12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Иоланта Юрьевна Жаркова2951
Окончила филологический факультет МПГУ (специалист, учитель); присвоена квалификация (степень) магистра по направлению подготовки "Педагогическое образование". Педагогический стаж с 2010г.
Россия, Московская обл., Егорьевск
Материал размещён в группе «Классные мероприятия»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Георгиевская гимназия»

г. Егорьевск














Методическая разработка воспитательного мероприятия по направлению «Духовное и нравственное воспитание»

на тему: «Александр Невский – защитник православной веры».

















Автор: Жаркова Иоланта Юрьевна,

учитель русского языка и литературы

МОУ «Георгиевская гимназия» г. Егорьевск.

Пояснительная записка

Тематическое направление: духовное и нравственное воспитание.

Тема воспитательного мероприятия: «Александр Невский – защитник православной веры». Конспект классного часа разработан в рамках проведения предметной недели духовно-нравственной (православной) культуры в общеобразовательных организациях Московской области.

Целевая аудитория воспитательного мероприятия: учащиеся 5 класса.

Место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя. Классный час – важнейшая форма воспитательной работы в школе. С учащимися 5 класса в течение учебного года запланировано провести ряд классных часов:

- «Александр Невский – защитник православной веры» (в рамках направления духовного и нравственного воспитания),

- «День народного единства» (в рамках направления патриотического воспитания и формирования российской идентичности; для ознакомления с материалами перейдите по ссылке: https://урок.рф/library/klassnij_chas_den_narodnogo_edinstva_5_klass_100326.html ),

- «День славянской письменности» (в рамках направления приобщения к культурному наследию; для ознакомления с материалами перейдите по ссылке https://урок.рф/library/klassnij_chas_den_slavyanskoj_pismennosti_5_kla_183201.html ).

Планомерная работа классного руководителя направлена на формирование личности учащихся в соответствии с требованиями ФГОС.

Цели:

Тематическое направление: обогащение знаниями о событиях истории России и Европы средних веков, об исторических деятелях.

Нравственное направление, воспитание: формирование представлений об особенностях менталитета русского народа, воспитание патриотизма, формирование представлений о силе единства народа, приобщение к русской культуре.

Интеллектуально-познавательное направление: расширение кругозора воспитанников, обогащение знаниями об обществе, о традициях Родины, о православной религии.

Творческое направление: развитие творческого потенциала учащихся.

Задачи:

- формирование умения работать с информацией (отбирать необходимое, составлять текст сообщения);

- расширить общий кругозор учащихся;

​​​​​​​


Презентация (пдф) "Александр Невский..."
PDF / 7.11 Мб

Презентация "Александр Невский - защитник православной веры"
PPTX / 5.31 Мб

/data/files/x1609394064.pptx (Презентация "Александр Невский - защитник православной веры")- создать условия для развития коммуникативных навыков и аналитических способностей;

- способствовать развитию культуры, формированию духовной нравственности и патриотических чувств.

Планируемые результаты:

Тематическое направление: воспитанники узнают о событиях истории России и Европы средних веков, о деятельности князя Александра Невского, о победах русского народа в боях на Неве 1240г. и на Чудском озере в 1242г.

Нравственное направление, воспитание: воспитанники продолжат формировать представления об особенностях менталитета русского народа, о силе единства народа; воспитанники продолжат приобщаться к русской духовной (православной) культуре; получат возможность утвердиться в силе патриотизма русского народа.

Интеллектуально-познавательное направление: воспитанники получат возможность для расширения кругозора, обогащения знаниями об обществе, о традициях Родины, о православной религии.

Творческое направление: воспитанники получат возможность для развития творческого потенциала.

Форма проведения воспитательного мероприятия: классный час с элементами фронтальной, индивидуальной и групповой работы.

Для достижения планируемых результатов применяются технологии: здоровьесберегающая, формирование критического мышления, проектная; методы: наглядный, словесный, проблемно-поисковый; приемы: эвристическая беседа, сообщения учащихся, прослушивание музыкальной композиции, элементы анализа текста, решение интерактивного кроссворда.

Этапы подготовки воспитательного мероприятия:

- индивидуальная работа с учащимися по подготовке сообщений на темы: «Христианство», «Крестовые походы», «Невская битва», «Ледовое побоище», «Создание славянской письменности», «Повесть временных лет», «Житие Александра Невского»;

- разделение учащихся на группы по интересам: историки, филологи, религиоведы.

