КИМ «Литературное чтение» (2-4 класс)

1
0
Материал опубликован 26 October 2021

МАОУ «Экспериментальный лицей «Научно-образовательный комплекс», г.Усть-Илимск











Контрольно-измерительные материалы по литературному чтению



для учащихся разновозрастных групп 2-4 классов

(модуль 1)





Составители:

Батина Н.М., учитель начальных классов

Морарь Л.В., учитель начальных классов

Нелин Н.А., учитель русского языка и литературы















Пособие разработано в соответствии с ФГОС и составлено с учетом требований, предъявляемых программой по русскому языку и литературному чтению для учащихся начальной школы.

В пособии представлено 12 тестов для контроля знаний и 12 текстовых тренажёров для анализа и отработки грамматических умений учащихся, развития навыков устной и письменной речи.

Предназначено для учителей начальных классов, призвано содействовать интеллектуальному развитию учащихся, обеспечить положительную мотивацию обучения.

Данные в пособии тексты можно использовать для диктантов, списывания, проверки техники чтения.




Раздел «Писатели – детям»

Тест

1. Кто такой К.Чуковский?

1) композитор 2) художник 3) учёный 4) писатель


2. Какое стихотворение написала не А.Барто?

1) «Мы не заметили жука» 3) «Мой щенок»

2) «Вовка – добрая душа» 4) «В школу»


3. Кто такой прусак?

1) чёрный паук 3) черный таракан

2) большой паук 4) рыжий таракан


4. Как зовут мальчика, который «просыпался ночью десять раз»?

1) Петя 2) Саша 3) Вовка 4) Сергей


5. Какое стихотворение учит преодолевать страх?

1) «Мой щенок» 3) «Сила воли»

2) «Мой секрет» 4) «Кот и лодыри»


6. Какому времени года радуются все в стихотворении «Верёвочка»?

1) зиме 2) лету 3) весне 4) осени


7. Каким не был Вовка из стихотворения А.Барто?

1) добрым 3) неунывающим

2) приветливым 4) надоедливым


8. Как называется устройство с сеткой для просеивания сыпучих материалов?

1) сито 2) корыто 3) кочерга 4) кадушка


9. Какому стихотворению соответствует пословица?

Заботливый дело ищет, а ленивый от дела рыщет.

1) «Сила воли» 3) «Кот и лодыри»

2) «Путаница» 4) «Федорино горе»


10. Закончи пословицу.

Без учения, без труда и жизнь…

1) будет весела 3) не годна никуда

2) будет плоха 4) песни распевает


Раздел «Я и мои друзья»

Тест

1. Когда герой стихотворения Э.Мошковской «вышел из обиды»?

1) когда перед ним извинились

2) когда он помирился со всеми

3) когда он хорошо поел

4) когда он съел пирог и проспал два часа


2. Какое произведение написал В.Лунин?

1) «Я и Вовка» 2) «Почему?» 3) «За игрой» 4) «Гляжу с высоты»


3. Какое волшебное слово шепнул старичок мальчику?

1) спасибо 2) извини 3) пожалуйста 4) здравствуйте


4. К какому рассказу можно отнести пословицу?

Добрый человек добру и учит.

1) «Почему?» 3) «Волшебное слово»

2) «Анна, не грусти!» 4) «Два пирожных»


5. Узнай произведение по одному предложению.

Я скоро совсем убегу из дому.

1) «Анна, не грусти!» 3) «Волшебное слово»

2) «Почему?» 4) «Два пирожных»


6. Объясни значение выражения. Вовке всё было трын – трава.

1) Вовке было очень хорошо.

2) Вовке было очень плохо.

3) Вовке было всё равно.

4) Вовке за всё переживал.


7. Кто написал стихотворение «За игрой»?

1) В.Берестов


2) В.Лунин

3) Э.Мошковская


4) А.Барто

8. Герой какого рассказа свалил свою вину на собаку?

1) «Почему?» 2) «Анна, не грусти!» 3) «Хорошее» 4) «Два пирожных»


9. К какому рассказу можно отнести пословицу?

Горькая правда лучше сладкой лжи.

1) «Анна, не грусти!» 2) «Хорошее» 3) «Почему?» 4) «Волшебное слово»


10. Узнай произведение по одному предложению.

Так они записками и разговаривали.

1) «Почему?» 3) «Два пирожных»

2) «Анна, не грусти!» 4) «Волшебное слово»

Раздел «Люблю природу русскую. Весна»

Тест

1. Найди лишнее слово.

1) снег

2) листопад

3) солнце

4) сосулька


2. Кто автор этих строк? Я маму мою обидел…

1) Е.Благинина

2) И.Бунин

3) А.Плещеев

4) Э.Мошковская

 

3. Кто написал стихотворение «Матери»?

1) С.Маршак

2) Ф.Тютчев

3) И.Бунин

4) Е.Благинина

 

4. В стихотворении Ф.Тютчева «Зима недаром злится…» говорится о борьбе:

1) зимы с весной      2) зимы с осенью        3) весны с летом       4) весны с осенью


5. Закончи четверостишие А.Блока

чу, слышен голос звонкий.

Не это ли весна?

Нет, это звонко, тонко

В ручье….

1) блестит луна 3) журчит волна

2) журчит вода 4) блестит звезда


6. Найди лишнее слово.

1) метель

2) капель

3) дождь

4) солнышко


7. Кто автор этих строк?

Я бы многого хотела:

Вслух читать и мяч катать…

1) А.Плещеев 3) И.Бунин

2) Э.Мошковская 4) Е.Благинина


8. Кто написал стихотворение «В бурю»?

1) С.Маршак         2) Ф.Тютчев            3) А.Плещеев           4) Е.Благинина


9. О чём говорится в стихотворении А.Плещеева «Сельская песенка»?

1) о прилете птиц                        3) о разливе рек

2) об отлете птиц                        4) о таянии снега


10. Вставь пропущенное слово в четверостишие.

Всё чернее с каждым днём

Стёжки и дорожки.

И на вербах…..

Светятся серёжки.

1) серебром                 2) золотом         3) огоньками                  4) ярко


Раздел «И в шутку, и в серьёз»

Тест

1. Кто считает, что «красивей всего – Мотылёк»?

1) Цветок

2) Павлин

3) Сова

4) Птицы


2. Кто пел такую песенку?

Мишка очень любит мёд!

Почему же? Кто поймёт?

В самом деле, почему

Мёд так нравится ему?

1) Пятачок 2) Винни – Пух 3) Иа-Иа 4) Чебурашка


3. Этот забавный зверёк прибыл из густого тропического леса. Кто он?

