Статья «Коллективное творчество как средство развития социальной активности младших школьников»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 18»
г. Новосибирск
Авторы:
М.И.Кочева, учитель начальных классов
Н.Н.Наумова, учитель начальных классов
МБОУ СОШ №18, г. Новосибирск
Коллективное творчество, как средство развития социальной активности младших школьников
(из опыта работы)
За последнее время принято много новых государственных документов, активно влияющих на процессы воспитания и социализации детей и молодежи: Конституция Российской Федерации 2020 года, Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования (2021г.), Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан РФ» и другие. В 2021 году по поручению Министра Просвещения РФ Сергея Кравцова была создана программа развития социальной активности младших школьников «Орлята России», в разработке которой участвовал ВДЦ «Орленок» и педагоги Корпоративного университета Российского движения школьников.
Начальная школа закладывает фундамент процесса социального воспитания, осмысления ребёнком себя в окружающем мире, выстраивания системы коммуникации со сверстниками и взрослыми. Благодаря Программе «Орлята России» ребята младших классов намного легче и, главное, в интересных игровых, творческих и познавательных формах, включаются в общественную жизнь класса и школы. Программа дает возможность проявить себя не только в коллективном, но и в личностном формате, поддерживает инициативность и стремление побеждать, учит самостоятельности. Программа позволяет решать одну из главных задач государственной политики в сфере образования – сохранение и развитие единого образовательного пространства России. Участие детей и педагогов в Программе «Орлята России» способствует вовлечению младших школьников в социально-значимую деятельность на всех уровнях общественной жизни, от семьи и школы до региона и всей России. Внедрение в образовательный процесс Программы также способствует восстановлению накопленного опыта воспитательной работы с подрастающим поколением и его дальнейшему развитию, наполнению с учётом всех вызовов современного мира.
Программа «Орлята России» - это программа про нашу страну, нашу малую родину, про региональный компонент, про дружбу.
Программа включает в себя реализацию семи треков. Каждый трек имеет своё название, свой символ. На каждый трек отводится месяц. Треки проекта включают в себя серию тематических занятий, на которых проводятся творческие, игровые, дискуссионные, спортивные и развивающие занятия для детей младшего школьного возраста. Данная программа удобна для каждого педагога тем, что предлагает готовые методические разработки по каждому треку и занятию. В методических разработках есть активные ссылки, переходя по которым можно скачать весь необходимый материал для занятий: презентации, кроссворды, лото, карточки, музыку и многое другое.
В нашей школе программа «Орлята России» реализуется с 2023 года в 2 классах 3 «а» и 4 «а». В течение года мы с ребятами прошли все семь треков.
1. Орленок – лидер
Цель: формирование лидерских качеств, умения работать в команде, брать на себя ответственность за решения, формирование актива класса.
Коллективные творческие дела: День рождения класса, поздравление педагогов с Днем учителя, «Сочиняем вместе сказки», Праздник Осени.
2. Орленок – эрудит
Цель: знакомство с разными способами получения информации, необходимой для успешной деятельности, в том числе познавательной.
Коллективные творческие дела: участие в интеллектуальных играх и олимпиадах различного уровня, занятие для дошкольников «Первый в космосе».
3. Орленок – мастер
Цель: знакомство с пониманием того, что можно быть мастерами в разных сферах деятельности, в разных профессиях.
Коллективные творческие дела: мастер-класс «осенние портреты», вокальные, хореографические, театральные конкурсы различного уровня, спектакль «Почта» - подарок первоклассникам на Праздник Азбуки, Сибирский фестиваль счастья, «День яблок».
4. Орленок - спортсмен
Цель: формирование здорового образа жизни, привитие интереса к физической культуре и спорту. Усиление двигательной активности детей.
Коллективные творческие дела: рекламный ролик «Здоровый перекус», участие в спортивных соревнованиях, Смотр строя и песни, научили дошколят и первоклассников играть в русские народные игры.
5. Орленок – эколог
Цель: формирование экологического мышления и экологической культуры.
Коллективные творческие дела: изготовление кормушек для зимующих птиц, «Жить ЭКОлогично» - встреча с депутатом Е.Н.Козловой, выращивание рассады дубков (желуди собрали во время экскурсии) для посадки на школьном дворе, участие в экологическом субботнике, использование вторсырья для изготовления поделок.
