Классика и современность
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г.Иркутска
Средняя общеобразовательная школа №55
Конспект урока музыки
на тему: «Классика и современность»
(7 класс)
.
Учитель музыки: Перевалова Е.Н.
Иркутск 2024 год
|
Тема урока: «Классика и современность».
Цель урока:
• актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся;
• проявить интерес учащихся к музыке, как к ценности национальной и мировой культуры.
Задачи урока:
Образовательные:
• знакомство учащихся с понятиями классика и классическая музыка,
классика жанра, стиль (эпохи, национальный, индивидуальный);
• актуализация жизненно-музыкального опыта учащихся,
• выражение личностного отношения к музыке,
• систематизация знаний о музыке.
Коррекционно-развивающие:
• развивать стремление осознанно воспринимать музыкальное произведение,
• развивать музыкальный кругозор и словарный запас учащихся,
• развивать представления, память, воссоздающее воображение,
• развивать зрительное и слуховое восприятия.
• развивать умение выражать свои эмоции и чувства соответственно услышанному.
Воспитательные:
• воспитывать уважение к музыке разных эпох и композиторов,
• воспитывать умение работать в коллективе.
• воспитывать художественный вкус учащихся.
Ожидаемый результат:
1. Понимание таких терминов как «классика», «классическая музыка», «стиль»
2. Воспринимать и сравнивать образцы легкой и серьезной музыки.
3. Узнавать произведения отечественных и зарубежных композиторов.
4. Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека.
Тип урока: вводный.
Методы урока: Объяснительно-иллюстративный.
Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная, коллективная.
Возрастная категория: 7 класс
УМК:
Г.П.Сергеева, Е.Д Критская: «Музыка 7 класс» - М. :Просвещение, 2011.
Г.П.Сергеева, Е.Д Критская, уроки музыки - поурочные разработки - 7 класс. М: Просвещение, 2013.
Фонохрестоматия музыкального материала (mp3) 7 класс.
Музыкальный материал:
И.С.Бах Токката и фуга d-moll
С.С.Прокофьев «Монтекки и Капулетти» фрагмент из балета «Ромео и Джульетта».
Л.Бетховен Увертюра «Эгмонт».
«В пещере горного короля» Э.Григ
«Битлз»- «Вчера».
К.Кельми «Замыкая круг».
Оборудование: музыкальный центр, фортепиано, проектор, компьютер.
Мультимедийное сопровождение: презентация по теме урока.
Структура урока:
Организация начала урока.
Актуализация знаний.
Основной этап урока.
Беседа
Слушание и анализ музыкальных произведений.
Продолжение беседы.
Слушание музыки.
Вокально-хоровая работа.
Распевание
Дыхательные упражнения.
Работа над песней.
Подведение итогов урока.
Ход урока.
I. Организация учащихся на урок.
Приветствие. Беседа о летних музыкальных впечатлениях.
II. Актуализация знаний.
- Ребята, из беседы с вами о летних музыкальных впечатлениях, я поняла, что музыка всегда с вами. Музыка разная, каждому нравится своя. И вот это многообразие музыки заставляет нас задуматься.
- Что нас в ней привлекает.
- А какая музыка вечная?
Музыка вечная та, которая получила общее признание, имеет непреходящую ценность для национальной и мировой культуры. И вот сегодня мы с вами поговорим о музыкальных произведениях, которые являются лучшими, продолжают волновать многие поколения людей. Такая музыка называется классической. Тема нашего урока: «Классика и современность». Слайд №1.
III. Основной этап урока.
Беседа.
- Что означает слово «классика»? Что может быть классическим в современном мире? Давайте подумаем и приведем примеры чего-то классического, что применяется в нашем времени (одежда (классический костюм), автомобили, классическое блюдо (национальное) и т.п.).
- Так что же все-таки означает слово «классика»
Классикой называют такие произведения искусства, которые являются лучшими, получили общее признание и имеют непреходящую ценность для национальной и мировой культуры. Слайд №2.
Эти произведения отвечают самым высоким художественным требованиям, в них глубина содержания сочетается с совершенством формы. Классическим называют античное искусство, классическая музыка применяется к творчеству величайших композиторов мира, классическими могут называться произведения, созданные в далеком прошлом, и современные сочинения.
Наиболее важные и глубокие процессы времени, дух и характер народа отражены в классических произведениях. Слайд №3.
Очевидно поэтому, музыкальная классика, независимо от времени её сочинения, остаётся созвучной нашим мыслям и чувствам, поскольку говорит о вечных проблемах жизни. Классика часто противопоставляется новым течениям в искусстве. Современники нередко могут ошибаться в оценке музыкальных произведений. Существует много примеров того, как произведения, не получившие признания при жизни авторов, позднее стали классикой и вошли в золотой фонд мирового музыкального искусства. Давайте вспомним примеры.
Слайд №4.
