая в композиции.

Сюжеты и герои «Повестей Белкина». Автор и рассказчик.

Устные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Работа со словарем.





Чтение и пересказ эпизода.







Развитие мышления при анализе и пересказе текста.






Ответить на вопросы после текста.






26.


Вн. чт. «Повести Белкина»: проблемы и герои.


1



«Повести Белкина» в иллюстрациях. Кинофильмы на сюжеты повестей.



Выразительное чтение фрагментов повести. Устные ответы на вопросы.


Подготовка к домашнему ответу на один из проблем

ных вопросов:

1)Почему Лиза Муромская выдала себя за крестьянс-кую Акулину?

2)Какую роль в повести «Барышня-крестьянка» играет антитеза?


Развитие логического мышления при подготовке к ответу на проблемный вопрос.


Ответ на проблемный вопрос

27.

М.Ю Лермонтов

«Тучи»

1


Слово о поэте. Основное настроение и композиция стихотворения. Особенности поэтических интонаций.

Рассказ учителя. Обсуждение стихотворения.

Выучить наизусть стихотворение.

Развитие словесно-логического мышления при анализе стихотворения.

Выучить наизусть стихотвор.

28.

М.Ю Лермонтов

«Три пальмы»

1


Понятие о балладе, красоты и гармонии человека с миром, двусложные и трехсложные размеры стиха.

Поэтическая интонация.

Чтение и обсуждение стихотворения.

Выразительное чтение стихотворения.

Развитие памяти, внимания, связной речи при анализе стихотворения.

Выразительное чтение стихотворения.

29.

М.Ю Лермонтов

«Листок».

1


Антитеза как основной композиционный приём, особенности выражения темы одиночества.

Чтение и беседа по содержанию стихотворения

Выразительное чтение стихотворения.

Развитие памяти при заучивании стихотворения наизусть.

Выразительное чтение стихотворения.

30.

М.Ю.Лермонтов. «Утес», «На севере диком стоит одиноко…».


1


Лирические персонажи стих-й и их символический характер. Особенности выражения темы одиночества.



Выразительное чтение и анализ стихотворений.

Подбор цитат из текста на тему одиночества.


Чтение стихотворения наизусть.


Развитие памяти при заучивании стихотворения наизусть.

Выучить наизусть стихотвор

31.

Урок-зачёт по творчеству М.Ю. Лермонтова.

1


Проверка ЗУН по творчеству М.Ю. Лермонтова.

Работа в парах. Выполнение индивидуальных заданий.

Тест.

Развитие памяти, внимания, мышления.

Тест.

32

И.С.Тургенев. «Бежин луг»: образы автора и рассказчика.

1


Образ автора, его сочувственное отношение к крестьянским детям. Образ рассказчика.

Чтение рассказа, беседа по вопросам.

Пересказ эпизодов.

Развитие словесно-логического мышления на основе анализа произведения.

Подбор ци-тат на тему «Образы мальчиков в рассказе»


33.

«Бежин луг»: образы крестьянских детей.


1


Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Развитие представлений о портретной хар-ки персонажей.



Поиск цитатных примеров , иллюстрирующих понятие «портретная хар-ка». Выразительное чтение фрагментов. Устные ответы на вопросы.


Устное рисование.



Развитие образного мышления при устном рисовании.


Написание групповой хар-ки мальчиков.



34

«Бежин луг»: картины природы.



1


Роль картин природы в рассказе. Развитие представлений о пейзаже в литературном произведении.

Выразительное чтение фрагментов рассказа наизусть. Устные ответы на вопросы.

Чтение рассказов из цикла «Записки охотника».

Развитие логического мышления и памяти при чтении, анализе и пересказе текста.

Вопросы и задания к тексту.

35.

Вн. чт. И.С.Тургенев. «Хорь и Калиныч» и другие рассказы из «Записок охотника».


1


Сюжеты и герои «Записок охотника». Мастерство автора в изображении портретных и пейзажных элементов композиции рассказов.

