12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Архипова Мария Васильевна164 Россия, Хабаровский край, Советская Гавань |
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению, 4 класс
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 4 кл.
УМК «Перспективная начальная школа»
По учебнику «Литературное чтение» Чуракова, Н. А 4 класс. - В 2 ч. - М.: Академкнига / Учебник, 201
Малаховская, О, В. Литературное чтение: 4класс: хрестоматия / под.ред. Н. А. Чураковой. -М.: Академкнига /201
Малаховская, О. 3. Литературное чтение, 4 класс: тетрадь для самостоятельной работы № 1, №2. - М.: Академкнига / 201
(4 часав неделю. Планирование составлено на 136 часов.)
№ п.п | Дата | Тема урока | Кол-во часов | Элементы содержания подготовки обучающихся (результат) | Требования к уровню подготовки обучающихся | Контрольно оценочная деят-ть | Материал (стр) уч/п.т | ||||||||||||||||||||||
план | факт | ||||||||||||||||||||||||||||
Уч. | п/т | ||||||||||||||||||||||||||||
Требования к уровню подготовки учащихся
| |||||||||||||||||||||||||||||
1четверть | |||||||||||||||||||||||||||||
Постигаем законы волшебной сказки: отыскиваем в ней отражение древних представлений о мире (17 часов)
| |||||||||||||||||||||||||||||
1 | Заседание клуба «Как люди в древности представляли себе окружающий мир» | 1 | Определение жанра литературного произведения. Умение работать с книгой | Иметь представление о том, как люди в древности представляли себе окружающий мир; о литературном жанре «древнегреческое сказание». Уметь: определять вид сказки (сказка о животных, волшебная сказка); перечислять русские народные сказки; определять особенность волшебного мира в сказках (лес, подземное царство, подводное царство, небесно-заоблачное царство); называть народные праздники, в которых до сих пор участвуют деревья; находить подтверждения в тексте своим предположениям; анализировать волшебные предметы литературного произведения | с.6-8 | с.3-6 | |||||||||||||||||||||||
2 | Заседание клуба «Земной и волшебный мир в волшебных сказках» Русская сказка «Гуси-лебеди»; татарская сказка «Гульчечек» | 1 | Произведения устного народного творчества | Уметь: определять в сказке волшебный мир, его хозяина; подтверждать логику, свойственную волшебной сказке | с.8-9 | с.6-14 | |||||||||||||||||||||||
3 | Работа с хрестоматией Русская народная сказка «Морозко» | 1 | Произведения устного народного творчества | Уметь: определять в сказке волшебный мир, его хозяина; читать по ролям разговор Морозко со стариковой дочкой, а затем со старухиной; сравнивать двух дочерей; доказывать, что старикова дочь обладает чертами героя волшебной сказки; подтверждать логику, свойственную волшебной сказке | Х.с.6-11 | ||||||||||||||||||||||||
4 | Работа с хрестоматией Русская народная сказка «Финист – ясный сокол» (в сокращении) | 1 | Произведения устного народного творчества. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями | Уметь: называть волшебных помощников; пользоваться библиотекой; сравнивать изображение героев в литературном и музыкальном произведениях | Х.с.11-22 | ||||||||||||||||||||||||
5 | Работа со школьной библиотекой Русская народная сказка «Финист – ясный сокол» (вся сказка) Слушание муз. пьесы А. Лядова «Баба-яга» | 1 | Произведения устного народного творчества Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями | Уметь: сравнивать героев сказки; называть черты героя волшебной сказки; подтверждать свое мнение словами из текста; называть черты тотемного животного в избушке бабы-яги; сравнивать описание леса; анализировать отношение волшебного мира к Марьюшке | Слушание музыки | Х.с.22 | |||||||||||||||||||||||
6 | Работа с хрестоматией и школьной библиотекой Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк» | 1 | Произведения устного народного творчества. Восприятие и понимание эмоционально- нравственных переживаний героя | Уметь: находить признаки волшебных предметов; давать характеристику герою сказки; называть тотемных животных произведения; пользоваться библиотекой | Х.с.23-32 | ||||||||||||||||||||||||
7 | Работа с хрестоматией Башкирская народная сказка «Алтын-сака – золотая бабка» | 1 | Сказки разных народов мира | Уметь: работать с толковым словарем; доказывать, что эта сказка волшебная; называть волшебных помощников в сказке; сравнивать башкирскую сказку с русскими народными сказками; объяснять сходство мотивов в сказках и преданиях разных народов мира; доказывать, что сказка построена по всем сказочным законам | Х.с.32-44 | ||||||||||||||||||||||||
8 | Заседание клуба Мировое дерево. Народные обряды и праздники. Древнеегипетский миф «Путешествие солнечной ладьи» (отрывки) | 1 | Восприятие и понимание эмоционально- нравственных переживаний героя. Связь произведений литературы разных народов мира | Иметь представление о борьбе добра и зла в литературных произведениях разных народов мира; что народы мира одинаково изображали красоту и порядок в земном мире. Уметь: находить в тексте ответы на вопросы;; работать с толковым словарем; | с.9-13 | с.14-15 | |||||||||||||||||||||||
9 | Древнегреческое сказание «Персей» | 1 | Восприятие и понимание эмоционально- нравственных переживаний героя. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями | Иметь представление о борьбе добра и зла в литературных произведениях разных народов мира; что народы мира одинаково изображали красоту и порядок в земном мире. Уметь: находить в тексте ответы на вопросы; рассматривать фрагмент картины Пьеро ди Козимо «Персей и Андромеда»; сравнивать истории спасения царских дочерей; работать с толковым словарем; изучать композицию вышивок на русской праздничной одежде ХГХ века, композицию на египетском папирусе | с.13-19 | ||||||||||||||||||||||||
10 | Поход в Музейный Дом Отражение древних представлений о красоте и мире в трёхчастной композиции: икона посвящённая поединку Георгия со змеем; икона «Христос спускается в ад» | 1 | Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями | Знать понятие «герой волшебной сказки». Иметь представление о тотемах разных народов мира в разные времена. Уметь: изучать композицию на иконе «Христос спускается в ад»; находить горизонтальную композицию; определять, какими животными обозначен Верхний мир и Нижний мир; объяснять значение слова «тотем»; отвечать на вопросы клуба «Ключ и заря»; называть сказки, где животные обладают чудесными способностями и становятся волшебными помощниками героев; подтверждать характеристики героя волшебной сказки на примере сказок Ш. Перро | Музейный Дом | с.20-23 | |||||||||||||||||||||||
11 | Древние представления о животных-прародителях, знакомство с понятием «тотем» | 1 | Восприятие и понимание эмоционально- нравственных переживаний героя. Связь произведений литературы разных народов мира | Иметь представление о борьбе добра и зла в литературных произведениях разных народов мира; что народы мира одинаково изображали красоту и порядок в земном мире. Уметь: находить в тексте ответы на вопросы;; работать с толковым словарем; | с.23-29 | ||||||||||||||||||||||||
