Публикация «Когнитивная готовность детей к обучению в начальной школе в условиях цифровизации»
Управление образования города Батайска
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Детско-юношеская спортивная школа № 2
город Батайск
Тема: «Когнитивная готовность детей к обучению в начальной школе в условиях цифровизации »
Автор: Никитина Елена Александровна
Должность: методист МБУ ДО ДЮСШ № 2
Содержание
Введение | 3 |
Глава 1. Теоретические основы готовности детей дошкольного возраста | |
1.1 Характеристики особенностей развития детей седьмого года жизни | 11 |
1.2. Общая характеристика понятия «готовность к школьному обучению» | 12 |
Глава 2. Экспериментальное исследование готовности детей к школьному обучению | |
2.1. Методики исследования | 17 |
2.2. Методический инструментарий | 21 |
3. Вывод | 22 |
4.Список литературы | 23 |
Приложение 1 | 24 |
Приложение 2 | 32 |
Приложение 3 | 35 |
Приложение 4 | 37 |
Приложение 5 | 40 |
.
Тема проекта: «Когнитивная готовность детей к обучению в начальной школе в условиях цифровизации»
Введение
В нашу жизнь, очень плотно вошли компьютеры и компьютерные программы. Проводится много исследований связанных с влиянием мобильных устройств на организм ребенка. Известно, что использование гаджетов в 10 раз сильнее действует формирующийся организм, чем на взрослый. В образовании цифровизация направлена на обеспечение непрерывности процесса обучения, т. н. life-long-learning — обучение в течении жизни, а также его индивидуализации на основе advanced-learning-technologies—технологий продвинутого обучения. Изменения в системе значительно сказались познавательных и эмоциональных процессах и индивидуальных особенностях человека.
Если использовать технологии рационально на обучающих занятиях с детьми, проводя тестирования и диагностики, то красочность, доступность скорее благо для детей.
Цифровизация – это преобразование информации в цифровую форму.
По сути, это внедрение современных технологий в любые сферы жизни общества. Речь идет не только о применении нового оборудования, а о коренных изменениях в различных областях жизни. В результате цифровизации многие процессы в нашей повседневной жизни становятся гораздо проще Ученые в России и за рубежом постоянно изучаютразвитие образования в эпоху цифровизации. Это работыВ.И Гриценко,С. Пейперт,В.В.Рубцов ,В.В.Тихомирова и др. Внедрение новых моделей образования предложенные учёными помогает научить детей ориентироваться в поиске новой информации, самостоятельно или с помощью взрослых.
. В этом году все образовательные организации столкнулись с необходимостью, перейти на онлайн – обучение. Это новая мало изученная форма обучения, в любое время, находясь в любом месте.
Старшие дошкольники, активно ведут подготовку к школе, это новый этап в их жизни. Для включения ребёнка в процесс обучения в дошкольном возрасте достигается определённый уровень умственного и физического развития. Об этом говорят множественные исследования М.М. Безруких, Л.И. Божович, Н.Е. Вераксы, JI.C. Выготского, Н.И. Гуткиной, О.М. Дьяченко, А.Н. Леонтьева, A.A. Люблинской, А.Р. Лурия, B.C. Мухиной, Р.В. Овчаровой, Д.Б. Эльконина и других. Одного определения понятия "готовность к школе" в детской психологии не существует до сих пор по причине многогранности, " многопластовости" самой его сути. Так как это не отдельно взятая программа, которой с лёгкостью можно обучить. Это свойство личности, которое развивается при проведении специальных занятий, ситуаций жизненного опыта, общения, концентрации на определённой задаче.
Готовность к школе - совокупность психологических, личностных, морфологических особенностей ребенка, обеспечивающая успешный переход к школьному обучению.
В своем концептуальном выступлении А.Г. Асмолов сказал,- что определенный уровень развития ребенка является итогом всей предыдущей образовательной деятельности взрослых при активной субъектной позиции самого ребенка. В связи с этим, готовность к школе надо понимать, как закономерный результат, итог этого развития.
Н.В. Нижегородцева и В.Д. Шадриков предлагают в своих исследованиях посмотреть на старший дошкольный возраст через призму кризиса семи лет.
Л.А. Парамонова и Е.Ю. Протасова проанализировав модальность восприятия, считает наиболее эффективным развитием разных когнитивных типов познания( визуальной, аудиальной и моторной).. Обратившись к исследованиям Л.Брэдли и Б. Хилл, используя когнитивный стиль, предлагает дать совершать действия присущие его типу личности. Отмечено положительное влияние компьютеризации на развитие детей младше школьного возраста. Говорят о широких возможностях развития мышления ребёнка
Авторский коллектив проекта «Преемственность» под руководством Н.А. Федосовой рассмотрев параметры готовности к школе, считают наиболее значимой когнитивную.
Когнитивная готовность детей к обучению в начальной школе - уровень развития когнитивных (познавательных) процессов у ребенка шести-семилетнего возраста, включая восприятие, внимание, память, воображение, мышление, речь, достаточный для успешного освоения учебной программы в начальных классах школы.
Правительством РФ утвержден проект «Современная цифровая образовательная среда», направленный на создание условий для системного повышения качества, расширения возможностей непрерывного образования. Проект реализуется путем создания цифрового образовательного пространства, доступности онлайн-обучения и направлен на возможность организации смешанного обучения, выстраивания индивидуальных образовательных маршрутов обучения, самообразование, семейное и неформальное образование.
Следует заметить, что в настоящее время первоклассники развиты хуже, чем их сверстники в середине прошлого века, потому что психологическая готовность не формируется на занятиях по школьному типу.
Это объясняется и тем, что наши дети все меньше и меньше играют в традиционные игры (сюжетно-ролевые, развивающие, игры с правилами, дидактические), реже занимаются конструированием, лепкой, рисованием, аппликацией. А всем известно что игра – это ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте в которой развивается память, внимание, воображение, мышление. Все виды детской деятельности вытесняются компьютерными играми. Родители стремятся начать систематическое обучение своего ребенка как можно раньше, причем помимо детского сада его могут водить в спортивные секции, музыкальную школу, изостудию и т.д. Им невдомек, что такое обучение, сводящееся, как правило, к выработке навыков и умений в той или иной области, не способствует психическому развитию ребенка.
Актуальность
Актуальность этого проекта связана с развитием использования технологий, использование различной техники постоянно растёт и удобство пользования приводят к изменениям, поиска информации и влияет ли это на развитие когнитивной готовности детей к школе. Когнитивная готовность детей к школе считается одной из наиболее изученной в психологии. Но изменения стиля жизни, делают эту проблему актуальной., Поскольку эта сфера развития психических процессов ребенка, а они плотно связаны и дают возможности для успешного обучения .
Е. А. Кашина отмечает: «Изменились требования к умениям учащихся, поскольку необходимо не только читать, писать и считать, нужно уметь организовывать ресурсы данных, плодотворно сотрудничать, собирать, оценивать и использовать информацию». В основном цифровизация обучения рассматривается в разработке новых развивающих программ не всегда качественных и устраивающих педагогов методик к ним нет достаточного внимание на развитие психических процессов.
Поэтому возникает необходимость в изучении когнитивной готовности к школе в условиях цифровизации особенностей развития памяти, как психологического фактора влияющего на успешность учебной деятельности.
Не полная разработка аспектов проблемы памяти, компьютеризированной деятельности дошкольников выявило актуальность и постановку целей.
Новизна.
Включает в себя создание модели взаимодействия педагога-психолога с родителями, учителями начальных классов, педагогами подготовительной группы в подготовке детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению; формирование навыков взаимодействия, саморегуляции, самооценки и самоконтроля. Особенности когнитивных процессов при диагностики детей 6- 7 лет в условиях цифровизации.
Методологические и теоретические основы проекта составили.
Проблемой когнитивная готовность детей к обучению в начальной школе занимались ученые-исследователи за рубежом и отечественной психологии.
Рассматривали эту проблему в разных аспектах,зарубежные ученые (А. Анастази, Я. Йирасек, С. Штрембел и т. д.) рассматривали проблему в аспекте школьной зрелости. Наши соотечественники (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Л. Божович, А.Р.Лурия и т. д.) проводили теоретическое исследование проблемы.
А.Г. Асмолов, Н.В. Нижегородцева и В.Д. Шадриков, Л.И. Божович, А.В. Запорожца ,Л.А. Венгер, Ф.А. Сохин, Л.Е. Журова, Т.В. Тарунтаева , М. Семаго и Н.Семаго , А.В. Гордиец , Н.И. Гуткина принципа единства сознания и деятельности (С.Л.Рубинштейн); принцип системности; принцип личностно-ориентированного подхода (Г.А.Цукерман, Ш.А. Амонашвили); труды отечественных и зарубежных исследователей Л.И.Божович, А.В. Запорожец, Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, В.С.Мухина, А.Н.Леонтьев, Л.А.Венгер, С.Штрембел, Я.Йирасек., Е. А. Кашина, это методология и деятельностный подход.
Концептуальную основу проекта составили.
Возрастная периодизация Д.Б. Эльконина, теория о школьной зрелости А.Анастази, концепция о готовности к обучению в школе Л.И.Божович, культурно-историческая концепция Л.С.Выготского, концепция о тесной связи между физическим и психическим развитием А.Керн, теория П.Я.Гальперина о поэтапном формировании умственных действий.
Когнитивная готовность к школе, рассматривается основной формой готовности и оказывает большую значимость. Умение концентрации внимания, на решении поставленной задачи выполняя её. Когда вокруг ты подвержен воздействию среды, мы не живём в вакууме. Научиться не отвлекаться от выполнения, концентрироваться в течении 15-20 минут это важное качество для будущего ученика. Умение связать, что происходит в данный момент материалом предоставленным ранее.
На сегодняшний день общепризнанно, что готовность к школьному обучению – многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований.
Объект.
Изучение психологической и педагогической литературы , анализ полученной информации.
Предмет исследования.
Когнитивная готовность детей к обучению в начальной школе в условиях цифровизации
Цель проекта.
Изучение когнитивной готовности детей к обучению в начальной школе в условиях цифровизации.
Предпосылки исследования.
Состоят в том, что цифровизация подразумевает умение самостоятельно находить ответы в различных источниках информации. Педагог , взрослый выступает в роли помощника, наставника, к которому придется обращаться лишь в первое время когда ребенок не умеет читать. работа педагога-психолога с родителями, учителями начальных классов и педагогами подготовительной группы и классов подготовки к школе приведет к положительной динамике показателей психологической готовности детей к школе, их к безболезненной адаптации и успешному обучению, будет достигнута преемственность обучения и единство требований.
Задачи исследования:
Характеризовать понятия Когнитивная готовность детей к обучению в начальной школе в условиях цифровизации
Использовать электронные ресурсы.
Изучить суть принципов цифровизации в образовании.
Обобщить концепции о психологической готовности к школе
Изучить психолого- педагогическую литературу по данной теме.
Гипотеза исследования.
Состоит в том, что целенаправленная разнообразная работа педагога-психолога с родителями, учителями начальных классов и педагогами подготовительной группы и классов подготовки к школе приведет к положительной динамике показателей психологической готовности детей к школе, их к безболезненной адаптации и успешному обучению, будет достигнута преемственность обучения и единство требований.
Методы исследования:
Теоретический анализ литературы по проблеме исследования;
Подбор методического инструментария.
Методический инструментарий:
Тест для исследования произвольного внимания "Да и нет" Н.И. Гуткиной Методика предназначена для исследования произвольного внимания и памяти при определении готовности детей к школе,
Диагностика уровня развития произвольной сферы. "Домик" Н.И. Гуткиной,
Комплексная методика « Определение когнитивной готовности детей к обучению в школе» И.В. Овчинникова,
Прогрессивные матрицы Равена.
Тест « Ориентировка в окружающем»
Планируемые результаты:
Дальнейшее изучение темы в эмпирическом исследовании
Практическая и прикладная значимость исследования заключается.
Разработанная программа диагностики Когнитивная готовность детей к обучению в начальной школе в условиях цифровизации, и комплекс рекомендаций, использовать могут педагоги- психологи, педагоги, учителя и родители при определении уровня готовности к школе.
Перспектива исследования.
Предполагается дальнейшее изучения с помощью эмпирического исследования.
Когнитивной готовности детей к обучению в начальной школе в условиях цифровизации .
Теоретические основы становления психологической готовности ребенка к школе в условиях цифровизации.
1.1 Характеристики особенностей развития детей седьмого года жизни
Ребенок на пороге школы (6–7 лет) обладает устойчивыми социально- нравственными чувства и эмоциями, высоким самосознанием и осуществляет себя как субъект деятельности и поведения.
Мотивационная сфера дошкольников 6–7 лет расширяется за счет развития таких социальных мотивов, как познавательные, про социальные (побуждающие делать добро), самореализации. Поведение ребенка начинает регулироваться также его представлениями о том, что хорошо и что плохо. С развитием морально-нравственных представлений напрямую связана и возможность эмоционально оценивать свои поступки К концу дошкольного возраста происходят существенные изменения в эмоциональной сфере. С одной стороны, у детей этого возраста более богатая эмоциональная жизнь, их эмоции глубоки и разнообразны по содержанию Благодаря таким изменениям в эмоциональной сфере поведение дошкольника становится менее ситуативным и чаще выстраивается с учетом интересов и потребностей других людей. .
