Картотека по автоматизации звуков «Логопедическая шкатулка»
Картотека по автоматизации звуков «Логопедическая шкатулка»
Пояснительная записка
Актуальность
Для большинства детей процесс автоматизации звуков в речи представляет собой весьма утомительное и монотонное занятие. В силу свойственной им быстрой утомляемости, рассеянности и импульсивности, многократное повторение одних и тех же слов становится для таких детей настоящим испытанием. В связи с этим возникает необходимость поиска новых подходов и использования всей своей творческой энергии и воображения для того, чтобы сделать процесс автоматизации звуков увлекательным и интересным для данной категории детей. Логопедические карточки - это незаменимый помощник для специалиста, позволяющий в интересной для ребенка форме многократно повторить нужный речевой материал, а также позволяет решать множество задач, направленных на развитие слоговой структуры слова и лексико-грамматического строя речи.
Дисциплина: логопедия, дефектология.
Возраст: игра разработана для детей с ОВЗ (ТНР, ЗПР, РАС) старшего дошкольного возраста (5-7 лет).
Данный материал будет полезен учителям-логопедам и учителям -дефектологам на индивидуальных и подгрупповых занятиях.
Цель: автоматизация и дифференциация звуков [С], [Ш], [Ж], [Л], [Л'], [Р] в речи.
Задачи:
—закрепить навык правильного произношения звука [С], [Ш], [Ж], [Л], [Л'], [Р] в словах и предложениях;
— научить дифференцировать звуки [С] - [Ш], [Л] - [Л'], [Р] - [Л], [Ш] - [Ж];
— познакомить с новыми, ранее неизвестными словами;
— развивать навык согласования прилагательных с существительными в роде и числе;
— закрепить умение подбирать слова, содержащие определённый звук;
— развивать слуховое восприятие;
— воспитывать интерес к речевым играм;
— развивать память, внимание, логическое мышление и воображение.
Требуемые для работы знания и умения ребенка:
-у ребенка поставлен отрабатываемый в карточке звук;
-закрепляется навык дифференциации звуков близких по произношению (по твердости/мягкости, глухости /звонкости)
-умеет переключаться с одного объекта на другой.
Ожидаемые результаты:
- ребенок, может правильно, не задумываясь, произносить звуки в отрабатываемых словах.
Время, отведенное на работу с карточками: от 15 до 25 минут, в зависимости от возраста, нозологии и поставленных задач.
Карточки на автоматизацию звука [С]. Комплект №1
Комплект включает в себя набор из 56 карточек. Отрабатываемый звук [С] находится в разных позициях (в начале, середине и конце слова), как в прямых слогах, так и в обратных, а также со стечением согласных. Для удобства все карточки подписаны, это особенно важно для работы с детьми с РАС.
Карточек достаточно много, чтобы подобрать для каждого ребенка необходимый лексический материал. По данным карточкам можно отработать большое количество игр и упражнений:
сопряженное и отраженное называние слов;
игра «Запомни и повтори»;
игра «Разделим слова на слоги»;
игра «Найдем ударный звук»;
игра «Найди слова состоящее из 2 (1,3,4,5) слогов;
игра «Найди где спрятался звук»;
игра «Один—много»;
игра «Посчитай до 5»;
игра «Лесенка звуков» (дифференциация звуков)
подбор признаков к предметам, проговаривание словосочетаний и т.д.
Пример работы с карточками:
1. Сопряженное и отраженное называние слов
Перед логопедом лежит стопка карточек с отобранным речевым материалом для ребенка/детей. Логопед показывает карточку ребенку, а ребенок ее называет. Неизвестные для ребенка слова, педагог называет. Так продолжается, пока все карточки не будут отработаны.
Инструкция ребенку:
-Назови, что ты видишь на картинке? Следи за правильным произношением звука [С].
2. Игра «Запомни и повтори».
Перед логопедом лежит стопка карточек с отобранным речевым материалом для ребенка/детей. Логопед выкладывает перед ребенком 2-3 карточки, называет их, затем убирает и просит ребенка повторить слова. Со временем количество слов-карточек увеличивается.
Инструкция ребенку:
-Посмотри, послушай и запомни слова, которые я скажу и покажу, а затем повтори их в том же порядке. Следи за правильным произношением звука [С].
3. Игра «Разделим слова на слоги»
Перед детьми лежит стопка карточек с отобранным речевым материалом для ребенка/детей. Педагог просит ребенка разделить слова на слоги ил прохлопать их, при этом ребенок должен следить за правильным произношением отрабатываемого звука.
