Комбинированный урок литературы в 9 классе на тему «Красота лилий в природе и в поэзии»
Комбинированный урок литературы в 9 классе
Тема урока: Красота лилий в природе и в поэзии.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: Урок-исследование.
Цели урока:
1. Образовательные:
- обобщить и пополнить знания о средствах художественной выразительности языка (литература);
- формировать умение школьников работать с дополнительной литературой, обобщать, делать выводы;
2. Воспитательные:
- воспитывать у учащихся нравственные качества, которые помогают ярче и образнее увидеть в поэзии совершенство и красоту цветов, а значит, и мира, почувствовать единство человека и природы, бережно относиться к природе, попытаться присоединиться к её божественной гармонии.
- познакомить учащихся с легендами цветов (лилий), привить любовь к литературе, к поэзии.
3. Развивающие:
- развивать навыки работы с поэтическим текстом;
- развивать образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;
- совершенствовать культуру речи;
- продолжить формировать умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы.
Роль: воспитание любви к природе, к поэтическим произведениям, воспитание у учащихся добра….
Методы обучения:
- частично-поисковый;
Индукция. Создание эмоционального настроя
На экране изображение различных цветов. Звучит песня о цветке
Учитель:
Цветы……
Цветы, как люди, на добро щедры,
И, щедро нежность людям отдавая,
Они цветут, сердца отогревая,
Как маленькие теплые костры.
Вслушайтесь, ребята, в музыку. Представьте тот радостный танец цветов, который вы создадите силой своего воображения.
Нет на земле ничего прекраснее и нежнее цветов – этого хрупкого и драгоценного дара природы. Нет ничего поэтичнее и живописнее цветов – этой чудесной музыки, удивительной гармонии форм, линий, красоты.
Народная мудрость гласит: «Кто выращивает цветы, тот приносит радость себе и людям».
Сегодня, ребята, мы поведем разговор о таком красивом цветке, называемой - лилия. И назовем мы урок: Красота лилий в природе и в поэзии.
Красота цветов смягчает душу и раскрывает лучшие грани человеческого характера.
Лилии были известны людям за тысячи лет до нашей эры и выращивались как пищевые, лекарственные и декоративные растения. По географическому происхождению лилии делят на европейские, кавказские, азиатские и североамериканские.
Слайд: различные лилии, песня о лилии.
- И урок начнем со страницы «Все о лилии…», т.е. послушаем ваши информации.
Информации учащихся о лилии:
- Об этих прекрасных цветах было сложено множество историй, мифов и легенд. Издавна люди поклонялись лилии как одному из самых прекрасных созданий на земле. Даже пожелание благополучия звучало так: "Пусть твой путь будет усыпан розами и лилиями". Слайд
1. Легенды.
2. О значениях лилии для народов.
- Несмотря на их короткий век жизни, всегда было почтительное и благоговейное отношение, им поклонялись и возводили в ранг государственных символов.
3. Изображения - в гербы????
- В наше время цветы до сих пор остаются символом красоты, гармонии, любви. Получить в подарок цветы приятно каждому, их красота, яркость и свежесть не оставляют равнодушным никого.
- Многие дикорастущие виды из-за высокой декоративности цветков были введены в культуру и послужили основой для создания около 4 тысяч сортов.
4. О разновидностях, о строении, где растут…
У нас в Якутии произрастает два вида лилий: Лилия-пенсильванская и Лилия-кудреватая.
Слайд – Лилии.
- Каждый цветок словно волшебная, божественная мелодия.
А что помогает нам услышать в стихах эту великолепную мелодию? (художественные выразительные средства.)
Учитель: Вспомним, какие знаем художественные выразительные средства. (Сравнение, метафора, эпитет, олицетворение.)
Учитель : Что такое сравнение?
(Сравнение – изображение одного предмета путём сопоставления, сравнения его с другим)
Учитель : Что такое метафора?
(Метафора – это употребление слова в переносном значении на основе сходства между явлениями.)
Учитель : Что такое эпитет? (Эпитет – это художественное определение предмета или явления.)
Учитель : Олицетворение? (Олицетворение – это изображение неодушевлённых предметов и животных в виде живых существ, способных действовать, чувствовать, мыслить.)
