Календарно-тематическое планирование в старшей логопедической группе по теме «Мебель»
Тема недели: «Мебель»
Дата: 5.10 -9.10
Программное содержание:
- Закрепить обобщающее понятие «мебель».
- Обобщить, уточнить и активизировать словарь детей: мебель, шкаф, кровать, буфет, сервант, диван, кресло, тахта, стул, комод, полка, сиденье.
- Развивать познавательный интерес детей.
Итоговое мероприятие: создание макета «Комната для Маши».
Дни недели |
Режим дня |
Совместная деятельность педагога с детьми |
Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей |
Работа с родителями |
Понедельник |
Утро |
Артикуляционные упражнения: Упражнения для язычка: «Столешница стола»--открыть рот, положить широкий язычок на нижнюю губу. Удерживать в таком положении на счет до 5. «Сиденье стула»--открыть рот, высунуть узкий язычок, приподнять его и удерживать в таком положении на счет до 5. Чередовать упражнения «Столешница стола» и «Сиденье стула»--попеременно высовывать узкий и широкий язычок. Повторить 3-4 раза. «Высокий шкаф»--высунуть язычок вверх и стараться им дотянуться до носа. Удерживать язычок в таком положении на счет до 5. «Диван»--приоткрыть рот, кончиком широкого язычка упираться в нижние зубы. Верхними зубами слегка прижать язычок. Удерживать в таком положении на счет до 5. Пальчиковая гимнастика: «Мебель» Мебель я начну считать: (Пальцы обеих рук поочередно зажимают в кулачки) Кресло, стол, диван, кровать, Полка, тумбочка, буфет, Шкаф, комод и табурет. Много мебели назвал - Десять пальчиков зажал! (Поднимают зажатые кулачки вверх) Д/И «Я загадаю, а вы покажите» (по картинкам) Конструирование: Изготовление предметов кухонной мебели по предложенным образцам (Конструктор «Лего») |
Демонстрационный, иллюстративный материал, сюжетные и предметные картинки Д/ игры « Узнай по контуру» Образцы материалов Различные виды конструкторов Уголок книги: 1. Ю. Тувим «Стол». 2. С. Маршак «Откуда стол пришел?». 3. В. Маяковский «Кем быть?» 4. Сказка в обработке А. Толстого «Три толстяка». 5. А. Линдгрен «Карлсон, который живет на крыше» (первая глава) |
Рекомендовать родителям сходить с ребенком в мебельный магазин. |
НОД |
Познавательное развитие «Мебель» Программные задачи: Расширять и закреплять знания детей о мебели, активизировать в речи детей слова, обозначающие название мебели, ее составных частей , материал, из которого она сделана. Совершенствовать грамматический строй речи, упражнять в образовании существительных множественного числа, в согласовании существительных с прилагательными в роде, числе и падеже, согласовании сущ. с числительными. Развивать мышление, память и внимание. Ход:Упражнение « 4-й лишний»: - Я буду называть предметы, а вы должны отгадать какой лишний? - тапки, кроссовки, табурет, туфли. - шапка, кровать, шляпа, косынка. - платье, пальто, шкаф, брюки. - дуб, береза, сосна, кресло (изображение лишнего предмета выставить на доску)
- Как можно назвать все эти предметы, одним словом? (Мебель)
Воспитатель: - Давным-давно, когда не было ни деревень, ни городов, люди жили в пещерах. Спасаясь от дождя и холода, они разжигали костры и грелись у огня. Как вы думаете, на чем отдыхали люди? Дети: - На полу, на земле, на камнях. Воспитатель: - Представьте, что вы сейчас в пещере, устали и решили отдохнуть: садитесь, ложитесь, как вам удобно. Что вы чувствуете? Дети: - Жестко лежать на полу, ноги устают сидеть на корточках, спине неудобно. Воспитатель: - Вот и древним людям было неудобно, полы были влажными, холодными, жесткими, камни острыми. Если долго лежать на холодном, что будет? Дети - Можно замёрзнуть, простудиться, заболеть. Воспитатель: - И вот однажды, охотники, возвращаясь с добычей, сели отдохнуть на упавшее дерево. Представьте, что вы в лесу, садитесь на дерево. Удобно? Лучше, чем на земле? Дети: - Лучше, потому что дерево не сырое, не холодное, но все равно неудобно, дерево качается, катается, занозу можно посадить. Воспитатель: - Вот тогда-то человек задумался, может быть ему сделать мебель? И выбрал для изготовления мебели дерево, потому что оно приятное на ощупь и хорошо поддается обработке. Ребята, давайте назовём какие части имеет различная мебель (стенка, ручка, подлокотник, сиденье и т.