12 | Особенности героя волшебной сказки Работа со школьной библиотекой Сказки «Золушка», «Кот в сапогах», «Мальчик с пальчик» | 1 | Сказки разных народов мира | Уметь: называть волшебных помощников в сказке; сравнивать башкирскую сказку с русскими народными сказками; объяснять сходство мотивов в сказках и преданиях разных народов мира; доказывать, что сказка построена по всем сказочным законам | с.30-31 | ||||||||||||||||||||||||
13 | Русская народная сказка «Сивка-бурка» (в сокращении) ознакомительное чтение | 1 | Произведения устного народного творчества | Уметь: анализировать сказку; делить текст на смысловые части; высказывать предположения о дальнейшем развитии событий; объяснять название сказки; описывать внешний вид героя сказки; выбирать характеристики героя для Иванушки-дурачка; пользоваться библиотекой; сравнивать содержания якутской сказки «Приемыш-богатырь» с русской народной сказкой «Сивка-бурка» | с.31-38 | ||||||||||||||||||||||||
14 | Работа со школьной библиотекой Русская народная сказка «Сивка-бурка» чтение и анализ всего произведения | 1 | Произведения устного народного творчества | Уметь: анализировать сказку; делить текст на смысловые части; высказывать предположения о дальнейшем развитии событий; объяснять название сказки; описывать внешний вид героя сказки; выбирать характеристики героя для Иванушки-дурачка; пользоваться библиотекой; сравнивать содержания якутской сказки «Приемыш-богатырь» с русской народной сказкой «Сивка-бурка» | с.38-40 | ||||||||||||||||||||||||
15 | Русская народная сказка «Крошечка-Хаврошечка» древние представления о мире | 1 | Произведения устного народного творчества | Уметь: объяснять имя главного героя; находить и отмечать характеристики, которые соответствуют понятию «герои волшебной сказки»; называть волшебных помощников в сказке (тотемное животное, тотемное растение); сравнивать содержание и прядок событий в сказках «Сивка-бурка» и «Крошечка-Хаврошечка» | с.41-45 | ||||||||||||||||||||||||
16 | Работа со школьной библиотекой Русская сказка «Морской царь и Василиса Премудрая». Древние представления о мире | 1 | Произведения устного народного творчества | Уметь: находить в сказке волшебные числа; пользоваться библиотекой; давать характеристику герою волшебной сказки; подтверждать свое мнение примерами из сказки; называть тотемное животное в сказке | с.45-50 | ||||||||||||||||||||||||
17 | Проверочная работа № 1 по теме: « Постигаем законы волшебной сказки: отыскиваем в ней отражение древних представлений о мире» | 1 | Сказки разных народов мира. Произведения устного народного творчества | Уметь создавать небольшие письменные ответы на поставленные вопросы по прочитанному произведению | Пр/р № 1 | С.51 | |||||||||||||||||||||||
Знакомимся с повествованиями, основанными на фольклоре. Обнаруживаем в былине интерес к истории, а авторской сказке- интерес к миру чувств (16 ч)
| |||||||||||||||||||||||||||||
18 | Анализ и р/ошибками пр/работы Заседание клуба «Обнаруживаем в былине интерес к истории, а в авторской сказке – интерес к миру чувств» Отрывок из былины «Волх Всеславьевич» | 1 | Восприятие и понимание эмоционально- нравственных переживаний героя. Связь произведений литературы разных народов мира | Иметь представление о борьбе добра и зла в литературных произведениях разных народов мира; что народы мира одинаково изображали красоту и порядок в земном мире. Уметь: находить в тексте ответы на вопросы;; работать с толковым словарем; | с.52-54 | с.18-21 | |||||||||||||||||||||||
19 | Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (отрывок) ознакомительное чтение | 1 | Различение жанров произведений. Оценочные высказывания о прочитанном произведении | Знать жанр «былина». Уметь: работать с толковым словарем; читать нараспев, делая ударение на выделенных слогах; выделять повтор предлогов, начала строк; находить приметы народного юмора; | с.55-58 | ||||||||||||||||||||||||
20 | Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (отрывок) анализ былины | 1 | Произведения устного народного творчества. | Знать жанр «былина». Уметь: работать с толковым словарем; читать нараспев, делая ударение на выделенных слогах; выделять повтор предлогов, начала строк; находить приметы народного юмора; подтверждать, что Соловей-разбойник в былине - это и человек-пленник, и одновременно чудо- юдо - получеловек- полуптица | с.55-58 | ||||||||||||||||||||||||
21 | Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник» окончание в прозаическом пересказе И.Карнауховой | 1 | Произведения устного народного творчества. Восприятие и понимание эмоционально- нравственных переживаний героя. | Знать жанр «былина». Уметь: работать с толковым словарем; читать нараспев, делая ударение на выделенных слогах; выделять повтор предлогов, начала строк; находить приметы народного юмора; подтверждать, что Соловей-разбойник в былине - это и человек-пленник, | с.59-63 | ||||||||||||||||||||||||
22 | Работа с хрестоматией Отрывки из былины «Илья Муромец и Святогор» (1-3 части) | 1 | Произведения устного народного творчества. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями | Уметь: читать нараспев, делая ударение на выделенных слогах; выделять повтор предлогов, начала строк; находить приметы народного юмора; подтверждать, что Соловей-разбойник в былине - это и человек-пленник, и одновременно чудо- юдо - получеловек- полуптица; выделять средства выразительности; доказывать, что богатырь и конь - это часть сказочного леса; сравнивать литературные произведения и произведения изобразительного искусства; пользоваться библиотекой; сравнивать богатырей и сказочных героев | Х.с.45-49 | ||||||||||||||||||||||||
23 | Работа с хрестоматией Отрывки из былины «Илья Муромец и Святогор» (4-5 части) | 1 | Произведения устного народного творчества. Восприятие и понимание эмоционально- нравственных переживаний героя. | Уметь: работать с фразеологическим словарем; подтверждать земное происхождение богатыря; сравнивать разговор Святогора с конем и разговор Ильи Муромца со своим конем; отвечать на вопросы строчками из былины; находить связь былины с авторскими сказками; определять, как художник показывает волшебную силу богатыря; сравнивать богатырей волшебного и земного происхождения | Х.с.49-56 | ||||||||||||||||||||||||
24 | Поход в Музейный Дом Картина М. Врубеля «Богатырь»; В. Васнецова «Богатыри» Работа со школьной библиотекой «Книга былин» общие черты и различия героя былины и сказочного героя | 1 | Произведения устного народного творчества. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями | Уметь: читать нараспев, делая ударение на выделенных слогах; выделять повтор предлогов, начала строк; находить приметы народного юмора; подтверждать, что Соловей-разбойник в былине - это и человек-пленник, и одновременно чудо- юдо - получеловек- полуптица; выделять средства выразительности; доказывать, что богатырь и конь - это часть сказочного леса; сравнивать литературные произведения и произведения изобразительного искусства; пользоваться библиотекой; сравнивать богатырей и сказочных героев | Музейный Дом | с.63-65 | |||||||||||||||||||||||
