12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Егорова Лидия Николаевна26
3

Комбинированный урок литературы в 9 классе. Тема урока: Красота лилий в природе и в поэзии.

Комбинированный урок  литературы  в 9 классе


Тема урока: Красота лилий в природе и в поэзии.

Тип урока:  комбинированный.

Форма урока: Урок-исследование.

Цели урока:

1. Образовательные:

  • обобщить и пополнить знания о средствах художественной выразительности языка (литература);
  • формировать умение школьников работать с дополнительной литературой, обобщать, делать выводы;

2. Воспитательные:

  • воспитывать у учащихся нравственные качества, которые помогают ярче и образнее увидеть в поэзии совершенство и красоту цветов, а значит, и мира, почувствовать единство человека и природы, бережно относиться к природе, попытаться присоединиться к её божественной гармонии.
  •  познакомить учащихся с легендами цветов (лилий), привить любовь к литературе, к поэзии.

3. Развивающие:

  • развивать навыки работы с поэтическим текстом;
  • развивать образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;
  • совершенствовать культуру речи;
  • продолжить формировать умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы.

Роль: воспитание любви к природе, к поэтическим произведениям, воспитание у учащихся добра….

Методы обучения:

  • частично-поисковый;

Индукция.  Создание эмоционального настроя

На экране изображение различных цветов.  Звучит песня о цветке  

Учитель:

Цветы……

Цветы, как люди, на добро щедры,
И, щедро нежность людям отдавая,
Они цветут, сердца отогревая,
Как маленькие теплые костры.

      Вслушайтесь, ребята, в музыку.  Представьте тот радостный танец цветов, который вы создадите силой своего воображения.

      Нет на земле ничего прекраснее и нежнее цветов – этого хрупкого и драгоценного дара природы. Нет ничего поэтичнее и живописнее цветов – этой чудесной музыки, удивительной гармонии форм, линий, красоты.

     Народная мудрость гласит: «Кто выращивает цветы, тот приносит радость себе и людям».

Сегодня, ребята,  мы  поведем разговор о таком красивом цветке, называемой - лилия. И назовем мы урок: Красота лилий в природе и в поэзии.

Красота цветов смягчает душу и раскрывает лучшие грани человеческого характера.

    Лилии были известны людям за тысячи лет до нашей эры и выращивались как пищевые, лекарственные и декоративные растения. По географическому происхождению лилии делят на европейские, кавказские, азиатские и североамериканские.

 Слайд: различные лилии, песня о лилии.

- И урок начнем со страницы  «Все о лилии…», т.е. послушаем ваши информации.

Информации учащихся о лилии:

- Об этих прекрасных цветах было сложено множество историй, мифов и легенд. Издавна люди поклонялись лилии как одному из самых прекрасных созданий на земле. Даже пожелание благополучия звучало так: "Пусть твой путь будет усыпан розами и лилиями". Слайд

1. Легенды.

2. О значениях лилии для народов.

- Несмотря на их короткий век жизни, всегда было почтительное и благоговейное отношение, им поклонялись и возводили в ранг государственных символов.

3. Изображения - в гербы????

- В наше время цветы до сих пор остаются символом красоты, гармонии, любви. Получить в подарок цветы приятно каждому, их красота, яркость и свежесть не оставляют равнодушным никого.

- Многие дикорастущие виды из-за высокой декоративности цветков были введены в культуру и послужили основой для создания около 4 тысяч сортов.

4. О разновидностях, о строении, где растут…

У нас в Якутии произрастает два вида лилий: Лилия-пенсильванская и Лилия-кудреватая.

    Слайд – Лилии.

- Каждый цветок словно волшебная, божественная мелодия.

А что помогает нам услышать в стихах эту великолепную мелодию? (художественные выразительные средства.)

Учитель: Вспомним, какие знаем художественные выразительные средства. равнение, метафора, эпитет, олицетворение.)

Учитель : Что такое сравнение?

(Сравнение – изображение одного предмета путём сопоставления, сравнения его с другим)

Учитель : Что такое метафора?

(Метафора – это употребление слова в переносном значении на основе сходства между явлениями.)

Учитель : Что такое эпитет?  (Эпитет – это художественное определение предмета или явления.)

Учитель : Олицетворение? (Олицетворение – это изображение неодушевлённых предметов и животных в виде живых существ, способных действовать, чувствовать, мыслить.)