д.) А какие виды мебели вы знаете? Например, для кухни, какую мебель нужно покупать? А для гостиной, спальни? (Дать понятие гарнитур). Упражнение «Подбери признак» Согласование существительных с прилагательным в роде, числе и падеже. Табурет (какой?) - удобный Кресло (какое?)- мягкое, удобное Шкаф (какой?)- высокий Кровать (какая?)- широкая, мягкая Упражнение «Из чего изготавливают мебель?» Воспитатель: - Мы с Вами отправляемся в магазин, где продают мебель. Как называется этот магазин? ( Мебельный) В мебельном магазине продается мебель, которую изготавливают из разных материалов. - из дерева – какая? (деревянная) - из пластмассы - какая ? (пластмассовая) - обивка из кожи - какая? ( кожаная) - из стекла - какая? (стеклянная) - из соломы - какая? (соломенная) - из металла- какая? (металлическая) - из ротанга - какая? (ротанговая?) - А что такое ротанг? (Ротанг - это лиана, которая растет в жарких странах, из нее плетут мебель).
Что можно делать с мебелью? (собирать, покупать, привозить, расставлять, ремонтировать). Образование существительных единственном и множественном числе, в разных падежах: Р.п.- чего нет? (нет стула), много чего? (много стульев); Д.п.- к чему? (подойти к дивану; Т.п.- на чём? (сижу на стуле, лежит на диване) Упражнение «Скажи ласково» Диван – диванчик, кровать – кроваточка и т.д. А теперь – увеличим: диван – диванище; кресло – креслище и т.д. Пальчиковая игра «Мебель» Это стул — на нем сидят (левая ладонь в кулачке прижимается к правой, вытянутой пальцами вверх). Это стол — за ним сидят (левая в кулачке, правая открытая ладошка лежит сверху) Вот кровать – на ней лежат (руки согнутые в локтях перед грудью лежат одна на другой) В шкаф мы вещи убираем (имитация складывания вещей) На прогулку все шагаем (пальчики обеих рук шагают по коленкам) Игра «Два и пять» С помощью этой игры вы научите ребёнка образовывать словосочетания из существительных с числительными два и пять по образцу. Взрослый бросает ребёнку мяч, и произносит словосочетание с числительным два, а ребёнок, поймав мяч, возвращает его и говорит словосочетание с тем же существительным, но с числительным: два стула пять стульев, два шкафа пять шкафов и т.д. Составление загадок – описаний по плану: Что это? Какое? Из чего сделано? Какие детали? Как использовать? Рефлексия. Художественно-эстетическое (музыкальное) развитие: |
|||
Прогулка |
Наблюдение за работой дворника. Ц: расширить представление о труде взрослых, отметить пользу данной деятельности, активизация словаря (метла, грабли, тачка, лопата, т.д.), систематизация понимания назначения орудий труда «Что делают? (метлой,…)» П/игра «Хитрая лиса» Ц: разучивание правил игры, отметить регламентирующую особенность поведения водящего (хитрость «лисы» в умении не выдать поведением себя раньше начало бега) Д/игра «Назови предметы кухонной мебели: я знаю 5 предметов кухонной мебели» Труд: подметание веранды. Ц: отметить значение этого вида деятельности, обратить внимание на чувство удовлетворённости от проделанной работы и результата труда. |
|||
Вечер |