Конкурс на лучшее выразительное чтение фрагментов рассказов. Различные виды пересказов. Игровые виды деятельности: конкурс на лучшую иллюстрацию, викторина на знание текстов рассказов.

Письменный ответ на один вопрос:

1)Почему «Записки охотника» Тургенева до сих пор интересны читателям?

2)Что можно узнать о России из «Записок охотника» Тургенева?


Развитие логического и абстрактного мышления при составлении ответа на вопрос.

Сообщение о детстве и юности Ф.И.Тютче-ва.

36

Ф.И.Тютчев. Стихотворение «Неохотно и несмело…».



1


Слово о поэте. Судьба человека и судьба коршуна. Роль антитезы в стихотворении. Обучение анализу стихотворения.


Выразительное чтение стихотворений. Беседа по вопросам.

Заучивание стихотворения наизусть.

Развитие памяти через заучивание стихотворения наизусть.

Выучить стихотворение наизусть.

37

Ф.И.Тютчев

«С поляны коршун поднялся»

1


Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека. Роль антитезы в стихотворении. Романсы на стихи Ф.И.Тютчева

Выразительное чтение. Развитие понятий о пейзажной лирике. Чтение и обсуждение данной в учебнике интерпре-тации стихотворен.

Подготовка выразительного чтения стихотворения наизусть.

Развитие памяти через заучивание стихотворения наизусть.

Выучить стихот-е наизусть.

38

Ф.И.Тютчев «Листья»

1


Особенности изображения природы в лирике Ф.И.Тютчева. передача сложных, переходных состояний природы. Листья как символ краткой, но яркой жизни.

Выразительное чтение. Беседа по вопросам.

Выразительное чтение.

Развитие внимания, памяти, мышления.

Выучить стихотворение наизусть.

39

А.А.Фет «Ель рукавом мне тропинку завесила..»,


1


Слово о поэте. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали.Стихотворение в актерском исполнении.

Выразительное чтение.Устные ответы на вопросы. Беседа по содерж стихотворения.

Заучивание стихотворения

Развитие памяти через заучивание стихотворения наизусть.

Выучить стихотворение наизусть.

40.

А.А Фет «Ещё майская ночь..»


1


Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как мир истины и красоты, как мерило человеческой нравственности.

Выразительное чтение. Беседа по содержанию стихотворений.

Выразительное чтение.

Развитие мышления на основе анализа стихотворений.

Выразительное чтение.

41.

А.А. Фет «Учись у них – у дуба и берёзы»

1


Природа как естественный мир истинной красоты, как мерило нравственности. Гармоничность и музыкальность поэтической речи. Краски и звуки в пейзажной лирике. Развитие понятия о звукописи.


Выразительное чтение стиха.Устные ответы на вопросы. Рецензирование исполнения стих-й. Определение видов рифмы и способы рифмовки, двуслож-ных и трехсложных размеров стиха.

Подготовка выразительного чтения наизусть. Письменный ответ на вопрос «Какова роль звукописи в стихах Фета?».


Развитие памяти и мышления при анализе стихов и заучивании наизусть.


Подготовиться к конкурсу на лучшее выразительное чтение стихов Тютчева и Фета.



42.

РР Ф.И.Тютчев. А.А.Фет. Лирика.


1


Подготовка к домашнему анализу лирики Ф.И.Тютчева и А.А.Фета.

Составление плана анализа (сопоставит. анализа) стих-й, устное сообщение о стих-х. Анализ форм выражения авторск.

позиции в стихах.

Создание сопоставительного анализа стих-й.

Развитие логического мышления на основе сопоставления стих-й.

Подготовит сообщение о детстве и юности Н.А.Некра-сова.

43

Н.А. Некрасов. «Железная дорога»: автор и народ.

1


Краткий рассказ о поэте. Картины подневольного труда. Величие народа – созидателя материал и духовных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа.