25 | Былина «Садко» (отрывок) | 1 | Произведения устного народного творчества. Восприятие и понимание эмоционально- нравственных переживаний героя. | Уметь: анализировать произведение изобразительного искусства; читать былины нараспев; пользоваться библиотекой; сравнивать отрывки (описание бури и описание подводного царства); указывать связь былины с русской народной сказкой | Слушание музыки | с.66-70 | |||||||||||||||||||||||
26 | Работа со школьной библиотекой Былина «Садко» анализ всего произведения Поход в Музейный Дом Н. Рерих «Заморские гости» | 1 | Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями | Уметь: сравнивать литературное произведение и произведение живописи; работать с толковым словарем; находить в стихотворении подтверждения того, что поэт подмечает малейшие подробности окружающего его мира; рассказывать о творчестве автора: работать с толковым словарем; объяснять название произведения; | Музейный Дом | с.70-71 | |||||||||||||||||||||||
27 | Использование богатого мира народного творчества в авторской литературе Ганс Христиан Андерсен «Русалочка» (в сокращении) сравнение двух миров | 1 | Герой произведения. Восприятие и понимание эмоционально- нравственных переживаний героя | Знать творчество Г.-Х. Андерсена. Уметь: сравнивать описание подводного царства Г.-Х. Андерсена с описанием подводного царства в русской народной сказке «Морской царь и Василиса Премудрая» и в былине «Садко»; давать характеристику главному герою; сравнивать описание бури Г.-Х. Андерсена и в былине «Садко»; подтверждать свое мнение цитатами из текста; пользоваться библиотекой; рассказывать о творчестве Г.-Х. Андерсена | с.71-80 | ||||||||||||||||||||||||
28 | Ганс Христиан Андерсен «Русалочка» (в сокращении) испытания героини сказки | 1 | Зарубежные авторские сказки. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения | с.81-84 | |||||||||||||||||||||||||
29 | Работа со школьной библиотекой Чтение сказок Андерсена по выбору Сведения о писателях Биография Андерсена | 1 | Различение жанров произведений. Восприятие и понимание эмоционально- нравственных переживаний героя | Знать, что самое главное в народной сказке - способность героя выдержать испытания и восстановить нарушенную справедливость, а в авторской сказке - мир чувств и переживаний героя. Уметь: работать с толковым словарем; называть законы волшебной сказки; сравнивать описание героев народных и авторских сказок; объяснять название сказки; подтверждать свое мнение цитатами из текста; сравнивать концовку народной и авторской сказки | с.84-89 | ||||||||||||||||||||||||
30 | Работа с хрестоматией Г.Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик» | 1 | Зарубежные авторские сказки. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения | Уметь: называть законы волшебной сказки; сравнивать описание героев народных и авторских сказок; объяснять название сказки; подтверждать свое мнение цитатами из текста; сравнивать концовку народной и авторской сказки | Х.с.56-67 | ||||||||||||||||||||||||
31 | Работа с хрестоматией Г.Х. Андерсен «Снежная королева» (в сокращении) | 1 | Произведения зарубежной литературы. Герой произведения. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями | Уметь: анализировать описание царства Снежной королевы; подтверждать свои ответы цитатами из текста; доказывать, что героине помогают не только люди, но и природные явления; называть авторские сказки, в которых любовь оказывается сильнее волшебства; делиться своими впечатлениями при прослушивании музыкального произведения | Х.с.67-91 | ||||||||||||||||||||||||
32 | Заседание клуба Обнаруживаем отличие авторской сказки от народной Слушание муз. пьесы Э. Грига «В пещере горного короля» из музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт» | 1 | Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения. Сходство и различие авторской и народной сказки Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями | Знать изученные произведения по разделу. Уметь выразительно и осознанно читать текст | Слушание музыки | Х.с.91 | с.21-28 | ||||||||||||||||||||||
33 | Проверочная работа № 2 по теме: «Знакомимся с повествованиями, основанными на фольклоре. Обнаруживаем в былине интерес к истории, а в авторской сказке - интерес к миру чувств» | 1 | Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения. Сходство и различие авторской и народной сказки | Знать изученные произведения по разделу. Уметь выразительно и осознанно читать текст | Пр/р № 2 | ||||||||||||||||||||||||
Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека (17 часов)
| |||||||||||||||||||||||||||||
34 | Анализ и р/ошибками пр/работы Заседание клуба «Выражение любви к природе» Э. Дикинсон «Как мало у травы забот!»; К.Бальмонт «Трудно фее»; А.Фет «О первый ландыш!»; С. Маршак «Ландыш» | 1 | Произведения выдающихся представителей русской литературы. Высказывание оценочных суждений. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями | Знать, что выражать любовь к природе можно по-разному. Уметь: работать с толковым словарем; доказывать, что стихотворение написано 200 лет назад; находить звуковые впечатления, которые поэт отразил в стихотворении; читать текст по цепочке; сравнивать впечатления поэта и художника от заката; сравнивать настроение поэта в двух стихотворениях; определять, как автор передает праздничное весеннее освещение; определять время написания стихотворения; сравнивать впечатления и чувства художника в разных картинах о природе; называть средства художествен-ной выразительности (композиция, цветовая гамма); определять, в каком музее хранятся картины | наизусть | с.90-91 | с.28-33 | ||||||||||||||||||||||
35 | В. Жуковский «Славянка» (отрывок) ознакомительное чтение | 1 | Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения | Уметь: выразительно читать стихотворения; анализировать сравнения поэта; читать строфы с пометами для выразительного чтения; определять, какое впечатление автор передает с помощью сочетания звуков | с.92-96 | ||||||||||||||||||||||||
36 | В. Жуковский «Славянка» (отрывок) анализ произведения Поход в Музейный Дом И.Левитан «Тихая обитель» | 1 | Произведения о природе | Уметь: выразительно читать стихотворения; анализировать сравнения поэта; читать строфы с пометами для выразительного чтения; определять, какое впечатление автор передает с помощью сочетания звуков | Музейный Дом | с.92-97 | |||||||||||||||||||||||
2 четверть | |||||||||||||||||||||||||||||
37 | В. Жуковский «Весеннее чувство» (отрывок); Н. Матвеева «В лощинах снег…» Поход в Музейный Дом И.Левитан «Тихая обитель» и «Тропинка в лиственном лесу. Папоротники» | 1 | Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями | Уметь: выделять средства художественной выразительности при описании ягод черники; сравнивать характеры героев, изображенных на картине | Музейный Дом | с.91-100 | с.33-34 | ||||||||||||||||||||||
38 | Д. Самойлов «Красная осень» (отрывок) | 1 | Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль. Участие прослушанного (прочитанного) произведения в диалоге при обсуждении | Уметь: работать с толковым словарем; анализировать содержание литературного произведения; сравнивать поступки детей; зачитывать отрывки из текста; давать характеристику герою; выделять средства художественной выразительности при описании ягод черники | с.101-102 | ||||||||||||||||||||||||