1) Чебурашка 3) Винни - Пух

2) крокодил Гена 4) слонёнок


4. Кто автор произведения «Что красивей всего?»?

1) Э.Успенский 3) В.Берестов

2) Б.Заходер 4) Г.Остер


5. Как называл свои песенки Винни-Пух?

1) песенки

2) пыхтелки

3) загадки

4) складушки

 

6. Вспомни, что всегда становится явным.

1) секретное

2) загадочное

3) лживое

4) тайное


7. Кто считает, что «красивей всего – темнота»?

1) Деревья и Травы 3) Совы и Кроты

2) Волк и Лиса 4) Звери и Птицы


8.Чья эта песенка?

Если б мишки были пчёлами,

То они бы нипочём

Никогда бы не подумали

Так высоко строить дом.

1)Иа-Иа    2)Чебурашки    3)Пятачка   4)Винни-Пуха


9. Кто написал сказку «Крокодил гена и его друзья»?

1) Э.Успенский               3) В.Драгунский

2) Г.Остер                      4) Н.Носов


10. Закончи утверждение.

Герой стихотворения В.Берестова любил гулять со знакомым….

1) мальчиком              2) котёнком                 3) щенком                4) ребёнком

Раздел «Литература зарубежных стран»

Тест

1. Укажи название английской народной песенки.

1) «Перчатки»

2) «Бульдог по кличке Дог»

3) «Сюзон и мотылёк»

4) «Знают мамы, знают дети»


2. Без чего не сдвинешь воз?

1) без коня               2) без колёс            3) без труда             4)без взрослых


С какого языка Н.Гернет и С.Гиппиус перевели песенку «Сюзон и мотылёк»?

1) с немецкого       3) с английского       2) с американского       4) с французского


4. В какой песенке рассказывается о девочке, которая не хотела учиться?

1) «Храбрецы»                                      3) «Знают мамы, знают дети»

2) «Сюзон и мотылёк»                          4) «Перчатки»


5. Из какого произведения эти строки?

Наряд оказался и впору и к лицу, а так как маркиз и без того был малый хоть куда – красивый и статный, то, приодевшись, он, конечно, стал ещё лучше…

1) «Кот в сапогах»

3) «Мафин и паук»

2) «Принцесса на горошине»

4) «Красная Шапочка».

 

6. Какое из приведённых ниже произведений – английская народная песенка?

1) «Бульдог по кличке Дог»

2) «Сюзон и мотылёк»

3) «Храбрецы»

4) «Знают мамы, знают дети»


7. С какого языка В.Викторов перевел песенку «Знают мамы, знают дети»?

1) с французского       2) с английского     3) с американского    4) с немецкого


8. Во что, гуляя, любил играть пёс бульдог?

1) в прятки

2) в салки

3) в чехарду

4) в лапту


9. В какой песенке рассказывается о предмете, который потеряли, а потом нашли?

1) «Храбрецы»                                       3) «Перчатки»

2) «Знают мамы, знают дети»                 4) «Бульдог по кличке Дог»


10. Укажи название сказки Э.Хогарт.

1) «Кот в сапогах»                               3) «Принцесса на горошине»

2) «Красная Шапочка»                        4) «Мафин и паук»


Раздел «Были-небылицы»

Тест

1. Кто не встретился Евсейке на морском дне?

1) актинии       2) рак-отшельник           3) лангусты      4рыба-пила


2. Сколько четверок по русскому языку было у Евсейки в прошлом году?

1) две               

2) четыре

3) три               

4) пять


3. Вставь пропущенное слово в песенку рыбы.

Плавниками...,

И зубаста, да тоща,

Пищи на обед ища,

Ходит щука вкруг леща!

1) трепеща      2) скрежеща               3) шевеля        4) всех ища


4. Кто написал рассказ «Растрепанный воробей»?

1) М. Горький      2) К. Г. Паустовский             3) В.В. Бианки     4) А.И. Куприн


5. Кто скрывается под псевдонимом Максим Горький?

1) А.И. Куприн      2) В.М.Гаршин               3) К.Г. Паустовский     4) А.М.Пешков


6. Вспомни, о ком так сказал Евсейка: «Так себе... Вроде меня, только - побольше, и усы у него. Если не сердится, то очень милый...»

1)кот       2) папа              3) дед       4) дядя


7. Закончи предложение.

Мама подумала, что вот так же, как снег, сыплются на людей счастливые...

1) фантазии             2) сказки               3) сны               4) желания


8.У кого на голове посидел Пашка в первый день?

1) кузнеца     2) А.С. Пушкина          3) И.А. Крылова     4) парикмахера


9. Найди лишнее в утверждении. Умные собаки в зверинце...

1) кувыркаются    2) поют под музыку       3) танцуют    4) говорят с хозяином


10. Чем позавтракала Надя в день прихода слона? Что она съела?

1) яйцо вкрутую    2) яйцо всмятку     3) сладкий чай с молоком      4) горячее молоко


Раздел «Поэтическая тетрадь 1»

Тест

1. Кто автор стихотворения «Воробей»?

1) А А. Блок    2)Саша Черный         3)С.А. Есенин    4) А. С. Пушкин


2. Какое из приведенных стихотворений написал А.А. Блок?

1) «Ветхая избушка»

2) «Черемуха»

3) «Воробей»

4) «Что ты тискаешь утенка?..»


3. Из какого произведения строчка? Вдруг запрыгала вбок глупым скоком…

1) «Что ты тискаешь утенка?..»      2) «Ворона»       3) «Черемуха»         4) «Сны»


4. Найди «лишнее» произведение.

1) «Что ты тискаешь утенка?..»      2) «Слон»       3) «Воробей»           4) «Ворона»


5. Как зовут Блока?

1) Александр Алексеевич

2) Алексей Александрович

3) Александр Александрович

4) Алексей Алексеевич


6. Узнай произведение по ключевым словам.

Бегемот, поиграть, пруд, малыш, большой

1) Саша Черный «Что ты тискаешь утенка?..»         3) А.А. Блок «Сны»

2) А.А. Блок «Ветхая избушка»                              4) С.А. Есенин «Черемуха»


7. В каком произведении автор учит бережному отношению к животным

1) Саша Черный «Что ты тискаешь утенка?..»          3) А.А. Блок «Ворона»

2) С.А. Есенин «Черемуха»                                     4) Саша Черный «Слон»


8.Какое из стихотворений принадлежит перу С.А. Есенина?

1) «Черемуха»        2) «Ворона»           3) «Слон»          4) «Ветхая избушка»


9. В каком произведении рассказывается о зимних забавах?

