Календарно-тематическое планирование в старшей логопедической группе по теме «Мой город. Моя страна. Города России»
Тема недели: «Мой город. Моя страна. Города России»
Дата: 29.10 – 2.11
Программное содержание:
1. Расширение представлений детей о родной стране, знакомство с историей России. Знакомить детей с легендами и сказаниями Уральского края. Дать элементарные сведения об истории России. Углублять и уточнять представления о Родине — России.
2.Поддерживать интерес детей к событиям, происходящим в стране, воспитывать чувство гордости за ее достижения. Закреплять знания о флаге, гербе и гимне России.
3.Расширять представления о городах России.
Итоговое мероприятие: Викторина «Мой город. Моя страна»
Дни недели |
Режим дня |
Совместная деятельность педагога с детьми |
Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей |
Работа с родителями |
Понедельник |
Утро |
Пальчиковая гимнастика: «Город» Город – это улицы, проспекты и дома (Правой рукой постукивать пальцами по столу) Площади, музеи, парков тишина (Левой рукой постукивать по столу) Блеск огромных стекол Праздничных витрин, (Разводить пальцы в стороны и соединять) Быстрое движенье (Круговые движения руками,) Прохожих и машин (Указательные и средние пальцы «бегут» по столу, остальные сжаты в кулак) Самомассаж лица: (дети выполняют движения в соответствии с текстом) Мы ладошки растираем И лицо обогреваем. Подбородок разотрем, Дружно губки пожуем. Там живет наш язычок, Пусть погреется дружок. Упражнения для губ и щёк: «Широко открыть рот» - дети от удивления открыли рот, какая большая у нас красивая голубая планета, большая страна, какой красивый у нас город! (под счет до 5-6), «Губы хоботком» - губы вытянуть вперед, показать восхищение. «Улыбка» - улыбнуться, радуемся, что живём на этой планете, в самой большой стране, в городе Тюмени. Упражнения для языка: Путешествуем по стране, по городу, по всей планете – сначала язычок путешествует пешком: «Широкий язык вперед-назад» - сначала медленно, потом быстро (под счет до 10) Потом на: «Лошадка» - цокать язычком (под счет до 5-10) «Машина» - едем на машине (язык кверху, губы вперед – джжж…) «Поезд» - едем на поезде (чик-чик-чик…, остановка тшшш…) «Самолет» - летим на самолёте (язык за верхние зубы лллл…, губы в улыбке) «Лодка с парусом» - плывем на лодке по Туре (язык вытянуть вперед, подняв боковые края; язык поднять к верхним зубам, рот открыт) Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по городу на автобусе» Ц: побуждать детей, основываясь на имеющихся представлениях, рассказывать о наиболее заметных местах города, улицах района. Знакомство с профессией экскурствовода. |
Литературные произведения для чтения и разучивания: 1. А. Прокофьев «Родина». 2. З. Александрова «Родина». 3. М. Ю. Лермонтов «Родина» 4. С. Баруздин «За Родину». 5. В.Гусев «Небо синее в России…» Атрибуты к СРИ Альбомы о стране, городе. Коллекция минералов, полезных ископаемых. |
Родителям рекомендуется: Спросить у ребенка: Как называется страна, город, в котором ты живешь? Почему он так называется? Как выглядит герб нашего государства, города? Что он символизирует? Провести прогулку по городу. Показать основные достопримечательности города – парк, вечный огонь, памятники, музей. Показать предприятия города, рассказать об их продукции. Во время прогулки по городу родителям обратить внимание на общественные здания (библиотека, почта, школа, кинотеатр и т. д.), рассказать об их назначении, и о профессиях людей, работающих в этих учреждениях. |
НОД |