Словарная работа, выразительное чтение, беседа по содержанию текста.

Выразительное чтение, отрывок наизусть.

Развитие логического и образного мышления при анализе стихотворения.

Выразительное чтение стих-я, ответы на вопросы.

44

Н.А.Некрасов. «Железная дорога»: своеобразие композиции стихотворения.



1


Значение эпиграфа, роль пейзажа, сочетание реальных и фантастических картин, диалог-спор. Значение риторических вопросов. Начальные представления о строфе.


Выразительное чтение, беседа по содержанию стиха.



Выразительное чтение. Письменный ответ на вопрос «В чем своеобразии композиции стих-я Н.А.Некрасова «Железная дорога?».


Развитие умения анализировать, обобщать.



Подготовиться к контрольной работе.


45.

Контрольная работа по творчеству И.С.Тургенева, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета.

1


Контрольная работа по творчеству И.С.Тургенева, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета.


Письменный пересказ на один из проблемных вопросов:

1)Какие состояния природы любит изображать Ф.И.Тютчев в своих стихах?

2)Какие картины природы вызывают восхищение у лирического героя стих-й А.А.Фета?

Письменный сопоставительный анализ стихотворений или анализ эпизода рассказа «Бежин луг.

Тестовая проверка знаний по теории литературы.

Развитие логического мышления при сопоставительном анализе.

Подготовка сообщения о Н.С.Лескове и музее писателя в Орле с использованием справочной литературы.

46.

Н.С.Лесков. «Левша»: народ и власть.


1


Слово о писателе. Понятие о «сказе». Трудолюбие, талант, патриотизм русского человека. Изображение представителей царской власти в сказе. Бесправие народа. Авторское отношение к героям.



Чтение и обсуждение статьи учебника «Н. С. Лесков». Составление плана статьи. Сообщение о писателе и его музее. Чтение и обсуждение сведений о литерат. местах России, связанных с именем Лескова. Выразительное чтение фрагментов сказа.


Составление таблицы «Особенности жанра сказа». Составление устной и письменной хар-ки Левши.



Развитие словесно-логического мышления на основе анализа содержания сказа.

Развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать.

Подготовка сообщений о героях сказа «Левша». Создание собственных иллюстраций и подготовка к их презентации защите.



47.


48.

Левша: язык сказа. Понятие об иронии

2


Особенности языка сказа: комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией.

Работа со словарем литературовед.терминов. Поиск приме-ров, иллюстрирующ понятие «ирония», «сказ». Различение образов рассказчика и автора-повествователя в эпическом произведении. Устные ответы на вопросы. Жанровая хар-ка сказа.

Составление таблицы соответствий просторечных слов и выражений (в сказе Лескова0 и их литературных синонимах

Развитие мышления на основе анализа произведения.

Письменный ответ на вопрос «В особенности памятника Н.С.Лескову в Орле?».

49.

РР «Изображение лучших качеств русского народа».

Сочинение.

1


Составление плана (цитатного плана) письменного высказывания. Письменный ответ на проблемный вопрос (или вопрос сопоставительного плана):

1)О чем мечтает автор-повествователь в стих-и «Железная дорога»?

2)В чем неоднозначность авторского отношения к главному герою сказа «Левша»?

3)Какие лучшие качества русского народа изображены в стих-и «Железная дорога» и сказе «Левша»?




Собирание материала к сочинению.

Сочинение.

Развитие связной речи учащихся, долговременной памяти.

Написать сочинение.

50.

Вн. чт. Н.С.Лесков. «Человек на часах».

1


Сюжет и герои рассказа. Нравственные проблемы в рассказе и пути их решения.


Выразительное чтение фрагментов рассказа. Устные ответы на вопросы.

Ответы на вопросы. Викторина.

Развитие логического мышления на основе анализа.

Подготовка сообщения о А.П.Чехове.

51.

А.П. Чехов. «Толстый и тонкий»: герои рассказа.


