Муниципальное общеобразовательное учреждение «Георгиевская гимназия»
г. Егорьевск
Методическая разработка воспитательного мероприятия по направлению «Духовное и нравственное воспитание»
на тему: «Александр Невский – защитник православной веры».
Автор: Жаркова Иоланта Юрьевна,
учитель русского языка и литературы
МОУ «Георгиевская гимназия» г. Егорьевск.
Пояснительная записка
Тематическое направление: духовное и нравственное воспитание.
Тема воспитательного мероприятия: «Александр Невский – защитник православной веры». Конспект классного часа разработан в рамках проведения предметной недели духовно-нравственной (православной) культуры в общеобразовательных организациях Московской области.
Целевая аудитория воспитательного мероприятия: учащиеся 5 класса.
Место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя. Классный час – важнейшая форма воспитательной работы в школе. С учащимися 5 класса в течение учебного года запланировано провести ряд классных часов:
- «Александр Невский – защитник православной веры» (в рамках направления духовного и нравственного воспитания),
- «День народного единства» (в рамках направления патриотического воспитания и формирования российской идентичности; для ознакомления с материалами перейдите по ссылке: https://урок.рф/library/klassnij_chas_den_narodnogo_edinstva_5_klass_100326.html ),
- «День славянской письменности» (в рамках направления приобщения к культурному наследию; для ознакомления с материалами перейдите по ссылке https://урок.рф/library/klassnij_chas_den_slavyanskoj_pismennosti_5_kla_183201.html ).
Планомерная работа классного руководителя направлена на формирование личности учащихся в соответствии с требованиями ФГОС.
Цели:
Тематическое направление: обогащение знаниями о событиях истории России и Европы средних веков, об исторических деятелях.
Нравственное направление, воспитание: формирование представлений об особенностях менталитета русского народа, воспитание патриотизма, формирование представлений о силе единства народа, приобщение к русской культуре.
Интеллектуально-познавательное направление: расширение кругозора воспитанников, обогащение знаниями об обществе, о традициях Родины, о православной религии.
Творческое направление: развитие творческого потенциала учащихся.
Задачи:
- формирование умения работать с информацией (отбирать необходимое, составлять текст сообщения);
- расширить общий кругозор учащихся;
Презентация (пдф) "Александр Невский..."
PDF / 7.11 Мб
Презентация "Александр Невский - защитник православной веры"
PPTX / 5.31 Мб
/data/files/x1609394064.pptx (Презентация "Александр Невский - защитник православной веры")- создать условия для развития коммуникативных навыков и аналитических способностей;
- способствовать развитию культуры, формированию духовной нравственности и патриотических чувств.
Планируемые результаты:
Тематическое направление: воспитанники узнают о событиях истории России и Европы средних веков, о деятельности князя Александра Невского, о победах русского народа в боях на Неве 1240г. и на Чудском озере в 1242г.
Нравственное направление, воспитание: воспитанники продолжат формировать представления об особенностях менталитета русского народа, о силе единства народа; воспитанники продолжат приобщаться к русской духовной (православной) культуре; получат возможность утвердиться в силе патриотизма русского народа.
Интеллектуально-познавательное направление: воспитанники получат возможность для расширения кругозора, обогащения знаниями об обществе, о традициях Родины, о православной религии.
Творческое направление: воспитанники получат возможность для развития творческого потенциала.
Форма проведения воспитательного мероприятия: классный час с элементами фронтальной, индивидуальной и групповой работы.
Для достижения планируемых результатов применяются технологии: здоровьесберегающая, формирование критического мышления, проектная; методы: наглядный, словесный, проблемно-поисковый; приемы: эвристическая беседа, сообщения учащихся, прослушивание музыкальной композиции, элементы анализа текста, решение интерактивного кроссворда.
Этапы подготовки воспитательного мероприятия:
- индивидуальная работа с учащимися по подготовке сообщений на темы: «Христианство», «Крестовые походы», «Невская битва», «Ледовое побоище», «Создание славянской письменности», «Повесть временных лет», «Житие Александра Невского»;
- разделение учащихся на группы по интересам: историки, филологи, религиоведы.
