Кинотренинг для подростков по сериалу «Ранетки» (8–9 класс)
Методическая разработка кинотренинга для подростков по сериалу "Ранетки".
Содержание.
Введение_______________________________________________3
Основная часть_________________________________________5
Апробация методической разработки______________________8
Выводы________________________________________________12
Приложение____________________________________________14
Литература_____________________________________________17
Введение.
Цель методической разработки: способствовать разностороннему психологическому развитию подростков посредством просмотра видео фильма и его обсуждения.
Задачи методичекой разработки:
1. Развитие социальной компетентности. Знакомство с различными социальными типажами (типы темперамента, социальные роли и т.д.) и обучение взаимодействию с ними.
2. Развитие интеллектуальных навыков. Тренировка внимания, памяти, наблюдательности, навыка формулирования мысли, слушания, логического мышления и т.д.
3. Развитие эмоциональной сферы. Обучение учеников навыкам эмпатии, определения собственных чувств (рефлексии) и эмоциональных состояний партнера по общению (или киногероя).
4. Развитие навыков решения проблем. Позволяет увидеть большее количество способов решения какой-либо проблемы, расширить поведенческий репертуар у учащихся (например, пятьдесят способов признаться девушке в любви).
5. Снятие стресса. Позволяет снять эмоциональное напряжение, а также обучает навыкам релаксации и спонтанности в поведении.
6. Самоанализ. Обучение навыкам глубокой рефлексии, самосознания и самоанализа, а также проработка психологических проблем.
7. Обучение расшифровке символического ряда. Учащиеся учатся работать с символами, которые используются в фильме, т.е. видеть эти символы, понимать их значение и уметь расшифровать смысл, которым они наполнены. А так же умение увидеть волнующие проблемы в другом ракурсе и научиться замечать символику в повседневной жизни.
Этапы проведения кинотренинга:
- выбор фильма в соответствии с актуальными задачами развития личности учащихся;
- создание психологической установки наилучшего восприятии фильма;
- создание благоприятных условий для наилучшего восприятии фильма (выбор помещения, технических средств, времени и т.д);
- организация просмотра фильма учащимися данной категории;
- выбор актуальных вопросов для обсуждения и активизирующих упражнений в соответствии с тематикой серии;
- организация обсуждения ситуаций, запомнившихся ученикам, и (не отклоняться от темы);
- проведение упражнений для наилучшего осмысления содержания фильма;
- подведение итогов занятия;
- анализ проведённого занятия.
Актуальность методической разработки: Для психологической работы с подростками, актуально решение таких задач как развитие социальной компетентности, эмоциональной и интеллектуальной сфер, навыков самоанализа, преодоление стрессовых состояний, способности к восприятию художественного образа и пр. Одной из наиболее действенных форм групповой работы, решающих этих задачи является кинотренинг.
Эффективность применения искусства в контексте психологической работы связана с тем, что этот метод позволяет экспериментировать с чувствами, исследовать и выражать их на символическом уровне. Основным источником получения сведений об окружающем мире для современного подростка является телевидение и в частности кинематограф, что обуславливает высокую эффективность его использования в качестве средства психологической работы. Исследование киноматериалов даёт возможность для развития навыков адекватного осознания реальности. В процессе кинотренинга ученики учатся выявлять и выстраивать логику поступков героев, видеть их скрытую мотивацию, объяснять поведение человека, основываясь на его характеристиках, а не на своих проекциях.
Практическая значимость: применение кинотренинга позволяет эффективно развивать социальную компетентность учащихся, навыки самоанализа, умение преодолевать стрессовые состояния, способность к восприятию художественного образа, а также способствует развитию эмоциональной и интеллектуальной сфер.
Основная часть.
Выбор фильма в соответствии с актуальными задачами развития личности учащихся.
Для правильного подбора фильма необходимо учитывать:
фильм должен быть позитивным. «Позитивность» фильма определяется многими характеристиками: производимым эмоционально-положительным впечатлением, проблемностью, органичностью сюжетного и образного ряда и др. Фильм должен учить высшим ценностям (доброте, любви, правде, терпению, умению видеть прекрасное), нести в себе гуманистические идеалы (свобода, ответственность, смысл), ставить перед зрителем (учащимся) нравственные вопросы.
фильм должен соответствовать целям и задачам кинотренинга, а также возрасту, уровню образования и психологическому состоянию учащихся.
фильм не должен оставлять зрителя равнодушным. Т.е после просмотра фильма зритель должен продолжает думать, анализировать, представлять себя на месте героев, размышлять о том, как бы он поступил в подобной ситуации; проживать все события вместе с его героями, вместе с ними радоваться и страдать, любить и ненавидеть.
Создание психологической установки наилучшего восприятия фильма.
Перед просмотром фильма группе даётся инструкция не воспринимать это как развлечение, а отнестись к материалу внимательно, настроившись на серьезную работу.
Для создания благоприятной психологической установки необходимо узнать настроение участников тренинга, как вариант возможно использование стимульного материала в виде цветных кружочков 3-х цветов (красный, синий, зелёный). На первом занятии выработать правила работы в группе.
3. Создание благоприятных условий для наилучшего восприятии фильма (выбор помещения, технических средств, времени и т.д);
Для наилучшего восприятия фильма необходимо продумать помещение, в котором будем проходить тренинг, наличие удобных кресел для участников, спокойная атмосфера. Участники должны располагать временем для участия в тренинге.
4. Организация просмотра фильма учащимися данной категории.
В группу отбираются учащиеся, имеющие те или иные проблемы, связанные с тематикой кинотренинга. В группу отбираются не только люди, заявившие об этих трудностях, но и те, у которых данные сложности выявлены в ходе различных диагностических мероприятий. С участниками тренинга ведущий договаривается на определённое время, удобное для всех, а также сообщает им о месте проведения.
5. Выбор актуальных вопросов для обсуждения и активизирующих упражнений в соответствии с тематикой серии.
Прежде чем вынести фильм на обсуждение группы, ведущий тренинга просматривает его несколько раз сам, чтобы свободно ориентироваться в последовательности сюжета, основных символах и даже фразах. Важно, чтобы психолог мог восстановить фильм в памяти с любого момента. Также он должен заготовить вопросы для обсуждения, чтобы управлять ходом дискуссии, активизировать ход обсуждения, подключать пассивных участников, расставлять акценты в обсуждаемом материале. Наиболее эффективно использовать открытые или косвенные вопросы (задаваемые в форме утвердительного предложения) вопросы.
6. Организация обсуждения ситуаций, запомнившихся участникам тренинга.
Для этого участники тренинга садятся полукругом. Это обеспечивает участникам наилучший взаимный обзор, высокий уровень вовлечения в работу, помогает почувствовать себя в равных условиях с остальными, сплачивает, обеспечивает свободу движений.
После просмотра киноленты участники по кругу высказывают чувства, которые вызвал фильм, и указывают наиболее запомнившиеся ситуации, описывая вызванную этими эпизодами эмоциональную реакцию. Поскольку во время просмотра каждый член группы обычно психологически идентифицируют себя с кем-нибудь из героев (с тем, кто наиболее близок по поведенческим и эмоциональным реакциям), то следующий шаг — указать ситуации в фильме, при которых он (член группы) наиболее сильно сопереживал герою, ощущал себя на его месте.
Далее каждому участнику тренинга предлагается попробовать эмоционально прочувствовать состояние других героев фильма, которые могут быть внутренне совершенно не близкими участнику тренинга. Для этого, выбрав одного из психологически «чуждых» персонажей, участник должен найти в нем что-то эмоционально близкое (вспомнить ситуации, в которых он был наиболее эмоционально близким) и затем попытаться ощутить и описать его чувства в различные моменты фильма.
Кроме того, в ходе выполнения этого задания члены группы обнаруживают значительную разницу в восприятии и расстановке акцентов и осознают это. Как выясняется, изначально многие уверены, что восприятие фильма и его эпизодов у всех в кругу одинаково. Обсуждаются также нравственные проблемы, которые затронул этот фильм, или наиболее актуальные темы (например, «смерть», «потеря», «любовь к матери», «преступление»).
Следует помнить о том, что групповая дискуссия на тему фильма может содержать в себе опасность искусствоведческого уклона. Это одна из ловушек кинотерапии: вместо обращения к собственным чувствам и переживаниям участники могут обсуждать игру актеров или режиссерские промахи. В этом случае очень важно не забывать о целях кинотерапии и возвращать к ним группу. Здесь одна из задач ведущего группы не дать развернуться извечной неаргументированной дискуссии, в которой господствовали бы не разумные доводы, а накопившиеся эмоции.
