Урок биологии в 7 классе «Класс земноводные»
Пояснительная записка к презентации
КЛАСС ЗЕМНОВОДНЫЕ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗЕМНОВОДНЫХ КАК ПЕРВЫХ НАЗЕМНЫХ ПОЗВОНОЧНЫХ
ЦЕЛЬ УРОКА:
Обеспечить усвоение учащимися знаний об особенностях строения земноводных как первых наземных позвоночных, окончательно не порвавших с водной средой обитания
ЗАДАЧИ:
ТИП УРОКА: урок изучения нового материала
МЕТОДЫ:
творческий
репродуктивный
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
индивидуальная
фронтальная
групповая
ТСО: учебник, мультимедийная презентация, карточки
ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ:
научность
доступность
наглядность
системность
| С ТРУКТУРА УРОКА I. Организационный момент слайд 1 Приветствие. II. Формирование новых ЗУН Слайд 2,3 В классе земноводных известно более 2800 видов животных. Амфибии распространены повсеместно. Земноводные населяют разнообразные пресные водоемы: реки, озера, пруды и лужи, встречаясь не только в воде, но и на берегах. В отличие от рыб, они не живут в соленой воде. Некоторые земноводные приспособились к жизни на деревьях, и даже в пещерах. Земноводные распространены от тропиков до умеренных широт. Активны они только в теплое время года, а при понижении температуры до +4 ºС они впадают в оцепенение. Слайд 4 Внешний вид их разнообразен. Лягушки и другие близкие к ним по облику амфибии (жабы, жерлянки) с длинными задними конечностями, не имеющие во взрослом состоянии хвоста, относятся к отряду Бесхвостых. Отряд Хвостатых объединяет амфибий, имеющих удлиненное тело и хвост. Это тритоны и саламандры. Земноводные с червеобразным телом (с кольцевыми перетяжками) и безногие так и называются – Безногие амфибии. К ним относятся, например, кольчатая червяга. Класс Земноводные (Амфибии) Отряд Бесхвостые Отряд Хвостатые Отряд Безногие Лягушки, жабы, Тритоны, саламандры Червяга жерлянки Слайд 5 Амфибии появились на Земле более 350 млн. лет назад. Путь им на сушу проложили рыбы, сходные с кистеперыми, однако земноводные были пионерами во всем, что касалось жизни в воздушной среде, на суше. А приспосабливаться им приходилось ко многому: условия жизни в водной и воздушной среде отличаются очень сильно. Какие задачи должны были решить позвоночные при выходе на сушу? Посмотрите на таблицу «Сравнительная характеристика сред обитания» и попробуйте сделать выводы. Слайд 6 Сравнительная характеристика сред обитания
Слайд 7 Вывод: Для нормального существования на суше позвоночные должны были решить следующие задачи (проблемы): Дыхание кислородом воздуха; Проблема высыхания; Возросшее действие силы тяжести вследствие увеличения массы тела, что означало новую нагрузку на позвоночник; Изменение характера передвижения; Размножение на суше – необходимы способы защиты яиц от высыхания; Восприятие окружающей среды: обоняние, слух, зрение; Перенесение неблагоприятных факторов среды, например, понижение температуры в осеннее и зимнее время. Понятно, что при освоении новой среды обитания амфибиям пришлось очень сильно изменить строение организма, характерное для ранних позвоночных. Именно эти изменения позволили этим животным приспособиться к жизни на суше. Давайте вместе рассмотрим, какие же изменения произошли в организме земноводных, по сравнению с обитателями водной среды.
1. Внешнее строение: слайд Тело земноводных разделено на голову, туловище и хвост (у хвостатых); имеется две пары конечностей. Тело покрыто кожей, которая всегда влажная. Земноводные нарушили закон: у живущих на суше кожа должна быть сухой. Непочтение к законам, как известно, чревато последствиями. Ждала кара и амфибий. Какая? Как они справляются с этим испытанием? Кожа с чешуей – никудышный аппарат для дыхания. Дышать кожей можно лишь когда она влажная. И обзавелись амфибии железами, которые вырабатывают слизь. А в результате стали они теми, кто нарушил закон. Кара заключалась в том, что они попали в заколдованный круг. Их влажная кожа – словно открытая водная поверхность, с которой легко испаряется вода. Испаряясь, вода уносит с собой тепло. Всегда мокрые, амфибии теряют тепла в сотни раз больше, чем вырабатывают. Вот и живут они в пограничной зоне двух сред, воды и суши. Держатся у водоемов, в сырых местах – там испарение невелико. Однако кожа, так осложняющая жизнь земноводным, имеет и огромное достоинство: пополняет запасы воды она мастерски. Амфибиям нет нужды пить воду ртом. Те, что живут в ручьях, болотах, озерах, впитывают влагу всей кожей. А у сухопутных доставкой воды занимаются определенные участки кожи. Ни жабам, ни другим бесхвостым искать пруд не надо. Припадут они брюшком к влажной земле или прогуляются по траве, мокрой от росы, - и наберут воды. А еще оказывается, русская сказка «Царевна-лягушка», в которой лягушка сбрасывает кожу, - не вымысел, а если и вымысел, то очень правдивый. Кожа – единственная одежда амфибий. В ней они зарываются в землю, заползают в дупла, под камни. И как ни берегут амфибии свои платья, они становятся старыми, снашиваются. Не сказочные, обычные лягушки меняют свою одежду не менее четырех раз. Многие из изобретений земноводных оказались настолько совершенными, что сохранились и далее в неизменном виде у всех наземных позвоночных. Примеры именно таких изобретений мы найдем в скелете земноводных и в их мускулатуре. 2. Скелет земноводных слайд Откройте учебник с.190, внимательно прочитайте текст. Рассмотрите рисунок «Строение скелета лягушки» на с.190 (+ слайд). Пользуясь инструктивной карточкой ответьте на несколько вопросов. Инструктивная карточка Изучение скелета лягушки найдите в скелете лягушки основные отделы: череп, позвоночник, пояса передних и задних конечностей, кости передних и задних конечностей. Рассмотрите череп, определите его форму. Найдите мозговую часть черепа и кости верхней и нижней челюстей. Найдите позвоночник. Подсчитайте число позвонков в нем. Обратите внимание на то, что многие из них прочно соединены между собой. Найдите плечевой пояс – опору передних конечностей. Он состоит из лопаток, ключиц и грудины, которые полукольцом охватывают туловище Рассмотрите кости передних конечностей, плечо, предплечье, которое состоит из двух костей, и кисть с четырьмя пальцами. Найдите пояс задних конечностей – таз. Он состоит из сросшихся костей и очень плотно примыкает к позвоночнику. Обратите внимание на длинные кости задних конечностей: бедро, голень, стопу. После самостоятельной работы проводится беседа с обучающимися. На доске и в тетрадях составляется таблица. Особенности строения и значение скелета лягушки
Вывод: В связи с жизнью на суше и передвижениями с помощью прыжков скелет лягушки отличается относительно широким черепом, коротким позвоночником, наличием поясов конечностей, длинными задними и короткими передними конечностями. И последнее: по сравнению с рыбами у земноводных только часть туловищной мускулатуры сохраняет сегментированное строение, развиваются специализированные мышцы. У лягушки, например, более 350 мускулов. Наиболее крупные и мощные из них связаны со свободными конечностями. 3. Пищеварительная система слайд Рассмотрите строение пищеварительной системы с.194 учебника (+ слайд). Прочитайте текст учебника, дополнительный материал «Добывание пищи». Составьте схему пищеварительной системы Рот (язык, слюна) – глотка – пищевод – желудок – двенадцатиперстная кишка (переваривание пищи) – тонкая кишка (переваривание и всасывание) – толстая кишка (скапливаются остатки) – прямая кишка – клоака Добывание пищи Глаза лягушки устроены так, что она способна видеть только подвижных насекомых. На зрение при охоте полагается большинство бесхвостых амфибий-охотников, но кое-кому помощник и нос. Учуяв запах пищи, шпорцевые и травянистые лягушки, например, начинают искать ее с удвоенной силой. Но вот добыча перед носом. Лягушка не мешкая бросает лассо: собственный мясистый язык. Прикреплен он у лягушки шиворот-навыворот: не в глубине рта, а недалеко от подбородка. На кончике его, посередине – глубокая выемка. А сам он покрыт клейкой слизью. Язык молниеносно выскакивает изо рта. Он может достичь добычу. Сидящую в пяти сантиметрах от лягушки. У европейских пещерных саламандр язык длинный, стебельчатый, с хлопушкой на конце. Итальянская саламандра выбрасывает язык всего за одну долю секунды, у жабы-аги он покидает рот за три сотых секунды, а у американской жабы – почти в два раза быстрее. Лягушки настигают добычу где угодно: перед собой, над собой и даже могут скакнуть вверх и лететь спиной вниз. Прыгают они уже с открытым ртом. Лассо пользуются не все амфибии. Вроде бы нет ничего проще, чем глотать еду: только успевай ее проталкивать языком. Однако это не может делать язык лягушки. Кто же выполняет эту работу? Глаза. Время от времени они исчезают с мордочки лягушки, втягиваются куда-то внутрь головы и проталкивают в пищевод очередную порцию еды. Попадает добыча в желудок целиком, нетронутой. У лягушки около ста зубов, да еще штк двадцать на небе. Не спешите завидовать. Эти сто зубов, все до единого, на одной челюсти, на верхней. Они направлены внутрь рта. Зубы помогают лягушке удержать добычу, и только. Но и это важно. А поскольку нужда в зубах есть, когда зуб станет старым, он выпадет, заменится новым. У пожилых лягушек во рту можно обнаружить второй, иногда и третий ряд зубов-заменителей. 