Календарно-тематическое планирование в старшей логопедической группе по теме «Мой город. Моя страна. Города России»

0
0
Материал опубликован 2 November 2018

Тема недели: «Мой город. Моя страна. Города России»

Дата: 29.10 – 2.11

Программное содержание:

1. Расширение представлений детей о родной стране, знакомство с историей России. Знакомить детей с легендами и сказаниями Уральского края.  Дать элементарные сведения об истории России. Углублять и уточнять представления о Родине — России.

2.Поддерживать интерес детей к событиям, происходящим в стране, воспитывать чувство гордости за ее достижения. Закреплять знания о флаге, гербе и гимне России.

3.Расширять представления о городах России.

Итоговое мероприятие: Викторина «Мой город. Моя страна»

Дни недели

Режим дня

Совместная деятельность педагога с детьми

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей

Работа с родителями

Понедельник

Утро

Пальчиковая гимнастика:

«Город»

Город – это улицы, проспекты и дома

(Правой рукой   постукивать пальцами по столу)

Площади, музеи, парков тишина (Левой рукой постукивать по столу)

Блеск огромных стекол

Праздничных витрин,

(Разводить пальцы в стороны и соединять)

Быстрое движенье

(Круговые движения руками,)

Прохожих и машин

(Указательные и средние пальцы «бегут» по столу,

остальные сжаты в кулак)

Самомассаж лица: (дети выполняют движения в соответствии с текстом)

Мы ладошки растираем

И лицо обогреваем.

Подбородок разотрем,

Дружно губки пожуем.

Там живет наш язычок,

Пусть погреется дружок.

Упражнения для губ и щёк:

«Широко открыть рот» - дети от удивления открыли рот, какая большая у нас

красивая голубая планета, большая страна, какой красивый у нас город!

(под счет до 5-6),

«Губы хоботком» - губы вытянуть вперед, показать восхищение.

«Улыбка» - улыбнуться, радуемся, что живём на этой планете, в самой

большой стране, в городе Тюмени.

Упражнения для языка:

Путешествуем по стране, по городу, по всей планете – сначала язычок

путешествует пешком:

«Широкий язык вперед-назад» - сначала медленно, потом быстро (под счет

до 10)

Потом на:

«Лошадка» - цокать язычком (под счет до 5-10)

«Машина» - едем на машине (язык кверху, губы вперед – джжж…)

«Поезд» - едем на поезде (чик-чик-чик…, остановка тшшш…)

«Самолет» - летим на самолёте (язык за верхние зубы лллл…, губы в улыбке)

«Лодка с парусом» - плывем на лодке по Туре (язык вытянуть вперед,

подняв боковые края; язык поднять к верхним зубам, рот открыт)

Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по городу на автобусе» Ц: побуждать детей, основываясь на имеющихся представлениях, рассказывать о наиболее заметных местах города, улицах района. Знакомство с профессией экскурствовода.

Литературные произведения для чтения и разучивания:

1. А. Прокофьев «Родина».

2. З. Александрова «Родина».

3. М. Ю. Лермонтов «Родина»

4. С. Баруздин «За Родину».

5. В.Гусев «Небо синее в России…»

Атрибуты к СРИ

Альбомы о стране, городе.

Коллекция минералов, полезных ископаемых.

 Родителям рекомендуется:

Спросить у ребенка: Как называется страна, город, в котором ты живешь? Почему он так называется? Как выглядит герб нашего государства, города? Что он символизирует?

Провести прогулку по городу. Показать основные достопримечательности города – парк, вечный огонь, памятники, музей. Показать предприятия города, рассказать об их продукции.

Во время прогулки по городу родителям обратить внимание на общественные здания (библиотека, почта, школа, кинотеатр и т. д.), рассказать об их назначении, и о профессиях людей, работающих в этих учреждениях. 

НОД

Познавательное развитие: «Вот моя улица, вот мой дом» (на материале фотографий, рисунков и карты города). Ц: Расширять представление детей о родной стране, о государственных праздниках; развивать интерес к истории своей страны. Познакомить с историей России, гербом и флагом, мелодией гимна. Рассказать о людях прославивших Россию; о том, что Российская Федерация – огромная многонациональная страна.
Закреплять  знания административных и культурных зданиях Челябинска, жилых кварталов. Закреплять знания детьми улиц ближайшего окружения, в честь кого они названы.

Развивать умение отражать свои впечатления в разных видах деятельности.

Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.

Художественно-эстетическое (музыкальное) развитие: Слушание - обогащать музыкальные впечатления, повышать слушательскую культуру.

Определять жанр музыки, выражать. развивать умение различать средства муз. выразительности. «Моя Россия»,муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьевой

Музыкально-ритмические движения – формировать у детей музыкально-ритмические представления, умение двигаться в соответствии с музыкой. исполнять четко и ритмично ходьбу. Учить правильно выполнять движение топающий шаг.

Воспитывать ловкость, быстроту реакции. Умение соотносить движения с музыкой.

Передавать замысел игры. «Марш»

муз. М. Робера

«Топотушки» р. н. мел.

А.Александрова,

«Отвернись-повернись» карель. н. м., обр. Т. Ломовой


 

Прогулка

Наблюдение за облаками.

 Цель: развивать у детей наблюдательность, воображение, фантазию; развивать навыки составления описательного рассказа.

Вечер

Пословицы о родном крае:

1 Родной край – сердцу рай.

2 Нет в мире краше Родины нашей.

3 Всякому мила своя сторона.

Д/Игра «Посчитай» (до3-5)

Город – один город, два города, три города, четыре города, пять городов;

страна -…., планета -…, деревня - …, улица - …., театр - …, парк - …, школа -…;

Прогулка

Наблюдение за птицами на участке.

Цель: совершенствовать знания детей о птицах, их особенностях.

П/и «Найди себе пару»

Цели:- развивать ловкость, пространственную ориентировку.

Труд: уборка упавших листьев на участке.

Цель: воспитывать желание помогать взрослым.

Самостоятельные игры с выносным материалом.

Цель: Воспитание дружеских взаимоотношений между детьми.

Вторник

Утро

Динамическая игра "Самолеты"

- Я хочу на самолете полететь.

и на город свой в полете посмотреть!

А вы, дети?

- Мы хотим на самолете полететь

и на город свой в полете посмотреть.

Вы пилоты приготовьте к полету свои самолеты

(Дети встают на одно колено).

- Заводим моторы: т-т-т-т-т-т-т.

(круговые движения перед собой).

- Моторы разогреваются: д-д-д-д-д-д

- Взлет! (подняться)

- Полетели: з-з-з-з-з-з-з (громко - тихо)

Скажем громко, отчетливо, ясно:

- Быстрокрылый мощный ТУ

Набирает высоту.

Он летит все выше, выше

Превратились в точки крыши.

- Самолеты на посадку: с-с-с-с-с-с-с-с

Лексическая работа:

Существительные: Родина, страна, государство, край, Россия, граница, столица, город, деревня, село.

Глаголы: любить, беречь, охранять, оберегать, защищать, заботиться, гордиться.

Прилагательные: любимая, единственная, огромная, прекрасная.

 Выучить чистоговорки:.

Жура – Жура - Журавель!

Облетел он сто земель.

Облетел, обходил,

Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля:

«Где же лучшая земля?»

Отвечал он, пролетая:

«Лучше нет родного края!»

П. Воронько

Карты области, города, страны.

Строительный материал.

Рекомендовать родителям рассказать детям о значимых людях, земляках. Познакомить с улицами, названными в честь выдающихся людей.

НОД

Логопедическое занятие

Художественно-эстетическое развитие (продуктивная деятельность)

Физическое развитие. (по планам руководителей)

Прогулка

Экскурсия вокруг Д/С, рассматривание здания Д/С, близлежащих домов.

П/и «Кто вперёд». Развивать двигательную активность детей; учить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, соблюдать правила игры.

Труд: Предложить детям собрать веточки на участке

Цель: учить детей пользоваться веником, формировать умение принимать личное участие в элементарных трудовых процессах.

Беседа о красоте нашего города

Вечер

Выучить стих наизусть:

Небо синее в России,

Реки синие в России.

Васильки и незабудки

Не растут нигде красивей.

Есть и клёны, и дубы,

А какие есть грибы!

А ещё пекут в печи

Вот такие калачи!

В. Гусев

Прогулка

 Наблюдение за птицами, прилетевшими на участок Д/С

Цель: Продолжать формировать у детей элементарные представления о сезонных изменениях в природе, воспитывать бережное отношение к пернатым

П/и «Цветные автомобили» - Развивать двигательную активность детей. Повторить ПДД

Учить детей ориентироваться на участке, напомнить правила безопасной игры с выносным материалом.