Д/игра «Узнай по контуру, силуэту» (Изображение кухонной мебели контурное и силуэтное) Зрительная гимнастика «Мебель». Будем мебель называть: Дети глаза вверх. Кресло, стул, диван, кровать, Выполняют круговые движения. Шкаф, комод и табурет. Смотрят влево – вправо. Я назвала всё, или нет? Смотрят вперёд. Развитие речевого дыхания и силы голоса «Приколачиваем дверку к шкафу». Произносить на одном выдохе: «Т-т-т-т-т-т, д-д-д-д-д. Та-та-та-та-да, ты-ты-ты-ды, тук-тук-тук». Сюжетно-ролевая игра «Принимаем гостей» Ц: активизация словаря названий мебели, частей мебели, принятие ролевых взаимоотношений. Чтение произведения С. Маршака «Откуда стол пришел» Опытническая работа «Мебель делают из разных материалов» (образцы различных материалов: пластик, дерево, ДСП, мебельная ткань и т.д.). Игра «Чудесный мешочек» (определить на ощупь разные виды материалов – металл, стекло, дерево, пластмасса, кожа, мех и т.д.) |
|||
Прогулка |
Наблюдение за сезонным явлением – дождь. Д/игра «Придумай предложение со словом дождливый». П/игра «Снег кружиться». Кормление птиц. Свободная деятельность на участке. |
|||
Вторник |
Утро |
Пальчиковая гимнастика«Мебель» Раз, два, три, четыре (загибают пальчики, начиная с большого на обеих руках) Много мебели в квартире. (сжимают и разжимают кулачки) В шкаф повесим мы рубашку (загибают пальчики начиная с большого) А в буфет поставим чашку Что бы ножки отдохнули Посидим чуть-чуть на стуле. А когда мы крепко спали, На кровати мы лежали А потом мы с котом Посидим за столом Чай с вареньем дружно пили (попеременно хлопают в ладоши стучат по столу) Много мебели в квартире.( попеременно хлопают в ладоши стучат по столу) Речь с движением «Кирюшина кроватка» Вот Кирюшина кроватка, (развести руки в стороны) Чтобы спал Кирюшка сладко, (присесть, ладошки под щечку) Чтоб во сне он подрастал, (медленно подниматься) Чтоб скорей большим он стал (встать на носочки, тянуть руки вверх) Беседа по картинкам из серии «Мебель для спальни» (название, назначение, внешние особенности). Зрительная гимнастика «Мебель». Будем мебель называть: Дети глаза вверх. Кресло, стул, диван, кровать, Выполняют круговые движения. Шкаф, комод и табурет. Смотрят влево – вправо. Я назвала всё, или нет? Смотрят вперёд. Д/упражнение «Обставим квартиру»- развивать умение составлять короткие описательные рассказы по плану. |
Схема составления описательного рассказа Д\игра «Разрезные картинки» Картинки, предметы рабочих инструментов столяра, мастера по ремонту мебели |
Сфотографировать комнаты и другие помещения квартиры для создания альбома «Моя квартира» |
НОД |
Художественно-эстетическое (продуктивная деятельность) развитие Логопедическое развитие Физическое развитие (по планам руководителей) |
|||
Прогулка |
Наблюдение за вороной: Ц: уточнить, конкретизировать особенности внешнего вида и повадок птицы, ситуативный разговор о перелётных и зимующих птицах. П/игра «Ловишки с мячом» Труд на участке: сбор веточек. Д/игра «Найди предметы такой же формы» Ц: развитие глазомера, внимания, |
|||
Вечер |
Упражнение на дыхание. «Пилка дров для мебели» Дети становятся друг против друга парами, берутся за руки и имитируют пилку дров: 1руки на себя –вдох, руки от себя –выдох. 2 Те же самые действия только при выдохе произносим звук А) у Б) а Д/игра с разрезными картинками: у игрушек сломалась мебель и ее необходимо срочно отремонтировать, помочь игрушкам. Дети выполняют задание, после чего им объясняется, почему надо беречь предметы домашнего обихода. Сюжетно-ролевая игра «Мебельная мастерская» Ц: знакомство с профессией столяра, активизация словаря (рубанок, молоток, лобзик, шуруп, т.д.), принятие ролевого поведения, развивать умение вступать во взаимоотношения в рамках роли. Чтение Ю.Тувим «Стол», В.Маяковского «Кем быть?» |
|||
Прогулка |