Инструкция ребенку:
- Посмотри на картинку, назови слово и раздели его на слоги –прохлопай это слово. Следи за правильным произношением звука [С].
4. Игра «Лесенка звуков» (дифференциация звуков)
Перед детьми на столе в хаотичном порядке лежат картинки со звуками [С] и [Ш]. Логопед вместе с ребенком проговаривают все слова, а затем ребенок ищет сначала картинку со звуком [С] и кладет ее на левый нижний угол стола (первая ступенька лестницы). Затем находит картинку со звуком [Ш] и кладет ее над первой картинкой отступив немного вправо, чтобы получилась ступенька. Затем снова выбирает и кладет картинку со звуком [С] и т.д. до тех пор, пока не закончатся слова-картинки. После «постройки» лестницы, ребенок должен «прошагать» пальцами по ступенькам, не забывая правильно произносить слова. Пример: сад-шапка-усы-камыши-автобус-штанга…
Инструкция ребенку:
-Назови картинки. Выбери картинку, в которой ты слышишь звук [С]. Положи её, в левый нижний угол стола, это будет первая ступенька у нашей лесенки. Теперь найди картинку, в которой есть звук [Ш] и положи ее над первой картинкой немного отступив вправо, это будет вторая ступенька. И т.д.
- Посмотри какая высокая лесенка у тебя получилась! А теперь давай ты прошагаешь по ней пальчиками называя слова. Но помни, нужно обязательно правильно произносить все слова!
Карточки на автоматизацию звука [Ш]. Комплект №2
Комплект включает в себя набор из 66 карточек. Отрабатываемый звук [Ш] находится в разных позициях (в начале, середине и конце слова), как в прямых слогах, так и в обратных, а также со стечением согласных. Для удобства все карточки подписаны, это особенно важно для работы с детьми с РАС.
Работа с данным комплектом проводится по аналогии, как и с карточками по автоматизации звука [С], только все задания направлены на отработку правильного произношения звука [Ш] и дифференциацию его с другими звуками.
Карточки на автоматизацию звука [Ж]. Комплект №3
Комплект состоит из 68 карточек. Отрабатываемый звук [Ж] находится в разных позициях (в начале и середине слова), как в прямых слогах, так и в обратных, а также со стечением согласных. Для удобства все карточки подписаны, это особенно важно для работы с детьми с РАС.
Работа с данным комплектом проводится по аналогии, как и с карточками по автоматизации звука [С], только все задания на выработку правильного произношения звука [Ж] и дифференциацию его с другими звуками.
Карточки на автоматизацию звука [Л]. Комплект №4
Комплект состоит из 58 карточек. Отрабатываемый звук [Л] находится в разных позициях (в начале, середине и конце слова), как в прямых слогах, так и в обратных, а также со стечением согласных. Для удобства все карточки подписаны, это особенно важно для работы с детьми с РАС.
Работа с данным комплектом проводится по аналогии, как и с карточками по автоматизации звука [С], только все задания на выработку правильного произношения звука [Л] и дифференциацию его с другими звуками.
Карточки на автоматизацию звука [Л']. Комплект №5
Комплект состоит из 96 карточек. Отрабатываемый звук [Л'] находится в разных позициях (в начале, середине и конце слова), как в прямых слогах, так и в обратных, а также со стечением согласных. Для удобства все карточки подписаны, это особенно важно для работы с детьми с РАС.
Работа с данным комплектом проводится по аналогии, как и с карточками по автоматизации звука [С], только все задания на выработку правильного произношения звука [Л'] и дифференциацию его с другими звуками.
Карточки на автоматизацию звука [Р]. Комплект №6
Комплект состоит из 90 карточек. Отрабатываемый звук [Р] находится в разных позициях (в начале, середине и конце слова), как в прямых слогах, так и в обратных, а также со стечением согласных. Для удобства все карточки подписаны, это особенно важно для работы с детьми с РАС.
Работа с данным комплектом проводится по аналогии, как и с карточками по автоматизации звука [С], только все задания на выработку правильного произношения звука [Р] и дифференциацию его с другими звуками.
Картотека по автоматизации звуков «Логопедическая шкатулка» еще не завершена, в дальнейшем она будет пополнена и другими наборами на звуки [З], [С'], [З'], [Ц], [Ч], [Щ], [Р'].
Кияйкина Наталья Федоровна
Трефилова Раиса Поликарповна
Екатерина Шмелева