Упражнять в отбивании мяча о землю 

Д/игра «Города» Ц: обогащение знаний о городах России.

Наблюдение за разгрузкой продуктовой машины. Ц: знакомство с профессиями грузчика и водителя.

Среда

Утро

Д/Игра «Города России» ( разделить на слоги, слова — названия городов России): Мос-ква, Че-ля-бинск, Тверь, Са-ма-ра, Ту-ла, Нов-го-род, Псков, Рос-тов, Во-ро-неж, Со-чи, Тю-мень.

Конструирование «Сказочные домики из кубиков» Цель: вызвать эмоциональное отношение к постройке, развивать художественный вкус, фантазию

Портрет А. Марченко, сюжетные картины танковых сражений.

Строительный материал

Альбом «Костюмы народов России»

Предложить родителям нарисовать вместе с детьми рисунок «Мой город»

НОД

Логопедическое занятие (по плану логопеда)

ФЭМП: И.Пономарёва. с24, з.1 Программное содержание:-Учить считать в пределах 8,показать образование числа на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 7 и 8.

-Упражнять в счёте и отсчёте предметов в пределах 7 по образцу и на слух.

-Совершенствовать умение двигаться в заданном направлении и обозначать его словами.

Художественно-эстетическое (музыкальное) развитие: Пение – петь попевку легко, точно интонировать мелодию.

Узнавать знакомые песни по вступлении. Исполнять песни легким звуком, правильно брать дыхание.

Познакомить с новой песней. Определять характер, содержание песни. Петь легким звуком. «Вальс» муз. П. Чайковского

Игра на ДМИ

Играть ритм попевки на металлофоне на одном звуке. «Дождик» муз. М. Парцхаладзе

Прогулка

Наблюдение за транспортом, который движется по ул. Марченко Ц: Развивать внимание, наблюдательность, бережное отношение к городу.

П.игра «Автомобили и пешеходы».

Цель: развивать двигательную активность детей, закреплять ПДД

«Расскажи о Челябинске» .Учимся рассказывать об родном городе 

Труд:Убрать веточки, сухие листья с участка, подмести песок

Цель: учить правильно пользоваться веником, воспитывать желание помогать взрослым

Беседа о безопасности на прогулке

Вечер

 Д/Игра: « Подбери признаки к нашей Родине, России»

Родина — какая?

(любимая, необъятная, могучая, родная, бескрайняя, беззащитная, прекрасная, богатая, весёлая, огромная, красивая, грустная)

Д/ Игра «Какое слово не подходит?»:

Россия, российский, роса, россияне.

Родина, родной, родители, радость.

Отец, Отечество, отчаяние, отчий

Беседа о Челябинске. Рассматривание альбома о городе .Ц: систематизировать знания детей о родном городе , расширить представления об архитектуре, достопримечательностях, гербе города, знаменитых людях; познакомить с другими городами области.

Прогулка

Наблюдение за небом

Цель: Продолжать формировать представление детей о сезонных изменениях в природе.

П/и «Едем в гости…».

Цель: развивать двигательную активность детей, координацию движений, создать хорошее настроение.

Игровая ситуация «Поможем дворнику убрать дорожки». Обратить внимание детей на работу дворника Д/С

Беседа о правилах безопасного поведения на участке и при использовании игрового оборудования и при использовании выносного оборудования и игрушек.

Четверг

Утро

Упражнения на развитие речи:

 Д/  Упражнение «Подбери признак»:

город (какой?) - ..., улица (какая?) - ..., дом (какой?) - ....

    Составить рассказ (из личного опыта) «Дорога в детский сад» - по каким улица идет ребенок, мимо каких зданий и т.п.

  Д/ Упражнение «Один - много» (образование родительного падежа множественного числа имени существительного):

один дом - много домов, одна улица... (поселок, город...).

Рассматривание альбома «Города России» Ц: расширить представления о стране.

Составление схемы безопасного движения из дома до д/с

Д\И «Узнай по контуру»

Прогулки к памятникам архитектуры и зодчества. Обращать внимание детей на красоту и величие памятников, строений;

НОД

ФЭМП: И.Пономарёва. с 25, з.2 Программное содержание:-Учить считать в пределах 9;показать образование числа 9 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 8 и 9.

-Закреплять представления о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), развивать умение видеть и находить в окружающей обстановке предметы, имеющие форму знакомых геометрических фигур.