1


Дать представление о личности Чехова.

Разоблачение лицемерия в рассказе. Речь героев и художественная деталь.


Рассказ учителя; работа с учебником; анализ рассказа.


Инсценировать рассказ.


Развитие внимания, мышления, связной речи.


Письменная сравнительная хар-ка героев.




52



А.П.Чехов. «Толстый и тонкий»: источники комического в рассказе.



1




Речь героев и художественная деталь как источники юмора. Развитие понятия о комическом и комической ситуации.




Работа со словарем и справочной литературой. Поиск примеров, иллюстрирующих понятия «комическое», «юмор».



Устные ответы на вопросы. Подбор цитат.



Развитие логического мышления на основе отбора материала из текста.



Ответы на вопросы.

53


Вн. чт. А.П.Чехов. Рассказы.


1


Попытаться раскрыть природу смешного в рассказе «Лошадиная фамилия». Показать особенности чеховского стиля.


Рассказ учителя; беседа по вопросам;

анализ рассказа.

Пересказ текста

Развитие логического мышления при работе по составлению плана статьи учебника по теме урока.


Письменный ответ на вопрос «Почему мы смеемся, читая рассказы Чехова?».

54

Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века. Я.П.Полонский. «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри – какая мгла…».

1


Краткий рассказ о поэте. Выражение переживаний и мироощущения в стих-ях о родной природе. Лирика как род литературы.

Выразительное чтение, беседа по вопросам;

Прочтение стихотворений наизусть.

Развитие памяти, внимания, мышления.

Выразительное чтение стих-й.

55

Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века. Е.А.Баратынский. «Весна, весна!..», «Чудный град…». А.К.Толстой. «Где гнутся над омутом лозы…».


1


Пейзажная лирика как жанр. Художественные средства, передающие различные состояния природы и человека в пейзажной лирике.



Выразительное чтение стихотворений, беседа по вопросам, сопоставление стихотворений, устное рисование.


Выразительное чтение стихотворений;

Чтение стихотворения наизусть.



Развитие памяти через заучивание стихотворений наизусть.


Выразительное чтение стих-й.


56

Романсы на стихи русских поэтов: А.С.Пушкина «Зимний вечер»; М.Ю.Лермонтова «Парус»; Ф.И.Тютчева « Еще в полях белеет снег…».


1


Подготовка к сочинению. Воплощение настроения стих-й в музыке. Знакомство с созвучными стихам полотнами русских художников.

Прослушивание и обсуждение романсов на стихи русских поэтов.

Обсуждение пейзажных полотен, созвучных романсам.

Составление плана сочинения на тему «Каков образ русской природы в стихах русских поэтов, полотнах русских художников и романсах русских композиторов?».

Развитие логического мышления на основе отбора материала.

Письменный ответ на вопрос.





Произведения русских писателей 20 века.






57

А.И.Куприн. «Чудесный доктор»: герой прототип.


1


Краткий рассказ о писателе. Реальная основа и содержание рассказа. Образ главного героя. Герой и его прототип Н.И.Пирогов.



Чтение и обсуждение статьи учебника «Александр Иванович Куприн». Составление плана статьи.


Составление плана. Устные ответы на вопросы.


Развитие словесно-логического мышления на основе анализа.



Письменный ответ на вопрос «Почему в названии рассказа доктор назван чудесным?».


58

«Чудесный доктор» как рождественский рассказ.


1


Тема служения людям. Смысл названия рассказа. Понятие о рождественском рассказе


Различные виды пересказов. Устный монологический рассказ о докторе и его прототипе.


Поиск в тексте признаков рождественского рассказа и подбор цитатных примеров, иллюстрирующих его жанровые особенности.


Развитие логического мышления при анализе текста.


Письменный ответ «Почему рассказ «Чудесный доктор» называют рождественским рассказом?»


59

А.С.Грин. «Алые паруса»: мечта и действительность.


