Классика и современность

0
0
Материал опубликован 29 May

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г.Иркутска

Средняя общеобразовательная школа №55














Конспект урока музыки

на тему: «Классика и современность»

(7 класс)



.














Учитель музыки: Перевалова Е.Н.










Иркутск 2024 год


Тема урока: «Классика и современность».

Цель урока:

• актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся;

• проявить интерес учащихся к музыке, как к ценности национальной и мировой культуры.

Задачи урока:

Образовательные:

• знакомство учащихся с понятиями классика и классическая музыка,

классика жанра, стиль (эпохи, национальный, индивидуальный);

• актуализация жизненно-музыкального опыта учащихся,

• выражение личностного отношения к музыке,

• систематизация знаний о музыке.

Коррекционно-развивающие:

• развивать стремление осознанно воспринимать музыкальное произведение,

• развивать музыкальный кругозор и словарный запас учащихся,

• развивать представления, память, воссоздающее воображение,

• развивать зрительное и слуховое восприятия.

• развивать умение выражать свои эмоции и чувства соответственно услышанному.

Воспитательные:

• воспитывать уважение к музыке разных эпох и композиторов,

• воспитывать умение работать в коллективе.

• воспитывать художественный вкус учащихся.

Ожидаемый результат:

1. Понимание таких терминов как «классика», «классическая музыка», «стиль»

2. Воспринимать и сравнивать образцы легкой и серьезной музыки.

3. Узнавать произведения отечественных и зарубежных композиторов.

4. Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека.

Тип урока: вводный.

Методы урока: Объяснительно-иллюстративный.

Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная, коллективная.

Возрастная категория: 7 класс

УМК:

Г.П.Сергеева, Е.Д Критская: «Музыка 7 класс» - М. :Просвещение, 2011.

Г.П.Сергеева, Е.Д Критская, уроки музыки - поурочные разработки - 7 класс. М: Просвещение, 2013.

Фонохрестоматия музыкального материала (mp3) 7 класс.

Музыкальный материал:

И.С.Бах Токката и фуга d-moll

С.С.Прокофьев «Монтекки и Капулетти» фрагмент из балета «Ромео и Джульетта».

Л.Бетховен Увертюра «Эгмонт».

«В пещере горного короля» Э.Григ

«Битлз»- «Вчера».

К.Кельми «Замыкая круг».

Оборудование: музыкальный центр, фортепиано, проектор, компьютер.

Мультимедийное сопровождение: презентация по теме урока.


Структура урока:


Организация начала урока.

Актуализация знаний.

Основной этап урока.

Беседа

Слушание и анализ музыкальных произведений.

Продолжение беседы.

Слушание музыки.

Вокально-хоровая работа.

Распевание

Дыхательные упражнения.

Работа над песней.


Подведение итогов урока.

Ход урока.

I. Организация учащихся на урок.

Приветствие. Беседа о летних музыкальных впечатлениях.

II. Актуализация знаний.

- Ребята, из беседы с вами о летних музыкальных впечатлениях, я поняла, что музыка всегда с вами. Музыка разная, каждому нравится своя. И вот это многообразие музыки заставляет нас задуматься.

- Что нас в ней привлекает.

- А какая музыка вечная?

Музыка вечная та, которая получила общее признание, имеет непреходящую ценность для национальной и мировой культуры. И вот сегодня мы с вами поговорим о музыкальных произведениях, которые являются лучшими, продолжают волновать многие поколения людей. Такая музыка называется классической. Тема нашего урока: «Классика и современность». Слайд №1.

III. Основной этап урока.

Беседа.

- Что означает слово «классика»? Что может быть классическим в современном мире? Давайте подумаем и приведем примеры чего-то классического, что применяется в нашем времени (одежда (классический костюм), автомобили, классическое блюдо (национальное) и т.п.).

- Так что же все-таки означает слово «классика»

Классикой называют такие произведения искусства, которые являются лучшими, получили общее признание и имеют непреходящую ценность для национальной и мировой культуры. Слайд №2.

Эти произведения отвечают самым высоким художественным требованиям, в них глубина содержания сочетается с совершенством формы. Классическим называют античное искусство, классическая музыка применяется к творчеству величайших композиторов мира, классическими могут называться произведения, созданные в далеком прошлом, и современные сочинения.

Наиболее важные и глубокие процессы времени, дух и характер народа отражены в классических произведениях. Слайд №3.

Очевидно поэтому, музыкальная классика, независимо от времени её сочинения, остаётся созвучной нашим мыслям и чувствам, поскольку говорит о вечных проблемах жизни. Классика часто противопоставляется новым течениям в искусстве. Современники нередко могут ошибаться в оценке музыкальных произведений. Существует много примеров того, как произведения, не получившие признания при жизни авторов, позднее стали классикой и вошли в золотой фонд мирового музыкального искусства. Давайте вспомним примеры.

Слайд №4.

- Давайте с вами вспомним классические произведения, которые, по вашему мнению, будут нравиться вам всегда?