План работы на занятии:
- тренинг на сплоченность коллектива (в общей сложности 5 минут);
- беседа (в общей сложности 5 минут);
- сообщения учащихся (в общей сложности 7-10 минут);
- прослушивание музыкальной композиции (в общей сложности 2-3 минуты);
- работа с текстом: выразительное чтение, беседа (в общей сложности 5 минут);
- групповая работа (в общей сложности 7-10 минут).
Длительность занятия – 40 минут.
Резерв – 5 минут.
Мультимедийное сопровождение урока:
- презентация «Александр Невский – защитник православной веры»;
- сеть Интернет;
- музыкальная композиция «Вставайте, люди русские!» С.С. Прокофьева:
https://zaycev.net/pages/23028/2302845.shtml?spa=true&trackId=2302845 ;
- задание для групповой работы: https://learningapps.org/watch?v=pa99skf5n20.
Источники, использованные при подготовке классного часа
В разработке воспитательного мероприятия приведены краткие примеры возможных сообщений учащихся. Классному руководителю необходимо заранее подготовить учащихся к выступлению: распределить темы сообщений (см. приложение «Сообщения»), проверить подготовку учащихся.
Для подготовки материалов занятия использовались:
1. Учебник «История России» Н. М. Арсентьева, А. А. Данилова и др. под редакцией А. В. Торкунова в основной школе (6—9 классы). М.: Просвещение, 2017.
2. Интернет-энциклопедия «Википедия»:
Статья «Христианство»: https://ru.wikipedia.org/wiki/Христианство
Статья «Невская битва»: https://ru.wikipedia.org/wiki/Невская_битва
Статья «Ледовое побоище»: https://ru.wikipedia.org/wiki/Ледовое_побоище
Статья «Повесть временных лет»: https://ru.wikipedia.org/wiki/Повесть_временных_лет
3. Презентация (изображения для оформления):
«Крещение киевлян» К.В. Лебедев;
«Кирилл и Мефодий. Фреска собора св. Софии В Охриде. Македония. Ок.1045 г.»;
«Нестор летописец», 1890. Мрамор. Антокольский М.М.;
«Александр Невский» П. Корин;
«Ледовое побоище. Миниатюра Лицевого летописного свода, середина XVI века»;
Схемы битв и текст «Жития Александра Невского» взяты из учебника «История России» Н. М. Арсентьева, А. А. Данилова и др. под редакцией А. В. Торкунова в основной школе (6—9 классы). М.: Просвещение, 2017.
Материалы для оформления визуального ряда презентации: http://copypast.ru/2011/02/01/page,2,dospekhi_i_oruzhie_drevnejj_rusi_28_foto.html; http://ramki-photoshop.ru/bumaga.html .
4. Российская электронная школа. Конспект урока №7 «Повесть временных лет», 5 класс https://resh.edu.ru/subject/lesson/7372/conspect/245809/
5. Платформа для создания интерактивных упражнений: https://learningapps.org
6. Музыкальная композиция «Вставайте, люди русские!» С.С. Прокофьева:
https://zaycev.net/pages/23028/2302845.shtml?spa=true&trackId=2302845
Ход занятия
Парты в классе расставлены буквой «П» для удобства проведения тренинга и групповой работы, просмотра презентации, выступлений учащихся.
Класс разделён на три группы: слева – историки, в центре – филологи, справа – религиоведы. 2-3 учащихся из группы заранее готовят сообщения. Задача остальных – внимательно слушать отвечающих из других групп, при необходимости фиксировать даты, события, имена, термины.
Эпиграф к уроку записан на доске:
…Вставайте, люди русские,
На славный бой, на смертный бой.
Вставайте, люди вольные,
За нашу землю честную!.. («Вставайте, люди русские» С.С. Прокофьев)
Проверка готовности учащихся к занятию; тренинг на сплоченность:
ученикам предлагается хаотично передвигаться по классной комнате и по команде учителя в течение 30 секунд встать в строй по различным признакам (в алфавитном порядке фамилий, по порядку месяцев рождения, по порядку дат рождения; можно предложить и другие варианты).
Рефлексия:
Слово классного руководителя: Ребята, что помешало вам правильно и быстро выполнить задание?
Предположения учащихся: нет сплоченности в коллективе.