Познавательное развитие: «Вот моя улица, вот мой дом» (на материале фотографий, рисунков и карты города). Ц: Расширять представление детей о родной стране, о государственных праздниках; развивать интерес к истории своей страны. Познакомить с историей России, гербом и флагом, мелодией гимна. Рассказать о людях прославивших Россию; о том, что Российская Федерация – огромная многонациональная страна. Развивать умение отражать свои впечатления в разных видах деятельности. Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им. Художественно-эстетическое (музыкальное) развитие: Слушание - обогащать музыкальные впечатления, повышать слушательскую культуру. Определять жанр музыки, выражать. развивать умение различать средства муз. выразительности. «Моя Россия»,муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьевой Музыкально-ритмические движения – формировать у детей музыкально-ритмические представления, умение двигаться в соответствии с музыкой. исполнять четко и ритмично ходьбу. Учить правильно выполнять движение топающий шаг. Воспитывать ловкость, быстроту реакции. Умение соотносить движения с музыкой. Передавать замысел игры. «Марш» муз. М. Робера «Топотушки» р. н. мел. А.Александрова, «Отвернись-повернись» карель. н. м., обр. Т. Ломовой
|
|||
Прогулка |
Наблюдение за облаками. Цель: развивать у детей наблюдательность, воображение, фантазию; развивать навыки составления описательного рассказа. |
|||
Вечер |
Пословицы о родном крае: 1 Родной край – сердцу рай. 2 Нет в мире краше Родины нашей. 3 Всякому мила своя сторона. Д/Игра «Посчитай» (до3-5) Город – один город, два города, три города, четыре города, пять городов; страна -…., планета -…, деревня - …, улица - …., театр - …, парк - …, школа -…; |
|||
Прогулка |
Наблюдение за птицами на участке. Цель: совершенствовать знания детей о птицах, их особенностях. П/и «Найди себе пару» Цели:- развивать ловкость, пространственную ориентировку. Труд: уборка упавших листьев на участке. Цель: воспитывать желание помогать взрослым. Самостоятельные игры с выносным материалом. Цель: Воспитание дружеских взаимоотношений между детьми. |
|||
Вторник |
Утро |
Динамическая игра "Самолеты" - Я хочу на самолете полететь. и на город свой в полете посмотреть! А вы, дети? - Мы хотим на самолете полететь и на город свой в полете посмотреть. Вы пилоты приготовьте к полету свои самолеты (Дети встают на одно колено). - Заводим моторы: т-т-т-т-т-т-т. (круговые движения перед собой). - Моторы разогреваются: д-д-д-д-д-д - Взлет! (подняться) - Полетели: з-з-з-з-з-з-з (громко - тихо) Скажем громко, отчетливо, ясно: - Быстрокрылый мощный ТУ Набирает высоту. Он летит все выше, выше Превратились в точки крыши. - Самолеты на посадку: с-с-с-с-с-с-с-с Лексическая работа: Существительные: Родина, страна, государство, край, Россия, граница, столица, город, деревня, село. Глаголы: любить, беречь, охранять, оберегать, защищать, заботиться, гордиться. Прилагательные: любимая, единственная, огромная, прекрасная. Выучить чистоговорки:. Жура – Жура - Журавель! Облетел он сто земель. Облетел, обходил, Крылья, ноги натрудил. Мы спросили журавля: «Где же лучшая земля?» Отвечал он, пролетая: «Лучше нет родного края!» П. Воронько |
Карты области, города, страны. Строительный материал. |
Рекомендовать родителям рассказать детям о значимых людях, земляках. Познакомить с улицами, названными в честь выдающихся людей. |
НОД |
Логопедическое занятие Художественно-эстетическое развитие (продуктивная деятельность) Физическое развитие. (по планам руководителей) |
|||
Прогулка |
Экскурсия вокруг Д/С, рассматривание здания Д/С, близлежащих домов. П/и «Кто вперёд». Развивать двигательную активность детей; учить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, соблюдать правила игры. Труд: Предложить детям собрать веточки на участке Цель: учить детей пользоваться веником, формировать умение принимать личное участие в элементарных трудовых процессах. Беседа о красоте нашего города |
|||
Вечер |
Выучить стих наизусть: Небо синее в России, Реки синие в России. Васильки и незабудки Не растут нигде красивей. Есть и клёны, и дубы, А какие есть грибы! А ещё пекут в печи Вот такие калачи! В. Гусев |