1) А.А. Блок «Сны»

2) А.А. Блок «Ветхая избушка»

3) Саша Черный, «Слон»

4) С.А. Есенин «Черемуха»


10. Кто скрывается под псевдонимом Саша Черный?

1) Александр Максимович Гликберг

2) Александр Михайлович Гликберг

3) Михаил Александрович Гликберг

4) Алексей Михайлович Гликберг


Раздел «Люби живое»

Тест

1. Узнай произведение по ключевым словам. Мама, солнце, природа, Родина.

1) «Мышонок Пик»

2) «Листопадничек»

3) «Моя Родина»

4) «Малька провинилась»


2. Зачем маленький зайчонок убежал из родного гнезда?

1) чтобы искать журавлиные теплые страны

2) чтобы найти другую семью

3) чтобы не замерзнуть зимой на болоте

4) чтобы найти жилище бобров


3. Кого не слышал зимой около хатки Листопадничек?

1) хитрую лисицу

2) сердитого медведя

3) злую рысь

4) жадную росомаху


4. Кто делает много зла и портит и разоряет плотины бобров?

1) выдра

2) рысь

3) росомаха

4) лисица


5. Кутенок — это:

1) щенок

2) ягненок

3) котенок

4) козленок


6. Куда делась лава?

1) бревна утонули

2) бревна подняло водой и унесло

3) бревна убрали местные жители

4) бревна сломались


7. Кто вытащил Мальку из воды?

1) Федя

2) Лидия

3) автор

4) выбралась сама

 

8. Кто написал произведение «Мышонок Пик»?

1) В.И.Белов      2) И.С.Соколов-Микитов      3) М.М.Пришвин        4) В.В.Бианки


9. В каком возрасте был мышонок Пик, когда его отправили в путешествие?

1) десять дней отроду

2) три недели от роду

3) две недели от роду

4) одна неделя от роду


10. Как зовут Соколова-Микитова?

1) Михаил Михайлович

2) Иван Сергеевич

3) Василий Иванович

4) Виталий Валентинович

 

Раздел «Поэтическая тетрадь 2»

Тест

1. Кто автор стихотворения «Разлука»?

1) С.Я. Маршак             2) С. Михалков

3) Е.А. Благинина            4) А.Л. Барто


2. Какое стихотворение написала Е.А. Благинина?

1) «Кукушка»        2 ) «В театре»          3) «Гроза днем»      4) «Если»


3. Узнай произведение по ключевым словам.

Сад, дом, забыли, загляденье.

1) «Гроза днем»      2) «Котенок»           3) «Разлука»      4) «Если»


4. В каком произведении говорится о том, как девочки мешали очень многим людям?

1) «Гроза днем»       2) «Если»      3) «Котенок»    4) «В театре»


5. Какому произведению созвучна данная поговорка:

«Что наскучит, то и научит»?

1) «Гроза днем»                    3) «Разлука»

2) «В театре»                         4) «Кукушка


6. Как зовут Благинину?

1) Елена Алексеевна

2) Елена Александровна

3) Елизавета Алексеевна

4) Елизавета Александровна


7. Найди в данном списке «лишнего».

1) СЯ. Маршак                    3) Е.А. Благинина

2) А.Л. Барто                        4) В.П. Астафьев


8, Какое стихотворение принадлежит СЯ. Маршаку?

1) «В лесу над росистой поляной...»   2) «В театре»

3) «Котенок»                                     4) «Если» 

9. Узнай стихотворение по ключевым словам. Гаммы, врач, командировка.

1) «Котенок»      3) «В театре»          2) «Разлука»      4) «Если»


10. В каком произведении говорится о том, как плохо без самого близкого человека?

1) «В театре»      3) «Котенок»            2) «Разлука»        4) «Если»

Раздел «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»

Тест

1. Какой рассказ принадлежит Н.Н. Носову?

1) «Телефон»

2) «Друг детства»

3) «Золотые слова»

4) «Великие путешественники»


2. Кто написал рассказ «Цветок на земле»?

1) Б.В. Шергин      2) М.М. Зощенко             3) А.П. Платонов         4) В.Ю. Драгунский


3. Узнай произведение по ключевым словам. Груша, корзина, игрушки.

1) «Друг детства»    2) «Золотые слова»     3) «Федина задача»       4) «Цветок на земле»


4. Как понимаешь слово «космография»?

1) наука о космонавтах

2) распущенные космами волосы

3) наука о космосе

4) название космических кораблей


5. Какому произведению соответствует пословица? Почитай учителя как родителя.

1) Б.В. Шергин, «Собирай по ягодке - наберешь кузовок»

2) А.П. Платонов, «Еще мама»

3) М.М. Зощенко, «Золотые слова»

4) Н.Н. Носов, «Федина задача»


6. Какая пословица про руки упоминается в рассказе Б.В. Шергина?

1) Ноги носят, а руки кормят.

2) Умелые руки — помощники науки.

3) Глаза страшатся, руки делают.

4) Золотые руки на серебро не купишь.


7. Закончи фразу стариков о бабушке: «Хоть какая беда, а эта старуха...»

1) ладно еду мает   2) все правильно делает   3) тихонько скажет    4) никогда не теряется


8. Кто из писателей является автором рассказа, который дал название разделу?

1) М.М. Зощенко     2) Б.В. Шергин     3) А.П. Платонов        4) В.Ю. Драгунский


9. Какой рассказ принадлежит М.М. Зощенко?

1) «Телефон»      2) «Федина задача»      3) «Друг детства»      4) «Золотые слова»


10. Кто написал рассказ «Еще мама»?

1) А.П. Платонов     2) Н.Н. Носов      3) Б.В. Шергин      4) В.Ю. Драгунский

Раздел «По страницам детских журналов»

Тест

1. Когда вышел в свет первый номер журнала «Веселые картинки»?

1) в 1924 г.     2) в 1960 г     . 3) в 1956 г.      4) в 1980 г.


2. Чего Ирочка не говорила в ответ на бабушкины просьбы?

1) «Отстань!»      2) «Мне некогда!»     3) «Сейчас помогу!»      4) «Вот еще!»


3. Кто написал рассказ «Воспитатели»?

1) Ю.И. Ермолаев     3) Г. Б. Остер       2) В.Ю. Драгунский      4) Р. Сеф


4. Что написал Рональд Семенович Сеф?

1) «Веселые стихи»                  3) «Вредные советы»

2) «Проговорился»                 4) «Как получаются легенд


5. Что решили сделать с дошкольниками Федя и Костя?

1) наказать их                         3) перевоспитать их

2) научить драться                  4) помирить всех


6. Найди объяснение слова «легенда».