-Продолжить учить определять своё местоположение среди окружающих людей и предметов, окружающих людей и предметов, обозначить его словами: впереди, сзади, рядом, между.

Художественно-зстетическое развитие (продуктивная деятельность) :

Прогулка

Наблюдение за деревьями

Цели:- формировать знания детей о сезонных изменениях в жизни растений ;

- воспитывать бережное отношение к природе.

П/и «Кто быстрее…».

Цели:- соблюдать правила безопасности

- учить ориентироваться в пространстве.

Труд: Предложить детям подмести песок с дорожки, собрать мелкие веточки.

Цели:

- учить правильно пользоваться веником, помогать друг другу в выполнении трудовых действий

Рассмотреть сезонные изменения на нашем участке (деревья, насекомые, кустарники)

Д/игра «Узнай по контуру» на развитие образного мышления

Вечер

Словесная игра  на активизацию мыслительной и речевой деятельности «Хорошо-плохо»

Игра-соревнование«Кто больше назовет улиц в нашем городе»

Прогулка

.Наблюдение «Такие разные дома»


 

Цель: Воспитывать интерес к родному городу, развивать наблюдательность, внимание, диалогическую речь.

П/И «Что мы делаем не скажем, дружно, весело покажем». Цель: Учить детей развивать умение легко выполнять действия, приучать к соблюдению правил в игре.

Д/и «Посчитаем камушки» Учить сравнивать количество предметов и соотносить с цифрой 6 

Пятница

Утро

Упражнения на развитие речи:

   Д/Упражнение в словообразовании с помощью суффиксов.

Дом - домик, домишко, домище. Город - городок, городишко, городище.

  Д/ Упражнение «У нас в городе нет…» (образование родительного падежа существительных)

У нас в городе нет театра, цирка, фонтана, …

Энциклопедии, карты, буклеты

Шаблоны. Раскраски для свободной художественной деятельности.

Предложить родителям организовать поездку детей в краеведческий музей.

НОД

Художественно-эстетическое развитие (продуктивная деятельность) (по плану руководителя)

Физическое развитие ( по плану руководителя)

Прогулка

Беседа «Игровые площадки нашего детского сада». О правилах поведения на прогулке.

Дома на нашей улице

Опыт по экологии «Живой лист, сухой лист» - познакомить с природными явлениями.

П/и «Кошки - мышки». Цель: учить детей соблюдать правила игры, развивать двигательную активность детей, создать хорошее настроение.

Д/игра «Геометрические фигуры» Ц: попросить детей нарисовать палочкой на песке знакомые фигуры.

Опытническая деятельность: тяжёлое-лёгкое. Какой мяч возвращается быстрее после броска вверх?

Вечер

«Загадочная викторина»

Отгадайте-ка, ребятки,
Вы о городе загадки.
Я начну стихи читать,
Вам придётся продолжать.

1 .   Шумят повсюду поезда,
И едут люди кто куда.
Со всех сторон, со всех концов,
Кто ждёт прибытий поездов.
Того мы приглашаем в зал,
Что называется…(вокзал)

2.   В  нём есть картины удивительные,
Картины редкие и восхитительные.
Но покупать их не позволят.
Не потому, что много стоят.
Ведь это клад страны моей,
Не магазин здесь, а…(музей)

3.   Здесь можно опустить письмо,
Отправить телеграмму.
По телефону позвонить
В командировку маме.
Ты можешь здесь купить конверт
Послать посылку срочно.
Всем передать большой привет
Ведь это здание- …(почта)

4 .    Люди в белом, не скучают,
Не сидят без дела,
Курс леченья назначают
Эти люди в белом.
Если кто- то заболел
Все идут лечиться
В городскую, областную,
Детскую…(больницу)

5.   Это что за чудный дом?
Сто детишек в доме том,
Дом детишкам очень рад.
Что же это?…(детский сад)

6 .   Если холодильник пуст,
Кушать если нечего,
Нет ни хлеба, ни капусты,
Масла нет и гречки.
Ты сюда входи скорей
И бери корзину,
Покупай, что повкуснее
В нашем…(магазине)

Прогулка

Беседа: «Деревья на нашем участке»

П/И «Кто быстрей?».

Цели: - учить детей

по сигналу бегать в разных направлениях, соблюдать правила игры;

- развивать ловкость, быстроту, внимательность.

С.р.игра «Экскурсия к мемориальной доске» Ц: закреплять представления о работе экскурсовода; знания о понятии «мемориальная доска»

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.