|||
Прогулка |
Наблюдение за птицами, прилетевшими на участок Д/С Цель: Продолжать формировать у детей элементарные представления о сезонных изменениях в природе, воспитывать бережное отношение к пернатым П/и «Цветные автомобили» - Развивать двигательную активность детей. Повторить ПДД Учить детей ориентироваться на участке, напомнить правила безопасной игры с выносным материалом. Упражнять в отбивании мяча о землю Д/игра «Города» Ц: обогащение знаний о городах России. Наблюдение за разгрузкой продуктовой машины. Ц: знакомство с профессиями грузчика и водителя. |
|||
Среда |
Утро |
Д/Игра «Города России» ( разделить на слоги, слова — названия городов России): Мос-ква, Че-ля-бинск, Тверь, Са-ма-ра, Ту-ла, Нов-го-род, Псков, Рос-тов, Во-ро-неж, Со-чи, Тю-мень. Конструирование «Сказочные домики из кубиков» Цель: вызвать эмоциональное отношение к постройке, развивать художественный вкус, фантазию |
Портрет А. Марченко, сюжетные картины танковых сражений. Строительный материал Альбом «Костюмы народов России» |
Предложить родителям нарисовать вместе с детьми рисунок «Мой город» |
НОД |
Логопедическое занятие (по плану логопеда) ФЭМП: И.Пономарёва. с24, з.1 Программное содержание:-Учить считать в пределах 8,показать образование числа на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 7 и 8. -Упражнять в счёте и отсчёте предметов в пределах 7 по образцу и на слух. -Совершенствовать умение двигаться в заданном направлении и обозначать его словами. Художественно-эстетическое (музыкальное) развитие: Пение – петь попевку легко, точно интонировать мелодию. Узнавать знакомые песни по вступлении. Исполнять песни легким звуком, правильно брать дыхание. Познакомить с новой песней. Определять характер, содержание песни. Петь легким звуком. «Вальс» муз. П. Чайковского Игра на ДМИ Играть ритм попевки на металлофоне на одном звуке. «Дождик» муз. М. Парцхаладзе |
|||
Прогулка |
Наблюдение за транспортом, который движется по ул. Марченко Ц: Развивать внимание, наблюдательность, бережное отношение к городу. П.игра «Автомобили и пешеходы». Цель: развивать двигательную активность детей, закреплять ПДД «Расскажи о Челябинске» .Учимся рассказывать об родном городе Труд:Убрать веточки, сухие листья с участка, подмести песок Цель: учить правильно пользоваться веником, воспитывать желание помогать взрослым Беседа о безопасности на прогулке |
|||
Вечер |
Д/Игра: « Подбери признаки к нашей Родине, России» Родина — какая? (любимая, необъятная, могучая, родная, бескрайняя, беззащитная, прекрасная, богатая, весёлая, огромная, красивая, грустная) Д/ Игра «Какое слово не подходит?»: Россия, российский, роса, россияне. Родина, родной, родители, радость. Отец, Отечество, отчаяние, отчий Беседа о Челябинске. Рассматривание альбома о городе .Ц: систематизировать знания детей о родном городе , расширить представления об архитектуре, достопримечательностях, гербе города, знаменитых людях; познакомить с другими городами области. |
|||
Прогулка |
Наблюдение за небом Цель: Продолжать формировать представление детей о сезонных изменениях в природе. П/и «Едем в гости…». Цель: развивать двигательную активность детей, координацию движений, создать хорошее настроение. Игровая ситуация «Поможем дворнику убрать дорожки». Обратить внимание детей на работу дворника Д/С Беседа о правилах безопасного поведения на участке и при использовании игрового оборудования и при использовании выносного оборудования и игрушек. |
|||
Четверг |
Утро |
Упражнения на развитие речи: Д/ Упражнение «Подбери признак»: город (какой?) - ..., улица (какая?) - ..., дом (какой?) - .... Составить рассказ (из личного опыта) «Дорога в детский сад» - по каким улица идет ребенок, мимо каких зданий и т.п. Д/ Упражнение «Один - много» (образование родительного падежа множественного числа имени существительного): один дом - много домов, одна улица... (поселок, город...). Рассматривание альбома «Города России» Ц: расширить представления о стране. |