I) поэтическое предание о каком-нибудь историческом событии

2) вымышленные сведения о себе у того, кто выполняет секретное задание

3) небольшой веселый рассказ      

4) юмористическое стихотворение


7. Чему не учила Ирочка своего попугая?

1) мяукать      2) лаять

3) квакать     4) говорить: «Здравствуйте, ребята!»


8. Кто написал «Как получаются легенды»?

1) Ю.И. Ермолаев     2) Г.Б. Остер       3) В.Ю. Драгунский     4) Р. С. Сеф


9. Какой рассказ написал Юрий Иванович Ермолаев?

1) «Проговорился»            2) «Вредные советы»

3) «Веселые стихи»           4) «Как получаются легенды»


10. Кто из перечисленных животных не упоминается в «Beселых стихах»?

1) слон и кит                          3) козел и осел

2) курица и голуби                 4) тигр и медведь

Раздел «Зарубежная литература»

Тест

1. Найди определение слова «миф».

1) древняя народная сказка 2) выдумка в стихотворной форме

3) древнее народное сказание о легендарных героях, богах, о явлениях природы


2. Что вместо волос было у Медузы Горгоны?

1) длинные серые змеи

2) длинные зеленые змеи

3) длинные черные змеи

4) короткие черные змеи


3. Закончи предложение: В великолепном дворце жил царь...

1) Посейдон   

2) Персей

3) Полидект   

4) Полидон


4. Как болтал длинноногий аист из сказки Г.Х. Андерсена?

1) по-испански          2) по-русски         3) по-английски           4) по-египетски


5. Из-за чего дрались два утиных семейства?

1) из-за длинного угря              3) из-за улиток

2) из-за червячка                    4из-за головки угря


6. Закончи пословицу. Ни страданий, ни боли,...

1) если ты молодец                 3) если ты побеждаешь

2) если есть сила воли             4) если ты не сдаешься


7. Как звали девушку, которая стала женой Персея?

1) Аномеда                              

2) Андромеда

3) Адонемеда                          

4) Андреда

8. Что за чудовище обитало в лабиринте на острове Крит?

1) Минотавр     2) Прометей         3) Персей       4) Геракл


9. Что, по мнению утки, должен делать благовоспитанный утенок?

1) громко стучать лапками

2) выворачивать лапки наружу

3) выворачивать лапки внутрь

4) держать лапки вместе


10.  Прочитай отрывок и определите, из какого он произведения.

Батюшки, сколько тут было золота! На это золото можно было бы купить целый столичный город, все игрушки, всех оловянных солдатиков, всех деревянных лошадок и все пряники на свете. На все хватило бы.

1) Г.Х. Андерсен «Оле-Лукойе»                           3) Г.Х. Андерсен «Соловей»

2) Г.Х. Андерсен «Новый наряд короля»            4) Г.Х. Андерсен «Огниво»

РАБОТА С ТЕКСТОМ.

(проводится в конце каждой четверти)

Тестовое задание № 1

Прочитай текст.

КВАКША-КУЗНЕЦ

Квакша-кузнец — лягушка особенная. Кузнецом её прозвали за кваканье, похожее на удары молота по железу. А особенная она тем, что для своих головастиков строит дом — правда, без крыши и без окон и дверей.

На мелководьях рек и озёр квакша-кузнец лепит из глины и ила круглую стену.

Получается небольшой бассейн, окружённый со всех сторон крепостным валом. Его стенки возвышаются над водой. Страшным для головастиков хищникам через него не перебраться. Поэтому растут головастики в этом доме-бассейне в полной безопасности.(78 слов.)

(И.Акимушкин.)

Выполни задания.

О ком это произведение? Напиши.

__________________________________________________________________

Почему квакшу назвали кузнецом? Строчки, в которых говорится об этом, подчеркни зеленым цветом.

Почему эта квакша особенная? Строчки, в которых говорится об этом, подчеркни синим цветом.

Какой строит дом для своих головастиков квакша? Строчки, в которых говорится об этом, подчеркни красным цветом.

Где строит квакша дом-бассейн для своих головастиков? Напиши.

________________________________________________________________


Что такое мелководье. Отметь верный ответ.

там, где глубоко

там, где неглубоко

там, где очень мелко

Из чего квакша лепит круглую стену? Строчки, в которых говорится об этом, подчеркни жёлтым цветом.

Чем окружен небольшой бассейн со всех сторон. Строчки, в которых говорится об этом, подчеркни оранжевым цветом.

Почему головастики в доме-бассейне в полной безопасности? Строчки, в которых говорится об этом, подчеркни коричневым цветом.

* Определи, это сказка, рассказ, небылица? Нужное подчеркни.


Балл____________



Тестовое задание № 2

Прочитай текст.

КАК СЛОН СПАС ХОЗЯИНА ОТ ТИГРА

У индусов есть ручные слоны. Один индус пошёл со слоном в лес по дрова.

Лес был глухой и дикий. Слон протаптывал хозяину дорогу и помогал валить деревья, а хозяин грузил их на слона.

Вдруг слон перестал слушаться хозяина, стал оглядываться, трясти ушами, а потом поднял хобот и заревел. Хозяин тоже оглянулся, но ничего не заметил. Он стал сердиться на слона и бить его по ушам веткой. А слон загнул хобот крючком, чтоб поднять хозяина на спину. Хозяин подумал: «Сяду ему на шею — так мне ещё удобней будет им править».

Он уселся на слоне и стал веткой хлестать слона по ушам. А слон пятился, топтался и вертел хоботом. Потом замер и насторожился.

Хозяин поднял ветку, чтоб со всей силы ударить слона, но вдруг из кустов выскочил огромный тигр. Он хотел напасть на слона сзади и вскочить на спину.

Но он попал лапами на дрова, дрова посыпались. Тигр хотел прыгнуть другой раз, но слон уже повернулся, схватил хоботом тигра поперёк живота, сдавил как толстым канатом. Тигр раскрыл рот, высунул язык и мотал лапами. А слон уж поднял его вверх, потом шмякнул оземь и стал топтать ногами.

А ноги у слона — как столбы. И слон растоптал тигра в лепёшку. Когда хозяин опомнился от страха, он сказал:

Какой я дурак, что бил слона! А он мне жизнь спас. Хозяин достал из сумки хлеб, что приготовил для себя, и весь отдал слону. (226 слов.)

(Б.С.Житков)


Часть А

Выполни задания, отметь ()верный вариант ответа.

Найди утверждение, которое соответствует содержанию прочитанного текста.

Тигр хотел напасть на слона сзади и вскочить на спину.

Слон растоптал тигра в лепешку.

- Какой я глупый, что бил слона! А он мне жизнь спас.