4. Дыхательная система слайд Чем же еще может лягушка удивить? Вот сидит травяная лягушка. Целый час следи за ней – она не тронется с места. А от ощущения, что лягушка секунду назад закончила кросс на дальнюю дистанцию, отделаться не удается. Так быстро колеблется у нее горло. До 140 раз в минуту. В чем дело? А дело вот в чем. У лягушки нет грудной клетки. Вы спросите: «А какая связь грудной клетки с процессом дыхания?» Прямая. Давайте попробуем подышать сами. Чувствуете, как во время вдоха грудная клетка расширяется, а во время выдоха – возвращается на место? Это говорит о том, что грудная клетка участвует в процессе вдоха и выдоха. Прочитайте текст учебника на с.194, сделайте выводы. Выводы: 1. органы дыхания земноводных – легкие и кожа. Легкими дышат только на суше, а кожей – как в воде, так и на суше. Газообмен происходит только через влажную кожу. 2. В процессе вдоха и выдоха большое значение имеет дно ротовой полости, способное опускаться и подниматься. 3. Поверхность легких небольшая. 5. Кровеносная система слайд Для более активного использования нового органа дыхания земноводные обзавелись вторым кругом кровообращения, а в сердце появилась дополнительная перегородка – оно стало трехкамерным. В сердце земноводных 2 предсердия и 1 желудочек (см.с.193 и слайд). Он не разделен перегородкой и два потока крови, артериальный и венозный, частично смешиваются. Частота сокращений сердца – 40 – 50 раз в минуту. Кровь обегает ее тело за 7 – 11 секунд. Сердце устроено так, что к легким и коже поступает кровь, бедная кислородом; к телу и внутренним органам поступает кровь, более богатая кислородом. К головному мозгу поступает кровь, наиболее богатая кислородом. Таким образом, несмотря на наличие только одного желудочка, у лягушки существует система целесообразного распределения крови, в разной степени обогащенной кислородом, между легкими, внутренними органами и мозгом. 6. Выделительная система слайд Тесно связана с кровеносной системой. У земноводных, как и у всех позвоночных, она состоит из пары почек, мочеточников и мочевого пузыря (см.с.194, слайд). Кровь приносит к почкам жидкие продукты обмена веществ. Образующаяся моча по мочеточникам поступает в клоаку, оттуда в мочевой пузырь, а затем, после наполнения, в клоаку и удаляется наружу. 7. Нервная система и органы чувств слайд Вот так слаженно работает организм лягушки. Такая работа, обеспечивающая жизнь животному, находится под контролем нервной системы. Как мы видим на рис. с.192 и + слайд, она состоит из центральной нервной системы – головного и спинного мозга и отходящих от них нервов. Головной мозг имеет 5 отделов: продолговатый, средний, мозжечок, промежуточный, передний. Головной отдел земноводных в целом относительно величины их тела маленький. Особенно слабо развит мозжечок, имеющий вид небольшого валика. Новое качественное развитие получили органы чувств – органы зрения, слуха и обоняния. Воздушная среда дала им большие возможности для ориентирования в пространстве. 8. Размножение и развитие слайд Прочитайте текст учебника с.196, сделайте выводы Земноводные – раздельнополые животные. Формирование яиц у амфибий происходит в парных яичниках, размеры которых, как и у большинства других позвоночных, изменчивы в зависимости от времени года: летом они малы, а к осени и особенно весной велики и переполнены круглыми яйцами. Созревшая яйцеклетка, одетая тонкой оболочкой, выпадает из яичника в полость тела. Из полости тела она улавливается воронками яйцеводов. Это парные, сильно извитые трубки, одним концом впадающие в клоаку, а на другом конце несущие воронки, открываются в полость тела. В яйцеводах яйца покрываются оболочками, слизистыми, сильно разбухающими, но не могущими в достаточной мере предохранить яйцо от высыхания. В этом отношении яйца земноводных не отличаются от икринок рыб. развиваться вне воды они не могут. Органы размножения самцов представлены парой семенников. От них отходят многочисленные семявыводящие канальцы, выводящие семенную жидкость, содержащую сперматозоиды, в почку, затем в мочеточники и клоаку, далее в окружающую среду. Выводы: 1.Земноводный – раздельнополые животные 2.Яйца лишены оболочек, изолирующих зародыш от окружающей среды и способных противостоять высыханию 3.Размножение и развитие возможно только при условиях избытка влаги 4.Оплодотворение наружное 5.развитие с метаморфозом (превращением) 6.Сходство головастика с рыбой – доказательство происхождения земноводных от рыб.
Итак, можно сделать вывод, что лягушка – животное, приспособленное к обитанию и в воде, и на суше. У нее можно обнаружить черты приспособленности к каждой из сред. Это удивительные поистине создания. Давайте еще раз озвучим черты приспособленности Земноводных к водной и наземной среде обитания
III. IV. Подведение итогов и задавание домашнего задания. Домашнее задание: |