План работы на занятии:

- тренинг на сплоченность коллектива (в общей сложности 5 минут);

- беседа (в общей сложности 5 минут);

- сообщения учащихся (в общей сложности 7-10 минут);

- прослушивание музыкальной композиции (в общей сложности 2-3 минуты);

- работа с текстом: выразительное чтение, беседа (в общей сложности 5 минут);

- групповая работа (в общей сложности 7-10 минут).

Длительность занятия – 40 минут.

Резерв – 5 минут.

Мультимедийное сопровождение урока:

- презентация «Александр Невский – защитник православной веры»;

- сеть Интернет;

- музыкальная композиция «Вставайте, люди русские!» С.С. Прокофьева:

https://zaycev.net/pages/23028/2302845.shtml?spa=true&trackId=2302845 ;

- задание для групповой работы: https://learningapps.org/watch?v=pa99skf5n20.

Источники, использованные при подготовке классного часа

В разработке воспитательного мероприятия приведены краткие примеры возможных сообщений учащихся. Классному руководителю необходимо заранее подготовить учащихся к выступлению: распределить темы сообщений (см. приложение «Сообщения»), проверить подготовку учащихся.

Для подготовки материалов занятия использовались:

1. Учебник «История России» Н. М. Арсентьева, А. А. Данилова и др. под редакцией А. В. Торкунова в основной школе (6—9 классы). М.: Просвещение, 2017.

2. Интернет-энциклопедия «Википедия»:

Статья «Христианство»: https://ru.wikipedia.org/wiki/Христианство

Статья «Невская битва»: https://ru.wikipedia.org/wiki/Невская_битва

Статья «Ледовое побоище»: https://ru.wikipedia.org/wiki/Ледовое_побоище

Статья «Повесть временных лет»: https://ru.wikipedia.org/wiki/Повесть_временных_лет

3. Презентация (изображения для оформления):

«Крещение киевлян» К.В. Лебедев;

«Кирилл и Мефодий. Фреска собора св. Софии В Охриде. Македония. Ок.1045 г.»;

«Нестор летописец», 1890. Мрамор. Антокольский М.М.;

«Александр Невский» П. Корин;

«Ледовое побоище. Миниатюра Лицевого летописного свода, середина XVI века»;

Схемы битв и текст «Жития Александра Невского» взяты из учебника «История России» Н. М. Арсентьева, А. А. Данилова и др. под редакцией А. В. Торкунова в основной школе (6—9 классы). М.: Просвещение, 2017.

Материалы для оформления визуального ряда презентации: http://copypast.ru/2011/02/01/page,2,dospekhi_i_oruzhie_drevnejj_rusi_28_foto.html; http://ramki-photoshop.ru/bumaga.html .

4. Российская электронная школа. Конспект урока №7 «Повесть временных лет», 5 класс https://resh.edu.ru/subject/lesson/7372/conspect/245809/

5. Платформа для создания интерактивных упражнений: https://learningapps.org

6. Музыкальная композиция «Вставайте, люди русские!» С.С. Прокофьева:

https://zaycev.net/pages/23028/2302845.shtml?spa=true&trackId=2302845

Ход занятия

Парты в классе расставлены буквой «П» для удобства проведения тренинга и групповой работы, просмотра презентации, выступлений учащихся.

Класс разделён на три группы: слева – историки, в центре – филологи, справа – религиоведы. 2-3 учащихся из группы заранее готовят сообщения. Задача остальных – внимательно слушать отвечающих из других групп, при необходимости фиксировать даты, события, имена, термины.

Эпиграф к уроку записан на доске:

Вставайте, люди русские,

На славный бой, на смертный бой.

Вставайте, люди вольные,

За нашу землю честную!.. («Вставайте, люди русские» С.С. Прокофьев)

Проверка готовности учащихся к занятию; тренинг на сплоченность:

ученикам предлагается хаотично передвигаться по классной комнате и по команде учителя в течение 30 секунд встать в строй по различным признакам (в алфавитном порядке фамилий, по порядку месяцев рождения, по порядку дат рождения; можно предложить и другие варианты).

Рефлексия:

Слово классного руководителя: Ребята, что помешало вам правильно и быстро выполнить задание?

Предположения учащихся: нет сплоченности в коллективе.


