«Кейс-технологии» на уроках русского языка и литературы

6
0
Материал опубликован 13 July

Применение «Кейс-технологии» на уроках русского языка и литературы, а также во внеклассной деятельности.

Закрепление изученного материала на тему «Имя существительное». 

Пример задания из «Кейс-метода».

Витя и Илья учились в третьем классе. Мальчики дружили. В воскресенье Витя пригласил товарища в гости. Войдя в квартиру, Илья снял пальто и шапку. Он аккуратно повесил их на вешалку. Мальчик вежливо поздоровался с родными Вити. Поиграли друзья, и пошли к Илье. Дома Илья швырнул грязные ботинки под шкаф. Пальто и шапку бросил бабушке и приказал повесить. Витя удивлённо наблюдал странную перемену в поступках друга.

Основная проблема Выпишите  из текста имена существительные 2-го склонения.

Вопросы 

1. Дайте определение имени существительного? 

2. Составьте таблицу склонений имени существительного.

Склонение

I склонение

II склонение

III склонение

Род

 

 

 

Окончания

 

 

 

 

3. Решение объяснить

Илья

(на) вешалку

вежливо


Закрепление изученного материала на тему «Имя прилагательное».

«Мозговой штурм»

Основная проблема: Что вы знаете об «Имени прилагательном».

Дайте определение.

На какие вопросы отвечает?

Назовите постоянные и непостоянные признаки.

Чем является в предложении?

Как подчеркивается?

Составьте Кластер на основе своих знаний о прилагательном и назовите его.


Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Правописание падежных окончаний имён существительных единственного числа».

Колесо, земля, тень, подруга, ночь, конь.

Что это за слова?

Составьте Кластер грамматических признаков имени существительного.

Ответьте на вопросы.

Сколько падежей в русском языке?

Какие рода относятся к 1 склонению?

Какие окончания у 1 склонения.

Что нельзя определить у множественного числа?

Есть ли окончание в И.п. у мужского рода 2 склонения?

Есть ли окончание в И.п. у 3 склонения?


При самостоятельной работе на уроке русского языка.

Велик и могуч русский язык, гибок и мелодичен – писали великие классики о русском языке. «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом – шум и тень садов, блеск красок, звучание музыки». И сейчас прозвучит первый куплет песни о дружбе из м/ф «Крошка Енот».

Задание - записать все услышанные имена существительные. Разобрать их по всем грамматическим признакам имён существительных, вспоминая и используя КЛАСТЕР.
От улыбки хмурый день светлей,

От улыбки в небе радуга проснется. От улыбки, день, в небе, радуга, улыбкою.
Поделись улыбкою своей - 
И она к тебе не раз ещё вернется!


Также на уроках русского языка использую «Государство Синквейн»

Обратная связь в форме синквейна. Выполняется на отдельных листах, при наличии времени можно озвучить.

Синквейн закрепление пройденных орфограмм.

1 строка: существительное, обозначающее тему;

2 строка: два прилагательных, раскрывающие тему;

3 строка: три глагола, раскрывающие тему;

4 строка: фраза, раскрывающая тему;

5 строка: существительное, которое выразит общее впечатление.

Обучающиеся получают путеводный лист. Я говорю: «Можно выезжать и отправляться на первую остановку. Но пока мы до неё добираемся, давайте подготовим экскурсоводов. Разделитесь на две группы и получите кейс-задания.

1кейс: Орфограмма: «Правописание ЦЫ или ЦИ в словах»

Вопросы:

Составьте алгоритм правописания слов с этими орфограммами.

Назовите слова исключения.

Приведите примеры таких слов.


2 кейс: Орфограмма: «Правописание букв О или Ё в корне после шипящих»

Вопросы:

Составьте алгоритм правописания слов с этими орфограммами.

Назовите слова исключения.

Приведите примеры таких слов.


Учитель: - Экскурсоводов подготовили, а заодно и подъехали к первой остановке «Переулок имени ЦЫ». Чья группа готова объяснить, чем знаменит этот переулок?

(Ответ представителя одной из групп).

- Давайте поработаем с этой орфограммой.


«Метод ситуационно-ролевых игр»

Основная проблема: Представьте себе, что вы редакторы модного детского журнала. Вам принесли множество различных статей. К следующему рабочему дню страница вашего журнала должна быть оформлена.