У индусов есть ручные слоны.

Где происходили события, описанные в тексте?

в густом и живописном лесу

в красивом и диком лесу

в старом и непроходимом лесу

в глухом и диком лесу

Почему слон перестал слушаться хозяина?

потому что устал работать

потому что хотел поиграть с хозяином

потому что задумал убежать от хозяина

потому что услышал приближение тигра

Чего хотел тигр?

хотел прыгнуть на дрова и развалить их

хотел напасть на слона сзади и вскочить на спину

хотел уцепиться за хобот слона и покататься

хотел напугать хозяина слона

Как ты понимаешь выражение ударил о земь в предложении: «А слон уж поднял его вверх, потом ударил о земь и стал топтать ногами».

ударил о землю

ударил о дерево

ударил о бревно

ударил о камень

Какие чувства испытывает хозяин к своему слону после спасения?

благодарности и любви

жалости и сочувствия

раздражения и злости

страха и разочарования

В какой из сборников можно было поместить это произведение?

Сказка за сказкой

Рассказы о животных

Басни

Рассказы о взрослых и детях


Часть В

Закончи предложение.

Хозяин достал из сумки хлеб, что приготовил для себя ___________________

__________________________________________________________________

Укажи, в каком порядке встречаются в тексте данные предложения. Цифра 1 уже стоит, поставь 2,3,4.

А слон пятился, топтался и вертел хоботом.

Один индус пошел со слоном в лес по дрова

А слон уж поднял его вверх, потом ударил о земь и стал топтать ногами.

Вдруг слон перестал слушаться хозяина, стал оглядываться, трясти ушами, а потом поднял хобот и заревел.

Выпиши из текста предложение, в котором описывается поведение слона, когда он вдруг перестал слушаться хозяина.

____________________________________________________________________________________________________________________________________


Часть С

Докажи, что пословица «Без беды друга не узнаешь» подходит к этому произведению.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Балл____________



Тестовое задание № 3

Прочитай текст.

ГЛУПЫЙ МАЛЬЧИШКА.

Жил-был Женя - очень глупый мальчишка. Он всё лизал. Ест за обедом второе - ножик полижет. Ведь можно обрезаться. Начнёт красками раскрашивать картинки - кисточку сунет в рот. Ведь можно отравиться: краски бывают ядовитые. Ест сладкое и потихоньку всю тарелку вылижет языком - ну прямо как собачонка!

Он и на улице всё лизал и сосал.

Увидит сосульку - и хвать её в рот. А когда пошёл снег, Женя так и ходил с высунутым языком по улице. Идёт и ждёт, когда ему на язык упадёт снежинка.

Совсем глупый этот Женя!

Однажды был очень сильный мороз. Всё заиндевело на улице. Деревья, и кусты, и заборы, и дома.

Всё кругом белое.

Женя пошёл гулять. Вот он погулял. Вот пошёл обратно.

Взобрался на крыльцо и видит: медная ручка у двери тоже заиндевела - стала белая-белая, точно сахарная.

Женя высунул язык и лизнул эту ручку. А язык у него и прилип.

Примёрз.

Хочет Женя его отодрать - языку больно. Хочет зареветь, да разве с высунутым языком заревёшь?

Стоит Женя согнувшись у двери, носом в дверь упёрся и мычит.

Прибежали ребята - Женины приятели. Спрашивают:

- Ты что, Женя, делаешь? Чего стоишь?

А глупый Женя и ответить не может - стоит и мычит. Ребята испугались, побежали к дворнику Егору Ивановичу, кричат ему:

- Егор Иванович! Егор Иванович! Женя языком прилип!

Егор Иванович сразу догадался, схватил скорее чайник с тёплой водой и побежал к Жене. И стал лить воду на медную ручку. Лил, лил, всю воду вылил из чайника...

Ручка согрелась, и язык отлип.

С тех пор Женя уж ничего больше не лижет. (249 слов.)

(Е.Чарушин)


Выполни задания, отметив () верный вариант ответа.

Найди утверждение, которое соответствует содержанию прочитанного текста.

Никита так и ходил с высунутым языком по улице.

Всё кругом белое.

А глупый Никита ответить не может.

С тех пор Никита уж ничего больше не лижет

Закончи предложение. Хочет Никита его отодрать – языку больно. Хочет зареветь. Да разве ____________________________________________

_______________________________________________________________

Укажи, в каком порядке встречаются в тексте предложения. Цифра 1 уже стоит, поставь цифры 2,3,4,5.

Никита пошел гулять.

Жил – был Никита – очень глупый мальчишка.

Ручка согрелась, и язык отлип.

А глупый Никита ответить не может – стоит и мычит.

С тех пор Никита уж ничего больше не лижет.

Никита все лизал. Как ты думаешь, почему?

потому что ему этого хотелось

потому что думал – это полезно

потому что был глупым

потому что ему понравилось

Почему нельзя лизать нож?

можно отравиться

можно обрезаться

можно заболеть

можно его выронить

Почему нельзя лизать краски?

можно отравиться

можно измазаться

можно заболеть

можно уронить

Почему нельзя лизать сосульку?

можно отравиться

можно измазаться

можно заболеть

Можно уронить

Как ты понимаешь выражение всё заиндевело на улице? Напиши.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Почему у Никиты прилип язык?

потому что это должно было когда-нибудь случиться

потому что ручка, которую он лизнул, была медная и ледяная

потому что на морозе ко всему примерзнешь

потому что ручка, к которой он примерз, была белая-белая, точно сахарная

Почему Никита не смог сам оторвать язык?

было больно

хотел повстречаться с дворником Егором Ивановичем

хотел привлечь к себе внимание

хотел помычать

Как Его Иванович помог Никите?

оторвал руку

позвал на помощь

полил на руку теплой водой

вышиб дверь

* Какова главная мысль этого текста?

Нельзя лизать нож!

Нельзя лизать краски!

Нельзя сосать сосульки!

Нельзя все лизать!

Нельзя все облизывать!

Почему язык Никиты отлип?

потому что прошло много времени

потому что стало тепло

потому что стало еще холоднее

потому что ручка согрелась

Почему Никита с тех пор уж больше ничего не лижет?

потому что не хочет

потому что понял: это плохая привычка

потому что получил «хороший урок»

потому что ему это больше не нравится

* Почему автор называет Никиту глупым мальчишкой? Напиши.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Балл____________




Тестовое задание № 4

Прочитай текст.

ГАЛКА

У брата с сестрой была ручная галка. Она ела из рук, давалась гладить,

улетала на волю и назад прилетала.

Вот раз сестра стала умываться. Она сняла с руки колечко, положила на

умывальник и намылила лицо мылом. А когда она мыло сполоснула, - поглядела: где колечко? А колечка нет.

Она крикнула брату:

- Отдай колечко, не дразни! Зачем взял?

- Ничего я не брал, - ответил брат.

Сестра поссорилась с ним и заплакала.

Бабушка услыхала.

- Что у вас тут? - говорит. - Давайте мне очки, сейчас я это кольцо

найду.

Бросились искать очки - нет очков.

- Только что на стол их положила, - плачет бабушка. - Куда им деться?

Как я теперь в иголку вдену?

И закричала на мальчика.

- Твои это дела! Зачем бабушку дразнишь?

Обиделся мальчик, выбежал из дому. Глядит, - а над крышей галка летает,

и что-то у ней под клювом блестит. Пригляделся - да это очки! Спрятался

мальчик за дерево и стал глядеть. А галка села на крышу, огляделась, не

видит ли кто, и стала очки на крыше клювом в щель запихивать.

Вышла бабушка на крыльцо, говорит мальчику:

- Говори, где мои очки?

- На крыше! - сказал мальчик.

Удивилась бабушка. А мальчик полез на крышу и вытащил из щели бабушкины очки. Потом вытащил оттуда и колечко. А потом достал стеклышек, а потом разных денежек много штук. Обрадовалась бабушка очкам, а сестра колечку и сказала брату:

- Ты меня прости, я ведь на тебя подумала, а это галка-воровка. И помирились с братом.

Бабушка сказала:

- Это все они, галки да сороки. Что блестит, все тащат. (242 слова.)

(Б.Житков)


Часть А

Выполни задания, отметь () верный вариант ответа.

О чем рассказывается в этом рассказе.

о том, как у брата с сестрой жила ручная галка

о том, как поссорились сестра с братом

о том, как бабушка обиделась на мальчика

о том, как галка стащила блестящие предметы

Когда исчезло кольцо девочки?

когда она играла

когда она умывалась

когда она спала

когда разговаривала с бабушкой

Почему сестра поссорилась с братом?

потому что он мешал ей умываться

потому что подумала: это он дразнит бабушку

потому что решила: это он спрятал кольцо

потому что он обидел галку

Почему бабушка обиделась на мальчика?

потому что она теперь не сможет вставить нитку в иголку

потому что решила: это он спрятал кольцо

потому что подумала: это он взял ее очки

потому что он обидел свою сестру

Мальчик обиделся и выбежал из дому….

потому что его несправедливо обвинили в том, чего он не совершал

потому что на него накричали

потому что все с ним поссорились

потому что его не любили

Как мальчик догадался, что кольцо и очки унесла галка?

он видел, как она их воровала

он случайно увидел галку с блестящим предметом

он следил за галкой

ему об этом рассказали друзья

Где прятала галка украденные вещи?

в клетке

под крышей

на крыше

за умывальником

Что нашел мальчик в тайнике галки? Напиши.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Почему галка украла колечко и очки?

потому что ей понравились эти вещи

потому что они лежали без присмотра

потому что хотела подшутить над девочкой и бабушкой

потому что галки да сороки тащат всё, что блестит

Выбери правильное утверждение:

мальчик дразнил бабушку

галка стащила колечко и очки

брат спрятал колечко сестры

сестра не ссорилась с братом

Главным образом автор хотел:

рассказать о том, что галки да сороки тащат всё, что блестит

описать, как галку приручили

рассказать, как сестра с бабушкой рассердились на мальчика

описать событие, произошедшее в одной семье


Часть В

Укажи, в каком порядке встречаются в тексте данные предложения. Цифра 1 уже стоит, поставь цифры 2,3,4,5,6,7.

Сестра поссорилась с ним и заплакала.

1.У брата с сестрой была ручная галка

А мальчик полез не крышу и вытащил из щели бабушкины очки.

Обиделся мальчик, выбежал из дому.

Потом вытащил оттуда и колечко

Бросились все искать очки – нет очков.

Закончи предложение.

- Ты меня прости, я ведь на тебя подумала, а это___________________

__________________________________________________________________

В какой из сборников можно было поместить это произведение?

Сказка за сказкой.

Рассказы о животных.

Басни.

Рассказы о взрослых и детях.

Какое предложение лучше других помогает понять основную мысль текста?

Галка еле из рук, давалась гладить, улетала на волю и назад прилетала.

Галка села на крышу, огляделась, не видит ли кто, и стала очки на крыше клювом в щель запихивать.

Это всё галки да сороки. Что блестит, всё тащат.

Обрадовалась бабушка очкам, а сестра – колечку.

Часть С

Подумай, что делал бы мальчик, если не заметил бы проделки галки? Напиши об этом.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Балл____________


Тестовое задание № 5

Прочитай текст.

ЧТО СКАЗАЛА БЫ МАМА?

Гринька и Федя собрались на луг за щавелём. И Ваня пошёл с ними.

Ступай, ступай, — сказала бабушка. Наберёшь — зелёные щи сварим.

Весело было на лугу. Траву ещё не скосили. Кругом далеко-далеко пестрели цветы — и красные, и синие, и белые. Весь луг был в цветах.

Ребятишки разбрелись по лугу и стали рвать щавель. Всё дальше и дальше уходили они по высокой траве, по весёлым цветам.

Вдруг Федя сказал:

Что-то здесь пчёл много!

Правда, здесь пчёл много, — сказал и Ваня. — Всё время гудят.

Эй, ребята, закричал издали Гринька, — поворачивай обратно! Мы на пчельник забрели — вон ульи стоят!

Вокруг колхозного пчельника густо росли липы и акации. А сквозь ветки были видны маленькие пчелиные домики.

Ребята, отступай! — скомандовал Гринька. — Только тихо, руками не махать, а то пчёлы закусают.

Ребятишки осторожно пошли от пчельника. Они шагали тихо и руками не махали, чтобы не сердить пчёл. И совсем было ушли от пчёл, но тут Ваня услышал, что кто-то плачет. Он оглянулся на товарищей, но Федя не плакал и Гринька не плакал, а плакал маленький Васятка, сын пчеловода. Он забрёл на пчельник и стоял среди ульев, а пчёлы так и налетали на него.

Ребята! — крикнул Ваня. — Васятку пчёлы закусали!

А что, нам за ним на пчельник идти? — ответил Гринька. — И нас пчёлы закусают.

Надо его отца позвать, — сказал Федя. — пойдём мимо их дома — его отцу скажем.

И оба пошли дальше.

А Ваня вернулся и пошёл прямо на пчельник.

Иди сюда! — крикнул он Васятке.