- Поэтов и писателей всегда привлекал этот необыкновенный мир. Нередко цветы «растут» на страницах книг, и эти страницы пробуждают в нашей душе чувство красоты. А это значит, что среди нас не будет людей с ледяным сердцем.

Учитель:  А теперь обратимся к стихотворениям, которые вы подобрали

к сегодняшнему уроку… Много ли говорится о лилии в поэзии?

Давайте, проверим домашнее  задание:

(- Найти стихотворения о лилии в поэзии.

- Схема анализа стихотворения

  • Какие мысли и чувства вызывает?
  • Имеет ли название? Что в нем отражено?
  • Найдите в стихотворении глаголы. Какое ощущение помогают передать эти глаголы?
  • Какие изобразительные средства помогают поэтам создать образ лилий и одновременно выразить собственные чувства и настроения?)

- Можно иллюстрировать свое представление. (…Я вижу лилию….)


- В России этот цветок появился при Петре I.

Но сибиряки и уральцы утверждают. что у них лилии росли издавна. В настоящее время в диком виде лилии растут на Кавказе. в Сибири, на Урале, на Дальнем Востоке и в средней полосе России.

- А, много ли растет у нас лилий?

- Знаете ли  вы какие виды растут? В какой местности? ( в основном по берегам рек,…)

- Можно ли развести их? Каким способом? (Так как растение луковичное ее можно пересадить, а можно и семенами…)

- А сколько об этом цветке сложено стихов и песен нашими якутскими поэтами. «Сахам сирин сардааната…» Стихи на родном языке….Анализ…


-   Для чего автор использует сравнение в своём стихотворении?

Благодаря сравнению мы видим отношение автора к окружающему миру, представляем необычные яркие образы. (Пример –легенда…)

….Для чего автор использует метафоры в своём стихотворении?

- Метафора помогает увидеть предмет по-новому, передать отношение автору к явлению.

…Для чего автор использует эпитеты в своём стихотворении?

- Эпитеты помогают ярко, красочно представить образы, почувствовать отношение автора к нему.

 ….Для чего автор использует олицетворение в своём стихотворении?

- Олицетворения помогают наиболее ярко изобразить явление, предать изображаемому определённую эмоциональную окраску, выразить мысль об единстве мира и человека.}}}

-    Среди декоративных растений лилии занимают одно из ведущих мест благодаря красоте, разнообразию форм, аромату и богатой окраске цветков: белой, кремовой, розовой, сиреневой, жёлтой, абрикосовой, оранжевой, красной.

 Ребята, вы наверное на уроках  биологии говорили о том,  от чего  зависит окраска цветков?  Почему одни цветки жёлтые, другие голубые, третьи красные? (Слайд) . 

(Это зависит от пластид, находящихся в органах цветкового растения.)

-  А что такое пластиды? (Пластиды - это органоиды растительной клетки, содержащие различные пигменты (красящие вещества.  Разновидность пластиды: лейкопласты, хлоропласты, хромопласты. Лейкопласты – это бесцветные пластиды. Хлоропласты – это зелёные пластиды.  Хромопласты – это жёлтые, красные, оранжевые пластиды.) (Слайд)

- Лилия не только красива, она еще и благоприятствует нашему здоровью.

Ребята, расскажите нам, пожалуйста, что вы узнали об этом. { Луковицы съедобны. Ранее использовались для варки молочной каши. Используется как болеутоляющее и кровоостанавливающее средство. Занесены в Красную книгу.}

- Красная книга… Какие сорта лилий входят в состав охраняемых?

(…. Лилия-пенсильванская , Лилия-кудреватая….)


Вывод:

Итак, какой вывод можно сделать к нашему уроку?

 Сколько достоинств у такого нежного цветка!.... Сколько значений!....

Рефлексия:

- Ребята, что вы сегодня чувствовали на уроке? (Переживали, радовались  вместе с поэтами; любовались, восхищены красотой лилий, …. )

- Могли бы вы сами сочинить стихотворение о лилии?  Что будете отражать в своих стихотворениях?

- Хотели бы вы еще участвовать на таких уроках? Если да, то какой цветок вы хотели бы исследовать?

Домашнее задание: сочинить стихотворение о лилии на любом языке.

Учитель:  Мир цветов таинственен и чудесен. Народная мудрость гласит: «Кто выращивает цветы, тот приносит радость себе и людям». 
     Ребята, если каждый посадит и вырастит хотя бы один цветок, земля превратится в сад...


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.