- Давайте с вами вспомним классические произведения, которые, по вашему мнению, будут нравиться вам всегда?
(Звучит фрагмент И.С.Бах Токатта и фуга ре-минор, «В пещере горного короля» Э.Григ)
- Как вы думаете, часто ли вы слышите классическую музыку в повседневной жизни и где?
(Реклама, телепередачи, саундтреки к художественным и документальным фильмам)
(Видео рекламы с фрагментами произведения И.С.Бах Токатта и фуга ре-минор, «В пещере горного короля» Э.Григ)
Давайте прослушаем фрагменты из уже знакомых нам музыкальных произведений.
- Какие из этих сочинений написаны современными композиторами, композиторами прошлого, зарубежными или русскими
- Какое из этих произведений можно отнести к классике?
- Какие из них относятся к жанру серьезной, а какие – к жанру легкой музыки? Слайды №5-8.
Слушание и анализ музыкальных произведений.
(Звучат фрагменты из произведений М.Мусоргского, С.Прокофьева, Л.В.Бетховена, Э.-Л.Уэббера.)
После прослушивания каждого из фрагментов идёт дискуссия и обоснование мнения каждого из учащихся.
Продолжение беседы.
Есть и понятие классика жанра, в этом случае классическими называют произведения легкой музыки: джазовой, эстрадной, рок- музыки. Слайд № 9.
Но если эта музыка не обладает высокими художественными достоинствами, то ее популярность оказывается недолгой.
-У вас такое было, что музыка быстро перестает нравится?
- Как вы думаете, почему?
- Какой современный исполнитель, по вашему мнению, может стать «классикой» в будущем?
Но если эта музыка не обладает высокими художественными достоинствами, то ее популярность оказывается недолгой. Чтобы научиться разбираться во всем многообразии музыки, надо стремиться понять содержание произведения, его образный строй, принадлежность к определенному стилю.
Стиль - означает почерк, в том числе и авторский, особенность творчества. Слайды №10-11. В искусстве различают стиль эпохи (исторический), стиль национальный, индивидуальный стиль-стиль композитора и даже конкретного исполнителя.
В наше время растет интерес музыкантов к классической музыке прошлого. Вот недавно в 20 веке наши мамы и папы были современниками популярной группы «Битлз», и сейчас она является популярной. Слайды №12-16.
Слушание музыки.
Звучит песня группы «Битлз»- «Вчера».
- Понравилась музыка?
- Можем ли мы отнести её к классике, или к классике жанра?
IV.Вокально-хоровая работа.
Распевание.
Распевание по гамме вверх и вниз закрытым ртом, с названием нот, на гласных «у», «о», «и»,
с использованием слогов «да-де-ди -до-ду», «ми-я-ма».
Работа над песней.
Музыка всегда бездонна,
Это значит -
Хвалят иль порочат -
Каждый в ней находит то, что хочет… (Л.Мартынов).
- Когда музыка бывает вам необходима?
- Когда музыка помогала вам в трудные и счастливые минуты вашей жизни?
Сейчас я исполню для вас песню «Замыкая круг». Она впервые прозвучала в новогодней программе Нового 1988 года. Музыка К.Кельми, текст песни М.Пушкиной. Простая мелодия, замечательные слова, идущие от сердца к сердцу, повлияли на любовь исполнителей и слушателей к этой песне.
Показ песни.
- Какое впечатление произвела на вас песня?
- Современна ли эта песня?
- Почему?
- О чем она? Какова ее главная мысль?
Разучивание первого куплета песни. При разучивании обращается внимание на:
-точность исполнения мелодии;
-фразировку;
-дикцию.
V. Подведение итогов урока.
- Понравилось вам размышлять о музыке?
Ф.Лист говорил: «Есть музыка, которая идет к нам, и другая, которая требует, чтобы мы к ней шли»
- Как вы понимаете это высказывание?
- Какое искусство мы называем классическим?
- Какая музыка нужна современному человеку?
- Почему Бетховена, Мусоргского, Прокофьева считают великими нашими современниками?
- Каких еще композиторов вы назвали бы среди них?
- Может ли быть классической современная музыка, и вправе ли мы называть современной классику?
По музыкальным пристрастиям, по тому, что ему нравится, или отвергается можно судить о человеке, его вкусе, уровню культуры. «То, что отвечает требованиям высокого вкуса, если и не вечно, то, во всяком случае, долговечно. То, что рождено модой - зыбко, коротко прохдяще и склонно быстро уступать место новому, еще более модному» - говорил Д.Б. Кабалевский.
Домашнее задание: учащимся предлагается на выбор:
привести примеры звучания классической музыки в современном мире
найти интересные сайты о музыке.
Спасибо всем за активную работу, интересные суждения. Отмечается индивидуальная активность учащихся.
Интернет-ресурсы:
https://resh.edu.ru/subject/lesson/3176/start/