Статья на тему «Кейс-технологии на уроках родного русского языка»
Маргиева Алина Александровна
Средняя общеобразовательная школа №2, города Зеленокумска
Учитель родного русского языка и родной литературы
E-mail: margieva.00.00@mail.ru
КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ
РОДНОГО РУССКОГО ЯЗЫКА
Аннотация: В статье автор делится своими практическими наработками по применению кейс-методов на уроках русского языка и литературы. Рассматриваются вопросы актуальности и необходимости данной технологии в современной образовательной системе. Среди интерактивных технологий обучения всё большую популярность получают кейс-технологии. Кейс-технология (кейс-метод) – это интерактивная технология обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у учащихся новых качеств и умений. Главное её предназначение – развивать способность разрабатывать проблемы и находить их решение, учиться работать с информацией. При этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество учителя и ученика. Кейс–метод совмещает в себе такие прекрасно зарекомендовавшие себя методы, как метод проектов, ролевая игра, ситуативный анализ и многое другое. При решении общей проблемы на уроках русского языка и литературы полезной оказывается совместная деятельность, которая позволяют всем учащимся полностью осмыслить и усвоить учебный материал, дополнительную информацию, а главное – научиться работать совместно и самостоятельно. Суть кейс-метода – анализ реальной ситуации, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений. Будучи интерактивным методом обучения, он позволяет повысить интерес учащихся к предмету. Применение данной технологии помогает развить в детях такие важные для дальнейшей жизни качества, как коммуникабельность, социальная активность, умение правильно представить своё мнение и выслушать мнение другого человека. Кейс-технология применима в преподавании любых предметов, если основные задачи, поставленные на уроке - это обучение навыкам критического мышления, принятия решений независимого характера. Самыми удобными для использования кейс-технологии являются уроки русского языка и литературы, поскольку именно на этих уроках при работе с текстом мы подводим детей к той или иной мысли.
Введение в основную образовательную программу нового учебного предмета «Родной язык (русский)» обусловлено необходимостью изучения русского языка как национально-культурной ценности, инструмента познания богатой и многообразной культуры своего народа.
Основные содержательные линии учебного предмета «Родной язык (русский)» («Язык и культура», «Культура речи», «Речь. Речевая деятельность. Текст») предполагают изучение взаимосвязи языка и материальной и духовной культуры, освоение правил русского речевого этикета, овладение системой норм современного русского литературного языка, формирование умений составлять и анализировать тексты различных типов, жанров и стилей. Освоение глубины изучаемого материала обусловливает внедрение таких образовательных технологий, которые позволяют реализовать проблемный подход на уроке, способствуют формированию универсальных учебных действий учащихся, стимулируют к творческой деятельности. Одной из эффективных образовательных технологий обучения родному русскому языку является кейс-технология.
Проблема реализации кейс-технологий на уроках русского языка и литературы неоднократно освещалась в работах современных учёных, методистов, учителей-практиков. Вопрос о внедрении данной технологии на уроках родного русского языка рассматривался фрагментарно, поэтому актуальность нашего доклада обоснована необходимостью раскрыть специфику реализации кейс-технологий на уроках родного русского языка. Цель нашего исследования – определить ключевые особенности кейс-технологий, изучить их разновидности, рассмотреть конкретные примеры реализации данной образовательной технологии на уроках родного русского языка.
Кейс-технология (от англ. «case» – случай) – это такая образовательная технология, при которой процесс обучения реализуется путём решения определённых задач-ситуаций (кейсов). Кейс – это комплект, включающий в себя конкретные задания и информацию, необходимую для его решения. Кейсы для учащихся учитель готовит заранее. Как правило, кейс состоит из трёх частей: информация для справок, описание конкретной ситуации, задания к кейсу.
Реализация кейс-технологии предполагает деление класса на несколько групп. Каждая группа учащихся получает определённое задание (ситуацию), с которой необходимо ознакомиться, обсудить несколько минут, обменяться мнениями и предложить свой вариант решения данного задания. В процессе работы с кейсом учащиеся выполняют проблемные задания, ориентированные на выявление умения логически мыслить, самостоятельно работать с информацией, анализировать, классифицировать, обобщать материал, проявлять творческие способности. Кейс-технологии предполагают осуществление проблемно-ситуационного анализа, при котором учащиеся овладевают навыками практического действия. Довольно часто анализируемые ситуации содержат противоречия и провоцируют дискуссию.
Реализовать кейс-технологию на уроках родного русского языка можно с помощью ряда методов и приёмов. Выделяют следующие методы кейс-технологий: ситуационно-ролевая игра, метод разбора деловой корреспонденции, метод индидентов, игровое проектирование, метод дискуссии и кейс-стади.
Кейс-технологии рекомендуется использовать с 5 класса, поскольку учащиеся проявляют интерес к решению проблемных заданий, активно работают в группах, увлечённо изучают материал. Например, при изучении темы «Меткое слово русской речи: крылатые слова, пословицы, поговорки» учащиеся получают кейс, состоящий из четырёх картинок, каждая из которых иллюстрирует определённую пословицу. Пятиклассникам необходимо определить, какая пословица зашифрована в каждом рисунке, ответить, как они понимают её смысл, а также выяснить, как эта пословица появилась в нашем языке, является ли она народной или же она пришла из литературных сказок, басен, рассказов, небылиц и т. д.
Одним из продуктивных кейс-методов на уроках родного русского языка является метод ситуационно-ролевой игры. Использование данного метода вполне органично при изучении раздела «Речь. Речевая деятельность. Текст», поскольку учащиеся знакомятся со спецификой текстов различных жанров и стилей, структурой, выявляют особенности их функционирования и при этом обучаются навыкам составления текстов различных жанров. При работе над созданием текста определённого жанра учащимся предлагается выполнить задание, при этом необходимо исполнить роль писателя, журналиста, корреспондента, редактора, корректора, менеджера, руководителя организации и т. д. Например, при изучении темы «Публицистический стиль. Устное выступление. Девиз. Слоган» в 5 классе учащимся, разделённым на группы, предлагается для выполнения кейс, включающий в себя следующую ситуацию: «Представьте себя в роли специалистов рекламного агентства и придумайте слоган для книги любимого писателя (1 группа); рекламы музея, библиотеки (2 группа); нового спортивного комплекса (3 группа), нового книжного магазина (4 группа), нового кинотеатра в вашем городе (5 группа).
Метод ситуационно-ролевой игры целесообразно применять также при изучении раздела «Культура речи», в частности в процессе освоения системы норм современного русского литературного языка. Например, урок по теме «Грамматические нормы современного русского языка» в 9 классе можно провести с использованием кейс-метода, предполагающего работу над исправлением грамматических ошибок в тексте. Учащиеся погружаются в ситуацию, предусматривающую выполнение определённой роли. Задание формулируется следующим образом: «Вы – главный редактор одного известного журнала. Ваши сотрудники прислали вам статью для проверки. Однажды произошел сбой программы, часть слов исчезла. Восстановите её». Текст статьи: «Согласно предани…, эта ткань обладает целебным свойством, придаёт силы, заряжает позитивной энергией, избавляет от тяжёлой болезни. По прибыти… в Таиланд я сразу же отправился на поиски чудо-ткани. Благодаря своему упорств… и терпени… я всё же отыскал её у старого шамана. Вопреки моему желани... старый колдун совершил надо мной обряд, укутав меня в белую и приятную на ощупь ткань…, и строго приказал не снимать одеяние до завтрашнего утра. По приезд… в отель я сразу же упал на кровать и заснул мёртвым сном. На утро, и правда, почувствовал какое-то невероятное облегчение, а уже по возвращени… домой я подумал: чудеса ли это или простое самовнушение?». Цель данного задания – проверить знания правил употребления предлогов согласно, благодаря, вопреки с именами существительными, а также правила, касающиеся предлога по в значении «после» с именами существительными (по приезде, по прилёте). При этом у учащихся формируются навыки работы с текстом.
На уроках родного русского языка целесообразно также применять метод разбора деловой корреспонденции. Данный метод предполагает различную работу с текстами (редактирование, исправление ошибок, подбор заголовков к текстам, подзаголовков к отдельным частям текста и т. д.). Цель ученика – ответственно подойти к работе с «входящей документацией». Например, проведение урока по теме: «Лексические нормы современного русского литературного языка» в 9 классе предполагает применение данного метода на этапе закрепления изученного материала. Учащиеся делятся на группы, каждая получает отдельный кейс, содержащий текст официально-делового стиля с речевыми ошибками. Задача учащихся – найти ошибки, выяснить их причины (тавтология, плеоназм либо нарушение лексической сочетаемости), отредактировать текст и записать его правильно: «В мае месяце на предприятии были произведены ремонтно-строительные работы. Строители построили два новых корпуса. Новые условия сыграли очень важную функцию в комплектовании новых рабочих мест. Особую роль имеет строительство новой лаборатории, цель которой заключается в исследовании качества выпускаемой продукции. Созданы все условия для улучшения уровня производства». Учащиеся исправляют речевые ошибки, обучаются навыкам редактирования текста, закрепляют умение строить высказывание правильно, грамотно, логично.
Таким образом, при выполнении заданий кейса учащиеся не только демонстрируют уровень владения знаниями в рамках определённой темы, но и получают практические навыки, приобретают аналитические умения работы со словесной и визуальной информацией, учатся мыслить логически, активно включаются в работу. Кейс-технологии развивают навыки практического применения знаний как в учебной деятельности, так и в жизни, помогают раскрыть творческий потенциал учащихся, способствуют формированию навыков коммуникации, умению работать в команде, аргументировать свою позицию, убеждать оппонентов, толерантно относится к иной точке зрения, уметь слушать, находить оптимальное решение.
Литература
1. Андюсев Б.Е. Кейс-метод как инструмент формирования компетентностей // Директор школы. - №4, 2010. – с. 61 – 69.
2. Казюлина О. В. Использование кейс – метода на уроках литературы с целью повышения мотивации к обучению [Электронный ресурс] // http://www.uchportal.ru
3. Самусенко, Д. Р. Кейс-метод как инструмент соединения основного и дополнительного образования // Педагогика: традиции и инновации (III) : материалы международ. заоч. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). – Челябинск: Два комсомольца, 2013. – С. 98 – 102.
4. Смолянинова, О. Г. Дидактические возможности метода case-study в обучении студентов / О. Г. Смолянинова // Инновации в российском образовании. – М., 2000.
5. Шимутина Е. В. Кейс – технологии в учебном процессе // Народное образование. – 2009. - №2 . – С. 172 – 179.