12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Малишевская Светлана Валентиновна214
Россия, Архангельская обл., Котлас

Карта-источник географических знаний
PPTX / 4.39 Мб

/data/files/x1592651007.pptx (Карта-источник географических знаний)Технологическая карта урока

Дата:

Класс: 7 класс

Предмет: география

Учитель: Малишевская Светлана Валентиновна

Тема: "Карта-источник географических знаний"

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Цели урока: познакомить обучающихся с различными видами источников географической информации, расширить понятия "географическая карта", роль карты в жизни и деятельности людей. Знать типологию карт по различным признакам. Совершенствовать умения читать карту.

Задачи урока:

1. Образовательные: Научить группировать карты по их свойствам, познакомиться с различными видами карт, выделять значения умения читать карту.

2. Развивающие: способствовать развитию познавательного интереса к предмету, навыков самостоятельной деятельности. Способствовать формированию и развитию ОУУН:

коммуникативной: давать развернутые ответы на вопросы, грамотно формулировать свои мысли, отстаивать свою точку зрения, уважать точку зрения оппонента.

информационной: развивать навыки умения работать с разными источниками информации , в том числе с сетью Интернет. Представлять материал с помощью презентаций, докладов, исследовательской и проектной деятельности.

социальной: в соответствии с поставленными задачами определить свою роль в коллективе.

учебной: самостоятельно находить наиболее рациональные пути решения поставленных задач, уметь сравнивать, выделять главное, выдвигать гипотезу, просматривать причинно-следственные связи, строить логические цепочки. Давать определения терминам, классифицировать, обобщать, систематизировать учебный материал.

3. Воспитательная: поддержание познавательного интереса к изучению темы, воспитывать сотрудничество, коллективизм, развивать культуру речи , умение критично оценивать материал.


Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:

Предметные: формирование представлений о разных видах географических карт, находить черты сходства и различия в разных типах карт. Овладение основами географической грамотности. Формирование интереса к изучению предмета.

Личностные УУД: умение работать в соответствии с поставленными задачами, формирование способности к саморазвитию на основе мотивации к обучению, познанию нового. Формирование оценки собственной учебной деятельности.

Метапредметные УУД:

а) познавательные: умение работать с различными источниками географической информации, выделять главное, анализировать, сравнивать, классифицировать, просматривать причинно-следственные связи.

б) коммуникативные: умение слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном решении проблем, разрешение конфликтов, полно и ясно выражать свои мысли, дополнять ответы одноклассников, высказывать свои версии.

в) регулятивные: самостоятельно ставить цель, планировать свою деятельность, прогнозировать результат, коррекция результата, оценка своей деятельности.

Ресурсы (оборудование): учебник, атлас, тетрадь, контурные карты.


Структура урока открытия нового знания (вводный)

Этапы урока

Содержание учебного материала. Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

1. Организационный этап

Приветствие. Подготовка готовности обучающихся к уроку.

Приветствуют учителя, настраиваются на учебную деятельность.

Личностные: самоопределение

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания. Подготовка к работе на основном этапе.

Прежде чем приступить к изучению новой темы, давайте вспомним и повторим домашнее задание. Смотрим на экран, слайд 1-2, у нас географический диктант. Вам на экране дано высказывание, вам нужно его дополнить. Задание выполняем на листочках. Ставим номер задания и рядом только пропущенное слово или словосочетание.

А теперь давайте проверимся. Поменяйтесь листочком с ответами с соседом по парте. Напротив верного утверждения ставим "+", если неверно- "-". Смотрим слайд 3

Оцените себя, пожалуйста, используя информацию слайда 4

Выполнение обучающимися учебного действия по проверке домашнего задания.

Познавательные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные: в процессе анализа учебной деятельности контроль и оценка прогнозирования.

Логические: анализ, сравнение.

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

Организация требований к обучающимся по учебной деятельности. Создание условий для учебной деятельности. Включение обучающихся в учебную деятельность.

Учитель: я утверждаю, что каждый человек должен понимать и уметь читать карту. (презентация, слайд 5). Согласны ли вы с данным утверждением? Что можно прочитать по карте? Почему надо уметь пониамть и читать карту? Какова на ваш взгляд тема нашего урока, какая цель стоит перед нами сегодня? (презентация, слайд 6,7 ).

Внимательно слушают учителя, осмысливают вопросы, формулируют ответы.

Регулятивные: целеполагание

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Логические: формулирование проблемы.

Личностные: смыслообразование.

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

4. Первичное усвоение новых знаний.

Какие источники географических знаний вы знаете? Подумайте, запишите основные источники географических знаний. Слайд 8

К числу важнейших источников географических знаний относятся карты и атласы, космические съёмки, справочники, географические книги и журналы, отчёты о научных исследованиях и изысканиях, путешествия и экспедиции, интернет.


Создание людьми карт началось с незапамятных времен. Наиболее ранние карты относятся к небу, а не к земле. Первые карты были созданы или же написаны на камне. Так племена обозначали карту их местности.

Вероятно, древнейшей из найденных является карта из Египетского музея в Турине, сделанная на папирусе по приказу фараона Рамзеса IV в 1160 году до н. э. Этой картой пользовалась экспедиция, которая по приказу фараона искала камень для строительства. Карта, привычная для нашего глаза, появилась в древней Греции за полтысячи лет до нашей эры. Первым картографом, который создал карту известного к тому времени мира, считают Анаксимандра Милетского. Слайд 9

Как вы думаете какие недостатки могли иметь древние географические карты?

Были ли на древних картах меридианы и параллели? Что невозможно сделать без градусной сетки?