Но Васятка не слышал. Он отмахивался от пчёл и кричал во весь голос. Ваня подошёл к Васятке, взял его за руку и повёл с пчельника. До самого дома довёл.

Васяткина мать выбежала на крыльцо, взяла Васятку на руки:

Ах ты непослушный, зачем на пчельник ходил? Вон как пчёлы искусали! — Посмотрела на Ваню. — Ах, батюшки, Ванёк, — сказала она, — и тебе от пчёл досталось из-за Васятки! Ну, да ничего, ты не бойся: поболит — перестанет!

Мне ничего, — сказал Ваня.

И пошёл домой. Пока шёл, у него распухла губа, и веко распухло, и глаз закрылся.

Ну и хорош! сказала бабушка. — Это кто же тебя так разукрасил?

Пчёлы, — ответил Ваня.

А почему же Гриньку и Федю пчёлы не тронули?

Они убежали, а я Васятку вёл, — сказал Ваня. — А что ж такого? Поболит — перестанет.

Отец пришёл с поля обедать, посмотрел на Ваню и рассмеялся.

Федя с Гринькой от пчёл убежали, — сказала бабушка, — а наш простофиля полез Васятку спасать. Вот бы мама сейчас его увидела — что бы она сказала?

Ваня глядел на отца одним глазом и ждал: что сказала бы мама? А отец улыбнулся и похлопал Ваню по плечу:

Она бы сказала: молодец у меня сынок! Вот бы что она сказала!

(436 слов.)

(Л. Воронкова)


Выполни задания, отметив () верный вариант ответа.

О чем рассказывается в этом тексте?

о том, как ребята проводят свободное время

о том, как Ваня спас Васятку от пчел

о том, как красиво цветут на лугу цветы

о том, как разводят пчел

Что росло вокруг колхозного пчельника? Напиши.

__________________________________________________________________

Как ты понимаешь предложение: «Это кто же тебя так разукрасил?»

разрисовал

сделал неузнаваемым

изуродовал

облил краской

Почему ребята решили вернуться домой?

потому что нарвали достаточно щавеля

потому что собрали достаточно цветов

потому что набрели на пчельник

потому что устали играть и бегать

Какая из пословиц наиболее точно передаёт главную мысль текста?

Доброе дело без награды не остаётся.

Злой плачет от зависти, а добрый от радости.

Жизнь дана на добрые дела.

Доброе слово человеку что дождь в засуху.

Выбери все предложения, соответствующие содержанию текста.

Ребята пошли за щавелем на луг.

Федя услышал, как кто-то плачет.

Гринька знает, как себя надо вести, чтобы пчёлы не покусали.

Васятка стоял спокойно, но пчёлы его всё равно кусали.

У Вани распухли губа и веко, а глаз закрылся.

Расставь цифры в таком порядке, чтобы получился план текста? Первый пункт плана уже стоит.

Решение Вани.

1.В поход за щавелём.

Что сказала бы мама?

Плач.

Отступление.

Почему Гринька и Федя не пошли вместе с Ваней за Васяткой?

им надо было быстрее вернуться домой.

испугались, что их искусают пчёлы.

решили, что Ваня один справится.

они побежали за отцом Васятки.

Выбери предложение, которое объясняет, почему Ваня не ушёл с ребятами.

Ваня не боится пчёл.

Он решил дождаться отца Васятки вместе с мальчиком.

Хотел, чтобы его похвалили.

Ваня не может оставить человека в беде.

А как бы ты назвал этот текст?

Нападение пчёл

Простофиля

Поступок Вани

Верные друзья

Какие черты характера, качества тебе понравились у Вани? А какие не понравились у Гриньки и Феди?

черты характера, качества Вани

черты характера, качества Гриньки и Феди




Почему бабушка назвала Ваню «простофилей»? Как ты понял её слова? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________

Замени слово «разбрелись» из 9-го предложения близким по значению словом. Запиши это слово.

Разбрелись - _______________________________________________________

Определи жанр этого произведения:

сказка

басня

художественный рассказ

исторический рассказ

научно-познавательный рассказ

Какие чувства испытывал отец, узнав о случившемся?

жалость и сочувствие

раздражение и злость

страх и гнев

уважение и гордость

О чем, главным образом, хотел сказать автор?

О мальчике, который не боялся пчел

О том, как опасно ходить на пчельник

О храбром мальчике, который спас малыша от пчел

Об отце, который гордится своим сыном

Укажи, в каком порядке происходили события. Цифра 1 уже стоит, поставь цифры 2, 3, 4, 5.

Отец пришел с поля обедать, посмотрел на Ваню и рассмеялся.

1.Гринька и Федя собрались на луг за щавелем.

Ваня спас маленького Васятку от пчел.

Мама бы очень гордилась своим сыном.

Ребята забрели на пчельник.

Выпиши из текста предложение, в котором говорится о том, как нужно вести, чтобы не сердить пчел.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Какую пословицу ты вспомнишь, если с тобой случится несчастье и к тебе на помощь придут твои друзья? _____________________________________________________________________________

Подумай, почему мама бы сказала: молодец у меня сынок. Напиши об этом.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Балл____________




КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ЗА ГОД.


ПРОВЕРКА НАВЫКА ЧТЕНИЯ ВСЛУХ

ЧЕРЕПАХА

Черепаха носит свой домик на спине. C ним она повсюду ходит и спит, где хочет. Не торопится вернуться домой, как мы! Как только стемнеет, черепаха укладывается в своём домике и спит. А как только взойдёт солнце, домик нагревается, и черепаха понимает, что уже день. Из домика видна её головка. Черепаха смотрит вокруг своими красивыми глазками. Она радуется зелёной траве и цветам. Черепаха ходит очень медленно. Ведь домик носить тяжело. Мы бежим за ней и догоняем её. И Шарик бежит за нами. Он стоит возле черепахи и лает. Она не пугается. Шарик вдруг бросается на неё. Но она быстро прячет головку. Шарик ждёт, когда головка снова покажется. Как только она выглядывает, он бросается на неё и лает. И головка снова прячется. Шарик обиделся, отошёл в сторону. Черепаха осторожно выглянула. Шарик не тронулся с места. Она оглянулась и медленно поползла по зелёной траве. Шарик признал себя побеждённым! (146 слов)

(Д. Габе)


Выполни задания.

Какое животное носит свой домик на спине? Строчки, в которых говорится об этом, подчеркни красным цветом.

Почему черепаха ходит медленно? Строчки, в которых говорится об этом, подчеркни синим цветом.

Куда она прячет свою голову в случае опасности? Строчки, в которых говорится об этом, подчеркни зеленым цветом.



