Классный час на тему «Народная память бессмертна» (4 класс)
«Пускай ты умер!..
Но в песне смелых и сильных духом
всегда ты будешь живым примером,
призывом гордым к свободе, к свету!»
М. Горькой « Песня о Соколе»
Задачи:
1. Обобщение знаний о войне;
2. Формирование коммуникативных компетенций;
3. Развитие социально-активной и творческой личности гражданина и патриота.
Ход проведения:
1. Вступительное слово учителя. Вопросы к учащимся:
- Вспомните, о чем мы с Вами разговариваем на протяжении нескольких классных часов. Расскажите. Какие моменты вам запомнились больше всего? Какие чувства вы испытывали, наблюдая, как допрашивают Ваню немцы? Как вы считаете, что труднее всего, когда приходит война?
2. Рассказ учителя с демонстрацией презентации.
В связи с тем, что личное дело разведчика до сих засекречено, а совершенные им деяния приобрели легендарный характер, в народной памяти сложился некий идеальный образ советского разведчика, прототипом для которого послужил геройски погибший при выполнении боевого задания Н.И. Кузнецов. Это связано, в том числе с официальной послевоенной пропагандой – о разведчике были сняты фильмы и написаны книги. Память о Николае Ивановиче запечатлена в художественных произведениях и монументальных сооружениях, потому что события и героические люди не должны быть преданы забвению.
Через несколько лет после войны было установлено место захоронения разведчика. Его останки были перевезены в город Львов в Украине.
В 1960 году, в день годовщины освобождения Львова от немецко-фашистских захватчиков Н.Кузнецов был захоронен на Холме Славы. На мраморном надгробии высечен в барельефе мужественный облик разведчика со скромной надписью: «Герой Советского Союза Николай Иванович Кузнецов, 1911 года рождения, погиб 9 марта 1944 года». Рядом с могилой стоят три уральские рябины.
Подвигам Н.И. Кузнецова посвящены книги «Сильные духом», «Это было под Ровно» Д. Медведева, биографические работы «Жизнь замечательных людей. Николай Иванович Кузнецов» А.Лукин, Т.Гладков, «Легенды советской разведки. Н.И.Кузнецов» Т.Гладков,
«Разведчик Николай Иванович Кузнецов» Л.И.Брюханова, В.И.Кузнецов, «Грачёв – «Центру» К.П.Закалюк, . «Говорят погибшие герои». Сняты художественные фильмы «Подвиг разведчика» (1947 г., режиссер Б. Барнет) и «Сильные духом» (1967 г., режиссер В. Георгиев) и документальные фильмы «Люди-легенды» (1985 г.) и «Гений разведки» (2002 г.).
Николаю Ивановичу Кузнецову воздвигнуты памятники в городах Урала, Сибири, Украины. В городе Ровно в 1961 г. был поставлен памятник из бронзы и гранита скульпторов В.П. Винайкина и И.П. Шаповала. В 1962 г. в Львове был открыт бронзовый памятник легендарному разведчику скульпторов Е. Рукавишникова, В. Власова и В. Подольского. После распада Советского Союза памятник Н.И. Кузнецову в Львове демонтировали, теперь он установлен в Талице. В 1985 г. в Екатеринбурге на улице Фестивальной рядом с новым зданием ДК УЗТМ по инициативе Б.Н. Ельцина был воздвигнут 16-метровый бронзовый памятник разведчику (скульптор В. Егоров). 2 июля 2010 г. восстановленный памятник был открыт вновь.
Недалеко от Ровно появился новый город Кузнецовск.
На домах, где жил и учился Н.И. Кузнецов, установлены мемориальные доски. В Москве – на доме 20, корпус 1 по улице Старая Басманная, где Н.И. Кузнецов проживал до 1942 года, в Тюмени – на доме номер 7 по улице Республики, где будущий разведчик учился в 1926 году, в Екатеринбурге – на доме номер 52, корпус 1 по улице Ленина, где Н.И. Кузнецов жил с 1936 по 1937 годы.
В нашей стране насчитывается свыше пятисот школьных музеев и уголков, посвященных Кузнецову. Его имя носит школа в городе Эберсвальде (Германия), там же установлен памятник герою.В Екатеринбурге именем Н.И. Кузнецова названа улица и школа № 72, которая находится на Уралмаше. При школе продолжает свою работу единственный в городе школьный музей, посвященный легендарному разведчику.
Постоянные музейные экспозиции, связанные с жизнью и деятельностью Н.И. Кузнецова, есть в музеях Уралмашзавода и Управления ФСБ по Свердловской области (бывшего НКВД)
Обелиск с именем Н.И. Кузнецова установлен на аллее, ведущей к главному корпусу Уральского федерального университета (бывшего Уральского индустриального института, в котором он учился).
Н.И. Кузнецов хотел, чтобы имена героев, отдавших жизнь за свою Родину, вечно были в памяти всех русских людей. Мы не имеем права забывать героев, потому что все мы в неоплатном долгу перед ними.
Ему посвящают стихи: полковник Валерий Михайлович Дундуков «Уральский Сокол», уральский поэт Александр Андреевич Аземша « Песня о герое уральце», Константин Егоров «У памятника».
Историческая память не имеет границ: ни временных, ни пространственных. В честь Н.И.Кузнецова названа одна из планет Солнечной системы – «2233 Kuznetsov».
3. Заключение.
Учитель: - Еще в детстве Николай был примером для других детей, в нем были заложены лучшие человеческие качества характера: настойчивость, жизнелюбие, порядочность, взаимовыручка, храбрость, ответственность. Эти качества, совершенное владение немецким языком и безграничная любовь к своей Родине сделали его разведчиком, способного выполнять трудные боевые задания даже в критических ситуациях.
Погиб герой, разведчик, незаурядный и талантливый человек, наш земляк, но нам, своим потомкам, Николай Кузнецов оставил пример горячей любви к Родине, благородного презрения к смертельной опасности во имя свободы и счастья родного народа.
Помните!
Через века, через года, –
О тех,
Кто уже не придёт никогда.
Помните…
Памяти павших, будьте достойны!
При жизни Николай Иванович Кузнецов не успел получить ни одной из заслуженных им высоких наград. Самой высокой наградой стало для него бессмертие в народной памяти.
4. Вопросы к учащимся:
- Назовите имя известного разведчика-уральца Великой Отечественной войны. Какие подвиги он совершил? Как люди чтят поступки солдат войны? Сохранился ли в памяти людей образ Николая Кузнецова?
5. Организация групповой деятельности.
Задание группе: Создайте своими руками что-то памятное о солдатах, о войне, о Николае Ивановиче Кузнецове. Что это может быть, давайте подумаем.
Дети называют: газета, аппликация, вылепить силуэт Кузнецова или композицию советских солдат с оружием из пластилина, выполнить рисунок, фотоколлаж, сделать сувенир, используя технику «пластилиновое рисование».
Учитель. – Не забудьте, что в группе есть командир, который распределяет обязанности, Возьмите все необходимое для работы и приступайте. В конце вашей деятельности группа должна дать название своему произведению и рассказать о памятном сувенире.
6. Презентация коллективной творческой работы. Оценивание.
7. Домашняя работа: найти и выучить стихотворение о Великой Отечественной войне.
Варенцова Вера Анатольевна