Фильм - один для всех. Но на экране каждый участник группы видит то, что соответствует его индивидуальным комплексам. Во время обсуждения психолог смотрит, как участники группы реагируют на поступки киношных персонажей, и делает вывод, у кого какие проблемы. Исходя из этого, в последствии ведущий тренинга может запланировать работу с каждым участником индивидуально.
7. Проведение упражнений для наилучшего осмысления содержания фильма.
Для более полного самоанализа можно использовать не только беседу, но и элементы арт-терапии (графическое и цветовое выражение чувств и т.д.), а также психодрамы (ролевые игры), где участники группы, становясь героями фильма, разыгрывают наиболее значимую или непонятную ситуацию (сцену) из фильма.
После выполнения упражнений, участники прогнозируют развитие сюжета в следующей серии.
8. Подведение итогов занятия.
В конце обсуждения, подводя итоги, можно поговорить о том, чему научил этот фильм, какой главный урок вынес каждый участник кинотерапии. К концу занятия необходимо, изучив все версии, постараться выстроить общую версию, включающую все перечисленные эпизоды, с которой бы согласились как можно больше участников. Подведение итогов занятия, позволяет глубже понять какие реакции каждого из участников тренинга запомнились больше всего, обеспечивает понимание оценки результативности психологического тренинга.
9. Анализ проведённого занятия.
После занятия ведущий анализирует успешность проведённого кинотренинга, оценивает, что получилось, а что нет в ходе проведения. Планирует следующие занятие с учётом полученного опыта.
Апробация методической разработки.
Для проведения кинотренинга мной был выбран молодёжный сериал «Ранетки» (первые 10 серий, первого сезона), он наиболее полно соответствует поставленным целям и задачам.
17 марта 2008 года сериал «Ранетки» начали показывать на канале СТС. Автор идеи сериала: Вячеслав Муругов. Авторы сценария: Татиана Донская, Наталья Назарова, Валентина Тиводар. Режиссёры-постановщики: Сергей Арланов, Валентин Козловский. Композитор: Сергей Мильниченко. Продюсер: Константин Кикичев. Сюжет и главные герои сериала «Ранетки», выбранного для кинотренинга.
Это история о пяти десятиклассницах одной из московских школ, об их судьбе, разочарованиях и победах. Сюжет фильма показывает жизнь девочек-подростков, их родителей и учителей.
Рассказ ведется от лица девушки Ани, которая недавно переехала в Москву вместе с родителями. Первое время Аню не принимают в новом классе, она не может найти друзей, имеет свое мнение, отличное от мнения класса, и какое то время ей даже объявляют бойкот. Но потом, она находит общий язык с одноклассниками, а так же влюбляется в Антона. Одного из самых популярных парней в школе.
В это время в школе объявляется набор в школьную рок группу, в которую набирают всех желающих. После долгих стараний учителя физической культуры, в группу решают записаться 5 девушек, одна из которых Аня, которая сочиняет лирические стихи о любви и неплохо играет на гитаре.
Таким образом, попав в добровольно-принудительном порядке в музыкальную группу (директору нужно было оправдать приз спонсора - музыкальные инструменты), девочки поначалу и не думают о крепкой дружбе и серьезном увлечении музыкой. Но вскоре музыка становится для них важной частью жизни. Также мы наблюдаем и непростые отношения девочек с родителями, со сверстниками, с учителями. В сериале герои попадают в разные сложные жизненные ситуации.
Все девушки в группе очень разные, у всех свои проблемы и характер. У девушек постоянно возникают проблемы, в семье, на личном фронте, даже между собой иногда получаются стычки. На протяжении всего сериала девушки преодолевают трудности, репетируют в спортивном зале, придумывают новые мелодии и успешно выступают на концертах в школе.
Герои фильма: Каждый телезритель сможет найти характер, близкий себе, и переживать вместе со своим любимым героем.
Ученики школы:
- Лера Новикова (Лера Козлова) – ученица 10а класса, бесстрашная, авантюрная натура. В школьной группе поёт и играет на ударных. Лера живет без всякого регламента, этой «безбашенной» девчонке все по барабану. Она чуть ли не каждую неделю влюбляется в нового парня, и ей опять и опять кажется, что это – навсегда. Лера живет с папой милиционером, работающим в отделе по борьбе с наркотиками. Общаться с дочерью-подростком у него нет времени, что сказывается на девочке негативно. Ее постоянно тянет на приключения. Ей хочется попробовать в жизни все. Ее поступки едва ли назовешь рациональными. Лера и Наташа - подруги с детства.
