Урок на тему «Кислоты и их свойства»

3
0
Материал опубликован 14 October 2020

Тема: Кислоты и их свойства.

Тип урока: урок с применением мультимедиа

Цели:

Обучающая: углубить знания обучающихся о кислотах; сформировать понятия о кислотах как одном из классов неорганических веществ, рассмотреть их классификацию и общие свойства, изучить отношение кислот к индикатору.

Развивающая: развивать практические навыки, учить анализировать полученную информацию, развивать логическое мышление путем сравнения, учить выделять причинно- следственные связи.

Воспитательная: развивать интерес к предмету, развивать знания о применении химии в быту, учить аккуратности при выполнении химических опытов, прививать культуру умственного труда.

Оборудование и реактивы:

1. На столе учащихся: штатив для пробирок, пробирки, лакмусовая бумага, соляная кислота, серная кислота, фосфорная кислота, цинк, медь, оксид меди, хлорид бария, гидроксид натрия, вода, лимон, яблоко, листья щавеля.

2. Интерактивная доска.

Основные вопросы:

- определение кислот

- химические свойства кислот

- роль кислот в жизни человека

Ход урока

1. Организационный момент (2 мин)

Преподаватель проверяет готовность к уроку, сообщает тему урока.

Преподаватель: Добрый день, ребята, прежде чем сообщить тему сегодняшнего урока, давайте попробуем ее отгадать.

Догадайтесь, о чем идет речь? Они жидкие или твердые вещества. Их растворы имеют кислый вкус, некоторые из них разъедают растительные и животные ткани. Все они имеют в своем составе водород, а многие из них имеют и кислород. Она бывает яблочная, уксусная, лимонная, муравьиная, щавелевая ( кислота). Совершенно верно, это кислоты. И тема сегодняшнего урока «Кислоты и их свойства».

2. Проверка опорных знаний (10 мин)

Преподаватель: Для того, чтобы приступить к изучению новой темы, нам нужно определить, какие знания мы имеем.

Упражнение № 1 (Крестики – нолики).

Что называется основаниями? Проведите линию таким образом, чтобы она зачеркнула только формулы оснований.

Fe(OH)2

NaOH

CO2

H2SO4

KOH

NaCl

Ca(OH)2

ZnO

LiOH

 

Упражнение № 2 (Убери лишнее).

1. С какими из предложенных веществ в 1й строке реагирует оксид серы (IV).

2. Какой из оксидов лишний во 2й строке, почему?

3. Все ли оксиды в 3й строке относятся к кислотным, ответ обоснуйте.

 

K2O

NaOH

CO2

Al2O3

Na2O

ZnO

CaO

SO3

N2O5

 

Упражнение № 3 (Химик- эрудит).

Преподаватель: Если природа дает добро, то химические реакции идут сами по себе. Если вы хорошо подумаете, то хорошо выполните это задание, правильно запишите уравнения реакций и получите высокую оценку.

Вместо знака «?» вам надо записать нужное вещество и расставить коэффициенты в уравнениях.

1) CaO + ? → CaSO4                  3) ? + KOH → K2ZnO2 + H2O

2) Na2O + ? → NaOH                 4) ZnO + ? → ZnCO3

Преподаватель: Отлично, все молодцы и очень добросовестно подготовились к уроку.

3. Изучение нового материала (20 мин )

Преподаватель: А теперь, ребята, перейдем к изучению новой темы «Кислоты и их свойства».

Если сразу с водорода

Вдруг да формула начнется,

То таких десяток формул

Выучить тебе придется.

Вот подружка с кислородом,

Бескислородная вон та,

Но у них одна природа:

Все с названьем кислота

Кислоты - это сложные вещества, которые состоят из атома водорода и кислотного остатка.

t1602658599aa.jpg

Преподаватель: В начале урока мы с вами сказали, что кислоты кислые на вкус. Какие кислоты вы пробовали? (ответ: лимонная, щавелевая, яблочная, уксусная). А вы знаете, что совсем не обязательно для определения кислоты пробовать ее на вкус? Для этого существуют специальные вещества- указатели. Их называют индикаторами.

Индикаторы - это органические вещества, которые изменяют свою окраску в зависимости от среды, в которой они находятся.

Ведь недаром говорят, что теория проверяется практикой. Предлагаю вам исследовать окраску индикатора в нейтральной и кислой средах.

На ваших столах лежит все необходимое для проведения опыта, а также инструкция, но прежде всего мы с вами вспомним правила техники безопасности.

При работе с кислотами необходима аккуратность, так как можно получить ожог или отравление. При попадании кислоты на кожу, надо сразу же смыть ее струей воды.

Правила по технике безопасности в стихах (чтобы лучше запомнилось)

Вот послушайте друзья,

Что на химии нельзя.

Войдя в химический наш кабинет,

Не нарушай ты мой совет;

И если даже ты не трус,

Не пробуй вещества на вкус!

И нюхать их не думай ты.

Пойми, что это не цветы!

Ничто руками не бери,

Ожег получишь, волдыри!

Посуду грязную помой,

Ну а потом иди домой!

На ваших столах лежит лимон, яблоко, лист щавеля и индикаторная бумага.

Возьмите лимон и выжмете каплю лимонного сока на нейтральную лакмусовую бумагу. Бумага меняет свой цвет. Из фиолетового она становится розовой. Следовательно, в состав лимонного сока входит слабая лимонная кислота. Аналогичный опыт проделайте с яблоком (опыт показывает, что в яблоке тоже есть кислота, только это другая кислота, яблочная).

Теперь возьмите лист щавеля и разотрите между пальцами, затем капните образовавшимся при этом соком на лакмусовую бумагу (лакмус окрасится в розовый цвет). Щавель содержит кислоту, которая называется щавелевой кислотой.

Кроме продуктов питания, кислоты содержатся и в нашем организме. Желудочный сок, который помогает переварить пищу в желудке человека, содержит в небольшом количестве настоящую соляную кислоту. Если по каким-то причинам в желудке выделяется больше соляной кислоты, то избыточная кислота вызывает изжогу или желудочную боль. Многие люди в качестве противодействующего средства в этом случае принимают ложечку питьевой соды. Она нейтрализует избыточную кислоту.

Какими же еще свойствами обладают кислоты? Это мы узнаем, проделав следующие опыты.

Опыт № 1

металл + кислота → соль + водород

Вещества: цинк Zn, медь Cu, соляная кислота HCl

Провести реакцию и записать в тетрадь.

Вывод: металлы имеют разную химическую активность, и это мы увидим в ряду напряжения металлов. Металлы, расположенные в ряду напряжения левее водорода, взаимодействуют с кислотами с образованием газообразного водорода; металлы, расположенные в ряду напряжения правее водорода, с кислотами не взаимодействуют. Чем левее металл, тем активнее он вытесняет водород.

Опыт № 2

основный оксид + кислота → соль + вода

Вещества: оксид меди CuO, соляная кислота HCl

Провести реакцию и записать в тетрадь.

Вывод: оксиды металлов взаимодействуют с кислотами.

Опыт № 3

основание + кислота → соль + вода

Вещества: фенолфталеин, гидроксид натрия NaOH, фосфорная кислота H3PO4

Провести реакцию и записать в тетрадь.

Вывод: это реакция нейтрализации, так как кислота и основание как бы взаимно уничтожаются.

Опыт № 4

кислота + соль → новая кислота + новая соль

Вещества: хлорид бария BaCl2, серная кислота H2SO4

Провести реакцию и записать в тетрадь.

Вывод: реакция идет, если получается нерастворимая соль или нерастворимая, нестойкая, летучая кислота.

4.Физминутка.

Ребята, давайте немного отвлечемся.

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5.
2. Крепко зажмурить глаза, открыть посмотреть вдаль. Повторить 4-5 раз.
3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вниз и вверх. Повторить 4-5 раз.

5. Закрепление пройденного материала (11 мин)

Упражнение № 1

Составьте формулы 10 разных кислот, комбинируя нижеприведенные составные части кислот по горизонтали (слева направо) и вертикали (сверху вниз), при условии, кислотообразующие составные части стоят рядом.

 

 

 

 

 

H

 

 

 

 

 

 

 

H2

Cl

H

 

 

 

 

 

H

SO4

H2

NO3

H

 

 

 

H2

CO3

H2

S

H3

PO4

H2

 

H

Br

H

SO3

H

I

H4

SiO4

H

 

 

Упражнение № 2

Можно ли получить вещества, формулы которых приведены в правом столбце, из веществ, формулы которых приведены в левом столбце при их взаимодействии с соляной кислотой.

 

 

 

 

+ HCl

NaCl

Zn

H2

NaOH

ZnCl2

CaO

H2O

Hg

CaCl2

 

HgCl2

 

Упражнение № 3

«Блиц» опрос

1. При взаимодействии кислотного оксида с водой можно получить:

а) любую кислоту

б) кислородсодержащую кислоту

в) бескислородную

2. Характер образующихся при взаимодействии между кислотами и металлами веществ зависит от химической природы:

а) металла

б) кислоты

в) металла и кислоты

3. При взаимодействии кислот с металлами, основными и амфотерными оксидами всегда образуется:

а) вода

б) водород или другие газы

в) соль

4. В какой паре вещества не могут реагировать между собой:

а) гидроксид натрия и соляная кислота

б) углекислый газ и серная кислота

в) цинк и серная кислота

5. В желудочном соке человека содержится:

а) фосфорная кислота

б) азотная кислота

в) соляная кислота

6. Кислота, при взаимодействии которой с металлами не образуется водород:

а) соляная

б) азотная

в) серная разбавленная

7. С какими из следующих металлов реагирует разбавленная серная кислота:

а) алюминий

б) медь

в) ртуть

6. Домашнее задание (творческое)

Сочините мини - рассказ, сказку по теме «Кислоты и их свойства». Оформите ее в тетради и запишите уравнения реакций.

7. Итог урока (2 мин)

Преподаватель: Давайте подведем с вами итог нашего урока. Итак, удалось ли нам раскрыть тему урока? Что нового вы узнали о свойствах кислот? Чему научились? Довольны ли вы свое работой?

Я хочу завершить наш урок стихотворением Боголюбова М.

В жизни химия нужна,

Как предмет она важна.

И учить ее прилежно

Мы должны от А до Я.

Что мы носим, что едим,

Чем здоровью мы вредим?

Как кислоты выливать,

Чтобы что-то не взорвать?

На все вопросы эти

Нам химия ответит!

Список используемой литературы:

1. Юный химик. – Академия педагогических наук СССР, протокол от 27 ноября 1980г.

2. Мы изучаем химию. – А.А. Тыльдсепп, В.А. Корк.

3. Нестандартные уроки. Химия. – А.М. Брейгер, Волгоград 2002.

4. Химия, еженедельное приложение к газете « Первое сентября»,1998

5. www.fpt.ru Химический юмор.

 

Презентация Кислоты и их свойства.pptx
PPTX / 2.75 Мб
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.