12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
cdtnkfyf1843
Россия, Кировская обл., Советский район д. Лошкари

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа д.Лошкари

Советского района Кировской области

 

Автор разработки:

учитель начальных классов первой квалификационной категории 

МКОУ ООШ д.Лошкари Коробейникова Светлана Анатольевна 2018 год

«Слобода Кукарка – город Советск»

Цель: создать условия для систематизации знаний учащихся об историко – культурном наследии родного края.

Задачи:

1.Воспитательные:

воспитывать социально активную личность, способную возродить, сохранить и приумножить культурные и духовно – нравственные ценности.

2.Развивающие:

способствовать развитию у учащихся навыков познавательной, творческой, коммуникативной деятельности.

3.Учебные:

познакомить учащихся с историческим прошлым г.Советска, его культурой, традициями, памятниками древнего зодчества; способствовать формированию умения применять полученные знания об истории родного края в новой учебной ситуации.

Актуальность: 

актуальность мероприятия заключается в его соответствии конкретным историческим и социально – педагогическим требованиям современного общества и государственного заказа на воспитание социально – активной личности.

Ожидаемый результат: 

ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания по истории и культуре родного края происходит формирование нравственной личности гражданина и патриота России.

Форма проведения: 

устный журнал.

Место проведения: школьный краеведческий музей.

Участники: 

учащиеся 4 класса.

Оборудование: 

плакат со словами: «Чем дальше в будущее входим, тем больше прошлым дорожим, и в старом красоту находим, хоть новому принадлежим» (Вадим Шафнер), оформленные страницы устного журнала, костюмы для участников ярмарки, крестьянская старинная утварь (лукошко, бурачок, чаруша, керосиновая лампа, ухват, глиняный горшок, безмен, лапти), куклы для кукольного театра.

 

Ведущий: Дорогие ребята, уважаемые гости! Мы живём в Советском районе Кировской области, который является небольшой частью нашей большой Родины – Российской Федерации. А знаем ли мы историю своего края?

Устный журнал «Слобода Кукарка – город Советск» раскроет перед нами страницы истории далёкого прошлого нашего районного центра – города Советска, который раньше имел совсем другое название – слобода Кукарка. Откуда произошло это название расскажет первая страничка устного журнала «История слободы Кукарки».

Россия – мать! Тебе хвала!

В веках ты видела немало,

Когда б ты говорить могла,

Ты многое бы рассказала…

1 ученик: Слобода Кукарка была основана в конце XVI века как небольшая крепость на высоком берегу, при впадении речки Кукарки в реку Пижму. Первое письменное упоминание о ней относится к 1594 году. Слобода – это поселение, которое до XVII века было освобождено от княжеской повинности.

Согласно легенде, первопоселенцами здесь были марийцы. Кукарка

по – марийски означает «большой ковш», видимо, из-за обилия воды в реках. Слобода Кукарка состояла из нескольких домов, ютившихся вокруг деревянной церкви. От нападения её защищал высокий частокол и глубокий ров. В 1608 году в Кукарке развернулась борьба против помещиков: русские и марийские крестьяне восстали. Восстание было подавлено посланным из Казани войском под командованием Истомы Хвостова, а Кукарка сожжена. (демонстрируется репродукция с картины неизвестного художника «Сожжение мятежной Кукарки»)

Ведущий: Открываем вторую страницу журнала, которая называется «Кукарские мастера». После сожжения Кукарка отстраивается заново и в XVIII – XIX веках становится крупным торговым и ремесленным центром Вятской губернии.

…Ну, а какие люди здесь живут!

Где мастеров таких ещё найдёте?!

А кружева какие здесь плетут!

Таких вы в мире больше не найдёте…

2 ученик: Навеки прославилась Кукарка своими мастерами. Искусные кукарские плотники и столяры стали известны по всей России. Было развито гончарное производство, отливали колокола.Из мягкого известняка, по-местному, опоки, талантливые мастера – камнерезы делали надгробные памятники, скульптуры. Настоящим украшением города и сегодня являются каменные львы, грозно смотрящие на прохожих с ворот дома по улице Ленина. Опочный камень применяли и для украшения кирпичных зданий –домов, церквей. В 1870 году в слободе Кукарке было 5 каменных церквей (показ фотографий).

Поражал своим великолепием Казанско – Богородицкий собор в Жерновогорье, изяществом – устремлённая ввысь башня – городская пожарная каланча:

С незапамятных времён в слободе Кукарке

Был построен – возведён местный «кремль» - пожарка.

Ладно сложен к ряду ряд, лучше пусть поищут!

Эти стены простоят лет, так эдак, тыщу!

3 ученик: Большое развитие получило кружевное дело. Бытует легенда, что ещё во времена Петра I поселился в слободе корабельный плотник, бежавший от царского гнева, а с ним его жена – голландка. Она – то и научила местных женщин плести тонкие и изящные кружева. Первые модницы украшали ими свою одежду (показ изделий из кружева).

«Хороши кружева кукарские!

Наши вятские кружева!

Их другие страны заказывают,

Носит Лондон их и Москва…

Вам, искусницы – кружевницы,

Руки чьи красоту создают,

Низко хочется поклониться

И сказать: «Спасибо за труд!»

(Л.Полякова «Кукарские кружева»)

Ведущий: Третья страница нашего журнала о крестьянском быте.

Красна девица по садику гуляет,

Красна девица цветочки собирает.

Добрый молодец к девице подходит,

Разговор добрый молодец заводит.

( Выходят мальчик и девочка в русских народных костюмах).

Мальчик: Загадать ли, красна девица, загадать ли ? Пять мудрёных загадок, загадать ли?

Девочка: Загадай –ка, добрый молодец, загадай –ка! Пять мудрёных загадок, загадай –ка!

Мальчик: Ещё что у нас выше дому? Ещё что у нас краше свету?

Ещё что у нас чаще лесу? Ещё что у нас без коренья? Ещё что у нас без умолку?

Девочка: Выше дому светел месяц, краше свету красно солнце,чаще лесу часты звёзды,

Без коренья белый камень, без умолку сине море.

Девочка: Разгадала я, красна девица, разгадала, пять мудрёных загадок, разгадала!

Ведущий: Красна девица мудрёные загадки разгадала, а вы сможете вятские загадки отгадать? Все они о предметах вятского деревенского быта, которые были в каждой избе.

Из далёкой старины эти вещи к нам пришли.

Если в руки их возьмёшь и рассмотришь, то поймёшь,

Для чего они нужны, чем полезны и важны

Человеку раньше были, что за службу сослужили.

Загадки. 

1.Плывёт паром, уголь в нём. (Утюг)

2.Сине море, стеклянные берега, плавает утка – горит голова. (Керосиновая лампа)

3.Был я копан, был топтан, был на кружале, был на пожаре.

Сколько было сил, всю семью кормил, сам терпел – ничего не ел,

А как пал, так и пропал. (Глиняный горшок)

4.Не бык, а бодает, не ест, а хватает.

Что схватит – отдаёт, а сам в угол идёт. (Ухват)
 
А вот это – лукошко, с ним ходили за грибами и ягодами.
Это бурачок – в него можно было положить ягоды, масло, яйца.
А это – чаруша, в ней ставили тесто, чтобы оно расстоялось. Тесто подходило, становилось пышным, а потом его на деревянной лопате сажали в русскую печь и выпекался вкусный и душистый каравай. (Показ изделий)

«Вот так вещи жили-были и хозяевам служили.

А теперь они в музее, чтобы все на них смотрели

И гордились стариной так, как я и мы с тобой» .

Ведущий: Молодцы, ребята! Загадки вы умеете разгадывать и названия старых вещей знаете. А вот в чём ходили, как говорили кукарские крестьяне, знаете?

(На ширме кукольного театра появляются скоморохи )

Здравствуйте, ребята! А вот и мы оба!

Фома: Я – Фома!

Ерёма: Я – Ерёма!

Ф: Низко поклонились! (кланяются)

Е: Колпаки свалились!

Ф: Колпак надеваем.

Е: Снова начинаем!

Ф и Е: Мы пришли к вам снова!

Ф: Фома!

Е: Да Ерёма!

Ф: Вас на праздник приглашать!

Е: Да загадки вам загадать.

Ф: «Эта часть костюма – не мужской кафтан,носит красна девица длинный … (сарафан) »

Е: А кроме сарафана во что ещё наряжались девушки? (Ответы детей)

Ф: А вот ещё загадка:

«Ходит девица с косой с непокрытой головой,красоте помощник расписной … (кокошник) 

Е: Ну, молодцы! А что же это мы не спросим, в чём парни ходили?

Ф: Сейчас узнаем!

«Ворот вышит, а застёжка сбоку подбородка.Всем наряд известен этот как … (косоворотка) 

Е: Ну что, Фома?

Ф: Что, Ерёма?

Е: Спросим у ребят, знают ли, как говорили наши прадедушки и прабабушки?

Ф: Спросим.

Е: Говорит бабка внуку: «Чо адишмо-то пелишь? Отверюхни от тетерьки гомзюлю – с губничей ссопёшь!»

Ф: Сам-то понял, что сказал?

Е: Не знаю! Помогите, ребята! (Дети предполагают, что это может означать: «Что ты плачешь? Отломи от каравая кусок – с грибовницей (т.е. с грибным супом) съешь!»)

Ф: Ну вот и всё! Себя показали, на вас посмотрели!

Е: Здоровья вам и добра,чтоб была у всех думка одна,

Чтоб знали всё наперёд, и от улыбок не закрывался рот!

Ведущий: Открываем четвёртую страницу журнала «Кукарские купцы»

«С каланчою старая пожарка помнит,

как на рынок по утрам

мужик на гривастых «иномарках»

вёз в горшках сметану (делал сам) .

Всё, что произвёл своей рукою,

Мёд у горожан тёк по усам,

Патока, морс, квас текли рекою,

Подходи, торгуйся, выбирай!

4 ученик: Кукарка расположена на перекрёстке всех торговых дорог. Ни одна из ярмарок не проходила без кукарских купцов. Например, купец Сайфуллин имел крупную кондитерскую фабрику. В Кукарке была его гостиница «Метрополь», в которой останавливались заезжие торговцы. За год из пределов Кукарки вывозилось до 3 миллионов пудов различных товаров: мёд, хлеб, сало, масло, опочный камень, лес, лён, кружева.

5 ученик: На ярмарку! На ярмарку! Спешите все сюда!

И со всех концов земли все на ярмарку пришли!

Народ собирается! Наша ярмарка открывается!

(Звучит русская народная песня «Коробейники». Участники мероприятия изображают весёлую ярмарку: кто-то покупатели, кто-то купцы)

Коробейники: Эй ты, народ честной! Кому ленты, кому косынки?

Есть на любой вкус ботинки! Тесьма красная да парча прекрасная,

Есть ниточки, есть катушечки, налетай, покупай, девки – душечки!

Зазывала 1: Конфеты, пышки! Налетай, ребятишки!

Зазывала 2: Кому пирожки, горячие пирожки? С пылу, с жару – гривенник за пару!

Нажарила, напекла Акулина для Петра! Давай, наскакивай!

Зазывала 3: Румяна, помада, духи «Сирень» прямо из сада.

Сходно продаём – премию в сувенир даём!

Ведущий: Вполне возможно, что на кукарской ярмарке могла произойти и такая история.

(Учащиеся инсценируют русскую народную сказку «Как старик корову продавал» в обработке С.Михалкова. Входит старик, за верёвку он ведёт корову ( 2 мальчика, переодетые в костюм коровы).

 

Автор: На рынке корову старик продавал, никто за корову цены не давал.

Хоть многим была коровёнка нужна, но, видно, не нравилась людям она.

Покупатель 1: Хозяин, продашь нам корову свою?

Старик: Продам. Я с утра с ней на рынке стою!

П: Не много ли просишь, старик, за неё?

С: Да где наживаться! Вернуть бы своё!

П: Уж больно твоя коровёнка худа!

С: Болеет, проклятая. Прямо беда!

П: А много ль корова даёт молока?

С: Да мы молока не видали пока…

Автор: Весь день на базаре старик торговал,никто за корову цены не давал.

Один паренёк пожалел старика:

Паренёк: Папаша, рука у тебя нелегка!

Я возле коровы твоей постою,авось, продадим мы скотину твою.

Автор: Идёт покупатель с тугим кошельком, и вот уж торгуется он с пареньком:

Покупатель 2: Корову продашь?

Паренёк: Покупай, коль богат. Корова, гляди, не корова, а клад!

Покупатель: Да так ли? Уж выглядит больно худой!

Паренёк: Не очень жирна, но хороший удой.

Покупатель: А много ль корова даёт молока?

Паренёк: Не выдоишь за день – устанет рука.

Автор: Старик посмотрел на корову свою:

Старик: Зачем я, Бурёнка, тебя продаю? Корову свою не продам никому –

Такая скотина нужна самому!

(Старик уводит корову. По дороге она спотыкается и падает)

5 ученик: Вот и солнце закатилось, наша ярмарка закрылась.

Приходите снова к нам, рады мы всегда гостям!

Ведущий: Вот и подошёл к концу наш устный журнал. Я предлагаю разгадать кроссворд, и те из вас, кто был сегодня внимательным,сумеет это сделать без труда. Ответив на все вопросы, вы узнаете, как называлась центральная улица слободы Кукарки.

Кроссворд «Слобода Кукарка»

1.Старое название города Советска?

2. Высокая башня с колоколом?

3. Откуда прибыло войско для подавления восстания в Кукарке?

4. Что означает слово «баско»?

5. Мастер, изготовляющий посуду из глины?

6. То блин, то полблина, то та, то эта сторона.

7. Местное название мягкого известняка?

8. Синоним слова «церковь»?

9. Сколько церквей было раньше в Кукарке?

 

 

1

К

У

К

А

Р

К

А

2

К

А

Л

А

Н

Ч

А

 

 

3

К

А

З

А

Н

Ь

4

К

Р

А

С

И

В

О

5

Г

О

Н

Ч

А

Р

 

6

М

Е

С

Я

Ц

 

7

О

П

О

К

А

 

 

8

Х

Р

А

М

 

9

П

Я

Т

Ь

 

                 

Ведущий: Как называлась центральная улица Кукарки? (Казанская).

А называлась она так потому, что через неё шла дорога на Казань.

Наше путешествие по старинному городу Советску подошло к концу.

Любите наш славный город, изучайте свой родной край, чтобы потом, когда станете взрослыми, вы могли бы сделать его, а значит и Родину, ещё краше и могущественнее.

(В заключение ученик читает стихотворение Н.Полушина «Слобода»)

 

Всплывает с далей невозвратных                        Рубли – в дорогу – глубже пряча,

Веков глубинная вода.                                          Абы воришка не украл,

И льётся слогом столь понятным                         В трактире плотники судачат:

И в наше время – сло – бо – да.                           На Каму или за Урал?

О нашем кряжистом народе                                 На зависть всем иногородним,

Так говорили, глядя вслед:                                  Познавшим барщин дикий гнёт,

Кукарский люд во всём свободен                        Здесь ремесло было свободным,

(Здесь крепостного права нет).                            Как мысли творческой полёт.

Я вижу чрез веков завесу                                      Кукарки лик - неузнаваем

И рядом с мастером стою,                                      Наш город - не приземист. Светл.

Как гончары и камнерезы                                      И мы не лаптем щи хлебаем

Ученикам урок дают.                                               Через каких – то двести лет.

И слышу говоры старушек,                                     Мы снова в слободе Кукарке.

Не узнавая этих лиц.                                                Нас жизнь к свободе привела.

Льёт бисер звуков стук коклюшек                          А на церквях сияют жарко

Кукарских знатных кружевниц.                              Из тех времён колокола.

 

Ведущий: Прошу вас, ребята, поделиться своими впечатлениями о  классном часе.

( обращает внимание учащихся на опорную таблицу) :

 

КАК ВЫРАЗИТЬ СВОЁ МНЕНИЕ?

Сегодня на классном часе я

         понял, что…

почувствовал, что..

узнал…

Я думаю, что…

Я хочу сказать, что…

К моему удивлению…

Я уверен, что…

Ведущий: Что это занятие дало вам для жизни? С каким настроением уходите? (Учащиеся показывают смайлики: радостное солнышко или грустная тучка)

Ведущий:Классный час закончен. Спасибо вам всем за хорошую работу.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.