- Наташа Липатова (Наташа Щёлкова) – ученица 10а, остроумная, виртуозная гитаристка, готова бороться за свою любовь. В группе играет на гитаре (в основном практикует соло на гитаре). Наташа - из неполной семьи, ее воспитывает мать. Папа Наташи был рокер и ветреник, ничего хорошего кроме пристрастия к тяжелой музыке дочери не оставил. Разве что душевные раны, которые, не худший стимул для творчества. Наташа, вдруг узнает, что ее отец популярный музыкант в Германии. Наташа как и Аня влюбленна в Антона. Наташа с Аней постоянно соперничают друг с другом, отношения выясняют.
- Лена Кулёмина (Лена Третьякова) – ученица 10а, спокойная, целеустремленная и решительная. В группе играет на бас-гитаре и поет бэк-вокалом. Спортсменка, увлекается баскетболом, живёт с дедушкой писателем, родители-учёные (врачи) в Нигерии проводят опыты.
- Аня Прокопьева (Аня Руднева) – новенькая ученица в 10б классе, романтичная, искренняя и добрая. В группе гитаристка и бэк-вокалистка (пишет стихи, которые становятся песнями). Они всей семьёй переезжают из Екатеренбурга, ради карьеры отца. Родители постоянно ругаются между собой. Десятиклассница Аня чувствует себя очень одинокой: одноклассники ее почти не замечают, мальчики на дискотеках не приглашают танцевать, а у мамы, замотанной повседневными делами, никогда нет времени. Ведет дневник.
- Женя Алёхина (Женя Огурцова) – ученица 10б класса. В группе играет на клавишных. Не имеет друзей. У отличницы Жени другие проблемы - вся ее жизнь подчинена строжайшему регламенту, не оставляющему времени и сил больше ни на что. Женя отличница, ее родителям совершенно нет дело до интересов Жени, их волнует только ее успеваемость и будущее поступление в институт. Женя - отличница, мамина и папина дочка, мечтает о свободе и независимости, на деле не может побороть свой детский инфантилизм.
- Антон (Артур Сопельник) – ученик 10 класса, скейтер. Друг детства Наташи Липатовой.
учителя школы:
Савчекно (Валерий Баринов)– директор, ученики называют между собой Шрэком.
Борзова Людмила Фёдоровна – математик.
Рассказов Игорь Ильич (Александр Стефанцов) – новый учитель истории, аспирант.
Копейкина (Галина Польских) - учитель литературы и русского.
Степнов Виктор Михайлович (Виталий Абдулов) – учитель физкультуры.
Для каждой серии ведущий тренинга заготавливает вопросы для обсуждения (они могут совпадать, а могут и отличаться). Нужно учитывать индивидуальность каждой группы.
Какая ситуация (сюжет) из просмотренной серии запомнилась больше всего и почему? (учащиеся по очереди называют свои сюжеты).
Как бы ты поступил в данной ситуации? (все ученики отвечают на каждую ситуацию, а не только на свою)
Какие поступки девочек, их родителей и учителей вызывают одобрение, а какие – осуждение?
Чем руководствуется главные герои в своих действиях?
Тематика, которая наиболее ярко прослеживается в течение каждой серии в отдельности (у каждой серии своя смысловая нагрузка).
1 серия (Новая жизнь) – новенькая в классе, одноклассники вслух зачитывают дневник Ани.
2 серия (Великолепная четвёрка) – новенькой объявили «бойкот» и назвали «стукачкой», новый молодой учитель истории в школе.
3 серия (Ложная тревога) – одна из главных героинь попадает в секту.
4 серия (Радуга) – Наташа узнаёт, кто её отец; школа готовиться к приему комиссии.
5 серия (Ранетки) – пропажа денег; приезд комиссии, рождение новой рок-группы «Ранетки».
6 серия (Новый поворот) – ученики уходят с урока (психологическое давление со стороны учителя), молодые учителя.
7 серия (Отец) – Наташа идёт на концерт к отцу.
8 серия (Продолжение приключений) – помощь отцу милиционеру.
9 серия (Неслучайные случайности) – ученицу подозревают в романе с учителем
10 серия (Взлёты и падения) – выступление рок-группы в Скейт-парке
Идентификация себя с одним из героев сериала.