39 | Н.Заболоцкий «Сентябрь» Поход в Музейный Дом М. Врубель «Жемчужина» | 1 | Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями | Уметь: определять, с помощью какого цвета поэт передает свое переживание красоты осени; объяснять, почему поэт сравнивает отдельный лист с сердцем леса, а множество листиков - с полураскрытыми устами; делиться своими чувствами при чтении стихотворения; цитировать строчки, которые подтверждают высказывание; работать с толковым словарем; читать строки-описания непогоды; делиться своими впечатлениями при анализе произведения изобразительного искусства | Музейный Дом | с.103-105 | |||||||||||||||||||||||
40 | Н. Заболоцкий «Оттепель» звукопись в стихотворении | 1 | Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения | Уметь: выразительно читать стихотворения; анализировать сравнения поэта; читать строфы с пометами для выразительного чтения; определять, какое впечатление автор передает с помощью сочетания звуков | с.106-109 | ||||||||||||||||||||||||
41 | И. Бунин «Нет солнца …», «Детство» приём сравнения, контраста; главное переживание поэта | 1 | Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. | Уметь: работать с толковым словарем; объяснять название произведения; рассказывать о творчестве И.Бунина; определять жанр произведения | наизусть | с.110-113 | |||||||||||||||||||||||
42 | В. Набоков «Обида» ознакомительное чтение | 1 | Произведения выдающихся представителей русской литературы | Уметь: определять, в каких двух строфах выражено главное переживание поэта; анализировать авторские сравнения; называть авторские главные жизненные ценности; определять героя стихотворения; подтверждать свое мнение строками из стихотворения | с.113-125 | ||||||||||||||||||||||||
43 | В. Набоков «Обида» Анализ произведения Поход в Музейный Дом Э. Шанкс «Наём гувернантки» | 1 | Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями | Уметь: выделять средства художественной выразительности при описании ягод черники; сравнивать характеры героев, изображенных на картине | Музейный Дом | с.113-126 | |||||||||||||||||||||||
44 | Работа с хрестоматией В.Драгунский «Красный шарик в синем небе» Сведения о писателях Биография В. Драгунского | 1 | Высказывание оценочных суждений. Различение жанров произведений | Уметь: давать характеристику героям рассказа В. Драгунского; цитировать строки из произведения; объяснять приемы смешного; рассказывать о творчестве В. Драгунского | Х.с.91-98 | ||||||||||||||||||||||||
45 | В.Набоков Грибы», «Мой друг, я искренне жалею …» приём контраста Б. Сергуненков «Конь мотылёк» сравнительный анализ произведений | 1 | Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения | Уметь: выразительно читать стихотворения; анализировать сравнения поэта; читать строфы с пометами для выразительного чтения; определять, какое впечатление автор передает с помощью сочетания звуков | наизусть | с.127-129 | с.134-136 | ||||||||||||||||||||||
46 | Ю. Коваль «Лес, лес! Возьми мою глоть!» Сведения о писателях Биография Ю. Коваля Поход в Музейный Дом С. Лучишкин «Шар улетел» | 1 | Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями | Уметь: сравнивать литературное произведение и произведение живописи; работать с толковым словарем; находить в стихотворении подтверждения того, что поэт подмечает малейшие подробности окружающего его мира; рассказывать о творчестве автора: работать с толковым словарем; объяснять название произведения; рассказывать о творчестве Юрия Коваля; определять жанр произведения | Музейный Дом | с.130-133 | |||||||||||||||||||||||
47 | Работа с хрестоматией Д. Даррелл «Землянично-розовый дом» Работа с иллюстрациями Г. Захаров «Пейзаж с карасями» и «Зимние разговоры» Поход в Музейный Дом В. Ватенин «Голуби в небе» | 1 | Произведения зарубежной литературы. Различение жанров произведений. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями | Иметь представление об изготовлении офорта. Уметь: анализировать картины Г. Захарова «Зимние разговоры» и «Пейзаж с карасями»; заканчивать высказывание героев учебника; называть средства художественной выразительности; анализировать содержание произведения | Музейный Дом | Х .с.98-107 с.133-134 | |||||||||||||||||||||||
48 | Заседание клуба И. Пивоварова «Селивёрстов не парень, а золото!» Сведения о писателях Биография И. Пивоваровой Работа со школьной библиотекой И. Пивоварова «Рассказы Люси Синицыной, ученицы третьего класса» | 1 | Произведения о взаимоотношениях людей. Восприятие и понимание эмоционально- нравственных переживаний героев | Уметь: сравнивать литературное произведение и произведение живописи; работать с толковым словарем; находить в стихотворении подтверждения того, что поэт подмечает малейшие подробности окружающего его мира; рассказывать о творчестве автора | с.35-43 | ||||||||||||||||||||||||
49 | Заседание клуба Сравнение стихотворных произведений и рисунков Т. Мавриной К. Бальмонт «Бусинки», Тиё «Роса на цветах…», И. Бунин «Бушует полая вода» | 1 | Высказывание оценочных суждений. Различение жанров произведений. Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по изученным произведениям | Знать изученные произведения по разделу. Уметь выразительно и осознанно читать текст | наизусть | с.45-53 | |||||||||||||||||||||||
50 | Проверочная работа № 3 по теме «Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека» | 1 | Знать изученные произведения по разделу Уметь создавать небольшие письменные ответы на поставленные вопросы по прочитанным произведениям | Пр/р № 3 | |||||||||||||||||||||||||
Всматриваемся в лица наших сверстников, живших задолго до нас (16 ч)
| |||||||||||||||||||||||||||||
51 | Анализ и р/ошибками пр/работы Л. Андреев «Петька на даче» (в сокращении) анализ поведения героя | 1 | Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний | Уметь: работать с толковым словарем; высказывать свое мнение о главных героях; определять жанр произведения; цитировать строки произведения | с.137-141 | ||||||||||||||||||||||||
52 | Л. Андреев «Петька на даче» (в сокращении) приём сравнения и контраста в произведении | 1 | Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями | Уметь: цитировать строки из произведений; давать характеристику героям; анализировать содержание произведения; рассматривать и анализировать репродукции двух картин Н. Богданова- Бельского «Ученицы», «У дверей школы» | с.142-146 | ||||||||||||||||||||||||
53 | Л. Андреев «Петька на даче» (в сокращении) описание внешности героя Работа с репродукциями Н. Богданов-Бельский «Ученицы» и «У дверей школы» | 1 | Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями | Уметь: работать с фразеологическим словарем; описывать внешний вид героя; доказывать ответы строками из произведения; анализировать содержание произведения; сравнивать отрывки из писем героя; определять тему и основную мысль картины; сравнивать произведения живописи и литературные произведения | Музейный Дом | с.147-152 | |||||||||||||||||||||||