Сложнее и богаче по содержанию становится общение ребенка со взрослым. . Большую значимость для детей 6–7 лет приобретает общение между собой. Их избирательные отношения становятся устойчивыми, именно в этот период зарождается детская дружба. К 6—7 годам ребенок уверенно владеет культурой самообслуживания и культурой здоровья. В играх дети 6–7 лет способны отражать достаточно сложные социальные события – рождение ребенка, свадьба, праздник, война и др. Продолжается дальнейшее развитие моторики ребенка, наращивание и самостоятельное использование двигательного опыта..
В возрасте 6–7 лет происходит расширение и углубление представлений детей о форме, цвете, величине предметов. К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей.. В 6–7 лет у детей увеличивается объем памяти, что позволяет им непроизвольно запоминать достаточно большой объем информации. Девочек отличает больший объем и устойчивость памяти. Воображение детей данного возраста становится, с одной стороны, богаче и оригинальнее, а с другой – более логичным и последовательным,. В этом возрасте продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщенных представлений о свойствах различных предметов и явлений на седьмом году жизни в процесс мышления все более активно включается речьВ 6–7 лет увеличивается словарный запас. К концу дошкольного детства ребенок формируется как будущий самостоятельный читатель. Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество деталей. Совершенствуется и усложняется техника рисования, лепки, аппликации.
Дети способны конструировать по схеме, фотографиям, заданным условиям, собственному замыслу постройки из разнообразного строительного материала. Наиболее важным достижением детей в данной образовательной области является овладение композицией.
1.2. Психологическая характеристика ребенка дошкольника к обучению в школе
Проблема готовности к школьному обучению изучают и зарубежные и отечественные психологи, но время не стоит на месте. В нашу жизнь современные технологии ворвались с огромной скоростью. Многие сферы деятельности переходят на цифровые системы: Переводят на работу в системе цифровизации магазины, банки, больницы, образование. Изменения в проекте закона о образовании говорят о переходе школьной программы на электронный формат. В жизни, изменится не только система образование, но и ее смысл и предназначение. Современный мир перешел на очередной уровень развития новых технологий. Сегодня главная задача учителя, педагога, родителей, научить находить нужную информацию в достоверных источниках.
Устоявшегося определения этого термина пока нет, но в него включают использование в обучении больших данных о процессе освоения отдельным учащимся отдельных дисциплин и во многом автоматической адаптации учебного процесса на их основе; использование виртуализации, дополненной реальности и облачных вычислений и многие другие технологии. Современная формулировка школьного обучения в корне отличается от традиционной.
Цифровизация образования — именно так называется процесс перехода на электронную систему. Сам термин «Цифровизация» появился в связи с развитием информационно-коммуникационных технологий. Давоссе Клаус Шваб, называя первую цифровую революцию 1960–1980 годов «промышленной», полагает, что ее катализатором стало развитие полупроводниковых ЭВМ, в 60–70-х — персональных компьютеров, в 90-х — сети интернет. Д.К. Шваб предвидел близость четвертой промышленной революции, цифровойсвязи с «вездесущим» и мобильным интернетом, миниатюрными устройствами, развитием искусственного интеллекта. мир, наполнился новыми связями, такими как онлайн игры, социальные сети, соединяющие его с реальным миром.
Реальный и виртуальные миры взаимозависимы, по мнению А. В. Кешелава И наши дети легко ориентируются в этом мире, задача взрослых направить в нужное русло, и нельзя потерять ,ценности человеческого бытия.
Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии детей: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические процессы. Ребенок, готовый к школе, хочет учиться и потому, что ему хочется занять определенную позицию в обществе людей, а именно позицию, открывающую доступ в мир взрослости, и потому, что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома. Сплав этих двух потребностей способствует возникновению нового отношения ребенка к окружающей среде, названного Божович Л.И. "внутренней позицией школьника" .Этому новообразованию Божович Л.И. придавала очень большое значение, считая, что "внутренняя позиция школьника" может выступать как критерий готовности к школьному обучению.
Условием для полноценного развития в старшем дошкольном возрасте является целенаправленное и осознанное руководство со стороны взрослых – педагогов и родителей. А это, в свою очередь, возможно лишь тогда, когда работа с детьми построена на ясном понимании закономерностей психического развития и специфики последующих возрастных этапов, знаний того, какие возрастные новообразования являются основой дальнейшего развития детей.
Также значимым условием психического развития, является использование потенциала игровой деятельности как эффективного средства формирования основных новообразований в данном возрасте и как средства осуществления преемственного развития дошкольного этапа к школьному.
Именно в готовности к школе получают свое воплощение важные новообразования и достижения развития, создающие ребенку благоприятный старт для начала учебной деятельности и успешной реализации новой роли ..
Для того чтобы ребенок к концу дошкольного возраста был готов к принятию новой для него социальной роли школьника, необходимо у него сформировать психологическую и личностную готовность к систематическому обучению. Которые напрямую зависят от сформированности или несформированности важнейших новообразований в психическом развитии ребенка.
Старший дошкольник выходит за пределы своего семейного мира и активно начинает взаимодействовать с миром взрослых людей. Причем мир взрослых так интересует ребенка, что он не может ограничиться только созерцанием, ему необходимо активно действовать в нем.
В отечественной психологии принято определение ведущего вида деятельности, данное А.Н. Леонтьевым. Обучение, впервые появляющееся в дошкольном возрасте, возникает, прежде всего, в игре. Ребенок-дошкольник учиться играя.. Формируется активное воображение, произвольность внимания и памяти. Происходит освоение общественной функции и норм поведения людей, что является важным моментом формирования личности дошкольника. Содержание основных новообразований старшего возраста.
- развитие мотивационно-потребностной сферы;
- преодоление познавательного «эгоцентризма» ребенка;
- развитие идеального плана;
- развитие произвольности действий.
Каждая возрастная ступень имеет ведущее новообразование для всего процесса развития., то есть ,это способствует новым сторонам личного и познавательного развития. «Центральными линиями развития. Л.С. Выготский называет новообразованные процессы.
Новообразования психического развития детей старшего дошкольного возраста, они формируются по двум направлениям: личностное развитие и познавательное рассмотрев точку зрения Л.С. Выготского ребёнка достигнувшего определенного развития умственных процессов можно назвать готовым к школьному обучению. Л. С. Выготского, «быть готовым к школьному обучению — значит, прежде всего, обладать умением обобщать идифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира»
Исходя из слов , можно сделать вывод: психические функции имеют не только системную но и « хроногенную»организацию.
Нина Иосифовна Гуткина понимает психологическую готовность к
школе как готовность к усвоению определённой части культуры, включённой
в содержание образования в форме учебной деятельности, и представляет
собой сложное структурно-системное образование, которое охватывает все
стороны детской психики. Оно включает: личностно-мотивационную и
волевую сферы, элементарные системы обобщённых знаний и
представлений, некоторые учебные навыки и способности. Это не сумма
изолированных качеств и свойств, а их целостное единство .
Согласно энциклопедическому словарю по психологии и педагогике,
психологическая готовность к школе — это комплекс психических качеств,
необходимых ребенку для успешного начала обучения в школе. Эти качества
можно разделить на составляющие:
1) мотивационная готовность — положительное отношение к школе и
желание учиться;
2) умственная или познавательная готовность — достаточный уровень
развития мышления, памяти и др. познавательных процессов, наличие
определенного запаса знаний и умений;
3) волевая готовность — достаточно высокий уровень развития
произвольного поведения;
4) коммуникативная готовность — способность устанавливать отношения со
сверстниками, готовность к совместной деятельности и отношение ко взрослому как к учителю.
Т.В. Ахутина обращает внимание, что в последние годы отмечается резкое увеличение школьников погранично между нормой и патологией. Не имеют клинического диагноза но демонстрируют признаки дезадаптивного поведения и трудности в обучении.
Как отмечает С.Л . Новосёлов , дети которые растут без компьютера, для достижения цели нужен свой опыт и знания. Если ребёнок много знает, то и быстрее решит задачу, достигнув цели. В компьютеризированной деятельности готовность школьников изучалась Е. И. Машбиц, С.Л. Новосёловой, Ю.М. Горвиц. При наличии компьютера который увеличивает возможности человека, опираясь на чужие знания и повышает его информированность.В основном всех авторов интересует применения компьютерных программ при обучении письму, математике и остальным предметам. Это и Д.Б. Богоявленская,Е.К. Глушкова.
Глава 2. Экспериментальное исследование готовности детей к школьному обучению
2.1. Методики исследования
Цифровизация обучения, помогает ребенку ориентироваться в будущем мире, делает характер более твердым. Дошкольник с раннего детства обучается самостоятельной работе, понимает что ему самому необходимо стремление к знаниям. Без опеки и заботы учителей он добьётся более высоких результатов.
Но мы не можем не видеть , риск отрицательного результата на здоровье и психические процессы.
Система полного дистанционного обучения применялась впервые ,сравнить её не с чем, и как всё новое мы не можем сказать точно, положительно или нет скажется это на детях.
Мы заметили , что хуже запоминается информация,, слабо развиваются творческие способности, нет возможности проявить себя. Электронные версии носят «сухой» характер. Ребенок быстро привыкнет к скучному повествованию. Детское творчество заметно пострадает.
Снижение умственной активности. Это явление можно наблюдать уже сейчас. Человеку нет нужды размышлять о чем-то, он перестал самостоятельно добывать информацию. Достаточно иметь доступ в Интернет, чтобы узнать необходимые сведения. Это приводит к ослаблению мыслительных способностей.
Во всех исследованиях, несмотря на различие подходов, признается факт, что эффективным школьное обучение будет только в том случае, если первоклассник обладает необходимыми и достаточными для начального этапа обучения качествами, которые затем в учебном процессе развиваются и совершенствуются.
Можно сказать, что за основу готовности к школьному обучению берется некий базис развития, без которого ребенок не может успешно учиться в школе. Фактически работы по психологической готовности к школе опираются на положение, что обучение идет вслед за развитием, поскольку признается, что нельзя начинать обучение в школе, если нет определенного уровня психического развития. Но вместе с тем в работах Л.И. Божович, Д.Б. Эльконина и других представителей школы Л.С. Выготского показано, что обучение стимулирует развитие, то есть подтверждается идея Л.С. Выготского, что обучение идет впереди развития и ведет его за собой, при этом между обучением и развитием нет однозначного соответствия – «один шаг в обучении может означать сто шагов в развитии», «обучение… может дать в развитии больше, чем то, что содержится в его непосредственных результатах»
Диагностика психологической готовности к школьному обучению впервые начала применяться за рубежом. В зарубежных исследованиях она часто обозначается как диагностика школьной зрелости.
Как уже отмечалось, традиционно выделяется три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный.
На основании выделенных параметров создаются тесты определения школьной зрелости.
Американские исследователи этой проблемы в основном интересуются интеллектуальными возможностями детей в самом широком смысле. Это находит отражение в применяемых ими тестах, показывающих развитие ребенка в области мышления, памяти, восприятия и других психических функций.
Среди наиболее известных зарубежных тестов определения школьной зрелости, применяющихся в нашей стране, можно назвать «Ориентационный тест школьной зрелости» Керна-Йирасека и тест Г. Витцлака «Способность к обучению в школе».
Я. Йирасек провел исследование по установлению связи между успешностью выполнения теста школьной зрелости и успешностью в дальнейшем обучении. Дети которые хорошо проходят тестирование , затем и в школе успевают
Д.Б. Эльконин считал, что для понимания психического развития в переходные периоды диагностическая схема должна включать в себя выявление как новообразований закончившегося возрастного периода, так и появление и уровень развития симптомов, характеризующих наступление следующего периода.
Д.Б. Эльконин подчеркивал, что предметом такой диагностики становятся не отдельные психические процессы или функции (восприятие, внимание, память), а операциональные единицы деятельности. С его точки зрения, это создает значительно большую конкретность диагностики и дает возможность на ее основе намечать необходимую коррекцию при обнаружении отставания тех или иных сторон психического развития .
Существующие отечественные методики определения сформированности предпосылок овладения учебной деятельностью фактически отвечают этому методологическому принципу. Среди них методика «Узор» Л.И. Цеханской, методика «Графический диктант» Д.Б. Эльконина, методика «Рисование по точкам» А.Л. Венгера Тест для исследования произвольного внимания "Да и нет" Н.И. Гуткиной ,диагностика уровня развития произвольной сферы. "Домик" Н.И. Гуткиной,методика «Графический диктант» Д.Б. Эльконина,комплексная методика « Определение когнитивной готовности детей к обучению в школе» И.В. Овчинникова.и др.
Помимо методов, определяющих сформированность психологических предпосылок к обучению, используются тесты на школьную зрелость, состоящие из различных шкал, выявляющих развитие ребенка в разных сферах. Примером могут служить интеллектуальные шкалы эстонского психолога П.Я. Кеэса, определяющие развитие восприятия, логического и пространственного мышления и др. А.Г. Лидере и В.Г. Колесников адаптировали нормы по шкалам П.Я. Кеэса для России .
Весьма эффективной для обследования детей на готовность к школьному обучению является методика М.Н. Костиковой . Автор предлагает ориентироваться не на результат тестового испытания, а на процесс решения, анализируя при этом затруднения, испытываемые детьми, и те виды помощи, которые необходимы им для успешного выполнения задания.
Несмотря на многообразие существующих методов определения готовности детей к школьному обучению, психологи продолжают поиски более совершенных диагностических программ, отвечающих следующим требованиям:
1) обследование не должно быть слишком длительным, так как оно должно вписываться во временные рамки записи детей в школу (апрель–май);
2) методики должны давать сведения о мотивационной готовности детей к школе;
3) программа обследования должна содержать необходимые и достаточные компоненты для заключения о готовности ребенка к школе.
Вывод: В результате теоретического анализа проблемы исследования можно сказать, что в 5 – 6 летнем возрасте активно расширяется объем знаний ребенка, а в связи с этим меняется и характер его умственной деятельности, которая базируется на понимании, на активном анализе и синтезе. С развитием мышления анализ становится все более детальным, а синтез все более обобщенным и точным. Дети уже способны понять связь между окружающими предметами и явлениями, причины тех или иных событий. Наряду с наглядно-образным появляются зачатки словесно-логического мышления. Внимание старшего дошкольника становится все менее рассеянным, более устойчивым. Память все больше приобретает характер опосредованного запоминания.
Происходит интенсивное развитие речи ребенка, которая характеризуется богатым словарным запасом и сложной структурой, включающей в себя практически все речевые обороты и семантические конструкции. В силу того, что в этом возрасте главным в умственной деятельности становится стремление приобрести новые знания и умения, дети 5 – 6 лет часто охотно обучаются чтению, письму, математике, если такое обучение происходит в доступной для них игровой форме.
В 5–6 лет происходит активное развитие крупной моторики и тонкой моторики руки. Движения ребенка становятся более точными и четкими, ребенок в этом возрасте способен самостоятельно и аккуратно работать с ножницами, иголкой, рука ребенка практически готова к обучению письму. К концу дошкольного возраста ребенок в достаточной степени способен к произвольному поведению, то есть сознательно регулируемому поведению. Ребенок учиться действовать, подчиняясь особым правилам, вырабатываемым не им самим, а данным ему извне.
Таким образом, приобретённые навыки дошкольника отражаются в интеллектуальной, социальной, эмоциональной зрелости, которая может говорить о психологической готовности к школе.
2.2. Методический инструментарий :
Для проведения диагностики готовности к школьному обучению я выбрала эти диагностики которыми предлагаю пользоваться во время проведения .
эмпирическом исследования.
Комплексная методика « Определение когнитивной готовности детей к обучению в школе» И.В. Овчинникова
Тест « Ориентировка в окружающем»
Тест для исследования произвольного внимания "Да и нет" Н.И. Гуткиной Методика предназначена для исследования произвольного внимания и памяти при определении готовности детей к школе,,
Диагностика уровня развития произвольной сферы. "Домик" Н.И. Гуткиной,
Прогрессивные матрицы Равена.
4. Вывод:
Проведенный теоретический анализ исследования Когнитивная готовность детей к обучению в начальной школе в условиях цифровизации в можно сказать, что в 6-7 летнем возрасте активно расширяется объем знаний ребенка, а в связи с этим меняется и характер его умственной деятельности, которая базируется на понимании, на активном анализе и синтезе. С развитием мышления анализ становится все более детальным, а синтез все более обобщенным и точным. Дети уже способны понять связь между окружающими предметами и явлениями, причины тех или иных событий. Наряду с наглядно-образным появляются зачатки словесно-логического мышления. Внимание старшего дошкольника становится все менее рассеянным, более устойчивым. Память все больше приобретает характер опосредованного запоминания.
Происходит интенсивное развитие речи ребенка, которая характеризуется богатым словарным запасом и сложной структурой, включающей в себя практически все речевые обороты и семантические конструкции. В силу того, что в этом возрасте главным в умственной деятельности становится стремление приобрести новые знания и умения, дети 6-7 лет часто охотно обучаются чтению, письму, математике, если такое обучение происходит в доступной для них игровой форме.
В 6-7 лет происходит активное развитие крупной моторики и тонкой моторики руки. Движения ребенка становятся более точными и четкими, ребенок в этом возрасте способен самостоятельно и аккуратно работать с ножницами, иголкой, рука ребенка практически готова к обучению письму. К концу дошкольного возраста ребенок в достаточной степени способен к произвольному поведению, то есть сознательно регулируемому поведению. Ребенок учиться действовать, подчиняясь особым правилам, вырабатываемым не им самим, а данным ему извне.
Таким образом, приобретённые навыки дошкольника отражаются в интеллектуальной, социальной, эмоциональной зрелости, которая может говорить о психологической готовности к школе.
Список литературы:
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.,2010
Б.С. Волков и Н.В. Волкова "Как подготовить ребенка к школе"- 2015
Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка: изучение мотивации поведения детей и подростков [Текст] /Л.И, Божович. – М.: Академия. – 2008. –
.Венгер Л.А. Готов ли ваш ребенок к школе. – М.,2012
.Виноградова Н.Ф. Современные подходы к реализации преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования // Начальная школа. 2015 № 1.
Гранатов Г.Г. Метод дополнительности в развитии понятий (педагогика и психология мышления). Магнитогорск, 2014
Готовность к школе /Под ред. И.В. Дубровинкой/ Москва. 2015 г.
.Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе: Руководство практического психолога / Н.И. Гуткина. – М.: Академический проспект. – 2015.
.Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 2016
Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе. – М., 1990.
.Психологическое тестирование/ Под ред.К.М.Гуревича, В.И.Лубовского – М.,. –2015
Ращикулина Е.Н. Интеллектуальная готовность детей к школьному обучению// Дошкольное воспитание. – 2015. - № 4
Эльконин Д.Б. Некоторые вопросы диагностики психического развития детей: диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей / под редакцией Д.И. Фельдштейна. – Москва-Воронеж.: Педагогика, издание 2-е стереотипное. –2014
Приложения 1
1.КОМПЛЕКСНАЯ МЕТОДИКА «ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОГНИТИВНОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ»
Автор: Составитель Овчинникова И.В.
КОМПЛЕКСНАЯ МЕТОДИКА «ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОГНИТИВНОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ»
Автор: Составитель Овчинникова И.В.
Цель: Для изучения причин возникновения и путей устранения трудностей в обучении учащихся первых классов проводится комплексное психологическое обследование детей на предмет сформированности у них когнитивной готовности к обучению в школе.
Возраст: 6-7 лет.
Диагностика детей проходит перед зачислением их в школу или в начале августа.
Диагностика проводится в малой группе детей (до 12 человек), у каждого ребенка есть взрослый помощник-ассистент, который не является родственником ребенка. С группой работает один психолог. Полное время исследования – 35 минут.
Инструкция
Внимание – проявление избирательной направленности процессов сознания.
Различные свойства внимания – его концентрация, устойчивость, переключение, объем и распределение – в значительной мере независимы друг от друга: внимание хорошее в каком-то одном отношении, может быть не очень развито в другом. Поэтому мы предлагаем в комплексной методике исследовать уровень развития концентрации внимания, устойчивость, произвольность и оценить работоспособность ребенка
Субтест №1. «Найди кружок по образцу»
Цель: Определение умственной работоспособности (внимательности).
Дети должны за 3 минуты найти и отметить в последовательности повторяющихся геометрических фигур те, которые совершенно идентичны предлагаемым образцам. Для проведения теста используется специальный бланк, на котором изображены 105 кружочков с различными геометрическими знаками, расположенных в 7 рядов по 15 кружочков в каждом. Три фигурки – образцы – изображены отдельно в середине самой верхней части бланка. Задание подробно объясняется с одновременной иллюстрацией действий на доске, затем инструкция проговаривается детьми и только после пробных трех кружочков дети приступают к самостоятельной работе.
Обработка результатов:
для оценки общей работоспособности подсчитывается количество правильных операций, произведенных ребенком (количество просмотренных кружков – правильно зачеркнутые кружки и правильно не зачеркнутые фигурки). За каждую правильную операцию начисляется 1 балл;
подсчитывается коэффициент концентрации внимания, количество правильных операций отнесенное к сумме количества правильных операций и количества ошибок;
по количеству правильно произведенных операций можно судить о развитии распределения и переключения внимания;
если ребенок зачеркивал все кружки подряд или вразнобой, т.е. не по строчкам, а в случайных местах на бланке, то результат не засчитывается.
По уровню концентрации внимания и общей работоспособности делается вывод о сформированности умственной работоспособности.
Субтест №2 «Тест графический диктант».
Цель: Оценка произвольности поведения ребенка
Процесс школьного обучения с самых первых шагов опирается на некоторый уровень развития произвольного поведения. Произвольность поведения рождается в ролевой игре в коллективе детей. Она позволяет корректировать нарушения в подражании предлагаемому образцу, так самостоятельно осуществить контрольные функции ребенку еще трудно. Игру Д.Б. Эльконин считал школой произвольного поведения. Он выделял следующие параметры произвольности необходимые для успешного овладения учебной деятельностью:
умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия;
умение ориентироваться на заданную систему требований;
умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;
умение самостоятельно выполнять задания по зрительно воспринимаемому образцу.
На бланке (фрагмент листа в клеточку) ставятся 3 точки одна под другой на расстоянии 7 клеток друг от друга по вертикали. Ребенку дают ручку и произносят инструкцию. «Я буду говорить, в какую сторону и на сколько клеток провести линию. Проводи только те линии, о которых я буду говорить. Когда проведешь линию, жди, пока я не скажу, куда направить следующую. Каждую новую линию начинай там, где кончилась предыдущая, не отрывая карандаш от бумаги.» (Напоминаем, где право – лево). Диктуется образец, а дальше ребенок такой же узор рисует сам. Первое задание тренировочное, контролируемое взрослым. При рисовании последующих узоров такой контроль снимается.
Первое задание: «Поставь карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуй линию: одна клетка вниз. Не отрывай карандаша от бумаги. Теперь одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Дальше продолжай рисовать такой же узор сам» На самостоятельную работу по продолжению узора дается полторы – две минуты.
При анализе обращается внимание на то, как ребенок выполнил работу под диктовку и самостоятельно. Первый показатель свидетельствует об умении слушать и четко выполнять указания, не отвлекаясь на посторонние раздражители. Второй – о степени самостоятельности ребенка.
Второй и третий узоры даются более сложными.
Результаты:
высокий уровень произвольности – безошибочная работа;
хороший уровень произвольности – практически без ошибок или в одном из узоров отдельные мелкие ошибки;
средний уровень – под диктовку работа сделана без ошибок, а самостоятельная часть начата правильно 2-3 элемента узора, а затем идет серьезное искажение;
ниже среднего уровня – правильно сделана только первая диктуемая часть работы;
низкий уровень – нарушения отмечены уже в диктуемой части.
Субтест № 3. «Переплетенные линии»
Цель: Оценка устойчивости внимания
Ребенку предлагается рисунок, на котором изображены 10 переплетенных линий. Каждая линия имеет свой номер у начала (слева) и у конца (справа). Однако эти номера не совпадают. Ребенок должен внимательно проследить за каждой линией от ее начала до конца. При этом нельзя пользоваться ручкой или пальцем. Ребенок как бы «рисует глазками» и вслух называет номер линии слева и затем номер этой линии справа. Время выполнения – не более 2 минут.
Результаты:
высокий уровень устойчивости внимания – безошибочная работа;
хороший уровень устойчивости внимания – 1...2 ошибки;
средний уровень устойчивости внимания – 3...4 ошибки;
ниже среднего уровня устойчивости внимания – 5 ошибок;
низкий уровень устойчивости внимания – 6 и более ошибок.
Оценка сформированности процессов памяти.
Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению информации. Первоклассник часто не помнит, что задано на дом, что нужно принести из школьных принадлежностей на следующий день, но при этом родители отмечают, что их ребенок великолепно запоминает рекламу, может воспроизвести сюжет фильма, легко учит стихи и песни.
Дело в том, что в первом случае требуется произвольное запоминание, а во втором действует непроизвольное основанное на интересе и эмоциях.
Память бывает кратковременной (точное воспроизведение в течение первой минуты после однократного предъявления информации) и долговременная (воспроизведение через достаточно длительное время).
Субтест № 4. «Запомни 10 слов»
Цель: Оценка уровня развития слуховой памяти – кратковременной и долговременной.
Ребенку зачитывается 10 слов, затем он должен их повторить в любом порядке. Количество воспроизведенных слов и будет показателем кратковременной слуховой памяти. Затем такая процедура повторяется еще 3 раза. В конце всего диагностического сеанса опять возвращаемся к этому упражнению. Не называя слов, просим ребенка вспомнить их. Это показатель долговременной слуховой памяти.
Хороший показатель кратковременной памяти для 6 летнего ребенка – 5...6 слов
Хороший показатель долговременной памяти для 6 летнего ребенка – 7...8 слов
Субтест №5. «Запомни рисунки»
Цель: Оценка объема кратковременной зрительной памяти.
Ребенку показывают рисунок с изображением фигур, просят рассмотреть этот рисунок очень внимательно и запомнить фигуры (их всего 9). Время экспозиции 30 секунд. Далее показывают ребенку другой рисунок, на котором есть 9 изображений из первого рисунка и еще 6 других, и просят его показать картинки из первого рисунка. Ребенок имеет 9 попыток при показе запомнившихся изображений. Процедура длится не более 1,5 минут.
Хороший результат для детей 6 лет – 7...8 изображений
Средний результат для детей 6 лет – 5...6 изображений.
Субтест №6 «Запомни второе слово»
Цель: Оценка способности к осмысленному запоминанию.
Ребенку зачитываются пары слов, которые он должен постараться запомнить. Делается акцент на том, что между словами может быть какая-то ассоциативная связь и на то, что ребенку нужно будет воспроизвести второе, парное слово. Затем ребенку зачитываются только первые слова, а ребенок называет к ним парные слова. Количество воспроизведенных слов – показатель смысловой памяти.
Хороший показатель смысловой памяти для 6 летнего ребенка – 7...8 слов
Средний результат для детей 6 лет – 5...6 слов
Оценка уровня сформированности мышления.
Мышление – это процесс познания человеком действительности с помощью мыслительных процессов – анализа, синтеза, суждений и т.п.
Выделяют три вида мышления:
наглядно-действенное (познание с помощью манипулирования предметами);
наглядно-образное (познание с помощью представлений предметов, явлений);
словесно-логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений).
Субтест № 7. «Окончание слов
Цель: Оценка скорости мыслительных процессов, сообразительности
Ребенку предлагается игра: взрослый начинает слово, произнося первый слог, а он заканчивает. Всего предлагается 10 слогов.
Фиксируется не только правильность ответов, но и время, которое является показателем скорости мыслительных процессов, сообразительности.
Субтест № 8. «Гибкость ума»
Цель: Оценка гибкости ума, речевой активности, словарного запаса.
Предложите ребенку за 1 минуту назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие. Например:
назови слова, обозначающие деревья ...;
назови слова, обозначающие диких животных ....
Субтест № 9. «Сравнение предметов»
Цель: Оценка сформированности операции мышления «сравнение предметов».
Для сравнения были предложены ребенку следующие пары понятий: муха – бабочка; книга – тетрадь. Вначале необходимо было задать ребенку короткие вопросы для того, чтобы он представил себе то, что он будет сравнивать. Затем надо предложить ребенку найти черты сходства и различия у сравниваемых понятий. Выделить по каким признакам (существенным или нет) проводилось сравнение, что ребенок лучше выделяет – черты сходства или различия.
Хороший результат если ребенок назвал по 2 признака сходства и различия заданной пары предметов.
Субтест №10 «Ответь на вопросы»
Цель: Оценка развития словесно – логического мышления.
Нам необходимо узнать: как ребенок ориентируется в реальном мире, как может объяснить те или иные закономерности, как сформировано у него умение обобщать, на сколько он знаком с предметным миром.
Ребенок отвечает на вопросы (смотри бланк). Всего 20 вопросов. Высокий уровень развития словесно – логического мышления – если ребенок ответил правильно на 15...16 вопросов.
Субтест №11 «Нелепицы»
Цель: Оценка развития образно – логического мышления
Ребенку демонстрируется картинка, на которой изображены разные нелепицы. Он должен был внимательно рассмотреть эту картинку и сказать, что нарисовано неправильно и объяснить, что не так, почему это не так и как на самом деле должно быть. На все задание дается не более 2 минут. Если ребенок обнаружит более 8 нелепиц – это хороший результат развития образно – логического мышления.
Общий вывод о когнитивной готовности ребенка к обучению в школе делается на основе оценки качества выполнения всех перечисленных субтестов.
Приложение 2.
ТЕСТ . ОРИЕНТИРОВКА В ОКРУЖАЮЩЕМ
(вопросник на осведомленность)
Процедура проведения.
Разговаривать с ребенком нужно неформально, доверительно, необходимо предоставить ему возможность свободно высказываться. Вопросы нежелательно зачитывать по бумажке, их необходимо знать наизусть. В случае, если ребенок испытывает затруднения, его нужно подбодрить. Ни в коем случае не следует торопить ребенка, ругать его за плохой ответ (или отсутствие ответа), проявлять недовольство. Беседа проводится индивидуально. Ответы испытуемого заносятся в протокол (ведется подробная запись).
1 этап
2 этап
1. Назови свое имя, фамилию.
Скажи свое полное имя.
2. Сколько тебе лет?
Когда ты родился?
Назови дату своего рождения.
3. Как зовут твоих родителей?
С кем ты вместе живешь? Как зовут твоих родителей?
4. Где и кем работают твои родители?
Кем работают твои родители?
Назови их профессии.
5. Как называется город, в котором ты живешь?
Где ты живешь? Назови свой адрес
6. В какое время года на деревьях появляются листочки?
Какое сейчас время года? Почему ты так считаешь?
7. Назови электроприборы, которые есть у вас дома.
Назови предметы, которые помогают в домашнем труде.
8. Пожар тушат пожарные, а хлеб пекут …
Поезд ведет машинист, а самолетом управляет…
9. Каких диких зверей ты знаешь? Назови.
Каких городских птиц ты знаешь? Перечисли.
10. Какие предметы квадратной формы ты знаешь?
Какие предметы прямоугольной формы ты знаешь?
11. Сколько дней в неделе? Назови день, следующий за средой.
Сколько дней в неделе? Назови соседей среды.
12. Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?
Как правильно попросить о помощи в любом деле?
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ: (оценка результатов производится в баллах)
1 балл – правильный, полный и самостоятельный ответ ребенка.
- при ответах на вопросы 1 и 3 допускается использование уменьшительных имен;
- при ответе на вопросы 7,9,10 должно быть названо не менее 3 правильных вариантов.
0,5 балла – односложный правильный или неточный ответ ребенка, допустимы уточняющие, вспомогательные вопросы;
0 баллов – неправильный ответ или затруднение в поиске ответа даже с помощью взрослого.
Итоговый уровень определяется на основе подсчета числа баллов по вопросам в протоколе обследования:
Высокий уровень
11-12 баллов
Хороший уровень
8-10,5 баллов
Средний уровень
6-7,5 баллов
Слабый уровень
3-5,5 баллов
Уровень патологии
0-2,5 баллов
Психологическая коррекция (рекомендации):
При недостаточном запасе знаний очень важно стимулировать интерес ребенка к окружающему. Фиксировать его внимание на том, что он видит во время прогулок, экскурсий. Надо приучать его рассказывать о своих впечатлениях; такие рассказы нужно заинтересованно выслушивать, даже если они односложны и сбивчивы. Полезно задавать дополнительные вопросы, стараясь получить более подробный и развернутый рассказ. Родителям следует посоветовать чаще читать ребенку детские книги, обсуждать с ним прочитанное и увиденное.
Приложение 3.
Тест для исследования произвольного внимания "Да и нет" Н.И. Гуткиной
Методика предназначена для исследования произвольного внимания и памяти при определении готовности детей к школе.
Ход выполнения задания.
Преподаватель обращается к детям со словами: "Сейчас мы будем играть в игру, в которой нельзя произносить слова "да" и "нет". Повтори, пожалуйста, какие слова нельзя будет произносить". (Ребенок их повторяет.) "Теперь будь внимателен, я буду задавать тебе вопросы, отвечая на которые нельзя произносить слова "да" и "нет". Понятно?". (Испытуемый подтверждает, что ему все ясно.)
Вопросы:
1. Ты хочешь идти в школу?
2. Ты любишь, когда тебе читают сказки?
3. Ты любишь смотреть мультфильмы?
4. Ты хочешь остаться еще на год в детском саду?
5. Ты любишь гулять?
6. Ты хочешь учиться?
7. Ты любишь болеть?
8. Ты любишь играть?
9. Ты сейчас спишь?
10. Ночью солнышко светит?
11. Ты любишь ходить к врачу?
12. Доктор стрижет детей?
13. Коровы умеют летать?
14. Тебя зовут... (неверное имя)?
15. Зимой бывает жарко?
16. Ты ходишь на работу?
17. Конфеты бывают горькими?
18. Трава белого цвета?
19. Парикмахер лечит детей?
20. Твой папа играет в куклы?
Обработка результатов.
Обработка экспериментального материала проводится путем подсчета баллов, начисляющихся за ошибки, под которыми понимаются только слова "да" и "нет". За каждую ошибку начисляется 1 балл. Если ребенок правильно ответил на все вопросы, то его результат равен 0. Чем хуже выполнено задание, тем выше суммарный балл. Употребление детьми просторечной лексики (слова "ага", "неа" и т.п.) не рассматривается в качестве ошибки.
Приложение 4.
Диагностика уровня развития произвольной сферы. "Домик"
Н.И. Гуткиной
Методика служит для диагностики уровня развития произвольной сферы и может использоваться при определении готовности детей к школьному обучению. Рассчитана на детей 5-10 лет.
Методика представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв.
Задание позволяет выявить: умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец; умение скопировать его. Эти умения предполагают определенный уровень развития произвольного внимания; пространственного восприятия; сенсо-моторной координации и тонкой моторики руки.
Перед ребенком кладется лист с "домиком". Педагог обращается к ребенку: "Не торопись, будь внимателен, постарайся, чтобы рисунок был точно такой же, как этот образец. Если ты что-то не так нарисуешь, то стирать ластиком нельзя. Надо поверх неправильного рисунка или рядом правильно нарисовать. Тебе понятно задание? Тогда приступай к работе".
Ход выполнения работы:
Перед выполнением задания педагог обращается к детям со словами: "Перед вами лежит лист бумаги и карандаш". На этом листе их просят нарисовать точно такую картинку, какую они видят на рисунке.
Обработка результатов:
Обработка экспериментального материала производится путем подсчета баллов, начисляемых за ошибки. В качестве ошибок рассматриваются:
а) отсутствие какой-либо детали рисунка (забор, дым, труба, крыша, окно, основание домика) -- 4 балла;
б) увеличение отдельных деталей рисунка более чем в два раза при относительно правильном сохранении размера всего рисунка (баллы начисляются за каждую деталь) - 3 балла;
в) неправильно изображенный элемент (колечки дыма, забор - правая и левая стороны, штриховка на крыше, окно, труба) - 2 балла. Элемент оценивается в целом. Если часть его скопирована верно, то начисляется 1 балл. Количество элементов в детали рисунка не учитывается;
г) неправильное расположение деталей в пространстве (забор не на общей с основанием домика линии, смещение трубы, окна и т.д.) -- 1 балл;
д) отклонение прямых линий более чем на 30° от заданного направления (перекос вертикальных и горизонтальных линий, заваливание забора) -1 балл;
е) разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены (за каждый разрыв) - 1 балл. В том случае, если линии штриховки на крыше не доходят до ее линии, 1 балл ставится за всю штриховку в целом;
ж) если одна линия заходит за другую (за каждое залезание), то ставите - 1 балл. Штриховка крыши оценивается в целом;
з) безошибочное копирование рисунка -- 0 баллов. За хорошее выполнение рисунка выставляется "0". Таким образом, чем хуже выполнено задан* тем выше полученная испытуемым суммарная оценка. Итак, О баллов -хорошо развито произвольное внимание; 1-2 балла -- среднее развитие произвольного внимания; больше 4 баллов -- слабое развитие произвольного внимания. Требуется учитывать возраст испытуемого. Пятилетние дети почти не получают оценку "О", если же испытуемый в 10 лет получает более 1 балла, то это свидетельствует о неблагополучии в развитии.
Некоторые замечания к проведению методики.
Если ребенок не нарисовал какие-то элементы, то ему предлагается воспроизвести их по образцу в виде самостоятельных фигур, чтобы проверить его умение нарисовать эти элементы. Их отсутствие может быть связано не с развитием произвольного внимания, а с неумением ребенка их нарисовать - тр., круг, квадрат, треугольник и т.д.). По ходу работы ребенка психолог [фиксирует:
- какой рукой он рисует;
- как работает с образцом: часто ли смотрит на него, проводит воздуш-1е линии над рисунком-образцом, сверяет ли сделанное с образцом или сует по памяти;
- быстро (или медленно) проводит линии;
- отвлекается ли во время работы;
- высказывается или задает вопросы во время рисования.
Приложение 5.
Прогрессивные матрицы Равена
УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ, ОБРАЗНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
(визуальное мышление - Тест Равена)
Инструкция:
Посмотри здесь нарисован коврик (показать), из него как будто вынули кусочек, получилась как будто дырочка (показать), а ниже нарисованы заплатки (показать). Посмотрите, какую из этих заплаток надо сюда (показать) положить, чтобы этой дырочки не было видно, чтобы ее не стало, чтобы рисунок совпал, чтобы картинка получилась правильная.
Покажите пальчиком эту заплатку» (Приложение № 6)
Как правило, дополнительные разъяснения требуются:
- детям-кинестетикам;
- детям-аудиалам;
- детям с нарушениями зрительного анализа;
- детям с недостаточно развитым мышлением.
Детям последовательно предъявляют матрицы в порядке возрастающей сложности. Если ребенок затрудняется при выборе правильного ответа, возможна подсказка с развернутым объяснением способа решения задачи. Это подсказка не снижает объективности теста, т.к. уровень сложности увеличивается. Если ребенок отвечает быстро, но неправильно, можно облегчить задание, закрыв половину предложенных для выбора рисунков.
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ
Обработка результатов происходит посредством сравнения ответов ребенка с ключом.
КЛЮЧ
1. Серия А
4, 5, 1, 2, 6, 3, 6, 2, 1, 3, 1, 6
2. Серия Ав
4, 5, 1, 6, 2, 1, 3, 4, 6, 3, 5, 2
Каждое совпадение с ключом оценивается в один балл. Если ребенок исправлял ответы, то следует засчитывать тот ответ, который он оставил, как правильный. Сам факт исправлений во внимание не принимается.
Уровни развития:
Высокий уровень
12 баллов
Хороший уровень
10-11 баллов
Средний уровень
7-9 баллов
Слабый уровень
5-6 баллов
Уровень патологии
0-4 балла
Рекомендации:
Тест Равена позволяет получить представление о том, умеет ли ребенок мыслить самостоятельно. Дело в том, что инструкция к тесту дается только в самом общем виде, который позволяет ребенку начать работу. Однако задания в тесте не однородны, и детям приходится самостоятельно несколько раз частично трансформировать и конкретизировать общий подход к их выполнению. Если дети с этим не справляются, то самостоятельность мышления пока не развита. Даже если развитие речи и мышления в индивидуальном тестировании у них оценивается высоко, все равно первое время в процессе обучения им частично будет требоваться помощь взрослых. Самостоятельно разбираться в заданиях и работать эти дети еще не умеют, и этому их надо учить.