Учащиеся выбирают и индетифицируют себя с таким киногероем, который им наиболее близок в настоящий момент по характеру, способам поведения, решаемой ситуации, психологической проблеме и т.д. Участники тренинга, выбирая героя и идентифицируясь с ним, проживают за время сериала его жизнь. Образ мыслей, чувства, привычки, черты характера, решения становятся как бы общими — либо спроецированными на героя, либо позаимствованными у него. Для ведущего тренинга очень важно с кем именно идентифицирует себя каждый учащийся. Проживая сложные ситуации вместе с героями, отождествляя себя с одним из них, человек может по-новому взглянуть на свою проблему и даже найти выход из затруднительной ситуации.
Детям предлагается разыграть по ролям заинтересовавший их фрагмент серии. Это способствует лучшему осознанию ситуации. У учащихся нарабатывается жизненный опыт.
Учащимся предлагается высказать своё мнение по поводу того, как будет развиваться жизнь главных героев в следующей серии (прогнозирование).
Учащиеся высказывают своё мнение о занятии, что понравилось, что не понравилось. А также снова показывают своё настроение с помощью цветных кружочков (ведущий отмечает для себя, как изменилось настроение у учащихся).
Периодичность занятий 1раз в неделю по 1,5-2 часа.
Выводы: Использование метода кинотренинга положительно влияет на развитие у подростков социальной компетентности, эмоциональной и интеллектуальной сфер, навыков самоанализа, учит преодолению стрессовых состояний и способности к восприятию художественного образа и т.д. Участники тренинга с удовольствием смотрят фильм, а потом активно участвуют в обсуждении. В процессе кинотренинга подростки учатся выявлять и выстраивать логику поступков людей, видеть их скрытую мотивацию, объяснять поведение человека, основываясь на его характеристиках, а не на своих проекциях.
Использование кинотренинга в работе с подростками способствует их разностороннему психологическому развитию. Использование этого метода в работе интересно и увлекательно. Участники получают возможность анализировать собственные жизненные ситуации через посредника, т.е киногероя.
Разнообразие методов, которые можно использовать во время кинотренинга позволяет очень эффективно работать и с детьми, и с родителями, и с учителями.
Приложение.
(фразы из сериала, которые можно использовать во время занятий)
1 серия.
1) «сегодня день моего рождения, заранее ненавижу этот день» (Аня)
2) «интересно – это у всех родители такие, сначала говорят, что ты взрослая, а потом разговаривают с тобой, как с ребёнком» (Аня)
3) «я не как все, я не хочу быть как все» (Наташа)
4) «последний год мои родители постоянно ссорятся» (Аня)
5) «у меня заурядное имя, заурядная жизнь» (Аня)
6) «отличница – круто» (о Жене)
7) «мой отец фанат своей работы, раньше 12 из офиса не выходит, и вообще у меня есть прикрытие, так что всё учтено» (Лера)
8) «мам, у меня совсем нет друзей. Звонят только когда что-то надо. Я как справочная» (Женя)
9) «друзья то мне нужны сейчас» (Женя)
10) «я вот желаю, а подойти и сказать что хочу, ну духа не хватает» (Аня)
11) «только со мной могло такое случиться, и как я теперь буду жить» (Аня)
2 серия.
1) «я взрослый человек» (Лера)
2) «а мне плевать, я не буду зависеть от чужого мнения» (Аня)
3) «пап, а что такое независимость?» (Аня)
4) у нас класс дружный, один за всех и все за одного» (Рита)
5) «надо пробовать, расшибаться и опять пробовать» (Антон)
6) «я решила уйти из дома» (Лера)
7) «школа как школа, только класс не нравится» (Аня)
8) «ты как со мной разговариваешь, почему ты на меня кричишь, мне не 5 лет» (Аня своей маме)
9) «это адреналин, кажется, что весь мир твой» (Антон)
10) «вас интересует, что я получила, а каким человеком я расту вам всё равно» (Женя)
3 серия.
1) «ну кто мне может звонить?» (Аня)
2) «не пойду я сегодня в школу, мне объявили бойкот, значит, нечего мне там делать» (Аня)
3) «у каждого своя правда. Я их обидела – они меня. Ничего не поделаешь – закон жизни. Дурацкий закон». (Аня)
4) «это непедагогично задавать такие задания» (Наташа)
5) «выбор есть всегда» (Наташа)
6) «я вам не подхожу – я не интересная» (Женя)
7) «у меня жизнь рушится» (Лера)
8) «вон детина вымахал и уже сел на шею матери» (директор)
9) «а настоящего то у меня и нету» (Аня)
10) «сказок на пустом месте не бывает» (учитель)
11) «ты у нас человек новый – присматривайся» (физрук)
12) «просто я хочу, чтобы моя семья жила спокойно» (мама Ани)
13) «просто считаю абсурдным пытаться научить истории людей, которые свою историю то не знают» (историк)
14) «а я так и знала» (мама Ани)
4 серия.