Слово классного руководителя: Дорогие мои ребята, действительно, сплочённость коллектива играет важную роль во время решения трудных задач. В истории России было много событий, когда православному народу необходимо было именно это качество - сплочённость. Сегодня в рамках проведения недели духовно-нравственной (православной) культуры мы будем беседовать с вами об исторической личности, о человеке, который смог сплотить русский народ перед лицом врага. Мы будем говорить об Александре Невском, защитнике православной веры. (СЛАЙД №1) А знаете ли вы, что такое православная вера?
Предположения учащихся.
Слово классного руководителя: Предоставим слово ребятам из группы религиоведов.
Сообщение учащегося (из группы религиоведов) о христианстве: (СЛАЙД №2) 1-й учащийся: Христианство – мировая религия, которая возникла около 33 года в Палестине вокруг жизни и учения Иисуса Христа, жизнь его была описана в Новом Завете. С течением времени христианство разделилось на две ветви: католическую и православную. Центром католической веры стала Римская империя, центром православной веры – Византийская империя (СЛАЙД №3). Древняя Русь приняла крещение в 988 году по образцу Византийскому, а значит, приняла православную христианскую веру.
Слово классного руководителя: Предоставим слово ребятам из группы историков.
Сообщение учащихся (из группы историков) о событиях 1240 и 1242 годов:
1-й учащийся: (СЛАЙД №4) В эпоху Средних веков в Европе сторонники католической ветви христианской веры организовали несколько религиозных военных походов против людей другой веры. В начале это были походы против мусульман. Позже крестовые походы стали совершаться с целью наживы: подчинение территорий или захват материальных ценностей.
2-й учащийся: (СЛАЙД №5) В 1237 году папа римский повелел шведам совершить поход против русских и финнов. Исполняя папский указ, в июле 1240 года в районе реки Нева высадилось шведское войско. Командовавший войском шведов Биргер был настолько уверен в своей победе, что послал Александру дерзкий вызов: «Я уже здесь и пленяю землю твою». 15 июля 1240 года войско Александра внезапно напало на шведский лагерь. Мужественно сражались воины-дружинники Александра; ополченцы, вооруженные топорами, уничтожили три вражеских корабля. Сам Александр сразился с Биргером и тяжело ранил его. Русское войско одержало блестящую победу, за которую народ назвал Александра Невским.
3-й учащийся: (СЛАЙД №6) Летом 1240 года крестоносцам удалось захватить крепость Изборск, а затем и город Псков. Они грабили местное население.
(ПРОСЛУШИВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ «Вставайте, люди русские!» из художественного фильма «Александр Невский», реж. С.Эйзенштейн, 1938г.)
Решающая битва между силами Александра Невского и крестоносцами произошла 5 апреля 1242 года. Александр решил заманить рыцарскую конницу в тяжелых металлических доспехах на тонкий весенний лед Чудского озера. Под тяжестью доспехов лед проломился и рыцари были повержены. Сражение закончилось полным разгромом немецкого войска. Битва на льду Чудского озера вошла в историю под названием Ледового побоища.
Слово классного руководителя: В результате сражений на Неве и на Чудском озере был отражен натиск северо-западных враждебных соседей. Русь смогла отстоять свои территории и свою веру. (СЛАЙД №7) Нужно отметить, что время княжения Александра было сложным, потому что не только крестоносцам приходилось давать отпор, но и защищаться от старого врага – монголо-татар, которым в те времена Русь платила дань. Александр и русский православный народ находились будто меж двух огней: воинствующими католиками-крестоносцами (на Западе) и монголо-татарами (на Востоке). Как вы думаете, что же помогало Александру и русскому народу одерживать столь значимые исторические победы, держать оборону, не погибнуть?
Предположения учащихся: Сплочённость русского народа.
Слово классного руководителя: Как вы думаете, что же помогало народу быть сплочённым, чувствовать свое единство?
Предположения учащихся: Православная вера русского народа.
Слово классного руководителя: Как вы думаете, из каких источников мы узнаем с вами о событиях столь далёкого от нас прошлого?
Предположения учащихся: Письменные исторические источники.
Слово классного руководителя: Предоставим слово ребятам из группы филологов, которые расскажут нам о важных для нашей исторической науки письменных источниках.