1


Знакомство с биографией и творчеством А.Грина. Авторское определение жанра – феерия.


Биография А.П. Грина.

Словарная работа

Чтение вступительной статьи.


Составление цитатной таблицы «Лонгрен и жители Каперны».


Развитие логического мышления на основе отбора материала.

Письменный ответ на вопрос «Чем Лонгрен отличается от жителей Каперны?»

60

«Алые паруса»: Ассоль и Грей.

1


Душевная чистота главных героев. Авторская позиция в произведении.

Беседа по содержанию текста.

Чтение текста.

Пересказ эпизодов.

Коррекция словесно-логического мышления путем выполнения заданий на анализ и синтез учебного материала.


Письменный ответ на вопрос «Почему Грей и Ассоль нашли друг друга?».

61

А.П.Платонов. Слово о писателе. «Неизвестный цветок». Сказка-быль

1


Познакомить уч-ся с некоторыми фактами биографии А.Платонова. проблема человека и окружающего мира.

Работа со статьёй учебника,

Чтение текста

Составление плана

Развитие мышления, умение анализировать и рассуждать.


62

А.П.Платонов. «Неизвестный цветок».

Сострадание и любовь ко всему живому.

1


Идея сказки-были

Беседа по вопросам.

Устный пересказ

Развитие мышления, умение анализировать и рассуждать.


63

Вн. чт. М.М. Пришвин. «Кладовая солнца» Особенности жанра.

1


Познакомить с некоторыми фактами биографии Пришвина. Раскрыть особенности жанра

Комментированное чтение, устное рисование, беседа по вопросам.

Чтение вступительной статьи, составление плана, чтение текста, беседа по вопросам.

Коррекция речи через беседу по вопросам.


64

М.М. Пришвин. «Кладовая солнца». Человек в окружающем мире. «Что есть правда».

1


Показать метафорический смысл сказки-были. Раскрыть замысел писателя – показать единство человека и природы.

Комментированное чтение, беседа по вопросам.

Чтение текста, устное рисование.

Развитие словесно-логического абстрактного мышления.


65


М.М. Пришвин. «Кладовая солнца». Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши

1


Познакомить с проблемами, поставленными автором в сказке-были. Охарактеризовать главных героев.

Наблюдение за иллюстрациями, беседа по вопросам, составление плана.

Подробный пересказ текста.

Коррекция мыслительных процессов через анализ характеров героев сказки-были.


66

Особенности композиции и смысл названия сказки-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца».

1


Подвести итоги изучения сказки-были. Показать особенности композиции раскрыть смысл названия произведения

Работа с текстом.

Беседа по вопросам, работа с учебником.

Коррекция внимания путем работы над особенностями композиции произведения


67

РР Сочинение «Человек и природа в сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца».


1


Подвести итоги изучения сказки-были. Написать сочинение-повествование на предложенную тему.


Работа в тетрадях по РР

Написание сочинения.

Коррекция связной речи через составление текста сочинении.






Произведения о Великой Отечественной войне.






68

Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне.

К.М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины»

1


Рассказать о значении поэзии в годы Великой Отечественной войны.

Знакомство с биографией поэта. Описание событий, участником которых был сам поэт. Чувства, переживания, настроение поэта.

Рассказ учителя

Чтение и анализ стихотворений.

Выразительное чтение

Коррекция интонационной стороны речи уч-ся путем работы над лексикой стихотворения и его выразительным чтением

Выучит отрывок стих-я.

69

Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне.

Д.С. Самойлов. «Сороковые»

КР.

1


Знакомство с биографией.

Время написания стихотворения. Тема стихотворения и эмоциональный настрой писателя.


Чтение и анализ стихотворений.

Выразительное чтение наизусть

Развитие слуховой и зрительной памяти через заучивание наизусть

Выучить стих-е наизусть.

70

В.П. Астафьев. Слово о писателе. «Конь с розовой гривой».