(Звучит фрагмент И.С.Бах Токатта и фуга ре-минор, «В пещере горного короля» Э.Григ)


- Как вы думаете, часто ли вы слышите классическую музыку в повседневной жизни и где?

(Реклама, телепередачи, саундтреки к художественным и документальным фильмам)


(Видео рекламы с фрагментами произведения И.С.Бах Токатта и фуга ре-минор, «В пещере горного короля» Э.Григ)



Давайте прослушаем фрагменты из уже знакомых нам музыкальных произведений.

- Какие из этих сочинений написаны современными композиторами, композиторами прошлого, зарубежными или русскими

- Какое из этих произведений можно отнести к классике?

- Какие из них относятся к жанру серьезной, а какие – к жанру легкой музыки? Слайды №5-8.

Слушание и анализ музыкальных произведений.

(Звучат фрагменты из произведений М.Мусоргского, С.Прокофьева, Л.В.Бетховена, Э.-Л.Уэббера.)

После прослушивания каждого из фрагментов идёт дискуссия и обоснование мнения каждого из учащихся.

Продолжение беседы.

Есть и понятие классика жанра, в этом случае классическими называют произведения легкой музыки: джазовой, эстрадной, рок- музыки. Слайд № 9.

Но если эта музыка не обладает высокими художественными достоинствами, то ее популярность оказывается недолгой.

-У вас такое было, что музыка быстро перестает нравится?

- Как вы думаете, почему?

- Какой современный исполнитель, по вашему мнению, может стать «классикой» в будущем?

Но если эта музыка не обладает высокими художественными достоинствами, то ее популярность оказывается недолгой. Чтобы научиться разбираться во всем многообразии музыки, надо стремиться понять содержание произведения, его образный строй, принадлежность к определенному стилю.

Стиль - означает почерк, в том числе и авторский, особенность творчества. Слайды №10-11. В искусстве различают стиль эпохи (исторический), стиль национальный, индивидуальный стиль-стиль композитора и даже конкретного исполнителя.

В наше время растет интерес музыкантов к классической музыке прошлого. Вот недавно в 20 веке наши мамы и папы были современниками популярной группы «Битлз», и сейчас она является популярной. Слайды №12-16.

Слушание музыки.

Звучит песня группы «Битлз»- «Вчера».

- Понравилась музыка?

- Можем ли мы отнести её к классике, или к классике жанра?

IV.Вокально-хоровая работа.

Распевание.

Распевание по гамме вверх и вниз закрытым ртом, с названием нот, на гласных «у», «о», «и»,

с использованием слогов «да-де-ди -до-ду», «ми-я-ма».

Работа над песней.

Музыка всегда бездонна,

Это значит -

Хвалят иль порочат -

Каждый в ней находит то, что хочет… (Л.Мартынов).

- Когда музыка бывает вам необходима?

- Когда музыка помогала вам в трудные и счастливые минуты вашей жизни?

Сейчас я исполню для вас песню «Замыкая круг». Она впервые прозвучала в новогодней программе Нового 1988 года. Музыка К.Кельми, текст песни М.Пушкиной. Простая мелодия, замечательные слова, идущие от сердца к сердцу, повлияли на любовь исполнителей и слушателей к этой песне.

Показ песни.

- Какое впечатление произвела на вас песня?

- Современна ли эта песня?

- Почему?

- О чем она? Какова ее главная мысль?

Разучивание первого куплета песни. При разучивании обращается внимание на:

-точность исполнения мелодии;

-фразировку;

-дикцию.

V. Подведение итогов урока.

- Понравилось вам размышлять о музыке?

Ф.Лист говорил: «Есть музыка, которая идет к нам, и другая, которая требует, чтобы мы к ней шли»

- Как вы понимаете это высказывание?

- Какое искусство мы называем классическим?

- Какая музыка нужна современному человеку?

- Почему Бетховена, Мусоргского, Прокофьева считают великими нашими современниками?

- Каких еще композиторов вы назвали бы среди них?

- Может ли быть классической современная музыка, и вправе ли мы называть современной классику?

По музыкальным пристрастиям, по тому, что ему нравится, или отвергается можно судить о человеке, его вкусе, уровню культуры. «То, что отвечает требованиям высокого вкуса, если и не вечно, то, во всяком случае, долговечно. То, что рождено модой - зыбко, коротко прохдяще и склонно быстро уступать место новому, еще более модному» - говорил Д.Б. Кабалевский.


Домашнее задание: учащимся предлагается на выбор:

привести примеры звучания классической музыки в современном мире

найти интересные сайты о музыке.

Спасибо всем за активную работу, интересные суждения. Отмечается индивидуальная активность учащихся.

Интернет-ресурсы:

http://classic-music.ru

http://ru.wikipedia.org

https://resh.edu.ru/subject/lesson/3176/start/

https://yandex.ru/video/preview/4234236597391433185

https://www.youtube.com/watch?v=WdzkxebHi0A

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.
Комментарии на этой странице отключены автором.

Сборник методических разработок и педагогических идей