Слово классного руководителя: Дорогие мои ребята, действительно, сплочённость коллектива играет важную роль во время решения трудных задач. В истории России было много событий, когда православному народу необходимо было именно это качество - сплочённость. Сегодня в рамках проведения недели духовно-нравственной (православной) культуры мы будем беседовать с вами об исторической личности, о человеке, который смог сплотить русский народ перед лицом врага. Мы будем говорить об Александре Невском, защитнике православной веры. (СЛАЙД №1) А знаете ли вы, что такое православная вера?

Предположения учащихся.

Слово классного руководителя: Предоставим слово ребятам из группы религиоведов.

Сообщение учащегося (из группы религиоведов) о христианстве: (СЛАЙД №2) 1-й учащийся: Христианство – мировая религия, которая возникла около 33 года в Палестине вокруг жизни и учения Иисуса Христа, жизнь его была описана в Новом Завете. С течением времени христианство разделилось на две ветви: католическую и православную. Центром католической веры стала Римская империя, центром православной веры – Византийская империя (СЛАЙД №3). Древняя Русь приняла крещение в 988 году по образцу Византийскому, а значит, приняла православную христианскую веру.

Слово классного руководителя: Предоставим слово ребятам из группы историков.

Сообщение учащихся (из группы историков) о событиях 1240 и 1242 годов:

1-й учащийся: (СЛАЙД №4) В эпоху Средних веков в Европе сторонники католической ветви христианской веры организовали несколько религиозных военных походов против людей другой веры. В начале это были походы против мусульман. Позже крестовые походы стали совершаться с целью наживы: подчинение территорий или захват материальных ценностей.

2-й учащийся: (СЛАЙД №5) В 1237 году папа римский повелел шведам совершить поход против русских и финнов. Исполняя папский указ, в июле 1240 года в районе реки Нева высадилось шведское войско. Командовавший войском шведов Биргер был настолько уверен в своей победе, что послал Александру дерзкий вызов: «Я уже здесь и пленяю землю твою». 15 июля 1240 года войско Александра внезапно напало на шведский лагерь. Мужественно сражались воины-дружинники Александра; ополченцы, вооруженные топорами, уничтожили три вражеских корабля. Сам Александр сразился с Биргером и тяжело ранил его. Русское войско одержало блестящую победу, за которую народ назвал Александра Невским.

3-й учащийся: (СЛАЙД №6) Летом 1240 года крестоносцам удалось захватить крепость Изборск, а затем и город Псков. Они грабили местное население.

(ПРОСЛУШИВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ «Вставайте, люди русские!» из художественного фильма «Александр Невский», реж. С.Эйзенштейн, 1938г.)

Решающая битва между силами Александра Невского и крестоносцами произошла 5 апреля 1242 года. Александр решил заманить рыцарскую конницу в тяжелых металлических доспехах на тонкий весенний лед Чудского озера. Под тяжестью доспехов лед проломился и рыцари были повержены. Сражение закончилось полным разгромом немецкого войска. Битва на льду Чудского озера вошла в историю под названием Ледового побоища.

Слово классного руководителя: В результате сражений на Неве и на Чудском озере был отражен натиск северо-западных враждебных соседей. Русь смогла отстоять свои территории и свою веру. (СЛАЙД №7) Нужно отметить, что время княжения Александра было сложным, потому что не только крестоносцам приходилось давать отпор, но и защищаться от старого врага – монголо-татар, которым в те времена Русь платила дань. Александр и русский православный народ находились будто меж двух огней: воинствующими католиками-крестоносцами (на Западе) и монголо-татарами (на Востоке). Как вы думаете, что же помогало Александру и русскому народу одерживать столь значимые исторические победы, держать оборону, не погибнуть?

Предположения учащихся: Сплочённость русского народа.

Слово классного руководителя: Как вы думаете, что же помогало народу быть сплочённым, чувствовать свое единство?

Предположения учащихся: Православная вера русского народа.

Слово классного руководителя: Как вы думаете, из каких источников мы узнаем с вами о событиях столь далёкого от нас прошлого?

Предположения учащихся: Письменные исторические источники.

Слово классного руководителя: Предоставим слово ребятам из группы филологов, которые расскажут нам о важных для нашей исторической науки письменных источниках.

Сообщение учащихся (из группы филологов) о создании славянской письменности, о «Повести временных лет», о «Житии Александра Невского».