54 | Заседание клуба События, происходившие до революции в произведении Ю. Коваля «Полынные сказки»: «Сказка о полынном языке», «Сказка о том, как пришла осень» Сведения о писателях Биография Ю. Коваля | 1 | Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. | Уметь: работать с толковым словарем; объяснять название произведения; рассказывать о творчестве Юрия Коваля; определять жанр произведения | с.53-58 | ||||||||||||||||||||||||
55 | Заседание клуба События, происходившие до революции в произведении Ю. Коваля «Полынные сказки»: «Сказка об уроке русского языка»,»Сказка о сосновой лампе» | 1 | Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. | Уметь: работать с толковым словарем; объяснять название произведения; рассказывать о творчестве Юрия Коваля; определять жанр произведения | с.58-63 | ||||||||||||||||||||||||
56 | А. Чехов «Ванька» ознакомительное чтение | 1 | Произведения выдающихся представителей русской литературы | Уметь: делить текст на смысловые части; пересказывать рассказ; определять главную мысль литературного произведения | с.152-158 | ||||||||||||||||||||||||
57 | А. Чехов «Ванька» анализ произведения Поход в Музейный Дом Н. Богданов-Бельский «Визитёры», «Дети за пианино» | 1 | Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями | Уметь: работать с фразеологическим словарем; описывать внешний вид героя; доказывать ответы строками из произведения; анализировать содержание произведения; сравнивать отрывки из писем героя; определять тему и основную мысль картины; сравнивать произведения живописи и литературные произведения | Музейный Дом | с.152-161 | |||||||||||||||||||||||
58 | А. Чехов «Мальчики» атмосфера встречи | 1 | Произведения выдающихся представителей русской литературы. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения | Уметь: делить текст на смысловые части; пересказывать рассказ; определять главную мысль литературного произведения | с.162-166 | ||||||||||||||||||||||||
59 | А. Чехов «Мальчики» наблюдение за героями | 1 | Уметь: описывать внешний вид героев; доказывать ответы строками из произведения; анализировать содержание произведения; | с.166-172 | |||||||||||||||||||||||||
60 | Работа с хрестоматией А. Погорельский «Чёрная курица или подземные жители» исторические приметы времени | 1 | Высказывание оценочных суждений. Определение жанра литературного произведения | Уметь: работать с толковым словарем; подтверждать ответы строчками из текста; находить в тексте конкретно- исторические приметы времени; сравнивать рассказы А. Чехова «Ванька», Л. Андреева «Петька на даче», А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители» | Х.с.108-116 | ||||||||||||||||||||||||
61 | Работа с хрестоматией А. Погорельский «Чёрная курица или подземные жители» важные события одного дня | 1 | Высказывание оценочных суждений | Уметь: доказывать, что Чернушка не простая курочка, а персонаж волшебной сказки; отвечать на вопросы по содержанию | Х.с 116-124 | ||||||||||||||||||||||||
62 | Работа с хрестоматией А. Погорельский «Чёрная курица или подземные жители» волшебный мир | 1 | События, составляющие основу произведения | Уметь: анализировать описание внешнего вида героя произведения; доказывать свое мнение; делить текст на смысловые части | Х.с 124-132 | ||||||||||||||||||||||||
63 | Работа с хрестоматией А. Погорельский «Чёрная курица или подземные жители» связь волшебного и реального мира | 1 | Восприятие и понимание переживаний героев | Уметь: анализировать характеры героев произведения; подтверждать свое мнение цитатами из текста | Х.с.132-139 | ||||||||||||||||||||||||
64 | Работа с хрестоматией А. Погорельский «Чёрная курица или подземные жители» важная потеря | 1 | События, составляющие основу произведения | Уметь: анализировать описание внешнего вида героя произведения; доказывать свое мнение; делить текст на смысловые части | Х.с.139-148 | ||||||||||||||||||||||||
3 четверть | |||||||||||||||||||||||||||||
65 | Заседание клуба Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее. Подготовка к олимпиаде. Письмо в клуб ответы на задания | 1 | Связь названия с темой текста, мысль текста Произведения классиков детской литературы. Произведения о детях | Знать изученные произведения по разделу. Уметь выразительно и осознанно читать текст | с.173-176 | ||||||||||||||||||||||||
66 | Проверочная работа № 4 по теме «Всматриваемся в лица наших сверстников, живших задолго до нас» | 1 | Знать изученные произведения по разделу Уметь создавать небольшие письменные ответы на поставленные вопросы по прочитанным произведениям | Пр/р № 4 | |||||||||||||||||||||||||
Пытаемся понять, как на нас воздействует красота (13 ч)
| |||||||||||||||||||||||||||||
67 | Анализ и р/ошибками пр/работы И. Пивоварова «Как провожают пароходы» Сведения о писателях Биография И. Пивоваровой | 1 | Восприятие и понимание переживаний персонажей | Уметь: делить текст на смысловые части; пересказывать рассказ; определять главную мысль литературного произведения | 2 часть с.6-13 | ||||||||||||||||||||||||
68 | Работа с хрестоматией И. Пивоварова «Мы пошли в театр» (отрывок) | 1 | Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения | Уметь: анализировать содержание литературного произведения; анализировать поступки героев | Х.с. 149-152 | ||||||||||||||||||||||||
69 | Л. Улицкая «Бумажная победа» ознакомительное чтение Слушание Ф. Шуберт «Музыкальный фрагмент № 3, фа минор» | 1 | Восприятие и понимание переживаний персонажей | Уметь: делить текст на смысловые части; пересказывать рассказ; определять главную мысль литературного произведения | Слушание музыки | с.14-24 | |||||||||||||||||||||||
70 | Л. Улицкая «Бумажная победа» анализ произведения Поход в Музейный Дом З. Серебрякова «Катя с натюрмортом» | 1 | Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: живописными и музыкальными произведениями | Уметь работать с иллюстрацией; отвечать на вопросы по содержанию текста; выразительно читать и пересказывать; выделять художественные приемы | Музейный Дом | с.14-29 | |||||||||||||||||||||||
71 | С. Козлов «Не улетай, пой, птица!», «Давно бы так, Заяц!» Поход в Музейный Дом В. Гог «Огороженное поле. Восход солнца» , «Звёздная ночь» | 1 | Восприятие и понимание переживаний персонажей. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями | Знать: произведения Сергея Козлова для детей; что красота способна творить чудеса - преображать душу, делать ее Свободной и красивой. Уметь: выразительно читать; работать с иллюстрацией; выделять средства художественной выразительности; сравнивать сказки С. Козлова; выделять в литературном произведении силу красоты; | Музейный Дом | с.29-36 | |||||||||||||||||||||||
72 | Работа с хрестоматией С. Козлов «Лисичка» | 1 | Сходство двух текстов не на уровне сюжета, а на уровне главной мысли произведения | Уметь: объяснять название рассказа; цитировать строчки произведения; находить в тексте ответы на вопросы; сравнивать сказку С. Козлова «Лисичка» и рассказ И. Пивоваровой «Мы пошли в театр»; определять, как воздействует красота на героев данных произведений | Х.с.153-155 | ||||||||||||||||||||||||