ПРОВЕРКА УРОВНЯ НАЧИТАННОСТИ.

Выполни задания, отметь ()верный вариант ответа.

 Определи жанры, которые можно включить в раздел устного народного творчества.

сказки;
летописи;
басни; 
былины;
пословицы; 

Определи жанр произведения.

Посреди поля чистого,
На закате красна солнышка,
На восходе ясна месяца
На заставу богатырскую
Собирались на походный совет
Славнорусские богатыри:
Думу думали, раздумывали,
По нарядам снарядились.


сказка;  былина; летопись;

Рассмотри репродукцию картины В. Васнецова «Богатыри». Персонажами, какого жанра являются эти герои?

t1635248329aa.jpg

 

сказки;  летописи; былины; 

Запиши имя одного из былинных героев._______________________


Какие персонажи тебе встречались чаще всего в сказках о животных. Запиши 2х-3х героев.

__________________________________________________________________


Запиши традиционных героев русских волшебных сказок. Запиши 2х-3х героев.

__________________________________________________________________

Из какой сказки А.С. Пушкина к нам пришла поговорка:  Остаться у разбитого корыта?

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»;
«Сказка о рыбаке и рыбке»;
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

Запиши 1–2 фамилии писателей-сказочников.

__________________________________________________________________

В какой из разделов книги можно поместить произведения писателей: Н.Н. Сладкова, В.В. Бианки, Е.И. Чарушина?

  «О братьях наших меньших»;
 
«Делу время – потехе час»;
 
«Доброе братство дороже богатства».

С какими жанрами произведений Л.Н. Толстого ты знаком?

сказки; 
 повести; 
 басни;
 
стихи; 

Запиши 2–3 фамилии поэтов, чьи произведения о зиме ты читал.

__________________________________________________________________

Запиши название последней из прочитанных тобой книг.

__________________________________________________________________




ПРОВЕРКА ЧИТАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ РАБОТАТЬ С ТЕКСТОМ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ.

ДВЕ ЛЯГУШКИ

Жили-были две лягушки. Были они подруги и жили в одной канаве. Но только одна из них была настоящая лесная лягушка – храбрая, сильная, весёлая, а другая – ни то ни сё: трусиха была, лентяйка, соня. Про неё даже говорили, будто она не в лесу, а где-то в городском парке родилась.

Но всё-таки они жили вместе, эти лягушки.

И вот однажды ночью вышли они погулять.

Идут себе по лесной дороге и вдруг видят – стоит дом. А около дома погреб. И из этого погреба очень вкусно пахнет: плесенью пахнет, сыростью, мохом, грибами. А это как раз то самое, что лягушки любят.

Вот забрались они поскорее в погреб, стали там бегать и прыгать. Прыгали, прыгали и нечаянно свалились в горшок со сметаной.

И стали тонуть.

А тонуть им, конечно, не хочется.

Тогда они стали барахтаться, стали плавать. Но у этого глиняного горшка были очень высокие скользкие стенки. И лягушкам оттуда никак не выбраться.

Та лягушка, что была лентяйкой, поплавала немножко, побултыхалась и думает: «Всё равно мне отсюда не вылезти. Что ж я буду напрасно барахтаться? Уж лучше я сразу утону». Подумала она так, перестала барахтаться – и утонула. А вторая лягушка – та была не такая. Та думает: «Нет, братцы, утонуть я всегда успею. Это от меня не уйдёт. А лучше я ещё побарахтаюсь, ещё поплаваю. Кто знает, может быть, у меня что-нибудь и выйдет».

Но только – нет, ничего не выходит. Как ни плавай – далеко не уплывёшь. Горшок узенький, стенки скользкие – не вылезти лягушке из сметаны.
Но всё-таки она не сдаётся, не унывает.

«Ничего, – думает, – пока силы есть, буду бороться. Я ведь ещё живая – значит, надо жить. А там – что будет».

И вот из последних сил борется наша лягушка со своей лягушачьей смертью. Уж вот она и сознание стала терять. Уже вот захлебнулась. Уж вот её ко дну тянет. А она и тут не сдаётся – знай себе лапками работает. Дрыгает лапками и думает: «Нет! Не сдамся! Шалишь, лягушачья смерть…»

И вдруг – что такое? Вдруг чувствует наша лягушка, что под ногами у неё уже не сметана, а что-то твёрдое, что-то такое крепкое, надёжное, вроде земля. Удивилась лягушка, посмотрела и видит: никакой сметаны в горшке уже нет, а стоит она на комке масла.

«Что такое? – думает лягушка. – Откуда здесь взялось масло?»
Удивилась она, а потом догадалась: ведь она сама лапками своими из жидкой сметаны твёрдое масло сбила.

«Ну вот, – думает лягушка, – значит, я хорошо сделала, что сразу не утонула».

Подумала она так, выпрыгнула из горшка, отдохнула и поскакала к себе домой – в лес.

А вторая лягушка осталась лежать в горшке.

И никогда уж она, голубушка, больше не видела белого света, и никогда не прыгала, и никогда не квакала.

(Л. Пантелеев)


Выполни задания, отметь ()верный вариант ответа.

Где жили подруги-лягушки?

в погребе; 

в лесу; 

в канаве; 
в парке.


Отметь черты, присущие настоящей лесной лягушке.

храбрая; 
трусиха; 
сильная;
лентяйка; 
соня; 
весёлая.

В какое время суток подруги вышли погулять?

днём; 
вечером; 
ночью; 
утром.

Зачем лягушки забрались в погреб?

чтобы полакомиться сметаной;
из погреба очень вкусно пахло;
лягушкам захотелось узнать, что в погребе.

Почему одна из лягушек утонула?

______________________________________________________________

Храбрая лягушка продолжала барахтаться в горшке, потому что:

решила доплыть до края горшка;
решила бороться до конца со смертью;
решила сбить масло из жидкой сметаны.

Как ты понимаешь выражение: Шалишь, лягушачья смерть?

играешь;
ничего у тебя не выйдет;
придумываешь;
фантазируешь.

О чём главном хотел сказать нам автор?

об опасности, которая может подстерегать в погребе;
о вкусных запахах из погреба;
о правилах поведения в сложных ситуациях;
о том, что никогда не нужно падать духом.

Составь план текста.

1) Проживание подружек в канаве.
2) ___________________________ .
3) ___________________________ .
4) ___________________________ .
5) Победа!

В какой из сборников можно было бы поместить это произведение?

«Сказочные истории»;
«Басни»;
«Рассказы о природе»;
«Рассказы о животных».

Какая из лягушек тебе понравилась и чем?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Балл____________



t1635248329ab.jpg


11


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.