Меридианы впервые появились на карте Эратосфена (слайд 10) Ученый не только измерил размеры Земли, но и использовал для изображения на карте цилиндрическую проекцию.

Материалы, используемые при составлении карт, называют картографическими источниками.

Отвечают на вопросы учителя





















Карты искривляли изображение, ведь шарообразную поверхность невозможно развернуть на плоскости без искажений.




На древних картах не было градусной сетки, без которой невозможно определить местонахождение объекта.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи; планирование; прогнозирование.

 Познавательные: умение структурировать знания; умение формулировать проблему; умение осознанно и произвольно строить рече­вые высказывания. 

Общеучебные: моделирование; выбор наиболее эффективных способов решения задач

5. Первичная проверка понимания.

Как вы понимаете -что такое карта? Слайд 11


Работа с атласом- посмотреть карты атласа, чем отличаются различные типы карт? Можно ли как-то группировать карты?


Карты делят на группы (Слайд 12)

1. По охвату территории- (1. Карта мира, 2. Карта полушарий, 3. Карта материков и океанов, 4. Карты государств и их частей)

2. По масштабу (1. Мелкомасштабные (1:1 000 000- карта мира) 2. Среднемасштабные (1:200 000 до 1: 1 000 000)- карты материков 3. Крупномасштабные (менее 1:200 000))- топографические, карты стран и их частей )

3. По содержанию (1. Общегеографические(физические). 2. Тематические (посвящены отдельным темам). 3. Комплексные(совмещают изображение нескольких элементов близкой тематики)

КАРТА – уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков. (запись в тетрадь)


Записывают таблицу в тетрадь.


Коммуникативные: планирование учебного сотрудни­чества. 

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Логические: смысловое чтение; построение логической цепи рассуждения.

6. Физкультминутка

1. Для глаз.

Мы глазами поколдуем.

Круг огромный нарисуем!

Нарисуем мы окно

И большущее бревно.

Нарисуем лифта бег:

Глазки вниз, глазки вверх!

Все зажмурились: раз-два!

Закружилась голова.

Мы глазами поморгали,

Вмиг гирлянды засверкали.

Смотрим прямо и вперёд –

Это мчится самолёт…

Раз моргнули, два моргнули –

Наши глазки отдохнули!

Выполняется сидя за партами:

дети “рисуют” глазами круг,

не поворачивая головы

рисуют” окно

рисуют” бревно

опустить глаза вниз, поднять глаза вверх

крепко зажмурить глаза (3-5 сек.)

поморгать глазами 3-5 сек.

смотреть прямо перед собой

поморгать глазами 3-5 сек.

2. Для нормализации осанки.

Ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1-2 — развести локти в стороны, сводя лопатки — вдох, 3—4 — исходное положение — выдох.

Выполняют комплекс упражнений.

Регулятивные: ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивают правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.

7. Первичное закрепление.

Смотрим слайды 13-15 (Дать характеристику  карты по масштабу, содержанию и охвату территории

1. "Политическая карта латинской Америки и ее крупные регионы".

2. "Карта климатических поясов мира".

3. "Лесная промышленность России".

Посмотрите приложение 2, дан план характеристики карты по плану. Посмотрите на экран, слайд 16. Используя план характеристики карты, сравнить, используя таблицу, две карты по плану ( по выбору)


Итак, давайте ответим на главный вопрос нашего урока- каждый человек должен понимать и уметь читать карту.














Отвечают на проблемный вопрос урока.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные: выделение и осознание того, что усвоено, что еще подлежит усвоению.

Познавательные: умение сконструировать знания.

Личностные: смыслообразование

8. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении.

1. Параграф 2

2. Заполнить таблицу "Источники географических знаний. (приложение1)

3. Определить географические координаты -г.Владивосток, вулкан Ключевская Сопка.

Записывают домашнее задание, анализируют, спрашивают непонятное.

Личностные: самоопределение, смыслообразование, нравственно-эстетическое оценивание усваиваемого материала.

Познавательные: структурирование знаний.

Регулятивные: осознание качества уровня усвоенных знаний.

9. Рефлексия (подведение итогов занятия)

На доске прикреплено дерево, у детей яблоки разного цвета. Если урок понравился-прикрепляют на дерево яблоко зеленого цвета, если не понял материал урока, урок сложен для понимания- красного цвета.

Прикрепляют яблоки к дереву.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные: планирование, контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что усвоено, что еще подлежит усвоению.



Приложение 1

Источники географических знаний

Значение

1. Карты и атласы


2. Космические съемки


3. Справочники, географические книги, журналы.


4. Путешествия и экспедиции


5. Интернет




Источники географических знаний

Значение

1. Карты и атласы

Определение местоположения объектов.

2. Космические съемки

Изучение местности, рельефа, особенностей гидрографии и др.

3. Справочники, географические книги, журналы.

Информация об объектах и явлениях.

4. Путешествия и экспедиции

Расширение кругозора, наглядная информация.

5. Интернет

Информация об объектах, процессах и явлениях.









Приложение 2


План характеристики карты

1. Название карты

2. Тип карты по охвату территории

3. Тип карты по масштабу

4. Тип карты по содержанию

5. Значение карты

план

Карта (по выбору)

Карта ( по выбору)

1.

Название карты



2.

Тип карты по охвату территории



3.

Тип карты по масштабу




4.

Тип карты по содержанию



5.

Значение карты




Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (2)

Пролубщикова Наталья Владимировна, 20.06.20 в 14:13 1Ответить Пожаловаться
Светлана Валентиновна, спасибо за качественную разработку урока!!!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.