Задание:

Просмотрите статьи.

Выберите для себя необходимые.

Отредактируйте статьи.

Дайте название вашей странице.

Красочно оформите вашу страницу журнала.


Классный час «Совесть и стыд»

Основная проблема: «Кто такой совестливый человек?»

Каждой группе ответить на три вопроса словами «Да или Нет». Ответив на них, вы получите образ совестливого человека, то есть каким он должен быть и каким нет. Совестливый человек …

1 группа

Совестливый человек работает с душой - ....

Ищет оправдание своим поступкам - ….

Не пройдёт мимо чужой беды - ….

2 группа

Всё делает по совести - ….

Он добр, честен и правдив - ….

Ищет снисхождение к себе - ….

Учитель: - Рядом с совестливым человеком легче живётся. Он, как светлячок, излучает невидимый свет, который и есть нравственное здоровье человека.

Итог работы: Создание памятки по правилам совестливых и порядочных людей (по мнению обучающихся).


На уроке литературного чтения.

После беседы по содержанию сказки А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», детям были предложены в группах пакеты с заданиями и через некоторое время они должны были высказать свои мнения – итоги обсуждения в группе.

Содержание практического кейса: Как уберечь себя от беды?

Почему в сказке случилась трагедия?

Составьте памятку безопасного поведения для царевны.

Придумайте своё продолжение сказки и сделайте вывод, чему научит ваша сказка.

Итог работы: Создание памятки безопасного поведения (по мнению обучающихся).


Пример задания из «Кейс-метода» на уроке внеклассного чтения

«Моя сказка».

Прочитать сказки «Сказка о рыбаке и рыбке», «Умный мужик».

Основная проблема: Найти определения к терминам в учебнике: зачин, повтор, сравнение, олицетворение, сказка, фольклор.

Ответьте на вопросы:

Миф и сказка: похожие жанры?

Сегодняшний текст Е. Клюева является сказкой, почему?

Итог работы: записать слово «Цветок». На каждую букву придумать волшебных персонажей. Затем написать сказку с участием этих героев.


«Мозговой штурм»

Классный час по теме «ЗОЖ. Вредные привычки. Пьянство и алкоголь».

Основная проблема: «Алкоголь».

Порассуждайте и ответьте на вопросы.

Что относится к вредным привычкам?

На что влияет алкоголь?

Что нарушается в организме, постоянно употребляя алкоголь?

Человек, болеющий алкоголем, доставляет массу проблем – кому?

Кто будет больше всего страдать от алкоголика?

Какие дети чаще всего рождаются у алкоголиков?

Что будут дети совершать, когда вырастут, гладя на родителя-алкоголика?

Изменится ли облик пьющего человека?

Есть ли у алкоголиков работа? Кто в основном эти люди? Как их называют?

В конце жизненного пути, что наступит, если употреблять алкоголь?

Составьте Кластер на основе своих знаний об алкоголизме.

Учитель: - Вспомните ещё раз последствия алкогольного употребления. Задумайтесь, ради чего, а (схема-кластер, которую ребята выстраивают, рассуждая и отвечая на вопросы) многие стремятся принимать алкоголь. Знайте! Что вы должны стремиться только к Правилам Здорового Образа Жизни:

1. Правильное питание;

2. Закаливание и занятие спортом;

3. Активная деятельность и активный отдых;

4. Отказ от вредных привычек.


Пример задания из «Кейс-метода» на уроке литературы по теме «Воспитание детей в семье». 

При изучении рассказа «Цифры» И.А. Бунина. Основой обсуждения является поступок главных героев, которые, имея очень чуткую натуру, тем не менее, поддаются негативному порыву и вступают в конфликт.

Герои рассказа «Цифры»: сложность взаимопонимания детей и взрослых.

Основная проблема: Возможно, ли было избежать конфликта?

Вопросы:

В чём причина конфликта?

Кто виновен в возникновении конфликта?

Как ведут себя участники конфликта?

Были ли в вашей жизни подобные ситуации?

Как вы из них выходили?

Какие советы психологов помогли бы избежать конфликта?

Представление результата: Каждая группа обучающихся разыгрывают свой вариант развития событий. Таким образом, определяется наиболее верная поведенческая модель.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации