Классный час, посвящённый всемирному дню слепых «Мир с добрыми глазами» (7 класс)
Конспект внеклассного мероприятия Тема: «Мир добрыми глазами»
Описание: мероприятие посвящено Международному Дню "Белая трость", дню солидарности с людьми плохо видящими и слепыми; До проведения классного часа, классному руководителю или педагогу- психологу, следует разделить класс на микрогруппы, которые выполнят домашнее задание. Данный классный час включает тренинговые упражнения, игровые технологии. По заключению, учащиеся проведут акцию «Внимание, белая трость!».
Цель: воспитание у обучающихся толерантости к людям с ограниченными возможностями
Задачи:развивать чувство сострадания к людям, нуждающимся в поддержке;
познакомить с историей возникновения Международного Дня "Белая трость";
воспитывать толерантность к особенностям окружающих людей
Оборудование: шарфы ( платки), проектор для показа презентации, фломастеры, ватман, знак «Осторожно, слепой пешеход».
Ход мероприятия
1 этап. Организационный
Учитель: Добрый день, ребята. Как ваши дела? С каким настроением вы пришли на встречу? (ответы) Какого цвета ваше самочувствие? (на экране цветовая палитра настроения)Теперь предлагаю вам посмотреть внимательно на человека, сидящего рядом, и сказать, что в нем (в ней) сегодня для вас самое приятное или новое (ответы) Хорошо, спасибо.
2 этап. Основной
Давайте проверим, насколько хорошо вы знаете друг друга. Упражнение "Кто ты?"
Для этого мы сделаем следующее: ребята, сидящие на 1 варианте останутся на своих местах и закроют глаза, а "второй вариант" выйдут к доске ... пересядут на новое место. Задача ребят с закрытыми глазами узнать своего нового соседа...Расскажите, какие приемы узнавания вы использовали? (наощупь, по голосу, по запаху). Хорошо, молодцы. Насколько комфортно себя чувствовали те из вас, кого пытались узнать? (ответы)
Учитель: Многие из вас почувствовали неудобство от того, что без зрения сориентироваться очень сложно. Но давайте задумаемся, как же могут жить люди, лишенные возможности видеть с рождения или потерявшие зрение? И какое количество людей страдают частичной или полной слепотой в мире насчитывается (ответ по домашнему заданию)
В международном календаре торжественных и памятных дат 15 октября отмечен красным цветом, почему? (ответы детей по домашнему заданию).
Почему именно белая трость стала символом этого дня? (ответы детей по домашнему заданию)
Учитель: Часто слепые люди ходят по улице с помощником-поводырем (человеком или специально обученной собакой). Чтобы передвигаться быстро и безопасно нужно доверять друг другу. Давайте мы посмотрим, как вам удастся доверить себя товарищу.
Упражнение «Поводырь»
Желающие 5-6 пар, самостоятельно определяются, кто будет в образе слепого человека, а кто будет его помощником. На выбор "поводырю" дают задание по карточке. Например: доведите до окна, до правого дальнего угла итд.
Учитель: Молодцы! Расскажите о своих ощущениях. Какие затруднения в ходьбе вы чувствовали? Почему передвигались с осторожностью? (ответы) Вы правы, чтобы доверить себя или самому взять ответственность за другого человека необходимо много сил и времени.Но не надо думать, что люди без зрения не живут, а существуют! Многие ведут активный образ жизни: играют на музыкальных инструментах, читают книги и даже занимаются спортом.Чтобы полноценно жить в обществе, слепые люди используют специальные средства, например азбуку, которую можно читать пальцами. А что это за азбука такая, кто создал ее? (ответы по домашнему заданию)
Учитель: Как вы думаете, какие виды спорта можно предложить подростку без зрения? (варианты).
3 этап. Заключительная часть
Как вы думаете, какая помощь нужна слабовидящим и слепым людям ? (ответы) Вы правы: внимание, уважение и доброта! Люди с ограниченными возможностями часто говорят: "Инвалида не нужно жалеть, все делая за него, необходимо уважать человека и создавать условия для удобной жизни всех со всеми!" Ребята, вы согласны с таким мнением? (ответы)Обратите внимание на экран (на экране изображен знак «Слепой пешеход»).Видели ли вы такой знак на пешеходных переходах нашего города?(ответы). Встречали ли вы людей ограниченных в зрении на территории нашего микрорайона?(ответы), скажите уместно ли будет разместить этот знак на пешеходных переходах наших улиц? Тогда первая группа получает задание :разместите знак на улицах нашего микрорайона. Скажите сегодня мы разобрались когда, почему начали отмечать Международный день белой трости. Где можем применить данную информацию (ответы детей). Вторая группа : провести информационные пятиминутки для всех классов школы.
На столе лежит ватман, вырезки из газет, информация с числами.Что можно сделать с этими носителями информации? Правильно, сделась информационный стенд. В каких местах его можно разместить? (ответы). Третья группа , это задание для вас, составить коллаж , разместить его в многолюдном месте.
Рефлексия
Давайте встанем в круг (руки свободно опущены), сделайте шаг вперед, назад. Вы независимы друг от друга, но если нужна помощь, поддержка. Что мы сделаем?..протянем руки другу (взялись за руки). Вновь сделаем шаг вперед, назад...Заметили, что не сговариваясь, мы стараемся сделать шаги одновременно.Хорошо. А теперь подставим друг другу плечо товарища (сомкнули круг, прикоснулись плечами) и снова делаем шаги влево-вправо, вперед-назад. Действия стали более организованными, мы пробуем договориться. Молодцы! А сейчас, шагнем еще навстречу, давайте поддержим друг друга дружелюбнее- приобнимем за талию, положа руки на пояс своих соседей по кругу...Какой тесный круг получился! Скажите, можно упасть, когда у тебя такая поддержка? (ответы) Девчата, попробуйте поджать ноги к туловищу и повиснуть в воздухе...Почему вы улыбаетесь? Вам приятно чувствовать поддержку ребят? Вы боитесь упасть? (ответы). Ребята, почему было несложно удерживать девчат? (ответы) На вашем примере мы убедились, что общая помощь и взаимовыручка помогают и приносят радость как нуждающемуся так и помощнику.
Я благодарю вас за плодотворную работу, а теперь группы приступаем к выполнению заданий.