73 | В. Соколов «О умножение листвы…»; Б. Пастернак «Опять весна» | 1 | Произведения о детях и для детей. Восприятие и понимание их переживаний. Герои произведения | Уметь: читать наизусть; подтверждать свою точку зрения строчками из текста; анализировать, какое чувство вызывает у героя сочетание золотой осени и наступающей зимы; читать, соблюдая знаки препинания; объяснять крылатые выражения | наизусть | с.37-40 | |||||||||||||||||||||||
74 | В. Соколов «Все чернила вышли…» | 1 | Различение жанров литературных произведений Восприятие на слух художественного произведения. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность | Знать понятия «ритм», «звукопись», «повторы слов», «строфа». Уметь: находить и перечитывать первую строфу; выделять средства художественной выразительности (ритм, звукопись, повторы слов) | с.41-43 | ||||||||||||||||||||||||
75 | А. Майков «Болото»; В. Набоков «При луне …» | 1 | Произведения о природе | Уметь: выразительно читать стихотворения; анализировать сравнения поэта; читать строфы с пометами для выразительного чтения; определять, какое впечатление автор передает с помощью сочетания звуков | 2 часть с.3-7 | ||||||||||||||||||||||||
76 | Сведения о писателях Биография В. ДрагунскогоВ. Драгунский «Девочка на шаре» | 1 | Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения | Уметь: анализировать содержание литературного произведения; анализировать поступки героев | с.7-19 | ||||||||||||||||||||||||
77 | А. Фет «Я жду…», «Я долго стоял неподвижно …» | 1 | Произведения о природе | Уметь: выразительно читать стихотворения; анализировать сравнения поэта; читать строфы с пометами для выразительного чтения; определять, какое впечатление автор передает с помощью сочетания звуков | наизусть | с.19-21 | |||||||||||||||||||||||
78 | С. Козлов «Ёжикина радость», «Как ёжик с медвежонком протирали звёзды» | 1 | Различение жанров литературных произведений. Построение небольшого монологического высказывания | Знать изученные произведения по разделу. Уметь выразительно и осознанно читать текст | с.21-26 | ||||||||||||||||||||||||
79 | Проверочная работа № 5 по теме «Пытаемся понять, как на нас воздействует красота» | 1 | Знать изученные произведения по разделу Уметь создавать небольшие письменные ответы на поставленные вопросы по прочитанным произведениям | Пр/р № 5 | |||||||||||||||||||||||||
Приближаемся к разгадке тайны особого зрения (16 ч)
| |||||||||||||||||||||||||||||
80 | Анализ и р/ошибками пр/работы С. Лагерлёф Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» (в отрывках) потеря и приобретение | 1 | Связь названия с темой текста, мысль текста | Уметь: анализировать содержание текста; объяснять прозвище героя; высказывать свое отношение к героям; определять жанр произведения | с.44-54 | ||||||||||||||||||||||||
81 | С. Лагерлёф Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» (в отрывках) черты характера героя | 1 | Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность | Уметь: давать характеристику героям произведения; пользоваться библиотекой; выразительно читать текст; пересказывать по плану | с.54-55 | ||||||||||||||||||||||||
82 | С. Лагерлёф Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» (в отрывках) что значит быть человеком? | 1 | Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность | Уметь: анализировать содержание текста; объяснять прозвище героя; высказывать свое отношение к героям; определять жанр произведения | с.55-62 | ||||||||||||||||||||||||
83 | С. Лагерлёф Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» (в отрывках) чувства героя | 1 | Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность | Уметь описывать внешний вид героев; объяснять слова героев в переносном значении; делить текст на части | с.63-69 | ||||||||||||||||||||||||
84 | Работа со школьной библиотекой С. Лагерлёф Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» Анализ всего произведения | 1 | Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность | Уметь: давать характеристику героям произведения; пользоваться библиотекой; выразительно читать текст; пересказывать по плану | с.69-70 | ||||||||||||||||||||||||
85 | А. Сент-Экзюпери «Маленький принц» (отрывок с рисунками автора) Приёмы олицетворения, сравнения и повтора | 1 | Произведения о детях. Герои произведения | Уметь: объяснять выделенные в тексте слова; ориентироваться в тексте; подтверждать, что автор использует приемы олицетворения, сравнения и повтора, чтобы описание было выразительным; давать характеристику цветка | с.70-74 | ||||||||||||||||||||||||
86 | А. Сент-Экзюпери «Маленький принц» (отрывок с рисунками автора) истины, помогающие изменить жизнь | 1 | Герой произведения. Эмоционально- нравственные переживания героев и автора произведения | Уметь: объяснять, что такое «настоящее богатство»; подтверждать свою точку зрения строчками из текста; выразительно читать; пересказывать текст по плану | с.74-81 | ||||||||||||||||||||||||
87 | Составление сборника произведений И. Пивоваровой И. Пивоварова «Как Коля Лыков стал звеньевым» | 1 | Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения | Уметь: анализировать содержание литературного произведения; анализировать поступки героев | с.27-32 | ||||||||||||||||||||||||
88 | Д. Кедрин «Приглашение на дачу»; А. Вознесенский «Тихо-тихо …» приём олицетворения, звукопись | 1 | Построение небольшого монологического высказывания | Уметь: выделять средства художественной выразительности; объяснять название стихотворения; выразительно читать | с.33-35 | ||||||||||||||||||||||||
89 | А. Пушкин «Няне», «Зимний вечер» переживания героя | 1 | Произведения выдающихся представителей русской литературы | с.36-39 | |||||||||||||||||||||||||
90-92 | Работа с хрестоматией К. Паустовский «Тёплый хлеб» историческое время событий рассказа | 3 | Передача при помощи интонации своего отношения к персонажам | Уметь: пользоваться толковым словарем; определять историческое время, описываемое в рассказе; объяснять поступки героев; находить в тексте описание метели; отвечать на вопросы по содержанию текста; выделять основную мысль | Х.с.156-162 | ||||||||||||||||||||||||
93 | Работа с хрестоматией К. Паустовский «Тёплый хлеб» главная мысль произведения | 1 | Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения | Уметь: анализировать содержание литературного произведения; сравнивать жизнь детей до войны и во время войны; анализировать поступки героев | Х.с. 162-172 | ||||||||||||||||||||||||
94 | Работа с портретом В. Серов «Портрет Елизаветы Карзинкиной» и «Портрет Клеопатры Обнинской» Слушание пьесы И.С. Баха «Шутка из оркестровой сюиты си минор | 1 | Передача при помощи интонации своего отношения к персонажам. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями | Уметь: доказывать снос мнение; объяснять название произведения; определять, если в названии произведения переносный смысл; выделять в рассказе реальные события; называть главную мысль произведения; работать с иллюстрацией; сравнивать портреты двух людей; анализировать музыкальные произведения | Слушание музыки | Х.с.172-176 | |||||||||||||||||||||||
