Конспект урока математики в 3 классе на тему «Деление числа с остатком» (для детей с ОВЗ)

Пояснительная записка к презентации
МКОУ «Кореневская средняя общеобразовательная школа №1
им. В. Крохина»
«Деление числа с остатком»
для детей с ОВЗ
3 «Г» класс
Провела: учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Шуваева Людмила Николаевна
Дата проведения: 08.02.2019г.
Тема: Деление с остатком.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Цель: познакомить учащихся с приёмом деления с остатком.
Планируемые результаты обучения, формирование УУД:
Личностные УУД: формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению математики через открытие новых знаний, готовности к сотрудничеству с учителем, учащимися.
Регулятивные УУД: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения проблемного вопроса, умение контролировать и оценивать свою деятельность и деятельность партнёра.
Познавательные УУД: развивать умение выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы.
Коммуникативные УУД: развивать умение работать в парах, группах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли.
Ресурсы для учителя: компьютер, презентация, проектор, экран,
М.М. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова, С.В. Степанова учебник «Математика», часть 2, М. «Просвещение», 2015г. – с.26, ноутбук
Ресурсы для учащихся: М.М. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова, С.В. Степанова учебник «Математика», часть 2, М. « Просвещение», 2015г. – с.26, рабочая тетрадь №2;
наглядный материал для исследовательской работы в парах, карточки для самостоятельной работы, алгоритм деления с остатком
Ход урока
1.Мотивирование к учебной деятельности
Одна хорошая минута
Сделать одно хорошее дело,
Десять хороших минут
Сделали десять хороших дел.
А сколько хороших дел
Можно сделать за целый урок? (45)
- О чем это высказывание?
- Правильно, нельзя терять ни одной минутки.
- Я желаю всем сегодня сделать как можно больше хороших дел и совершить много новых открытий.
Откройте тетради, запишите число, классная работа (орфограммы в этих словах)
2.Минутка чистописания
Письмо числа 29.
3. Актуализация знаний.
- Ребята. Наступил месяц февраль. Что вы знаете об этом месяце?(это последний зимний месяц)
- Сколько дней в этом месяце? (28), сколько еще бывает дней в этом месяце? (29). Как часто это бывает? (раз в четыре года) А еще заметили, что в этом феврале 4 понедельника, вторника, … воскресенья.
- Зима подходит к концу, и нам хочется уже солнышка, поэтому в конце февраля или в самых первых числах марта люди проводят праздник Масленицу. Призывают Весну и солнышко. Я думаю, что вы тоже соскучились по весне. Предлагаю вам сделать солнышко и в нашем классе.
Дети решают примеры, записанные на лучиках.
1.40:20 2.42:7
3.90:3 4.39:3
5.82:2 6.36:9
7.15:1 8.100:20
- Назовите равенства, где использованы табличные приемы деления.
- Молодцы, в нашем классе стало ярче и теплее.
- А сейчас посмотрите. У каждого из вас на столах есть маленькие солнышки. На солнышках вы видите числа. Обведите те числа, которые делятся на 1 ряд – 6, 2 – ряд – 4. Проверьте друг у друга, помогите друг другу. А какое число можно нацело разделить и на 6 и на 4?
6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30
- Ребята, а какое главное угощение на празднике Масленица? (блины)
Задача. Бабушка Маша испекла для своих троих внучат 18 блинчиков. По сколько блинчиков съест каждый внук? Как запишем решение задачи?
18 : 3 = 6 (б) (схема на доске)
4. Целеполагание и мотивация.
Постановка проблемы.
-Какое арифметическое действие мы сегодня использовали, выполняя задания? (ДЕЛЕНИЕ)
-Молодцы, значит, вы легко найдете значения этих частных:
10:5 9:3 9:2
-Вы смогли полностью выполнить задание?
(Нет)
- Почему? В чём было затруднение? 9:2
-Чем похожи примеры и чем отличаются?
(в примере 9:2 нет такого числа, при умножении которого на делитель можно получить делимое)
Как же нам решить возникшую проблему?
