Урок на тему «Кислоты и их свойства»
Тема: Кислоты и их свойства.
Тип урока: урок с применением мультимедиа
Цели:
Обучающая: углубить знания обучающихся о кислотах; сформировать понятия о кислотах как одном из классов неорганических веществ, рассмотреть их классификацию и общие свойства, изучить отношение кислот к индикатору.
Развивающая: развивать практические навыки, учить анализировать полученную информацию, развивать логическое мышление путем сравнения, учить выделять причинно- следственные связи.
Воспитательная: развивать интерес к предмету, развивать знания о применении химии в быту, учить аккуратности при выполнении химических опытов, прививать культуру умственного труда.
Оборудование и реактивы:
1. На столе учащихся: штатив для пробирок, пробирки, лакмусовая бумага, соляная кислота, серная кислота, фосфорная кислота, цинк, медь, оксид меди, хлорид бария, гидроксид натрия, вода, лимон, яблоко, листья щавеля.
2. Интерактивная доска.
Основные вопросы:
- определение кислот
- химические свойства кислот
- роль кислот в жизни человека
Ход урока
1. Организационный момент (2 мин)
Преподаватель проверяет готовность к уроку, сообщает тему урока.
Преподаватель: Добрый день, ребята, прежде чем сообщить тему сегодняшнего урока, давайте попробуем ее отгадать.
Догадайтесь, о чем идет речь? Они жидкие или твердые вещества. Их растворы имеют кислый вкус, некоторые из них разъедают растительные и животные ткани. Все они имеют в своем составе водород, а многие из них имеют и кислород. Она бывает яблочная, уксусная, лимонная, муравьиная, щавелевая ( кислота). Совершенно верно, это кислоты. И тема сегодняшнего урока «Кислоты и их свойства».
2. Проверка опорных знаний (10 мин)
Преподаватель: Для того, чтобы приступить к изучению новой темы, нам нужно определить, какие знания мы имеем.
Упражнение № 1 (Крестики – нолики).
Что называется основаниями? Проведите линию таким образом, чтобы она зачеркнула только формулы оснований.
Fe(OH)2 |
NaOH |
CO2 |
H2SO4 |
KOH |
NaCl |
Ca(OH)2 |
ZnO |
LiOH |
Упражнение № 2 (Убери лишнее).
1. С какими из предложенных веществ в 1й строке реагирует оксид серы (IV).
2. Какой из оксидов лишний во 2й строке, почему?
3. Все ли оксиды в 3й строке относятся к кислотным, ответ обоснуйте.
K2O |
NaOH |
CO2 |
Al2O3 |
Na2O |
ZnO |
CaO |
SO3 |
N2O5 |
Упражнение № 3 (Химик- эрудит).
Преподаватель: Если природа дает добро, то химические реакции идут сами по себе. Если вы хорошо подумаете, то хорошо выполните это задание, правильно запишите уравнения реакций и получите высокую оценку.
Вместо знака «?» вам надо записать нужное вещество и расставить коэффициенты в уравнениях.
1) CaO + ? → CaSO4 3) ? + KOH → K2ZnO2 + H2O
2) Na2O + ? → NaOH 4) ZnO + ? → ZnCO3
Преподаватель: Отлично, все молодцы и очень добросовестно подготовились к уроку.
3. Изучение нового материала (20 мин )
Преподаватель: А теперь, ребята, перейдем к изучению новой темы «Кислоты и их свойства».
Если сразу с водорода
Вдруг да формула начнется,
То таких десяток формул
Выучить тебе придется.
Вот подружка с кислородом,
Бескислородная вон та,
Но у них одна природа:
Все с названьем кислота
Кислоты - это сложные вещества, которые состоят из атома водорода и кислотного остатка.
Преподаватель: В начале урока мы с вами сказали, что кислоты кислые на вкус. Какие кислоты вы пробовали? (ответ: лимонная, щавелевая, яблочная, уксусная). А вы знаете, что совсем не обязательно для определения кислоты пробовать ее на вкус? Для этого существуют специальные вещества- указатели. Их называют индикаторами.
Индикаторы - это органические вещества, которые изменяют свою окраску в зависимости от среды, в которой они находятся.
Ведь недаром говорят, что теория проверяется практикой. Предлагаю вам исследовать окраску индикатора в нейтральной и кислой средах.
На ваших столах лежит все необходимое для проведения опыта, а также инструкция, но прежде всего мы с вами вспомним правила техники безопасности.
При работе с кислотами необходима аккуратность, так как можно получить ожог или отравление. При попадании кислоты на кожу, надо сразу же смыть ее струей воды.
Правила по технике безопасности в стихах (чтобы лучше запомнилось)
Вот послушайте друзья,
Что на химии нельзя.
Войдя в химический наш кабинет,
Не нарушай ты мой совет;
И если даже ты не трус,
Не пробуй вещества на вкус!
И нюхать их не думай ты.
Пойми, что это не цветы!
Ничто руками не бери,
Ожег получишь, волдыри!
Посуду грязную помой,
Ну а потом иди домой!
На ваших столах лежит лимон, яблоко, лист щавеля и индикаторная бумага.
Возьмите лимон и выжмете каплю лимонного сока на нейтральную лакмусовую бумагу. Бумага меняет свой цвет. Из фиолетового она становится розовой. Следовательно, в состав лимонного сока входит слабая лимонная кислота. Аналогичный опыт проделайте с яблоком (опыт показывает, что в яблоке тоже есть кислота, только это другая кислота, яблочная).