95 | Проверочная работа № 6 по теме «Приближаемся к разгадке тайны особого зрения» | 1 | Знать изученные произведения по разделу Уметь создавать небольшие письменные ответы на поставленные вопросы по прочитанным произведениям | Пр/р № 6 | |||||||||||||||||||||||||
Обнаруживаем, что у искусства есть своя особенная правда (16 ч)
| |||||||||||||||||||||||||||||
96 | Анализ и р/ошибками пр/работы Поход в Музейный Дом Леонардо да Винчи «Мона Лиза (Джоконда)» сложность человеческой натуры Автопортрет (п/т) | 1 | Построение небольшого монологического высказывания | Уметь: работать с иллюстрациями; выделять средства художественной выразительности; рассказывать о творчестве писателей | Музейный Дом | с.82-86 | с.40-43 | ||||||||||||||||||||||
97 | Заседание клуба на котором присутствовал настоящий писатель | 1 | Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения | Уметь: анализировать содержание литературного произведения; анализировать поступки героев | с.86-90 | ||||||||||||||||||||||||
98 | М. Вайсман «Шмыгимышь» | 1 | Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения | Уметь: анализировать содержание литературного произведения; сравнивать жизнь детей до войны и во время войны; анализировать поступки героев | с.90-95 | ||||||||||||||||||||||||
99 | Работа со школьной библиотекой Книги о богах и героях Древней Греции | 1 | Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения | Уметь: анализировать содержание литературного произведения; анализировать поступки героев | с.96 | ||||||||||||||||||||||||
100 | Заседание клуба Поведение в музее Поход в Музейный Дом Ф. Марк «Птицы» | 1 | Построение небольшого монологического высказывания | Уметь: работать с иллюстрациями; выделять средства художественной выразительности; рассказывать о творчестве писателей, художников | Музейный Дом | с.97-102 | |||||||||||||||||||||||
101 | Работа с хрестоматией Путешествие в Казань Репродукции художника И. Колмагоровой Поход в Музейный Дом Фотография И. Колмагоровой | 1 | Умение задавать вопросы по содержанию прочитанного. Устное изложение текста по плану. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями | Иметь представление о работе художника; о гравюрах на металле, которые называют офортами. Уметь: пересказывать; анализировать и сравнивать репродукции картин Ирины Колмогорцевой; выделять средства художественной выразительности | Музейный Дом | Х.с.177-187 | |||||||||||||||||||||||
102 | Особый язык художников и поэтов В. Хлебников «Кузнечик»; И. Гамазкова «Синь-синь!...», Р. Сеф «Лунный свет», Л. Друскин «Беру я вещи …» | 1 | Построение небольшого монологического высказывания | Уметь: работать с иллюстрациями; выделять средства художественной выразительности; рассказывать о творчестве писателей, художников | наизусть | с.103-104 | с.44-47 | ||||||||||||||||||||||
103 | А. Ахматова «Тайны ремесла» (отрывок), «Перед весной …» Поход в Музейный Дом Н. Альтман «Портрет Анны Ахматовой» | 1 | Связь названия с темой текста, мысль текста. Герои произведения. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями | Уметь: сравнивать стихотворные произведения; цитировать произведения; доказывать свое мнение; находить и читать необходимые строфы; цитировать произведения | Музейный Дом | с.104-107 | |||||||||||||||||||||||
104 | Работа с репродукцией П. Кончаловский «Сирень» А. Кушнер «Сирень» | 1 | Связь названия с темой текста, мысль текста. Герои произведения. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями | Уметь: сравнивать стихотворные произведения; цитировать произведения; анализировать живописные произведения: сравнивать литературное произведение Л. Кушнера «Сирень» и живописное произведение П. Кончаловского «Сирень»; доказывать свое мнение; находить и читать необходимые строфы; цитировать произведения | с.108-111 | ||||||||||||||||||||||||
4 четверть | |||||||||||||||||||||||||||||
105 | В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям» | 1 | Построение небольшого монологического высказывания | Уметь: выделять средства художественной выразительности; объяснять название стихотворения; выразительно читать | наизусть | с.111-115 | |||||||||||||||||||||||
106 | А. Фет «Это утро …» Ф. Тютчев «Как весел грохот летних бурь …» | 1 | Произведения выдающихся представителей русской литературы. Восприятие и понимание их переживаний | Знать понятие «рифма». Иметь представление о кольцевой и охватной рифме Уметь: выделять средства художественной выразительности; перечитывать стихотворение; находить необходимые строфы; цитировать | с.115-120 | ||||||||||||||||||||||||
107 | М. Лермонтов «Парус» | 1 | Произведения выдающихся представителей русской литературы. Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения | Уметь: находить необходимые строфы; читать, соблюдая знаки препинания; подтверждать свою точку зрения | наизусть | с.120-122 | |||||||||||||||||||||||
108 | М. Волошин «Зелёный вал …» Работа с репродукцией И. Айвазовский «Девятый вал» | 1 | Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями | Уметь: работать с толковым словарем; сравнивать литературное произведение и произведение живописи; выделять средства художественной выразительности | Музейный Дом | с.122-124 | |||||||||||||||||||||||
109 | С. Маршак «Как поработала зима!..» | 1 | Построение небольшого монологического высказывания | Уметь: выделять средства художественной выразительности; объяснять название стихотворения; выразительно читать | с.125-127 | ||||||||||||||||||||||||
110 | А. Пушкин «Евгений Онегин» (отрывки) | 1 | Построение небольшого монологического высказывания | Уметь: выделять средства художественной выразительности; объяснять название стихотворения; выразительно читать | наизусть | с.128-130 | |||||||||||||||||||||||
111 | Проверочная работа № 7 по теме «Обнаруживаем, что у искусства есть своя особенная правда» | 1 | Знать изученные произведения по разделу Уметь создавать небольшие письменные ответы на поставленные вопросы по прочитанным произведениям | Пр/р № 7 | |||||||||||||||||||||||||
Убеждаемся, что без прошлого у людей нет будущего. Задумываемся над тем, что такое Отечество (25 ч)
| |||||||||||||||||||||||||||||
112 | Анализ и р/ошибками пр/работы А. Пантелеев «Главный инженер» | 1 | Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения | Уметь: анализировать содержание литературного произведения; сравнивать жизнь детей до войны и во время войны; анализировать поступки героев | с.130-146 | ||||||||||||||||||||||||
113 | А. Пантелеев «Главный инженер» Изменения в жизни с приходом войны | 1 | Высказывание оценочных суждений. | Уметь: работать с иллюстрациями; анализировать средства художественной выразительности; делить текст на смысловые части; пересказывать произведение; определять жанр произведения | с.130-140 | ||||||||||||||||||||||||
114 | А. Пантелеев «Главный инженер» Переживания героя | 1 | Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения | Уметь: анализировать содержание литературного произведения; сравнивать жизнь детей до войны и во время войны; анализировать поступки героев | с.140-147 | ||||||||||||||||||||||||
115 | А. Пантелеев «Главный инженер» анализ произведения | 1 | Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения | Уметь: анализировать содержание литературного произведения; сравнивать жизнь детей до войны и во время войны; анализировать поступки героев | с.130-146 | ||||||||||||||||||||||||