5. Поиск решения проблемы
-Давайте проведем 1 эксперимент.
На праздник нужно идти нарядным.
У вас на партах по два сарафана у девочек, у мальчиков по две рубашки и пуговицы. Подсчитайте количество пуговиц для этих нарядов и распределите их поровну.
– Все ли пуговицы удалось поровну пришить (разложить) на два сарафана, рубашки?
– Сколькопуговиц на каждом сарафане, рубашке?
- Запишем выражение, соответствующее вашим действиям.
- Сколько пуговиц было сначала? (9)
- Насколько сарафанов их разделили? (2)
- Все ли пуговицы разделили? (нет)
- Какое самое большое число делили? (8)
- Сколько осталось?
- Как получили?
Вот такое выражение получилось
На доске: 9:2=4 (ост.1)
Эксперимент 2:
– Теперь разделите поровну карманы для этих двух сарафанов, рубашек.
- Сколько всего карманов?
– Какое действие вы выполняли?
- Все ли карманы удалось разделить?
- Запишем выражение.
Сколько всего карманов? На сколько сарафанов их разделили?
Получается следующее выражение.
На доске: 5 : 2 = 2 (ост. 1)
6. Формулирование темы и целей урока
-Смотрите у нас везде получается остаток.
-Может кто-то из вас сформулирует тему урока.
(Деление с остатком)
-Наша цель сегодня научиться делить с остатком.
7. Первичное закрепление.
Эксперимент 3:
1.Используя рисунок найдите частное и остаток.
8 : 3 = (ост. )
- Сколько раз по 3 получилось? (2 раза)
- Значит, чему равно частное? (2)
- Какое наибольшее число разделили? (6)
- А сколько фигур осталось? (1)
- Значит остаток равен 1.
- Как получили?
7 : 4 = (ост. )
- Сколько раз по 4 получилось? (1 раз)
- Значит, чему равно частное? (1)
- Какое наибольшее число разделили?
- А сколько фигур осталось? (3)
- Значит остаток равен 3.
- Как получили?
Физкультминутка (музыкальная)
- А можно ли решать примеры на деление с остатком, не выполняя рисунки каждый раз?
- Как вы думаете, что нам поможет? (Поможет нам правило, алгоритм)
Работа в группах:
Перед вами карточки – помощники, нужно подумать, посовещаться и расположить их в нужном порядке.
(на доску вывешивается алгоритм)
Составление алгоритма
Алгоритм деления с остатком.
Находим наибольшее число, которое меньше делимого и делится на делитель без остатка.
Данное число делим на делитель. Это значение частного.
Находим остаток. Для этого вычитаем из делимого найденное число.
Проверяем, остаток должен быть
Закрепление.
Пользуясь алгоритмом, решаем с проговариванием № 2, стр. 26
2.Составить задачи, где решением будет деление с остатком (если дети затрудняются, то по рисунку, №1 (работав группах)
3.Самостоятельная работа. Тетрадь, стр31, №82
Проверка по эталону (на доске)
Самооценка.
9.Итог урока.
- Итак, наш урок подходит к концу.
- А сейчас давайте с вами вернёмся к цели нашего урока.
- Какую цель ставили? (научиться делить с остатком)
- Как вы считаете, вы достигли цели?
Покажите на лестнице достижений.
Оценивание.
Д/З тетр. стр.31, № 81 и составить 4 примера на деление с остатком (написано на солнышке, которое дарю в конце урока)
Рефлексия.
Вернуться к началу урока «Минутка чистописания».
- В начале урока вы мне говорили, что нельзя разделить 9 на 2, как же сейчас вы мне ответите?
Сегодня весь урок нам светило солнышко. Вы тоже мои солнышки. Для вас я приготовила вот такие солнышки. У меня их 11, а вас 5 учеников. По сколько солнышек вы получите?
Пусть они вам напоминают о том, что скоро весна и замечательный праздник Масленица.
Урок окончен.
Горбачёва Марина Юрьевна
Кияйкина Наталья Федоровна