1


Познакомить уч-ся с фактами из жизни писателя, с его произведением «Конь с розовой гривой».

Рассказ учителя. Чтение текста.

Чтение текста

Развитие словесно-логического и наглядно-образного мышления на основе анализа текста.

Ответы на вопросы.

71

В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Картины жизни и быта сибирской деревни в годы после Гражданской войны.

1


Отметить особенности композиции произведения. Познакомить с особенностями жизни сибирской деревни после войны. Показать автобиографический характер рассказа

Чтение и пересказ текста

Составление плана

Подробный пересказ эпизодов

Развитие словесно-логического и наглядно-образного мышления на основе анализа текста.

Пересказ эпизода. Сообщение о главном герое.

72

Нравственные проблемы рассказа В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».

1


Особенности композиции, своеобразие языка рассказа.

Нравственные вопросы: честность, доброта, долг.

Анализ текста, пересказ эпизодов.

Характеристика героев рассказа и их нравственная оценка

Чтение текста.

Подробный пересказ

Развитие словесно-логического мышления на основе анализа произведения.

Ответы на вопросы.

73

В.М. Шукшин. Личность писателя.

«Странные люди»-герои Шукшина.

1


Знакомство с личностью писателя. Особенность героев Шукшина – «чудики», «странные люди».


Чтение статьи «Странные люди» - герои Шукшина.

Пересказ. Беседа по вопросам.

Развитие словесно-логического мышления на основе анализа текста.

Чтение и пересказ рассказа.

74

Рассказ В.М.Шукшина «Срезал».

1


Слияние смешного, юмористического с грустным и печальным.


Чтение и анализ рассказа «Срезал».

Пересказ текста. Ответы на вопросы.

Развитие памяти при пересказе текста.

Ответы на вопросы.

75

В.Г.Распутин. Слово о писателе. Чтение рассказа «Уроки французского»

1


Факты биографии писателя. Главные темы творчества.

Проверка домашнего задания. Чтение и беседа по содержанию.

Пересказ текста.

Коррекция интонационной стороны речи учащихся через работу над выразительным чтением рассказа.


Устное сообщение о главном герое.

76

В.Г.Распутин «Уроки французского».

Герой рассказа и его сверстники. Отражение в рассказе трудностей военного времени

1


Познакомить уч-ся с героем повести, составить его характеристику. Обратить внимание на изображение в рассказе трудностей военного времени.


Пересказ и анализ эпизодов.

Составить план рассказа эпизодов.

Коррекция устной речи через составление характеристики главного героя рассказа.

Сравнительная хар-ка героев рассказа.

77

Нравственные проблемы рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского».


1


Попытаться раскрыть содержание понятий «духовные ценности», «духовная память».


Пересказ текста. Беседа по вопросам.


Перессказ

Корр. процесса абстрагирования через выделение существенного в тексте и отделение его от второстепенного.

Ответы на вопросы

78

Ф.А.Искандер. О писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла».


1


Факты биографии писателя. Нравственные проблемы рассказа. Своеобразие прозы.


Проверка домашнего задания. Чтение и обсуждение рассказа.



Чтение по ролям. Пересказ текста.


Развитие памяти при пересказе текста.


Пересказ эпизода. Письменная хар-ка учителя.


79

Юмор в рассказе «Тринадцатый подвиг Геракла».


1


Юмор в рассказе. Влияние учителя на формирование характера главного героя. Сила смеха.


Проверка домашнего задания. Аналитическое чтение рассказа.


Подготовить материал к сочинению.



Развитие мышления при отборе материала к сочинению.


Письменная хар-ка героя-рассказчика.


80

РР Сочинение по рассказу «Тринадцатый подвиг Геракла».


1


Главный герой рассказа. Отношения с одноклассниками. Харлампий Диогенович. Оценка своих поступков героем. Авторское отношение к своему герою.

Составление плана. Написание сочинения в черновик.