1-й учащийся: (СЛАЙД №8) Начало письменности у восточных славян было связано с принятием христианской веры. Создателями старославянской азбуки и церковнославянского языка, то есть языка богослужебных книг, являются святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. Они перевели с греческого на славянский язык богослужебные книги: Евангелие, Апостол, Псалтырь. Обучение грамоте (чтению и письму) проводилось в школах при монастырях и церквях.

2-й учащийся: (СЛАЙД №9) Считается, что первые, рукописные исторические хроники стали создаваться в конце X века. Связывают это с Крещением Руси в 988 году. Монахи в монастырях стали вести записи – летописи. В этих хрониках отражались и повседневные события, например, какой был урожай в этом году или сколько собрано пожертвований; описывались удивительные явления природы, например, солнечные или лунные затмения, а также – выдающиеся военные походы князей, или вражеские набеги на русскую землю. Монах Нестор жил в Киево-Печерском монастыре (Лавре). Его называют первым русским летописцем, а «Повесть временных лет» – первым памятником древнерусской письменной литературы, который описывает становление древнерусского государства.

3-й учащийся: Александр Невский – историческая личность. Более того, Александр Невский христианской церковью был причислен к лику святых. «Откуда мы это узнали?» - спросите вы. (СЛАЙД №10) Дело в том, что о тех людях, кто совершил подвиг во имя веры, в христианской религии принято писать житие. Житие – это жанр церковной словесности, который описывает жизнь и подвиг людей, признанных Христианской церковью святыми. В древнерусской литературе есть произведение «Житие Александра Невского». Именно из этого произведения мы и узнаем о событиях 1240 и 1242 годов. Вот так описывается подготовка к Невской битве в «Житие Александра Невского» (ЧТЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ СЛАЙДА №11 «Невская битва»).

Слово классного руководителя: Скажите, на чью помощь надеется Александр перед боем? Какие слова помогли вам это понять?

Предположения учащихся: Надеется на помощь Господа Бога: «… мы же имя Господа Бога нашего призовём…».

Слово классного руководителя: Скажите, почему в житии говоря о воинах-крестоносцах, летописец пишет: «… была сеча великая с римлянами…»?

Предположения учащихся: Летописец пишет о воинах-крестоносцах как о римлянах потому, что крестоносцы принадлежали католической ветви христианской религии, центром которой был Рим.

Слово классного руководителя: Вот так описывает летописец Ледовое побоище (ЧТЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ СЛАЙДА №12 «Ледовое побоище»).

Слово классного руководителя: Поработаем со словом: какое слово употребляет летописец для указания на бой или сражение?

Предположения учащихся: Сеча.

Слово классного руководителя: Какие эпитеты подбирает летописец для красочного описания сечи?

Предположения учащихся: Сеча великая, жестокая.

Слово классного руководителя: (СЛАЙД № 13) Как вы понимаете фразу: «Не в силе Бог, но в правде», сказанную Александром Невским?

Предположения учащихся: Правда и справедливость превыше всего. Бог помогает тому, за кем правда и справедливость, а не физическая сила.

Слово классного руководителя: Настало время для групповой работы. Выполните задание. Для этого перейдите по ссылке: https://learningapps.org/watch?v=pa99skf5n20


Или используйте QR-код


t1609393956aa.png


Рефлексия:

Слово классного руководителя: Ребята, как вы думаете, что позволяло в трудные времена русскому народу чувствовать единство?

Предположения учащихся: Русскому народу чувствовать единство в трудные времена помогала христианская православная вера.

Слово классного руководителя: Ребята, как вы думаете, почему Александра Невского церковь причислила к лику святых, за какие заслуги?

Предположения учащихся: Христианская церковь причислила Александра Невского к лику святых за подвиг во имя православной веры, за благие дела, за верность Христу, за защиту Родины.

Слово классного руководителя: Время занятия подошло к концу. Спасибо за внимание!

Приложение

Сообщение (группа религиоведов)

1-й учащийся. Тема «Христианство». Христианство – мировая религия, которая возникла около 33 года в Палестине вокруг жизни и учения Иисуса Христа, жизнь его была описана в Новом Завете. С течением времени христианство разделилось на две ветви: католическую и православную. Центром католической веры стала Римская империя, центром православной веры – Византийская империя. Древняя Русь приняла крещение в 988 году по образцу Византийскому, а значит, приняла православную христианскую веру.

Сообщения (группа историков)

1-й учащийся. Тема «Крестовые походы». В эпоху Средних веков в Европе сторонники католической ветви христианской веры организовали несколько религиозных военных походов против людей другой веры. В начале это были походы против мусульман. Позже крестовые походы стали совершаться с целью наживы: подчинение территорий или захват материальных ценностей.

2-й учащийся. Тема «Невская битва». В 1237 году папа римский повелел шведам совершить поход против русских и финнов. Исполняя папский указ, в июле 1240 года в районе реки Нева высадилось шведское войско. Командовавший войском шведов Биргер был настолько уверен в победе, что послал Александру дерзкий вызов: «Я уже здесь и пленяю землю твою». 15 июля 1240 года войско Александра внезапно напало на шведский лагерь. Мужественно сражались воины-дружинники Александра, ополченцы, вооруженные топорами, уничтожили три вражеских корабля. Сам Александр сразился с Биргером и тяжело ранил его. Русское войско одержало блестящую победу, за которую народ назвал Александра Невским.

3-й учащийся. Тема «Ледовое побоище». Летом 1240 года крестоносцам удалось захватить крепость Изборск, а затем и город Псков. Они грабили местное население. Решающая битва между силами Александра Невского и крестоносцами произошла 5 апреля 1242 года. Александр решил заманить рыцарскую конницу в тяжелых металлических доспехах на тонкий весенний лед Чудского озера. Под тяжестью доспехов лед проломился и рыцари были повержены. Сражение закончилось полным разгромом немецкого войска. Битва на льду Чудского озера вошла в историю под названием Ледового побоища.

Сообщения (группа филологов)

1-й учащийся. Тема: «Создание славянской письменности». Начало письменности у восточных славян было связано с принятием христианской веры. Создателями старославянской азбуки и церковнославянского языка, то есть языка богослужебных книг, являются святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. Они перевели с греческого на славянский язык богослужебные книги: Евангелие, Апостол, Псалтырь. Обучение грамоте (чтению и письму) проводилось в школах при монастырях и церквях.

2-й учащийся. Тема: «Повесть временных лет». Считается, что первые, рукописные исторические хроники стали создаваться в конце X века. Связывают это с Крещением Руси в 988 году. Монахи в монастырях стали вести записи – летописи. В этих хрониках отражались и повседневные события, например, какой был урожай в этом году или сколько собрано пожертвований; описывались удивительные явления природы, например, солнечные или лунные затмения, а также – выдающиеся военные походы князей, или вражеские набеги на русскую землю. Монах Нестор жил в Киево-Печерском монастыре (Лавре). Его называют первым русским летописцем, а «Повесть временных лет» – первым памятником древнерусской письменной литературы, который описывает становление древнерусского государства.

3-й учащийся. Тема «Житие Александра Невского». Александр Невский – историческая личность. Более того, Александр Невский христианской церковью был причислен к лику святых. «Откуда мы это узнали?»- спросите вы. Дело в том, что о тех людях, кто совершил подвиг во имя веры, в христианской религии принято писать житие. Житие – это жанр церковной словесности, который описывает жизнь и подвиг людей, признанных Христианской церковью святыми. В древнерусской литературе есть произведение «Житие Александра Невского». Именно из этого произведения мы и узнаем о событиях 1240 и 1242 годов. Вот так описывается подготовка к Невской битве в «Житие Александра Невского».

Раздаточный материал

t1609393956ab.png





t1609393956ac.png

t1609393956ad.png







QR-код для групповой работы

t1609393956aa.png

Рекомендации по использованию методической разработки

Особое внимание необходимо уделить этапу подготовки мероприятия, так как учащиеся 5 классов в силу возраста не обладают должным уровнем умения работать с информацией и готовить сообщения; также заранее необходимо познакомить воспитанников с работой платформы интерактивных упражнений https://learningapps.org .

Желаю успеха!



16

2020 г.

Опубликовано в группе «Классные мероприятия»


Комментарии (4)

Сорокина Светлана Валерьевна, 31.12.20 в 09:45 2Ответить Пожаловаться
Замечательная разработка! Спасибо большое, Иоланта Юрьевна!
Иоланта Юрьевна Жаркова, 02.01.21 в 13:46 1Ответить Пожаловаться
Спасибо за высокую оценку работы! С Новым годом!
Горбачёва Марина Юрьевна, 31.12.20 в 18:24 1Ответить Пожаловаться
Благодарю за работу!
Иоланта Юрьевна Жаркова, 02.01.21 в 13:47 1Ответить Пожаловаться
Благодарю за внимание! С Новым годом, Марина Юрьевна!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.