Труд: -Собрать мусор на участке -Расставить игрушки по местам. Самостоятельная д-ть: -Рисование на асфальте -Игры с физ. оборудованием. Наблюдение: одежда людей, отметить изменения, обосновать выбор характерной одежды, дать представление о современных материалах, защищающих от ветра и дождя. П/игра «Мы весёлые ребята» |
|||
среда |
Утро |
Игра «Веселый язычок» Детям рассказывается сказка о «веселом язычке», в ходе которой выполняется комплекс артикуляционных упражнений . Жил-был на свете веселый язычок, и был у него домик волшебный, который открывался и закрывался (упражнение «Окошко» ). Язычок часто ходил на прогулку (упражнение «Блинчик»)и прятался, когда шел дождик. Когда его заборчик становился грязным, он его чистил ( упражнение «Почистим зубки»). Он очень любил играть на барабане (упражнение «Барабанщики»). А когда к нему приходили друзья, например, лошадка («Лошадка»), они садились пить чай («Горячий чай»). Вот так он весело жил. Массаж биологически активных точек лица «Шкаф». Шкаф дремучий, шкаф из дуба – гладим лоб кончиками пальцев по направлению к вискам. В нем костюмы, платья, шубы – указательный и средний пальцы «вилочкой», массаж точек за ушами. В нем еноты, лисы, волки – массаж уголков губ по направлению к ушам. И весь день в шкафу темно – круговыми движениями массируем кончиками пальцев щеки. Как в лесу или в кино – трем ладонь о ладонь и прикладываем ладони к щекам. Д/игры «1,3,5,», «Назови ласково», «Исправь ошибку», «Чего не стало» Моделирование по схеме: комната Задачи: Обучение детей моделированию по схеме. Материал: карточки с изображением геометрических фигур и схем сооружений, строительные детали. Ход игры. Детям предлагают две карты: на одной изображены геометрические фигуры, на другой – схемы размещения мебели в доме. Дается задание - отобрать по схеме необходимые фигуры и приступить к моделированию. |
Карточки с изображением геометрических фигур и схем сооружений, строительные детали. Образцы хохломской росписи Детали конструктора; матрешка. |
Чтение К.Чуковского «Мойдодыр» |
НОД |
Познавательное развитие: Художественно-эстетическое (музыкальное) развитие |
|||
Прогулка |
Опыты с водой «Тонет – не тонет», «Тяжелое – легкое». Дальнейшее знакомство со свойствами предметов – учить обследовать предмет, выявлять его свойства, устанавливать причинно – следственные связи. Труд: Собрать в корзину выносной материал. П/игра «Мышеловка», «Сбей кеглю». |
|||
Вечер |
Д/игра« Горячо – холодно» Задачи: Закреплять у детей название деталей деревянного конструктора. Развивать связную речь. Материал: Детали конструктора; матрешка. Ход: Рассмотреть с детьми детали, поставить их так, чтобы они были хорошо видны и, чтобы к ним можно было подойти. В. – сегодня мы поиграем в игру «Горячо – холодно». Выберем водящего. Он выйдет за дверь, а мы спрячем матрешку за какую-нибудь деталь. Если он увидит за какой деталью матрешка, то должен назвать её, и только после этого её можно будет взять. Мы будем помогать водящему, если он ушел далеко – скажем: «Холодно», если близко – «Тепло», если совсем близко – «Горячо». Рисование «Узор на столе» Ц: знакомство с элементами хохломской росписи, дать понятие о получении «растягивающегося» цвета, закреплять навыки составления узора. |
|||
Прогулка |
«Бег по извилистой дорожке» - упражнять в беге «змейкой» Наблюдение за голубями: вспомнить особенности строения, отметить характерные повадки. Труд: помочь малышам собрать выносной материал. Д/игра «Что из чего?» Ц: закреплять представления о происхождении предметов, умение употреблять прилагательные. |
|||
Четверг |
Утро |
Развитие мелкой моторики Чтение стихов сопровождается мимикой, действиями пальчиков и рук.