Сообщение учащихся (из группы филологов) о создании славянской письменности, о «Повести временных лет», о «Житии Александра Невского».
1-й учащийся: (СЛАЙД №8) Начало письменности у восточных славян было связано с принятием христианской веры. Создателями старославянской азбуки и церковнославянского языка, то есть языка богослужебных книг, являются святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. Они перевели с греческого на славянский язык богослужебные книги: Евангелие, Апостол, Псалтырь. Обучение грамоте (чтению и письму) проводилось в школах при монастырях и церквях.
2-й учащийся: (СЛАЙД №9) Считается, что первые, рукописные исторические хроники стали создаваться в конце X века. Связывают это с Крещением Руси в 988 году. Монахи в монастырях стали вести записи – летописи. В этих хрониках отражались и повседневные события, например, какой был урожай в этом году или сколько собрано пожертвований; описывались удивительные явления природы, например, солнечные или лунные затмения, а также – выдающиеся военные походы князей, или вражеские набеги на русскую землю. Монах Нестор жил в Киево-Печерском монастыре (Лавре). Его называют первым русским летописцем, а «Повесть временных лет» – первым памятником древнерусской письменной литературы, который описывает становление древнерусского государства.
3-й учащийся: Александр Невский – историческая личность. Более того, Александр Невский христианской церковью был причислен к лику святых. «Откуда мы это узнали?» - спросите вы. (СЛАЙД №10) Дело в том, что о тех людях, кто совершил подвиг во имя веры, в христианской религии принято писать житие. Житие – это жанр церковной словесности, который описывает жизнь и подвиг людей, признанных Христианской церковью святыми. В древнерусской литературе есть произведение «Житие Александра Невского». Именно из этого произведения мы и узнаем о событиях 1240 и 1242 годов. Вот так описывается подготовка к Невской битве в «Житие Александра Невского» (ЧТЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ СЛАЙДА №11 «Невская битва»).
Слово классного руководителя: Скажите, на чью помощь надеется Александр перед боем? Какие слова помогли вам это понять?
Предположения учащихся: Надеется на помощь Господа Бога: «… мы же имя Господа Бога нашего призовём…».
Слово классного руководителя: Скажите, почему в житии говоря о воинах-крестоносцах, летописец пишет: «… была сеча великая с римлянами…»?
Предположения учащихся: Летописец пишет о воинах-крестоносцах как о римлянах потому, что крестоносцы принадлежали католической ветви христианской религии, центром которой был Рим.
Слово классного руководителя: Вот так описывает летописец Ледовое побоище (ЧТЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ СЛАЙДА №12 «Ледовое побоище»).
Слово классного руководителя: Поработаем со словом: какое слово употребляет летописец для указания на бой или сражение?
Предположения учащихся: Сеча.
Слово классного руководителя: Какие эпитеты подбирает летописец для красочного описания сечи?
Предположения учащихся: Сеча великая, жестокая.
Слово классного руководителя: (СЛАЙД № 13) Как вы понимаете фразу: «Не в силе Бог, но в правде», сказанную Александром Невским?
Предположения учащихся: Правда и справедливость превыше всего. Бог помогает тому, за кем правда и справедливость, а не физическая сила.
Слово классного руководителя: Настало время для групповой работы. Выполните задание. Для этого перейдите по ссылке: https://learningapps.org/watch?v=pa99skf5n20
Или используйте QR-код
Рефлексия:
Слово классного руководителя: Ребята, как вы думаете, что позволяло в трудные времена русскому народу чувствовать единство?
Предположения учащихся: Русскому народу чувствовать единство в трудные времена помогала христианская православная вера.
Слово классного руководителя: Ребята, как вы думаете, почему Александра Невского церковь причислила к лику святых, за какие заслуги?
Предположения учащихся: Христианская церковь причислила Александра Невского к лику святых за подвиг во имя православной веры, за благие дела, за верность Христу, за защиту Родины.
Слово классного руководителя: Время занятия подошло к концу. Спасибо за внимание!