6. Орленок – хранитель исторической памяти.
Цель: проявление интереса к изучению истории своей страны, формирование ценностного отношения к понятию «семья». Воспитание чувства любви к своей семье, малой родине, России.
В школе активно работают Музей боевой славы и Музей старины «У истоков».
Коллективные творческие дела: Урок мужества «900 блокадных дней», спектакль «Каша из топора» для первоклассников и воспитанников детского сада № 281, выступление на Посту № 1, участие в линейке, посвященной окончательному снятию блокады Ленинграда, фестиваль «Песня-душа народа», участие в акции «Окна Победы», флешмоб «День единства».
7. Орленок – доброволец
Цель: создание и поддержание общего настроения добра, взаимопонимания, удовлетворенности не только в рамках трека, но и в обычной жизнедеятельности детей.
Коллективные творческие дела: Встреча с членами общества слепых «Мир на кончиках пальцев», «Чужих бабушек и дедушек не бывает» КТД в Доме ветеранов Дзержинского района, акция «Миска добра», поздравление жителей домов с праздниками (изготовление и размещение плакатов на подъездах), акция «Орлята дошколятам».
Коллективные творческие дела мы организуем в соответствии с технологией, разработанной И.П. Ивановым. В качестве примера предлагаем одно из них - «Чужих бабушек и дедушек не бывает».
1 стадия. Предварительная работа связана с поиском интересного, полезного, значимого дела, созданием положительной мотивации для приложения коллективных усилий.
Недалеко от нашей школы находится Дом ветеранов, в котором живут одинокие пенсионеры. Классные руководители рассказали детям о том, как не хватает этим людям общения, маленьких радостей. Учеников захватила идея побывать в гостях у этих людей, развлечь, пообщаться и подарить на память сувениры, изготовленные собственными руками.
2 стадия Коллективное планирование связана с определением конкретных дел для достижения конкретной цели и нормирование деятельности.
Ребята предложили подготовить концерт, сделать своими руками сувениры. Была определена дата проведения мероприятия.
Представители 3 и 4 классов составили общий маршрутный лист, с которым вернулись в свои коллективы.
3 стадия Коллективная подготовка дела связана с конкретизацией работы каждого участника и всего коллектива в целом, координацией и согласованием этой работы, поддержанием интереса к ней внутри коллектива.
В соответствии с планом каждый класс разделился на группы в соответствии с заданием (инсценирование, танец, песня, стихи, поделки), выбрали лидеров, составили свои маршрутные листы, и работа закипела.
В назначенный срок лидеры групп доложили о готовности к проведению мероприятия. Актив из обоих классов составил концертную программу.
4 стадия Проведение КТД связана с проведением мероприятия, которое становится для ребят настоящим событием.
1 февраля 2024 г. ребята отправились в Дом ветеранов. Они показали концерт, подарили сувениры, изготовленные своими руками.
После основного мероприятия дети общались с бабушками и дедушками, слушали рассказы об их детстве, задавали много вопросов. Особый интерес вызвали воспоминания о детстве, которое пришлось на годы войны.
Встреча стала полезной для обеих сторон.
5 стадия Коллективное подведение итогов связана с коллективной рефлексией, помогающая проанализировать успехи и недочеты, сделать выводы.
Вернувшись в школу, ребята собрались вместе и подвели итоги мероприятия. Они отметили, что все ученики были задействованы, внесли посильную лепту в КТД. Лидеры отметили слаженную работу своих групп.
6 стадия Ближайшее последействие КТД связано с обменом полученным опытом в ходе проведенного дела и планированием нового дела.
Ребята 3 и 4 классов обменялись опытом организации работы в группах. «Орлята» решили продолжить общение с жителями Дома ветеранов, поздравлять их с праздниками, вести исследовательскую работу.
При планировании КТД мы опираемся на слова И.П.Иванова:
«Каждое дело – с пользой, иначе - зачем?
Каждое дело – людям, иначе – зачем?
Каждое дело – творчески, иначе – зачем?»
Итоги реализации программы внеурочной деятельности «Орлята России»:
Для обучающихся (по результатам анкетирования):
- стали более ответственными, самостоятельными,
- научились работать в команде,
- научились планировать КТД и анализировать его результат,
- обрели новых друзей,
- поверили в свои способности.
Для педагогов:
- помощь в реализации Программы воспитания.