Написание сочинения.


Развитие памяти и мышления при написании сочинения.


Написать сочинение.


81

Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века.

А.А.Блок «Летний вечер».



1


Прослеживание традиций поэзии 19 века в поэзии 20 века.


Сообщения учащихся. Выразительное чтение и обсуждение стихотворений.


Стихотворение наизусть.


Развитие памяти при заучивании стихотворений.


Выучить стихотворение наизусть

82

С.А.Есенин «Мелколесье. Степь и дали…», «Пороша».



1


Краткий рассказ о поэте. Чувство любви к родной природе и родине. Способы выражения чувств в лирике.


Сообщение о поэте. Выразительное чтение и анализ стих-й.



Выразительное чтение стих-ий

Развитие памяти, внимания, мышления.

Читать стихи, ответить на вопросы. Учить.

83

А.А.Ахматова «Пред весной бывают такие дни…», Н.М.Рубцов «Звезда полей»: родина, страна, Вселенная.


1


А.А.Ахматова «Пред весной бывают такие дни…», Н.М.Рубцов «Звезда полей»: родина, страна, Вселенная.

Выразительное чтение и анализ стих-й.


Стихотворение наизусть.


Развитие памяти при заучивании стихотворений.


Стихотворение наизусть.


84

Вн.чт. Н.М.Рубцов. «Листья осенние», «В горнице»: человек и природа.


1


Человек и природа в «тихой» лирике поэта. Отличительные черты характера лирического героя. Развитие представлений о лирическом герое.

Выразительное чтение и анализ стих-й.


Устные ответы на вопросы.


Развитие логического мышления при анализе стих-й.


Выучить стих-й наизусть.


85

РР Родная природа в лирике русских поэтов 19 -20 века.


1


Выразительное чтение стих-й наизусть. Устные сообщения о поэтах.


Чтение и анализ стих-й.



Ответы на вопросы викторины.


Развитие памяти монологической речи при чтении и анализе стих-ий.

Подготовка к классному сочинению.



86

Классное сочинение по произведениям русских поэтов 19 и 20 веков о родине и родной природе.


1


Классное сочинение на одну из тем:

1)Какие средства создания поэтических образов используют в стихах о родной природе русские поэты 19 века?(По стих-ям Полонского, Баратынского, А.К.Толстого).

2)Какими способами выражено чувство любви к родине и родной природе в стих-х русских поэтов 20 века? (По стих-ям Блока. Есенина, Ахматовой, Рубцова).

3)Интерпретация стих-я о родине и родной природе или сопоставительный анализ стих-й.

Подбор материала. Составление плана.

Написание сочинения в черновик.

Развитие абстрактного и образного мышления при отборе материала.


Написание сочинения.

87

Литература народов России. Г.Тукай. «Родная деревня», «Книга».

1


Знакомство с фактами биографии поэта. Любовь к Родине в стихотворениях Г.Тукая. Традиции, обычаи и культура

Проверка домашнего задания, выразительное чтение и обсуждение

Выразительное чтение.

Развитие наглядно-образного мышления.

Читать стихи, ответить на вопросы.

88

К.Кулиев «Когда на меня навалилась беда».

1


Слово о поэте. Тема Родины и народа. Язык, поэзия, обычаи, как основа бессмертия нации.

Проверка домашнего задания, выразительное чтение и обсуждение стихотворения.

Выразительное чтение.

Развитие мышления на основе анализа стихотворения.

Читать стихи, ответить на вопросы.

89


Из зарубежной литературы.

Мифы Древней Греции Подвиги Геракла.

Герой в древнегреческой мифологии.

1



Понятие о мифе.

Знакомство с мифами Древней Греции.

Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид».

Чтение и обсуждение мифов. Пересказ. Устное словесное рисование.

Чтение и обсуждение мифов.

Пересказ прочитанного.

Пересказ прочитанного.

Развитие умения анализировать, сравнивать, выделять главное в тексте.