Теперь возьмите лист щавеля и разотрите между пальцами, затем капните образовавшимся при этом соком на лакмусовую бумагу (лакмус окрасится в розовый цвет). Щавель содержит кислоту, которая называется щавелевой кислотой.
Кроме продуктов питания, кислоты содержатся и в нашем организме. Желудочный сок, который помогает переварить пищу в желудке человека, содержит в небольшом количестве настоящую соляную кислоту. Если по каким-то причинам в желудке выделяется больше соляной кислоты, то избыточная кислота вызывает изжогу или желудочную боль. Многие люди в качестве противодействующего средства в этом случае принимают ложечку питьевой соды. Она нейтрализует избыточную кислоту.
Какими же еще свойствами обладают кислоты? Это мы узнаем, проделав следующие опыты.
Опыт № 1
металл + кислота → соль + водород
Вещества: цинк Zn, медь Cu, соляная кислота HCl
Провести реакцию и записать в тетрадь.
Вывод: металлы имеют разную химическую активность, и это мы увидим в ряду напряжения металлов. Металлы, расположенные в ряду напряжения левее водорода, взаимодействуют с кислотами с образованием газообразного водорода; металлы, расположенные в ряду напряжения правее водорода, с кислотами не взаимодействуют. Чем левее металл, тем активнее он вытесняет водород.
Опыт № 2
основный оксид + кислота → соль + вода
Вещества: оксид меди CuO, соляная кислота HCl
Провести реакцию и записать в тетрадь.
Вывод: оксиды металлов взаимодействуют с кислотами.
Опыт № 3
основание + кислота → соль + вода
Вещества: фенолфталеин, гидроксид натрия NaOH, фосфорная кислота H3PO4
Провести реакцию и записать в тетрадь.
Вывод: это реакция нейтрализации, так как кислота и основание как бы взаимно уничтожаются.
Опыт № 4
кислота + соль → новая кислота + новая соль
Вещества: хлорид бария BaCl2, серная кислота H2SO4
Провести реакцию и записать в тетрадь.
Вывод: реакция идет, если получается нерастворимая соль или нерастворимая, нестойкая, летучая кислота.
4.Физминутка.
Ребята, давайте немного отвлечемся.
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5.
2. Крепко зажмурить глаза, открыть посмотреть вдаль. Повторить 4-5 раз.
3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вниз и вверх. Повторить 4-5 раз.
5. Закрепление пройденного материала (11 мин)
Упражнение № 1
Составьте формулы 10 разных кислот, комбинируя нижеприведенные составные части кислот по горизонтали (слева направо) и вертикали (сверху вниз), при условии, кислотообразующие составные части стоят рядом.
|
|
|
|
H |
|
|
|
|
|
|
|
H2 |
Cl |
H |
|
|
|
|
|
H |
SO4 |
H2 |
NO3 |
H |
|
|
|
H2 |
CO3 |
H2 |
S |
H3 |
PO4 |
H2 |
|
H |
Br |
H |
SO3 |
H |
I |
H4 |
SiO4 |
H |
Упражнение № 2
Можно ли получить вещества, формулы которых приведены в правом столбце, из веществ, формулы которых приведены в левом столбце при их взаимодействии с соляной кислотой.
|
+ HCl→ |
NaCl |
Zn |
H2 |
|
NaOH |
ZnCl2 |
|
CaO |
H2O |
|
Hg |
CaCl2 |
|
|
HgCl2 |
Упражнение № 3
«Блиц» опрос
1. При взаимодействии кислотного оксида с водой можно получить:
а) любую кислоту
б) кислородсодержащую кислоту
в) бескислородную
2. Характер образующихся при взаимодействии между кислотами и металлами веществ зависит от химической природы:
а) металла
б) кислоты
в) металла и кислоты
3. При взаимодействии кислот с металлами, основными и амфотерными оксидами всегда образуется:
а) вода
б) водород или другие газы
в) соль
4. В какой паре вещества не могут реагировать между собой:
а) гидроксид натрия и соляная кислота
б) углекислый газ и серная кислота
в) цинк и серная кислота
5. В желудочном соке человека содержится:
а) фосфорная кислота
б) азотная кислота
в) соляная кислота
6. Кислота, при взаимодействии которой с металлами не образуется водород:
а) соляная
б) азотная
в) серная разбавленная
7. С какими из следующих металлов реагирует разбавленная серная кислота:
а) алюминий
б) медь
в) ртуть
6. Домашнее задание (творческое)
Сочините мини - рассказ, сказку по теме «Кислоты и их свойства». Оформите ее в тетради и запишите уравнения реакций.
7. Итог урока (2 мин)
Преподаватель: Давайте подведем с вами итог нашего урока. Итак, удалось ли нам раскрыть тему урока? Что нового вы узнали о свойствах кислот? Чему научились? Довольны ли вы свое работой?
Я хочу завершить наш урок стихотворением Боголюбова М.
В жизни химия нужна,
Как предмет она важна.
И учить ее прилежно
Мы должны от А до Я.
Что мы носим, что едим,
Чем здоровью мы вредим?
Как кислоты выливать,
Чтобы что-то не взорвать?
На все вопросы эти
Нам химия ответит!
Список используемой литературы:
1. Юный химик. – Академия педагогических наук СССР, протокол от 27 ноября 1980г.
2. Мы изучаем химию. – А.А. Тыльдсепп, В.А. Корк.
3. Нестандартные уроки. Химия. – А.М. Брейгер, Волгоград 2002.
4. Химия, еженедельное приложение к газете « Первое сентября»,1998
5. www.fpt.ru Химический юмор.
Презентация Кислоты и их свойства.pptx
PPTX / 2.75 Мб