1) «баталии родителей вошли в фазу открытых боевых действий» (Аняя)
2) «там у меня была куча настоящих друзей, где это всё» (Аня)
3) «настроение у меня всегда одинаковое – плохое» (Женя)
4) «человек ко всему привыкает, к новой школе, к новым людям и даже к бойкоту» (Аня)
5) «подумаешь, школьная самодеятельность» (Женя)
6) «ничего себе, ребята оказались на моей стороне, в коллективе оказывается веселее» (Аня)
7) «ну почему вас всё время надо пинать» (мама Ани)
8) «это внутренняя диверсия» (Борзова)
9) «это же манипуляция, шантаж» (мама Ани)
10) «с детьми надо разговаривать на их языке» (историк)
5 серия.
1) «у меня есть друзья – вот оно счастье» (Аня)
2) «прикольный у твоей мамы вкус» (Лера)
3) «а говорят деньги не пахнут» (ученик)
4) «вы же не очень то и хотели, чтобы я выступала» (Женя)
5) «снова моя нерешительность» (Аня)
6) «бедная мама, бедная я, что теперь со всеми нами будет» (Аня)
7) «да, уберись ты, в конце концов, в своей комнате» (мама Ани)
8) «такое ощущение, что у вас у всех руки из одного места растут» (Борзова)
9) «ты главное не волнуйся всё получится» (учителя)
10) «товарища в беде не бросают» (историк)
11) «я нашёл поддержку в другом человеке» (папа Ани)
6 серия.
1) «у нас только начало всё налаживаться» (родители)
2) «ты в этой жизни мало ещё понимаешь» (папа Жени)
3) «да, я весь дом на себе тяну, а ты смеешь тут рассуждать» (папа Жени)
4) «некоторые вещи объяснить не возможно, им нужно просто подчиняться»
5) «потерянное поколение» (Борзова)
6) «потому что нас опять оскорбляют и унижают» (ученики про Борзову)
7) «дети такие же люди их надо уважать, чувство собственного достоинства ценить» (историк)
8) «вам нужно научиться относиться к людям так, как вы хотите, чтобы относились к вам»
9) «а что для тебя настоящий друг?» (Аня)
10) «ну почему в жизни так много сложностей» (Аня)
7 серия.
1) «а я думала, что у нас всё по-настоящему» (Лера)
2) «жизнь, как зебра: за белой полосой сразу чёрная, зато потом опять белая» (Аня)
3) «а что он про детей знает, здесь не степень нужна, а опыт» (Борзова)
4) «главное не внешность, а интеллектуальный уровень и стаж» (Борзова)
5) «трудности меня не пугают» (Рассказов)
6) «независимость – отсутствие контроля» (папа Ани)
7) «как ты с матерью разговариваешь?) (мама Ани)
8) «после уроков сразу домой» (папа Леры)
9) «ты понимаешь как сейчас трудно в институт поступить» (родители Жени)
10) «на детей у нас никогда нет времени» (мама Наташи)
11) «нужно ценить независимость и свободу другого. Начни с себя» (папа Ани)
8 серия.
1) «когда же ты уберёшься в своей комнате. Никакой от тебя помощи» (мама Ани)
2) «просто ты меня всё время контролируешь. Проверяешь, убралась ли я в своей комнате или нет. Мне сразу всё хочется сделать наоборот» (Аня)
3) «мы просто живём на разных планетах, совершенно друг друга не понимаем» (Аня)
4) «иногда мне кажется, что взрослые гораздо младше нас, потому что говорят и делают такие глупости» (Аня)
5) «мам, ты мне 10 раз повторила» (Женя)
6) «утро учителя добрым не бывает» (учительница химии)
7) «а этот с ученицей роман заводит» (Борзова)
8) «опыт учителя ещё заключается во взаимопонимании с учениками» (Копейкина)
9) «Научитесь лучше разбираться в людях» (директор)
Литература:
«Школьный психолог» №3 – 2007г.
«Психологическая газета», №8 (35) - 1998г.
Деловой журнал «Бизнес-ключ» №1 – 2006г.
«Аргументы и факты – Самара» №47 от 19 ноября 2003г.
«Школа жизни. ру» (журнал вопросов и ответов).