Составление схемы безопасного движения из дома до д/с Д\И «Узнай по контуру» |
Прогулки к памятникам архитектуры и зодчества. Обращать внимание детей на красоту и величие памятников, строений; |
НОД |
ФЭМП: И.Пономарёва. с 25, з.2 Программное содержание:-Учить считать в пределах 9;показать образование числа 9 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 8 и 9. -Закреплять представления о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), развивать умение видеть и находить в окружающей обстановке предметы, имеющие форму знакомых геометрических фигур. -Продолжить учить определять своё местоположение среди окружающих людей и предметов, окружающих людей и предметов, обозначить его словами: впереди, сзади, рядом, между. Художественно-зстетическое развитие (продуктивная деятельность) : |
|||
Прогулка |
Наблюдение за деревьями Цели:- формировать знания детей о сезонных изменениях в жизни растений ; - воспитывать бережное отношение к природе. П/и «Кто быстрее…». Цели:- соблюдать правила безопасности - учить ориентироваться в пространстве. Труд: Предложить детям подмести песок с дорожки, собрать мелкие веточки. Цели: - учить правильно пользоваться веником, помогать друг другу в выполнении трудовых действий Рассмотреть сезонные изменения на нашем участке (деревья, насекомые, кустарники) Д/игра «Узнай по контуру» на развитие образного мышления |
|||
Вечер |
Словесная игра на активизацию мыслительной и речевой деятельности «Хорошо-плохо» Игра-соревнование«Кто больше назовет улиц в нашем городе» |
|||
Прогулка |
.Наблюдение «Такие разные дома»
Цель: Воспитывать интерес к родному городу, развивать наблюдательность, внимание, диалогическую речь. П/И «Что мы делаем не скажем, дружно, весело покажем». Цель: Учить детей развивать умение легко выполнять действия, приучать к соблюдению правил в игре. Д/и «Посчитаем камушки» Учить сравнивать количество предметов и соотносить с цифрой 6 |
|||
Пятница |
Утро |
Упражнения на развитие речи: Д/Упражнение в словообразовании с помощью суффиксов. Дом - домик, домишко, домище. Город - городок, городишко, городище. Д/ Упражнение «У нас в городе нет…» (образование родительного падежа существительных) У нас в городе нет театра, цирка, фонтана, … |
Энциклопедии, карты, буклеты Шаблоны. Раскраски для свободной художественной деятельности. |
Предложить родителям организовать поездку детей в краеведческий музей. |
НОД |
Художественно-эстетическое развитие (продуктивная деятельность) (по плану руководителя) Физическое развитие ( по плану руководителя) |
|||
Прогулка |
Беседа «Игровые площадки нашего детского сада». О правилах поведения на прогулке. Дома на нашей улице Опыт по экологии «Живой лист, сухой лист» - познакомить с природными явлениями. П/и «Кошки - мышки». Цель: учить детей соблюдать правила игры, развивать двигательную активность детей, создать хорошее настроение. Д/игра «Геометрические фигуры» Ц: попросить детей нарисовать палочкой на песке знакомые фигуры. Опытническая деятельность: тяжёлое-лёгкое. Какой мяч возвращается быстрее после броска вверх? |
|||
Вечер |
«Загадочная викторина» Отгадайте-ка, ребятки, 1 . Шумят повсюду поезда, 2. В нём есть картины удивительные, 3. Здесь можно опустить письмо, 4 . Люди в белом, не скучают, 5. Это что за чудный дом? 6 . Если холодильник пуст, |
|||
Прогулка |
Беседа: «Деревья на нашем участке» П/И «Кто быстрей?». Цели: - учить детей по сигналу бегать в разных направлениях, соблюдать правила игры; - развивать ловкость, быстроту, внимательность. С.р.игра «Экскурсия к мемориальной доске» Ц: закреплять представления о работе экскурсовода; знания о понятии «мемориальная доска» |