Приложение
Сообщение (группа религиоведов)
1-й учащийся. Тема «Христианство». Христианство – мировая религия, которая возникла около 33 года в Палестине вокруг жизни и учения Иисуса Христа, жизнь его была описана в Новом Завете. С течением времени христианство разделилось на две ветви: католическую и православную. Центром католической веры стала Римская империя, центром православной веры – Византийская империя. Древняя Русь приняла крещение в 988 году по образцу Византийскому, а значит, приняла православную христианскую веру.
Сообщения (группа историков)
1-й учащийся. Тема «Крестовые походы». В эпоху Средних веков в Европе сторонники католической ветви христианской веры организовали несколько религиозных военных походов против людей другой веры. В начале это были походы против мусульман. Позже крестовые походы стали совершаться с целью наживы: подчинение территорий или захват материальных ценностей.
2-й учащийся. Тема «Невская битва». В 1237 году папа римский повелел шведам совершить поход против русских и финнов. Исполняя папский указ, в июле 1240 года в районе реки Нева высадилось шведское войско. Командовавший войском шведов Биргер был настолько уверен в победе, что послал Александру дерзкий вызов: «Я уже здесь и пленяю землю твою». 15 июля 1240 года войско Александра внезапно напало на шведский лагерь. Мужественно сражались воины-дружинники Александра, ополченцы, вооруженные топорами, уничтожили три вражеских корабля. Сам Александр сразился с Биргером и тяжело ранил его. Русское войско одержало блестящую победу, за которую народ назвал Александра Невским.
3-й учащийся. Тема «Ледовое побоище». Летом 1240 года крестоносцам удалось захватить крепость Изборск, а затем и город Псков. Они грабили местное население. Решающая битва между силами Александра Невского и крестоносцами произошла 5 апреля 1242 года. Александр решил заманить рыцарскую конницу в тяжелых металлических доспехах на тонкий весенний лед Чудского озера. Под тяжестью доспехов лед проломился и рыцари были повержены. Сражение закончилось полным разгромом немецкого войска. Битва на льду Чудского озера вошла в историю под названием Ледового побоища.
Сообщения (группа филологов)
1-й учащийся. Тема: «Создание славянской письменности». Начало письменности у восточных славян было связано с принятием христианской веры. Создателями старославянской азбуки и церковнославянского языка, то есть языка богослужебных книг, являются святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. Они перевели с греческого на славянский язык богослужебные книги: Евангелие, Апостол, Псалтырь. Обучение грамоте (чтению и письму) проводилось в школах при монастырях и церквях.
2-й учащийся. Тема: «Повесть временных лет». Считается, что первые, рукописные исторические хроники стали создаваться в конце X века. Связывают это с Крещением Руси в 988 году. Монахи в монастырях стали вести записи – летописи. В этих хрониках отражались и повседневные события, например, какой был урожай в этом году или сколько собрано пожертвований; описывались удивительные явления природы, например, солнечные или лунные затмения, а также – выдающиеся военные походы князей, или вражеские набеги на русскую землю. Монах Нестор жил в Киево-Печерском монастыре (Лавре). Его называют первым русским летописцем, а «Повесть временных лет» – первым памятником древнерусской письменной литературы, который описывает становление древнерусского государства.
3-й учащийся. Тема «Житие Александра Невского». Александр Невский – историческая личность. Более того, Александр Невский христианской церковью был причислен к лику святых. «Откуда мы это узнали?»- спросите вы. Дело в том, что о тех людях, кто совершил подвиг во имя веры, в христианской религии принято писать житие. Житие – это жанр церковной словесности, который описывает жизнь и подвиг людей, признанных Христианской церковью святыми. В древнерусской литературе есть произведение «Житие Александра Невского». Именно из этого произведения мы и узнаем о событиях 1240 и 1242 годов. Вот так описывается подготовка к Невской битве в «Житие Александра Невского».
Раздаточный материал
QR-код для групповой работы
Рекомендации по использованию методической разработки
Особое внимание необходимо уделить этапу подготовки мероприятия, так как учащиеся 5 классов в силу возраста не обладают должным уровнем умения работать с информацией и готовить сообщения; также заранее необходимо познакомить воспитанников с работой платформы интерактивных упражнений https://learningapps.org .
Желаю успеха!
16
2020 г.
Сорокина Светлана Валерьевна
Иоланта Юрьевна Жаркова
Горбачёва Марина Юрьевна
Иоланта Юрьевна Жаркова