- Поэтов и писателей всегда привлекал этот необыкновенный мир. Нередко цветы «растут» на страницах книг, и эти страницы пробуждают в нашей душе чувство красоты. А это значит, что среди нас не будет людей с ледяным сердцем.
Учитель: А теперь обратимся к стихотворениям, которые вы подобрали
к сегодняшнему уроку… Много ли говорится о лилии в поэзии?
Давайте, проверим домашнее задание:
(- Найти стихотворения о лилии в поэзии.
- Схема анализа стихотворения
- Какие мысли и чувства вызывает?
- Имеет ли название? Что в нем отражено?
- Найдите в стихотворении глаголы. Какое ощущение помогают передать эти глаголы?
- Какие изобразительные средства помогают поэтам создать образ лилий и одновременно выразить собственные чувства и настроения?)
- Можно иллюстрировать свое представление. (…Я вижу лилию….)
- В России этот цветок появился при Петре I.
Но сибиряки и уральцы утверждают. что у них лилии росли издавна. В настоящее время в диком виде лилии растут на Кавказе. в Сибири, на Урале, на Дальнем Востоке и в средней полосе России.
- А, много ли растет у нас лилий?
- Знаете ли вы какие виды растут? В какой местности? ( в основном по берегам рек,…)
- Можно ли развести их? Каким способом? (Так как растение луковичное ее можно пересадить, а можно и семенами…)
- А сколько об этом цветке сложено стихов и песен нашими якутскими поэтами. «Сахам сирин сардааната…» Стихи на родном языке….Анализ…
- Для чего автор использует сравнение в своём стихотворении?
- Благодаря сравнению мы видим отношение автора к окружающему миру, представляем необычные яркие образы. (Пример –легенда…)
….Для чего автор использует метафоры в своём стихотворении?
- Метафора помогает увидеть предмет по-новому, передать отношение автору к явлению.
…Для чего автор использует эпитеты в своём стихотворении?
- Эпитеты помогают ярко, красочно представить образы, почувствовать отношение автора к нему.
….Для чего автор использует олицетворение в своём стихотворении?
- Олицетворения помогают наиболее ярко изобразить явление, предать изображаемому определённую эмоциональную окраску, выразить мысль об единстве мира и человека.}}}
- Среди декоративных растений лилии занимают одно из ведущих мест благодаря красоте, разнообразию форм, аромату и богатой окраске цветков: белой, кремовой, розовой, сиреневой, жёлтой, абрикосовой, оранжевой, красной.
Ребята, вы наверное на уроках биологии говорили о том, от чего зависит окраска цветков? Почему одни цветки жёлтые, другие голубые, третьи красные? (Слайд) .
(Это зависит от пластид, находящихся в органах цветкового растения.)
- А что такое пластиды? (Пластиды - это органоиды растительной клетки, содержащие различные пигменты (красящие вещества. Разновидность пластиды: лейкопласты, хлоропласты, хромопласты. Лейкопласты – это бесцветные пластиды. Хлоропласты – это зелёные пластиды. Хромопласты – это жёлтые, красные, оранжевые пластиды.) (Слайд)
- Лилия не только красива, она еще и благоприятствует нашему здоровью.
Ребята, расскажите нам, пожалуйста, что вы узнали об этом. { Луковицы съедобны. Ранее использовались для варки молочной каши. Используется как болеутоляющее и кровоостанавливающее средство. Занесены в Красную книгу.}
- Красная книга… Какие сорта лилий входят в состав охраняемых?
(…. Лилия-пенсильванская , Лилия-кудреватая….)
Вывод:
Итак, какой вывод можно сделать к нашему уроку?
Сколько достоинств у такого нежного цветка!.... Сколько значений!....
Рефлексия:
- Ребята, что вы сегодня чувствовали на уроке? (Переживали, радовались вместе с поэтами; любовались, восхищены красотой лилий, …. )
- Могли бы вы сами сочинить стихотворение о лилии? Что будете отражать в своих стихотворениях?
- Хотели бы вы еще участвовать на таких уроках? Если да, то какой цветок вы хотели бы исследовать?
Домашнее задание: сочинить стихотворение о лилии на любом языке.
Учитель: Мир цветов таинственен и чудесен. Народная мудрость гласит: «Кто выращивает цветы, тот приносит радость себе и людям».
Ребята, если каждый посадит и вырастит хотя бы один цветок, земля превратится в сад...