Развитие памяти при пересказе текста.

Пересказ.

Ответить на вопросы.

Пересказ, ответы на вопросы.

90

Легенда об Арионе.

1


Геродот. Слово о писателе и историке. Отличие мифа от сказки.

Проверка домашнего задания. Словарная работа. Устное словесное рисование.

Пересказ

Развитие словесно-логического мышления на основе анализа.

Ответить на вопросы.

91

92

93

Гомер «Иллиада»,

«Одиссея».


3


Слово о Гомере. Значение поэм Гомера. «Илиада» и «Одиссея» как героические эпические поэмы. Главные герои поэмы – Ахилл и Одиссей.

Отличие античных богов-олимпийцев от людей.

Хитроумный Одиссей: характер и поступки. Понятие о героическом эпосе.


Выразительное чтение отрывков из поэмы. Беседа по вопросам.

Пересказ и обсуждение ключевых эпизодов поэмы.

Чтение.

Пересказ.

Составление плана поэмы «Одиссея».

Развитие словесно-логического и абстрактного мышления на основе анализа

произведений

Читать, рассказывать, отвечать на вопросы. Составить план.

94

Мигель де Сервантес Сааведра «Дон Кихот».

Главный герой и его поступки.

1


Слово о писателе. Проблема истинных и ложных идеалов. Герой, живущий в воображаемом мире. Пародия на рыцарские романы.Особый мир героя. Его злоключения

Чтение и обсуждение избранных глав. Беседа по вопросам. Характеристика героев.

Пересказ глав.

Развитие памяти и образного мышления при пересказе текста.

Читать, рассказывать.

95

«Дон Кихот». Народное понимание правды жизни как нравственная ценность.

1


Отрицательные черты окружающей действительности.

Анализ эпизодов. Беседа по вопросам.

Пересказ текста.

Развитие памяти при пересказе текста.

Пересказ. Ответы на вопросы.

96

«Дон Кихот». Образ Санчо Пансы.

1


Черты характера. Приключения героев.

Чтение и пересказ эпизодов.

Выразительное чтение.

Развитие навыков выразительного чтение.

Ответить на вопросы.

97

Иоганн Фридрих Шиллер «Перчатка».

1


Слово о писателе. Проблема благородства. Достоинства и чести.

Проверка домашнего задания. Чтение и работа по содержанию баллады.

Выразительное чтение.

Развитие навыков выразительного чтение.

Пересказ. Ответы на вопросы.

98

Проспер Мериме . Новелла «Маттео Фальконе». Конфликт естественной жизни и цивилизованного общества.

1


Понятие о новелле. Главные герои новеллы. Черты характера главного героя. Романтизм и реализм в произведении.

Чтение и беседа по прочитанному.

Словарная работа. Работа по содержанию новеллы.

Выразительное чтение. Пересказ.

Беседа по вопросам.

Развитие словесно-логического мышления на основе анализа.

Пересказ. Ответы на вопросы.

99

Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Герой сказки и её сюжет.

1


Слово о писателе. «Маленький принц» как философская сказка-притча.

Маленький принц и его друзья.

Проверка домашнего задания. Знакомство с биографией писателя. Чтение и обсуждение.

Рассказ учителя. Беседа по вопросам.

Развитие словесно-логического, абстрактного мышления на основе анализа.

Читать, отвечать на вопросы.

100

Контрольная работа.

1


Проверка ЗУН

Контрольная работа.


Развитие памяти, мышления при работе над контрольной работой.


101

Литературные места России

1


М.М.Пришвин Деревня Дудино.

В.М.Шукшин Село Сростки.

Рассказ учителя. Беседа по вопросам.

Ответы на вопросы

Развитие абстрактного мышления.


102

Итоговый урок. Что читать летом.

1


Обзор произведений, рекомендованных для летнего чтения.

Беседа по вопросам.

Ответы на вопросы.

Развитие абстрактного мышления.





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации