Количественные и порядковые числительные (повторение темы)

2
0
Материал опубликован 11 February

​​​​​​​ Тема: Количественные и порядковые имена числительные.

Цель урока: обобщение и систематизация знаний учащихся о порядковых и количественных именах числительных, грамматических признаках и синтаксической роли в предложении

Задачи:

Обобщить знания учащихся по данной теме.

Закрепить орфографические навыки правописания числительных.

Продолжить работу по формированию читательской грамотности: находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в разных фрагментах текста; интегрировать и интерпретировать информацию.

Продолжить формирование у учащихся чувства гордости за Родину.

Формирование метапредметных УУД:

Коммуникативные:

формирование навыков учебного сотрудничества в ходе индивидуальной, парной и групповой работы,

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;

Регулятивные:

формирование навыков контроля в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;

внесение необходимые дополнений и корректив и определение способов действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта.

Познавательные:

объяснение языковых явления, процессов, связей и отношений, выявляемые в ходе исследования предложений

.Планируемые результаты:

Ученики научатся применять знания о порядковых и количественных числительных в практике их правописания в соответствии с орфографическими нормами русского языка.

Ученики получат возможность

извлекать необходимую информацию из словарей и дополнительных источников;

использовать эту информацию в различных видах деятельности.

Тип урока урок систематизации и обобщения знаний и умений.

Форма урока: урок-путешествие.

Класс: 6

Оборудование: мультимедийный проектор, словари, карточки, лист оценивания


Ход урока:

Организационный этап.

Этап мотивации.


Учитель. Здравствуйте, ребята.

Встало солнышко давно,

Заглянуло к нам в окно.

Нас оно торопит в класс,

Русский ведь язык у нас!

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво,

Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись, тихо сели.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Учитель. Ребята, отгадайте загадку. О какой части речи мы продолжим разговор на уроке. Сформулируйте тему нашего урока.

Быстро предметы оно сосчитает,

Строгий порядок при счете их знает.

На два вопроса ответит вам только.

Эти вопросы: который? и сколько?

Цифры частенько его заменяют,

Люди его в устной речи склоняют.

Часто при этом они ошибаются.

Как его звать, кто скорей догадается?

Ученик. Тема нашего урока «Имя числительное».

Учитель. Сегодня мы продолжим работу по теме «Имя числительное». Используя слова «закрепить», «повторить» сформулируйте цель нашего урока.

Ученики формулируют цель урока.

Учитель. Почему нужно знать тему «Имя числительное». В каких жизненных ситуациях вам пригодятся знания об имени числительном?

Ученики высказывают свои мысли.

Актуализация знаний.

Учитель. Используя просмотровое чтение раздела «Морфология. Имя числительное. Культура речи» и карточки- помощницы, составьте кластер по теме «Имя числительное». Отведенное время- 3 минуты.

Ученики составляют кластер.

Ученики представляют свой кластер.

Учитель. Какая группа желает дополнить кластер предыдущей группы? Используя ручку другого цвета, дополните положения своего кластера, если в нем были представлены не все понятия.

Ученики выполняют работу.

Обобщение и систематизация знаний

Учитель. Урок у нас необычный. Мы знаем, что в 2025 году исполняется 80 лет Великой Победе русских войск над фашистской Германией. Огромен был вклад каждого жителя нашей страны в дело Победы. Сегодня мы совершим путешествие по некоторым местам сражений. Маршрут нашего путешествия - Брестская крепость - город-герой Москва - Старое Мокшино.

Выработаем правила поведения по пути следования маршрута.

Ученики предлагают правила поведения.

Выполнил задание сам, не мешай работать другим.

Активно работай в группе.

Уважай мнения одноклассников.

Забыл правило - загляни в учебник.

Оценивай себя и своего партнера в «Листе оценивания» объективно.

Учитель. Чтобы начать наше путешествие, необходимо выполнить первое задание.

Выборочный диктант. Выпишите числительные или словосочетания, которые содержат числительные.

Получить пять, принести в дневнике пятерку, распределиться по трое, малышу шесть лет, пятилетний малыш, пятый по счету, пятерка по музыке, восемь рублей, первый, один, односторонний, первостепенный, пятерня, пятерка, два, двойка, двойня, второй, повторить.


Учащиеся выполняют задания.

Учитель. Проверьте работу друга, опираясь на эталон.

Взаимопроверка по эталону. ( Получить пять, малышу шесть лет, пятый по счету, восемь рублей, первый , один, пять, два, второй. Орфограммы: правописание ь в числительных. Правописание предлогов с другими словами).

Учитель. Все справились с заданием? Молодцы. Мы можем смело начать движение по маршруту. Пункт отправления – Брестская крепость .

Брестская крепость – старинная военная крепость.

Учитель. Запишите это предложение, подчеркните грамматическую основу, объясните постановку знаков препинания.

(Один из учащихся работает у доски, остальные- в тетрадях)

Учитель. Проверьте работу. Все справились с заданием? Молодцы. Продолжаем нашу работу.

Задание 3. Прочитайте текст. Выполните задания:

1.Определите тему текста.

2. Что вы узнали о защитниках крепости?

3. Найдите в тексте толкование слова «форт».

4 Определите по Толковому словарю значение слова «каземат»

Опираясь на кластер, выпишите числительные в тетради: первая группа учащихся выписывает количественные числительные и определяет их разряд; вторая группа учащихся выписывает порядковые числительные и определяет их род . Объясните правописание числительных.

Текст.

Ещё в древние времена в том месте, где в реку Западный Буг впадает один из его притоков - небольшая речка Мухавец, - на пологих холмах, покрытых густыми зарослями береста, возникло славянское поселение - Берестье. Впоследствии оно превратилось в довольно значительный и укреплённый город, который стал называться Брестом. Русские военные инженеры, умело используя особенности местности, создали здесь неприступные укрепления. Массивный земляной вал высотой в10 метров оградил со всех сторон крепостную территорию, протянувшись в длину на шесть километров. В толще этого вала были устроены складские помещения. 500 казематов казарменного здания могли вместить гарнизон численностью в 12 тысяч человек со всеми запасами, необходимыми на длительное время. Крепость обносилась поясом фортов – отдельных укреплений, снабжённых артиллерией и гарнизоном.

Именно Брест первым столкнулся с фашистскими захватчиками. 22 июня 1941 года в 3 часа 15 минут утра началось нападение на крепость, которое просто застало врасплох жителей крепости... На тот момент в ней находилось около 7 тысяч воинов и членов их семей.

Фашисты рассчитывали захватить крепость за несколько часов стремительным ударом. Но крепость не сдалась, она истекла кровью. Ни одно полковое знамя не попало в руки фашистов.

В 3 часа 45 минут 22 июня начался штурм, и только лишь 30 июня удалось фашистам прекратить организованную оборону крепости.

( Группы выполняют поставленную задачу. Один из членов группы зачитывает ответ. Члены другой группы следят за правильностью высказывания и оценивают деятельность группы).

Проверяем выполнение работы по эталону

Количественные числительные

Порядковые числительные

Десять метров, шесть километров, пятьсот казематов, двенадцать тысяч человек, семь тысяч воинов, три часа, сорок пять минут, ни одно знамя.

Все числительные целые. Орфограмма : Правописание ь в числительных

Первым, двадцать второго июня, тысяча девятьсот сорок первого года, тридцатого июня.

Орфограмма : Правописание ь в числительных, правописание числительного тысяча




Учитель. Молодцы. Продолжаем наше путешествие. Следующая остановка – город-герой Москва.

Задание. Прочитайте предложенные тексты.




текст 1



t1739271455aa.jpg t1739271455ab.jpgтекст 3

t1739271455ac.png


t1739271455ad.jpgt1739271455ae.jpg





Текст 2 Текст 4

Выполните задания.

Какой темой объеденены тексты?

Почему солдат стали называть панфиловцами?

Составьте предполагаемый маршрут движения фашистов.

Какие слова политрука Василия Клочкова облетели весь фронт и стали крылатыми? Какое значение имели эти слова для русских воинов?

Какое значение имел подвиг панфиловцев?

Сколько воинов удерживали атаку танковых войск противника? Запишите ответ. (Двадцать восемь воинов удерживали атаку танковых войск противника).

Выполните морфологический разбор числительного двадцать восемь (воинов) , используя алгоритм разбора на странице 69 учебника. Проверьте выполнение работы по эталону.

Оцените свою работу по критериям :

Работа по группам. Задание первой группе: прочитайте текст №4, определите разряд выделенных числительных. Укажите их падеж.

Задание второй группе учащихся: определите синтаксическую роль выделенных в тексте №2 числительных

Учитель. Молодцы. Все успешно справились с заданием, и мы всей группой продолжаем путь. Но сидеть в автобусе без движений долгое время трудно. Нужно провести разминку.

Физкультминутка.

Раз – подняться. Подтянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за стол тихонько сядь.

Учитель. Какие разряды числительных использованы во время проведения разминки?

Учитель. Учитель. Мы и не заметили, как прибыли на родину в село Старое Мокшино. Жители нашей деревни тоже защищали страну во время Великой Отечественной войны. Среди них были ваши прадедушки и прабабушки.

Задание. Прочитайте историческую справку. Сколько жителей села не вернулись на родину? Письменно просклоняйте числительное 175(жителей)

В селе Старое Мокшино в память об участниках Великой Отечественной войны 9 мая 2010 года был открыт обелиск. Его построил уроженец села, бизнесмен и меценат Анатолий Константинович Самаренкин.

Всего из Старого Мокшина ушли на войну более 350 бойцов, половина из них не вернулась к родным очагам. Имена фронтовиков увековечены на плитах мемориала.

(Учащиеся склоняют числительное, выполняют самопроверку, самооценивание. Критерии оценивания отражены на слайде).

V.Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Задание. Выполните тренировочные задание на сайте https://resh.edu.ru/subject/lesson/6995/conspect/258493/

Задания 10, 11,12,13,14

(самопроверка на сайте)

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Учитель. Мы благополучно вернулись домой. Здесь нас ожидает выполнение домашнего задания.

Задание 1. Используя воспоминания родственников, материалы школьного музея, исторические документы, воспоминания жителей, напишите сочинение-миниатюру «Мой родственник - солдат Великой Отечественной войны ». В творческую работу включите порядковые и количественные числительные.

Или

Задание 2. Выполните упражнение 543. Спишите один из абзацев, в котором говорится об освоении Северного Ледовитого океана русскими людьми, заменяя цифры словами.


VII. Рефлексия.

Учитель. Проанализируйте свою деятельность на уроке.

Выберите предложения и продолжите их

Сегодня на уроке узнал(а)….

У меня сегодня получилось….

С заданием … мне было нелегко справиться.

Из полученной на уроке информации мне особенно запомнилось…

Я хотел(а) бы поблагодарить …. за….

Учитель. Как оцениваете свою деятельность на уроке? Поставьте себе отметку за урок, опираясь на «Лист самооценки»

Выставление оценок и их комментирование.















Приложение

Критерии для самооценивания и взаимооценивания

«5»- 0 ошибок

«4»- 1-2 ошибки

«3» -3-5 ошибок

«2» - 6 ошибок и более

Карточки-помощницы

числительные

дробные


собирательные





целые



количественные


порядковые




сколько?

какой по счету?





количество предметов, число

Порядок предметов при счете







Лист самооценки

Номер задания

отметка












в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.