Тук, тук молотком, Строим, строим новый дом. Этот дом — для Маши, Этот дом — для Саши, Этот дом — для Даши, Этот — для Наташи. Этот дом — для Ксюши, Этот — для Андрюши. Все соседи, Все друзья. Жить без дружбы им нельзя. Развитие речевого дыхания и силы голоса «Приколачиваем дверку к шкафу». Произносить на одном выдохе: «Т-т-т-т-т-т, д-д-д-д-д. Та-та-та-та-да, ты-ты-ты-ды, тук-тук-тук». Мимические упражнения. Выразить состояние боли. Работали молотком и нечаянно стукнули по пальчику. Выразить удивление: «Какой высокий небоскреб!» Показать, как вы испугались высоты, попав на последний этаж небоскреба. Выразить состояние радости. Получили новую квартиру. Обрадовались: «Ура! Ура! Ура!» Сюжетная ролевая игра «Салон мебели»: сюжет «Распродажа» цель: формировать социокультурные компетенции (владение знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей: семьянина, работника, собственника, потребителя, покупателя; умение действовать в каждодневных ситуациях семейно-бытовой сферы; владение культурными нормами и традициями) |
Атрибуты для сюжетно-ролевой игры, сюжетные и предметные картинки Альбом фотографий «моя квартира» Макет кинотеатра для создания коллективной композиции |
Наглядная информация «Зачем ребёнку автокресло?», «Давайте поиграем» по ПДД |
НОД |
Художественно-эстетическое развитие (продуктивная деятельность) Логопедическое развитие Физическое развитие ( по планам руководителей) |
|||
Прогулка |
Наблюдение: свойства воздуха. Ц: Предложить детям рассказать, что они видят перед собой, слева, справа, обратить внимание на ясность и четкость видимых объектов. То, что мы видим окружающие нас объекты, объясняется таким свойством воздуха как прозрачность. П/ игра «Совушка». Ц: Совершенствовать умение детей действовать в соответствии с правилами, точно выполнять игровые действия (бегать легко, свободно, используя всю игровую площадку, останавливаться по звуковому сигналу). Развивать ловкость и быстроту реакции. Физ. упражнение «Ходьба на носках». Ц: Закреплять умение ходить с согласованным движением рук и ног. Д/ игра «Найди ошибку». Ц: Учить находить ошибку в словосочетаниях и предложениях, аргументировать свое мнение, развивать внимательность . |
|||
Вечер |
Беседа по картинкам из серии «Кухонная мебель» (название, назначение, внешние особенности) Конструирование из бумаги: Оригами «Стул» Ц: развитие пространственного мышления, закреплять навыки «проглаживать» сгибы, побуждать к творческой самореализации. Создание коллективной композиции. Чтение А.Линдгрен «Карлсон, который живёт на крыше» |
|||
Прогулка |
Наблюдение: осенний ветер. Уточнять представления детей о погоде, развивать наблюдательность. Предложить детям рассказать, как можно узнать направление ветра, как меняется все вокруг в ветреную погоду. П/ игра «Ловишки с ленточками». Упражнять детей в выполнении основных движений при беге, учить согласовывать движения рук и ног, увертываться от водящего. Способствовать закаливанию детского организма с использованием природных факторов Д/ игра «А если бы...». Активизировать речь детей, развивать фантазию, воображение, творческие способности. Например: «А если бы осенью в теплые края улетали не птицы, а зайцы…» Труд: подметание веранды |
|||
Пятница |
Утро |
Составление рассказов «Моя квартира» по фотографиям из альбома. Викторина о мебели, отгадывание загадок. |
Макет комнаты Атрибуты для сюжетно-ролевой игры |
Беседа с детьми о способах ухода за мебелью, попросить детей помочь в хозяйственно-бытовом труде |
НОД |
Художественно-эстетическое развитие (продуктивная деятельность) Физическое развитие (по планам руководителей) |
|||
Прогулка |
Собрать листочки. Игра на развитие речевого дыхания «Сдуй листок с ладошки». Ц: сформировать сильный плавный ротовой выдох, учить контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно. Развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении. Трудовая деятельность: Сбор мусора на территории. Ц: Приучать к чистоте и порядку; вызывать желание трудиться в коллективе. П/ игра «Найди себе пару». Ц: Учить ориентироваться в пространстве. Д/ игра «Назови одним словом». Ц: Подобрать обобщающие слова к предложенным примерам |
|||
Вечер |
Работа над макетом «Комната для Маши» Ц: развитие пространственного мышления, обобщить представления о мебели. Чтение «Три толстяка» в обработке А.Толстого |
|||
Прогулка |
П/ игра «Найди свой цвет». Ц:Учить искать свой цвет по сигналу воспитателя. Развивать внимание, быстроту реакции, ловкость, умение бегать не сталкиваясь. СРИ «Поездка в мебельный магазин» Ц: развитие социокультурных связей, речевая активизация |