116 | Работа с репродукцией А. Дейнека «Окраина Москвы» Поход в Музейный Дом П. Пикассо «Герника» | 1 | Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями | Уметь: анализировать произведения живописи; доказывать свое мнение; выбирать приемы и средства художественной выразительности | Музейный Дом | с.147-150 | |||||||||||||||||||||||
117 | А.Ахматова «Памяти друга» | 1 | Герои произведения. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль (идея), события | Знать понятие «контраст». Иметь представление о том, что контраст бывает цветовой и звуковой. Уметь: работать с толковым словарем; подтверждать строками из текста; описывать пейзаж; определять главного героя стихотворения; выделять средство художественной выразительности - контраст | наизусть | с.151 | |||||||||||||||||||||||
118 | Н. Рыленков «К Родине» | 1 | Построение небольшого монологического высказывания | Уметь: выделять средства художественной выразительности; объяснять название стихотворения; выразительно читать | с.152-153 | ||||||||||||||||||||||||
119 | Н. Рубцов «Доволен я …» Слушание С. Рахманинов «Концерт 2, Сочинение 18» | 1 | Произведения выдающихся представителей русской литературы. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями | Уметь: делить стихотворный текст на смысловые части; цитировать строки; анализировать точку зрения героя; анализировать музыкальное произведение | Слушание музыки | с.154-155 | |||||||||||||||||||||||
120 | Д. Кедрин «Всё мне мерещится …» | 1 | Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения | Уметь: анализировать содержание литературного произведения; | наизусть | с.156-157 | |||||||||||||||||||||||
121 | Работа с репродукцией В. Пупков «Моя бабушка и её ковёр» Поход в Музейный Дом Б. Кустодиев «Вербный торг у Спасских ворот» | 1 | Произведения выдающихся представителей русской литературы. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями | Уметь: определять главную мысль стихотворения; анализировать переживания героя; анализировать произведение живописи; определять главного героя стихотворения | Музейный Дом | с.158-159 | |||||||||||||||||||||||
122 | В. Набоков «Снег», «Моя весна» | 1 | Построение небольшого монологического высказывания | Уметь: выделять средства художественной выразительности; объяснять название стихотворения; выразительно читать | наизусть | с.48-51 | |||||||||||||||||||||||
123 | Е. Клюев «Деревянная лошадка» (1 часть) | 1 | Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения | Уметь: анализировать содержание литературного произведения; сравнивать жизнь детей до войны и во время войны; анализировать поступки героев | с.51-53 | ||||||||||||||||||||||||
124 | Е. Клюев «Деревянная лошадка» (2-3 часть) | 1 | Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения | Уметь: анализировать содержание литературного произведения; сравнивать жизнь детей до войны и во время войны; анализировать поступки героев | с.53-56 | ||||||||||||||||||||||||
125 | В. Набоков «Родина» | 1 | Построение небольшого монологического высказывания | Уметь: выделять средства художественной выразительности; объяснять название стихотворения; выразительно читать | с.57-59 | ||||||||||||||||||||||||
126 | Р. Бёрнс «В горах моё сердце» | 1 | Построение небольшого монологического высказывания | Уметь: выделять средства художественной выразительности; объяснять название стихотворения; выразительно читать | с.59-60 | ||||||||||||||||||||||||
127 | Работа с репродукцией М. Врубель «Дворик зимой» и В. Конашевич «Зима в Павловске» приём сравнения | 1 | Построение небольшого монологического высказывания | Уметь: работать с иллюстрациями; выделять средства художественной выразительности; рассказывать о творчестве писателей, художников | с.61-63 | ||||||||||||||||||||||||
128 | Работа с репродукцией М. Врубель «Дворик зимой» и В. Конашевич «Зима в Павловске» детальное рассмотрение | 1 | Построение небольшого монологического высказывания | Уметь: работать с иллюстрациями; выделять средства художественной выразительности; рассказывать о творчестве писателей, художников | Музейный Дом | с.62-64 | |||||||||||||||||||||||
129 | Древнегреческий гимн природе | 1 | Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения | Уметь: анализировать содержание литературного произведения; анализировать поступки героев | с.160 | ||||||||||||||||||||||||
130 | Государственный гимн Российской Федерации | 1 | Построение небольшого монологического высказывания | Уметь: выделять средства художественной выразительности; объяснять название стихотворения; выразительно читать | Слушание музыки | С.161-162 | |||||||||||||||||||||||
131 | Древние Помпеи Поход в Музейный Дом К. Брюллов «Последний день Помпеи» | 1 | Построение небольшого монологического высказывания | Уметь: работать с иллюстрациями; выделять средства художественной выразительности; рассказывать о творчестве писателей, художников | Музейный Дом | с.162-165 | |||||||||||||||||||||||
132 | Плиний Младший «Письмо Тациту» | 1 | Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения | Уметь: анализировать содержание литературного произведения; анализировать поступки героев | с.165-167 | ||||||||||||||||||||||||
133 | А. Пушкин «Везувий зев открыл …» Сведения о писателях Статья о Пушкине | 1 | Произведения выдающихся представителей русской литературы | Уметь: объяснять строки литературного произведения; определять, какой рифмой связаны первые две строчки стихотворения; рассказывать о творчестве А.Пушкина | наизусть | с.167-169 | |||||||||||||||||||||||
134 | Проверочная работа № 8 по теме «Убеждаемся, что без прошлого у людей нет будущего. Задумываемся над тем, что такое Отечество» | 1 | Знать изученные произведения по разделу Уметь создавать небольшие письменные ответы на поставленные вопросы по прочитанным произведениям | Пр/р № 8 | |||||||||||||||||||||||||
135 | Анализ и р/ошибками пр/работы Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее. Олимпиада (1-4 задания) | 1 | Произведения выдающихся представителей русской литературы. Восприятие внутреннего мира героя | Знать выдающихся представителей русской литературы, классикой детской литературы, произведения современной отечественной и зарубежной литературы | с.170-173 | ||||||||||||||||||||||||
136 | Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее. Олимпиада (5-7 задания) | 1 | Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях) | Знать изученные произведения по разделу. Уметь выразительно и осознанно читать текст | с.174-176 |
Контрольно-оценочная деятельность
Вид контроля | Дата проведения ( № урока ) | ||||
I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | итого | |
т/чтения | сентябрь, октябрь | ноябрь, декабрь | январь, февраль, март | апрель, май | 9 |
проверочные | 17, 33 | 50 | 66, 79, 95 | 111, 134 | 8 |
наизусть | 34 | 41, 45, 49 | 73, 77, 102 | 107, 110, 117, 120, 122, 134 | 13 |
Музейный Дом | 24, 26, 36 | 37, 39, 43, 46, 47, 53, 57 | 70, 71, 96, 100, 101, 103 | 108, 116, 121, 128, 131 | 21 |